Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
(почтовый индекс, субъект Российской Федерации, район, город (населенный пункт), улица (проспект, переулок и др.) и номер дома (владения), корпуса (ст...полностью>>
'Сборник задач'
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОСТОВ...полностью>>
'Документ'
1.1. Кабинет психолого-педагогической профилактики наркомании среди детей и подростков является структурным подразделением образовательного учреждени...полностью>>
'Документ'
- По данным интернет-сайта Earthquake («Землетрясения»), отмечено лавинообразное увеличение количества землетрясений в районе акватории Карибского мор...полностью>>

Главная > Методические указания

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра философии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

И ПРОИЗВОДСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ

СРЕДЫ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ 280202.68 «ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Подготовила:

Н.Н. Забелина, канд. филос. наук, доцент.

Мурманск

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка

Тематическое планирование курса

Раздел 1. Программа курса

Раздел 2. Планы семинарских занятий по курсу

Семинар 1. Основные исторические этапы развития науки.

Семинар 2. Основные структуры научного знания.

Семинар 3. Методы научного познания.

Семинар 4. Формы научного познания как единицы логико-

методологического анализа.

Семинар 5. Философско-методологические проблемы биологии в области защиты окружающей среды.

Семинар 6. Отечественная философия науки: на пути к новым методологическим основаниям.

Семинар 7. Новая философия и методология взаимодействия человека и природы в контексте устойчивого развития России.

Семинар 8. Организация и методологические основы исследовательской и инновационной деятельности.

Раздел 3. Контрольные задания для оценки качества освоения дисциплины

Раздел 4. Рекомендуемая литература

Пояснительная записка

В настоящее время все более становится очевидным, что с развитием общества возрастает потребность в рефлексии по отношению к истории, к фундаментальным основаниям материального и духовного. Современная наука видит научную мысль прошлого в ином свете, чем она представлялась прежним поколениям ученых, открывает новые грани и новые смыслы в научных идеях прошлых поколений. Научная деятельность всегда протекала в контексте реальной человеческой истории, а значит - исторически изменчива, и мы обязаны это учитывать. В историческом процессе развития общества меняется не только картина мира, но и социальные функции науки, ее модели и мировоззренческие основания. Все это делает вопросы истории и методологии науки актуально востребованным знанием.

Изучение курса истории и методологи науки составляет важную часть профессиональной и мировоззренческой подготовки магистров и аспирантов всех специальностей. Курс «История и методология науки и производства» входит в базовую часть общенаучного цикла структуры основных образовательных программ магистратуры, составлен на основе ГОС ВПО и отвечает требованиям ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания РП по специальности.

Курс состоит из исторической и общетеоретической частей. Историческая часть дает обзор условий и предпосылок возникновения науки, основных понятий истории и методологии науки, характеристики науки в целом и проблематики познания и истины. Общетеоретическая часть включает вопросы двух уровней. В первом обсуждаются вопросы, относящиеся к когнитивному контексту науки: проблемы научной методологии, структуры и динамики научного знания. Во втором – философско-методологические проблемы биологии и экологии, проблемы человека и природы в социокультурном измерении. Таким образом, общая логика курса выстраивается от базовых философских вопросов к более детальному рассмотрению когнитивного контекста науки ( исторические и логико-методологические вопросы, анализ научного знания) и далее к специальным вопросам биологии и экологии в контексте истории и методологии науки ХХ1 века.

Цель курса: развить у магистрантов систему представлений о науке, о методологии как отрасли интеллектуальной деятельности. Предполагается, что освещение основных периодов исторического развития науки покажет генезис развития научного знания. Знание основ методологии позволит осмыслить ход исследовательских процессов, а также непосредственно включиться в организацию и выполнение конкретных научно-исследовательских работ, проектов. Подход к методологии, заложенный в данном учебном курсе, позволяет фиксировать ценность любых конструктивных наработок в данной области вне зависимости временных, идеологических и других соображений.

Основная задача курса: рассмотреть основные исторические трансформации методологического потенциала науки с изложением основ современной методологии, что позволяет согласовать теоретические разделы курса с практикой применения методологического аппарата в выборе и разрешении различных проблем, нуждающихся в творческом подходе. При этом, исторический аспект формирования курса и выделение инвариантных частей, должен сформировать знания, которые специалист сможет применить в различных областях науки и практики.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта и предполагает решение следующих задач:

  • овладение основными понятиями истории и методологии науки в области защиты окружающей среды,

  • знакомство с историческими, предметными, методологическими, институциональными аспектами истории и методологии науки,

  • изучение системы методологических принципов и подходов к научному исследованию и научному исследованию в области окружающей среды,

  • способствование развитию у магистров целостного системного представления о мире и месте человека в нем, формированию научного мировоззренческого

подхода к процессу познания окружающей среды,

- умение проанализировать становление методологии в процессе эволюции важнейших научных школ и направлений,

- изложение особенности применения современных философско-методологических проблем биологии и экологии.

В результате освоения курса специалист должен:

Знать:

- важнейшие этапы развития естественнонаучного, гуманитарного и социально-экономического знания,

- логико-методологические аспекты науки,

- формы научного познания в системе глобально-цивилизационного процесса,

- основные научные школы, направления, концепции и парадигмы науки, историю выдающихся открытий.
- взаимоотношение биологических и социальных начал в человеке, отношение человека к природе и возникшие в современную эпоху технического развития противоречия и кризисы существования человека в природе;
- влияние науки на развитие общественного производства и социальные условия жизни людей,
- роль культуры в человеческой жизнедеятельности, способы приобретения, хранения социального опыта, базисных ценностей культуры, специфики культуры в традиционных и современных обществах;
- роль науки в развитии цивилизации, ценности научной рациональности и ее исторических типов, структуру и эволюции форм и методов научного познания, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы.

Уметь:

- обосновать свою мировоззренческую и гражданскую позицию,

-осуществить методологическое обоснование научного исследования,
- применить полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных проектов, прогнозировании затрат на проведение научных исследований,

-организовать межличностные отношения в сфере управленческой деятельности и бизнеса, в сфере инновационной деятельности.

Владеть:

- методологической и научной культурой, навыками гибкого восприятия научных текстов;

- пониманием роли истории и методологии науки, истории и методологии науки в области окружающей среды, естествознания и их роли в истории человеческой культуры и современного общества;

- навыками логико-методологического анализа научного исследования и его результатов;

- методами оптимального управления непрерывными и дискретными процессами для оптимизации прикладных процессов.

Для успешного усвоения курса магистрантам необходимо знание круга естественнонаучных дисциплин (физика, химия, биология, география, экология), гуманитарного блока (история и философия науки, методология, философия, культурология, история); дисциплин специализации по направлению «Защита окружающей среды».

Среди других научных дисциплин, данный курс служит как лучшему пониманию связей между философией, методологией и другими науками, так и демонстрации потенциала философии в выборе, постановке и концептуальном осмыслении познавательных проблем, в организации и планировании исследовательского процесса.

Важным требованием к результатам успешного освоения курса является формирование у специалиста навыков самостоятельной работы с материалами трех основных групп:

- с философскими материалами при выделении общеконцептуальных структур для рассмотрения подходов к методам;

- с научными материалами по обобщению и интерпретации для последующего выделения в них общих проблем данной отрасли науки;

- с достижениями интеллектуальной культуры в целом, где прослеживаются механизмы и методы в различных сферах жизнедеятельности человека.

Изучение курса должно способствовать овладению требованиями к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры по данному направлению:

Общекультурными компетенциями:

- способен к творчеству (креативность) и системному мышлению (ОК-1);

- способен к инновационой деятельность (ОК-2);

- способен к адаптации и повышению своего научного и культурного уровня (ОК-3);

- понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные навыки (ОК-4).

Профессиональными компетенциями:

- понимает современные проблемы биологии, науки и производства в области защиты окружающей среды и использует фундаментальные представления в сфере профессиональной деятельности для подготовки и решения новых задач (ПК-1);

- знает и использует основные теории, концепции и принципы и в избранной области деятельности, способен к системному мышлению (ПК-2);

- самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачу и выполняет полевые и лабораторные исследования при решении конкретных задач по специальности, демонстрируя ответственность за качество работ и научную достоверность результатов (ПК-3);

Данные методические материалы включают в себя тематическое планирование курса, программу курса, планы семинарских занятий, перечень вопросов для самопроверки, темы рефератов, контрольные вопросы по курсу, тесты и списки рекомендованной литературы. В программе предусмотрены различные виды учебных работ: лекционный курс, семинарские занятии, самостоятельная работа, подготовка рефератов, что соответствует требованиям, предъявляемым к специалисту.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

№ п\п

Содержание тем дисциплины

Количество часов, выделяемых на виды учебной подготовки

Лекции

ПР

ЛР

СР

ИР

1.

Тема 1. Истоки и история развития науки.

4

2

10

2.

Тема 2. Понятие науки.

3

2

10

3

Тема 3. Научное познание как предмет методологического анализа.

3

2

10

4

Тема 4. Общелогические методы научного познания.

2

1

10

5

Тема 5. Общая характеристика методов эмпирического уровня познания.

4

1

10

6

Тема 6. Общая характеристика методов теоретического уровня познания.

4

1

10

7

Тема 7.. Методы социально-экономического и социально-гуманитарного исследования.

3

10

8

Тема 8 . Системный метод исследования.

3

10

9

Тема 9. Формы научного познания как единицы логико- методологического анализа: научная проблема.

3

3

10

10

Тема 10. Гипотезы и их роль в научном исследовании.

3

8

11

Тема 11. Методы анализа и построения научных теорий.

4

2

8

12

Тема 12. Научно-исследовательская программа.

4

20

13

Тема 13. Проблема динамики научного знания.

2

10

14

Тема 14. Философско-методологические проблемы биологии и экологии.

4

2

15

15

Тема 15. Биология и экология в контексте истории и методологии науки ХХ века.

4

16

16

Тема 16. Человек и природа в социокультурном измерении.

6

15

17

Тема 17. Экологические основы хозяйственной деятельности.

6

2

18

Итого:

63

18

119

200



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Биотехнологии и техносферная безопасность» по состоянию на 06. 2011

    Документ
    В июне 2005 года в связи с открытием новых специальностей кафедра была переименована в кафедру «Технологии и инженерные средства защиты окружающей среды»,
  2. Прием студентов и уровень требований при конкурсном отборе 24 2 Система довузовского образования 27

    Конкурс
    Донской государственный технический университет создан в соответствии с приказом № 259 Народного комиссариата просвещения РСФСР № 342 от 14 мая 1930 года как Северо-Кавказский институт сельскохозяйственного машиностроения; решением
  3. Министерство образования и науки РФ фгбоу впо

    Документ
    Проблемы практической подготовки студентов: совершенствование системы содействия трудоустройству выпускников [Текст]: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции/ под общ.
  4. Учебное пособие раскрывает происхождение и значение более 1000 учебных терминов по анатомии и физиологии, а также цитологии, гистологии и эмбриологии человека, содержит многочисленные примеры, снабжено алфавитными указателями.

    Учебное пособие
    Анатомия и физиология: словарь-справочник [Текст] : [учеб. пособие] / РАО, Моск. психол.-соц. ин-т ; авт.-сост. С. С. Тверская. - 4-е изд., испр. и доп.
  5. Новые поступления литературы за 2010 год. 1

    Документ
    Всероссийская студенческая научно-техническая конференция "Интенсификация тепло-массообменных процессов, промышленная безопасность и экология", 16-18 мая 2005 г.

Другие похожие документы..