Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Учился в духовном училище (1889-1893) в Екатеринбурге, затем в Пермской духовной семинарии. (1893-1899) В годы учёбы принимал участие в выступлениях с...полностью>>
'Программа'
Контракт на право оперативного управления нежилым фондом, свидетельство на право оперативногоуправления, документ на право пользования земельным учас...полностью>>
'Диплом'
Работа выполнена в ФГУ “Российский научный центр радиологии и хирургических технологий Росмедтехнологий” (директор, академик РАМН, профессор А.М. Гра...полностью>>
'Документ'
Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по науке и инновациям, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд гуман...полностью>>

Главная > Программа дисциплины

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан ИГФ Рудковский И.В.

« » 2008 год

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ДПП.Ф.13.

  1. Цели и задачи дисциплины

Основным содержанием экономической и социальной географии зарубежных стран в ее современном виде являются историко- и экономико-географические характеристики регионов, стран, районов, а в последнее время также и крупных городов. Предметом социально-экономической географии зарубежных стран являются закономерности территориальной организации хозяйства и общества отдельных стран.

Цель дисциплины – формирование у студентов-географов знаний, умений и навыков в области экономической и социальной географии зарубежных стран.

Задачи дисциплины:

- научить студентов составлять историко-, социально- и экономико-географическую характеристику регионов и стран;

- научить исследованию закономерностей размещения и пространственного сочетания хозяйственных явлений и объектов;

- изучение взаимодействия природы и общества и его последствий;

- формирование географической и экологической культуры студентов.

  1. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

После завершения изучения дисциплины студенты должны знать:

- тенденции изменения структуры мирового хозяйства;

- основные формы международных экономических отношений;

- особенности социально-экономического развития отдельных регионов и стран.

Должны уметь:

- характеризовать исторические, социальные, политические и экономические процессы в отдельных странах (группах стран) и регионах мира;

- выявлять и анализировать взаимосвязи между природой и хозяйственной
деятельностью человека;

Должны овладеть навыками:

- исследовательской работы и научного творчества;

- работы с различными источниками информации.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

6 семестр

90

60

7 семестр

ПО

экзамен

Общая трудоемкость дисциплины

232

100

132

Аудиторные занятия

132

60

72

Лекции

66

30

36

Практические работы (ПЗ)

66

30

36

Самостоятельная работа (СР)

100

40

60

Вид итогового контроля

зачет

экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематический план

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

СР

1.

Введение. Теоретические подходы к регионализации мира

2

2

2

2.

Северная Америка

10

12

12

3.

Зарубежная Европа

16

16

30

4.

Зарубежная Азия

18

18

30

5.

Африка

8

8

10

5.

Латинская Америка

10

8

12

7.

Австралия и Океания

2

2

4

Всего часов

66

66

100

4. 2. Содержание разделов дисциплины

Введение. Теоретические подходы к регионализации мира. Предмет, задачи и методы социально-экономической географии зарубежных стран. Понятия «страноведение», «регион», «региональная география». Цивилизационные регионы мира.

Северная Америка. Географические, культурные, социальные, этнические и политико-экономические основания выделения региона. Экологическая обстановка в регионе. Экономическая и социальная интеграция в Северной Америке. Географическая характеристика США: Общие сведения. Население. Природные условия и ресурсы. Общая характеристика хозяйства. Территориальная структура хозяйства. Экономические районы США: Северо-Восток, Средний Запад, Запад, Юг. Географическая характеристика Канады.

Зарубежная Европа. Общие сведения. Место европейского региона в мире. Евросоюз. Формирование и распад социалистической системы. Государственная раздробленность Восточной Европы. Население. Природные условия и ресурсы. Общая характеристика хозяйства. Территориальная структура хозяйства. Экологические проблемы и меры по охране окружающей среды в зарубежной Европе.

Специфика экономического развития субрегионов и география главных стран: Северная Европа: Швеция. Западная (Средняя) Европа: Германия, Великобритания, Франция. Южная Европа: Италия. Центрально-Восточная Европа: Польша.

Зарубежная Азия. Общие сведения. Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мире. Развитие после Второй мировой войны, деколонизация. Зарубежная Азия - основной регион земного шара по численности населения.

Восточная Азия. Общие сведения. Население. Природные условия и ресурсы. Общая характеристика хозяйства. Территориальная структура хозяйства. География главных стран: Япония, Китай, Республика Корея. Экологическая обстановка в регионе.

Юго-Восточная Азия. Общие сведения. Население. Природные условия и ресурсы. Общая характеристика хозяйства. Территориальная структура хозяйства. География главных стран: Индонезия, Вьетнам.

Южная Азия. Общие сведения. Население. Природные условия и ресурсы. Общая характеристика хозяйства. Территориальная структура хозяйства. География Индии.

Юго-Западная Азия. Общие сведения. Население. Природные условия и ресурсы. Общая характеристика хозяйства. Территориальная структура хозяйства. География главных стран: Турция, Саудовская Аравия. Экологическая обстановка в зарубежной Азии.

Латинская Америка. Общие сведения: историко-географические особенности развития. Население: демографические, этнокультурные и религиозные особенности. Природные условия и ресурсы. Общая характеристика хозяйства. Территориальная структура хозяйства. Экологическая обстановка в регионе.

Специфика экономического развития субрегионов и география главных стран. Средняя Америка: Мексика. Андские страны Южной Америки: Чили. Северо-Восток Южной Америки: Бразилия. Страны бассейна Ла-Платы: Аргентина.

Африка. Общие сведения. Население. Природные условия и ресурсы. Общая характеристика хозяйства. Территориальная структура хозяйства. Экологическая обстановка в регионе. Специфика экономического развития субрегионов: Северная Африка (Арабский Север): Египет. Западная Африка: Нигерия. Центральная Африка. Восточная Африка. Южная Африка: ЮАР.

Австралия и Океания. Общие сведения. Население. Природные условия и ресурсы. Общая характеристика хозяйства. Территориальная структура хозяйства. Австралия. Новая Зеландия. Экологическая обстановка в регионе.

  1. Лабораторный практикум

Раздел дисциплины

Наименование практических работ

Кол-во

часов

1

Введение

Теоретические подходы к регионализации мира

1. Составление и анализ карты «Цивилизационные макрорегионы и субрегионы мира»

2

2

Северная Америка

1. Составление и анализ карты «Формирование территории и административно-территориальное деление США»

2

2. Расчет и анализ обеспеченности США топливными ресурсами

2

3. Построение графиков «Динамика численности населения США», «Особенности воспроизводства и размещения населения по штатам США»

2

4. Составление и анализ карты «Урбанизация США», «География миграционных потоков»

2

5. Составление и анализ карт «География хозяйства США», «География внешних экономических связей США»

2

6. Контрольная работа по теме «Социально-экономическая география США»

2

3

Зарубежная Европа

1. Составление и анализ карт «Формирование политической карты Европы», «Субрегионы Европы». Составление и анализ таблицы и карты «Экономическая и политическая интеграция в зарубежной Европе».

2

2. Составление и анализ карты «Природно-ресурсный потенциал зарубежной Европы и его использование»

2

3. Построение и анализ графиков и диаграмм «Население зарубежной Европы»

2

4. Составление и анализ карты «География хозяйства зарубежной Европы»

2

5. Составление таблицы «Экономико-географическая характеристика ведущих стран Европы»

2

6. Составление таблицы «Экономико-географическая характеристика микрогосударств Европы»

2

7. Составление и анализ карты «География внешних экономических связей зарубежной Европы»

2

8. Семинар по теме «Социально-экономическая география зарубежной Европы»

2

4

Зарубежная Азия

1. Составление и анализ карты «Колониальный раздел Азии и современная политическая карта». Составление таблицы «Современные страны Азии»

2

2. Составление и анализ карты «Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии»

2

3. Построение и анализ графиков «Динамика численности населения зарубежной Азии», «Динамика воспроизводства населения стран зарубежной Азии»

2

4. Составление и анализ карт «Административно-территориальное деление Китая», «Свободные экономические зоны Китая»

2

5. Составление и анализ карт «Территориальная структура хозяйства Японии», «Технополисы Японии», «Импорт и экспорт Японии»

2

6. Составление и анализ карт «Технологические парки Юго-Восточной Азии», составление и анализ диаграмм «Общий объем ВВП в Новых индустриальных странах Азии» и «ВВП из расчета на душу населения в Новых индустриальных странах Азии»

2

7. Составление и анализ карт ««Коридоры роста» и промышленные новостройки Индии»

2

8. Составление и анализ карт «Нефтегазоносный бассейн Персидского залива», составление таблицы «Территориальная структура хозяйства Юго-Западной Азии»

2

9. Семинар по теме «Экономико-географическая характеристика стран зарубежной Азии»

2

5

Африка

1. Составление и анализ карты «Колониальный раздел Африки и современная политическая карта Африки»

2

2. Составление и анализ карты «Природно-ресурсный потенциал Африки»

2

3. Составление и анализ карт «Территориальная структура хозяйства Африки»

2

4. Контрольная работа по теме «Социально-экономическая география стран Африки»

2

6

Латинская Америка

1. Составление и анализ карты «Становление политической карты Латинской Америки»

2

2. Составление и анализ карт «Расселение населения», «Городские агломерации»

2

3. Составление и анализ карт «Главные промышленные центры Латинской Америки»

2

4. Семинар по теме «Экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки»

2

7

Австралия и Океания

1. Составление карт «Государства и территории Океании», «География хозяйства Австралии»

2


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература

а) основная литература

  1. Алисов, Н. В.Экономическая и социальная география мира (общий обзор) / Н. В. Алисов, Б. С. Хореев. - М. : Гардарики, 2003. - 703 с.

  2. Социально-экономическая география зарубежного мира : учебник для вузов / редкол.: И. М. Кузин и др. ; под ред. В. В. Вольского.-3-е иизд., испр. - М.: Дрофа, 2005.-557 с.

  3. Максаковский, В.П. Географическая картина мира : [В 2 кн.: Учебное пособие] Кн. 1 : Общая характеристика мира / В. П. Максаковский. - М. : Дрофа, 2003.-495 с

  4. Максаковский, В.П. Географическая картина мира : [В 2 кн.: Учебное пособие] Кн. 2 : Региональная характеристика мира / В. П. Максаковский. - М. : Дрофа. - 2004. - 480 с.

б) дополнительная литература

  1. Желтиков, В. П. Экономическая география : учебное пособие для вузов / В. П. Желтиков. - Ростов-на-Дону : Феникс,2003.-383 с.

  2. Кусков, А. С. Социально-экономическая и политическая география мира и России : учебно-справочное пособие для вузов / А. С. Кусков, О. В. Понукалина. - М. : КНОРУС, 2005. - 271 с.

  3. Любимов, И.М. Общая политическая, экономическая и социальная география. - М. :Гелиос, 2001. - 236 с.

  4. Родионова, И. А. Политическая карта мира : учебно-справочное пособие по географии / И. А. Родионова. - М. : Московский Лицей, 2000. - 112 с.

  5. Родионова, И. А. Экономическая география: учебное пособие / И. А. Родионова, Т. М. Бунавкова . - М. : Московский лицей, 1998. - 346 с.

  6. Социально-экономическая география зарубежного мира / под ред. В.В. Вольского. - 2-е изд., испр. - М. : Дрофа, 2003.

  7. Фром, Т. А. Экономическая география зарубежных стран : конспект лекций : пособие для подготовки к экзаменам / Т. А. Фром. - М. : Приор,2006. - 127 с.

  8. Экономическая география : учебное пособие для вузов / В. П. Желтиков, Н. Г. Кузнецов, С. Г. Тяглов. - Ростов-на-Дону : Феникс,2001. - 383 с.

  9. Экономическая и социальная география : основы науки : учебное пособие для вузов / М. М. Голубчик, Э. Л. Файбусович, А. М. Носонов, С. В. Макар ; науч. ред. М. М. Голубчик. - М. :ВЛАДОС, 2004.-398.

Журналы:

  1. Вокруг света

  2. Вопросы географии

  3. Вопросы статистики

  4. Вопросы экономики

  5. География в школе

  6. География и природные ресурсы

  7. Известия РАН серия «География»

  8. Известия РАН серия «Экономика»

  9. Известия РГО

  10. Новое время

  11. Российский экономический журнал

  12. Мировая экономика и международные отношения

Газеты:

1. Аргументы и факты

2. География (приложение к газете «Первое сентября»)

6.2. Средства обеспечения дисциплины

Географические карты:

  1. Политическая карта мира, 1:20 000 000. - М.:Ди Эм Би, 2001;

  2. Земельные угодья мира. 1:20 000 000 / Сост. и подгот. к печати ПКО «Картография». - Новос-к: Роскартография, 1998.

  3. Почвенная карта мира 1:20 000 000 / Сост. и подгот. к печати ПКО «Картография». -Новос-к: Роскартография, 1991.

  4. Территориально-политический раздел мира, 1: 20 000 000 / Сост. и подгот. к печати ПКО «Картография». - Новос-к: Роскартография, 1999.

  5. Строение земной коры и полезные ископаемые мира, 1: 20 000 000 / Сост. и подгот. К печати ПКО «Картография». - Новос-к: Роскартография, 1998.

Атласы:

  1. Географический атлас мира- М.: Росмэн, 2001;

  2. Атлас мира. - М.: Картография «ОНИКС 21 век, 2003.

  3. Атлас мира: Иллюстрированный. Энциклопедический. -М.: ЭКОМ-ПРЕСС, 1998

  4. Атлас: Экономическая и социальная география мира, 10 кл. - М.: Росмэн, 1998.

  5. Обзорно-географический атлас мира (страны мира на картах и в справках). - М.: РУЗ,2003.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

    1. Компьютер

  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические рекомендации для преподавателя

Экономическая и социальная география зарубежных стран является одним из важнейших специальных курсов по экономической географии, предусмотренных программой для подготовки выпускников по специальности 032500.00 – География с дополнительной специальностью. Согласно Гос. стандарту и учебному плану (2000 г.), утвержденных в ТГПУ, на изучение курса «Экономическая и социальная география зарубежных стран» предусмотрено 140 часов лекционных и лабораторных занятий и 92 часа на самостоятельную работу студентов. В программе данной дисциплины представлен лекционный материал, тематика лабораторно-семинарских занятий по разделам и учебно-методические материалы по усвоению курса, которые включают вопросы к семинарским занятиям, перечень основных терминов и понятий, вопросы для самоконтроля и итогового контроля. Приведен также примерный перечень тем рефератов, курсовых и дипломных работ; список рекомендуемой литературы для самостоятельного освоения дисциплины.

Изучение курса предусматривает использование различных форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на ее высший уровень. Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы составляются из обязательной части дисциплины.

Лекционный курс по дисциплине построен с целью формирования у студентов-географов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекций отвечает следующим дидактическим требованиям:

- Изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- Логичность, четкость и ясность в изложении материала;

- Возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

- Тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Практические занятия курса проводятся по узловым и наиболее важным темам, разделам учебной программы. Они построены как на материале одной лекции, так и на содержании нескольких лекций. При подготовке практических работ предусмотрено при необходимости проведение консультаций для студентов. На подготовку к занятию студентам дается несколько часов, рекомендации о последовательном изучении литературы (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, справочники, информационные сборники, статистические данные и др.).

Используемые критерии оценки ответов: 1) полнота и конкретность ответа; 2) последовательность и логика изложения; 3) связь теоретических положений с практикой; 4) обоснованность и доказательность излагаемых положений; 5) наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам, с выполненными на лабораторных занятиях рисунками, таблицами и схемами; 6) уровень культуры речи.

В конце занятия дается оценка всей лабораторно-практической работы, где обращается особое внимание на следующие аспекты: 1) качество подготовки; 2) результаты выполненной работы; 3) степень усвоения знаний; 4) активность; 5) положительные стороны в работе студента; 6) недостатки в работе студентов и пути их устранения.

Методические рекомендации для студентов

Методические рекомендации студентам раскрывают рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса, практических работ курса «Социальная и экономическая география мира», и практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы. Перечень учебно-методических изданий, рекомендуемых студентам, для подготовки к занятиям представлен в разделе «Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература».

Лекционный курс. Лекция является основной формой обучения в высшем учебном заведении. В ходе лекционного курса проводится изложение современных научных материалов, освещение главнейших проблем картографии. В тетради для конспектирования лекций необходимо иметь поля, где по ходу конспектирования делаются необходимые пометки. Записи должны быть избирательными, полностью следует записывать только определения. В конспектах рекомендуется применять сокращение слов, что ускоряет запись. В ходе изучения курса особое значение имеют рисунки, схемы и поэтому в конспекте лекции рекомендуется делать все рисунки, сделанные преподавателем на доске. Вопросы, возникшие в ходе лекции, рекомендуется записывать на полях и после окончания лекции обратиться за разъяснением к преподавателю.

Необходимо активно работать с конспектом лекции: после окончания лекции рекомендуется перечитать свои записи, внести поправки и дополнения на полях. Конспекты лекций следует использовать при выполнении практических работ, при подготовке к экзамену, контрольным тестам, при выполнении самостоятельных заданий.

Лабораторный практикум. Практические работы имеют цель сформировать у студентов навыки и умение работы с экономико-географическими картами и атласами, выявление и анализ экономических связей в современном мире и отдельных стран. Прохождение всего цикла лабораторных работ является обязательным условием допуска студента к экзамену. В случае пропуска занятий по уважительной причине пропущенное занятие подлежит отработке.

В ходе практических занятий студент под руководством преподавателя выполняет комплекс практический заданий, позволяющих закрепить лекционный материал по изучаемой теме, получить основные навыки работы с общегеографическими и тематическими картами, навыками составления схем, диаграмм, таблиц на основе экономико-географической информации. В ходе выполнения заданий студент учиться делать анализ и сопоставление полученных данных, работать с табличным и графическим материалом.

Для прохождения практического занятия студент должен иметь «Рабочую тетрадь по Экономической и социальной географии зарубежных стран», простой карандаш, ластик, линейку, ручку, цветные карандаши, миллиметровая бумага, калька. Учебники и учебно-методические пособия, карты, таблицы имеются на кафедре и выдаются для пользования на каждом занятии преподавателем или лаборантом кафедры.

Закреплению теоретических знаний способствует семинар − организационная форма обучения, на котором осуществляется систематизация и закрепление полученных знаний. Цели семинара − развитие навыков самостоятельной работы с литературой, развитие культуры речи, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, слушать других, отвечать на вопросы, вести дискуссию. При подготовке к семинару целесообразно воспользоваться планом, данным преподавателем. Для написания доклада рекомендуется самостоятельно найти литературу к нему, а в качестве основной воспользоваться литературой, предложенной преподавателем. При недостаточном опыте выступлений на семинарах, студентам полезно составить план своего доклада и перед занятием воспроизвести выступление в устной форме.

Написание рефератов – один из основных видов самостоятельной работы студентов по усвоению дисциплины. Рефераткраткое изложение определенной научной проблемы на основе опубликованной литературы. Реферат может представлять собой и учебно-исследовательскую работу, в которой раскрывается содержание исследуемой проблемы, приводятся различные точки зрения. Работа над рефератом помогает студенту: углублять понимание отдельных вопросов курса; приобретать и совершенствовать навыки самостоятельной творческой работы; логически мыслить и отстаивать свою точку зрения. Реферат позволяет преподавателю проверить: знание студентом конкретных произведений научной литературы; способность студентов находить, обрабатывать, структурировать, оформлять и подавать научную информацию. Примерная тематика рефератов представлена в пункте 8.2. программы.

Студент должен вести активную познавательную работу. Целесообразно строить ее в форме наблюдения, эксперимента и конспектирования. Важно научиться включать вновь получаемую информацию в систему уже имеющихся знаний.

    1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов

по разделу «Северная Америка»

  1. Назовите особенности ЭГП и ПГП США.

  2. Определите место США в мировой экономике.

  3. Дайте характеристику природных условий США.

  4. Назовите особенности и этапы формирования американской нации.

  5. Какова современная миграция и миграционная политика в США.

  6. Демографическая ситуация в США, ее географические и этнические особенности.

  7. Охарактеризуйте качество и количество трудовых ресурсов США.

  8. Назовите и покажите мегалополисы США

  9. Какова экономическая роль государства в США.

  10. Назовите особенности отраслевой структуры хозяйства США.

  11. Дайте краткую характеристику основных отраслей хозяйства США.

  12. Укажите экологические проблемы и особенности их решения в США.

  13. Назовите особенности пространственного размещения населения США.

  14. Назовите особенности пространственного размещения хозяйства США.

  15. Опишите особенности социально-экономического развития Северо-Востока США.

  16. Опишите особенности социально-экономического развития Среднего Запада США.

  17. Опишите особенности социально-экономического развития американского Юга.

  18. Опишите особенности социально-экономического развития американского Запада.

по разделу «Зарубежная Европа»

  1. Какая страна го перечисленных не принадлежит к Сев. Европе?

а) Исландия; б) Великобритания; в) Норвегия; г) Дания.

  1. Какая го стран не относится к региону Средняя Европа? а) Греция; б) Нидерланды; в) Швейцария; г) Люксембург.

  2. Какая страна не относится к региону Центрально-Восточная Европа? а) Венгрия; б) Польша; в) Австрия; г) Румыния.

  3. Какие го перечисленных стран не имеют выхода к морю? а) Румыния и Венгрия, б) Австрия и Ватикан, в) Монако и Люксембург, г) Албания и Македония.

  4. Какие страны зарубежной Европы располагают значительными ресурсами угля?

  5. Назовите страны зарубежной Европы, которые активно используют гидроэнергетический потенциал.

  6. Назовите страны Западной Европы, для которых характерна очень низкая лесистость территории.

  1. В какой стране зарубежной Европы энергоснабжение экологически наиболее чистое и безопасное (по преобладающему типу электростанций)? а) в Норвегии и Швеции; б) в Германии Польше; в) во Франции и Бельгии; г) в Италии и Нидерландах.

  2. Назовите страны Западной Европы, которые экспортируют минеральные ресурсы: а) Исландия, Италия и Норвегия; б) Швеция, Норвегия и Нидерланды; в) Дания, Финляндия и Греция; г) Великобритания, Польша и Швеция.

  3. Роль амариканского капитала особенно велика в таких сферах экономики Западной Европы как: а) нефтяная промышленность и электроника, б) электротехника и нефтехимия, в) пищевая промышленность и рыболовство, г) электроника и электротехника.

  4. В каких го перечисленных видов производств Зап. Европа превосходит США: а) судостроение и приборостроение, б) ракетно-космическая промышленность и фармацевтика, в) станкостроение и изготовление точных и оптических приборов, г) металлургия и химическая промышленность.

  5. Для Западной Европы, характерно смещение производства к приморским районам. Какие отрасли перемещаются к побережью наиболее активно? а) все виды производств; б) отрасли, использующие импортное сырье; в) отрасли, производящие продукцию на экспорт; г) производства, которым необходима большая площадка.

  6. Наибольшей средней плотностью населения в Западной Европе отличаются: а) Нидерланды, Люксембург и Венгрия; б) Бельгия, Мальта и Нидерланды; в) Италия, Швейцария и Австрия; г) Великобритания, Испания и Мальта.

  7. Электроэнергетика Западной Европы отличается от США высокой долей в производстве электроэнергии: а) ТЭС и АЭС; б) ТЭС и ГЭС; в) АЭС и ГЭС; г) нетрадиционных источников.

  8. Наиболее низкий естественный прирост в конце 90-х г. был характерен для: а) Болгарии, Латвии и Эстонии; б) Германии, Италии и Австрии; в) Словении, Великобритании и Бельгии; г) Румынии, Испании и Албании.

по разделу «Зарубежная Азия»

Для какого субрегиона зарубежной Азии характерны данные особенности:

  1. Располагает крупнейшими запасами нефти в мире.

  2. Здесь расположен «оловянный пояс».

  3. Здесь сконцентрированы крупнейшие в мире площади террас.

  4. Здесь зародились 3 мировые религии.

  5. Проживают последователи нескольких религий, что часто приводит к внутристрановым конфликтам.

  6. Наиболее однородный в национальном отношении регион.

  7. Имеет климат неблагоприятный для развития полеводства и животноводства.

  8. Дальше других регионов продвинулся по пути демографического перехода.

  9. Характерны самые низкие показатели средней продолжительности населения.

  10. Большинство стран региона являются многонациональными.

  11. Лидирует по числу иммигрантов.

  12. Здесь сосредоточена почти 1/5 часть населения Земли.

  13. Несмотря на высокую долю городского населения здесь очень мало крупных агломераций.

  14. Характерен наибольший коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население.

  15. Характеризуется наиболее высокими показателями рождаемости и естественного прироста населения.

  1. Большая часть экспорта приходится на продукцию добывающей промышленности.

  2. Отсюда вывозят джут, чай, копру, тропические фрукты.

  3. Характерен экспорт сушеных фруктов, орехов, фиников и кофе.

  4. Характерно использование крупного рогатого скота только как тягловой силы.

  5. Наряду с пастбищным скотоводством активно развивается свиноводство и птицеводство.

  6. На фоне общей отсталости населения обрабатывающая промышленность главной страны региона находится на достаточно высоком уровне развития.

  7. В экспорте большинства стран региона велика доля продукции машиностроения.

  8. Одним из направлений реформирования экономики стран региона стало развитие нефтехимической промышленности и металлургии.

  9. В большинстве стран этого региона активно развиваются горнодобывающая, легкая
    промышленность и электроника.

  10. Здесь находится большинство промышленно развитых стран зарубежной Азии.

по разделу «Африка»

1. Какие факторы и условия обусловили отставание стран Африки от других регионов мира?

2. Охарактеризуйте основные типы моделей социально-экономичес­кого развития стран Африки. Каково их влияние на экономическое развитие данного региона?

3. Охарактеризуйте уровень развития субрегионов Африки. Какие факторы влияют на их развитие?

4. Раскройте характер участия стран Африки в международном географическом разделении труда и в мирохозяйственных связях.

5. Каковы возможности экономического сотрудничества России со странами Африки?

по разделу «Латинская Америка»

  1. В чем заключаются и чем объясняются особенности религиозного состава населения Латинской Америки?

  2. Какие мегалополисы сформировались в США, каковы причины их образования, какие отрасли хозяйства в них представлены?

  3. Сравните сельское хозяйство Бразилии и Аргентины. Определите и объясните сходство и различие.

  4. На каких основаниях страны Латинской Америки выделены в единый регион?

  1. Какие преимущества и недостатки связаны с тем, что ближайшим высокоразвитым соседом большинства стран Латинской Америки являются США?

  2. Почему высокогорья Латинской Америки имеют наиболее высокую плотность населения?

  3. Почему страны Латинской Америки имеют наиболее высокий уровень экономического развития среди развивающихся стран?

Перечень примерных вопросов к семинару по теме

«Экономико-географическая характеристика стран зарубежной Европы»

  1. Экономико-географическая характеристика Исландии.

  2. Экономико-географическая характеристика Дании.

  3. Экономико-географическая характеристика Ирландии.

  4. Экономико-географическая характеристика Бельгии.

  5. Экономико-географическая характеристика Нидерландов.

  6. Экономико-географическая характеристика микрогосударств Европы.

  7. Экономико-географическая характеристика Португалии.

  8. Экономико-географическая характеристика Испании.

  9. Экономико-географическая характеристика Греции.

  10. Экономико-географическая характеристика Албании.

  11. Экономико-географическая характеристика СФРЮ.

  12. Экономико-географическая характеристика Венгрии.

  13. Экономико-географическая характеристика Румынии.

  14. Экономико-географическая характеристика Австрии.

  15. Экономико-географическая характеристика Швейцарии.

  16. Экономико-географическая характеристика Чехии.

  17. Экономико-географическая характеристика Словакии.

  18. Экономико-географическая характеристика Молдавии.

  19. Экономико-географическая характеристика Эстонии.

  20. Экономико-географическая характеристика Латвии.

  21. Экономико-географическая характеристика Литвы.

по теме «Экономико-географическая характеристика стран зарубежной Азии»

  1. Экономико-географическая характеристика респ. Кореи.

  2. Экономико-географическая характеристика Монголии.

  3. Экономико-географическая характеристика Непала.

  4. Экономико-географическая характеристика Бутана.

  5. Экономико-географическая характеристика Бангладеш.

  6. Экономико-географическая характеристика Шри-ланки.

  7. Экономико-географическая характеристика Пакистана.

  8. Экономико-географическая характеристика Мьянмы.

  9. Экономико-географическая характеристика Тайланда.

  10. Экономико-географическая характеристика Вьетнама.

  11. Экономико-географическая характеристика Лаоса.

  12. Экономико-географическая характеристика Филиппин.

  13. Экономико-географическая характеристика Камбоджи.

  14. Экономико-географическая характеристика Индонезии.

  15. Экономико-географическая характеристика Брунея.

  16. Экономико-географическая характеристика Малайзии.

  17. Экономико-географическая характеристика Мальдивской респ.

  18. Экономико-географическая характеристика Афганистана.

  19. Экономико-географическая характеристика Ирана.

  20. Экономико-географическая характеристика Иордании.

  21. Экономико-географическая характеристика Кувейта.

  22. Экономико-географическая характеристика Ливана.

  23. Экономико-географическая характеристика Сирии.

  24. Экономико-географическая характеристика Катара.

  25. Экономико-географическая характеристика Бахрейна.

  26. Экономико-географическая характеристика ОАЭ.

  27. Экономико-географическая характеристика Йемена.

  28. Древнейшие цивилизации зарубежной Азии.

Перечень примерных вопросов к семинару по теме

«Экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки»

    1. Древние цивилизации Латинской Америки.

    2. Экономико-географическая характеристика Кубы.

    3. Экономико-географическая характеристика Белиза.

    4. Экономико-географическая характеристика Гватемалы.

    5. Экономико-географическая характеристика Гондураса.

    6. Экономико-географическая характеристика Сальвадора.

    7. Экономико-географическая характеристика Никарагуа.

    8. Экономико-географическая характеристика Коста-Рики.

    9. Экономико-географическая характеристика Панамы.

    10. Экономико-географическая характеристика Суринам.

    11. Экономико-географическая характеристика Гвианы (фр).

    12. Экономико-географическая характеристика Венесуэлы.

    13. Экономико-географическая характеристика Колумбии.

    14. Экономико-географическая характеристика Эквадора.

    15. Экономико-географическая характеристика Перу.

    16. Экономико-географическая характеристика Боливии.

    17. Экономико-географическая характеристика Чили.

    18. Экономико-географическая характеристика Парагвая.

    19. Экономико-географическая характеристика Уругвая.

    20. Экономико-географическая характеристика Сент-Винсент и Гренадины.

    21. Экономико-географическая характеристика Тринидад и Тобаго.

    22. Экономико-географическая характеристика Ямайки.

Перечень примерных заданий для самостоятельной работы

  1. Проведите сравнительный анализ схем социально- и эконо­мико-географической характеристики территории (отраслево-статистическая, порайонная, страноведческая и комплексная экономико-географическая характеристики).

  2. Выявите особенности формирование цивилизационных макроре­гионов мира. Определите, какие исторические эпохи и события повлияли в большей степени на их формирование? Выявите специфические черты каждого макрорегиона.

  3. Рассчитайте обеспеченность США топливными, рудными, лесными и водными ресурсами. Постройте картосхему «География природных ресурсов США». Почему располагая собственными большими запасами, США импортирует огромное количество минерального сырья?

  4. Постройте половозрастные пирамиды населения США и его эконо­мических районов. Сравните их. В каком районе США население более «молодое», где преобладает население в трудоспособном возрасте и где высока доля пожилого населения? Какие факторы определяют подобные возрастные структуры?

  5. Составьте план-конспект «Специализация хозяйства отдельного штата США» (по выбору). Укажите: какие факторы повлияли на формирование специализации штата, уровень развития отде­льных секторов хозяйства, основные промышленные центры штата.

  6. Подготовьте доклады по теме «Особенности социально-эконо­мического развития экономических районов США» (состав района, исторические особенности освоения территории района, природно-ресурсный потенциал, особенности расового состава, воспроизводства и размещения населения, обеспеченность трудовыми ресурсами, особенности развития хозяйства района, отрасли специализации и их краткая характеристика, основные промышленные и культурные центры, проблемы и перспективы развития экономики района):

- Северо-Восток США

- Американский Юг

- Средний Запад США

- Американский Запад

  1. Постройте картосхему «География хозяйства Канады». Назо­вите факторы, определяющие современный уровень развития, специализацию и географию хозяйства Канады. Укажите уровень хозяйственного развития провинций Канады, основные сельскохозяйственные районы, промышленные центры и их специализацию.

  2. Составьте и проанализируйте таблицу «Колониальные владения стран зарубежной Европы».

  3. Охарактеризуйте земельные ресурсы зарубежной Европы, рассчитайте удельный вес субрегионов в общей обрабатываемой площади и постройте соответствующую круговую диаграмму. Пока­жите различия между субрегионами по обеспеченности пашней. Сравните аналогичные показатели с общемировыми. 3. Составьте и проанализируйте таблицу «Религиозный состав насе­ления зарубежной Европы». Выделите группы стран по религи­озному составу населения. Укажите особенности размещения основных религий по субрегионам. Охарактеризуйте межрели­гиозные конфликты на территории Европы и возможные пути их решения.

  4. Составьте сравнительную экономико-географическую характе­ристику двух малых европейских стран (по плану комплексной экономико-географической характеристики).

  5. Постройте картосхему «География бывших и современных владений Великобритании». Укажите, в каких странах на совре­менной политической карте мира английский язык является госу­дарственным (как родной язык, как единственный государственный и как второй государственный язык). Почему язык считается одним из важнейших каналов распространения культуры? Дока­жите это положение на конкретных примерах.

  6. Охарактеризуйте современный тип европейского города. Какие факторы повлияли на его формирование. Какие существуют особенности в облике европейских городов, сформировавшихся в разные исторические эпохи. Как вы считаете, может ли в будущем сложиться новый тип европейского города? Каким он будет?

  7. Подготовьте доклады по теме: «Комплексная экономико-геогра­фическая характеристика отдельных стран зарубежной Европы» (по выбору): Италия, Испания, Швеция и Польша.

  8. Проанализируйте динамику роста ВВП в странах зарубежной Азии за XX в. Рассчитайте темпы прироста ВВП, удельный вес ВВП зарубежной Азии в мировом ВВП, изменение ВВП на душу населения. Результаты отразите в таблице и в виде соответствующих графиков и диаграмм.

  9. Охарактеризуйте земельные ресурсы зарубежной Азии. Рассчи тайте удельный вес субрегионов в общей обрабатываемой площади и постройте соответствующую круговую диаграмму. Пока­жите различия между субрегионами по обеспеченности пашней. Сравните аналогичные показатели с общемировыми.

  10. Составьте и проанализируйте таблицу «Религиозный состав насе­ления зарубежной Азии». Выделите группы стран по религиозному составу населения. Укажите особенности размещения основных религий по субрегионам. Охарактеризуйте межрелигиозные конфликты на территории зарубежной Азии и возможные пути их решения.

  11. Рассчитайте прирост населения по субрегионам зарубежной Азии за XX в., удельный вес зарубежной Азии в мировом населении и субрегионов в населении зарубежной Азии. Разработайте и запол­ните соответствующие таблицы, а также отразите полученные результаты графически. Проанализируйте изменения в естест­венном движении населения в субрегионах и отдельных странах. Покажите характерные черты современной демографической ситуации, причины, их обусловившие, и основные направления демографической политики.

  12. Охарактеризуйте особенности урбанизационных процессов в зару­бежной Азии. Покажите различия в уровнях урбанизации между субрегионами и странами. Составьте картосхему «Крупнейшие городские агломерации и мегаполисы зарубежной Азии».

  13. Охарактеризуйте географию черной (или цветной) металлургии зарубежной Азии (сырьевая и топливная база, уровень и динамика развития отрасли, особенности размещения). Постройте графики, отражающие динамику выплавки чугуна и стали (или цветных металлов).

  14. Охарактеризуйте особенности развития животноводства в зару­бежной Азии. Отразите картографическим способом размещение поголовья крупного рогатого скота и овец (а также лошадей, верб­людов, свиней и коз) по странам региона. Постройте графики, иллюстрирующие динамику продуктивности животноводства и особенности потребления ее продукции. Укажите факторы, влияющие на животноводческую специализацию субрегионов отдельных стран зарубежной Азии.

  15. Проанализируйте динамику численности населения Китая (Индии, Японии), в том числе городского. Рассчитайте прирост населения и удельный вес городского населения, результаты отра­зите в таблице и графически. Покажите изменения в характере демографических процессов в XX в., объясните их. 9. Раскройте основные черты географии сельского хозяйства Китая. Объясните характер размещения основных сельскохозяйс­твенных культур. Рассчитайте темпы роста посевных площадей, урожайности и валовых сборов основных сельскохозяйственных культур. Сравните эти показатели, сделайте выводы.

  16. Подготовьте доклады по теме: «Комплексная экономико-геогра­фическая характеристика отдельных стран зарубежной Азии» (по выбору).

  17. Проанализируйте динамику численности населения Африки, п том числе городского. Рассчитайте прирост населения и удельный вес городского населения, результаты отразите в таблице и графически. Покажите изменения в характере демографических процессов в XX в., объясните их.

  18. Проанализируйте динамику роста ВВП в странах Африки за XX в. Рассчитайте темпы прироста ВВП, удельный вес ВВП Африки в мировом ВВП, изменение ВВП на душу насе­ления. Результаты отразите в таблице и в виде соответствующих графиков и диаграмм.

  19. Охарактеризуйте географию черной (или цветной) металлургии Африки (сырьевая и топливная база, уровень и динамика развития отрасли, особенности размещения). Постройте графики, отра­жающие динамику выплавки чугуна и стали (или цветных металлов).

  20. Подготовьте доклады по теме: «Комплексная экономико-геогра­фическая характеристика отдельных стран Африки» (по выбору): Египет, Нигерия, ЮАР, Кения.

  21. Составьте план-конспект «Специализация хозяйства отдельных стран Латинской Америки» (Чили, Венесуэла, Боливия, Панама Колумбия, Уругвай, Куба по выбору). Определите факторы влияющие на уровень развития и размещение отраслей хозяйства. Укажите основные промышленные центры и их специализацию Какое место эти страны занимают на мировом рынке.

  22. Подготовьте доклады по теме «Особенности развития хозяйства субрегионов Латинской Америки (состав субрегиона, истори­ческие особенности освоения, обеспеченность природными ресурсами, особенности расового и национального состава, воспро­изводства и размещения населения, обеспеченность трудовыми ресурсами, особенности развития хозяйства субрегиона, отрасли специализации и их краткая характеристика, основные промыш­ленные районы и культурные центры, социально-экономические проблемы и перспективы развития):

- Центральная Америка.

- Страны Карибского бассейна.

- Андские страны.

- Страны гвианского треугольника.

- Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской равнины.

  1. Сравните хозяйство Бразилии, Мексики и Аргентины. Опреде­лите и объясните черты сходства и различия. Полученные резуль­таты отразите в таблице «Сравнительная характеристика ведущих стран Латинской Америки».

  2. Постройте картосхему «География хозяйства Австралии». Назо­вите факторы, определяющие современный уровень развития, специализацию и географию хозяйства. Укажите основные сельскохозяйственные районы, промышленные центры и их специализацию.

  3. Постройте картосхему «География хозяйства Новой Зеландии». Назовите факторы, определяющие современный уровень развития, специализацию и географию хозяйства. Укажите основные сельскохозяйственные районы, промышленные центры и их специализацию.

    1. Примерная тематика рефератов и квалификационных (дипломных) работ

Примерная тематика рефератов

  1. Особенности социально-экономического развития Великобритании.

  2. Особенности социально-экономического развития Германии.

  3. Особенности социально-экономического развития Франции.

  4. Особенности социально-экономического развития Италии.

  5. Особенности социально-экономического развития Испании.

  6. Особенности социально-экономического развития Швеции.

  7. Особенности социально-экономического развития Польши.

  8. Особенности социально-экономического развития Мексики.

  9. Особенности социально-экономического развития Аргентины.

  10. Особенности социально-экономического развития Чили.

  1. Особенности социально-экономического развития Кубы.

  2. Особенности социально-экономического развития Венесуэлы.

  3. Особенности социально-экономического развития Японии.

  4. Особенности социально-экономического развития Индии.

  5. Особенности социально-экономического развития Китая.

  6. Особенности социально-экономического развития Республики Кореи.

  7. Особенности социально-экономического развития Индонезии.

  8. Особенности социально-экономического развития Вьетнама.

  9. Особенности социально-экономического развития Турции.

  10. Особенности социально-экономического развития Саудовской Аравии.

  11. Особенности социально-экономического развития Алжира.

  12. Особенности социально-экономического развития Египта.

  13. Особенности социально-экономического развития ЮАР.

  14. Особенности социально-экономического развития Нигерии.

Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ

  1. Методические особенности преподавания темы «Зарубежная Европа» в школьном курсе географии 10 класса.

  2. Использование проблемного подхода при изучении темы «Африка» в школьном курсе географии 10 класса.

  3. Методические особенности преподавания темы «США» в школьном курсе географии 10 класса.

  4. Современная демографическая ситуация в странах Африки и особенности ее изучения в школьном курсе географии 10 класса.

  5. Методические особенности изучения экономической географии отдельных стран в школьном курсе географии 10 класса.

8.3. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Предмет, задачи и методы социально-экономической географии зарубежных стран.

  2. Цивилизационные регионы в мире, особенности их выделения.

  3. Особенности политико- и экономико-географического положения США. Историко-географические особенности развития США.

  4. Характеристика природно-ресурсного потенциала США и его использование.

  5. Формирование американской нации. Современная миграция и миграционная политика.

  6. Демографическая ситуация в США. Характеристика трудовых ресурсов США.

  7. Особенности размещения населения в США. Характеристика процессов урбанизации.

  8. Положение США в мировом хозяйстве и в МГРТ. Значение американских ТНК в экономике страны и на мировой арене.

  9. География ведущих отраслей хозяйства США.

  1. Территориальная структура хозяйства США.

  2. Особенности социально-экономического развития Северо-Востока США

  3. Особенности социально-экономического развития американского Юга

  4. Особенности социально-экономического развития Среднего Запада США.

  5. Особенности социально-экономического развития американского Запада

  6. Характеристика природно-ресурсного потенциала Канады и его использование.

  7. Характеристика населения Канады.

  8. Общая характеристика хозяйства Канады.

  9. Политико- и экономико-географическое положение зарубежной Европы. Место
    европейского региона в мире.

  10. Изменения на политической карте Европы во второй половине XX века. Политическа и экономическая консолидация стран зарубежной Европы.

  11. Историко-географические этапы политического и социально-экономического развития зар. Европы.

  12. Характеристика природно-ресурсного потенциала Западной. Европы и его использование.

  13. Характеристика природно-ресурсного потенциала Центрально-Восточной. Европы

  14. Характеристика национального и религиозного состава населения Западной Европы. Межнациональные и межрелигиозные противоречия.

  15. Характеристика национального и религиозного состава населения Центрально-Восточной Европы. Межнациональные и межрелигиозные противоречия.

  16. Демографическая ситуация в зарубежной Европе и особенности ее регулирования.

  17. Особенности расселения населения зарубежной Европы. Процессы урбанизации в зарубежной Европе и их последствия.

  18. Становление и современные тенденции развития хозяйства зар. Европы

  19. Общая характеристика хозяйства Западной Европы.

  20. Общая характеристика хозяйства Центрально-Восточной Европы.

  21. Функционально-отраслевая структура хозяйства Западной Европы.

  22. Функционально-отраслевая структура хозяйства Центрально-Восточной Европы и ее изменения после распада соцлагеря.

  23. География ведущих отраслей добывающей промышленности зарубежной Европы.

  24. География ведущих отраслей перерабатывающей промышленности зарубежной Европы.

  25. Характеристика сельского хозяйства зарубежной Европы.

  26. География транспорта зарубежной Европы.

  27. Территориальная структура хозяйства Западной Европы и ее изменение под влиянием интеграционных процессов.

  28. Территориальная структура хозяйства Центрально-Восточной Европы.

  29. Интеграционные процессы в зарубежной Европе.

  30. Особенности социально-экономического развития Германии.

  31. Особенности социально-экономического развития Великобритании.

  32. Особенности социально-экономического развития Франции.

  33. Особенности социально-экономического развития Италии.

  34. Особенности социально-экономического развития Испании.

  35. Особенности социально-экономического развития Швеции.

  36. Особенности социально-экономического развития Польши.

    1. Примерный перечень вопросов к экзамену

    1. Историко-географические этапы политического и социально-экономического развития зарубежной Азии. Место Азиатского региона в мире.

    2. Изменения на политической карте Азии во второй половине XX в.

    3. Интеграционные процессы в зарубежной Азии.

    4. Проблема военных конфликтов в зарубежной Азии.

    5. Экологические проблемы в зарубежной Азии.

    6. Историко-географические особенности развития Восточной Азии.

    7. Население Восточной Азии.

    8. Характеристика природно-ресурсного потенциала Восточной Азии и его использование.

    9. Уровень и модели социально-экономического развития стран Восточной Азии.

    10. Основные черты географии хозяйства стран Восточной Азии.

    11. Особенности социально-экономического развития Китая.

    12. Особенности социально-экономического развития Японии.

    13. Особенности социально-экономического развития Республики Корея.

    14. Историко-географические особенности развития Юго-Восточной Азии.

    15. Население Юго-Восточной Азии.

    16. Характеристика природно-ресурсного потенциала Юго-Восточной Азии и его использование.

    17. Уровень и модели социально-экономического развития стран Юго-Восточной Азии.

    18. Основные черты территориальной структуры хозяйства стран Юго-Восточной Азии.

    19. Особенности социально-экономического развития Индонезии.

    20. Особенности социально-экономического развития Вьетнама.

    21. Историко-географические особенности развития Южной Азии.

    22. Население Южной Азии.

    23. Характеристика природно-ресурсного потенциала Южной Азии и его использование.

    24. Уровень и модели социально-экономического развития стран Южной Азии.

    25. Основные черты территориальной структуры хозяйства стран Южной Азии.

    26. Особенности социально-экономического развития Индии.

    27. Историко-географические особенности развития Юго-Западной Азии.

    28. Население Юго-Западной Азии.

    29. Характеристика природно-ресурсного потенциала Юго-Западной Азии и его использование.

    30. Уровень и модели социально-экономического развития стран Юго-Западной Азии.

    31. Основные черты территориальной структуры хозяйства стран Юго-Западной Азии.

    32. Особенности социально-экономического развития Саудовской Аравии.

    33. Особенности социально-экономического развития Турции.

    34. Характеристика природно-ресурсного потенциала Латинской Америки и его использование.

    35. Расовый, этнический, языковой и религиозный составы латиноамериканского региона.

    36. Демографическая ситуация в Латинской Америке. Внешние и внутренние миграции.

    37. Особенности размещения населения и урбанизации в Латинской Америке.

    38. Общая характеристика хозяйства Латинской Америки.

    39. Территориальная структура хозяйства Латинской Америки.

    40. География ведущих отраслей хозяйства Латинской Америки.

    41. Особенности социально-экономического развития Аргентины.

    42. Особенности социально-экономического развития Чили.

    43. Особенности социально-экономического развития Бразилии.

    44. Особенности социально-экономического развития Мексики.

    45. Особенности социально-экономического развития Венесуэлы.

    46. ЭГП и ПГП Африки. Африка в системе международного географического разделения труда.

    47. Этапы политического и экономического развития Африки. Особенности формирования политической карты Африки.

    48. Природно-ресурсный потенциал Африки. Экологические проблемы континента.

    49. Сложность расового, этнического и религиозного состава населения Африки: причины и следствия.

    50. Демографическая ситуация в Африке. Социальные проблемы населения Африки.

    51. Общая характеристика хозяйства Африки.

    52. Функционально-отраслевая структура хозяйства Африки.

    53. Африканский рисунок территориальной структуры расселения и хозяйства.

    54. Особенности социально-экономического развития Австралии.

    55. Особенности социально-экономического развития стран Океании.

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032500.00 – «География с дополнительной специальностью».

Программу составил:

Старший преподаватель кафедры географии Е. Ю. Петрова

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры географии

протокол № от « » 2008 г.

Зав. кафедрой географии ИГФ ТГПУ, доцент, к.геол.-минерал.н. Е.Е. Пугачева

Программа дисциплины одобрена методической комиссией ИГФ

протокол № _____ от «____» _______________ 2008 г.

Председатель методической комиссии ИГФ

доцент, к. пед. н., зав. каф. теории и методики обучения истории ___________ О.Ю.Назарова

Согласовано:

Декан ИГФ ________ ________ И.В.Рудковский

Лист внесения изменений

Дополнения и изменения в программу учебной дисциплины на 200 _ / 200 _ учебный год


В программу учебной дисциплины вносятся следующие изменения:

1.

2.

3.

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры География

Протокол № от « » 200 г.

Зав. кафедрой География ________________

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИГФ ТГПУ

Председатель методической комиссии ИГФ _________________

Согласовано:

Декан ИГФ _________________

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины экономическая и социальная география мира опд. Ф. 15

    Программа дисциплины
    Основным содержанием экономической и социальной географии мира является историко-и экономико-географическая характеристика мирового хозяйства в целом как системы, а также характеристика отдельных регионов и стран.
  2. «Общая экономическая и социальная география»

    Пояснительная записка
    География населения – один из важнейших разделов экономической и социальной географии, отдельные элементы которого рассматриваются во многих географических курсах общеобразовательной школы (в 7-10 классах) и высших учебных заведений
  3. Программа дисциплины История государства и права зарубежных стран (для специальности 030501. 65 «Юриспруденция», подготовки специалиста) Автор программы: д ю. н., профессор Исаев М. А

    Программа дисциплины
    Требования к студентам: студенты должны обладать знаниями по основным общим гуманитарным дисциплинам, а также знаниями в области теории права, по основным отраслям права,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 13. «Экономическая и социальная география мира» для студентов, обучающихся по специальности 020401 География

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.13 «Экономическая и социальная география мира» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности
  5. Рабочая программа дисциплины «Экономическая география Западной Европы» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Эффективная деятельность в сфере международных отношений требует обладания современными представлениями о географической картине мира, закономерностях развития и размещения мирового хозяйства, представлений о пространственной организации

Другие похожие документы..