Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья...полностью>>
'Документ'
Данный опыт возник в Краснояружской средней общеобразовательной школе № 2 (поселкового типа). В классе было 16 человек. Все дети из семей рабочих. 9 ...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический универс...полностью>>
'Урок'
1. Знания: познакомить учащихся с жизнью и творчеством знаменитого татарского поэта, поэта-героя – Мусы Джалиля, с отдельными фактами его биографии, ...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

Кафедра педагогики

Педагогика

Учебно-методический комплекс дисциплины
«Теория обучения»

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

ББК 74.00

П 24

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
им. В.М. Шукшина

Рецензент:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
БПГУ имени В.М. Шукшина А.Ю. Арутюнян

П 24 Педагогика [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины «Теория обучения» / Автор-составитель: Е.Б. Манузина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: ГОУ ВПО «БПГУ им. В.М. Шукшина», 2009. – 95 с. – 300 экз.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория обучения» разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний, тезисы лекций и др.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальностям: (050401.65) история; (050502.65) технология и предпринимательство; (050301.65) русский язык и литература; (050102.65) биология; (050103.65) география; (050602.65) изобразительное искусство; (050203.65) физика; (050201.65) математика; (050202.65) информатика; (050706.65) педагогика и психология; (050303.65) иностранный язык; (050601.65) музыкальное образование.

Ó БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009

Ó Е.Б. Манузина, 2009


Пояснительная записка

Курс «Педагогика» включен в федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и входит в цикл общепрофессиональных дисциплин для подготовки будущих учителей. Содержание учебно-методического комплекса дисциплины соответствует требованиям государственных образовательных стандартов по педагогическим специальностями и учебных планов образовательного учреждения. Дисциплина «Теория обучения» включена в курс педагогики.

Содержание курса строится с учетом таких объективных тенденций совершенствования учебного процесса, как гуманизация, демократизация, поиск коллективных форм взаимодействия.

В основу изучения положены следующие идеи:

- личностно-гуманистическая ориентация деятельности учителя;

- идея целостности педагогического процесса;

- идея целесообразности и системности действий педагога.

Цель дисциплины: обеспечить овладение студентами знаниями о теории и методике обучения, умениями и навыками, необходимыми для эффективной организации учебного процесса, формировать профессиональную направленность личности будущего педагога, развивать педагогическое мышление, педагогические способности, готовность к инновационной педагогической деятельности.

Задачи дисциплины:

- сформировать основные понятия и представления о важнейших концепциях обучения и образования;

- обеспечить овладение студентами знаниями о сущности процесса обучения, его закономерностях и принципах;

- помочь осмыслить механизм влияния процесса обучения, т. е. его целей, содержания, форм, методов и средств обучения на становление личности школьника;

- оказать помощь студентам в выборе дидактических теорий и подходов, которые наиболее полно отвечают запросам и потребностям будущих учителей;

- создать условия для овладения практическими умениями и навыками конструирования процесса обучения в школе;

- научить студентов наблюдать, выявлять и оценивать результат обучения школьников;

- обеспечить формирование у студентов умений и навыков осуществления учебно-познавательной и профессиональной педагогической деятельности.

Студент, изучивший данную дисциплину:

Должен знать:

- основные понятия, категории теории обучения (дидактики), сознательно использовать их в анализе и организации образовательного процесса;

- теоретические основы и перспективы развития содержания образования;

- современные дидактические концепции и модели обучения.

уметь:

- оперировать педагогическими понятиями;

- выстраивать логику образовательного процесса;

- формулировать образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения;

- анализировать современные дидактические концепции;

- выбирать методы и средства обучения;

- наблюдать, анализировать и объяснять данные наблюдения за организацией учебного процесса;

- проводить сравнительный анализ учебников разных авторов;

- конструировать формы организации обучения;

- использовать полученные знания в образовательной практике;

- оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов;

- решать задачи управления учебным процессом на уровне образовательного учреждения и его подразделений.

Итогом курса является экзамен. При проведении экзамена в билет включается два теоретических вопроса.

Результирующая оценка складывается из многих компонентов. В процессе освоения дисциплины преподавателем осуществляется рейтинг-контроль, который включает ответы на семинарских занятиях, написание конспектов, ведение терминологического словаря, написание реферата, выполнение домашних заданий, результаты промежуточных и итоговых тестов, посещаемость занятий. Все компоненты находят свое отражение и оценку в рейтинговой книжке студента и в итоге суммируются. На основании общей суммы выводится оценка. При условии согласия студента с оценкой студент освобождается от экзамена, если же студент претендует на более высокую оценку – он сдает экзамен. Примечание: на экзамене студент может улучшить свою оценку лишь на один балл.

Часть 1. Организационно-нормативная документация

1.1. Учебная программа
(рабочая модульная программа)

      1. Цели и задачи дисциплины

Курс «Педагогика» включен в федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и входит в цикл общепрофессиональных дисциплин для подготовки будущих учителей. Содержание данной учебной программы соответствует ГОС по педагогическим специальностями и учебных планов образовательного учреждения.

Дисциплина «Теория обучения» способствует осознанию сущности процесса обучения, современных дидактических концепций и их содержания, формирует умения и навыки выбора оптимальных форм и методов обучения, развивает коммуникативные, организационные и творческие способности студентов.

Цель дисциплины: обеспечить овладение студентами знаниями о теории и методике обучения, умениями и навыками, необходимыми для эффективной организации учебного процесса, формировать профессиональную направленность личности будущего педагога, развивать педагогическое мышление, педагогические способности, готовность к инновационной педагогической деятельности.

Структура курса предусматривает лекции, семинарские и лабораторно-практические занятия.

Задачи лекционных занятий:

- обеспечить овладение студентами знаниями по теории и методике обучения в соответствии с требованиями государственного стандарта;

- сформировать основные понятия и представления о важнейших концепциях обучения и образования;

- обеспечить овладение студентами знаниями о сущности процесса обучения, его закономерностях и принципах;

- помочь осмыслить механизм влияния процесса обучения, т. е. его целей, содержания, форм, методов и средств обучения на становление личности школьника;

- обеспечить формирование у студентов умений и навыков осуществления учебно-познавательной и профессиональной педагогической деятельности.

Задачи семинарских занятий:

- проверить понимание студентами содержания рекомендованной литературы;

- обратить внимание студентов на проблемные вопросы курса;

- оказать помощь студентам в выборе дидактических теорий и подходов, которые наиболее полно отвечают запросам и потребностям будущих учителей;

- создать условия для овладения практическими умениями и навыками конструирования процесса обучения в школе;

- научить студентов наблюдать, выявлять и оценивать результат обучения школьников.

Рабочая программа составлена на основании учебного плана и государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Работа над разделом начинается с обсуждения вопросов по той или иной проблеме теоретического курса. При подготовке предлагаемых вопросов студентам необходимо самостоятельно изучить рекомендуемую литературу и ознакомиться с содержанием лекции на заданную тему.

Другая составная часть работы над разделом представляет собой ряд проверочных вопросов, которые призваны помочь студентам акцентировать своё внимание на узловых аспектах изучаемой проблемы. Достаточно близкое знакомство студентов с проблематикой предмета необходимо, поскольку является неотъемлемой частью профессиональной компетентности педагога.

1.1.2. Содержание дисциплины
ОПД.Ф. 02 Педагогика «Теория обучения»

Требования ГОС к содержанию курса
ОПД.Ф. 02 Педагогика «Теория обучения»

Теория обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.

Тематическое содержание курса

Разделы

Лекции

Практические занятия

1.

Процесс обучения как целостная система

1. Процесс обучения как целостная система (4 ч.)

2. Процесс обучения и его функции (2 ч.)

1. Закономерности и принципы обучения (2 ч.)

2.

Содержание образования

1. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности (4 ч.)

1. Содержание образования
(2 ч.)

2. Школьный учебник (2 ч.)

3.

Процессуальная сторона обучения

1. Формы организации процесса обучения (2 ч.)

2. Методы и средства обучения
(2 ч.)

1. Методы обучения (2 ч.)

2. Урок – основная форма организации процесса обучения в современной школе (2 ч.)

3. Самостоятельная работа учащихся на уроке и дома
(2 ч.)

4.

Современные тенденции в образовательном процессе

1. Современные дидактические концепции и модели организации обучения (2 ч.)

2. Инновационные образовательные процессы
(2 ч.)

1. Авторские школы (4 ч.)

2. Современные дидактические концепции и модели организации обучения (2 ч.)

Итого

18 ч.

18 ч.

1.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

(требования к знаниям, умениям, навыкам,
приобретенным в результате изучения дисциплины)

Студент, изучивший данную дисциплину:

должен знать:

- основные понятия, категории теории обучения (дидактики), сознательно использовать их в анализе и организации образовательного процесса;

- теоретические основы и перспективы развития содержания образования;

- современные дидактические концепции и модели обучения;

- основные нормативные акты в области обучения и образования.

уметь:

- оперировать дидактическими понятиями;

- выстраивать логику образовательного процесса;

- формулировать образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения;

- анализировать современные дидактические концепции;

- выбирать методы и средства обучения;

- наблюдать, анализировать и объяснять данные наблюдения за организацией учебного процесса;

- проводить сравнительный анализ учебников разных авторов;

- конструировать формы организации обучения;

- использовать полученные знания в образовательной практике;

- оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов;

- решать задачи управления учебным процессом на уровне образовательного учреждения и его подразделений.

Требования к экзамену

При проведении экзамена. В билет включается два теоретических вопроса, которые должны быть из различных разделов курса.

Таблица 1

1.1.4. Учебно-методическая карта дисциплины

Теория обучения - 36 часов

Мо-дуль

Тру-
доем-кость

№ раздела, № темы

Лекционный курс

Занятия (номера)

Индивидуальные

занятия

Самостоятельная работа студентов

Формы

контроля

Вопросы, изучаемые на лекции

Ча-сы

Семинарские

Лабораторно-практические

Содержа-
ние

Ча-сы

Содержание (или номера заданий)

Ча-
сы

1

8

Раздел 1,

Тема 1

Предмет и задачи дидактики.

Основные категории дидактики (обучение, образование, преподавание, учение).

Модель структуры учебного процесса.

Основные философские дидактические концепции.

4

Вопросы и задания:

1. Назовите задачи дидактики.

2. Укажите характерные черты процесса обучения.

3. Как связаны между собой процессы познания и обучения?

4. В чем их сходство и различие?

5. Дайте характеристику образования как социального феномена.

4

1. Проверка конспектов.

2. Опрос.

3. Контроль присутствия на занятии.

1

4

Раздел 1,

Тема 2

Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Характеристика процесса обучения как целостной системы.

Функции процесса обучения.

Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

2

Вопросы и задания:

1. Назовите характерные черты обучения.

2. Какова структура деятельности учителя?

3. Какова структура деятельности учащихся?

4. Какова логика учебного процесса и каков механизм процесса усвоения знаний?

5. Назовите движущие силы процесса обучения.

6. Охарактеризуйте функции педагогики.

2

1. Проверка конспектов.

2. Опрос.

3. Контроль присутствия на занятии.

1

4

Раздел 1,

Тема 3

Занятие 1

2

Подготовка к практическому занятию по плану:

Понятие закономерностей обучения, их классификация.

Принципы обучения как категории дидактики.

Характеристика принципов обучения.

Соотношение принципов с правилами обучения.

2

1. Проверка конспектов.

2. Опрос.

3. Контроль присутствия на занятии.

4. Тестиро-
вание.

1

4

Раздел 2,

Тема 2


Занятие 2

2

Подготовка к лабораторно-практическому занятию по плану:

1. Проверка теоретических знаний.

Государственный образовательный стандарт.

Учебные планы, типы и структура учебных планов.

Учебные программы: типы, принципы построения и структура.

Новые подходы к разработке учебных программ для современной школы.

2. Изучение государственного образовательного стандарта.

3. Изучение базисного учебного плана Алтайского края.

4. Изучение школьных программ.

5. Составить конспект по статье Алексашина Л.Н. Стандарты по истории: путь в школу // Педагогика. - 2000. - № 4. - С. 14-20.

2

1. Проверка конспектов.

2. Проверка выполнения заданий.

3. Опрос.

4. Контроль присутствия на занятии.

1

4

Раздел 2,

Тема 3

Занятие 3

2

Подготовка к лабораторно-практическому занятию по плану:

1. Проверка теорети-ческих знаний.

Прокомментируйте основные положения статьи П.Ф. Каптерева «О значении учебника при обучении».

Проблемы школьного учебника на современном этапе.

Требования, предъявляемые к школьным учебникам.

Использование учебника на уроке. Виды работы с учебником.

2. Анализ учебников истории.

Составить двойной (двухчастный) дневник по статье Бахарова И.Г. Учебник, который нам нужен // Педагогика. - 2000. - № 3. - С. 86-89.

Составить конспект по статье Хуторской А.В. Место учебника в дидактической системе // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 10-19.

1. Проверка конспектов.

2. Проверка выполнения заданий.

3. Опрос.

4. Контроль присутствия на занятии.

2

4

Раздел 3,

Тема 1

Понятие о формах организации обучения и основания их классификаций. Развитие форм обучения в дидактике. Характеристика индивидуальной, групповой и фронтальной (общеклассной) форм обучения.

2

Вопросы и задания:

1. Как развивались организационные формы обучения?

2. Какими преимуществами обладает классно-урочная система обучения в сравнении с другими?

3. Как использует учитель на уроке фронтальные групповые и индивидуальные формы обучения?

4. Дайте характеристику современных форм обучения.

2.

1. Тестиро-
вание.

2. Контроль присутствия на занятии.

2

4

Раздел 3,

Тема 2

Сущность понятия «метод», «прием» обучения.

Выбор методов обучения.

Классификация методов обучения.

Средства обучения.

2

Вопросы и задания:

Раскройте сущность понятия «прием» и «метод» обучения.

От чего зависит выбор методов обучения?

Как использует на уроке учитель словесные, практические и наглядные методы?

Как связаны между собой методы и средства?

2

1. Тести-
рование.

2. Контроль присутствия на занятии.

2

4

Раздел 3,

Тема 4

Занятие 4

2

Подготовка к практическому занятию по плану:

Сущность понятий «метод», «прием» обучения.

Критерии выбора метода обучения в связи с целями условиями обучения.

Классификация методов обучения.

Характеристика словесных, наглядных и практических методов.

Характеристика репродуктивного, проблемного изложения знаний, частично-поискового, исследовательского методов.

Составить

1. Тезаурус по теме

методы обучения.

  1. Конспект: Саранцев Г.И. Метод обучения как категория методики преподавания // Педагогика. - 1998. - № 1. - С. 28-34.

2

1. Проверка конспектов.

2. Опрос.

3. Тестиро-
вание.

4. Контроль присутствия на занятии.

2

4

Раздел 3,

Тема 4

Занятие 5

2

Подготовка к практическому занятию по плану:

Урок как целостная система.

Типология и структура уроков.

Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.

Требования к современному уроку.

Подготовка учителя к уроку.

Нетрадиционные уроки, их характеристика.

Составить тезисы по статье Саранцев Г.И. Дидактические аспекты исследования урока в школе // Педагогика. - 2006. - № 1. - С. 32-39.

2

1. Проверка конспектов.

2. Опрос.

3. Тестиро-
вание.

4. Контроль присутствия на занятии.

2

4

Раздел 3,

Тема 5

Занятие 6

2

Подготовка к лабораторно-практическому занятию по плану:

1. Проверка теоретических знаний. Понятие самостоятельной работы, ее роль в усвоении знаний учащимися.

Виды самостоятельных работ, их характеристика.

Рабочее руководство самостоятельной работой учащихся.

Методика подготовки и организации самостоятельной работы учащихся на уроке.

2. Разработка самостоятельных заданий для учащихся при изучении конкретной темы (история).

3. Составление рекомендаций по организации самостоятельной работы в домашних условиях (история).

2

1. Проверка конспектов.

2. Опрос.

3. Проверка выполнения заданий.

4. Контроль присутствия на занятии.

2

4

Раздел 6,

Тема 1

Понятие о модели и концепции обучения. Анализ основных концепций современной системы обучения: концепции, ориентированные на психическое развитие (Л.В. Занков, В.В. Давыдов-Д.Б. Эльконин); концепции личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская). Проблемное обучение. Программированное обучение.

2

Задание:

Проведите анализ предложенных концепций, по следующим критериям:

  1. Сильные стороны.

  2. Слабые стороны.

  3. Возможности.

  4. Угрозы.

2

1. Проверка конспектов.

2. Опрос.

3. Проверка выполнения заданий.

4. Контроль присутствия на занятии.

2

8

Раздел 6,

Тема 2, 3

Основные понятия педагогической инноватики (новое, новшество, инновация, нововведение, инновационный процесс). Инновации в образовании. Структура инновационного процесса. Типы нововведений в школе.

2

Занятие 7

2

Вопросы и задания:

1. Что означает термин «инновационные процессы» в образовании?

2. Дайте характеристику основных критериев внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс.

3. Какие существуют типы нововведений в школе.

4

1. Проверка конспектов.

2. Опрос.

3. Проверка выполнения заданий.

4. Контроль присутствия на занятии.

2

8

Раздел 4,

Тема 4

Занятие 8

4

Подготовка к занятию по плану:

1. Понятие авторская школа.

2. Характеристика авторских школ (школа адаптирующей педагогики Ямбурга; модель «Русская школа»; школа самоопределения А.Н. Тубельского; школа-парк М.А. Балабана; агрошкола А.А. Католикова, школа Завтрашнего Дня Д. Ховарда и др.).

4

1. Проверка конспектов.

2. Опрос.

3. Проверка выполнения заданий.

4. Контроль присутствия на занятии.


Таблица 2

1.1.5. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины теория литературы Бийск 2008

    Учебно-методический комплекс
    1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (выписка из ГОСа по специальности): Специфика литературы как вида искусства. Основные функции литературы.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины: методические рекомендации для преподавателей / Сост.: Н.А. Кочергина, Бийский пед. гос.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика воспитания» Бийск

    Учебно-методический комплекс
    П 24 Педагогика [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика воспитания» / Автор-составитель: Е.П. Шабалина; Бийский пед. гос. ун-т им.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (55)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» / Сост.: А.Ю. Лахтин; Бийский пед. гос.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (41)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория и методика обучения русскому языку [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.И. Чиркова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..