Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
1. Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных искусственно созда...полностью>>
'Документ'
Термін "інновація" означає оновлення процесу навчання, який спирається, головним чином, на внутрішні фактори. Запозичення цього терміна пов...полностью>>
'Диплом'
МАГИСТРАТУРА является высшей ступенью высшего профессионального образования и осуществляется в соответствии с "Положением о магистерской подгото...полностью>>
'Методические указания'
Курсовая работа: метод. указ. для студентов экон. ф-та спец. «Экономическая теория»/ сост. М.Е. Чепурных, Ю.К. Перский; Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2008...полностью>>

Www kursach com Содержание

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Зарождения книгопечатания в Европе и развития гравюры в XV – начале XVI вв……………………………………………………………………...7

1.1. Биография и издательская деятельность Франциска Скорины……………...7

1.2. Зарождения книгопечатания в Европе……………………………………….13

1.3. История развития гравюры и основные мастера XV – начала XVI вв……..19

1.4. Влияние западноевропейской культуры на гравюры Франциска Скорины……………………………………………………………………………23

Глава 2. Европейская материальная культура и быт конца XV – XVI ст....30

2.1 Общие тенденции развития науки и техники……………………………….30

2.2 Общие тенденции экономического развития и их влияние на материальную культуру……………………………………………………………………………40

2.3 Европейский костюм, как яркое выражение основных тенденций развития материальной культуры…………………………………………………………..45

Глава 3. Материальная культура белорусов в конце XV – первой половине XVI в. на основе изучения гравюр Франциска Скорины…………………………….56

Заключение………………………………………………………………….…….70

Литература…………………………………………………………………………73

Приложения………………………………………………………………………..76

Введение

Изучение материальной культуры белорусов одна из сложных задач в современной исторической науке. Сложность изучения данной проблемы в том, что исследователи опираются на малый круг источников. Можно выделить три вида источников по изучению материальной культуры конца XV - XVI вв.: письменные, археологические и иллюстративные.

  • К письменным источникам можно отнести различного рода инвентари – описание магнатских усадеб.

  • К археологическим – находки с поселений данного периода.

  • К иллюстративным бытовавший в тот период сарматский портрет и другие виды иллюстраций.

Гравюры Франциска Скорины также несомненно являются иллюстративным источником по изучению материальной культуры конца XV - XVI вв.

Главной целью дипломной работы явилось изучение гравюр Франциска Скорины, как источника по материальной культуре конца XV - XVI вв. Исходя из цели, можно выделить задачи, которые необходимо решить при написании данной работы:

  • Охарактеризовать зарождение книгопечатания и влияние ее на развитие гравюры.

  • Проследить жизненный путь Ф. Скорины и влияние на его книгоиздательскую деятельность европейской культуры

  • Описать развитие европейской материальной культуры и быта конца XV - XVI вв.

  • Исследовать материальную культуру белорусов конца XV - XVI вв. на основе гравюр Ф. Скорины.

Исследование гравюр Ф. Скорины длится уже много столетий. Высокий уровень типографско-художественного исполнения скорининских изданий и особенности их иллюстраций привлекали к себе внимание ученых уже в XVIII веке. Однако они в основном ограничивались беглыми замечаниями или упоминаниями отдель­ных гравюр, лаконичной характеристикой книг Скорины.

В XIX веке описание изданий Скорины продолжено B.C. Сопиковым, П.М.Строевым, В.М.Ундольским, И.П.Каратаевым, А.И. Миловидовым. Они также говорят о „резаных на дереве картин­ках". И.М. Снегирев, П.М. Строев, а позже И. П. Сахаров репроду­цировали отдельные гравюры. Новое слово сказал П.В.Владими­ров, который в монографии о Скорине дал описание гравюр и указал на их связи с немецкой иллюстрацией.

В 70-е годы XIX века к русской гравюре обращается Д. А. Ровинский.

Все самое ценное, что было сказано о графике Скорины дорево­люционными авторами, принадлежит, бесспорно, В.В.Стасову. Ре­цензируя рукописный труд Ровинского „Русские граверы и их про­изведения...", он остановился „на изданиях доктора Скорины с гравюрами, играющими важную роль в ряде славянских произведе­ний ксилографического искусства". Лаконичные, но меткие заме­чания Стасова о скорининских гравюрах и сегодня удивляют своей проницательностью. Никто из дореволюционных исследователей не смог так глубоко увидеть их своеобразие, оценить художествен­ные достоинства. Многие его наблюдения и выводы имеют принци­пиальное значение и не утратили научной ценности и сегодня.

Из белорусских советских авторов необходимо прежде всего на­звать Н.Н. Щекотихина, написавшего первую специальную статью о гравюрах книг Скорины. В ней даны их описания и классифика­ция. Щекотихин связывал эти гравюры с чешской школой гравиро­вания. В то же время он отметил художественную самобытность ряда иллюстраций и решительно не соглашался с П. В. Владимиро­вым по вопросу об их немецком происхождении.

В 1972 году Л. Т. Баразна посвятил гравюрам Скорины отдельное издание. Значение публикации велико, ибо она дала возможность более пристально изучить произведения просветителя. К сожале­нию, интересный и важный материал, представленный в альбоме, плохо атрибуирован, гравюры в нем даже не описаны. Предлага­емая Баразной классификация, как и суждения об авторстве иллю­страций, произвольна. Эти и другие недостатки вступительной ста­тьи к альбому отмечены рецензентами.

В 1979 году Е.Л. Немировский впервые опубликовал орнамен­тику и инициалы скорининской Библии.

Среди других ученых, обращавшихся к графике Скорины, назо­вем А. И. Некрасова, Е. И. Кацпржак, А. А. Сидорова, А. С. Мыльни­кова, А. И. Анушкина, Л. И. Владимироваса, В. В. Чепко, Г.Я. Голенченко, В.Ф. Шматова и др.

Отдельные проблемы книжного искусства (шрифт, полиграфи­ческая организация текста, полиграфическая техника и др.) бело­русского просветителя с большей или меньшей полнотой осве­щены в статьях энциклопедического справочника „Франциск Скорина и его время".

На современном этапе большая роль в изучении гравюр Ф. Скорины принадлежит В.Ф. Шматову, Г.Я. Голенченко и другим.

Таким образом, иллюстрированные скорининские издания уче­ным известны давно. Все гравюры уже, вероятно, зарегистриро­ваны (вместе с вариантами, повторениями и т.д.), в целом нет раз­личного мнения об их художественном уровне - исследователи признают его достаточно высоким.

Вместе с тем считать искусство книг Скорины хорошо изучен­ным едва ли возможно. Его издания, их типографско-художественные особенности, иллюстрации и орнаментика и ныне принадле­жат к одному из самых загадочных явлений белорусского и в целом восточнославянского книжного искусства и ставят перед ис­следователями немало острых, интересных и важных проблем. Своеобразное, новаторское художественное оформление книг Ско­рины изучено гораздо слабее, нежели издания Швайпольта Фиоля, Макария, Божидара и Виченцо Вуковичей, Ивана Федорова и Пе­тра Тимофеева Мстиславца.

Многие важные вопросы скорининской графики искусствоведами даже не ставились, тем более не решалась проблема комплексного изучения изданий про­светителя, например, как источника по материальной культуре.

Не затрагиваются гравюры Ф. Скорины и в работах исследователей по материальной культуре.

При написании дипломной работы мною исследован широкий спектр литературы по гравюрам Ф. Скорины. По истории европейской материальной культуры таких авторов как: М. Н. Мерцалова, А. Л. Ястребицкая, Е. В. Киреева, Ф. Комиссаржевский и других. По истории материальной культуры белорусов: Л. А. Молчанова, Д. Л. Похилевич и других. Важную информацию я почерпнула также с Интернет-сайтов, наиболее ценным из которых оказался сервер «Белорусская виртуальная библиотека www.library.by», содержащий многочисленные материалы по исследуемой теме.

Глава 1. Зарождения книгопечатания в Европе и развития гравюры в XV – начале XVI вв.

1.1. Биография и издательская деятельность Франциска Скорины

Франциск Скорина – выдающийся деятель белорусской культуры XVI в., основатель белорусского и восточнославянского книгопечатания, разносторонняя деятельность которого имела общеславянское значение. Ученый, писатель, переводчик и художник, доктор философии и медицины, гуманист и просветитель Франциск Скорина оказал значительное воздействие на развитие многих сфер белорусской культуры. Его книгоиздательская деятельность отвечала требованиями времени и широких слоев белорусского населения и, вместе с тем, выражала глубокое органическое единство всей восточнославянской культуры, которая была неотъемлемой частью духовной сокровищницы всех европейских народов.

Франциск Скорина родился в Полоцке. Точная дата его рождения неизвестна. Предполагают, что он родился около 1490 г. Предположение это опирается на существование в те времена обычая отдавать на учебу в университеты мальчиков, как правило, в возрасте 14 – 15 лет. Но на возраст школяра руководство университетов не особенно обращало внимание; год рождения не записывался, т.к. не имел, очевидно, существенного значения. Не исключено, что Ф. Скорина был студентом – переростком. Возможно, отсюда и берет начало исключительная серьезность, с которой он относился к учебе, а позднее и к культурной и научной деятельности.1

Предполагают, что первоначальное образование Ф. Скорина получил в доме родителей, здесь научился читать по Псалтыри и писать кирилловскими буквами. От родителей он перенял любовь и уважение к родному Полоцку, название, которое позднее всегда подкреплял эпитетом «славный», привык гордиться людьми «посполитыми», народом «языка русского», а затем пришел к мысли дать соплеменникам свет знаний, приобщить их к культурной жизни Европы. Чтобы заняться наукой, Ф. Скорине потребовалось освоить латынь – тогдашний язык науки. Поэтому есть основание предполагать, что он должен был определенное время учиться в школе при одном из католических костелов в Полоцке или в Вильно. В 1504 г. любознательный и предприимчивый полочанин отправляется в Краков, поступает в университет, где штудирует так называемые свободные науки, а через 2 года (в 1506) получает первую ученую степень бакалавра. Чтобы продолжать учебу, Ф. Скорине необходимо было получить еще и степень магистра искусств. Это он мог сделать в Краковском или в каком-либо ином университете (точных сведений не обнаружено). Степень магистра вольных искусств давала право Ф. Скорине поступать на самые престижные факультеты университетов Европы, которыми считались медицинский и теологический. Это образование уже позволяло получить должность, которая обеспечила ему спокойную жизнь. Предполагают, что около 1508 Ф. Скорина временно служил секретарем у датского короля. В 1512 он уже в итальянском городе Падуе, университет которого славился не только медицинским факультетом, но и как школа ученых-гуманистов. На заседании медицинской коллегии университета в костеле святого Урбана было принято постановление о допуске бедного, но способного и образованного русина Франциска Скорину к экзамену на получение ученой степени доктора лекарских наук. Два дня в диспутах с выдающимися учеными защищал Ф. Скорина свои научные тезисы и 9.11.1512 единогласно был признан достойным высокого звания ученого-медика. Это явилось знаменательным событием в его жизни и в истории культуры Белоруссии – купеческий сын из Полоцка подтвердил, что способности и призвание более ценны, чем аристократическое происхождение. Он хотя и бедный, но способный, настойчивый и деловитый, он тот, кто своим трудом, волей преодолел трудности и поднялся до вершин средневековой образованности.2

После ученого триумфа сведения о Ф. Скорине снова теряются на целых 5 лет. Где-то между 1512 и 1517 Ф. Скорина появляется в Праге, где с времен гуситского движения существовала традиция использования библейских книг в формировании общественного сознания, установлении более справедливого общества и воспитании людей в патриотическом духе. Высказывают гипотезу, что Ф. Скорина еще после завершения обучения в Краковском университете мог жить и продолжать учебу в Праге. Ведь для перевода и издания Библии ему необходимо было познакомиться не только с чешской библеистикой, но и основательно изучить чешский язык. Поэтому избрать Прагу местом для организации книгопечатания мог только тот, кто знал ее научно-издательскую среду. В Праге Ф. Скорина заказывает печатное оборудование, приступает к переводу и комментированию книг Библии. Образованный и деловитый полочанин положил начало белорусскому и восточнославянскому книгопечатанию.3

Следующий раз его имя отыщется на страницах старой печатной книги. 6 августа 1517 года в Праге вышла в свет славянская "Псалтырь", в предисловии к которой сказано: "... Я Франциск Скорина сын с Полоцка, в лекарских науках доктор, повелел есми Псалтырю тиснути русскими словами, а словенским языком..."4 Так началась издательская деятельность великого белорусского просветителя.

Франциск Скорина работал в Праге немногим более двух лет и за это время выпустил еще 19 книг. Все это - отдельные книги Библии переведенные на славянский язык белорусской редакции.

В конце 1519 года пражская типография Скорины прекращает деятельность и три года спустя его издательская деятельность возобновляется в Вильне - столице Великого княжества Литовского. Здесь он издает за период 1522-1525 годов три книги объемом 780 печатных листов.
После марта 1525 года о его издательской деятельности больше ни чего не известно.

Таким образом на "Апостоле" (1525 год) печатный станок в доме виленского купца Якуба Бабича, где работал первопечатник, "замолкает", хотя еще с десяток лет Скорина так или иначе будет связан со столицей Великого княжества Литовского.

В конце двадцатых годов XVI века Скорина живет в Вилне. Об этом говорит документ, повествующий, что в 1526 году "почтенный муж Франциск, доктор медицины" выступал свидетелем при сделке между епископом Яном и слуцким князем Юрием Семеновичем.

Вскоре Скорина женился. Избранницей его стала Маргарита, вдова "радцы" - члена виленского магистрата Юрия Одверника. Это известно из акта 1529 года о судебном процессе. Предметом спора служил "дом в месте Виленском, который лежит на рынку", полученный Маргаритой по наследству.5

Весной 1530 года Скорина совершает краткое путешествие в соседний Кролевец (Кенигсберг), испытав в одночасье и милость, и гнев прусского герцога Альбрехта Гогенцолерна старшего. В начале верховный правитель Пруссии выразил восхищение интеллектуальными способностями "выдающегося, большой учености мужа, Франциска Скорины из Полоцка, доктора изящных искусств и медицины", что и подтвердил в рекомендательном письме к виленскому воеводе Гаштольду от 16 мая 1530 года. Но в другом послании тому же адресату (26 мая 1530 года) герцог, не скрывая раздражения Скориной, требует возвращения в Кенигсберг "тайно" увезенных гостем из Вильны двух человек из герцогского окружения: иудея-лекаря и печатника.

В начале июля 1529 года умерает брат Франциска - Иван, торговавший кожей. Наследство оценили в немалую сумму, однако были и долги. В дело Ивана вложила свои личные средства Маргарита. Скорина выезжает в Познань, где жил брат, чтобы чтобы постараться вернуть деньги жены.

Познаньский суд сначала признал справедливость притензий и постановил передать Скорине часть имущества умершего брата. Тем временем кредиторы Ивана добиваются объявления Франциска наследником брата и следовательно, его долгов. 5-го февраля 1532 года Скорину арестовали, обвинив его в неуплате долгов. Из познаньской тюрьмы Франциск Скорина вышел спустя восемь недель (по другим данным Скорина провел в тюрьме четыре месяца), благодаря племяннику Роману, который добился аудиенции у короля Сигизмунда. Несколько месяцев спустя польский король выдал Скорине грамоту, защищавшую его от своеволия воевод и старост. Дело о наследстве Ивана тянулось до 1535 года, но Франциска в Познани уже не было...6

Безусловно тяжбы и конфликты, смерть жены и брата стоили немало сил и отнюдь не способствовали главному приванию гуманиста-просветителя. Ни со всем ли этим связан его уже безвозвратный отъезд в далекую Чехию? Человек обессмертивший творческим подвигом себя и свой народ, принимая приглашение императора Фердинанда, где в ту пору создавался один из первых в Европе ботанических садов, вдруг оказывается в положении, деликатно говоря, довольно странном. Он вынужден выслушивать нарекания за неполадки в хозяйстве, за медленное дозревание фруктов для стола верховного властелина. Выдержка из письма короля Фердинанда I в чешскую канцелярию (4 июля 1538 г.) говорит сама за себя: "А что до мастера Франциско, нашего садовника в Праге, что он с малым прилежанием выполняет работы по саду, которые он должен выполнять посвоей должности, то наше приказани, что бы вы от нашего имени с усердием и серьезностью проследили за ним..." Год спустя в очередном документе на имя короля сообщается о том, что с садовником Франтишком произведен расчет... Все говорит за то, что это Франциск Скорина. Об этом свидетельствует документ датированный 29-ым декабрем 1552 года, в котором речь идет о наследстве оставленном садовником названным "Франциск Рус Скорина с Полоцка". За наследством в Прагу приезжает сын Скорины Семеон. Однако датой смерти считается гораздо более ранняя - около 1540 года. В одной из пражских хроник, рассказывающих о страшном пожаре 1541 года, среди погибших упомянут мальчик Франциск, сын покойного доктора Руса... Трудно предположить, что в Праге в ту пору работали два доктора, приехавших с Руси7.

1.2. Зарождения книгопечатания в Европе

Начало книгопечатания – великий водораздел в истории культуры. “История ума представляет две главные эпохи, – говорил русский писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин, – изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир...”. Полиграфическая техника выводит книгу из тупика уникальности. Да и не только книгу! Джотто, Мантенья, Боттичелли – кто знал бы имена этих художников, если бы созданные ими полотна оставались в Уффици или Лувре и не были размножены в тысячах и миллионах копий?8

В истории всякого изобретения, в том числе и книгопечатания, необходимо различать два существенных этапа. Первый из них – появление технической идеи, решающей поставленную производством задачу и устраняющей некоторый комплекс противоречий. Второй – внедрение изобретения в производство. Оба этапа могут совпадать, но могут зачастую отстоять друг от друга на весьма значительный срок. Техническая идея нередко опережает реально складывающиеся производственные потребности и возможности. История техники знает немало преждевременных изобретений, неожиданных и непонятных для современников. Причина в том, что появление новой технической идеи в принципе не зависит от уровня производства. Первенствует логика технического развития, некоторая сумма исходных данных, полученных в процессе предшествующего пути человечества и преломленных в сознании первооткрывателя. Внедрение же изобретения в практику непосредственно определяется законами развития производства и производственных отношений.

Техническая идея, лежащая в основе книгопечатания, появилась задолго до того, как сложилась реальная потребность в нем. Возникла идея на Дальнем Востоке – там, где иероглифическая система письма не позволяла выявить основные преимущества наборной формы. Ни в Китае, ни в Корее реальных экономических предпосылок для распространения и развития книгопечатания не было. Поэтому идее пришлось ждать 400 лет, прежде чем ее познали или заново сформулировали в Европе. Здесь к середине XV в. сложились благоприятные условия для внедрения новой техники в производство9.

Мало было вытащить из небытия плодотворную идею и “открыть ее людям” – этим в ту пору занимались многие: и голландец Лауренс Янсзоон Костер, и итальянец Памфилио Кастальди, и чех Прокопий Вальдфогель... Пропаганда нового способа воспроизведения информации в середине XV в., да и много позднее, была делом нелегким и небезопасным. Все упомянутые выше новаторы занимались этим не за страх, а за совесть, и памятники, поставленные им в разных городах Европы, они заслужили.

Однако, чтобы идея завоевала признание и вошла в производство, нужно было облечь ее в реальные технические формы. Это и сделал немецкий новатор Иоганн Гутенберг (ок. 1399–1468). Ему не следует приписывать ни изобретение печатного процесса, существовавшего еще в античном мире, ни создание наборной формы, предложенной в XI в. китайцем Би Шеном, ни даже конструирование отливной формы или типографского станка. Вместе с тем он с полным правом носит звание изобретателя книгопечатания. Ибо книгопечатание, как технический феномен, представляет собой идею красочного оттискивания с наборной формы, помноженную на совокупность десятков и сотен практических решений задач, возникающих в процессе реализации первичной идеи. Предложенные Гутенбергом решения были столь совершенны, а массовый спрос на книгу – столь большим, что в самый кратчайший срок, еще при жизни изобретателя, книгопечатание овладело умами и вышло на широкий простор всеобщего признания.

Жизненный путь Иоганна Гутенберга известен нам по немногим сохранившимся в архивах документам. Будущий изобретатель родился в Майнце около 1399 г. Недавними исследованиями установлено, что учился он скорее всего в Эрфуртском университете. В 1434 г. мы встречаем будущего изобретателя в Страсбурге. Здесь в конце 1439 г. Гутенберг судится с двумя страсбуржцами – Йоргом и Клаусом Дритценами. Их брат Андрей был компаньоном Гутенберга по реализации какого-то изобретения. Когда он неожиданно скончался, братья стали домогаться, чтобы их приняли в дело и раскрыли тайну открытия. Гутенберг этого сделать не хотел и предпочитал вернуть пай Дритцена. О каком изобретении идет речь? В документах судебного процесса сказано об изготовлении зеркал. Но вместе с тем упоминается какой-то пресс и формы из свинца; пресс был изготовлен столяром Конрадом Заспахом. Ювелир Ганс Дюнне, выступавший свидетелем, рассказал, что он получил у Гутенберга 100 гульденов за то, “что относится к печатанию”10.

Не исключено, что в Страсбурге и были предприняты первые опыты книгопечатания. Отметим, что ни на одном из ранних произведений типографского станка – от листовок-однолисток до многостраничной Библии – нет ни имени мастера, ни указаний на место и время издания. Принадлежность их Гутенбергу, установленная путем длительных и остроумных умозаключений, остается гипотетической.

В 40-х и 50-х гг. XV в. из первой типографии выходит много брошюр и листовок. Эти календари и учебные пособия, которые иногда относят к более позднему времени и приписывают ученику изобретателя, быстро зачитывались и в полном виде неизвестны. Мы знаем о них благодаря тому, что попавшие в макулатуру листки пергамена из первых произведений печатного станка, были использованы переплетчиками для подклейки корешков и сторонок переплетных крышек. Оттуда их вот уже в течение двух столетий извлекают историки раннего книгопечатания. Немало фрагментов найдено советскими гутенберговедами. В 1937 г. киевский библиотекарь Борис Иванович Зданевич (1886–1966) обнаружил в переплете латинской Библии 1557 г. 10 листков из неведомого ранее издания Гутенберга “Провинциале Романум” – списка епархий римско-католической церкви. Николай Петрович Киселев (1884–1965) в 1961 г. описал фрагменты нескольких первопечатных учебников, среди которых и “О восьми частях речи” римского грамматика Элия Доната. Учебник этот Иоганн Гутенберг издавал неоднократно. Исследователи различают издания по шрифту и по количеству строк на полосе. Говорят, например, о 26-, 27-, 28-, 30-, 33- и 35-строчных “Донатах”. Среди других небольших первопечатных изданий назовем “Астрономический календарь” на 1448 г. (сейчас его датируют более поздним временем), “Турецкий календарь” на 1455 г., “Турецкую буллу” папы Каликста III от 29 июня 1455 г., различные индульгенции... 11

Крупнейшим изданием Иоганна Гутенберга была Библия, которая по числу строк на странице называется “42-строчной”. В книге 641 лист, или 1282 страницы. Ее обычно переплетали в два тома. Приступая к изданию этой колоссальной книги, Гутенберг взял в долг у богатого майнцского горожанина Иоганна Фуста 800 гульденов. Два года спустя он снова занял такую же сумму. Так как деньги не были возвращены в срок, заимодавец предъявил иск, требуя вернуть долг, который вместе с процентами составлял 2020 гульденов. Постановление суда не сохранилось, но, по-видимому, Гутенбергу пришлось отдать Фусту часть своей типографской мастерской и весь тираж 42-строчной Библии, которая вышла в свет около 1455 г. в Майнце без имени изобретателя. Полиграфическим способом воспроизведен лишь текст. Все элементы художественного убранства – орнаментика на полях, инициалы, киноварные рубрики воспроизведены вручную. Шрифт имитирует рукописный готический почерк. В нем много литер разного начертания для одних и тех же знаков. Всего же шрифт содержит 47 прописных и 243 строчных знака.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Www kursach com Всебелорусское собрание курсовых предмет: История

    Диплом
    В силу того, что Польша во второй половине XIX – начале XX веков была разорвана на части дер­жавами-соседями, польское освободительное движение развива­лось в довольно специфических условиях.
  2. Http://www biblica com/uploads/pdf-files/bibles/japanese/ot/job

    Документ
    В не очень отдалённом будущем в Соединённых Штатах произойдёт самое сильное за всю историю землетрясение. Близится день, когда в этой стране средства массовой информации сообщат об ужасной новости – о самом сильном и разрушительном
  3. Www koob ru

    Документ
    Паблик Рилейшнз сегодня определяется как одна из функций менеджмента организации, — равнозначная по статусу таким функциям как финансовый менеджмент, менеджмент человеческих ресурсов (персонала), менеджмент информационных систем, операционный
  4. Содержание обсе 4

    Документ
    «Kitekinto» (Венгрия), 30.09.2010, Генеральный секретарь – Министр иностранных дел РК К.Саудабаев проинформировал Президента РК об итогах участия в работе Генеральной Ассамблеи ООН 15
  5. Методические рекомендации к проведению итоговой государственной аттестации выпускников факультета по направлениям подготовки 031001 Филология и 031300 Журналистика (структура, содержание и порядок проведения ига)

    Методические рекомендации
    1. Настоящие рекомендации составлены в соответствии с Закономи Российской Федерации «Об образовании» №12-ФЗ от 13 января 1996 г., «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.

Другие похожие документы..