Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Комплексне практичне індивідуальне завдання (КПІЗ) з дисципліни «Стандартизація обліку» виконується самостійно кожним студентом. КПІЗ охоплює всі осн...полностью>>
'Учебное пособие'
Учебное пособие содержит необходимые материалы по изучению курса «Стратегический менеджмент», читаемого студентам очного обучения направления бакалав...полностью>>
'Документ'
История факультета начинается с 10 мая 1980 года, когда на базе 11-х Центральных курсов усовершенствования политического состава было создано Минское...полностью>>
'Документ'
Автор книги, американская художница, специализирующаяся на популяризации медицинской литературы, пользуясь приемами приключенческого жанра, с исключит...полностью>>

Главная > Учебник

Сохрани ссылку в одной из сетей:

OCR: Ихтик (г.Уфа)

, ihtik@

Найдыш В.М.

Н20 Концепции современного естествознания: Учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. — 622 с. (в пер.)

ISBN 5-98281-006-1 (Альфа-М)

ISBN 5-16-001660-0 (ИНФРА-М)

Естествознание, являясь основой всякого знания, всегда оказывало на развитие гуманитарных наук значительное воздействие своими методами, методологическими и мировоззренческими установками и представлениями, образами и идеями. В учебнике раскрывается история естествознания и основные элементы современной естественно-научной картины мира, мировоззренческие и методологические представления, формирующиеся в нашу эпоху в недрах естествознания. В отличие от первого издания (М.: Гардарики, 1999) учтены некоторые характеристики биотехнологии, экологии, генной инженерии и др.

Для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям. Представляет интерес для преподавателей и специалистов в гуманитарных областях знаний.

В.М. Найдыш

Концепции современного естествознания

Издание 2-е, переработанное и дополненное

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям подготовки

Москва • Альфа-М • ИНФРА-М • 2004

УДК 50(075.8)

ББК 20

Н20

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор А.В. Кезин (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова)

доктор философских наук, профессор В.Н. Князев (Московский педагогический государственный университет)

© Найдыш В.М., 2003

© «Альфа-М»; «ИНФРА-М», 2004

Номер страницы предшествует странице – (прим. сканировщика)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие...............................................................................................13

Введение. Естествознание как отрасль научного познания.................16

В.1. Понятие культуры...........................................................................16

В.2. Материальная и духовная культура..............................................18

В.3. Наука как компонент духовной культуры....................................20

В.4. Проблема культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству.............22

В.5. Структура естественно-научного познания.................................26

Раздел I

Основные исторические периоды развития естествознания

1. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания..............34

1.1. Повседневное, стихийно-эмпирическое знание.........................34

1.2. Путь к абстракции количества.......................................................37

1.3. Мифология.......................................................................................42

2. Наука в цивилизациях древности........................................................52

2.1. Становление цивилизации.............................................................52

2.1.1. Неолитическая революция....................................................................52

2.1.2. Рационализацияформ деятельности и обшения...............................59

2.1.3. Разделение труда и развитие духовной культуры...............................63

2.1.4. Возникновение письменности.............................................................67

2.1.5. «Культурное пространство» древневосточных цивилизаций...........71

2.2. Развитие рациональных знаний в эпоху классообразования и цивилизаций Древнего Востока..........75

2.2.1. От Мифа к Логосу (Науке)....................................................................75

2.2.2. Географические знания.........................................................................78

2.2.3. Биологические, медицинские и химические знания.........................79

2.2.4. Астрономические знания......................................................................81

2.2.5. Математические знания........................................................................86

3. Создание первой естественно-научной картины мира в древнегреческой культуре..........90

3.1. Особенности древнегреческой цивилизации...............................90

3.1.1. Становление дневнегреческой цивилизации.....................................90

3.1.2. Социально-экономические особенности..........................................92

3.1.3. Культурно-исторические особенности...............................................95

3.1.4. От Хаоса к Космосу...............................................................................97

3.2. Категория субстанции....................................................................99

3.3. Мир как число............................................................................... 102

3.3.1. Пифагорейский союз...........................................................................102

3.3.2. Математические и естественно-научные достижения пифагореизма........103

3.4. Формирование первых естественно-научных программ.......... 107

3.4.1. Великое открытие элеатов..................................................................107

3.4.2. Атомистическая программа................................................................110

3.4.3. Математическая программа................................................................112

3.5. Физика и космология Аристотеля............................................... 114

3.5.1. Учение Аристотеля о материи и форме.............................................114

3.5.2. Космология Аристотеля......................................................................116

3.5.3. Основные представления аристотелевской механики....................117

3.6. Естествознание эллинистически-римского периода................ 118

3.6.1. Культура эллинизма.............................................................................118

3.6.2. Александрийская математическая школа.........................................121

3.6.3. Развитие теоретической и прикладной механики...........................123

3.7. Развитие астрономии.................................................................... 125

3.7.1. Становление математической астрономии.......................................125

3.7.2. Геоцентрическая система Птолемея..................................................129

3.8. Античные воззрения на органический мир................................ 131

3.8.1. Античные толкования проблемы происхождения и развития живого..........131

3.8.2. Биологические воззрения Аристотеля..............................................133

3.8.3. Накопление рациональных биологических знаний в античности..........136

3.8.4. Античные представления о происхождении человека....................139

3.9. Упадок античной науки................................................................ 140

4. Естествознание в эпоху Средневековья............................................ 142

4.1. Особенности средневековой духовной культуры....................... 142

4.1.1. Доминирование ценностного над познавательным ........................142

4.1.2. Отношение к познанию природы......................................................146

4.1.3. Особенности познавательной деятельности.....................................148

4.2. Естественно-научные достижения средневековой арабской культуры.......... 153

4.2.1. Математические достижения.............................................................155

4.2.2. Физика и астрономия..........................................................................157

4.2.3. Медико-биологические знания..........................................................159

4.3. Становление науки в средневековой Европе............................. 161

4.4. Физические идеи Средневековья................................................ 163

4.5. Алхимия как феномен средневековой культуры........................ 165

4.6. Религиозная трактовка происхождения человека..................... 167

4.7. Историческое значение средневекового познания................... 170

5. Познание природы в эпоху Возрождения......................................... 171

5.1. Мировоззренческая революция Возрождения........................... 172

5.2. Зарождение научной биологии.................................................... 178

5.3. Коперниканская революция........................................................ 183

5.3.1. Гелиоцентрическая система мира......................................................183

5.3.2. Дж. Бруно: мировоззренческие выводы из коперниканизма.........191

6. Научная революция XVII в.: возникновение классической механики........................ 194

6.1. Общие особенности познавательной деятельности в XVII в. .......... 195

6.2. Кеплер: три закона планетных движений.................................. 198

6.3. Формирование непосредственных предпосылок классической механики — первой фундаментальной естественно-научной теории.........................................................202

6.3.1. Галилей: разработка понятий и принципов «земной динамики».......202

6.3.2. Картезианская физика.........................................................................204

6.3.3. Новые идеи в динамике Солнечной системы...................................207

6.4. Ньютонианская революция.........................................................208

6.4.1. Создание теории тяготения................................................................209

6.4.2. Корпускулярная теория света.............................................................211

6.4.3. Космология Ньютона..........................................................................213

6.5. Изучение магнитных и электрических явлений........................214

7. Естествознание XVIII — первой половины XIX в...........................217

7.1. Общая характеристика развития физики...................................237

7.1.1. Становление основных отраслей классической физики................217

7.1.2. Принцип дальнодействия...................................................................219

7.1.3. Теория теплорода.................................................................................220

7.1.4. Развитие учения об электричестве и магнетизме в XVIII в............221

7.1.5. Физика первой половины XIX в.: общая характеристика..............223

7.1.6. Волновая теория света.........................................................................225

7.1.7. Проблема эфира...................................................................................227

7.1.8. Возникновение полевой концепции..................................................229

7.1.9. Закон сохранения и превращения энергии......................................232

7.1.10. Концепции пространства и времени...............................................233

7.1.11. Методологические установки классической физики (конец XVII – начало XX в.)..............237

7.2. Развитие астрономической картины мира.................................240

7.2.1. Создание внегалактической астрономии..........................................240

7.2.2. Формирование идеи развития природы............................................242

7.2.3. Идея развития в астрономии..............................................................243

7.2.4. Космогония Канта — Лапласа.............................................................245

7.2.5. Методологические установки классической астрономии..............248

7.3. Возникновение и развитие научной химии......................................... 252

7.3.1. От алхимии к научной химии.............................................................252

7.3.2. Лавуазье: революция в химии.............................................................254

7.3.3. Победа атомно-молекулярного учения.............................................255

7.4. Биология.................................................................................................257

7.4.1. Образы, идеи, принципы и понятия биологии XVIII в...................257

7.4.2. От концепций трансформации видов к идее эволюции.................260

7.4.3. Ламаркизм.............................................................................................263

7.4.4. Катастрофизм.............................................................................,.........265

7.4.5. Униформизм. Актуалистический метод............................................268

7.4.6. Дарвиновская революция....................................................................270

7.4.7. Методологические установки классической биологии...................274

8. Естествознание второй половины XIX в.: на пути к новой научной революции............279

8.1. Физика............................................................................................279

8.1.1. Основные черты...................................................................................279

8.1.2. Принципы термодинамики. От термодинамики к статистической физике: изучение необратимых систем....................280

8.1.3. Развитие представлений о пространстве и времени........................284

8.1.4. Теория электромагнитного поля........................................................287

8.1.5. Великие открытия................................................................................290

8.1.6. Кризис в физике на рубеже веков......................................................292

8.2. Астрономия....................................................................................295

8.2.1. Триумф ньютоновской астрономии и... первая брешь в ней.........295

8.2.2. Формирование астрофизики: проблема внутреннего строения звезд..... 296

8.3. Биология........................................................................................297

8.3.1. Утверждение теории эволюции Ч. Дарвина.....................................297

8.3.2. Становление учения о наследственности (генетики)......................301

Раздел II

Природа в современной естественно-научной картине мира

Современная физическая картина мира

9. Научная революция в физике начала XX в.: возникновение релятивистской и квантовой физики...................308

9.1. Создание специальной теории относительности.......................308

9.1.1. Фундаментальные противоречия в основаниях классической механики..............308

9.1.2. Создание А. Эйнштейном специальной теории относительности (СТО)..........313

9.2. Создание и развитие общей теории относительности..............318

9.2.1. Принципы и понятия эйнштейновской теории гравитации..........318

9.2.2. Экспериментальная проверка общей теории относительности .... 324

9.2.3. Современное состояние теории гравитации и ее роль в физике ........ 325

9.3. Возникновение и развитие квантовой физики..........................328

9.3.1. Гипотеза квантов..................................................................................328

9.3.2. Теория атома Н. Бора. Принцип соответствия................................330

9.3.3. Идеи и понятия квантовой механики. Принцип неопределенности..............333

9.3.4. Проблема интерпретации квантовой механики. Принцип дополнительности..........337

9.4. Квантовая механика — теоретическая основа современной химии.............. 339

9.4.1. Основные представления и методы квантовой химии....................339

9.4.2. Основные представления квантовой теории атома.........................340

9.4.3. Молекула как система атомов. Понятие химической связи и ее типы.............343

9.5. Методологические установки неклассической физики............345

10. Мир элементарных частиц.......................................................................348

10.1. Фундаментальные физические взаимодействия...............................348

10.1.1. Понятие фундаментального физического взаимодействия.........348

10.1.2. Гравитация.........................................................................................350

10.1.3. Электромагнетизм.............................................................................351

10.1.4. Слабое взаимодействие....................................................................353

10.1.5. Сильное взаимодействие..................................................................354

10.1.6. Проблема единства физики.............................................................355

10.2. Классификация элементарных частиц..............................................357

10.2.1. Характеристики субатомных частиц...............................................357

10.2.2. Лептоны.............................................................................................359

10.2.3. Адроны...............................................................................................361

10.2.4. Частицы — переносчики взаимодействий......................................361

10.3. Теории элементарных частиц...............................................................362

10.3.1. Квантовая электродинамика............................................................362

10.3.2. Теория кварков..................................................................................364

10.3.3. Теория электрослабого взаимодействия. Понятия калибровочного поля и спонтанного нарушения симметрии......................................367

10.3.4. Квантовая хромодинамика...............................................................373

10.3.5. На пути к Великому объединению.................................................374

10.3.6. Супергравитация...............................................................................376

Современная астрономическая картина мира

11. Особенности астрономии XX в.......................................................380

11.1. Изменения способов познания в астрономии XX в...............380

11.2. Новая астрономическая революция.........................................383

11.3. Солнечная система.....................................................................384

11.3.1. Планеты и их спутники....................................................................384

11.3.2. Строение планет...............................................................................386

11.3.3. Происхождение планет....................................................................388

11.3.4. Открытие других планетных систем. Проблема особенностей химического состава Солнечной системы..........................................390

11.4. Звезды — далекие солнца....................................................................391

11.4.1. Общая характеристика звезд............................................................391

11.4.2. Звезда — плазменный шар................................................................393

11.4.3. Межзвездная среда............................................................................394

11.5. Эволюция звезд: от «рождения» до «смерти»....................................396

11.5.1. Понятие звездной эволюции ...........................................................396

11.5.2. Процесс звездообразования.............................................................397

11.5.3. Звезда как динамическая саморегулирующаяся система.............399

11.5.4. Нуклеосинтез: происхождение химических элементов................401

11.5.5. Поздние стадии эволюции звезды: от красного гиганта до белого карлика и далее............403

11.5.6. Вспышки сверхновых и образование нейтронных звезд..............404

11.5.7. Черные дыры......................................................................................407

11.6. Острова Вселенной: галактики...........................................................413

11.6.1. Общее представление о галактиках и их изучении.......................413

11.6.2. Наша Галактика — звездный дом человечества.............................415

11.6.3. Скопления галактик и загадка темной (скрытой) материи........417

11.6.4. Понятие Метагалактики...................................................................420

11.7. Вселенная в целом...............................................................................422

11.7.1. Понятие релятивистской космологии............................................422

11.7.2. Нестационарная релятивистская космология ...............................425

11.7.3. Возраст Вселенной............................................................................427

11.7.4. Космологический горизонт..............................................................429

11.8. Эволюция Вселенной..........................................................................430

11.8.1. Изучение закономерностей возникновения Вселенной ................430

11.8.2. Рождение Вселенной. Акт первый: инфляция физического вакуума................433

11.8.3. Рождение Вселенной. Акт второй: Большой взрыв и его последствия.............435

11.8.4. От первых секунд Вселенной до образования звезд и галактик ... 438

11.8.5. Сценарии будущего Вселенной........................................................440

11.8.6. Антропный принцип..........................................................................441

11.9. Жизнь и разум во Вселенной: проблема внеземных цивилизаций.........443

11.9.1. Понятие внеземных цивилизаций....................................................443

11.9.2. Оценка распространенности внеземных цивилизаций..................445

11.9.3. Типы контактов с внеземными цивилизациями............................447

11.9.4. Поиски внеземных цивилизаций......................................................449

11.9.5. Чем объяснить молчание Космоса?..................................................451

11.10. Методологические установки «неклассической» астрономии XX в...................453

Современная биологическая картина мира

12. Пути развития и принципы биологии XX в.................................458

12.1. Рождение генетики как науки..................................................458

12.1.1. Успехи экспериментальной генетики..............................................458

12.1.2. Хромосомная теория наследственности..........................................459

12.2. Синтетическая теория эволюции: первый синтез дарвинизма и генетики..............462

12.2.1. Создание синтетической теории эволюции ....................................462

12.2.2. Принципы и понятия синтетической теории эволюции...............463

12.2.3. Микроэволюция и макроэволюция..................................................465

12.3. Революция в молекулярной биологии ....................................468

12.4. Биология на рубеже XX—XXI вв..............................................469

12.4.1. На пути к новому теоретическому синтезу.....................................469

12.4.2. Методологические установки неклассической биологии XX в..................471

13. Мир живого......................................................................................474

13.1. Особенности живых систем......................................................474

13.1.1. Существенные черты живых организмов.........................................474

13.1.2. Мир живого как система систем......................................................476

13.2. Основные уровни организации живого ..............................................478

13.2.1. Молекулярно-генетический уровень................................................478

13.2.2. Организменный уровень....................................................................480

13.2.3. Популяционно-видовой уровень......................................................481

13.2.4. Биогеоценотический уровень............................................................482

13.3. Возникновение жизни на Земле............................................................486

13.3.1. Развитие представлений о происхождении жизни.........................486

13.3.2. Образование простых низкомолекулярных органических соединений.............488

13.3.3. Возникновение сложных органических соединений......................490

13.3.4. Образование фазовообособленных систем......................................492

13.3.5. Возникновение простейших форм живого......................................493

13.4. Развитие органического мира..............................................................495

13.4.1. Основные этапы геологической истории Земли.............................495

13.4.2. Начальные этапы эволюции жизни.................................................496

13.4.3. Образование царства растений и царства животных......................498

13.4.4. Завоевание суши.................................................................................501

13.4.5. Основные пути эволюции наземных растений...............................503

13.4.6. Пути эволюции животных.................................................................505

14. Возникновение человека и общества (антропосоциогенез)........507

14.1. Естествознание XVII — первой половины XIX в. о происхождении человека...........507

14.1.1. Зарождение научной теории происхождения человека..................507

14.1.2. Учение Дарвина как основа материалистической теории антропогенеза............510

14.2. Предпосылки антропосоциогенеза..........................................511

14.2.1. Абиотические предпосылки..............................................................511

14.2.2. Биологические предпосылки............................................................515

14.3. Возникновение труда............................................................................ 521

14.3.1. «Человек умелый» ..............................................................................521

14.3.2. Развитие древнейшей техники человека.........................................524

14.4. Становление социальных отношений .................................................527

14.4.1. Биологические предпосылки социальных отношений.................. 527

14.4.2. Возникновение разделения труда.....................................................528

14.5. Генезис сознания и языка.....................................................................530

14.5.1. Раскрытие тайны происхождения сознания...................................530

14.5.2. Генезис языка......„............................................................................534

Раздел III

Естествознание XXI в.

15. Особенности постнеклассической науки XXI в.............................538

16. Теория самоорганизации (синергетика)........................................541

16.1. От моделирования простых систем к моделированию сложных...................541

16.2. Характеристики самоорганизующихся систем........................542

16.2.1. Открытость.........................................................................................542

16.2.2. Нелинейность.....................................................................................544

16.2.3. Диссипативность. Хаос как фактор самоорганизации...................546

16.3. Закономерности самоорганизации (аттракторы, точки бифуркации и др.)..........547

16.4. Глобальный эволюционизм.......................................................549

17. Естествознание и будущее цивилизации......................................553

17.1. Экологический кризис и пути его разрешения......................553

17.1.1. Естествознание как революционизирующая сила цивилизации ....... 553

17.1.2. Сущность современного экологического кризиса..........................554

17.1.3. Основные черты современного экологического кризиса..............556

17.1.4. Принципы и пути преодоления экологического кризиса.............560

17.2. Биотехнологии и будущее человечества..................................564

17.2.1. Понятие биотехнологии....................................................................564

17.2.2. Медицинские биотехнологии...........................................................564

17.2.3. Сельскохозяйственные и экологические биотехнологии...............566

17.2.4. Многообразие сфер применения биотехнологий...........................568

17.2.5. Развитие генной инженерии.............................................................569

17.2.6. Трансгенные организмы: проблема жизни в генетически модифицированном мире..............571

17.2.7. Клонирование и его возможности: вымысел и реальность...........574

Заключение. Наука и квазинаучные формы духовной культуры......579

Контрольные вопросы...........................................................................582

Литература..............................................................................................585

Терминологический словарь..........:.....................................................589

Именной указатель..................................................................................602

Основные сокращения и обозначения................................................620

Физические и астрономические постоянные.....................................621

ПРЕДИСЛОВИЕ

Наука — это многогранное и вместе с тем целостное образование, отдельные компоненты которого, в том числе естественные и гуманитарные науки, в своих глубинных мировоззренческих и методологических основаниях теснейшим образом связаны между собой. Вся история познания свидетельствует о наличии мощных токов знаний, идей, образов, представлений от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, о взаимодействии между науками о природе и науками об обществе и человеке. Особенно важную роль это взаимодействие играло в периоды научных революций, — глубинных преобразований способов познания, принципов и методов научной деятельности.

Методологические установки и общемировоззренческие представления, образы и идеи естествознания всегда оказывали значительное влияние на развитие гуманитарных наук. Исключительно мощным это влияние стало сейчас — в эпоху научно-технической революции, радикального изменения отношения человека к миру, к природе, в эпоху глобальных интеграционных процессов как в науке, так и в духовной культуре в целом. Фундаментальная подготовка современного специалиста-гуманитария уже немыслима без ознакомления его с историей и современным состоянием естественно-научного познания. Именно курс «Концепции современного естествознания» призван дать широкую панораму и истории естествознания, и общих элементов современной естественно-научной картины мира, мировоззренческих и методологических представлений, формирующихся в нашу эпоху в недрах естествознания.

Опыт преподавания курса «Концепции современного естествознания» показывает, что его изучение способствует выработке у студентов установок и ценностей рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку. Это очень важно в наше время, когда накатывается новая очередная историческая волна мифологизации культуры, массовое сознание ремифологи-

14

зируется, в нем все чаше ставятся под сомнение достижения и возможности научного познания мира, когда происходит всплеск интереса к мистицизму, расцвет квазинаучного мифотворчества, паракультурных форм сознания, оккультизма, магии, астрологии, спиритизма; когда бегство от материализма к мистике, от науки к мифу стало модой для отечественного и зарубежного безбрежного скептицизма. В этих условиях приобретает особую значимость утверждение идеалов научно-рационального отношения к действительности, на которых построена вся наша материальная цивилизация. Ведь безбрежный скептицизм, так же как и безбрежный догматизм, тормозит общественное и культурное развитие.

Таким образом, основные цели и задачи нашего курса следующие:

+ понимание специфики гуманитарного и естественно-научного типов познавательной деятельности, необходимости их глубокого внутреннего согласования, интеграции на основе целостного взгляда на окружающий мир;

+ более глубокое понимание отличия и единства научно-рационального и художественно-образного способов духовного освоения мира;

+ осознание исторического характера развития научного познания, исторической необходимости в периодической смене научных картин мира, научных революций, существа социокультурной детерминации познавательной деятельности;

+ формирование ясного представления о содержании современных физической, астрономической и биологической картин мира как о системе фундаментальных знаний об основаниях целостности и многообразия природы;

+ осознание содержания современных глобальных экологических проблем в их связи с основными законами естествознания;

+ формирование представлений о принципах универсального эволюционизма и синергетики;

+ ознакомление с методологией естественно-научного познания, принципами теоретического моделирования объекта в естествознании, возможностями перенесения методологического опыта естествознания в гуманитарные науки;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. М. Найдыш Концепции современного естествознания (2)

    Документ
    Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям
  2. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания

    Учебник
    Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям подготовки
  3. Концепции Современного Естествознания (8)

    Документ
    По курсу «Концепции современного естествознания» студенты выполняют контрольную работу. Она выполняется с целью лучшего усвоения материала и одновременно для контроля со стороны преподавателя за ходом самостоятельной работы студентов.
  4. Концепции современного естествознания контрольные работы

    Документ
    По табл. 1, приведенной ниже, следует выбрать задание для самостоятельной работы. Как видно, всего предусмотрено 35 заданий, содержащих по 10 вопросов, по одному из темы.
  5. Концепции современного естествознания (6)

    Реферат
    Абиотические факторы среды – все экологические факторы, относящиеся к неживой природе, совокупность условий неорганической среды, влияющих на организм.

Другие похожие документы..