Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Протокол ведения больных «Лейомиома матки» разработан под руководством Департамента развития медицинской помощи и курортного дела Министерства здраво...полностью>>
'Документ'
С.Г. Вавилова, А.С.Шарапова, С.Г. Иващенко «Любознайка». Ю.Е. Антонов и др....полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа дисциплины составлена на основании ФГОС ВПО, утвержденного Министерством образования и науки РФ по направлению подготовки 230400 Ин...полностью>>
'Анкета'
Чи має організація, яку Ви представляєте, досвід громадської діяльності у сфері формування сучасного молодіжного ринку праці, протидії молодіжному бе...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Роль и место преподавателя в системе Россикого образования: материалы 5-й региональной научно-методической конференции, посвященной Году учителя. – В 2-х ч. Ч. 1. – Усть-Илимск: РИО Усть-Илимского филиала Сиб. федер. ун-та, 2010.

Конференция посвящена проблеме интеграции российского образования в мировое образовательное пространство.

В сборник включены материалы, представленные в Редакционно-издательский отдел Усть-Илимского филиала СФУ до 6 февраля 2010 г. Ответственность за точность цитат, имен, названий и иных сведений, а также соблюдение закона об интеллектуальной собственности несут авторы публикаций.

Содержание

Секция 1. РАЗВИТИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ

ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Белянина О. А., Белянин В. Л. Организация самостоятельной работы

студентов как одного из ключевых моментов в современном

образовательном процессе ……………………………………….……….….

Билевич М. С. Роль преподавателя в образовательном процессе …..…

Быченко Т. М. Роль преподавателя в повышении эффективности

экологического образования в вузе …………...……...……………………...

Гильманшина С. И., Камасина А. Р. Естественно-научное образование

будущих педагогов в условиях компетентностного подхода ……………...

Московченко А.Д. Глобальная систематика современных научных

знаний и проблемы высшего технического образования …………………..

Назаров В. Н. Развитие социоприродных систем в условиях интеграции

образовательных процессов ………………………………………………….

Оробей Н. Н., Рафикова О. А. Роль преподавателя: концепции и реалии

Пфаненштиль В. Л. Инновационное образование в России в контексте

глобализации ………………………………………………………………….

Пфаненштиль И. А., Пфаненштиль Л. Н. Роль образования и будущее

России ………………………..………………………………………………...

Рукосуев В. Н. Роль информационно-технологической компетентности

в продуктивности самостоятельной работы современного студента ……..

Рябова Г. В. Портрет успешного современного преподавателя высшей

школы малого города ………………………………………………...……….

Солкина П. А. социальные нормы и их реализация в образовании …….

Сутурин С. Б. интеграция вузовской науки с производством

в ангаро-енисейском регионе: ретроспективный анализ (1960-е – 1980-е гг.)

Хлызова Н. А. формирование личности студента в условиях

современного мира …………………………………………….……………...

Секция 2. технология обучения в современной школе

Алямская О. Н. Развитие познавательного интереса у учащихся через

работу с аутентичным учебным текстом ……………………………………

Анциферова И. В. использование дифференцированного подхода

в организации учебно-воспитательного процесса как фактор повышения

качества образования …………………………………………………….…...

Аюпова С. Д. информационно-коммуникационные технологии

в обучении биологии ………………………………………………………….

Баженова Е. В. содержание работы с педагогами дополнительного

образования ………………………………………………...………………….

Бархатова Е. В. Роль эмоционального интеллекта как личностного

компонента профессионально важных качеств современного учителя …..

Бочкарникова О. М. Интегрированный урок как форма взаимодействия

психолога с педагогом-предметником с целью формирования психологи-

ческой культуры на основе традиционных предметных знаний …………..

3

3

11

16

21

24

30

34

39

42

48

54

58

62

68

72

72

76

82

86

89

95

Бровкина Н. В. возможности лаборатории социального проектирования

в развитии проектных умений и навыков школьников …………………….

Быкова Л. А. «Почвенные пейзажи» в ризосфере оранжерейных растений

Воронкова М. И., Коннычева О. В. новый технологический

инструментарий учителя в образовательном процессе …………………….

Вяткина Т. О. информационная работа в образовательном учреждении

Габрина Н. Н. формирование общеучебных умений и навыков

учащихся школы I ступени ………………………………………………......

Галиахметов Р. Н. Способы разрешения конфликтов между педагогами

и учениками подросткового возраста ……………………………………….

Гардер Е. Г. компьютерные технологии на уроках изобразительного

искусства как средство повышения мотивации учащихся …………………

Зарембо Г. Ф. творчество как средство активизации деятельности

обучающихся на уроках математики …………………………………...…...

Истратий Н. Б. российская школа: шаг вперед, два шага назад, или как

современному учителю стать современным учителем? ……………...….…

Копылова Е. В. наставничество – общественный институт

профессионального развития педагога ……………………………...………

Корикова Т. В. Метод учебного проекта в условиях профессионального

училища ……………………………………………………………………......

Кочукова Е. В. возможности использования дальтон-технологии

при организации самостоятельной работы обучающихся в системе

дополнительного образования ……………………………………………….

Куркина С. Ю. индивидуально-групповая форма обучения

с использованием информационных технологий как средство развития

самостоятельности учащихся ……………………………………………...…

Ларин М. С. проблемы преподавания экономики в школе ……………...

Леонова Н. А. повышение педагогического мастерства учителя

в организации исследовательской деятельности учащихся ………...……...

Лучко Т.Т., Литвиненко О. Н., Минаева И. Г. формирование системы

социальных практик как фактор успешной социализации учащихся

ОГОУ нпо пу № 42 ……………………………………………...………….

Маркитан А. Р. Роль комплексной тетради по природоведению

в формировании общеучебных интеллектуальных умений и навыков

у учащихся классов коррекционно-развивающего обучения ……………...

Марченко Н. В. детская мастерская ……………………………………….

Мокроусова Е. Б. метод космического мониторинга окружающей

среды в экологическом образовании подрастающего поколения …………

Морарь Л. В. обеспечение повышения профессионального уровня

учителя в рамках программы развития методической службы школы …...

Москвичева М. Н. обогащение содержания физкультурно-спортивной

направленности дополнительного образования ……...……………………..

Никитина Г. Е. особенности педагогического общения в практике

развивающего обучения л. в. занкова ……………………………………...

Пахомова Г. С. психологическое воздействие в управленческой

деятельности руководителя школы ………………………………………….

Переляева В. В. рейтинговая система оценивания знаний как фактор

повышения уровня учебной мотивации ……………………...……………...

101

105

109

112

117

123

128

131

134

139

144

147

148

151

155

158

164

170

173

173

179

182

188

192

Пешкова Г. В. адаптационные траектории в вопросе преемственности

обучения …………………………………………………………………...…..

Пищалев Ф. А. роль кабинета в преподавании информатики и икт …...

Пищалева Т. И. организация работы с одаренными обучающимися

в общеобразовательной школе ……………………………………………….

Попович Я. А. психологическая поддержка городской школы молодого

специалиста …………………………………………………………………....

Пронина Е. А. новые подходы в педагогической диагностике ………….

Рамазанова Г. Ф. таблицы Microsoft Excel в преподавании физики ……

Расторгуева А. Ю. использование игры для активации мышления

учащихся на уроках литературы ………………………………………...…...

Рыженко С. Е. технология эвристического обучения ……………………

Савчук Г. А. развитие интереса к изучению русского языка …………….

Уракова Н. Д. литературное краеведение как средство социализации

учащихся ……………………………………………………………...……….

Усольцева Т. Н. гуманизация обучения и воспитания как возможность

предоставления учащимся радости жизни ………………...………………..

Филатова В. В. метод проектов как технология личностно-ориентиро-

ванного образования на уроках русского языка и литературы …….........

Харькова С. В. управление процессом адаптации работников

образования ……………………………………………………………...…….

Янина С. А. Использование метода проектор в всистеме

дополнительного образования ……………………………………………….

195

202

204

210

214

217

221

226

232

238

243

246

251

255

секция 1. РАЗВИТИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ

ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

КАК ОДНОГО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ МОМЕНТОВ

В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

О. А. Белянина

К.п.н., доцент, ВСГАО в г. Усть-Илимске;

В. Л. Белянин

Доцент кафедры ЕНиТД, Усть-Илимский филиал СФУ

«Надо помогать людям эффективно учиться, вместо того, чтобы передавать им ненужные знания»

П. Фани, А. Мамфолд

Организация самостоятельной работы студентов выступает одним из ключевых вопросов в современном образовательном процессе. Это связано не только с увеличением доли самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но, прежде всего, с современным пониманием образования как выстраивания жизненной стратегии личности, включением в «образование длиною в жизнь». Учение становится составной частью Бытия человека, его личным и общественным Благом. Мотивация к непрерывному образованию, универсальные и профессиональные компетенции становятся необходимым ресурсом личности для успешного включения в трудовую деятельность и реализацию своих жизненных планов, а умение учиться становится ключевым умением человека XXI века.

Как известно, современное развитие образования характеризуется сменой парадигм, переходом от парадигмы обучения к парадигме учения. Причем речь не идет о замене одного слова другим, это связано с глубочайшими системными изменениями образовательного процесса.

Утверждение парадигмы высшего образования, ориентированной на студента, на реализацию его академических свобод, и возможность широкого выбора в образовательном процессе, означает переход от коллективной к индивидуальной форме обучения, возрастание роли самостоятельной работы студента, повышение его ответственности за результаты учебной деятельности.

В рамках традиционной парадигмы обучения сложились хорошо отработанные структуры обеспечения преподавательской деятельности, которая изначально понимается как информационная, сводящаяся в основном к чтению лекций и проведению семинарских и практических занятий в лекционно-дискуссионном «формате». Парадигма учения связана с самостоятельным осознанным освоением научного знания каждым студентом, с кон-струированием и «выращиванием» знания.

3

Компонентный анализ парадигм можно представить в виде таблицы по четырем блокам: «цели и задачи», «теория учения», «распределение ролей, отношения», «структура процесса, организация».

Парадигма обучения

Парадигма учения

Цели и задачи

Обучение

Конструирование учебных ситуаций

Трансляция знаний преподавателем

Открытие и конструирование

знаний студентом

Проектирование учебных программ и курсов

Создание развивающей

образовательной среды

Улучшение качества преподавания

Улучшение качества учения

Увеличение набора студентов, рост финансирования

Увеличение роста учебной

активности и эффективности

Процесс учения

Знания находятся «вовне»

Знания находятся в умах людей

и формируются на основе

индивидуального опыта

Знания передаются преподавателями по «частям» и «крупицам»

Знания конструируют, создают

и получают сами студенты

Обучение носит кумулятивный

И линейный характер

Учение носит открытый, системообразующий характер

Подходит метафора «кладовая

знаний»

Подходит метафора «учиться ездить на велосипеде»

В центре процесса обучения

находится преподаватель, который контролирует ход процесса

В центре процесса учения находится студент, который контролирует ход процесса

Необходимо личное присутствие

преподавателя и студентов

Необходимо наличие активного

студента, личное присутствие

преподавателя не обязательно

Лекционная система и учение

обособлены и находятся

в противоречии

Образовательная среда и учение способствуют развитию друг друга

Распределение ролей, отношения

Преподаватель – прежде всего

передатчик информации

Преподаватель – менеджер

образовательного процесса,

создатель методов учения

и образовательной среды

Преподаватели и студенты работают независимо и изолированно

Преподаватели и студенты

работают в одной команде

Линейное управление, независимость действий, авторитаризм

Совместное управление, работа

в команде, партнерство

Структура процесса, организация

Атомистическая: части

предшествуют целому

Целостная: целое предшествует

частям

4

Окончание табл.

Время – постоянно,

учение – варьируется

Учение – постоянно,

время – варьируется

Занятия начинаются и заканчиваются в определенное время

Образовательная среда доступна для студента в любое время

Независимые кафедры и учебные курсы

Интеграция курсов, сотрудничество

кафедр и факультетов

Оценка знаний в конце курса

Оценка знаний в начале, середине

и конце курса

Оценки выставляются

преподавателем

Внешняя оценка учения, взаимооценивание и самооценивание учебной деятельности студентов

Остановимся на теоретических подходах к сущности самостоятельной работы.

Так К. Д. Ушинский считал, что самостоятельная работа является условием для глубокого овладения знаниями и развития мышления учащихся.

Б. П. Есипов и С. А. Пуйман определяют самостоятельную работу как индивидуальную или коллективную учебную деятельность, которая осуществляется без непосредственного руководства учителя в специально отведенное для этого время.

Г. М. Коджаспирова дает следующее определение: самостоятельная учебная работа – такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер.

Самостоятельная работа по П. И. Пидкасистому – это такое средство обучения, которое:

– является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины обучающегося в овладении методами познавательной деятельности;

– вырабатывает у обучающегося психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и политехнической информации при решении новых познавательных задач.

Самостоятельная работа, на наш взгляд, наиболее полно определяется И. А. Зимней. По ее определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим субъектом деятельность, выполнение которой требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение.

В настоящее время в вузах существуют две общепринятых формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная проводится под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию.

Внеаудиторная самостоятельная работа – это планируемая учебная, учебно-познавательная, научно-исследовательская работа студентов, выпол-

5

няемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Безусловно, что самостоятельная работа студентов включает в себя три основных компонента:

Мотивационный. Мотив – это осознанное побуждение, которое обуславливает целенаправленную деятельность.

Содержательно-операционный. Включает в себя владение обучаю-щимся системой ведущих знаний и способов учения.

Волевой. Волевые процессы органически связаны с деятельностью. Зачатки воли заключены уже в потребностях, как исходных побуждениях человека к действию.

Основными признаками самостоятельной работы обучающихся можно считать:

– наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса и особого времени на их выполнение, решение;

– проявление сознательности, самостоятельности и активности обучающихся в процессе решения поставленных задач;

– проявление умственного напряжения обучающихся для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;

– наличие результатов работы, которые отражают свое понимание проблемы;

– владение навыками самостоятельной работы.

В качестве главного признака самостоятельной работы рассматривается не то, что обучающийся работает без помощи преподавателя, а то, что каждое действие, выполняемое обучающимся, им осознается, подчинено цели, которую он сам поставил.

Увеличение роли самостоятельной работы связано с изменением позиции преподавателя и с изменением позиции студента.

Меняется

позиция

преподавателя

Меняется

позиция

студента

Основная задача преподавателя сводится

не к изложению готовых знаний, а к организации учения

Научиться

можно только самому

Изменение позиции преподавателя требует от него овладение новыми ролями: тьютора, консультанта и модератора образовательного процесса.

Под тьютерством понимается как осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой студентов, так и форма воспитательной работы. Тьюторство основывается на следующих принципах:

  • Индивидуальный подход к личности студента.

  • Помощь в организации учебного процесса.

6



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о работе российской академии образования

    Публичный отчет
    Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях
  2. Вторая региональная научно-практическая студенческая конференция городу

    Документ
    ГОРОДУ КАМЫШИНУ – ТВОРЧЕСКУЮ МОЛОДЁЖЬ: материалы Второй региональной научно-практической студенческой конференции, г. Камышин, 23–24 апреля 2008 г.: В 4 т.
  3. Бизнес-образование как вид государственной образовательной политики в условиях политической модернизации общественных процессов

    Автореферат
    Защита состоится «22» мая 2012 г. в 15-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.299.03 при Забайкальском государственном университете по адресу: 672039, г.
  4. Формирование дискурсивной компетентности студента в образовательном процессе вуза 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 2 декабря 2010 г. в часов на заседании дис­серта­ционного совета Д 212.180.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13.
  5. Формирование профессионально важных качеств морских инженеров при обучении математике 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (математика, уровень профессионального образования)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 14 декабря 2009 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.05 при Астраханском государственном университете по адресу: 414 , г.

Другие похожие документы..