Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
В точных науках принято считать, что если обнаружен хоть один факт, противоречащий теории, то теория неверна. Такой подход ошибочен даже в точных наук...полностью>>
'Документ'
Якими параметрами характеризується вражаюча дія ядерного вибуху? Як розподіляється енергія між вражаючими факторами при вибуху стратегічного заряду т...полностью>>
'Лекции'
Подпись автора почерка:  Контактные данные заказчика услуги имя: фирма: координаты: другая связь: Подпись заказчика услуги: Tel: +97 -3- 7 7 5 Web: ww...полностью>>
'Документ'
Файл-сервер является ядром локальной сети. Этот компьютер (обычно высокопроизводительный мини-компьютер) запускает операционную систему и управляет по...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

С.Р.ФИЛОНОВИЧ

Государственный университет -Высшая школа экономики (Москва)

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

В ГЛОБАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

Российское бизнесе-образование после десятилетия "уче­ничества" выходит на новый уровень, что требует при­стального внимания к мировым тенденциям в этой облас­ти. В частности, представляется полезным рассмотреть про­блемы бизнес-образования в нашей стране в глобальном контексте. Этот контекст определяется следующими тен­денциями.

Глобализация рынка образовательных услуг. Параллель­но с глобализацией бизнеса, предполагающей разрушение национальных границ в плане использования человечес­ких ресурсов, происходит и глобализация рынка образо­вательных услуг. Это означает, что потенциальные потре­бители этих услуг в поисках образовательного учреждения не ограничиваются только странами проживания и могут, будучи, например, европейцами, отправиться на учебу в американскую бизнес-школу, и, наоборот, американец может приехать учиться в Европу. Это обстоятельство имеет ряд следствий. Во-первых, резко усиливается конкурен­ция университетов и бизнес-школ за лучших студентов, что заставляет бизнес-школы постоянно искать новые ис­точники конкурентных преимуществ. Во-вторых, возни­кает потребность в установлении единых стандартов биз­нес-образования: менеджеры, получившие образование в разных странах, в силу глобализации бизнес-среды долж­ны говорить на одном языке. В-третьих, идут постоянные поиски новых форм обучения, учитывающих происходя­щие во внешней среде изменения. Это касается, в частно­сти, и продолжительности программ МВА (она постоянно сокращается), и организации учебного процесса (проис­ходит переход к интегративным курсам), и внедрения но­вейших технологий (дистанционное образование). Стрем­ление одной из ведущих бизнес-школ мира INSEAD гото­вить глобальных менеджеров материализовалось в созда­нии второго кампуса школы в Сингапуре: теперь студент ПО желанию может проучиться один семестр в Фонтенб-10, а второй — в Сингапуре и наоборот, поскольку программы, реализуемые в двух кампусах, абсолютно идентичны. Очевидно, что приобретение столь необходимого в современном бизнесе опыта кросс-культурных взаимодей-С гвий при обучении во Франции и Сингапуре делает программу INSEAD особенно привлекательной.

Миграция профессуры. Выравнивание уровня бизнес-об­разования в развитых странах происходит во многом благодаря усиливающейся миграции профессуры. В наши дни можно встретить европейцев, преподающих в американс­ких университетах, американцев, ведущих занятия в ази­атских школах бизнеса, и индийских преподавателей, ра­ботающих в ведущих университетах США. Следует отме­тить, что эта тенденция коснулась и России: у нас препо­дают иностранцы, а лучшие российские преподаватели ока­зываются востребованными за рубежом. Миграция про­фессуры, безусловно, способствует общему повышению качества обучения менеджменту.

Конкуренция со стороны корпоративных университетов. Прошедший в 1998 г. Глобальный форум по проблемам преподавания менеджмента отчетливо продемонстрировал растущую конкуренцию, которую традиционные универ­ситеты испытывают со стороны так называемых корпора­тивных университетов — полномасшабных учебных заве­дений, создаваемых крупными корпорациями. В настоящее время в мире насчитывается более 500 корпоративных уни­верситетов, программы которых в максимальной степени отражают потребности учредивших их деловых организа­ций. Следует иметь в виду, что в корпоративных универ­ситетах, как правило, учатся не только работники мате­ринской корпорации, но и сотрудники компаний-постав­щиков и компаний-клиентов учредителя университета. Этот подход способствует созданию сетей компаний, способ­ных быстрее и более гибко реагировать на потребности рынка. Появление корпоративных университетов требует от ютассических образовательных учреждений повышения

гибкости и усиления инновационной компоненты образо­вания. Хотя в России появляются лишь зародыши корпо­ративных университетов, в будущем их роль и в нашей стране будет возрастать, требуя от традиционных бизнес-школ соответствующей реакции.

Приближение образования к практике бизнеса. Бизнес-образование, в принципе, всегда отличалось от традици­онного академического образования. Примером тому мо­жет служить распространение метода конкретных ситуа­ций (case-study). Однако анализ потребностей современно­го бизнеса ясно показывает, что необходимо еще более тесное сближение обучения бизнесу и практики. Одной из форм такого сближения является дополнение метода кон­кретных ситуаций практикой выполнения учебных проек­тов в реальных организациях. Заметим, что под влиянием этой тенденции даже учебное заведение, в котором ро­дился метод case-study, — школа бизнеса Гарвардского уни­верситета — несколько лет назад была вынуждена пере­смотреть свою программу МВА, целиком основывавшую­ся на case-study. В этом отношении российскому бизнес-образованию нужно пройти еще достаточно длинный путь: первый объемный сборник российских конкретных ситуа­ций был издан совсем недавно, а сам метод еще не полу­чил широкого распространения в бизнес-школах России. Тем не менее у нас нет необходимости строго повторять путь развития мирового бизнес-образования, и мы можем "срезать углы", осваивая новые методы по мере их появ­ления.

Влияние прогресса технологии на бизнес-образование. Уже отмечалось, что формы организации учебного процесса в связи с развитием информационных технологий диверси­фицируются. Ведущие бизнес-школы развивают дистан­ционное образование. Например, бизнес-школа Мичиган­ского университета ведет дистанционную программу Global МВА, по которой в течение трех лет учатся менеджеры-практики в Южной Корее. Тот же Мичиганский универ­ситет организовал специальную программу для студентов, обучающихся в кампусе Эн-Арбор, в рамках которой они слушают лекции профессоров из Европы, используя видеотелеконференции. Большую инновационную програм­му осуществляет Открытый университет Великобритании, ранее развивавший дистанционное образование без использования телекоммуникаций. Учитывая размеры России, дистанционное образование, несомненно, должно полу­чить развитие и в нашей стране.

Однако у российского образования имеются и специ­фические проблемы. Ниже перечислены некоторые из них, 11 рсдставляющиеся автору наиболее существенными.

Связь содержания образования и потребностей рынка труда. Неизбежное на первых порах копирование западыx моделей бизнес-образования привело к возникнове­нию существенного разрыва в содержании образования, которое дают российские бизнес-школы, и потребностя­ми рынка труда в нашей стране. В подавляющем большин­стве школ преподаются концепции и модели менеджмента, которые плохо работают в условиях России. В то же время в учебных программах крайне слабо отражается спе­цифика российского менеджмента. Эти недостатки обус­ловлены двумя основными обстоятельствами. Во-первых, у нас почти не ведутся исследования, результаты которых могли бы послужить основой для разработки собственных моделей и приемов менеджмента, учитывающих особен­ности российской культуры и национального менталитета. Во-вторых, слабы контакты преподавателей бизнес-дис­циплин с реальным бизнесом, что ограничивает инфор­мационную базу учебных курсов. Пути разрешения этих проблем очевидны: необходимо развернуть исследования российского менеджмента, используя как наработанные за рубежом, так и собственные методики, а также уси­лить связь преподавания с реальным бизнесом, вовлекая преподавательский корпус в управленческое консульти­рование.

Подготовка преподавателей. Практика реализации Прешдентской программы подготовки управленческих кад­ров показывает, что в России наблюдается острый дефи­цит квалифицированных преподавательских кадров по общему и функциональному менеджменту. Его происхожде­ние вполне естественно, однако для существенного повы­шения качества российского бизнес-образования преодо­ление этого дефицита совершенно обязательно. Предпри­нимаемые сейчас попытки организовать систему перепод­готовки преподавателей, например, посредством проведе­ния летних школ (Санкт-Петербургский международный институт менеджмента - ИМИСП — провел уже две та­кие школы) пока приносят скромные результаты.

Введение государственного диплома МВА. Институцио-налйзация бизнес-образования в России не может счи­таться завершенной без государственного признания дип­лома MBA (Master of Business Administration). Это профес­сиональный диплом, признаваемый во всем мире как под­тверждение высшей квалификации в области менеджмен­та. Европейский фонд развития менеджмента (efrnd) вы­работал европейский стандарт программ МВА и проводит на его основе аккредитацию европейских школ бизнеса. Включение России в международное образовательное про­странство настоятельно требует "легализации" программ МВА у нас в стране. Введение государственного диплома МВА способствовало бы существенному повышению ка­чества бизнес-образования и, при правильной организа­ции процесса аккредитации этих программ, позволило бы решить целый спектр проблем российских вузов: от ук­репления их финансовой базы до уже упоминавшейся про­блемы подготовки преподавательских кадров.

Подготовка грамотных российских учебных пособий. Пос­ледняя (по порядку, но не по значимости) проблема рос­сийского бизнес-образования — это подготовка достойных учебных пособий. Сейчас уже можно говорить о том, что почти по всем бизнес-дисциплинам переведены доброт­ные западные учебники. Однако ограничиваться перевод­ной учебной литературой ни в коем случае нельзя. Необ­ходимо создание собственных учебников, аккумулирую­щих знания и опыт, накопленные за рубежом, однако основанных на российских реалиях. К сожалению, подав­ляющее большинство российских учебников и учебных пособий не удовлетворяет этим требованиям. Многие из них представляют собой очередное "изобретение велосипеда, другие - не очень грамотную компиляцию из устаревших зарубежных источников.

Таким образом, решая наши специфические российские проблемы развития бизнес-образования, мы должны и можем учитывать мировые тенденции в этой области. Только такой подход позволит лучшим российским учебным заве-1сниям если не войти в элиту мирового бизнес-образова­нии. то во всяком случае занять в нем достойное место.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Статья из книги: Голин Г. М., Филонович С. Р. Классики физической науки. М.: Высшая школа, 1989, стр. 514

    Статья
    За открытием аберрации света вскоре последовало её объяснение на основе эмиссионной теории. Эффект приписывался простому сложению скорости света со скоростью Земли на орбите.
  2. Программа для менеджеров «Управление развитием организации» (1)

    Программа
    Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. – М.: ИНФРА-М, 1 .
  3. Реферат звіт про ндр: 84 c., 190 джерел

    Реферат
    Мета роботи полягає у продовженні поглибленого вивчення науковцями кафедри історії Сумського державного університету актуальних питань історії України ХХ століття.
  4. Антон Павлович Благин "свет небес и земли" 86. 21 Б68 Благин Антон Павлович. Свет небес и земли. Часть I: Радиоволны и свет. Взгляд философа. Мурманск: Фонд культуры, 2002, с. 156. Эта книга

    Книга
    Эта книга о людях, изучавших свет и создававших естествознание, о Природе и о нашей непростой истории. Прочитав эту книгу, Вы узнаете также, каким представляли себе творческое первоначало Природы - Бога - учёные разных времён и народов.
  5. Федеральное агентство связи Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

    Документ
    естественнонаучная и гуманитарная культура; научный метод; история есте­ствознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные

Другие похожие документы..