Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
(не более 3-х кодов строго в соответствии с актуальным состоянием рубрикатора ГРНТИ, в формате хх.хх.хх: код формата хх.хх допускается только в случа...полностью>>
'Реферат'
Національний банк здійснює регулювання міжбанківського рин­ку кредитних ресурсів. З упровадженням в Україні ринку державних цінних паперів (ОВДП) зна...полностью>>
'Урок'
Победители: • Купряшова Светлана Валентиновна - урок литературы в 6 классе «Путешествие в сказку» - учитель русского языка Лиепайской средней школы №...полностью>>
'Документ'
Открытие предприятия общественного питания  - процесс сложный и трудный. Вопросы, связанные с выбором концепции заведения, его позиционирования и про...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Х.М. БЕРБЕКОВА

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра общей биологии, экологии и природопользования

Утвержден Согласовано

на заседании кафедры «____» _______________200 г.

от «____»_______200 г Декан___________Паритов А. А.

Протокол №____

Зав. кафедрой________Р. И. Дзуев

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДС.02.4. Основы биоиндикации 
Для специальности - 280201.65-Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

Нальчик 200

Барагунова Елена Ахмедовна, кандидат биологических наук, доцент

кафедры общей биологии, экологии и природопользования.

Учебно-методический комплекс по дисциплине ДС.02.4 Основы биоиндикации 

Шифр 280201.65 – Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

Дисциплина входит в федеральный /региональный компонент цикла Естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения

СОДЕРЖАНИЕ

3. Аннотация к УМКД

4

4. Выписка из ГОС ВПО

4

5.

Рабочая учебная программа

5

5.3.

Пояснительная записка

7

5.4.

Распределение часов по семестрам

8

5.5.

Тематический план курса

9

5.6.

Содержание учебного материала

10

5.7.

Глоссарий по дисциплине

13

5.8.

Формы контроля по дисциплине

14

5.9.

Список литературы (основная и дополнительная)

20

5.10.

Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности (направления)

22

5.11.

Дополнения и изменения в рабочей программе на очередной учебный год

23

6.

Учебно-методическое обеспечение

24

6.1.

Методические рекомендации для преподавателя

24

6.2.

Методические рекомендации для студентов

24

6.3.

Программа по организации контролируемой самостоятельной работы студентов

25

6.4.

Обеспеченность образовательного процесса по дисциплинам специализированным и лабораторным оборудованием

27

6.5.

Карта обеспеченности литературой по дисциплине

27

6.6.

Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы

29

7.

Текущая и итоговая аттестация студентов по дисциплине

30

8.

Использование инновационных методов в процессе преподавания

37

3. АННОТАЦИЯ

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы биоиндикации» – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплин блока ДС учебного плана подготовки студентов по специальности 280201.65 – Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

В состав УМК по дисциплине включаются:

  • рабочая программа учебной дисциплины экология;

  • протокол ежегодных дополнений и изменений к рабочей программе;

  • глоссарий по дисциплине

  • структура учебного курса;

  • учебно-методические указания, пособия и другие методические материалы по экологии;

  • карта обеспеченности студентов учебной литературой;

  • контрольные вопросы, выносимые на зачет;

  • контрольные вопросы, выносимые на экзамен;

  • контрольно-измерительные материалы по рейтинговой оценке знаний;

Составление и использование УМК по курсу «Основы биоиндикации» направлено на решение следующих задач:

  • своевременное отражение в содержании образования результатов развития науки, техники, производства и других сфер общественной практики;

  • последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей;

  • рациональное распределение учебного времени по темам курса и видам учебных занятий;

  • улучшение планирования и организации самостоятельной учебных занятий студентов с учетом их бюджета времени, полноценное обеспечение самостоятельной работы учебной литературой и др. информационными источниками;

  • активизация познавательной деятельности студентов, развитие их творческих способностей, усиление взаимосвязи учебного и исследовательского процесса;

  • усиление профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса с учетом специфических условий и потребностей предприятий.

4. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО

Государственного образовательного стандарта по специальности 280201.65 – Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

по дисциплине ДС.02.4.Основы биоиндикации  отсутствует.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Х.М. БЕРБЕКОВА

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра общей биологии, экологии и природопользования

Утверждаю

Декан БФ ___________ А. Ю. Паритов

«____» _________200 г

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (РУПД)

Шифр и наименование дисциплины: ДС.02.4. Основы биоиндикации 
Специальность 280201.65 – Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

Нальчик 200

Разработчик рабочей программы к.б.н., доцент кафедры общей биологии, экологии и природопользования Барагунова Е.А.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей биологии, экологии и природопользования

Протокол №____

от «_____»______________ 200__ г.

Заведующий кафедрой ____________Р.И. Дзуев

Одобрена Учебно-методическим советом биологического факультета «_____»__________________ 200___ г.

Председатель ______________/ А.Ю. Паритов/

5.3. Пояснительная записка

Цели и задачи изучения дисциплины

В настоящее время большое значение имеют факторы, оказывающие влияние на биосферу в целом. Поэтому установление закономерностей приспособления животных к изменяющимся условиям среды, стало одной из центральных проблем современной биологии.

Говоря о таких факторах как техногенные загрязнения, нельзя не упомянуть о том, что основными источниками загрязнения в индустриальных районах и окружающей среды являются химическая и тяжёлая промышленность, огромные выбросы продуктов сгорания угля, теплоцентралей нефти, выхлопные газы автомобилей. Наиболее распространёнными загрязнителями являются сернистый газ, органические вещества, тяжёлые металлы, радионуклиды.

Возможность переноса загрязняющих веществ на большие расстояния и трудность установления их источников очень велика, и поэтому на помощь нам приходят биоиндикаторы. Под биоиндикаторами понимаются особи, используемые для определения степени воздействия этих веществ на живые организмы. Биоиндикация позволяет получить обобщённый интегральный ответ на вопрос, какое состояние среды в зоне обитания, насколько опасны загрязнения для жизнедеятельности флоры и фауны.

Основной целью спецкурса «Основы биоиндикации» является исследование степени загрязненности окружающей среды на живые организмы.

Задачами изучения спецкурса «Основы биоиндикации» студентами являются:

  1. Ознакомление с современными методами и объектами биоиндикационных исследований;

  2. Дать обзор основных результатов и проблем биоиндикационных исследований;

Изучить новые методические подходы и объекты в биоиндикации.

При изучении данной дисциплины к уровню освоения студентами содержания данного курса предъявляются следующие требования:

  • Уровни биоиндикационных исследований: субклеточный, клеточный организменный, популяционно-ценотический. Специфичность методов исследования для каждого уровня организации живого;

  • Биоиндикация состояния растительного покрова;

  • Биологическая индикация загрязнения водоемов. Индикация загрязнения водоемов по состоянию организмов, популяций и биоценозов. Гидробиологический мониторинг;

  • Организмы почвы в биоиндикационных исследованиях.

  • Мелкие млекопитающие в биоиндикационных исследованиях.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

  1. Оценивать состояние экосистем;

  2. Прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения воздействия на биосферные процессы;

  3. Выбирать принципы защиты природной среды в соответствии с законами экологии.

Связь с предшествующими дисциплинами

  1. Химия,

  2. Физика,

  3. Экология

5.4. Распределение часов по семестрам

Специальность: 020201. 65 Биология

Номер

Учебные занятия

Форма

семестра

Общий

Аудиторные

СРС

аттестации

объем

Всего ауд

Лекции

Лаб.

Практ.

6

79

51

17

-

17

28

Зачет

5.5. Тематический план изучения дисциплины

5.5.1. Тематический план лекций

Тема

Часы

1

Понятие “биоиндикация”. Основные принципы биоиндикации индустриальных загрязнений. Уровни биоиндикационных исследований: субклеточный, клеточный организменный, популяционно-ценотический. Специфичность методов исследования для каждого уровня организации живого.

3

2

Комплексный анализ окружающей среды. (Миграция антропогенных изменений о допустимой антропогенной нагрузке на окружающую среду, научные основы мониторинга окружающей среды)

2

3

Животные - биоиндикаторы состояния среды. Моллюски как биоиндикаторы состояния среды, как биоаккумуляторы тяжелых металлов. Амфибии биоиндикации антропогенной нагрузки. Микромаммалии в системе регионального экологического мониторинга

4

4

Организмы почвы в биоиндикационных исследованиях. (Почвенные беспозвоночные /мезофауна/ - биоиндикаторы индустриальных загрязнений).

2

5

Биологическая индикация загрязнения водоемов. Индикация загрязнения водоемов по состоянию организмов, популяций и биоценозов. Гидробиологический мониторинг

2

6

Биоиндикация состояния растительного покрова. Лихеноиндикация, её значение. Грибы в системе биоиндикации радиационных нагрузок. Высшие растения - индикаторы антропогенного загрязнения

2

7

Международное сотрудничество в области биоиндикации антропогенных изменений среды. Задачи биомониторинга.

2

Итого:

17

5.5.2.Тематический план практических занятий

Тема

Часы

1

Изучение района биоиндикационных исследований (район утилизации отходов Гидромзавода г. Нальчика).

Цель: исследование степени загрязненности окружающей среды.

6

2

Изучение системы крови мелких млекопитающих для оценки промышленного загрязнения экосистем. Исследование клеточного состава костного мозга мелких млекопитающих в биоиндикационных целях.

Цель: Изучить количественные и качественные сдвиги рядов кроветворения в техногенных и контрольных территорий

6

3

Исследование показателей периферической крови мелких млекопитающих контрольных и опытных групп. Влияние техногенного загрязнения на качественный и количественный состав периферической крови мелких млекопитающих.

Цель: Провести сравнительный анализ гематологических показателей микромаммалий в техногенных и контрольных территориях.

6

4

Влияние техногенного загрязнения на лейкоцитарный состав периферической крови мелких млекопитающих.

Цель: Провести сравнительный анализ гематологических

показателей (количество лейкоцитов в 1 мкл крови,

лейкоцитарная формула) в техногенных и

контрольных территориях.

6

5

Мелкие млекопитающие как объект биомониторинга в зонах загрязнения тяжёлыми металлами на Центральном Кавказе. Изучение кариотипа мелких млекопитающих в биоиндикационных целях.

Цель: Познакомиться с методами морфофизиологических индикаторов и эпигенетического полиморфизма, а также с методикой определения количественного содержания токсичных веществ, в том числе тяжелых металлов, в различных тканях и органах мелких млекопитающих.

3

Итого:

27

5.6. Содержание учебного материала

Лекции



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия животных  Для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сравнительная анатомия животных» – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплин
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 география.
  3. «Биотехнологии и техносферная безопасность» по состоянию на 06. 2011

    Документ
    В июне 2005 года в связи с открытием новых специальностей кафедра была переименована в кафедру «Технологии и инженерные средства защиты окружающей среды»,
  4. Структура самообследования (2)

    Документ
    На основании приказа ректора (№256 от 30.09.2010) в соответствии с Программой аттестации образовательных учреждений назначена государственная лицензионная экспертиза образовательной программы специальности 013100 (020801) «Экология».
  5. Структура самообследования (5)

    Документ
    На основании заявления ректора, решения Ученого Совета Иркутского государственного университета и Программы аттестации учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, утвержденной председателем государственной инспекции

Другие похожие документы..