Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Предметом разработки является интернет-сайт НП «Уралэнергостройкомплекс» с системой динамического управления и наполнением на базе веб-интерфейса. Су...полностью>>
'Реферат'
Метою даної наукової роботи була розробка комплексного підходу до вирішення важливої науково-технічної задачі відтворення гетерозиготного генотипу (г...полностью>>
'Лекции'
8. Нелинейное и параметрическое 10 преобразование сигналов. Модуляция, демодуляция, преобразование частоты. Цифровое преобразование сигналов. Быстрые...полностью>>
'Документ'
В девятнадцатом веке вышло много работ, косвенно и напрямую затрагивающих такую науку как статистика. Еще в 1805 году А.М.Лежандр опубликовал свою ра...полностью>>

Главная > Автореферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственная власть при Екатерине II отказалась от дальнейшего принуждения мусульман к принятию христианства, так как большинство из мусульман сохраняло прежнюю религиозную идентичность. Ислам становится вероисповеданием, которое официально признается российским государством, но и которое жестко контролируется. Государство устанавливало структуру и порядок назначения или избрания мусульманского духовенства в России.

Диссертант считает, что при характеристике государственно-исламских отношений необходимо учитывать внешнеполитические факторы. Деятельность российского государства в отношении ислама была связана с активизацией борьбы с Османской империей в XVIII-XIX вв., со стремлением не допустить вовлечение мусульман в идеи пантюркизма.

Вероисповедная политика российского государства в отношении ислама во многом определялась национальной политикой. Веротерпимость в отношении к исламу выступала способом интеграции новых народов в состав империи, средством поддержания религиозного мира и разрешения национальных противоречий среди подданных. Главная задача состояла в том, чтобы вновь присоединенные территории органично вошли в состав Российской империи. Российское государство стремилось, при этом, «научиться управлять духовной жизнью мусульманских народов».

Сравнивая правовое положение мусульман внутренних губерний в ХIХ и начале ХХ вв., не смотря все ограничения, которые были установлены законодательством, правительственными распоряжениями и административной практикой, прослеживается определенная тенденция к гармонизации отношений между мусульманами и властью и расширению прав мусульман.

В целом толерантная политика российского государства к исламу позволила мусульман органично включить в российскую внутреннюю политику. Мусульмане в конце XIX – начале XX вв. стали восприниматься как часть российского общества.

На заключительном этапе вероисповедной политики Российской империи (1903-1917 гг.) государственная власть признала за мусульманами право на свободу веры. В этот период активизируется мусульманская общественность. Это особенно ярко проявилось в выборах в Государственную думу. В работе Ι - IV Государственных дум участвовали депутаты- мусульмане.

На территории Смоленской губернии мусульмане были впервые зафиксированы в 1844 году. Количество мусульман на территории губернии постоянно росло. География распространения мусульман на территории губернии постоянно изменялась.

Распространение ислама на территории губернии было скорее вынужденным, чем естественным, и проходило под влиянием внешне- и внутриполитических событий середины-второй половины XIX века (Кавказская война, русско-турецкая война 1877-1878 гг.).

В отношении мусульман, высланных с Кавказа, на территории губернии осуществлялся строгий полицейский надзор. На территории губернии не было ни мусульманских священников, ни мечетей. Часть турок-мусульман принимала православную веру, получала права мещанства и поселялась в уездных городах губернии.

В конце XIX века мусульмане проживали в одиннадцати из двенадцати уездов губернии. Но численность мусульман на территории губернии была незначительной по сравнению с общей численностью населения губернии. Тем не менее, данные свидетельствуют о том, что количество мусульман в губернии постоянно росло. При этом среди последователей ислама были не только татары, кавказские горцы, турки, но и русские. Ислам получил благожелательное отношение со стороны властей Смоленской губернии.

В Заключении подведены итоги проведенного исследования, излагаются выводы. Эти выводы являются основными положениями диссертационной работы, которые выносятся на защиту:

Ι. В 1721 -1917 гг. в Российской империи сложилась система государственно - вероисповедных и государственно-церковных отношений, отличавшаяся своей сложностью, многообразием и спецификой. Эта система, при всей её критики, решала важнейшие государственные, духовно-идеологические и социально-политические задачи.

Отношения российского государства с религиозными объединениями представляли собой совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимоотношений между институтами государства и религиозными образованиями. В их основе лежало законодательно закрепленные политические, национальные духовно-нравственные представления о месте конфессий в жизни, об их функциях, о сферах деятельности всех участников этих отношений.

В России постепенно сформировалась особая интегративная модель отношений российского государства и вероисповеданий.

ΙΙ. Российское государство, исходя из внутриполитических и внешнеполитических задач, проводило вероисповедную политику, руководствуясь следующими основными принципами: поддержка и распространение православной веры как «первенствующей» государственной религии; превращение церковной власти в орудие светской политики; имперский православный патернализм; веротерпимость; признание в каждом подданном империи человека религиозного; признание полноправными, с точки зрения конфессиональной принадлежности, только лиц, исповедующих православие; запрет на переход из одного исповедания в другое, за исключением перехода в православие; равенство признанных религиозных обществ перед законом; лояльность власти в обмен на лояльность населения; не признание религиозной свободы; не признание прав личности на религиозное самоопределение; вмешательство во внутреннюю жизнь религиозных объединений, во внутри церковную деятельность существовавших в России конфессий; правовая иерархия конфессий и их неравенство в правах, привилегиях и ограничениях; выполнение вероисповедным законодательством роли регулятора национального вопроса. И наконец, в начале ХХ века провозглашается принцип свободы совести.

ΙΙΙ. Особый статус в Российской империи имело православие как - государствообразующая религия в нашей стране. История России, процесс ее духовного становления, судьбы отечественной государственности и культуры неотделимы от православия. Православие олицетворяло национальные традиции и специфику народа, выступало одной из основ русского национального самосознания, оно было идеологическим символом власти.

Сегодняшние попытки некоторых исследователей «имперской» истории нашей страны поставить русское православие в один ряд, через запятую, с другими религиями (даже и первой в списке) - значит сознательно закрывать глаза на бесспорные факты: православие исторически почти «ровесница» российской государственности, ее остов, духовный стержень. Ни одна религия не могла тогда претендовать на такую роль.

ΙV. Центральное место в государственной вероисповедной политике Российской империи занимала Русская Православная Церковь как государственная церковь. Привилегии РПЦ состояли в обязательной принадлежности к ней императора, в её преимущественном праве на публичное осуществление и проповедь своей веры, недопущении выходов из нее, уголовно-правовой охране ее интересов и др. 

Государственная российская власть доминировала над Православной Церковью и одновременно патронировала её, способствовала борьбе Церкви с иноверцами и еретиками, возвышалось над другими конфессиями и религиями, но сама Православная Церковь оставалось зависимым. Лишь в начале ХХΙ века ситуация постепенно начала меняться, поставив как перед церковью, так и перед властью вопрос о новых подходах в регулировании их отношений.

V. В Российской империи государственная политика носила ярко выраженный религиозный характер, закрепленный в известной формуле «православие, самодержавие, народность». Тесно связанные между собой религия и политика постоянно демонстрировали свои конфликтные отношения. В России эти отношения были далеко не «симфоническими».

Являясь главной составляющей частью системы государственно-церковных отношений в Российской империи и оказывая влияние на духовное развитие подданных империи, Русская Православная Церковь утратила, тем не менее, возможность творчески решать некоторые важнейшие проблемы, к примеру, социального служения в обществе, воспитания и образования населения. Создавая условия для превращения православия в государственную структуру, государственная власть тем самым, не желая того, отдаляла Православную церковь от народа, формализовала влияние православия на российское общество.

VΙ.В Российской империи все три явления - политика, государственная власть и император - отождествлялись. Политику российской государственной власти по отношению к церкви, конфессиям определял, прежде всего, император, который исходил при этом из внутри - и внешне - политических обстоятельств. На принятие решений в религиозной сфере сказывались, конечно, и личные симпатии и антипатии императора.

Проводимая государством вероисповедная политика свидетельствовала о том, что оно не создало единый, стройный механизм регулирования отношений как с Православной церковью, так и с другими вероисповедными объединениями, которые действовали на территории Российской империи. Не были сформулированы четкие установления в отношении различных вероисповеданий в Российской империи. Можно утверждать, что российская государственная вероисповедная политика носила некий «синусоидный» характер.

VΙΙ. Государственная вероисповедная политика в России, как впрочем, и в других странах, сопровождалась определенными религиозными пристрастиями (симпатиями и антипатиями) властных групп и, в конечном счете, довольно часто заканчивалась вмешательством во внутренние дела религиозных объединений, в жизнь верующих граждан. Одним исповеданиям государство в силу традиционности покровительствовало. Другие исповедания находились под жестким контролем государственной власти.

Нужно признать, что любая модель вероисповедной политики государства, оказывающего избирательную поддержку отдельным конфессиям, не свободна от издержек, от недостатков. Оценивать эту модель нужно только в контексте исторического времени; переносить нынешние требования к государственной вероисповедной политике на «историческую площадку» давно прошедших лет не корректно.

В целом же, государственная политика вообще, на территории Смоленской губернии, в частности, в отношении РПЦ, христианских и нехристианских конфессий была достаточно взвешенной.

VΙΙΙ. Государственная вероисповедная политика России в период империи строилась в соответствии с историческими реалиями, многообразными внутриполитическими и внешнеполитическими факторами. Приходится констатировать, что российская государственная власть, представители РПЦ и некоторые группы общественности усматривали в распространении нетрадиционных для России конфессий и новых религиозных движений угрозу духовной и этнокультурной самобытности народов России, и требовали от государственных органов принятия энергичных охранительных мер.

ΙХ. Вероисповедную политику российского государства нельзя представлять как политику последовательного ущемления инославных и иноверных исповеданий в правах и принуждения их к слиянию с православным населением и отказа от своей веры. Государство реально обеспечивало иноверцам возможность исповедовать свою веру и исполнять культовые обряды (например, в воинских частях создавались институты штатных имамов, лютеранских пасторов, католических капелланов, иудейских раввинов для обеспечения возможности отправления религиозных культов военнослужавшими-иноверцами, к присяге иноверцы приводились по правилам своего вероучения и др.).

Как проявление политики толерантности следует рассматривать процесс узаконения отдельных норм шариата и канонического права католиков (этими нормами регулировались брачно-семейные и наследственные отношения). Православное государство учитывало и по возможности охраняло законом религиозные интересы иноверцев.

Общий вектор развития   вероисповедной политики Российской империи составляла тенденция к расширению веротерпимости, служившей средством  интеграции в состав империи новых наций и народностей. Веротерпимость, вместе с тем, не означала правового равенства конфессий. У каждой конфессии имелся свой объем прав, привилегий и ограничений.

Взвешенность, прагматизм в политике государственной власти в отношении всех действовавших вероисповеданий на территории Империи подтверждается хотя бы и тем, что в Смоленской губернии, в частности, в конце XIX – начале XX вв. наметилась тенденция на понижение численности православных верующих?! В это же время происходило значительное повышение численности верующих, относившихся к старообрядчеству, христианским (неправославным) и к авраамическим (нехристианским) вероисповеданиям.

Х. Отношения государственной власти со всеми существовавшими на территории Смоленской губернии вероисповеданиями строились на основе принятого в Российской империи законодательства. Общероссийская система вероисповедной политики в полной мере преломлялась на губернском уровне. Вместе с тем, губернские и уездные органы власти подходили довольно гибко к исполнению предписанных центральной государственной властью обязывающих норм в отношении всех конфессий вообще, в отношении различных сектантских организаций и старообрядчества, в частности.

ХΙ. Обобщая материал, раскрывающий общероссийскую вероисповедную политику и политику светских властей в Смоленской губернии, можно сделать вывод о богатом (как положительном, так и негативном) опыте межконфессионального диалога и взаимодействия.

Признавая непоследовательность вероисповедной политики российской государственной власти, её ошибки и просчеты (в условиях неограниченной власти самодержавия, отсутствия прав и свобод, когда о свободе совести не могло быть и речи вплоть до начала ХХ века), все же нельзя отрицать, что эта политика давала возможность жить в мире и согласии последователям всех мировых религий, приверженцам множества традиционных национальных религий. В конце концов, в нашей стране никогда не было «религиозных войн».

На основании сделанных выводов и обобщений автором сформулированы некоторые исторические уроки:

Первый. Обеспечить в многонациональной и многоконфессиональной стране мирное сожительство и согласие её жителей может только такая государственная вероисповедная политика, которая направлена на интеграцию различных религий, культур и традиций в сочетании с уважительным отношением к самобытности народов.

Второй. Государственная вероисповедная политика вполне допускает использование религии в политических целях. Но в этом случае существует реальная опасность того, что религия может превратиться в идеологию. Это обстоятельство не должна забывать, исходя из исторического опыта, нынешняя российская государственная власть.

Третий. Приоритетность (тем более, если она активно и агрессивно демонстрируется) в отношении одного из вероисповеданий (даже государственно-образующих) ведет к ассиметричности в государственно-конфессиональной политике.

Четвертый. Формирование вероисповедной политики на современном этапе развития российского государства и общества возможно только с учетом исторического опыта взаимодействия государства и вероисповеданий. Процесс создания современной модели государственно-церковных и государственно-конфессиональных отношений, механизма повседневного решения проблем, возникающих в религиозной сфере жизни общества на всех уровнях власти, пойдет тем успешнее, чем полнее и объективнее будет учтен исторический опыт.

Пятый. Становление и развитие вероисповедных отношений в современной России возможно только на законодательной основе, когда государство берет на себя ответственность за формирование указанных отношений и исключает случаи не правового решения вопросов вероисповедной политики.

На основании выводов и обобщений автором сформулированы практические рекомендации:

  • необходимо продолжить объективное изучение архивных материалов, которые позволят осуществить более полное изучение российской государственной вероисповедной политики в рассматриваемый период;

  • для изучения и обобщения исторического опыта взаимодействия государства и вероисповеданий, координации и совершенствования современного состояния вероисповедной политики в Российской Федерации целесообразно проведение ежегодных международных научно-практических конференций (семинаров) под общим названием «Вероисповедная политика российского государства: история и современность». Основными направлениями работы подобных конференций (семинаров) могли стать: международный опыт взаимодействия государства и вероисповеданий; история взаимодействия российского государства (на разных этапах развития) с вероисповеданиями; современное состояние вероисповедной политики Российской Федерации и т.д. Итогом работы каждой конференции (семинара) могло бы стать издание материалов исследований по проблемам вероисповедной политики;

  • строить отношения российского государства и религиозных объединений на современном этапе необходимо на основе постоянно развивающейся законодательной базы, что позволит избежать не правовых действий со стороны государственных структур. Взаимодействие различных исповеданий, действующих на территории современного российского государства, должно быть также исключительно правовым. При этом дальнейшее совершенствование законодательной базы вероисповедной политики российского государства должно происходить на основе многовекового исторического опыта и современного понимания свободы слова и вероисповеданий.

Основные положения диссертации отражены

в следующих публикациях:

Работы, опубликованные в «Перечне ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендованных ВАК РФ»

  1. Гавриленков А.Ф. Отношение государственной власти к Римско-католической церкви в 1721-1917 гг. (на примере архивных материалов Смоленской области) // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Пятигорск. - 2010.- № 3. С. 31-45.

  2. Гавриленков А.Ф. Вероисповедная политика России в период империи (на примере Смоленской губернии) // История государства и права. – 2009. - № 16. С. 26-28.

  3. Гавриленков А.Ф. Отношение государственной власти к иудаизму на территории Смоленской губернии в XIX – начале XX вв. // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Пятигорск. - 2009. - № 5 (2). С. 36-47.

  4. Гавриленков А.Ф. Проблемы духовной безопасности в Российской империи: отношение государства к вероисповеданиям (на материалах Смоленской губернии в XVIII-начале XX вв.) // Вестник Военного университета. – 2009. - № 3 (19). С. 148-153.

  5. Гавриленков А.Ф. К вопросу об источниках изучения вероисповедной политики Российской империи в 1721-1917 гг. (на материале Государственного архива Смоленской области). // История государства и права. – 2008. - № 21. С. 27-28.

  6. Гавриленков А.Ф. Историография вероисповедной политики Российского государства в 1721-1917 гг. // История государства и права. – 2008. - № 23. С. 14-16.

  7. Гавриленков А.Ф. Трансформация религиозного сознания в условиях глобализации // Вестник Нижегородского университета им Н.И. Лобачевского: Серия Социальные науки. № 1 (9). Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2008. С. 34-38.

  8. Гавриленков А.Ф. Структура религиозного сознания и его трансформация // Вестник МГУКИ. – 2008. - № 6. С. 47-49.

  9. Гавриленков А.Ф. Государственная власть и мистическое сектантство на территории Смоленской губернии в XIX-начале XX вв. // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2008. - № 14. С. 19-27.

Монографии:

  1. Гавриленков А.Ф. Политика российской государственной власти по отношению к Православной церкви, христианским конфессиям и авраамическим вероисповеданиям в Смоленской губернии (1721-1917 гг.). - Смоленск: "Маджента", 2009. - 368 с.

  2. Гавриленков А.Ф. Вероисповедная политика Российской империи в 1721-1917 гг. (на материале Государственного архива Смоленской области): монография. – Смоленск: ООО Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 2008. – 308 с.

  3. Гавриленков А.Ф. Трансформация религиозного сознания (на материалах Смоленского края в X - начале XXI вв.). Монография. – Смоленск: ООО Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 2007. – 343 с.

Другие публикации:

  1. Гавриленков А.Ф. Трансформации: религиозное сознание в условиях либерально-демократических преобразований. – Смоленск: СГПУ, 2004. С. 39-51.

  2. Гавриленков А.Ф. Религиозные основы экономического развития в условиях глобализации // VIII межвузовская научно-практическая конференция «Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества» (23 апреля 2009 г.). – Смоленск: СмолГУ, 2009. С. 3-8.

  3. Гавриленков А.Ф. Трансформация религиозного сознания жителей Смоленской области на рубеже XX-XXI вв. // Социальные трансформации: материалы международного коллоквиума «Искусство и массовая культура сегодня»/ Смоленский государственный университет. – Смоленск: СмолГУ, 2008. – Вып. 16. С. 5-9.

  4. Гавриленков А.Ф. К проблеме непрерывности процесса трансформации религиозного сознания жителей Смоленского края (X-начало XXI вв.). // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2008. - № 55. – С. 159-162.

  5. Гавриленков А.Ф. Баптизм и евангельское христианство на территории Смоленской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. (По материалам православных епархиальных и миссионерских отчетов) // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 5. Сборник статей. – М.: Российское объединение исследователей религии, 2007. С. 20-28.

  6. .Гавриленков А.Ф. Положение римско-католической церкви в Смоленской (Западной) области в 20-30-е годы XX века // Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию возобновления деятельности Смоленского римско-католического прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Смоленск. 23 сентября 2006 года. / Составление Н.Н. Илькевича, о Птоломеуша (Яцека Кучмика). Научное редактирование, подготовка указателей Н.Н. Илькевича. – Смоленск, «Годы», 2007. С. 209-214.

  7. Гавриленков А.Ф. Православное латышское население на территории Смоленской губернии в конце XIX-начале XX века // Православие в Латвии. Исторические очерки. 6. Сборник статей под редакцией А.В. Гаврилина. – Рига: Филокалия, 2007. С. 28-33.

  8. Гавриленков А.Ф. Ислам в городе Рославле и уезде в XIX – начале XX века // «Ростиславль». Краеведческий альманах – Выпуск 4 (9). – 2006. – Смоленск, 2006. С. 9-12.

  9. Гавриленков А.Ф. Иудаизм на территории Рославля и Рославльского уезда // «Ростиславль». Краеведческий альманах – Выпуск 2 (7). – 2006. – Смоленск, 2006. С. 3-8.

  10. Гавриленков А.Ф. Католики Рославля и уезда в XIX- начале XX в. // «Ростиславль». Краеведческий альманах – Выпуск 1 (6). – 2006. – Смоленск, 2006. С. 26-30.

  11. Гавриленков А.Ф. Народно-христианская традиция и трансформация религиозного сознания жителей Смоленской губернии в конце XIX-начале XX в. // Край Смоленский. – 2006. – № 1-2. С. 63-68.

  12. Гавриленков А.Ф. Проблема культурного взаимодействия русско-белорусского пограничья второй половины-конца XIX в. (на примере уездов Смоленской губернии) // Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности. Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых (14 марта 2006 г.). Смоленск: СГИИ, 2006. С. 82-86.

  13. Гавриленков А.Ф. Дело о еретичестве рославльской помещицы Натальи Бородуливичевой (первая половина XIX века) // Рославльская правда. – 10 августа 2006 г.

  14. Гавриленков А.Ф. Протестанты на территории Рославля и уезда (конец XIX-начало XX в.) // «Ростиславль». Краеведческий альманах – Выпуск 3 (8). – 2006. – Смоленск, 2006. С. 13-18.

  15. Гавриленков А.Ф. Дело, заключающее в себе циркуляры, предложения, сообщения, разъяснения министерств и иных высших правительственных учреждений на имя Смоленского гражданского губернатора // «Ростиславль». Краеведческий альманах. Выпуск 2 (7), 2006. Рославль, 2006. С. 40-43.

  16. Гавриленков А.Ф. Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Рославле // «Ростиславль». Краеведческий альманах – Выпуск 1 (6). – 2006. – Смоленск, 2006. С. 36-39.

  17. Гавриленков А.Ф. Религия как социальный куматоид // Социальные трансформации (Выпуск 9): Материалы международного коллоквиума «Социальные трансформации: Механизмы научного и социокультурного взаимодействия (Концепция социальных эстафет М.А. Розова)». – Смоленск: СГПУ, 2005. С. 17-20.

  18. Гавриленков А.Ф. Рославль в истории Крымской войны (1853-1856 гг.) // «Ростиславль». Краеведческий альманах – Выпуск 4 (5). – 2005. – Рославль, 2005. С. 22-25.

  19. Гавриленков А.Ф. Прошение рославльского соборного протоиерея Павла Полубинского «Ростиславль». Краеведческий альманах. Выпуск 4 (5), 2005. Рославль, 2005. С. 56-58.

  20. Гавриленков А.Ф. Религия как социальный куматоид //Социальные трансформации (Выпуск 9). Смоленск: СГПУ, 2005. С. 17-20.

  21. 31.Гавриленков А.Ф. Смоленские купцы-старообрядцы в XIX-начале XX вв. // Проблемы развития предпринимательства на современном этапе. Смоленск: СГПУ, 2005. С. 21-26.

  22. Гавриленков А.Ф. Религиозная обстановка в Смоленской области в конце XX – начале XXI вв. // Kultura pogranicza-pogranicze kultur. Redakcja naukova Adam Bobryk. Siedlce-Pułtusk, 2005. С. 181-186.

  23. Гавриленков А.Ф. К вопросу о развитии еврейского этноса на территории Смоленской губернии в 1872-1900 годах // Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции (Смоленск, 3 февраля 2004 г.). – Смоленск: СГИИ, 2004. С. 186-192.

  24. Гавриленков А.Ф. Общечеловеческие ценности и межконфессиональное взаимодействие на территории Смоленской губернии в XIX-начале XX веков //Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности. Материалы международной конференции молодых ученых (30 марта 2004 г.). Смоленск: СГИИ, 2004, С. 61-65.

  25. Гавриленков А.Ф. Рославль и Крымская война // Рославльская правда. – 24 апреля 2004 г. № 5.

  26. Гавриленков А.Ф. Еврейское население в Рославле и уезде во второй половине – конце XIX века // Рославльская правда. – 5 августа 2004. № 92-93.

  27. Гавриленков А.Ф. Католики Рославля и уезда во второй половине XIX – начале XX вв. // Рославльская правда. - 11 ноября 2004. № 134-135.

  28. Гавриленков А.Ф. Еврейское население Рославльского уезда // Край Смоленский. – 2004. – № 3-4. С. 9-14.

  29. Гавриленков А.Ф., Егоров А.Г. Трансформация религиозного сознания восточных славян и идея веротерпимости А.С. Хомякова // Социальные трансформации (Выпуск 7): Материалы коллоквиума «Социальные трансформации: религиозное сознание в условиях либерально-демократических преобразований». – Смоленск: СГПУ, 2004. С. 39-51.

  30. Гавриленков А.Ф. Религиозная обстановка на территории Смоленской губернии в XVII-начале XX вв. // Социальные трансформации (Выпуск 8): Трансформация религиозного сознания и изменение социального статуса религиозных объединений в постсоветский период. – Смоленск: СГПУ, 2004. С. 30-61.

  31. Гавриленков А.Ф., Егоров А.Г. Трансформация религиозного сознания жителей Смоленской области в конце XX – начале XXI вв. (конфессиональный аспект) // Социальные трансформации (Выпуск 8): Трансформация религиозного сознания и изменение социального статуса религиозных объединений в постсоветский период. – Смоленск: СГПУ, 2004. С. 105-112.

  32. Гавриленков А.Ф. О трансформации религиозного сознания у жителей Смоленской губернии в XIX – начале XX вв. // Вестник МГИУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2003. - № 1. С. 67-75.

  33. Гавриленков А.Ф. Трансформация религиозного сознания жителей Смоленской губернии в ХIХ-начале ХХ века //Социальные трансформации (Выпуск 4). Материалы международного коллоквиума.- Смоленск: СГПУ, 2003. С. 40-48.

  34. Гавриленков А.Ф. Религиозная обстановка в Смоленской губернии в XIX- начале XX вв. // Край Смоленский. – 2003. - № 9-10. С. 12-25.

  35. Гавриленков А.Ф. К вопросу о нравственном воспитании населения города Рославля и уезда в конце XIX века // Рославльская правда. – 2003. № 4-5.

  36. Гавриленков А.Ф. Из истории города Рославля XIX века // Рославльская правда. – 2003. – № 25-26.

  37. Гавриленков А.Ф. Уездное духовное училище в Рославле (1805-1905) // Рославльская правда. – 2003. - № 33.

  38. Гавриленков А.Ф. Спасо-Преображенский монастырь в Рославле // Рославльская правда. – 2003. - № 54-55.

  39. Гавриленков А.Ф. Судьбы христианского социализма в России в XX веке//Вестник МГИУ. Серия «Гуманитарные науки», № 1. М.: МГИУ,2002. С. 55-63.

  40. Гавриленков А.Ф. Политический аспект социальной концепции РПЦ 2000 года //Научные труды международной научно- практической конференции ученых МАДИ, ЛГАУ,СИБП 2-4 октября 2001 года. Москва, Луганск, Смоленск, 2001. С. 62-63.

  41. Гавриленков А.Ф. Идеи первоначального христианства в духоборческого движения. - М.: Общество «Знание», МГИУ, 1998. – 31 с.

  42. Гавриленков А.Ф. Духовное возрождение России //Смоленские епархиальные ведомости, №4, 1998. С. 73-75.

1 Подробный анализ использованных источников и литературы содержится в первой главе диссертации.

2 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 2003; Карташев А.В. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 2: Очерки по истории русской церкви. – М., 1992; Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. Репринтное воспроизведение издания 1873-1888 гг. – М., 1992; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 2, ч. 1. – М., 1994; Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. – М., 1984; Макарий, епископ. История русского раскола. СПб., 1855 и др.

3 См.: Новицкий О. О духоборцах. - Киев, 1832;Морошкин М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до нашего времени. Ч. 1-2. – СПб., 1867-1870;Толстой Д. Римский католицизм и России. Том первый. - СПб., 1876;Рункевич С. История Минской архиепископии (1793-1832 гг.). - СПб., 1893; Синайский А., священник. Отношение русской церковной власти к расколу при Петре Великом. – СПб., 1895.

4 Бердяев Н.А. Философия Свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1997; Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М., 1991; Ильин И.А. Кризис безбожия. – М., 2005; Карташев А.В. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 2: Очерки по истории русской церкви. – М, 1992; Рейснер М.А. Государство и верующая личность. – СПб., 1905; Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917.. – М., 1996; Тальберг Н.Д. История Русской Церкви. – М., 1997; Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х т. Т. 1. – СПб., 1991 и др.

5 См. Андерсон В. Старообрядчество и Сектантство. Исторический очерк русского религиозного разномыслия. - СПб., 1909; Благовидов Ф.В. Обер-прокуроры Св. Синода в XVIII в. и первой половине XIX в. - Казань, 1900;Бондарь С.Д. Секта меннонитов в России. - П., 1916; Булгаков С.Н. Церковь и государство // Вопросы религии. – М., 1906. – Вып. I. – С.61; Гессен Ю.. История еврейского народа в России: В 2-х т, т. 1, Л. 1925; Рывкин Х.Д. Евреи в Смоленске. – СПб., 1910 и др.

6 Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие Петра. – М., 1986; Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. – М., 1981; Ипатов А.Н. Православие и русская культура. - М., 1985; Католицизм в Белоруссии: традиционализм и приспособление. – Мн, 1987; Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. – М., 1965; Малахова И.А. Духовные христиане. - М., 1970; Никольский Н.М. История русской церкви. – 4-е изд. – М., 1988 и др.

7 Боханов А.Н. Самодержавие. Идея царской власти. – М., 2002; Брикнер А.Г. История Петра Великого. – М., 2004; Зубанова С.Г. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке. – М., 2001; Логинов А.В. Власть и вера. – М., 2005; Мейендорф И., протоиерей. Православие в современном мире. – М., 1997; Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. – М., 2003;

8 Буттаева А.М. Исламское возрождение в современной России: проблемы и перспективы // Религиоведение. – 2008. - № 2; Вихнович В. Л. Иудаизм. – СПб., 2006; Геллер М.Я.. История Российской империи. В трех томах. М., 1997. — Том II; .Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Русское мусульманство: история формирования идентичности // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М.П. Мчедлов. – М., 2008. С. 126-160; Жудинова Е.В. Религии мира. Протестантизм. – М., 2006; Ислаев Ф.Г. От конфронтации к веротерпимости: эволюция религиозной политики российского государства в XVIII в. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. - № 3; Лиценбергер О.А. Римско-католическая церковь в России: история и правовое положение. – Саратов, 2001; Миндлин А.Б. Еврейский вопрос в деятельности Н.П. Игнатьева // Вопросы истории. – 2006. - № 11; его же. Политика С.Ю. Витте по «еврейскому вопросу» // Вопросы истории. – 2004. - № 4; его же. Правительственные комитеты, комиссии и совещания по еврейскому вопросу в России в XIX – начале XX вв. // Вопросы истории. – 2000. - № 8; Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Ислам в России. – М., 2004; Ревуненкова Н. В. Протестантизм. – СПб., 2007; Сафонов А. А.. Свобода совести и модернизация вероисповедного законодательства Российской империи в начале XX века. Тамбов, 2007;Щеголева Т. Караимы Крыма: история и современное состояние общины // «Евреи Евразии».- № 1(8). – Январь-Март 2005 и др.

9 Каррер д'Анкосс Э. Евразийская империя: История Российской империи с 15552 г. до наших дней / Пер. с фр.. – М., 2007; Пайпс Р. Россия при старом режиме. – М., 2004; Труайя А. Петр Великий. – М., 2003; Хоскинг Дж. Россия: народ и империя (1552-1917) / Пер. с англ. С.Н. Самуйлова. – Смоленск, 2000; Энгельштейн Л. Скопцы и Царство Небесное: Скопческий путь к искуплению. Авториз. пер. с английского В. Михайлина, при участии Е. Филипповой и Е. Левинтовой. – М.:, 2002.

10 Крижанівський О.П., Плохій С.М. İсторія церкви та релігійноï думки в Украïні. У трьох книгах. Книга 3. Кінець XVI- середина XIX століття / О.П. Крижанівський, С.М. Плохій. - Киïв, 1994; Гапановiч В.Ф., Царанкоў Л.А. Учарашнi i сённяшнi дзень унiяцкай царквы. - Мн., 1985; Канфесii на Беларусi (к. XVIII – XX ст.) / В.В. Грыгор'ева, У.М. Завальнюк, У.I. Навiцкi, А.М. Фiлатава; Наук. ред. У.I. Навiцкi. – Мн, 1998.

11 Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений Российской Империи (1856-1904 гг.): Дис. … канд.ист.наук. – СПб., 1997; Боченков И.Д. Государственная политика в отношении староверов в последней четверти XVIII – начале XIX в. Дис. … канд.ист.наук. - М., 1999;Вишленкова А.И. Религиозная политика в России (1-ая половина XIX века): Дис. … докт.ист.наук. – Казань, 1999; Гриценко Н.Ф. Официальная доктрина внутриполитического курса России конца XIX века (политические и духовные аспекты внутренней политики): Дис. … докт.ист.наук. – М., 2000; Ершова О.П. Старообрядчество и государственная политика в области вероисповедания (2-ая половина XIX – нач. XX века): Дис. … докт.ист.наук. – М., 2000; Зубанова С.Г. Православная церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества XIX века: Дис. …канд. ист.наук. – М., 1995; Зубанова С.Г. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке: Дис. …докт.ист.наук. – М., 2002; Лиценбергер О.А. Римско-Католическая и Евангелическо-Лютеранская церкви в России: сравнительный анализ взаимоотношений с государством и обществом (XVIII – начало XIX вв.). Дисс… докт.ист.наук. Саратов, 2005; Ляпунова Н.В. Эволюция профессионального церковного образования в России: Дис. … д-ра ист. наук:. М.,2006; Наумлюк А А Государственная конфессиональная политика по отношению к старообрядчеству в Саратово-Самарском Поволжье во второй половине XVIII – начале XX вв. Дис. … канд.ист.наук. Саратов, 2009; Никулин М.В. Православная церковь в общественной жизни России (конец 1850-х – конец 1870-х гг.): Дис. … канд.ист.наук. – М., 1997; Пашенцев Д.А. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви во 2-ой половине XIX – начале XX в.: Дис. … канд. ист. наук. – М., 1995 и др.

12 См. Первая Государственная дума. Сборник статей. Выпуск 2, Законодательная работа. СПб., 1907; Государственная дума. Третий созыв. Сессия вторая. 1909 г. Стенографические отчеты. СПб., 1909. Ч. IV; Журналы Комитета министров по исполнению Указа 12 декабря 1904 г. СПб., 1905; Законодательные акты переходного времени. (1904-1906 гг.) Сборник законов, манифестов, указов Правительствующему Сенату, рескриптов и положений Комитета министров, относящихся к преобразованию государственного строя России/Под. ред. приват-доцента Н.И. Лазаревского. СПб., 1907; Законотворчество думских фракций. 1906-1917 гг. М., 2006; П.А. Столыпин. Программа реформ. М., 2002, тт. 1-2; Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. М., 2004, ч.1-2 и др.

13 См. к примеру: Российское законодательство X-XX веков. В 9-ти т. Т. 5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. – М., 1987; Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Под ред. В. Бонч-Бруевича. Выпуск первый. - СПб.: Типография Б.М. Вольфа, 1908; Министерство внутренних дел. Исторический очерк. 1802 - 1902. СПб. 1901; Обряды духоборцев. «Живая старина», вып. III и VI.// Ольховский В. - СПб., 1905; История Духоборцев. Документы по истории Духоборцев и краткое изложение их вероисповедания.// Сухорев В.А. - Канада. 1944; Секта меннонитов в России.// Бондарь С.Д. - П., 1916; Англиканская епископальная церковь. Составил С.Д. Бондарь. – СПб.: 1911; Государственные, политические и общественные деятели Российской империи в судьбах евреев. 1762 – 1917 годы: справочник персоналий.// Миндлин А.Б. – СПб., 2007; Документы по еврейской истории XVI-XX вв. в Киевских архивах.// Хитерер В. М.; Киев; Иерусалим, 2001;Документальные материалы по истории евреев в архивах СНГ и стран Балтии.// Эльяшевич Д. А. — СПб., 1994; Ислам в Российской империи. Законодательные акты, описания, статистика. – М., 2001. и др.

14 Витте С.Ю. Воспоминания. В 3-х т. — М., 1960; Державин Г.Р.Записки (1743-1812) М., 2000; Дневные дозорные записи о московских раскольниках. Части 3-7. С предисловием Андрея Титова. - М.,1892; Дневник священника Никифора Адриановича Мурзакевича. 1776-1834 гг. составление, подготовка текста и вступительная статья В.М. Аникеева. Издание третье. – Смоленск, 2005; Достоевский Ф.М. Статьи и заметки. 1845 – 1861 // Полное собрание сочинений. Т.18. – Л., 1978; Победоносцев К.П.Борьба государства с церковью в Германии // Гражданин. 1873. №34; Россия XVI века. Воспоминания иностранцев / Пер. с англ. Н. Белозерской, Ю. Готье. Пер. с нем. И. Анонимова, И. Полосина. – Смоленск. 2003; Новицкий В.В. Из воспоминаний жандарма. М.; Л., 1929; Смирнова-Россет А.О. Дневник. Воспоминания. – М., 1989; Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. - М., 1996; Столыпин П.А. Переписка. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004 и др.

15 См. Мейендорф И., протоиерей. Православие в современном мире. – М., 1997; Рафаил (Ивочкин), иеромонах. Ельнинская земля: православные храмы. - Смоленск:, 2005; Рафаил (Ивочкин), иеромонах. Рославльская земля: православные храмы. – Смоленск. 2004; Даниил (Сычёв), иеромонах. Вязьма. Очерки истории. - М., 1997 и др.

16 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В Русском Переводе. С Параллельными Местами. - М., 1968; Новый Завет. Восстановительный перевод. – Анахайм, 1998; Коран / Перевод И.Ю. Крачковского. – М., 1990; Сборник субботних вечерних и утренних молитв по обряду крымских караимов. На русском и караимском языках. Подготовил газзан евпаторийской кенаса Тирияки В. З. – Евпатория, 2002; Главные основы Караимского Законоучения. – Одесса, 1917.

17 См. Ожегов С.И Словарь русского языка. М.,1987; Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. — М.:, 1935-1940.; Старообрядчество: Опыт энциклопедического словаря. - М., 1996; Религия: Энциклопедия // Под ред. А.А Грицанова. М., 2007; Краткая Еврейская Энциклопедия: 1976 — ... [продолж. изд.], т. 2, т. 9. Иерусалим: Общество по исследованию еврейских общин, 1982; Большая Российская энциклопедия, М., 2005; Православные монастыри России. Краткий справочник. – Новосибирск, 2000; Современный экономический словарь. - М., 2003 и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (8)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «11» _октября__ 2011 г. в 11. 00 час. на заседа­нии диссертационного совета Д 203.019.02 при Московском университете МВД России (117997, Москва, ул.
  2. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (107)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «13» сентября 2007 года в 1515 часов на заседании Диссертационного Совета Д.501.001.74 в Московском государственном университете им.
  3. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (121)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 26 декабря 2008 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д.212.241.01 при Саратовском государственном социально-экономическом университете по адресу: 41 3, г.
  4. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (228)

    Автореферат диссертации
    Актуальность исследования. Познание человеком самого себя во всем многообразии культурных феноменов и форм – вечная проблема философии, и по сей день не утратившая своей актуальности.
  5. Автореферат Диссертации на соискание ученой степени (199)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 23 декабря 2009 г. в 16.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 602.004.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу:
  6. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (43)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 20 сентября 2007 года в 14-00 часов на заседании диссертационного совета Д 003.027.01 при Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН по адресу 670047, г.

Другие похожие документы..