Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
“У сучасних умовах, оптову книготоргівельну систему (Держкнига – місцевий книготорг – колектор), перестала працювати. Розпад державної оптової коли з...полностью>>
'Документ'
Структурна одиниця Нафтогазовидобувне управління „Долинанафтогаз”, яка діє від імені Відкритого акціонерного товариства „Укрнафта”, надалі “Покупець”...полностью>>
'Документ'
3.1. Участвует в формировании расходов по текущему и капитальному ремонтам зданий и сооружений подведомственных учреждений и обустройству прилегающих...полностью>>
'Курсовая'
В настоящее время все большее внимание уделяется использованию устно - народного творчества в обучении и воспитании младших школьников. Фольклорные п...полностью>>

Программа по философии для поступающих в аспирантуру по специальности

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММА ПО ФИЛОСОФИИ

Для поступающих в аспирантуру по специальности:

Пояснительная записка

Программа дисциплины «Философия» составлена в соответствии с требованиями (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, утверждёнными Министерством образования РФ 03.03.2000 г.

1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате сдачи вступительного экзамена соискатели должны:

  • иметь представление о своеобразии философии, её месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле человеческой жизни;

  • понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

  • знать условия формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

  • иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношения истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

  • понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и её исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

  • уметь осмысливать ранее существовавшие и новые философские школы;

  • уметь применять методы диалектики при изучении естественнонаучных, технических, социально-философских дисциплин и рассмотрении конкретных практических вопросов;

  • уметь сравнивать ценностно-нормативные ориентации конкретных культурно-исторических эпох;

  • уметь квалифицированно и корректно доказывать и обосновывать собственную точку зрения при анализе философских проблем.

2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Философия, её предмет и место в культуре человечества.

Философия Древней Индии и Древнего Китая.

Понятие мировоззрения. Чувственно-рациональный характер мировоззрения. Исторические типы и формы мировоззрений. Мироощущение и миропонимание. Знания, ценности, мудрость, искусство жизни. Философия как систематическое и рационализированное мировоззрение. Философия как форма знания. Философия и история философии. Проблема возникновения философии. Философии и другие формы духовного освоения мира: мифология, религия, наука.

Предмет философии и специфика философского мышления. Общий характер и содержание философских проблем. Соотношение материальных и идеальных явлений. Проблема познаваемости мира. Проблема метода познавательной и практической деятельности. Проблема ценностей, смысла жизни, добра, красоты. Проблема языка. Проблемы правильности мышления. Проблема сущности человека. Общие закономерности общественной жизни. Смысл истории.

Основные области философского знания: онтология, гносеология, методология, аксиология, этика, эстетика, философия языка, логика, философская антропология, социальная философия, философия истории, философия науки и техники.

Философия в системе исторических форм культуры. Место и роль философии в современной культуре. Философия как концентрированное выражение общих социально-исторических тенденций и как форма национального самосознания. Социальная и ценностная ориентация философии. Философия и нравственность. Философия и искусство. Философия и политика. Фундаментальное мировоззренческое значение философского образования.

Исторические тепы философии. Основания многообразия философских позиций, концепций и направлений. Взаимодействие различных направлений как источник развития философии. Предмет истории философии. История философии как область философских исследований и часть философского знания.

Зарождение философской мысли. Особенности культурно-исторических условий и своеобразие античной, древнекитайской и древнеиндийской философских традиций. Историко-философский процесс в европейской культуре.

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии в Древней Индии и Древнем Китае. Предфилософские формы мироуяснения в Месопотамии и Древнем Египте. Человек в культуре Древнего Востока. Специфика восточного философствования. Особенности осмысления мифа в восточной философии. Четыре основных топика восточной философии. Три структурных уровня восточной философии. Специфика категориального аппарата восточной философии. Особенности построения текста. Индийская и китайская философия как автохтонные философские традиции.

Индийская философия. Шесть систем-даршан брахманистской философии: ньяя, вайшешика, миманса, санькхья, йога, веданта. Шраманские учения. Философия буддизма.

Китайская философия. Основные школы-цзя: школа инь-ян, конфуцианство, легизм, философия даосизма, моизм, школа имён.

Тема 2. Античная философия

Происхождение и своеобразие античной философии. Античная культура Средиземноморья. Цивилизационнй «взрыв» середины I тысячелетия. Кризис родовой морали и мифологического миропонимания. Демократические полисы и античное просвещение. Путь от мифа к рационально-теоретическому миропониманию. Предпосылки и особенности самосознания древнегреческой цивилизации. Гесиод, Гомер, «Семь мудрецов» Эллады. Греческая мифология и античная философия. Космоцентризм древнегреческой философии. Хаос и космос как единый, упорядоченный мир. Основные категории античной мысли: Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа.

Досократическая философия. Первые философы. Понятия «природа» и «архе» в досократической мысли. Проблема первоначала в античной натурфилософии: милетская школа; Гераклит; пифагорейцы, Эмпедокл. Пифагор и ранний пифагореизм. Учение Гераклита о логосе, противоположностях и становлении.

Элеатская школа. Переход от метафорически-образного к интеллектуально-логическому (понятийному) философскому мышлению. Проблема бытия и его выражения в мышлении. «Путь истины» и «путь мнения», природы (фюзис) и установление (тесей) в учении Парменида. Апории Зенона и их философский смысл.

Атомистическая теория Левкиппа и Демокрита как реакция на проблемы философии элеатов. Понятия атома и пустоты. Учение атомистов о причинности, бесконечности, душе и познании. Проблема детерминизма.

Век «классической философии». Философские учения периода наивысшего расцвета и начала упадка древнегреческого полисного строя. Древнегреческая софистика, её социокультурные предпосылки. Философский релятивизм, субъективизм и скептицизм софистов: Пиррон, Протагор, Горгий. «Антропологический поворот» в античной философии: тезис Протагора «человек есть мера всех вещей». Сократ: его жизнь и характер философствования. Учение Сократа – рождение философии нового типа: перемещение интереса от природы к человеку, от бытия к ценностям, от теории к методу. Диалектика как искусство творческого диалога. «Диалектика», «майевтика», «ирония» – аспекты сократовского метода. Моральная философия Сократа. Добродетель и знание.

Философия Платона. Проблема «эйдосов-идей» в философии Платона. Познание как «припоминание». Платон о душе и её бессмертии. Учение Платона о государстве.

Философия Аристотеля. Аристотель о материи и форме. Учение о возможном и действительном бытии. Логика, метафизика, концепция категорий. Аристотель о видах «причин». Учение об Уме-Перводвижителе. Аристотель о первой философии. Понятие энтелехии. Социальная философия и этика Аристотеля. Учение Аристотеля в истории философии и науки.

Эллинистическая и римская философии. Общая характеристика эллинистической мысли. Школы эллинистической философии. Кинизм, этические идеи киников. Эпикуреизм. Принцип удовольствия. Атомизм в эпикурейской физике, логике, этике. Стоицизм. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе. Стоическая этика. Скептицизм.

Неоплатоническая философия. Возникновение неоплатонизма и его главные представители.

Плотин. Понятие «единого» как фундамент философствования Плотина.

Тема 3. Философская мысль средневековья. Философия Возрождения.

Своеобразие средневековой философии. Формирование предпосылок средневековой философии. Европа V-XV вв. «Мир» христианства. Христианство и радикальная смена картины мира. Зарождение христианства на стыке иудейской и античной культур. Трансформация основных универсалий культуры. Проблема добра и зла, человеческого грехопадения и спасения. Радикальное изменение системы ценностей. Ориентация религиозного сознания на духовные идеалы. Теоцентризм. Новая концепция Бога, человека и знания.

Гнозис: религиозное познание в спекулятивно-мистической форме.

Христианская догматика и философская мысль. Теология и философия. Бог, человек и мир в христианской философии. Традиционализм и компилятивный характер средневековой учёности.

Апологетика и патристика. Апологетика: философская разработка христианства.

Своеобразие восточной и западной патристики. Греческая патристика: рецепция и трансформация античной философии (каппадокийские отцы и Григорий Нисский).

Латинская патристика. Тартулиан. Святой Августин и апогей патристики. Личность и учение Аврелия Августина. Учение Августина о душе и самопознании. Природа и человек как творения Бога. Первенство Бога над миром, воли над интеллектом, веры над разумом. Учение о свободе воли. Учение Августина о «двух градах». Трансцендентная философии истории Августина.

Схоластика. Предшественники и начало схоластики на Западе. Мотивы неоплатонизма в философии средних веков. Средневековый иррационализм и рационализм. Мистика и схоластика. Схоластика: рационализация христианского учения. Философия как средство упорядочения христианской догматики. Особый характер учёности, тем дискуссий. Проблема реальности единичного и общего. Споры номиналистов и реалистов о природе общих понятий (универсалий).

Ранняя схоластика: диалектическая интеграция веры и знания. Ансельм Кентерберийский. Пьер Абеляр.

Высокая схоластика: знание как познание. Философский синтез Фомы Аквинского. «Сумма теологии» Фомы Аквинского – свод религиозно-философских идей средневековья. Иоанн Дунс Скотт.

Поздняя схоластика: обоснование основоположений науки. Философия природы в XIII в. Роберт Гроссетест. Роджер Бэкон. Уильям Оккам. Смысл «правила бритвы». Доказательная наука и опыт.

Обоснование идеи Бога. Средневековая картина мира. Аскетизм и духовность как нравственный идеал. Возникновение средневековых университетов.

Особенности развития философии в Византии, её влияние на философскую мысль Болгарии, Армении, Грузии, Руси.

Средневековая философия мусульманского Востока.

Тема 4. Философия Возрождения.

Европейское Возрождение как историческая эпоха. Социально-исторические предпосылки формирования философии Возрождения, её основные черты, соотнесённость с античной и средневековой интеллектуальными традициями. Суть и методы ренессансного «возрождения» античности. Рациональная и мистическая составляющие гуманизма Возрождения.

Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. Филологический гуманизм. Человек как творец земной жизни и эпикурейство как нравственный идеал (А.Данте, Ф.Петрарка, Л.Валла). Открытие человеческой индивидуальности. Флорентийский платонизм. МарселиноФичино. Пантеизм. Пико делла Мирандола. Антропоцентризм. Принцип максимальной свободы человека – ключевая идея гуманистической философии.

Искусство как способ познания человека и эстетические идеалы Возрождения (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи).

Учение Николая Кузанского об учёном незнании; учение о бытии-возможности, о совпадении противоположностей. Натурфилософия. Парацельс.

Мировоззренческое значение гелиоцентрической гипотезы Николая Коперника. Критика религиозной картины мира и средневекового миропонимания.

Учение Дж. Бруно о «Боге в вещах», о бесконечности мира и бесчисленном множестве миров. Влияние Бруно на развитие философии Нового времени.

Картина мира в эпоху Возрождения. Ренессанс и становление новоевропейской науки и философии.

Свободомыслие и скептицизм Возрождения. Борьба против схоластики, догматизма мышления. «Опыты» Мишеля Монтеня.

Реформация и контрреформация. Движения за реформу церкви. Личность и учение Эразма Роттердамского. Протестантизм Мартина Лютера. Учение Жана Кальвина о предопределении. Ульрих Цвингли. Реформация и августианская традиция. Протестанская этика. Приспособление религии к новой эпохе. Усиление веротерпимости.

Социальная философия эпохи Возрождения. Логика власти в «Государе» Н.Макиавелли. Разграничение политики и морали. Проблема власти и насилия, цели и средств её осуществления. «Макиавеллизм». Социальные утопии: «Утопия» Т.Мора, «Город солнца» Т.Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф.Бэкона.

Тема 5. Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.).

Философия европейского Просвещения

Социальные и культурные предпосылки становления новоевропейской философии. Развитие капитализма в Европе. Ранние буржуазные революции. Великие географические открытия. Формирование классической науки. Галилей и Ньютон – основоположники фундаментального экспериментально математического естествознания; его успехи. Формирование механико-материалистической картины природы.

Своеобразие и фундаментальные основания классической новоевропейской философии. Наукоцентризм в философии Нового времени. Процесс секуляризации и автономизации философского знания. Понятие познающего субъекта. Утверждение автономии и суверенности конечного человеческого разума. Фундаментальное значение противоположности «субъект-объект» в философии Нового времени. Основная гносеологическая проблема и способы её решения.

Истина как достоверность. Критерии необходимости, общезначимости и воспроизводимости истины. Проблема метода в философии Нового времени. Практически инструментальный характер новоевропейской трактовки знания. Практика как методическое применение знания. Философия и новая наука.

Проблема и понятие субстанции в метафизике XVII века.

Полемика рационалистической и эмпирической тенденции в философии Нового времени. Дедуктивная и индуктивная методология.

Начало философии Нового времени. Р. Декарт. Принцип философии Декарта. Картезианское сомнение. Критика предрассудков, авторитетов и традиций. Непосредственная данность и преимущественная достоверность сознания. Проблема существования внешнего мира. Доказательство существования Бога. Бог как гарант существования мира и истинного знания. Учение о врождённых идеях. Ясность и отчётливость как критерии истины. Проблема и правила метода. Понятие субстанции. Дуализм Декарта: «вещь мыслящая» и «вещь протяжённая». Психофизическая проблема.

Ф. Бэкон. Проект прагматического преобразования науки. Тождество истины и пользы, знания и могущества. Критика предрассудков как идолов в познании. Учение Бэкона о методе. Разработка индуктивной методологии науки.

Рационалистическая метафизика в XVII веке. Б. Спиноза. Пантеизм Спинозы. Бог, природа, субстанция. Метод построения системы. Понятия «природы порождающей» и «природы порождённой». Атрибуты и модусы субстанции. Универсальный детерминизм Спинозы, понятие «свободной необходимости». Свобода как осознанная необходимость.

Г.Ф. Лейбниц. Простая субстанция как монада. Основные характеристики монады. Понятие предустановленной гармонии. Учение о возможных мирах. Метафизические истины и принцип противоречия. Действительность и закон достаточного основания.

Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Критика концепции врождённых идей. Сенсуалистическая трактовка опыта и «чистый разум» у Локка. Внутренний и внешний опыт. Простые и сложные идеи. Локковская теория абстракции. Учение о первичных и вторичных качествах. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Критика концепции первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства.

Д. Юм. Радикальный гносеологический скептицизм Юма. Учение о восприятиях. Ассоциация и образование сложных идей. Учение Юма о причинности. Психологический атомизм Юма и проблема тождества Я. Вера и привычка.

Первые разочарования в механистическом материализме XVII в. Блез Паскаль. Тема бессилия «доводов разума» перед «доводами сердца».

Основные идеи социальной философии Нового времени. Проблема «человек – общество – государство» в трудах мыслителей XVII в. Концепция естественных прав человека, гражданского общества и правового государства в социальном контексте эпохи. Концепция общественного договора. Томас Гоббс «Левиафан». Философское обоснование либерализма Дж. Локком: свобода и плюрализм.

Философия Просвещения. Эпоха Просвещения. Ключевые идеи: «разумность» и «естественность», свободомыслие, антиклерикализм, атеизм, скептицизм, вера в человеческий разум и общественный прогресс. Критика феодализма и религии. Ориентация на светскую культуру. Концепция суверенной личности. Идеалы и программы правового общества. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования знания. Своеобразие национальных форм просвещения: английского, французского, немецкого.

Французское Просвещение – наиболее радикальная и политизированная форма просветительской мысли. Просвещение и Французская революция. Этапы и направления во французском Просвещении. Критика истории, общества и церкви. Ф. Вольтер. Ш.Л. Монтескье.

Материалистическая тенденция во французском Просвещении. Философия природы эпохи Просвещения: идеи самодвижения и круговорота материи (П.Гольбах), эволюции живой природы (Ж.Ламетри, Д.Дидро). Механистический детерминизм натурфилософии просветителей и проблема необходимости и случайности в природе и человеческой жизни.

Философия истории и просветительские версии общественного прогресса. А.Р.Тюрго и Ж.А.Кондорсе. Критика цивилизационного состояния Ж.-Ж Руссо. Руссо о противоречиях и необратимости исторического процесса. Радикальная программа политического правового порядка в «Общественном договоре» Руссо.

Просветительская трактовка человеческой природы. Индивидуальное и всеобщее, природное и социальное в человеке. Идея определяющей роли социальной среды и воспитания в формировании человека. Нравственные и педагогические взгляды просветителей (Г.Лессинг, И.Гёте, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций).

Немецкое просвещение. Новаторская философская мысль в области этетики (Лессинг и др.). Философия языка, теория познания. И.Ф.Гердер. Концепция историчности природы и общества. И.Гёте. Учение о развитии мира как видоизменения его форм и о диалектических «полярностях». Пафос действия. Влияние идей Просвещения на немецкую классическую философию.

Разум и свобода «естественного индивида» в философии английского Просвещения (А. Коллинз, Дж. Пристли).

Американское просвещение. Б.Франклин, Т.Джеферсон, Т.Пейн и др. Воплощение идей Просвещения в «Декларации прав человека» и Конституции США.

Идеи Просвещения в России. М.В.Ломоносов. Христианский платонизм: Г.С.Сковорода, М.М.Щербатов. Формирование нерелигиозной философии. Деизм. А.Н.Радищев, трактат «О человеке, его смерти и бессмертии». Программы декабристов. Формирование и развитие традиции русской университетской философии.

Тема 6. Немецкая классическая философия (конец XVIII – XIX вв.)

Французская революция, её влияние на ситуацию в Европе. Германия конца XVIII – начала XIX вв.: особенности экономического и социального развития. Предпосылки расцвета немецкой культуры. Романтическая философия: требование свободной самореализации личности, представление об органической целостности и равноценности многообразных культур, о необратимости исторического процесса. Классическая немецкая философия – духовное выражение противоречия утверждения буржуазной эпохи.

Критическая философия И. Канта. Предмет и задачи критической философии. Критика Кантом догматизма и скептицизма в философии. «Вещь в себе» и явление в философии Канта. Понятие трасцендентального субъекта. Априоризм Канта.

Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. Система категорий чистого рассудка. Идеи чистого разума. Паралогизмы, антиномии и идеалы чистого разума. Кант о возможностях и границах спекулятивного теоретического разума.

Моральная философия Канта. Категорический императив как закон практического разума. Формализм моральной философии Канта. Свобода и долг. Проблема Бога и бессмертия души в моральной философии Канта.

Этическая и телеологическая способность суждения в «Критике способности суждения». Понятие эстетического. Моменты суждения вкуса о прекрасном. Каузальное объяснение и телеологическое рассмотрение природы. Кант о культуре как «последней цели» природы. Философия истории Канта.

Философия И.Г. Фихте. Фихте о принципе и системе философии. Тождество субъекта и объекта в философии Фихте. Основоположения «наукоучения» и диалектика Фихте.

Философоия Ф.В.Й.Шеллинга. Трансцендентальная философия и натурфилософия. Шеллинг о диалектике природы; учение о полярностях. Понятие «абсолютного тождества». «Позитивная философия» позднего Шеллинга и критика «негативной философии».

Философия Г.В.Ф.Гегеля. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия. Гегель о субстанции-субъекте.

«Энциклопедия философских наук», её структура. Философия как логика. Учение о бытии. Учение о сущности. Учение о понятии. Категории и принципы диалектического мышления. Учение Гегеля об истине. Философия природы. Философия духа.

Гегель о «разумной действительности». Гражданское общество и государство. Философия истории Гегеля. История как процесс развития самосознания и осуществления понятия свободы. Историческое и логическое в философии Гегеля. Гегель об «абсолютном духе» и его ступенях.

Разложение гегелевской школы. Л.Фейербах. Полемика «старогельянцев» и «младогегельянцев». «Младогегельянцы». Их эволюция от критики религии к проектам радикального изменения общества. Отход от классических толкований сущего. Понятие «чувственность» (Фейербах), «труд» (К.Маркс) и др. Темы: отчуждённое сознание, философия и практика, христианская мораль и атеизм. Тенденции индивидуализма (Б.Бауэр, М.Штирнер) и «коммунности» (Л.Фейербах, К.Маркс). Материализм Фейербаха. Антропологический принцип философии. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека. «Конец» классической немецкой философии, её преодоление и возрождение в философских учениях XIX – ХХ вв.

Тема 7. Постклассическая философия XIX – начала ХХ вв.

Позитивизм. Позитивизм как идеология. Эмпирическая философия науки. Возрождение традиции британского эмпиризма, французского энциклопедизма и мотивов Просвещения.

Первый позитивизм. Программа «позитивной философии» О.Конта. Философия и наука, предмет философии. «Закон трех стадий развития человеческого духа» О.Конта как универсальный закон истории. Социология в системе наук. Учение о социальной статике и социальной динамике. Порядок и прогресс.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа курса «Философия» для поступающих в аспирантуру Москва 2006 г

    Программа курса
    Автор и составитель программы - Бузук Г.Л., доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, почетный работник высшего профессионального образования.
  2. Рабочая программа дисциплины «Социология» для поступающих в аспирантуру по специальности

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «Социология» для поступающих в аспирантуру по специальности 22.00.06 – Социология культуры, духовной жизни / Рос. гос. проф.
  3. Программа курса «Экономическая теория» для поступающих в аспирантуру по специальности 08. 00. 01 Москва 2003

    Программа курса
    Данная программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по курсу «Экономическая теория». Вступительный экзамен проводится по систематическому курсу «Экономическая теория», включающему знания по следующим разделам:
  4. Программа курса «Экономика и управление народным хозяйством» для поступающих в аспирантуру по специальности 08. 00. 05. Москва 2005

    Программа курса
    Данная программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по курсу «Экономика и управление народным хозяйством». Вступительный экзамен проводится по следующим разделам: макроэкономика, региональная экономика, экономика
  5. Программа вступительных экзаменов соискателей, поступающих в аспирантуру по научной специальности 08. 00. 12 «Бухгалтерский учет, статистика»

    Программа
    Д.э.н., проф. Булыга Р.П., д.э.н., проф. Бариленко В.И., д.э.н., проф. Мельник М.В., к.э.н., проф. Кулинина Г.В., д.э.н., проф. Ефимова, д.э.н., Ильенкова к.

Другие похожие документы..