Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовая'
15 ноября 1971 г. можно считать началом новой эры в электронике. В этот день компания приступила к поставкам первого в мире микропроцессора Intel 400...полностью>>
'Документ'
1 день Вылет из Москвы чартерным рейсом. Прилет в аэропорт Неаполя. Встреча с сопровождающим под табличкой GARTOUR. Переезд в Неаполь. Обзорная экскур...полностью>>
'Документ'
Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на поляну, где стояла избушка Бабы Яги. Вдруг едет опять всадник: сам чёрный, ...полностью>>
'Документ'
Генеральная конференция Международной организации труда, созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся на свою ...полностью>>

Главная > Монография

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Е.А.Столбникова

Развитие критического мышления студентов педагогического вуза

в процессе медиаобразования

(на материале рекламы)

Монография

Таганрог

2006

Столбникова Е.А.

Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). – Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. – 160 с.

ISBN 5-98517-027-6

В монографии проанализированы современные социокультурные, психологические, педагогические проблемы взаимодействия студенческой аудитории с медиатекстами, в частности рекламными сообщениями. Представлен анализ существующих теоретических моделей медиаобразования в России и за рубежом. Рассмотрена роль рекламы в современной социокультурной ситуации.

Приведены результаты педагогического эксперимента. Рассмотрены возможные пути реализации процесса медиаобразования студентов педагогического вуза в рамках модели медиаобразования на материале рекламных медиатекстов.

В приложении содержатся тексты анкет по вопросам взаимодействия медиа и студенческой аудитории, программа учебного курса «Медиаобразование на материале рекламы».

Для преподавателей, аспирантов, студентов, учителей, для широкой аудитории, интересующейся проблемами влияния современных рекламных медиатекстов на подрастающее поколение. Для студентов педагогических и гуманитарных вузов, обучающихся в рамках специализации 03.13.30. («Медиаобразование»), утвержденной и зарегистрированной в 2002 году учебно-методическим управлением по специальности педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

Монография написана и опубликована при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП.21.3.491 - «Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Научный руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.

Рецензенты:

В.В.Гура, кандидат педагогических наук, профессор,

Л.В.Усенко, доктор искусствоведения, профессор

© Столбникова Елена Анатольевна, 2006

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы медиаобразования студентов на материале рекламы………………………………………………………………………………4

    1. Теоретические модели медиаобразования в России и за рубежом………. 8

1.1.1. Современные теории медиаобразования……………………………………8

1.1.2. Модели медиаобразования российских ученых-педагогов……………… 12

1.1.3. Модели медиаобразования в зарубежных странах………………………. 29

    1. Роль рекламы в современной социокультурной ситуации………………..41

Глава 2. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале рекламы как условие развития критического мышления при восприятии рекламной информации………………………………………………………… 58.

2.1. Психолого-педагогические особенности студенческого возраста…………58.

2.2. Особенности социально-психологического воздействия рекламы на

студенческую аудиторию и типология восприятия ею рекламных

сообщений………………………………………………………………………82

2.3. Модель медиаобразования студентов педагогического вуза на

материале рекламных медиатекстов и ее апробация в процессе

педагогического эксперимента………………………………………………105

Заключение……………………………………………………………………… 121

Приложения………………………………………………………………………….

Приложение 1. Анкета №1 «Мое отношение к медиа и рекламе» (вводная)…130

Приложение 2. Анкета №2 «Мое отношение к медиа и рекламе» (основная) 131

Приложение 3. Тест уровня развития восприятия студентами рекламных

сообщений ……………………………………………………… 135

Приложение 4. «Дневник телепросмотров»…………………………………… 137

Приложение 5. План занятия по теме «Психотехнологии рекламных средств».137

План занятия по теме: Психологические манипуляции в рекламе

Приложение 6 . Программа учебного курса «Медиаобразование на материале

рекламы»……………………………………………………… 140.

Литература……………………………………………………………………….152

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир трудно представить без медиа - средств массовой коммуникации (СМК), которые приобрели особую значимость в жизни человечества во второй половине ХХ века. Масс-медиа сегодня – это одна из важнейших сфер в жизни людей всей планеты.

Современный этап развития нашей страны отличается качественными изменениями во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. Возникают социальные проблемы далеко не локального характера. Разрешение этих проблем напрямую зависит от системы информационных связей в обществе, от той побудительной мотивации, которая меняет восприятие и поведение многих людей.

В сложившихся условиях все больше возрастает роль рекламы. Она является одним из важнейших инструментов рынка и проведения предвыборных политических кампаний, ее некоммерческие формы привлекают внимание людей к актуальным социальным проблемам. Характер рекламы отражает уровень развития общества, экономических и социальных отношений. Яркая, манящая, часто навязчивая, она стала атрибутом современной российской действительности. Влияние рекламы вовсе не однозначно: с одной стороны, она стимулирует развитие товарных рынков и сферы услуг, повышает политическую активность, но одновременно способна манипулировать общественным мнением и поведением людей.

Говоря о влиянии медиа на человека, надо отметить их информационную и просветительскую функции, благодаря которым массовой аудиторией приобретаются разнообразные, часто противоречивые и несистематизированные сведения. Иметь это в виду особенно важно еще и потому, что медиа фактически представляют собой систему неформального образования и просвещения различных слоев населения. СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентаций личности.

В настоящее время интеллектуальные ресурсы общества становятся мерой его национального богатства. Это означает, что перспективы благосостояния и устойчивого развития определяются качеством образования. В этих условиях необходимо разобраться в закономерностях информационного общества и механизмах влияния медиа на развитие личности. С появлением новых обучающих технологий развиваются инновационные формы получения образования (например, дистанционное обучение с использованием Интернета) обучение приобретает статус непрерывности. Растет престиж компетентности и профессионализма, а главное, расширяются возможности для творческой активности людей.

Чем более образован человек в информационном обществе, чем полнее и целена­правленнее он обеспечивает себя информацией, тем адекватнее будет формируемый им образ реального мира и тем лучше он сможет вписаться в окружающий мир. Это позволит ему максимально полно раскрыть свой материальный и духовный потенциал, наиболее благоприятным образом реализовать уникальные природные задатки.

Современное образование немыслимо без использования информационных технологий и средств массовой коммуникации. Деятельность свыше 70% взрослого населения мира, так или иначе, связана с созданием, переработкой и передачей медиатекстов. Свыше 90% человечества являются активными потребителями массовой информации. Но сегодня многие россияне фактически не готовы к полноценной жизни в информационном обществе, им не достает соответствующих знаний и умений в области медиа – медиаграмотности/медиакомпетентности. Согласно данным социологических исследований, число российских студентов, предпочитающих в свободное время «телесмотрение» неуклонно растет. В начале XXI века произошла окончательная переориентация молодежной аудитории на аудиовизуальные медиатексты.

В связи со сложившейся ситуацией весьма актуальным направлением в педагогике становится медиаобразование (англ. media education, от лат. media - средства), ориентирующее обучающихся на изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео, интернета и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств [143]. В характеристике будущего педагога в государственном стандарте высшего профессионального образования отмечается, что выпускник педагогического вуза должен владеть методами поиска, обработки и использования информации, умеет интерпретировать и адаптировать ее для адресата.

Современная система образования в качестве приоритетных целей рассматривает использование средств массовой коммуникации и медиапедагогики для формирования умений ориентации в информационном поле, для противостояния манипуляциям общественным сознанием, для адаптации людей к новым социальным условиям жизни, позитивного саморазвития личности.

Вопросы медиаобразования исследуются в научных трудах отечественных и зарубежных авторов. Ю.Н.Усов в своих работах [1989] разработал методику внедрения медиаобразования в учебную, внеучебную и досуговую деятельность учащихся. Главной целью медиаобразования он выдвигал эстетическое, аудиовизуальное, эмоционально-интеллектуальное образование аудитории. В исследованиях Л.С.Зазнобиной [1996] рассматривались вопросы интеграции медиаобразования в школьные учебные предметы, включение медиаинформации в систему формируемых в школе знаний. В работах А.В.Спичкина [1999] целью медиаобразования была обозначена аудиовизуальная грамотность и развитие критического мышления учащихся. А.В.Шариков [1991] формулирует основные задачи медиаобразования как знакомство аудитории с основными понятиями и законами теории коммуникации, развитие восприятия и понимания медиатекстов, развитие умения анализа, интерпретации, оценки медиатекстов. Достижение поставленных задач предполагает базовые и расширенные курсы по специфике образовательного учреждения. А.В.Федоров [2001, 2002, 2003, 2004, 2005] в своих работах основное внимание уделяет проблемам и моделям медиаобразования студентов педагогических вузов, тематике анализа зарубежных медиапедагогических концепций. Л.Мастерман (Великобритания) определяет цели медиаобразования в виде способности человека к самостоятельному аргументированному критическому суждению о медиатекстах [1997]. Достижение цели происходит через решение задач по формированию культуры взаимодействия с медиа, развитие восприятия различных видов информации, умений анализа и интерпретации медиатекста, формирование критического мышления, обучение различным формам самовыражения при помощи медиа, развитие творческих способностей в области медиа.

Проведенные исследования дают богатый теоретический и практический материал для разработки избранной нами темы. Но, несмотря на огромный потенциал использования медиа в процессе воспитания и образования, в практической деятельности они применяются достаточно редко, т.к. большинство педагогов-практиков не могут воспринимать медиаинформацию на достаточно высоком уровне критического мышления, не владеют теорией и методикой медиаобразования. Таким образом, существует противоречие между необходимостью развития у будущих педагогов умений полноценного восприятия и анализа медиатекстов (в данном случае – рекламных) и недостаточной разработкой моделей включения медиаобразования в процесс подготовки будущих педагогов.

Вот почему целью нашего исследования стала разработка модели медиаобразования на материале рекламы в педагогическом вузе, определение критериев и показателей умений студентов критически анализировать медиатексты.

Задачи исследования:

-определить общие подходы в теоретических моделях медиаобразования отечественных и зарубежных исследователей;

-сформулировать тенденции развития рекламы как современных информационных медиатекстов на основе ее типологии, оказывающих воздействие на обучающихся;

-выявить социально-психологические особенности восприятия рекламы студентами, ориентированными на педагогическую профессию;

-определить показатели развития критического мышления студентов как основы для формирования профессиональной направленности в процессе медиаобразования;

-разработать модель медиаобразования будущих учителей на материале рекламы, направленную на развитие их критического мышления. Апробировать данную систему в процессе эксперимента и внедрить в практику вузовского образования.

Эффективность развития критического мышления студентов педагогического вуза посредством медиаобразования, по нашему мнению, зависит от целостного подхода, включающего:

-актуализацию в теоретической подготовке будущих учителей проблемы воздействия рекламы, как на личность студентов, так и на их профессиональную позицию;

-повышение уровня медиаграмотности/медиакомпетентности будущих учителей при определении позитивного и негативного содержания рекламы на основе ее типологии;

-ориентацию учебного процесса на развитие умений студентов критически воспринимать рекламные медиатексты, что позволит им целенаправленно использовать полученный опыт в педагогической практике;

-диагностику состояния и динамику развития критического мышления будущих учителей в процессе осмысления рекламных медиатекстов;

-технологическое обеспечение процесса медиаобразования на материале рекламы студентов педагогического вуза.

Глава 1. Теоретические основы медиаобразования студентов на материале рекламы.

1.1. Теоретические модели медиаобразования в России и за рубежом.

Современный мир потрясен «информационным взрывом», получившим свое выражение в виде колоссального роста количества социально значимой информации (научной, технологической, культурной и др.). Потребность в развитии производства информационных средств для создания, передачи, хранения, обработки, тиражирования информации и автоматизации информационных процессов обусловила возникновение наряду с традиционными информационными технологиями, базирующимися в основном на «бумажном» (книги, газеты и т.п.) и «пленочном» (фото, кино) представлении информации, новых информационных технологий (НИТ), в основе которых лежат электронные средства информации (компьютеры, телевидение, видео и др.). Новые информационные технологии не вытесняют традиционные – количество информации продолжает нарастать. Возникает проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в обществе. Появление и развитие многочисленных знаковых систем, благодаря которым образуется многокомпонентное «информационное поле», представляет собой специфическое информационное окружение человека (сочетание текстов, графического изображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений и др.). Проблемы развития навыков пользования визуальной и аудиовизуальной информацией исследует такое направление в современной педагогике как визуальная грамотность (англ. visual literacy). Понятие визуальная грамотность рассматривается в различных аспектах: «как процесс коммуникации между объектом и субъектом восприятия; как взаимодействие элементов зрительного образа с субъектом восприятия и как умение субъекта адекватно воспринимать и продуцировать зрительные образы» [80, c. 34].

Средства массовой коммуникации необходимо рассматривать через понятие «массовая коммуникация». Массовая коммуникация (от лат. communicalio – сообщение, передача) – один из современных массовых процессов производства и распространения информации (через печать, радио, кино, телевидение, звукозапись, интернет). Используется правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Большинство исследователей массовой коммуникации полагают, что ее характер и цели как орудия политической борьбы, управления, пропаганды, распространения культуры, рекламы определяются социальной природой общества [139, c. 291].

Педагогические аспекты массовой коммуникации в отечественной теории рассматриваются в двух направлениях: образовательном и воспитательном. В образовательном направлении можно выделить два тесно взаимосвязанных аспекта: просвещение широких слоев населения и использование средств массовой коммуникации в обучении. Воспитательные аспекты чаще реализуются через организацию специальных информационных потоков, адресованных детской и молодежной аудитории. Одна из характерных сторон воспитательного воздействия массовой коммуникации на детей – трансляция норм поведения и ценностных установок преимущественно в образной художественной форме. Воспитательным аспектам свойственно расширение тематики и жанровая дифференциация. Происходит своеобразная «ассимиляция» в детской аудитории художественной информации, адресованной взрослым: многие произведения для взрослых становятся популярными у детей. В воспитательной практике сложилось еще одно направление: деятельность творческих организаций в сфере массовой коммуникации (кружки, клубы юных корреспондентов, журналистов и т.п.). Дети сами становятся распространителями информации и работают с медиа с целью самовыражения и отражения общественной жизни, часто моделируют массово-коммуникационные процессы [80, с. 134].

На сегодняшний день медиа (СМК) – комплексное средство освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах). Медиакультура через печатные, телевизионные, кинематографические, видео и компьютерные каналы получает все большее влияние и распространяется по всему миру. Исследования последних лет показывают высокую популярность медиатекстов среди подавляющего большинства аудитории (особенно среди подростков и молодежи). Авторы исследований по проблемам влияния медиа на школьную и студенческую аудиторию констатируют, что общение с произведениями медиакультуры у детей и молодежи находится на одном из первых мест [123, c.14].

Медиакультура рассматривается с различных позиций:

- во-первых, как совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа;

- во-вторых, как исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме;

- в-третьих, по отношению к аудитории медиакультура может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа [123, c.5].

Целенаправленное формирование медиакультуры современной аудитории (иначе говоря, ее медиаграмотности) возможно в рамках медиаобразования.

В российской педагогике медиаобразование понимается как:

  1. «Процесс образования и развития личности с помощью и на материале массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Содержание медиаобразования: основы искусствоведения в медиасфере (виды и жанры медиа, функции медиа в социуме, язык медиа, история медиакультуры и т.д.), сведения об основных областях применения теоретических знаний (профессиональные средства массовой информации, любительская медиасфера, каналы распространения медиа, киноклубные движения в медиасфере, учреждения досуга, образовательные учреждения и т.д.), практические творческие задания на медиаматериале» [133, с.4];

  2. «Обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знания в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования вспомогательных средств в преподавании других областей знания, таких, как математика, физика, география и т.п.» [145, с.3];

  3. Подготовка «обучающихся к жизни в информатизированном пространстве» [29, с. 27];

  4. «Система использования средств массовой коммуникации и информации (печати, радио, кино, телевидения, видео, компьютерной техники, фотографии) в развитии индивидуальности школьника. Сама система развития в отличие от традиционных учебных предметов, накапливающих знания, предполагает в первую очередь практику художественно-творческой деятельности, моделирующую процесс эмоционально-интеллектуального развития школьника, его возможностей» [113, с.55].

Некоторые зарубежные исследователи выделяют другие приоритеты в медиаобразовании. Во Франции, например, медиаобразование рассматривается как часть гражданского воспитания: «Медиаобразование должно позволить молодежи и сейчас и в будущем быть активными и ответственными гражданами, хорошо понимающими, как живет не только страна, но и остальной мир, как взаимосвязаны между собой все люди. Вот откуда такая тесная связь между медиаобразованием и гражданским воспитанием» [4, с.31].

Медиаобразование Великобритании связано, прежде всего, с именем Л.Мастермана. Он считает, что медиаобразование - это не процесс оценки произведений медиакультуры, а процесс их исследования. «Медиаобразование должно быть направлено на развитие у учащихся понимания особенностей функционирования медиа, использования ими выразительных средств, механизма создания реальности и ее осознания аудиторией» [168, с.45].

Германия занимает особое место в мировой практике медиаобразования. В целом медиаобразование (в немецкой литературе используется термин «Mediaenpadagogik» - «медиапедагогика») в Германии понимается как широкий спектр всевозможных учебных занятий, связанных с медиа. Внутри общего направления медиапедагогики существуют различные разделы: «медиавоспитание» (определение целей, которые должны ставиться в соответствии с проблемами медиа, и педагогически обоснованных мер, необходимых для достижения этих целей); «медиадидактика» (область дидактики, где идет речь о том, какие медиа могут или должны использоваться для достижения педагогически обоснованных целей); «медиаисследование» (охватывает все научные действия с целью найти и/или проверить цели, средства, свидетельства, гипотезы, имеющие отношение к медиа, и также их систематизировать) [174, с.21]. Немецкие медиапедагоги придерживаются широкой трактовки медиаобразования, которое должно охватывать «все социально-педагогические, социально-политические и социально-культурные идеи и мероприятия (для детей, молодежи, взрослых и пожилых людей), которые касаются их культурных интересов и возможностей развития, их шансов продвижения в работе, улучшения досуга и семейной жизни, а также возможностей их политического самовыражения и участия (…), и фокусировать свое внимание на информационной и коммуникационной технике с ее социальными и культурными последствиями» [157, с.20]. Для современной Германии типичным является синтез теологии, церковной деятельности и медиапедагогики.

Таким образом, можно сказать, что разнообразное понимание медиаобразования только подчеркивает его весьма высокий уровень актуальности в мировой педагогике. По нашему мнению, именно немецкие медиапедагоги наиболее полно формулируют понятие «медиаобразование», исходя из такой трактовки медиаобразования, которая предусматривает учет социальных и культурных последствий взаимодействия с масс-медиа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И. В. Челышева развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «медиаобразование» Учебное пособие

    Учебное пособие
    Мурюкина Е.В., Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Учебное пособие для вузов/Отв.
  2. А. В. Федоров Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза Монография

    Монография
    Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.
  3. Е. В. Мурюкина развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа прессы учебное пособие

    Учебное пособие
    Мурюкина Е.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа прессы. Учебное пособие для вузов. Таганрог: НП «Центр развития личности», 2008.
  4. И. В. Челышева Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов Учебное пособие

    Учебное пособие
    Челышева И.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов. Учебное пособие для вузов.
  5. Т. В. Харлампьева критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности монография

    Монография
    Астахова Л.В., Харлампьева Т.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности: Монография/ Под научн.

Другие похожие документы..