Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Цель курса – обучение студентов теоретическим основам управления в сфере культуры, а также умелому использованию научно обоснованного менеджмента, ад...полностью>>
'Книга'
Книга расcматривает, на примере племени «Жалайыр» и личности Чингисхана, противоречивый и спорный вопрос происхождения номадов/кочевников на территор...полностью>>
'Документ'
В условиях совершенствования системы российского образования наряду с качеством обучения важной задачей современной школы становится . Потому основой ...полностью>>
'Документ'
Сущность адсорбции. Сорбция, адсорбция и абсорбция. Динамический характер адсорбции. Адсорбция на твердых и жидких телах, из газовой фазы и из раствор...полностью>>

Главная > Автореферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы, выявлены предмет и объект диссертации, сформулированы цель и задачи работы, определены её хронологические рамки, методологическая основа, дается общая характеристика источников и литературы, показаны научная новизна проблемы, апробация результатов исследования и его практическая значимость.

Глава первая (вводная) «Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917гг.; сущность, принципы, эволюция» как самостоятельная научная проблема в исторической науке». Она начинается с утверждения о том, любая историческая проблема, претендующая на самостоятельную роль в исторической науке, должна иметь объект и предмет исследования, хронологические рамки, территориальные границы, понятийный аппарат и широкую историографическую и источниковую базу.

Об объекте и предмете исследования, хронологических рамках уже говорилось во введении диссертации. Что касается территориальных границ диссертационного научного исследования, то они определяются общероссийской территорией вообще, и территорией Смоленской губернии, в частности. Ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что полное и всеобъемлющее представление о политике государственной власти Российской империи в отношении всех вероисповеданий в стране можно получить только, рассматривая её в преломлении на региональном уровне.

На протяжении ряда веков Смоленская губерния представляла собой уникальную территорию, на которой пересекались и взаимодействовали различные народы, их культуры и религии. На территории губернии проживали не только русские, но и белорусы, украинцы, немцы, евреи, латыши, литовцы, поляки, турки.

В Смоленской губернии в период Российской империи действовали все известные тогда исповедания – православие, старообрядчество, русское сектантство (духоборчество, молоканство, христововерие, скопчество), католицизм, лютеранство, англиканство, реформатство, баптизм и евангельское христианство, адвентизм, пятидесятничество, меннонитство, пашковщина, толстовство, штундизм, иудаизм, ислам, армянская апостольская церковь.

Ключевыми понятиями диссертационного исследования является такие понятия, как: «вероисповедная политика Российской империи», «государственная вероисповедная политика», «государственно-церковные отношения», «государственно-православно-церковные отношения», «государственно-конфессиональные отношения», «отношения государства и религиозных объединений», «конфессиональная политика государства», «религиозная политика» и т.п.; некоторым из них дается авторская формулировка. При этом диссертант подчеркивает, что использовать современное толкование упомянутых понятий для характеристики отношений государства и всех вероисповеданий в период Российской империи исторически не корректно.

В первой, вводной главе содержится историографический анализ проблемы государственно-церковных и государственно-конфессиональных отношений периода Российской империи. Автор диссертации предлагает проводить этот анализ по периодам.

Первый период охватывает XIX век. В разные годы этого века появлялись научные и публицистические работы Н.Я. Данилевского, Н.И. Костомарова, П.Н. Милюкова, еп. Макария, Е.Н. Трубецкого, С.М. Соловьева, П.Я. Чаадаева2, освещавшие отдельные фрагменты государственно-церковных отношений в России. В основном они касались православной тематики.

Исследователи XIX века, как правило, ограничивались оценкой церковной реформы, проводимой Петром I, в контексте своих исторических, культурологических или философских исследований. Одни давали негативную оценку проведенной Петром I церковной реформе, другие – поддерживали церковные преобразования, проведенные царем.

Незначительная часть исследователей в этот период рассматривали положение в обществе не только православной церкви, но и других конфессий.3

Второй период в изучении проблемы вероисповедной политики российского государства (начало XX века) связан с такими известными историками, философами, правоведами, писателями, как - Н.А. Бердяев, С.Н Булгаков, И.А. Ильин, А.В. Карташев, Ф.Е. Мельников, М.А. Рейснер, И.К. Смолич, Н.Д. Тальберг, Г.П. Федотов и др.4 В начале ХХ века появляются и специальные работы, посвященные конкретным исповедованиям.5

Третий период в изучении истории вероисповедной политики Российской империи охватывает советские годы российской истории (1917-1991 гг.). В этот продолжительный период интерес к данной проблематике значительно иссякает. В работах советских историков рассматривались отдельные эпизоды вероисповедной политики, давалась краткая характеристика отношений российского государства, в основном в XVIII-XIX вв., к различным конфессиям, действовавшим на территории России. И, конечно, они не могли не носить идеологический характер. К числу таких работ следует отнести работы Е.В. Анисимова, Н.П. Ерошкина, А.И. Клибанова, Б.Г. Литвака, И.А. Малаховой, Ф.Е. Мельникова, Н.М. Никольского и др.6

С распадом СССР в 1991 году, и отходом от марксистской идеологии, наступает четвертый период в изучении вероисповедной политики Российской империи. В начале этого периода можно констатировать отсутствие интереса к государственно-конфессиональной политике Российской империи.

В конце 90-х годов XX века – начале XXI вв. появляются новые исторические исследования, в которых изучается в основном роль РПЦ в российском обществе. К числу активных исследователей этого направления следует отнести А.Н. Боханова, С.Г. Зубанову, А.В. Логинова, о. И.Мейендорфа, В.А. Федорова и др.7

Ряд современных исследователей - А.М. Буттаева, В. Л. Вихнович, Ю.А. Гаврилов, М.Я. Геллер, Е.В. Жудинова, Ф.Г. Ислаев, О.А. Лиценбергер, А.Б. Миндлин. Ю.В. Мизун, Ю.Г. Мизун, Н.В. Ревуненкова, А.А.Сафонов, А.Г. Шевченко, Т. Щеголева и др. - касаются отношений государственной власти в России с отдельными конфессиями в контексте собственных целей и задач своих исследований.8

В работах некоторых зарубежных исследователей (Э. Каррер д'Анкосс, Р. Пайпс, А.Труайя, Дж. Хоскинг, Л. Энгельштейн) обращается внимание на отношения государственной власти к отдельным конфессиям (либо православие, либо сектантство). 9 Но вероисповедная политика Российской империи в целом в обозначенный исторический период не становится предметом их исследований.

В рассматриваемый период появились научные публикации по интересующей нас проблеме в Белоруссии и Украине.10

На рубеже XX-XXI веков были защищены некоторые диссертации по историческим наукам, в которых исследуются, в основном, положение Православной церкви в социальной, культурной и духовной жизни российского общества XIX века, её социальное служение, благотворительная деятельность РПЦ во 2-ой половине XIX – начале XX вв. и т.д.11

Вероисповедной политике в России, в историко-правовом контексте, посвящена незначительная часть диссертационных исследований, защищенных по юридическим наукам. Есть диссертационные исследования по политическим и философским наукам, так или иначе относящиеся к теме настоящего исследования.

Итак, историографической анализ позволяет утверждать, что проблема вероисповедной политики российской государственной власти в Российской империи, в целом, и на территории Смоленской губернии, в частности, нашла отражение в научной литературе. Однако этот же обзор показывает, что исследования по заявленной теме в обозначенных хронологических рамках отсутствуют.

В вводной главе содержится характеристика источниковой базы исследования. Как уже отмечалось, диссертантом была проделана большая работа по выявлению опубликованных и не опубликованных документов и материалов, без которых не возможен глубокий анализ исследовательской проблемы.

Важное место в определении характера вероисповедной политики Российской империи занимают официальные документы, которые позволяют представить общее направление и характер формировавшейся вероисповедной политики в Российской империи в рассматриваемый исторический период.

Исследователям доступны законы, своды законов, уставы, уложения, постановления правительства, царские указы и манифесты за разные годы издания, епархиальные распоряжения, устав церковного братства, в частности - «Уставы…» Свода законов Российской империи: «Свод основных государственных законов», «Свод уставов о повинностях», «Свод уставов о службе гражданской», «Свод уставов счетных», «Уставы духовных дел иностранных исповеданий», «Устав строительный», «Устав врачебный», «Устав о паспортах», «Устав о ссыльных», «Устав учебных заведений Министерства Народного Просвещения», «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», «Уголовное уложение».

В перечень необходимых официальных документов для изучения заявленной темы входят законодательные акты и уставы, за различные годы издания: «Уставы Рекрутские» (СЗРИ, 1857 г.), «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Издание 1885 года. Уголовное уложение (статьи, введенные в действие)» (1916 г.), «Устав православного церковного братства Преподобного Авраамия, смоленского чудотворца» (1911 г.) и т.д.

В диссертации использованы различные документальные публикации, в которых отражены попытки реформирования вероисповедной политики Российской империи в начале ХХ века, законотворческая деятельность Ι –ΙV Государственных дум в вероисповедном вопросе, позиции известных государственных и церковных деятелей в области реформирования религиозного законодательства. 12

К нормативно-правовым актам, необходимых для изучения, относятся постановления, законы, указы - собрания постановлений по части раскола за 50-70-е гг. XIX в. указ «Об укреплении начал веротерпимости» (Смоленские епархиальные ведомости (1905 г.), епархиальные распоряжения ( 1891 г.).

Опубликованные документы и статистические материалы, имеют своё незаменимое значение в любом историческом исследовании. В диссертации использованы документы и материалы, раскрывающие положение различных конфессий и вероисповеданий в Российской империи и на территории Смоленской губернии.13

Использованы разнообразные официальные статистические данные, собранные Министерством внутренних дел, данные первой всеобщей переписи населения 1897 года, материалы для географии и статистики России (по Смоленской губернии) (1862 г.), обзоры Смоленской губернии за различные годы (1878-1879 гг., 1883-1884 гг., 1908-1913 гг.), памятные книжки Смоленской губернии (1861 г., 1862 г., 1864 г., 1865 г., 1867 г.), краткие хозяйственно-статистические сведения по губернии, данные миссионерских отчетов о состоянии старообрядчества и сектантства (1911 г.), статистический очерк города Смоленска и однодневной переписи 11 октября 1881 г., сборник правительственных сведений о раскольниках, составленные В. Кельсиевым (1860 г., 1862 г.), список населенных мест Смоленской губернии за 1904 г., календарь «Северо-Западного края» (1889 г.).

Периодические издания хорошо передают атмосферу исторического времени, как бы воссоздавая атмосферу прошлого, позволяют ярче увидеть проблемы формирования и реализации вероисповедной политики российской государственной власти.

Исследователям доступны многие журналы и газеты XIX века. Диссертантом были использованы журналы «Гражданин» и «Вопросы жизни», «Смоленские епархиальные ведомости» за различные годы издания, «Смоленские губернские ведомости», «Правительственный вестник» и «Смоленский вестник».

Большой аналитический и информационный материал по изучаемой проблеме содержат современные российские научные, научно-публицистические и краеведческие журналы «Отечественная история», «Вопросы истории», «Российская история», «Вопросы социологии», «Религия и право», «Родина», «Российская юстиция», «Край Смоленский», «Журнал Московской Патриархии» и др.

Воспоминания, дневники, письма видных государственных, общественных и церковных деятелей, – важнейший эпистолярный источник данной диссертации.14 Несмотря на известную субъективность мемуарного жанра мемуарные публикации, тем не менее, помогают восстановить историческую картину происходившего в религиозной сфере России. Что касается дневников и писем, то следует заметить, что культура письма в образованных кругах России была чрезвычайно высокой. Ведение дневников, переписка составляла важную часть жизни людей этого круга. Использование этих документов позволяет глубже изучить эпоху Российской империи, и её государственную вероисповедную политику.

К этой группе источников автором отнесены и религиозно-нравственные сочинения российских богословов.15

Для понимания сущности вероисповеданий и их взаимоотношений с государством важное непреходящее значение имеют священные книги, тексты молитв вероисповеданий, действовавших на территории России и Смоленской губернии.16

Справочная литература, энциклопедические издания являются непременным «спутником» любого научного исследования. Не является исключением и настоящая диссертация.17

Неопубликованные архивные документы Российского государственного исторического архива (РГИА), Российского государственного архива древних актов (РГАДА), а также Государственного архива Смоленской области (ГАСО) и Вяземского филиала ГАСО (г. Вязьма) являются важнейшим источником в изучении политики российской государственной власти по отношению к Православной церкви, христианским конфессиям и авраамическим вероисповеданиям в империи и в Смоленской губернии в 1721-1917 гг.

Из документов Российского государственного исторического архива (РГИА) особый интерес представляют фонды №№ 381 (Канцелярия министерства земледелия), 560 (Общая канцелярия министерства финансов), 796 (Канцелярия Синода), 797 (Канцелярия обер-прокурора Синода), 1163 (Комитет охранения общей безопасности при Гос. Совете), 1263 (Комитет министров), 1286 (Департамент полиции исполнительной МВД), 1405 (Министерство юстиции), 821 (Департамент Духовных дел иностранных исповеданий МВД), 1284 ( Департамент общих дел МВД), 1276 (Совет Министров (1905-1917), 1278 ( Государственная дума I II,III и IV созывов), 1149 ( Департамент законов государственного совета).

Среди документов Российского государственного архива древних актов (РГАДА) особый интерес у диссертанта вызвали фонды № 12 (Разряд XII) и № 288 (Раскольническая контора). Данные фонды позволяют представить, каким образом формировалось отношение российского государства к римско-католической церкви во второй XVIII веке, как шел процесс проникновения старообрядчества на территорию Смоленской губернии в XVIII веке и т.п.

Богатыми архивными фондами располагает Государственный архив Смоленской области (ГАСО) и Вяземский филиал ГАСО (г. Вязьма).

Научный интерес представляют фонды № 1 (Канцелярия смоленского генерал-губернатора), № 47 (Канцелярия епископа Смоленского и Дорогобужского), № 1178 (Римско-католический костел), № 125 (Смоленский общественный раввин), № 391 (И.И. Орловский).

Исследование региональных архивов, показало, что они содержат важный для понимания вероисповедной политики Российской империи материал. Архивные документы ГАСО позволяют глубже изучить состояние вероисповедной политики государства на территории губернии, показать местные особенности этой политики.

Итак, актуальность настоящего диссертационной работы, обоснованный объект и предмет исследования, широкие хронологические рамки, наличие понятийного аппарата, научная новизна и практическая значимость диссертации, громадная источниковая и историографическая база – всё это дает основание о признании заявленной темы в качестве новой самостоятельной научной проблемы в исторической науке.

Вторая глава «Сущность, принципы и эволюция вероисповедной политики государственной власти Российской империи» начинается с анализа разнообразных моделей государственно-вероисповедных отношений. В нашей стране, как нам представляется, сформировалась интегративная модель отношений российского государства и вероисповеданий.

Вероисповедную политику Российской империи целесообразно разделить на несколько периодов: первый период - 1721-1762 гг.; второй период –1762-1825 гг.; третий период –1825-1855 гг.; четвертый период –1855-1881 гг.; пятый период –1881-1903 гг.; шестой период – 1903-1917 гг. Периодизация позволяет показать сложность и противоречивость отношения российского государства к вероисповеданиям.

Во второй главе рассматриваются характерные черты каждого из периодов, выявляются сущность и параметры вероисповедной политики Российской империи, а также её принципы.

Начало формирования основ и принципов новой вероисповедной политики российского государства определили петровские церковные реформы. В главе дается анализ оценок, зачастую противоположных, петровских церковных реформ. Как представляется автору диссертации, Петр Ι практически скопировал европейскую модель власти абсолютного монарха. Результатом реформы явилось признание де-юре внешней формы традиционной для христианства властной модели.

С самого начала формирования вероисповедной политики империи четко обозначился принцип поддержки и распространения православной веры как «первенствующей» государственной религии. Объявляя Православную церковь первенствующей и господствующей, государство при этом ставило её под полный контроль. Одним из важнейших принципов государственной вероисповедной политики становится принцип превращения церковной власти в орудие светской политики в Российской империи.

Новые территориальные приобретения с их в этническом, языковом и религиозном отношениях смешанным населением подводили государство к необходимости установления жесткого контроля над религиозной ситуацией в приобретенных территориях. Обозначился ещё один важный принцип вероисповедной политики самодержавия: принцип имперского православного патернализма, направленный на сохранение и стабилизацию религиозно-этнических границ внутри обширного евразийского государства, коим была Российская империя.

В то же время императорская власть Российской империи считала, что всякое христианское государство обязано уважать религиозную самобытность населяющих ее народов со всеми их характерными чертами. В этой ситуации вероисповедная политика империи не могла не меняться. Ключевыми в вероисповедной политике российского государства становится принцип веротерпимости.

Во второй период вероисповедной политики происходит правовое оформление структур вероисповеданий; реализуется принцип признания в каждом подданном империи человека религиозного. Этот принцип означал, что государство не допускает возможности для человека не принадлежать ни к какому исповеданию. Указанный принцип согласовался в конфессиональной политике самодержавия с другим «родственным» принципом - принципом непризнания прав личности на религиозное самоопределение.

В эпоху Николая Ι вероисповедной политике самодержавия реализовывался в полной мере принцип вмешательства во внутреннюю жизнь религиозных объединений, во внутрицерковную деятельность существовавших в России конфессий, а также принцип правовой иерархии конфессий и их неравенство в правах, привилегиях и ограничениях.

В связи с продолжающимся ростом территории Российской империи вероисповедная политика государства была направлена, с одной стороны, на сохранение жесткого контроля за конфессиями и религиозными объединениями, с другой, - на реализацию принципа выполнения вероисповедным законодательством роли регулятора национального вопроса, поскольку конфессиональные различия в основном совпадали с национальными.

На пятом периоде вероисповедной политики Победоносцев настойчиво внедрял принцип признания полноправными, с точки зрения конфессиональной принадлежности, только лиц, исповедующих православие и принцип запрета перехода из одного исповедания в другое, за исключением перехода в православие, который приветствовался государством.

Расширение веротерпимости в государстве приравнивалось к идее уравнивания церквей и верований перед государством. Таким образом, реализовывался принцип равенства признанных религиозных обществ перед законом. Надо заметить, что речь в данном случае не идет о непризнанных религиозных обществах; законодательством они игнорировались и поэтому не имели никаких прав.

Говоря о принципе равенства признанных религиозных обществ перед законом, следует назвать и еще один принцип - принцип лояльности, означавший лояльность власти в обмен на лояльность населения.

На всем протяжении истории Российской империи её вероисповедная политика руководствовалась принципом непризнания религиозной свободы. Законодательство включало дискриминационные и репрессивные меры, направленные на ограничение религиозных свобод и религиозного плюрализма.

17 октября 1905 г, Николай II подписал Высочайший Манифест в котором, наконец-то, провозглашается принцип свободы совести

В целом, начиная с 1721 года, от достаточно жестких мер по отношению к различным вероисповеданиям, действовавшим на территории Российской империи, под влиянием различных внешне - и внутреннеполитических факторов, российская власть постепенно переходила к прагматичной, взвешенной политике. И все же российская государственная вероисповедная политика была не последовательной.

Религиозные объединения, обладая интегративными возможностями, традиционно являлись и являются объектом политических интересов и «специального» контроля со стороны власти, как в России, так и во многих государствах мира. Одни вероисповедания российская государственная власть покровительствовала; другие – нет, более того, устраивала запреты и даже гонения. Одним словом шел поиск оптимальной модели взаимоотношений государства и вероисповеданий в России.

Третья глава «Государственно-православно-церковные отношения в Российской империи и их преломление на территории Смоленской губернии в 1721-1917 гг.» посвящена выявлению характерных черт политики российской государственной власти в отношении Православной церкви в 1721-1917 гг.

В начале главы рассматривается особое положение Православной церкви в синодальный период Российской империи. Первенство РПЦ выражалось в особом покровительстве ей российских законов, принадлежности к ней императора, признании основных ее праздников государственными, обязательном участии ее духовенства в государственных торжествах, ее преимущественном праве на публичное осуществление и пропаганду своей веры, недопущении перехода из нее в другие исповедания и др.

Заметим, что особое положение православия в российском государстве было естественным явлением, сравнимым с положением традиционных религий в странах Европы.

Необходимо подчеркнуть, что поддержание господствующего положения РПЦ рассматривалось властью в качестве фактора обеспечения единства и целостности российской государственности.

В третьей главе подробно освещаются этапы государственно-православно-церковных отношения в Российской империи. Эти отношения, получившие название «симфонии властей», основывались, как уже отмечалось, на первенстве Православной церкви среди всех религиозных объединений империи с признанием исключительной роли православия в идеологической сфере общества при тесном слиянии РПЦ и государства в единый социальный организм.

Определив особое главенствующее и первенствующее положение РПЦ в обществе, государство, вместе с тем, ставило под жесткий контроль православие, как и все вероисповедания России. Создание Святейшего Синода (Духовной коллегии) в 1721 году определило начало процесса превращения Церкви в часть государственного аппарата.

Отношения российского государства и Православной церкви были регламентированы в Своде законов Российской империи, который был создан в царствование Николая I, а в дальнейшем дополнялся, изменялся и совершенствовался.

Автор диссертации придерживается позиции, в соответствии с которой положение РПЦ в синодальный период носило двойственный характер. С одной стороны, государство превратило Православную церковь в часть государственного аппарата, с другой - всеми средствами защищало «главенствующее» и «первенствующее положение» РПЦ в обществе.

Свидетельством такого курса стало негативное отношение государства к прозелитизму среди православного населения. Правда, этот курс государства диктовался еще и другими обстоятельствами. Российская монархия, учитывая напряженность религиозно-политической атмосферы на западных границах России в связи с «польским вопросом», осложнением взаимоотношений между православием и протестантизмом в Прибалтике, начавшимся в 40-е гг. XIX в., расширением татаро-мусульманского влияния в Приволжском крае, а также межэтническим христианско-мусульманским противостоянием в Закавказье, - стремилось предотвратить экспансию среди православного населения. Отсюда отношение к прозелитизму как потенциальному источнику межрелигиозных конфликтов и напряженности.

Положение Православной церкви начинает меняться в начале ХХ века. В это время в российском обществе активно обсуждается идея проведения реформ, которые должны были изменить отношения государства и РПЦ, привести к созданию либеральной модели государственно-вероисповедных отношений, подразумевавшей восстановление принципов соборности в управлении РПЦ и углубление политики свободы вероисповеданий. Не все нужные идеи смогли реализоваться.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (8)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «11» _октября__ 2011 г. в 11. 00 час. на заседа­нии диссертационного совета Д 203.019.02 при Московском университете МВД России (117997, Москва, ул.
  2. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (107)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «13» сентября 2007 года в 1515 часов на заседании Диссертационного Совета Д.501.001.74 в Московском государственном университете им.
  3. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (121)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 26 декабря 2008 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д.212.241.01 при Саратовском государственном социально-экономическом университете по адресу: 41 3, г.
  4. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (228)

    Автореферат диссертации
    Актуальность исследования. Познание человеком самого себя во всем многообразии культурных феноменов и форм – вечная проблема философии, и по сей день не утратившая своей актуальности.
  5. Автореферат Диссертации на соискание ученой степени (199)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 23 декабря 2009 г. в 16.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 602.004.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу:
  6. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (43)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 20 сентября 2007 года в 14-00 часов на заседании диссертационного совета Д 003.027.01 при Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН по адресу 670047, г.

Другие похожие документы..