Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Вперше назва "Україна" з'явилася наприкінці XII ст. в Іпатіївському літописі у 1187 році у зв'язку зі смертю в Переяславі князя Володимира Г...полностью>>
'Документ'
Империя Габсбургов — сложное государственно-политическое образование, которое возникло в 1526 г. в результате объединения под скипетром Габсбургской д...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 7 июня 2010 г. на заседании диссертационного совета Д 212.154.09 при Московском педагогическом государственном университете по адрес...полностью>>
'Документ'
11. 011 7 КАТКЕНОВ Болат Толюгендиевич Республика Казахстан 5.11. 011 8 ОРЫНБЕКОВ Кыран Мархабатулы Республика Казахстан 5.11. 011 9 РАДЖАБОВ Сухроб Р...полностью>>

Главная > Программа дисциплины

Сохрани ссылку в одной из сетей:

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература

а) основная литература

  1. Алисов, Н. В.Экономическая и социальная география мира (общий обзор) / Н. В. Алисов, Б. С. Хореев. - М. : Гардарики, 2003. - 703 с.

  2. Социально-экономическая география зарубежного мира : учебник для вузов / редкол.: И. М. Кузин и др. ; под ред. В. В. Вольского.-3-е иизд., испр. - М.: Дрофа, 2005.-557 с.

  3. Максаковский, В.П. Географическая картина мира : [В 2 кн.: Учебное пособие] Кн. 1 : Общая характеристика мира / В. П. Максаковский. - М. : Дрофа, 2003.-495 с

  4. Максаковский, В.П. Географическая картина мира : [В 2 кн.: Учебное пособие] Кн. 2 : Региональная характеристика мира / В. П. Максаковский. - М. : Дрофа. - 2004. - 480 с.

б) дополнительная литература

  1. Желтиков, В. П. Экономическая география : учебное пособие для вузов / В. П. Желтиков. - Ростов-на-Дону : Феникс,2003.-383 с.

  2. Кусков, А. С. Социально-экономическая и политическая география мира и России : учебно-справочное пособие для вузов / А. С. Кусков, О. В. Понукалина. - М. : КНОРУС, 2005. - 271 с.

  3. Любимов, И.М. Общая политическая, экономическая и социальная география. - М. :Гелиос, 2001. - 236 с.

  4. Родионова, И. А. Политическая карта мира : учебно-справочное пособие по географии / И. А. Родионова. - М. : Московский Лицей, 2000. - 112 с.

  5. Родионова, И. А. Экономическая география: учебное пособие / И. А. Родионова, Т. М. Бунавкова . - М. : Московский лицей, 1998. - 346 с.

  6. Социально-экономическая география зарубежного мира / под ред. В.В. Вольского. - 2-е изд., испр. - М. : Дрофа, 2003.

  7. Фром, Т. А. Экономическая география зарубежных стран : конспект лекций : пособие для подготовки к экзаменам / Т. А. Фром. - М. : Приор,2006. - 127 с.

  8. Экономическая география : учебное пособие для вузов / В. П. Желтиков, Н. Г. Кузнецов, С. Г. Тяглов. - Ростов-на-Дону : Феникс,2001. - 383 с.

  9. Экономическая и социальная география : основы науки : учебное пособие для вузов / М. М. Голубчик, Э. Л. Файбусович, А. М. Носонов, С. В. Макар ; науч. ред. М. М. Голубчик. - М. :ВЛАДОС, 2004.-398.

Журналы:

  1. Вокруг света

  2. Вопросы географии

  3. Вопросы статистики

  4. Вопросы экономики

  5. География в школе

  6. География и природные ресурсы

  7. Известия РАН серия «География»

  8. Известия РАН серия «Экономика»

  9. Известия РГО

  10. Новое время

  11. Российский экономический журнал

  12. Мировая экономика и международные отношения

Газеты:

1. Аргументы и факты

2. География (приложение к газете «Первое сентября»)

6.2. Средства обеспечения дисциплины

Географические карты:

  1. Политическая карта мира, 1:20 000 000. - М.:Ди Эм Би, 2001;

  2. Земельные угодья мира. 1:20 000 000 / Сост. и подгот. к печати ПКО «Картография». - Новос-к: Роскартография, 1998.

  3. Почвенная карта мира 1:20 000 000 / Сост. и подгот. к печати ПКО «Картография». -Новос-к: Роскартография, 1991.

  4. Территориально-политический раздел мира, 1: 20 000 000 / Сост. и подгот. к печати ПКО «Картография». - Новос-к: Роскартография, 1999.

  5. Строение земной коры и полезные ископаемые мира, 1: 20 000 000 / Сост. и подгот. К печати ПКО «Картография». - Новос-к: Роскартография, 1998.

Атласы:

  1. Географический атлас мира- М.: Росмэн, 2001;

  2. Атлас мира. - М.: Картография «ОНИКС 21 век, 2003.

  3. Атлас мира: Иллюстрированный. Энциклопедический. -М.: ЭКОМ-ПРЕСС, 1998

  4. Атлас: Экономическая и социальная география мира, 10 кл. - М.: Росмэн, 1998.

  5. Обзорно-географический атлас мира (страны мира на картах и в справках). - М.: РУЗ,2003.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

    1. Компьютер

  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические рекомендации для преподавателя

Экономическая и социальная география зарубежных стран является одним из важнейших специальных курсов по экономической географии, предусмотренных программой для подготовки выпускников по специальности 032500.00 – География с дополнительной специальностью. Согласно Гос. стандарту и учебному плану (2000 г.), утвержденных в ТГПУ, на изучение курса «Экономическая и социальная география зарубежных стран» предусмотрено 140 часов лекционных и лабораторных занятий и 92 часа на самостоятельную работу студентов. В программе данной дисциплины представлен лекционный материал, тематика лабораторно-семинарских занятий по разделам и учебно-методические материалы по усвоению курса, которые включают вопросы к семинарским занятиям, перечень основных терминов и понятий, вопросы для самоконтроля и итогового контроля. Приведен также примерный перечень тем рефератов, курсовых и дипломных работ; список рекомендуемой литературы для самостоятельного освоения дисциплины.

Изучение курса предусматривает использование различных форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на ее высший уровень. Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы составляются из обязательной части дисциплины.

Лекционный курс по дисциплине построен с целью формирования у студентов-географов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекций отвечает следующим дидактическим требованиям:

- Изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- Логичность, четкость и ясность в изложении материала;

- Возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

- Тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Практические занятия курса проводятся по узловым и наиболее важным темам, разделам учебной программы. Они построены как на материале одной лекции, так и на содержании нескольких лекций. При подготовке практических работ предусмотрено при необходимости проведение консультаций для студентов. На подготовку к занятию студентам дается несколько часов, рекомендации о последовательном изучении литературы (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, справочники, информационные сборники, статистические данные и др.).

Используемые критерии оценки ответов: 1) полнота и конкретность ответа; 2) последовательность и логика изложения; 3) связь теоретических положений с практикой; 4) обоснованность и доказательность излагаемых положений; 5) наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам, с выполненными на лабораторных занятиях рисунками, таблицами и схемами; 6) уровень культуры речи.

В конце занятия дается оценка всей лабораторно-практической работы, где обращается особое внимание на следующие аспекты: 1) качество подготовки; 2) результаты выполненной работы; 3) степень усвоения знаний; 4) активность; 5) положительные стороны в работе студента; 6) недостатки в работе студентов и пути их устранения.

Методические рекомендации для студентов

Методические рекомендации студентам раскрывают рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса, практических работ курса «Социальная и экономическая география мира», и практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы. Перечень учебно-методических изданий, рекомендуемых студентам, для подготовки к занятиям представлен в разделе «Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература».

Лекционный курс. Лекция является основной формой обучения в высшем учебном заведении. В ходе лекционного курса проводится изложение современных научных материалов, освещение главнейших проблем картографии. В тетради для конспектирования лекций необходимо иметь поля, где по ходу конспектирования делаются необходимые пометки. Записи должны быть избирательными, полностью следует записывать только определения. В конспектах рекомендуется применять сокращение слов, что ускоряет запись. В ходе изучения курса особое значение имеют рисунки, схемы и поэтому в конспекте лекции рекомендуется делать все рисунки, сделанные преподавателем на доске. Вопросы, возникшие в ходе лекции, рекомендуется записывать на полях и после окончания лекции обратиться за разъяснением к преподавателю.

Необходимо активно работать с конспектом лекции: после окончания лекции рекомендуется перечитать свои записи, внести поправки и дополнения на полях. Конспекты лекций следует использовать при выполнении практических работ, при подготовке к экзамену, контрольным тестам, при выполнении самостоятельных заданий.

Лабораторный практикум. Практические работы имеют цель сформировать у студентов навыки и умение работы с экономико-географическими картами и атласами, выявление и анализ экономических связей в современном мире и отдельных стран. Прохождение всего цикла лабораторных работ является обязательным условием допуска студента к экзамену. В случае пропуска занятий по уважительной причине пропущенное занятие подлежит отработке.

В ходе практических занятий студент под руководством преподавателя выполняет комплекс практический заданий, позволяющих закрепить лекционный материал по изучаемой теме, получить основные навыки работы с общегеографическими и тематическими картами, навыками составления схем, диаграмм, таблиц на основе экономико-географической информации. В ходе выполнения заданий студент учиться делать анализ и сопоставление полученных данных, работать с табличным и графическим материалом.

Для прохождения практического занятия студент должен иметь «Рабочую тетрадь по Экономической и социальной географии зарубежных стран», простой карандаш, ластик, линейку, ручку, цветные карандаши, миллиметровая бумага, калька. Учебники и учебно-методические пособия, карты, таблицы имеются на кафедре и выдаются для пользования на каждом занятии преподавателем или лаборантом кафедры.

Закреплению теоретических знаний способствует семинар − организационная форма обучения, на котором осуществляется систематизация и закрепление полученных знаний. Цели семинара − развитие навыков самостоятельной работы с литературой, развитие культуры речи, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, слушать других, отвечать на вопросы, вести дискуссию. При подготовке к семинару целесообразно воспользоваться планом, данным преподавателем. Для написания доклада рекомендуется самостоятельно найти литературу к нему, а в качестве основной воспользоваться литературой, предложенной преподавателем. При недостаточном опыте выступлений на семинарах, студентам полезно составить план своего доклада и перед занятием воспроизвести выступление в устной форме.

Написание рефератов – один из основных видов самостоятельной работы студентов по усвоению дисциплины. Рефераткраткое изложение определенной научной проблемы на основе опубликованной литературы. Реферат может представлять собой и учебно-исследовательскую работу, в которой раскрывается содержание исследуемой проблемы, приводятся различные точки зрения. Работа над рефератом помогает студенту: углублять понимание отдельных вопросов курса; приобретать и совершенствовать навыки самостоятельной творческой работы; логически мыслить и отстаивать свою точку зрения. Реферат позволяет преподавателю проверить: знание студентом конкретных произведений научной литературы; способность студентов находить, обрабатывать, структурировать, оформлять и подавать научную информацию. Примерная тематика рефератов представлена в пункте 8.2. программы.

Студент должен вести активную познавательную работу. Целесообразно строить ее в форме наблюдения, эксперимента и конспектирования. Важно научиться включать вновь получаемую информацию в систему уже имеющихся знаний.

    1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов

по разделу «Северная Америка»

  1. Назовите особенности ЭГП и ПГП США.

  2. Определите место США в мировой экономике.

  3. Дайте характеристику природных условий США.

  4. Назовите особенности и этапы формирования американской нации.

  5. Какова современная миграция и миграционная политика в США.

  6. Демографическая ситуация в США, ее географические и этнические особенности.

  7. Охарактеризуйте качество и количество трудовых ресурсов США.

  8. Назовите и покажите мегалополисы США

  9. Какова экономическая роль государства в США.

  10. Назовите особенности отраслевой структуры хозяйства США.

  11. Дайте краткую характеристику основных отраслей хозяйства США.

  12. Укажите экологические проблемы и особенности их решения в США.

  13. Назовите особенности пространственного размещения населения США.

  14. Назовите особенности пространственного размещения хозяйства США.

  15. Опишите особенности социально-экономического развития Северо-Востока США.

  16. Опишите особенности социально-экономического развития Среднего Запада США.

  17. Опишите особенности социально-экономического развития американского Юга.

  18. Опишите особенности социально-экономического развития американского Запада.

по разделу «Зарубежная Европа»

  1. Какая страна го перечисленных не принадлежит к Сев. Европе?

а) Исландия; б) Великобритания; в) Норвегия; г) Дания.

  1. Какая го стран не относится к региону Средняя Европа? а) Греция; б) Нидерланды; в) Швейцария; г) Люксембург.

  2. Какая страна не относится к региону Центрально-Восточная Европа? а) Венгрия; б) Польша; в) Австрия; г) Румыния.

  3. Какие го перечисленных стран не имеют выхода к морю? а) Румыния и Венгрия, б) Австрия и Ватикан, в) Монако и Люксембург, г) Албания и Македония.

  4. Какие страны зарубежной Европы располагают значительными ресурсами угля?

  5. Назовите страны зарубежной Европы, которые активно используют гидроэнергетический потенциал.

  6. Назовите страны Западной Европы, для которых характерна очень низкая лесистость территории.

  1. В какой стране зарубежной Европы энергоснабжение экологически наиболее чистое и безопасное (по преобладающему типу электростанций)? а) в Норвегии и Швеции; б) в Германии Польше; в) во Франции и Бельгии; г) в Италии и Нидерландах.

  2. Назовите страны Западной Европы, которые экспортируют минеральные ресурсы: а) Исландия, Италия и Норвегия; б) Швеция, Норвегия и Нидерланды; в) Дания, Финляндия и Греция; г) Великобритания, Польша и Швеция.

  3. Роль амариканского капитала особенно велика в таких сферах экономики Западной Европы как: а) нефтяная промышленность и электроника, б) электротехника и нефтехимия, в) пищевая промышленность и рыболовство, г) электроника и электротехника.

  4. В каких го перечисленных видов производств Зап. Европа превосходит США: а) судостроение и приборостроение, б) ракетно-космическая промышленность и фармацевтика, в) станкостроение и изготовление точных и оптических приборов, г) металлургия и химическая промышленность.

  5. Для Западной Европы, характерно смещение производства к приморским районам. Какие отрасли перемещаются к побережью наиболее активно? а) все виды производств; б) отрасли, использующие импортное сырье; в) отрасли, производящие продукцию на экспорт; г) производства, которым необходима большая площадка.

  6. Наибольшей средней плотностью населения в Западной Европе отличаются: а) Нидерланды, Люксембург и Венгрия; б) Бельгия, Мальта и Нидерланды; в) Италия, Швейцария и Австрия; г) Великобритания, Испания и Мальта.

  7. Электроэнергетика Западной Европы отличается от США высокой долей в производстве электроэнергии: а) ТЭС и АЭС; б) ТЭС и ГЭС; в) АЭС и ГЭС; г) нетрадиционных источников.

  8. Наиболее низкий естественный прирост в конце 90-х г. был характерен для: а) Болгарии, Латвии и Эстонии; б) Германии, Италии и Австрии; в) Словении, Великобритании и Бельгии; г) Румынии, Испании и Албании.

по разделу «Зарубежная Азия»

Для какого субрегиона зарубежной Азии характерны данные особенности:

  1. Располагает крупнейшими запасами нефти в мире.

  2. Здесь расположен «оловянный пояс».

  3. Здесь сконцентрированы крупнейшие в мире площади террас.

  4. Здесь зародились 3 мировые религии.

  5. Проживают последователи нескольких религий, что часто приводит к внутристрановым конфликтам.

  6. Наиболее однородный в национальном отношении регион.

  7. Имеет климат неблагоприятный для развития полеводства и животноводства.

  8. Дальше других регионов продвинулся по пути демографического перехода.

  9. Характерны самые низкие показатели средней продолжительности населения.

  10. Большинство стран региона являются многонациональными.

  11. Лидирует по числу иммигрантов.

  12. Здесь сосредоточена почти 1/5 часть населения Земли.

  13. Несмотря на высокую долю городского населения здесь очень мало крупных агломераций.

  14. Характерен наибольший коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население.

  15. Характеризуется наиболее высокими показателями рождаемости и естественного прироста населения.

  1. Большая часть экспорта приходится на продукцию добывающей промышленности.

  2. Отсюда вывозят джут, чай, копру, тропические фрукты.

  3. Характерен экспорт сушеных фруктов, орехов, фиников и кофе.

  4. Характерно использование крупного рогатого скота только как тягловой силы.

  5. Наряду с пастбищным скотоводством активно развивается свиноводство и птицеводство.

  6. На фоне общей отсталости населения обрабатывающая промышленность главной страны региона находится на достаточно высоком уровне развития.

  7. В экспорте большинства стран региона велика доля продукции машиностроения.

  8. Одним из направлений реформирования экономики стран региона стало развитие нефтехимической промышленности и металлургии.

  9. В большинстве стран этого региона активно развиваются горнодобывающая, легкая
    промышленность и электроника.

  10. Здесь находится большинство промышленно развитых стран зарубежной Азии.

по разделу «Африка»

1. Какие факторы и условия обусловили отставание стран Африки от других регионов мира?

2. Охарактеризуйте основные типы моделей социально-экономичес­кого развития стран Африки. Каково их влияние на экономическое развитие данного региона?

3. Охарактеризуйте уровень развития субрегионов Африки. Какие факторы влияют на их развитие?

4. Раскройте характер участия стран Африки в международном географическом разделении труда и в мирохозяйственных связях.

5. Каковы возможности экономического сотрудничества России со странами Африки?

по разделу «Латинская Америка»

  1. В чем заключаются и чем объясняются особенности религиозного состава населения Латинской Америки?

  2. Какие мегалополисы сформировались в США, каковы причины их образования, какие отрасли хозяйства в них представлены?

  3. Сравните сельское хозяйство Бразилии и Аргентины. Определите и объясните сходство и различие.

  4. На каких основаниях страны Латинской Америки выделены в единый регион?

  1. Какие преимущества и недостатки связаны с тем, что ближайшим высокоразвитым соседом большинства стран Латинской Америки являются США?

  2. Почему высокогорья Латинской Америки имеют наиболее высокую плотность населения?

  3. Почему страны Латинской Америки имеют наиболее высокий уровень экономического развития среди развивающихся стран?

Перечень примерных вопросов к семинару по теме

«Экономико-географическая характеристика стран зарубежной Европы»

  1. Экономико-географическая характеристика Исландии.

  2. Экономико-географическая характеристика Дании.

  3. Экономико-географическая характеристика Ирландии.

  4. Экономико-географическая характеристика Бельгии.

  5. Экономико-географическая характеристика Нидерландов.

  6. Экономико-географическая характеристика микрогосударств Европы.

  7. Экономико-географическая характеристика Португалии.

  8. Экономико-географическая характеристика Испании.

  9. Экономико-географическая характеристика Греции.

  10. Экономико-географическая характеристика Албании.

  11. Экономико-географическая характеристика СФРЮ.

  12. Экономико-географическая характеристика Венгрии.

  13. Экономико-географическая характеристика Румынии.

  14. Экономико-географическая характеристика Австрии.

  15. Экономико-географическая характеристика Швейцарии.

  16. Экономико-географическая характеристика Чехии.

  17. Экономико-географическая характеристика Словакии.

  18. Экономико-географическая характеристика Молдавии.

  19. Экономико-географическая характеристика Эстонии.

  20. Экономико-географическая характеристика Латвии.

  21. Экономико-географическая характеристика Литвы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины экономическая и социальная география мира опд. Ф. 15

    Программа дисциплины
    Основным содержанием экономической и социальной географии мира является историко-и экономико-географическая характеристика мирового хозяйства в целом как системы, а также характеристика отдельных регионов и стран.
  2. «Общая экономическая и социальная география»

    Пояснительная записка
    География населения – один из важнейших разделов экономической и социальной географии, отдельные элементы которого рассматриваются во многих географических курсах общеобразовательной школы (в 7-10 классах) и высших учебных заведений
  3. Программа дисциплины История государства и права зарубежных стран (для специальности 030501. 65 «Юриспруденция», подготовки специалиста) Автор программы: д ю. н., профессор Исаев М. А

    Программа дисциплины
    Требования к студентам: студенты должны обладать знаниями по основным общим гуманитарным дисциплинам, а также знаниями в области теории права, по основным отраслям права,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 13. «Экономическая и социальная география мира» для студентов, обучающихся по специальности 020401 География

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.13 «Экономическая и социальная география мира» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности
  5. Рабочая программа дисциплины «Экономическая география Западной Европы» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Эффективная деятельность в сфере международных отношений требует обладания современными представлениями о географической картине мира, закономерностях развития и размещения мирового хозяйства, представлений о пространственной организации

Другие похожие документы..