Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Правящие круги капиталистических стран, в том числе России, навязывают мнение, что природу и причины разразившегося современного мирового кризиса кап...полностью>>
'Документ'
Центр международного права и правосудия – это неправительственная, неполитическая и неприбыльная организация, призванная содействовать развитию между...полностью>>
'Документ'
Страхование сейчас является одной из важнейший сфер экономики и наименее изученной из всех. Несмотря на то, что в России страхование находится лишь н...полностью>>
'Закон'
Транспорт является связующим звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного про...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент образования города Москвы

Самарский филиал

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Факультет менеджмента

Кафедра экономической теории и менеджмента

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Стратегический менеджмент

080507.65 «Менеджмент организации», специалитет

Самара – 2007

Департамент образования города Москвы

Самарский филиал

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Факультет менеджмента

Кафедра экономической теории и менеджмента

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Стратегический менеджмент

Часть I. Учебная программа дисциплины

080507.65 «Менеджмент организации», специалитет

Факультет менеджмента

Курс 3, семестр 5,6

Самара – 2007

Учебная программа обсуждена и утверждена на заседании ученого совета Самарского филиала ГОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», протокол №1 от 30.08.2007 г.

Составители:

старший преподаватель кафедры экономической теории и менеджмента СФ ГОУ ВПО МГПУ Матвеева Ю.В.

Зав. кафедрой экономической теории и менеджмента,

к.э.н., доцент, Яковлева Н.Г.

Рецензенты:

к.э.н., доцент кафедры экономики Самарского государственного аэрокосмического университета Красовская Валентина Николаевна

к.э.н., доцент кафедры экономической теории и менеджмента СФ ГОУ ВПО МГПУ Тысченко Вадим Анатольевич

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Требования ГОС ВПО к содержанию дисциплины

по специальности

Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» составлена в соответствии с учебным планом на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального обучения по специальности 080507.65 «Менеджмент организации».

Индекс

Наименование дисциплин и их основные

дидактические единицы

Всего часов

1

2

3

СД

специальные дисциплины

СД.01

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.

Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности; стратегия предприятия, стратегическое управление; стратегический маркетинг; ситуационный анализ; формирование стратегических целей и стратегии предприятия; стратегия и техническая политика предприятия; стратегия внешнеэкономической деятельности; стратегия и организационная структура; стратегический потенциал организации; проектирование систем управления.

1.2 Цели и задачи изучения дисциплины

В мировой практике управления предприятием, в том числе и в России, имеется определенный опыт принятия стратегических решений. Этот опыт концентрируется в целом ряде дисциплин по управлению, в том числе в «Стратегическом менеджменте».

Данная дисциплина завершает подготовку студентов по специальности 061100 «Менеджмент организации». Программа составлена в соответствии с учебным планом на основе Государственного образовательного стандарта.

Основная цель курса – изучение методологических основ стратегического управления, овладение практическими навыками разработки базовых стратегий для конкретных объектов управления.

Изучение курса базируется на знаниях, приобретенных при изучении макро- и микро экономики, маркетинга, инновационного и финансового менеджмента, информационных технологий.

Основные задачи курса – изучение методов предвидения изменений в стратегических зонах хозяйствования и разработке стратегий развития предприятий в условиях неопределенности и не предсказуемости изменений во внешней среде; овладение методологией системного анализа и инструментами стратегического управления.

Преподавание данного курса предполагает следующие формы занятий: лекции, семинарские практические занятия, самостоятельную работу.

При изучении курса предусмотрено проведение контрольных работ, подготовка мини- рефератов к семинарским занятиям, тестирование. В процессе преподавания курса «Стратегический менеджмент» большое значение предается семинарским и практически занятиям, разбору конкретных ситуаций из отечественного и зарубежного опыта. По окончанию изучения курса проводится экзамен, включающий в себя вопросы, составленные по лекционному материалу, семинарским и практическим занятиям и самостоятельной работе студентов.

В результате освоения курса студент должен знать:

основной характер стратегического управления в условиях быстроизменяющейся внешней среды;

основные направления формулирования целей, критерии оценки целей;

возможные варианты базовых стратегий;

методы стратегического контроля, система контроля над реализацией базовых стратегий;

информационные системы в стратегическом контроле;

анализ производственного потенциала предприятия.

Студент должен уметь:

разработать мероприятия по реализации стратегии;

составлять проекты текущих и перспективных бизнес-планов.

Студент должен овладеть:

современными методами и формами планирования и прогнозирования для определения перспективных задач деятельности предприятия и при выборе наиболее оптимальных стратегий их эффективного решения.

Объем курса:

для студентов очной формы обучения составляет:

Всего 336 ч., в том числе, лекции 84 ч. , семинарские и практические занятия 84 ч., самостоятельная работа 168 ч.

для студентов заочной формы обучения:

Всего 336 ч., в том числе, лекции 16 ч., самостоятельная работа 320 ч.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Методология стратегического менеджмента

Тема 1. История становления и развития стратегического менеджмента как самостоятельного направления экономической науки

Возникновение и причины появления стратегического менеджмента. Первые стратегии – исследователи и практики. Основоположники современной теории стратегического менеджмента. Этапы развития стратегического менеджмента. Предпосылки развития, проблемы и перспективы использования стратегического менеджмента на российских предприятиях.

Тема 2. Сущность и основные составляющие стратегического менеджмента. Принципы стратегического менеджмента

Понятие и сущность стратегического менеджмента. Пять основных компонентов стратегического менеджмента. Объекты и субъекты стратегического менеджмента. Виды и принципы стратегического менеджмента. Функции стратегического менеджмента. Структура системы стратегического менеджмента. Особенности стратегического менеджмента.

Тема 3. Модель стратегического менеджмента. Внешняя и внутренняя среда организации

Этапы стратегического менеджмента. Развитие стратегического видения. Миссия организации. Полнота реализации миссии. Цели организации. Виды целей. Критерии качества поставленных целей. Дерево целей. Определение целей развития предприятия. Ценности высшего руководства. Задачи организации. Внешняя и внутренняя среда организации и ее составляющие.

Тема 4. Особенности принятия стратегических решений

Стратегические решения. Роль экономических законов и законов организации в повышении качества и эффективности стратегических решений. Применение научных подходов к разработке стратегических решений. Дерево решений. Требования к качеству и эффективности стратегических решений. Основы анализа, прогнозирования и экономического обоснования стратегических решений. Принятие стратегических решений. Отличие стратегических решений от оперативных.

Тема 5. Сущность стратегии организации

Сущность стратегии организации, виды и элементы стратегий (пирамида стратегий). Факторы, влияющие на стратегию, определение стратегии предприятия: состав и содержание стратегии фирмы. Подходы к формированию стратегии: потребность в стратегии, инструменты стратегии, формирование стратегии. Анализ стратегии. Технология разработки стратегии фирмы. Содержание стратегии как документа.

Тема 6. Конкуренция и конкурентоспособность. Конкурентные преимущества

Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества. Формы, методы, уровни конкуренции. Теория конкуренции Портера. Общие конкурентные стратегии. Факторы, влияющие на стратегию конкурентной борьбы. Формирование конкурентных преимуществ. Прогнозирование конкурентного преимущества. Факторы конкурентного преимущества различных объектов (персонала, товаров, услуг, фирмы, отрасли, региона, страны)

Раздел 2. Методические основы стратегического менеджмента

Тема 1. Методические вопросы проведения анализа внешней и внутренней среды предприятия

Анализ макроокружения, основные типы внешней среды организации (изменяющаяся среда, враждебное окружение, разнообразное окружение, технически сложная среда). Анализ непосредственного окружения организации (покупатели, поставщики, конкуренты, рабочая сила). Анализ внутренней среды организации (кадровый, организационный, производственный, маркетинговый, финансовый срез). Анализ неопределенности обстановки (Неопределенность по принципу «простая-сложная», «стабильная-нестабильная», «простая-стабильная», «сложная- нестабильная»). Изменение среды. Методы анализа среды (SWOT, PEST, профиль среды). Порядок проведения анализов. Анализ ресурсного потенциала предприятия. Методические подходы к анализу ресурсного потенциала российских предприятий.

Тема 2. Методологические принципы управленческого анализа

Цели, принципы и методы управленческого анализа. Определение сильных и слабых сторон предприятия, его конкурентные преимущества. Методы анализа конкурентных преимуществ (система Мак-Кинси, «цепочка ценностей» Портера, подход Омаэ).

Тема 3. Методы стратегического анализа

Финансовый анализ, анализ точки безубыточности. Экономический анализ.

Тема 4. Портфельный анализ. Методы использования моделей и матриц в стратегическом анализе

Цели и основные этапы портфельного анализа.

Матрица Бостанской консультационной группы, ее предсказания и рекомендации. Модифицированная матрица. Матрица Мак-Кинси, ее достоинства и недостатки. Матрица Ансоффа и трехмерная схема Абеля. Стратегические рекомендации модели. Деловой комплексный анализ (проект ПИМС).

Тема 5. Методы стратегического управления

Управление посредством выбора стратегических позиций. Управление по сильным и слабым сигналам, в условиях стратегических неожиданностей, стратегическими задачами, в условиях спонтанных изменений.

Раздел 3. Стратегическое планирование

Тема 1. Подготовка к планированию

Анализ потенциала предприятия: сильные и слабые стороны, анализ культуры, компетенции, ресурсов, целостный взгляд на анализ. Параметры стратегии: уровни, риски, сложность формирования. Общее планирование. Стадии жизненного цикла планирования. Место планирования в стратегическом менеджменте.

Тема 2. Специфика стратегического планирования. Бизнес-план организации

Специфика и виды стратегического планирования. Формирование и подходы к формированию стратегического плана. Полезность плана. Ключевые результаты плана. Неработающие планы. Содержание бизнес-плана организации как документа.

Раздел 4. Типы стратегий бизнеса. Организация выполнения стратегии фирмы

Тема 1. Базовые стратегии роста

Стратегии внутреннего роста (стратегии концентрации). Стратегии внешнего роста: стратегии обратной вертикальной, вперед идущей вертикальной и горизонтальной интеграции; стратегии диверсификации. Стратегии сокращения: стратегии экономии; стратегии сдвига; стратегии ликвидации.

Тема 2. Рыночные стратегии

Стратегии лидерства в низких издержках. Стратегии дифференциации. Цель дифференциации. Виды стратегий дифференциации. Преимущество дифференциации относительно 5 сил конкуренции. Стратегии фокусирования. Направления фокусирования. Необходимые рыночные условия для реализации фокусирования. Риски, присущие стратегии фокусирования.

Тема 3. Международные стратегии

Мотивы выхода на международный рынок. Цель международных стратегий. Международные стратегии: дочернее предприятие в полной собственности, совместное предприятие, лицензирование, франчайзинг, оффшорное производство, экспорт и импорт. Трудности международных стратегий.

Тема 4. Стратегии управления маркетингом

Роль маркетинга в стратегии фирмы. Стратегия управления товаром.

Стратегии товародвижения. Элементы и каналы товародвижения. Стратегия товара (в зависимости от его жизненного цикла). Стратегии товародвижения. Стратегии товаропродвижения. Стратегии ценообразования. Стратегии воздействия на потребителей. Концепция продукта в стратегическом менеджменте. Понятие продукта. Основные составляющие продукта: марка; имидж; упаковка и этикетка; гарантии; 4 группы гарантий. Фазы жизненного цикла продукта. Стратегии продукта: стратегия продукта на отдельных фазах его жизненного цикла; стратегия создания нового продукта.

Тема 5. Стратегии внутрифирменного развития

Стратегии управления персоналом (привлечения, отбора, развития, перемещения, занятости, массовых увольнений, стратегия совершенствования управления персоналом) и влияющие на них факторы. Финансовая стратегия. Определение финансовых возможностей предприятия. Основные компоненты финансовой стратегии предприятия. Принципы разработки финансовой стратегии. Инновационная стратегия. Виды инноваций. Разработка инновационной стратегии. Стратегический технологический менеджмент. Стратегия производства. Элементы и компоненты стратегии производства. Взаимосвязь между инновационной и производственной стратегиями предприятия. Стратегии организационных изменений (переосмысление концепции развития предприятия; структурная перестройка предприятия; реинжиниринг). Система организационный изменений. Сопротивление организационным изменениям.

Тема 6. Выполнение, оценка и контроль за выполнением стратегии организации. Учет рисков в стратегическом менеджменте

Выполнение стратегии. Учет и контроль выполнения стратегии. Оценка выполнения стратегии. Мотивация достижения стратегических результатов. Понятие и виды рисков, субъекты рисков, измерение рисков. Стратегический анализ рисков предприятия.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

3.1 Написание курсовой работы

Курсовая работа – одна из самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов, важный этап в их профессиональной подготовке.

Курсовая работа должна свидетельствовать о глубоком проникновении студента в существо исследуемых проблем, знании необходимых документов и основных работ (монографий, статей) отечественных и зарубежных авторов по избранной теме, содержать необходимые расчеты, выводы и предложения, быть грамотно написана и оформлена.

Для студентов обязательным является использование в курсовой работе практических материалов предприятий, организаций, учреждений.

Во Введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи, указываются материалы, на основе которых она написана. Если работа выполняется по материалам конкретного предприятия, то во введении дается его краткая организационная и технико-экономическая характеристика. Объем вве­дения – 1-2 стр.

Основное содержание работы составляет изложение теоретических и методических вопросов темы, анализ состояния проблемы, характеристика путей ее успешного решения, выполнение необходимых расчетов, описание прогрессивного отечественного и зарубежного опыта и др.

В заключительной части работы автор кратко формулирует свои выводы и предложения по исследуемой проблеме. Заключение не должно превышать 1-2 стр.

Работа выполняется машинным способом, с применением печатающих устройств ЭВМ на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297) через полтора интервала шрифтом стандартного размера (соответствует 12-му шрифту компьютера) с соблюдением следующих размеров отступа от края листа: левое поле - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее поля - по 20 мм.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины антикризисное управление 080507. 65 «Менеджмент организации», специалитет

    Учебно-методический комплекс
    Учебная программа обсуждена и утверждена на заседании Ученого совета Самарского филиала ГОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», протокол №1 от 30.
  2. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины финансы и кредит 080507. 65 «Менеджмент организации», специалитет

    Учебно-методический комплекс
    Учебная программа обсуждена и утверждена на заседании ученого совета Самарского филиала ГОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», протокол №1 от 30.
  3. Отчет о результатах самообследования (4)

    Публичный отчет
    КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,
  4. Отчет о результатах самообследования за период с 2004 по 2008 гг

    Публичный отчет
    В соответствии с приказом ректора СПбГУЭФ №324-1 от 15.09.2008 комиссия в составе: председателя, ректора университета И.А. Максимцева, членов комиссии Егоровой И.
  5. Отче т (4)

    Документ
    В соответствии с приказом № 12 от 02 февраля 2009 г. ректора Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградская государственная академия физической культуры» профессора Шамардина А.

Другие похожие документы..