Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
На современном этапе развития России роль иностранного языка возросла, так как при рыночной экономике стране нужны высококвалифицированные специалист...полностью>>
'Документ'
Векселя, выданные организацией-векселедателем организации-продавцу при расчетах за проданные товары и продукцию, выполненные работы или оказанные усл...полностью>>
'Документ'
Ответ на творческое задание Ответьте на вопрос по тексту (текстам). Объем ответа должен составить 100-1 5 слов. Олимпиада школьников «Ломоносов», отбо...полностью>>
'Закон'
3.1. Научно-практический анализ формирования правового механизма учета экологических требований при санации и приватизации объектов повышенной опасно...полностью>>

Главная > Доклад

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ДОКЛАД

о результатах и основных направлениях деятельности
на 2008–2010 годы

Москва
декабрь 2007

Содержание

Раздел 1. Цели, тактические задачи и показатели деятельности 6

Раздел 2. Расходные обязательства и формирование доходов 61

Раздел 3. Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность 82

Раздел 4. Распределение расходов по целям, задачам и программам 108

Раздел 5. Результативность бюджетных расходов 119

Приложение 1. Основные показатели деятельности
Министерства образования и науки Российской Федерации

Приложение 2. Оценка исполняемых расходных обязательств Министерства образования и науки Российской Федерации

Приложение 3. Оценка платежей в федеральный бюджет Министерства образования и науки Российской Федерации

Приложение 4. Краткая характеристика бюджетных целевых программ
и непрограммной деятельности
Министерства образования
и науки Российской Федерации

Приложение 5. Распределение средств Министерства образования и науки
Российской Федерации по целям, задачам и бюджетным
целевым программам

Дополнительные приложения:

Приложение А. Система целей Министерства образования и науки
Российской Федерации

Приложение Б. Взаимосвязи целей Министерства образования и науки
Российской Федерации со стратегическими целями
социально-экономического развития России

Приложение В. Соответствие тактических задач Министерства образования
и науки Российской Федерации и находящихся
в его ведении федеральных служб и федеральных агентств
установленным сферам деятельности и функциям
субъекта бюджетного планирования

Приложение Г. Нормативная правовая база, определяющая принципы
государственной политики в сфере деятельности
Министерства образования и науки Российской Федерации

Приложение Д. Взаимодействие Министерства образования и науки
Российской Федерации с федеральными органами
исполнительной власти

Приложение Е. Пояснительная записка к изменениям в доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации

Введение

Настоящий Доклад подготовлен в соответствии с Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 и отражает результаты и основные направления деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и находящихся в его ведении субъектов бюджетного планирования – главных распорядителей бюджетных средств:

  • Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам,

  • Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки,

  • Федерального агентства по науке и инновациям,

  • Федерального агентства по образованию,

а также наиболее значимых организаций образования и науки, являющихся главными распорядителями бюджетных средств, а именно:

  • Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам,

  • Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки,

  • Федерального агентства по науке и инновациям,

  • Федерального агентства по образованию,

  • Российской академии наук,

  • Сибирского отделения Российской академии наук,

  • Уральского отделения Российской академии наук,

  • Дальневосточного отделения Российской академии наук,

  • Российской академии сельскохозяйственных наук,

  • Российской академии архитектуры и строительных наук,

  • Российской академии образования,

  • Российской академии художеств,

  • Российской академии живописи, ваяния и зодчества,

  • МГУ имени М.В. Ломоносова,

  • Российского фонда фундаментальных исследований,

  • Российского гуманитарного научного фонда,

  • Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах:

  • образование;

  • научная, научно-техническая и инновационная деятельность, развитие федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности;

  • воспитание, опека и попечительство над детьми, социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Деятельность Минобрнауки России, как субъекта бюджетного планирования, направлена на реализацию следующих стратегических целей развития страны: “Повышение уровня и качества жизни населения”, “Обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития” (Вклад Министерства в реализацию указанных целей описан в Приложении Б).

Раздел 1. Цели, тактические задачи
и показатели деятельности

Цели и тактические задачи деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации определяются положениями ежегодных Посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации (2004-2007гг.), Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 г., Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.), Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г.), Законом Российской Федерации “Об образовании”, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., Федеральным законом “О науке и государственной научно-технической политике”, Вопросами и Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, Приоритетными направлениями развития образования, одобренными Правительством Российской Федерации 9 декабря 2004 г., Стратегией Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г., Стратегией Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г., Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г., приоритетным национальным проектом “Образование”.

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Реализация этих функций также обеспечивается находящимися в ведении Минобрнауки России главными распорядителями бюджетных средств.

Деятельность Министерства – его миссия – направлена на реализацию и развитие интеллектуального потенциала нации – главной составляющей устойчивого и динамичного развития России.

Реализуя государственную политику в области образования, социальной защиты и воспитания детей, науки, инноваций и интеллектуальной собственности, Министерство определило цели и тактические задачи, в реализации которых участвуют 18 главных распорядителей бюджетных средств (Приложение А).

К целям Министерства относятся:

1. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.

2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования.

3. Создание условий для активного включения детей, обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества

4. Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала.

5. Создание условий для активизации инновационной деятельности.
Деятельность Минобрнауки России, направленная на реализацию указанных целей, способствует достижению стратегических целей развития страны “Повышение уровня и качества жизни населения”, “Обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития” (Приложение Б).
Цели Министерства определены исходя из важности и необходимости удовлетворения потребностей населения в образовании, обеспечения доступности качественного образования, насыщения экономики квалифицированными кадрами, интеграции образования и научно-технической деятельности, повышения эффективности использования научно-технических достижений, реформирования научной сферы и стимулирования инновационной деятельности как ключевых источников устойчивого экономического роста и повышения благосостояния общества.
Достижение поставленных целей Министерства обеспечивается решением комплекса тактических задач, которые соответствуют установленным сферам деятельности и функциям Минобрнауки России и федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении (Приложение В).
Стратегические цели и тактические задачи Министерства базируются на нормативных правовых актах и иных официальных документах, определяющих принципы государственной политики в сфере образования, науки и инноваций. Они тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности направлены на формирование в России общества, основанного на знаниях.

Цель 1. В интересах реализации стратегической цели Правительства Российской Федерации “Удовлетворение потребностей граждан в образовании” в рамках цели “Повышение уровня и качества жизни населения» Минобрнауки России во взаимодействии с органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляет деятельность, ориентированную на повышение доступности качественного образования.

В соответствии с этим определяется первая стратегическая цель деятельности Министерства – обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе1.

В рамках достижения данной цели предполагается решить следующие проблемы.

Дифференциация качества образования. Одним из следствий экономического кризиса 90-х годов стал рост дифференциации качества образовательных услуг по территориальному, социально-экономическим и иным признакам. Это ведет к росту социального расслоения общества, а также к усилению дифференциации регионов по уровню человеческого капитала и, как результат, уровню их инвестиционной привлекательности.

Снижение качества кадрового потенциала. Социально-экономическое положение работников системы образования, отсутствие реальных стимулов и перспектив личностного и карьерного роста способствует оттоку наиболее квалифицированных кадров, препятствует привлечению перспективных молодых специалистов в образовательные учреждения. Эти процессы негативно влияют на качество образовательных услуг, морально-психологический климат в педагогических коллективах. В настоящее время в России в педагогических высших учебных заведениях обучается около 600 тыс. студентов, ежегодно выпускается около 120 тыс. молодых специалистов. Однако работать в систему образования идет не более трети, чему препятствует целый набор причин: низкая заработная плата, неадекватная зарплате сложность и ответственность их работы, отсталая материальная база, и, как следствие, падение престижа педагогической профессии.

Отсутствие полноценной системы оценки качества. Общенациональная система контроля и оценки результатов работы образовательных учреждений необходима для своевременного и точного выявления и исправления недостатков и пробелов организации образования, равно как и точек роста, т.е. полноценного образовательного бенчмаркинга.

Неэффективная система финансирования. Действующая на сегодняшний день система финансирования в сфере образования страдает всеми недостатками, свойственными любым учреждениям, финансируемым из бюджета: жесткая регламентация статей расходов, невозможность перераспределения ресурсов между статьями, высокие административные издержки привлечения внебюджетных средств. Внедрение эффективных финансово-экономических механизмов обеспечит повышение уровня инвестиционной привлекательности образовательных учреждений, будет способствовать расширению и активизации многоканального финансирования, повысит самостоятельность в использовании ресурсов, усилит заинтересованность образовательных учреждений в повышении качества образовательных услуг и расширении сферы деятельности, а также повысит ответственность руководителей за экономическое состояние руководимых ими учреждений, уровень их конкурентоспособности, объемы, структуру и качество образовательных услуг, будет мотивировать учителей к повышению качества преподавания, повысит их заинтересованность в результатах труда и увеличит их заработки.

Основные показатели деятельности Минобрнауки России и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, характеризующие достижение цели 1, приведены в таблице 12.

Таблица 1. Основные показатели степени достижения цели 1
Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения
как основы социальной мобильности и снижения
социально-экономической дифференциации в обществе”

Показатели

Ед.
изм.

2000

2001

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Цель

Год дости-
жения цели

Уровень образования населения в возрасте 15-72 лет (в расчете на 1000 человек приходится лиц, имеющих образование)




чел.

  • высшее профессиональное

161

176

186

193

195

198

199

200

200

2010

  • среднее и начальное профессиональное*

325

350

356

356

370

374

377

395

395

2010

  • среднее (полное) общее

241

243

264

268

230

225

220

200

200

2010

Средняя ожидаемая продолжительность обучения в течение предстоящей жизни для детей в возрасте 6 лет





лет





14.3





14.8





15.2





15.4





15.6





15.8

15.9




16.0




16.0






2010

*) Наименование показателей скорректировано с учетом процессов интеграции образовательных программ начального и среднего профессионального образования в соответствии с Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, одобренными Правительством Российской Федерации от 9 декабря 2004 г.

Достижение первой стратегической цели Министерства образования и науки России предполагает необходимость решения следующих основных тактических задач:

1.1. Разработка и содействие реализации моделей системы образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, способствующих достижению равенства доступа населения к качественным образовательным услугам.

Решение этой задачи направлено на оптимизацию сети образовательных учреждений при обеспечении приемлемой территориальной доступности, а также расширение возможностей выбора образовательных траекторий и образовательных программ.

В соответствии с разграничением полномочий в сфере образования Министерство выполняет функции методологической и организационно-методической поддержки развития образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В рамках этих полномочий для обеспечения равенства доступа населения к образовательным услугам в 2008–2010 Министерство намерено:

  • разработать и содействовать внедрению прогрессивных моделей образования,

  • создать многоуровневую систему новых взаимоувязанных образовательных стандартов и вариативных образовательных программ и содействовать их внедрению.

Основные показатели степени решения задачи 1.1 приведены в таблице 2.

Таблица 2. Основные показатели степени решения задачи 1.1
"
Разработка и содействие реализации моделей системы образования
на федеральном, региональном и муниципальном уровнях,
способствующих достижению равенства доступа населения
к качественным образовательным услугам"

Показатели

Ед.
изм.

2000

2001

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Цель

Год дости-
жения цели

Охват детей дошкольными образовательными учреждениями (отношение численности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, к численности детей в возрасте 1–6 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 6 лет, обучающихся в школе)



%


55.0


56.3

57.3

58.3

59.0

59.5

60.0

61.0

61.0





2010

Охват детей общим образованием (отношение численности учащихся 1-11 (12) общеобразовательных учреждений и учащихся (студентов), осваивающих программы среднего (полного) общего образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования, к численности детей в возрасте 7-17 лет)

%

91.6

93.0

94.6

95.3

95.3

95.5

95.6

95.7

95.7





2010

Охват молодежи программами начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования (отношение численности студентов (учащихся) учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, аспирантов, докторантов к численности населения в возрасте 15–34 лет)

%

20.5

21.9

24.8







25.1





25.5





25.7

26.0





26.5



26.5







2010



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности (39)

    Доклад
    Развитие транспорта и других отраслей экономики тесно взаимосвязано. Характер подвижности населения, уровень развития производства и торговли определяют спрос на услуги транспорта.
  2. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности (17)

    Доклад
    Настоящий доклад подготовлен управлением записи актов гражданского состояния Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 17.
  3. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности (22)

    Доклад
    Развитие транспорта и других отраслей экономики тесно взаимосвязано. Характер подвижности населения, уровень развития производства и торговли определяют спрос на услуги транспорта.
  4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности (35)

    Доклад
    Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее – Департамент) является органом исполнительной власти Томской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды Томской области.
  5. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности (42)

    Доклад
    В соответствии с муниципальными правовыми актами города Иванова к сферам ответственности управления экономики Администрации города Иванова (далее – управление экономики) относятся:
  6. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности (43)

    Доклад
    № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Законом Краснодарского края от 6 декабря 2005 года № 958-КЗ «Об архивном деле в Краснодарском крае», Положением об управлении по делам архивов Краснодарского края, утвержденным постановлением

Другие похожие документы..