Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Аннотация. Излагаются направления исследовательской программы сеттлеретики (науки о перемещении информационного содержания личности и сознания из стар...полностью>>
'Документ'
В данной работе рассматриваются гендерные аспекты глобальной финансовой системы и деятельности финансовых рынков, а также финансовая политика, котора...полностью>>
'Документ'
1.1. На підставі вимог кредитно-модульної системи організації навчального процесу (КМСОНП), з урахуванням існуючих освітньо-професійних програм та за...полностью>>
'Документ'
Федоров А.В. «Тайна двух океанов» - роман и его экранизация: возможности структурного анализа на медиаобразовательных занятиях Медиаобразование. 2007...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «история экономической мысли» Рекомендуется для направления

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

Рекомендуется для направления

100700 «Торговое дело»

Квалификация выпускника - бакалавр

Санкт-Петербург

2011

  1. Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «История экономической мысли» является формирование представления об историческом процессе развития экономической мысли, о вкладе ученых различных стран и направлений в развитие экономической теории, а также воспитание патриотизма посредством знакомства с достижениями отечественной экономической науки.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

- освоение предлагаемого программой теоретического материала;

- приобретение практических навыков работы с историко-экономическим материалом.

  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к вариативной части Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1).

Требования к входным знаниям. Изучение данной дисциплины опирается на предшествующее изучение дисциплин: «История», «Философия», «Экономическая теория». Желательно также наличие представления о закономерностях развития экономики на основе дисциплины «Экономическая история». На их основе студент должен обладать следующими компетенциями:

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способностью свободно владеть литературной письменной и устной речью на русском языке (ОК-2),

- осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества, владением основными методами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-8).

История экономической мысли является предшествующей для дисциплин: «Международная конкуренция»; «Налоги и налогообложение»; «Финансы», «Денежное обращение и кредит»; «Коммерческая логистика»; «Коммерческая деятельность»; «Организация и техника внешнеторговых операций».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студента следующих общекультурных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:

- владение культуры мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору пути ее достижения (ОК-1);

- способность анализировать исторические факты (ОК-10);

- готовность применять экономические законы и теории, определять экономические показатели (ОК-11);

а также на формирование следующих профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:

- способность применять основные законы социальных, гуманитарных, экономических наук в профессиональной деятельности (ПК-1).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- основные экономические понятия, законы и теории, показатели их классификации и способы определения;

уметь:

- анализировать исторические факты; выражать и обосновывать свою позицию по отношению к историческому прошлому;

- применять экономические термины, законы и теории,

- сопоставлять экономические термины, законы и теории;

владеть:

- методами изучения истории и методами экономической теории.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (кредита) в рамках 3 семестра

Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия, всего

54

В том числе:

Лекции

22

Семинары

32

Самостоятельная работа, всего

54

В том числе:

Презентация

15

Контрольная работа

27

Реферат

12

Вид промежуточной аттестации - ЗАЧЕТ

Общая трудоемкость дисциплины, часы

зачетные единицы

108

3

  1. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

РАЗДЕЛ I. Становление экономической мысли (доиндустриальный мир)

ТЕМА 1. Введение

История экономической мысли как составная часть экономической науки. Предмет и метод истории экономической мысли. Цели и задачи курса истории экономической мысли. Современные парадигмы науки (К. Поппер, Т. Кун). Основные этапы развития экономической мысли.

ТЕМА 2. Экономическая мысль Древнего мира и Средних веков

Экономические воззрения древнего Востока (Вавилония, Египет, Китай, Индия). Экономическая мысль древней Греции. Ксенофонт. Платон. Аристотель. Экономическая мысль Древнего Рима. Экономические идеи Катон. Варрон. Колумелла. Римское право. Экономические идеи в основных религиях мира (христианство, мусульманство, буддизм). Экономическая мысль средневековой Европы. "Капитулярий о поместьях". Канонизм. Экономические воззрения Фомы Аквинского. Экономическая мысль средневекового Востока. Экономические воззрения Ибн Хальдуна.

ТЕМА 3. Меркантилизм в Западной Европе и в России

Исторические условия и причины возникновения меркантилизма. Стадии меркантилизма. Теория и политика меркантилизма. Особенности меркантилизма в отдельных странах. У. Стаффорд, Т. Мэн, А. Сера, Ж. Бодден, А. Монкретьен. Работа Т. Мэна "Богатство Англии во внешней торговле". Социально-экономические идеи реформации.

РАЗДЕЛ II. Развитие экономической мысли индустриального мира (западные страны)

ТЕМА 4. Реакция против меркантилизма и зарождение классической школы

Экономические идеи У.Петти, Дж. Локка, Р. Кантильона, Дж. Стюарта, Д. Юма, П. Буагильбера. Их представления о богатстве, стоимости, деньгах, доходах, капитале, о роли государства в экономике.

ТЕМА 5. Физиократы

Общая характеристика теории физиократов. Учение и экономическая таблица общественного воспроизводства Ф. Кенэ. Развитие теории физиократов А.-Р.Ж. Тюрго. Современное значение физиократических идей о единстве природы и общества, роли природы в создании общественного богатства.

ТЕМА 6. Экономическое учение А. Смита

Философия общества и человека в книге А.Смита "Теория нравственных чувств». Экономическое учение А.Смита о разделении труда, обмене, деньгах, факторах богатства народа, доходах. Валовой и чистый доход общества. Теория ценности и капитала А.Смита. Производительный и непроизводительный труд в интерпретации А.Смита.

ТЕМА 7. Развитие экономической теории в трудах последователей А.Смита

Экономическая теория Т.Р.Мальтуса, Ж.Б.Сэя, Н.У.Сениора. Экономическая теория Д.Рикардо. Завершение классической школы политической экономии в трудах Дж.Ст.Милля.

ТЕМА 8. Критика капитализма с позиций мелкой буржуазии и утопического социализма

Философское и экономическое учение Симонд де Сисмонди. Экономические воззрения социалистов-утопистов: А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Критика капитализма и моделирование альтернативных вариантов развития. Экономические идеи П.Ж. Прудона. Теория государственного социализма

ТЕМА 9. Теория общества К.Маркса и её дальнейшее развитие.

Исторический монизм К.Маркса. Учение об общественно-экономической формации. Развитие К.Марксом теории капиталистической экономики. Метод исследования. "Капитал" К.Маркса, его содержание и структура. Теория стоимости. Прибавочной стоимости Маркса. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Средняя норма прибыли. Цена производства. Теория общественного воспроизводства и кризисов К.Маркса. Последователи и социал-демократические критики Маркса в Западной Европе (Р.Люксембург, К.Каутский, Гильфердинг, Э.Бернштейн)

ТЕМА 10. Маржинализм: австрийская, лозанская и англо-американская школы

Предпосылки маржинализма (Г. Тюнен, Г. Госсен). Австрийская школа (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер). Теория предельной полезности, объективной и субъективной ценности. Психологическая теория процента. Возникновение математических исследований в экономической теории: О. Курно, Л. Вальрас, В. Парето. Англо-американская школа маржинализма: У.С. Джевонс, Дж.Б. Кларк. Теория предельной производительности факторов производства. Концепция распределения доходов.

ТЕМА 11. Становление неоклассической экономической теории. Кембриджская школа.

А.Маршалл как основоположник неоклассической экономической теории в Англии. Его работа "Принципы экономики", ее содержание и структура. Теория полезности А. Маршалла. Анализ спроса. Теория производственных издержек и предложения А. Маршалла. Цена равновесия. Теория денежного обращения А.Маршалла. Политическая экономия благосостояния А. Пигу.

ТЕМА 12. Развитие идей экономического анализа. Шведская школа. Учения американских экономистов: И. Фишера, В. Леонтьева. Теория Й. Шумпетера. Фрайбургская школа.

Шведская (стокгольмская) школа экономического анализа. Анализ экономического равновесия и пропорций В. Леонтьевым. Модель "затраты-выпуск". Экономический анализ И. Фишера. Теория экономического анализа и развития Й. Шумпетера. Западногерманский неолиберализм. Фрайбургская школа.

ТЕМА 13. Экономическая теория Дж.М. Кейнса

Принципы и исторические условия возникновения концепции регулируемой рыночной экономики. Дж.М. Кейнс и его работа "Общая теория занятости, процента и денег". Ее содержание и структура. Теория недостаточности внутренних регуляторов для обеспечения равновесия в рыночной экономике и необходимости искусственных стабилизаторов. Теория поддержания эффективного спроса. Мультипликатор Дж.М.Кейнса. Теория денег и инфляции Дж.М. Кейнса. Безработица как главная опасность для общества и способы борьбы с ней. Практические предложения Дж.М. Кейнса и их различия.

ТЕМА 14. Развитие кейнсианства в послевоенный период. "Неоклассический синтез"

"Неокейнсианство", его особенности. Левокейнсианские концепции "регулируемого капитализма". Концепции "монополистической конкуренции" Э. Чемберлина и "несовершенной конкуренции" Дж. Робинсон. Посткейнсианство. Дж. Хикс, Р.Харрод, П.Сраффа. Концепция "человеческого капитала". Модификация кейнсианской теории и "неоклассический синтез". Кривая Филлипса. Модель экономики Э. Хансена - П.Самуэльсона. Концепция "социального рыночного хозяйства". Социальная школа во Франции. Концепция "трех экономик" Ф. Перру.

ТЕМА 15. Социально-институциональное направление. Теории индустриального и постиндустриального общества. Теория стадий экономического роста

Теория "индустриального общества" Р.Арона, З.Бжезинского. Теория "стадий экономического роста" У. Ростоу. Теория "нового индустриального общества" и техноструктуры Дж.Гэлбрейта. Теория "постиндустриального общества" Д. Белла и общества "третьей волны" О. Тоффлера. Теория "социального партнерства". Теория "управляемой трудом экономики" Дж. Мида.

ТЕМА 16. Неоклассическое направление. Чикагская школа М. Фридмена. Монетаризм.

Причины ренессанса экономического либерализма. Монетаризм М. Фридмена. Чикагская школа. Концепция рациональных ожиданий Р. Лукаса. Позиция Д. Мута и Т. Сарджента в вопросе об экономических ожиданиях. Экономическая теория "прав собственности": Р. Коуз и А. Алчиан. Трансакционные затраты.

ТЕМА 17. Теории мирового хозяйства

Неоклассическая теория внешней торговли. Концепция "сравнительного преимущества" Э. Хекшера - Б. Олина - П. Самуэльсона. Теория международных валютных отношений Ш. Рюэффа, М. Фридмена. Глобальные проблемы и их отражение в экономической науке. Глобальные концепции единого мира Я. Тинбергена, "Римского клуба", Э. Тоффлера. Анализ тенденций мирового развития В. Леонтьевым.

РАЗДЕЛ III. Российская экономическая мысль

ТЕМА 18. Зарождение и становление национальной экономической мысли.

Экономическая мысль средневековой России. Экономическое законодательство Киевской Руси, Новгородской Земли, Московского княжества. Экономические идеи Статута Великого княжества Литовского. Меркантилизм в России. Экономические идеи Ю. Крижанича и И.Т. Посошкова. "Книга о скудости и о богатстве" И.Т. Посошкова. Экономическая политика А.Л. Ордын-Нащокина и Петра I. Физиократические учения в России. Экономические взгляды А.Н.Радищева. Экономические взгляды декабристов. "Русская правда" П.И. Пестеля. "Опыт теории налогов" Н.И. Тургенева. Программы социально-экономических реформ М.М. Сперанского и Н.С.Мордвинова. Академические экономические исследования в России в XIX в.: Х.А. Шлецер, А.К. Шторх, А.И. Бутовский, И.В. Вернадский, И.К. Бабст и др.

ТЕМА 19. Социалистическая и марксистская мысль в России

"Крестьянский социализм" А.И.Герцена и Н.П. Огарева. Концепция "политической экономии трудящихся" Н.Г. Чернышевского. Экономическая платформа революционного народничества в России. Критика народничества Г.В.Плехановым и В.И.Лениным. Оценка путей развития капитализма в России. Работа Ленина в «Развития капитализма в России». Особенности экономической платформы российских крестьянских социалистов: социалистов-революционеров, народных социалистов, "трудовиков". "Легальный марксизм". Теоретические идеи П.Б. Струве о социальном хозяйстве. Анализ новой стадии развития капитализма – имперализма В.И. Лениным и Н.И. Бухариным.

ТЕМА 20. Немарксистская экономическая мысль в России: середина XIX - 17-е гг. XX вв.

Аграрные проблемы в творчестве русских экономистов: А.С.Посников, А.И.Чупров, А.А. Кауфман, П.И. Лященко, А.В. Пешехонов и др. Идеи маржинализма в России. Киевская школа. Математическое направление в русской экономической мысли: А.Д. Билимович, В.К.Дмитриев, Р.М.Орженцкий, Е.Е. Слуцкий, Н.А. Столяров, Н.Н. Шапошников и др. Попытки синтеза трудовой теории ценности и теории предельной полезности: М.И.Туган-Барановский и В.К. Дмитриев. Теории циклов и кризисов: А.А.Исаев, М.И.Туган-Барановский.

ТЕМА 21. Отечественная экономическая мысль 20-30-х годов ХХ века.

Организационная теория в книге А.А.Богданова «Тектология». Теория циклов и "длинных волн" Н.Д. Кондратьева. Теория трудового крестьянского хозяйства и кооперации А.В. Чаянова. Концепция планирования и накопления В.А. Базарова. Критика В.А. Базаровым командной экономики. Экономические воззрения Л.Н. Юровского. Теоретические подходы к индустриализации экономики СССР. Е.А.Преображенский, Н.Д.Кондратьев. Теория планируемого народного хозяйства. Г.М. Кржижановский, Г.А.Фельдман.

ТЕМА 22. Основные течения экономической мысли России второй половины ХХ в.

Теоретическое обоснование повышения эффективности общественного воспроизводства и экономических реформ в Советском Союзе в 50-70-х гг.: В.С. Немчинов, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович, Н.П. Федоренко, А.И.Анчишкин, Ю.В.Яременко и др. Реформы системы управления экономикой Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.) и А.Н. Косыгина (1965-1970 гг.), их теоретическое обоснование.

Экономическое обоснование политики перестройки в Советском Союзе во второй половине 80-90-х гг.

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№п/п

Наименование обеспечиваемых дисциплин

№№ разделов данной дисциплины

1

2

3

1

Налоги и налогообложение,

+

+

2

Финансы, денежное обращение и кредит

+

+

3

Международная конкуренция

+

+

+

4

Коммерческая логистика

+

+

5

Коммерческая деятельность

+

+

+

6

Организация и техника внешнеторговых операций

+

+

+

    1. 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№п/п

Наименование раздела

Трудоемкость, часы

Лекц.

Семин.

СРС

Всего

1

РАЗДЕЛ I. Становление экономической мысли (до индустриальный мир)

4

8

12

24

2

РАЗДЕЛ II. Развитие экономической мысли индустриального мира (западные страны)

10

16

28

54

3

РАЗДЕЛ III. Российская экономическая мысль

8

6

14

28

4

Подведение итогов

2

2

5

Итого

22

32

54

108

54



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» Рекомендуется для направления

    Рабочая программа
    Целью дисциплины «История экономических учений» является формирование представления об историческом процессе развития экономической мысли, о вкладе ученых различных стран и направлений в развитие экономической теории, а также воспитание
  2. Рабочая программа «Русская общественно-политическая мысль» Рекомендуется для направления подготовки специальности 081100 государственное и муниципальное управление

    Рабочая программа
    1. Цели и задачи дисциплины: Изучение русской общественно-политической мысли должно не только дополнить знания студентов о философских школах и учениях прошлого,
  3. Программа учебной дисциплины История экономических учений Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))

    Программа
    Цель учебного курса истории экономических учений  ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной культуры экономиста. Дать студентам четкое представление об основных этапах и закономерностях развития мировой
  4. Рабочая программа дисциплины «основы управления персоналом» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Учебная дисциплина «Основы управления персоналом» является одной из профилирующих дисциплин при подготовке бакалавров, специализирующихся на управлении персоналом.
  5. Рабочая программа дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности» Рекомендуется для направления подготовки (1)

    Рабочая программа
    раскрыть методику и выработать навыки факторного анализа и объективной оценки финансовой устойчивости, финансовых результатов, издержек, объема производства,

Другие похожие документы..