Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится апреля 2009 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.02. по защите докторских и кандидатских диссертаций (с...полностью>>
'Документ'
Эрнест Мах, как упоминалось ранее, был первым, кто ввел понятие «мысленный эксперимент». Он сделал это, оценивая работы Галилея. Мах охарактеризовал ...полностью>>
'Программа дисциплины'
- знать основные понятия и положения предпринимательского права как отрасли права, все основные положения гражданского кодекса и основные федеральные...полностью>>
'Доклад'
В рамках секции «Проблемы музыкального исполнительства и педагогики XX столетия» представлено семь докладов, где довольно подробно и широко было раск...полностью>>

Методические рекомендации для педагогов доу по ознакомлению старших дошкольников с государственными символами

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СП ДО ОМЦ Казакова И. А., руководитель

Методические рекомендации

для педагогов ДОУ

по ознакомлению старших дошкольников

с государственными символами

Российской Федерации.

Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан.

М. Монтень

Взяв за основу документы: Указ «О дне Государственного флага Российской Федерации», Указ «О Знамени Победы», Федеральный конституционный закон о Государственном флаге Российской Федерации, Федеральный конституционный закон о Государственном гимне Российской Федерации, а так же опираясь на «Программу воспитания в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, воспитатели должны дать старшим дошкольникам следующие знания:

  1. О гимне Российской Федерации.

Гимн России – это самая главная и торжественная песня нашей страны:

  • утро нашей Родины начинается с гимна;

  • Гимн России прославляет нашу Родину, любовь к ней всех русских людей, дружбу всех народов нашего многонационального государства;

  • Гимн России слушают стоя, этим самым русские люди проявляют уважение к Гимну, как символу нашей Родины и любви к ней;

  • когда звучит Гимн России, то мужчины и мальчики снимают головные уборы – это тоже дань уважения к главной песне нашей страны;

  • Гимн звучит в особо торжественных случаях: на конференциях, при открытии и закрытии торжественных собраниях, торжественных концертах, военных парадах, в честь лучших людей труда, при открытии и закрытии спортивных Олимпиад, в честь спортсменов – победителей, при вручении им наград, при вручении наград городам – героям, передовым предприятиям страны, при открытии памятников и памятных знаков.

  1. О государственном флаге Российской Федерации:

  • Старшие дети дошкольного возраста ещё не заучивают текст гимна и не поют его, однако они должны узнавать его и знать, что гимн звучит в особо торжественных случаях;

  • В настоящее время чаще всего используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество;

  • Флаг Российской Федерации олицетворяет независимость, величие и честь нашей Родины;

  • Свой флаг со своими отличительными знаками (символами) имеет каждое государство;

  • В период Великой Отечественной войны бойцы с флагом в руках шли в бой, и, очищая страну от фашистских захватчиков, водружали флаг на самом видном месте. Этим самым показывали, что данный город, село, деревня, территория, временно оккупированные врагом, отбиты и освобождены от врагов.

Осуществляя работу по ознакомлению детей с символами Российской Федерации, воспитатель учитывает следующее:

  • особенности возраста и развития старших дошкольников,

  • своеобразие их умственной деятельности,

  • эмоциональной сферы,

  • восприятия,

  • глубину и обострённость первых впечатлений,

  • проявляющуюся в этот период способность к абстрагированию,

  • чувственное восприятие,

  • эмоционально – образное мышление, его конкретность и образность,

  • любознательность и стремление к новизне.

Нельзя также не учитывать недостаточную сформированность у ребёнка дошкольного возраста понимания социальных явлений, «чувства истории», знакомство с символами, осуществляемое впервые и требующее от детей отвлечённого мышления. Всё это обязывает воспитателя выбирать наиболее доходчивые формулировки объяснений, применять целый комплекс методов и приёмов, которые бы стимулировали детский интерес, мыслительную активность, эмоциональное восприятие.

Ознакомление дошкольников с символами Российской Федерации должно осуществляться в тесной взаимосвязи с патриотическим воспитанием и основываться на зримых, жизненных, ярких примерах, а также на фактах и событиях современности.


Ознакомление детей с государственными символами Российской Федерации осуществляется на занятиях, целевых прогулках, экскурсиях по родному городу, в процессе наблюдений за окружающим и в повседневной жизни. В такие дни, когда страна готовится и отмечает международные праздники, на детских утренниках в детском саду, при проведении тематических вечеров, развлечений, а также в разнообразной самостоятельной детской деятельности.

Только благодаря целому комплексу воздействий, выбору наиболее эффективных методов и приёмов, учитывающих специфику данной проблемы и особенностей возраста, педагог может рассчитывать на успех работы с детьми в формировании у них осмысленного, уважительного отношения к символам Российского государства.

Учитывая сказанное выше можно считать наиболее оправданными следующие методы и приёмы в работе с детьми в воспитании у них уважения к государственным символам – Гимну, Гербу, Флагу Российской Федерации:

  • показ дошкольникам государственных символов России в сочетании с рассказом и объяснением главной идеи, заложенной в них;

  • целевые прогулки и экскурсии;

  • беседы воспитателя с детьми о том, где и когда звучит Гимн России, вывешивают флаги России.

  • чтение детской художественной литературы, стихотворений, раскрывающих детям отношение людей государственному Гимну и Флагу России;

  • рассматривание иллюстраций с изображением флага России, а также предметов в натуре, на которых изображён герб Российской Федерации. Например, на обложках паспорта, свидетельстве о рождении, марках, знаках, правительственных наградах (при встречах с ветеранами войны и труда и т. п.) в сочетании с пояснительным словом воспитателя;

  • использование картин, диафильмов, открыток, иллюстраций (в т.ч. в периодической печати), которые применяются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с родным городом, а также вне занятий;

  • слушание Гимна Российской Федерации в сочетании с предварительным объяснением воспитателя или музыкального руководителя о том, как должны вести себя дети (слушать стоя, спокойно стоять, мальчики снимают головные уборы);

  • объяснение детям идей Государственного гимна Российской Федерации;

  • привлечение внимания детей к символам нашего государства в окружающей жизни, а также приобщении их к отдельным, наиболее доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям, отражающим отношение русских людей к государственным символам Российской Федерации (например, привлекают внимание детей к тому, что в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов – победителей звучит Государственный гимн Российской Федерации и поднимают флаг России). Эти сведения хорошо сообщать детям, опираясь на их непосредственные впечатления от просмотренных телевизионных передач, прогулок по праздничному городу и т. п.;

  • при ознакомлении дошкольников с Государственными символами Российской Федерации можно использовать приём сравнения (например, предложить детям сравнить Государственный флаг Российской Федерации и флаг одного из государства ближнего зарубежья или Герб Российской Федерации с гербом государства ближнего зарубежья). Это даёт возможность ребёнку более чётко увидеть детали и, следовательно, осмыслить суть символики. Очень важно, чтобы при этом ребёнок активно думал, воспринимая преподносимый материал.

  • побуждать детей обращаться с вопросами к воспитателю;

  • приёмы, вызывающие у детей положительные эмоции (игровые, использование дидактических игр, загадок, музыкальных и художественных произведений, песен и стихотворений) и поэтому способствующие повышению интереса и углублению восприятия нового материала;

  • побуждение детей к различной самостоятельной деятельности, в которой они отражают имеющиеся у них знания и впечатления, связанные с отображением Государственных символов (в играх, пении песен, чтении стихов, рисовании и др.)

Ознакомление старших дошкольников с государственными символами – гимном, флагом, гербом России – воспитатель должен рассматривать как составную часть формирования у них начал патриотизма. А это обязывает воспитателей помнить о взаимосвязи различных средств и методов воспитания, направленных на формирование личности.

Воспитатель должен учитывать, что:

  • Знакомство с символикой требует от детей абстрактного мышления (которое, как известно, даже у старших дошкольников ещё недостаточно сформировано) и потому должен не допускать перегруженности занятия новым материалом;

  • Цель ознакомления дошкольников с государственными символами – донести их идейный смысл до детей (что требует неторопливого и обстоятельного разговора с воспитанниками!);

  • Ознакомление детей с государственными символами организуется как составная часть занятия по ознакомлению с окружающим.


Воспитание уважения к Государственным символам России и связанными с ними ритуалами, должны проникать во все сферы жизни детей в детском саду, пронизывать весь процесс воспитания.

  1. В книжном уголке символика, с которой знакомят детей, должна находить своё отражение. Так, рассматривая с детьми в книжном уголке Герб России, дети вместе с воспитателем ещё раз уточняют и переосмысливают идейный смысл его элементов. С группой детей воспитатель беседует и задаёт вопросы: о чём рассказывает наш Герб? Как слушают и поют гимн России? Когда исполняется Гимн России? и т. п.

Так, в непринуждённой обстановке, воспитатель имеет возможность выявить насколько осмысленно дети усвоили идейный смысл Государственных символов. Попутно он уточняет то, что отдельными детьми ещё недопонято. Такая работа в книжном уголке является продолжением работы, проводимой с детьми на занятиях и других плановых мероприятиях – экскурсиях, праздничных утренников и др.

В книжном уголке целесообразно вместе с детьми подобрать и рассмотреть почтовые марки, значки, открытки с изображением Государственного герба Российской Федерации, Москвы праздничной, парада на Красной площади.

  1. Работа по знакомству детей с символикой страны находит отражение в разнообразных видах деятельности детей: дети рисуют, передавая в рисунках полученные ранее впечатления. Темы «Салют на Красной площади», «Наша улица в праздничные дни», «Парад на Красной площади» находят своё отражение на занятиях аппликацией, сюжетных играх таких как, «Праздничный концерт», «Экскурсия по праздничной Москве» и др.

  2. Задача воспитателя – направлять самостоятельную деятельность детей так, чтобы они отражали имеющиеся знания и уважительное отношение к государственным символам, побуждать их обмениваться впечатлениями об окружающей жизни, общественных событиях страны. Воспитатель поддерживает инициативу отдельных детей играть в игры, рисовать, лепить, вести разговоры на темы, имеющие общественную направленность и оказывающие влияние на социализацию личности.

  3. Знакомство старших дошкольников с государственной символикой нашей страны, воспитания у них гордости и уважения к ним осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей. От воспитателя требуется, чтобы он ввёл родителей в курс проводимой работы с детьми в детском саду. Он раскрывает им социальную её значимость, подчёркивает её роль в нравственно – патриотическом воспитании, становлении личности как гражданина России.

В преддверии праздников воспитатель рекомендует родителям провести экскурсию с ребёнком по праздничному городу, показать праздничный салют, в дни праздника посмотреть военный парад, как во время торжественных заседаний, на открытии Олимпиад, вручению спортсменам наград взрослые слушают Гимн России.

Воспитатель заостряет внимание родителей на необходимость показывать ребёнку государственные символы, встречающиеся в жизни.

Благодаря целенаправленной воспитательной работе, целому комплексу воздействий, педагог решает главную задачу – учит детей понимать идейный смысл государственных символов, подводит их к обобщению: русские люди, отдавая почести символам нашего государства, тем самым проявляют любовь и уважение к своей Родине.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для воспитателей доу подготовила заместитель заведующей по воспитательной работе О. А. Черствая

    Методические рекомендации
    Первой ступенью организации экологического образования детей должно и может стать дошкольное образовательное учреждение, так как именно в дошкольном возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красками, звуками,
  2. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей (3)

    Методические рекомендации
    Коррекция основных компонентов языковой системы у детей с нарушениями речи: Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей – г.
  3. Рекомендации по организации работы с родителями старших дошкольников по соблюдению прав ребенка Введение

    Документ
    Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей.
  4. Методические материалы для педагогов-психологов Курган 2007

    Методические рекомендации
    Настоящие методические материалы включают описание разнообразных техник и приемов активной групповой работы, направленных на коррекцию и оптимизацию взаимоотношений родителей и детей разного возраста.
  5. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста измерению объемов сыпучих и жидких веществ с помощью условной меры. Формирование представлений старших дошкольников о массе и способах ее измерения

    Документ
    Современные дидактические средства математического развития дошкольников: значение и место в образовательном процессе (на примере развивающих игр, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера и др.

Другие похожие документы..