Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>
'Документ'
У даний час агропромисловий комплекс району характеризується нестабільністю виробництва, виснаженням землі, складними процесами в розвитку тваринницт...полностью>>
'Программа'
Программа вступительных испытаний составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направ...полностью>>
'Документ'
II Международная научно-практическая конференция «Теория и практика в физико-математических науках» для аспирантов, студентов, соискателей, научных ра...полностью>>

Главная > Курс лекций

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вятский государственный педагогический университет

Научная лаборатория «Моделирование процессов обучения физике»


Ю.А. Сауров

Теория и методика обучения физике

Курс лекций

Часть I

Киров - 1998

ББК 74.265.1

С 21

Печатается по решению реакционно-издательского совета Вятского государственного педагогического университета

Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор В.В. Мултановский; учитель физики и директор средней школы №56 г. Киров Л.Н. Барамзин

Сауров Ю.А.

С 21 Теория и методика обучения физике: Курс лекций. Часть I. – Киров;
Из-во Вятского ГПУ, 1998. – 48 с.

Пособие предназначено студентам старших курсов физических факультетов пединститутов при освоении курса теории и методики обучения физике в средней школе. Книга будет полезна учителям физики в качестве справочных материалов по различным вопросам теории и практики обучения.

© Ю.А. Сауров, 1998.

Предисловие

При развитии науки за её передовым «фронтом» всегда остается «тыл», подчас недостаточно упорядоченный, через который боевой фронт науки уже «прошел». Между тем «благоустройство» этого тыла и легкость «путей сообщения» в нем совершенно необходимы для разработки наиболее эффективных способов преподавания.

Д.Д. Галанин

Предлагаемое пособие предназначено студентам соответствующих специальностей вузов в качестве справочных материалов до курсу методики обучения физике. Практическая направленность материалов в форме лекций очевидна. Вместе с тем экономное и, по возможности, цельное изложение позволяет лучше высветить основы названной научной дисциплины.

Конспективное рассмотрение вопросов привело к жесткому отбору содержания, к систематизации материала. Поэтому лишь при последовательной расшифровке и конкретизации теоретических положений, таблиц, отдельных вопросов можно в полной мере получить познавательный и развивающий эффект.

Число лекций по отдельным частям курса обусловлено целым рядом причин, но в любом случае выбор зависит от учебного плана, традиций чтений курса в данном вузе, квалификации преподавателя. На практике число часов, отводимых на курс лекций по методике обучения физике, заведомо меньше. Венчают же курс лекции по краеведению и проблемам обучения физике в данном регионе.

Автор не сомневается в том, что предлагаемое пособие можно улучшить. Поэтому он заранее признателен всем тем, кто не пожалеет времени на конструктивную критику.

Часть 1. Теоретические основы методики обучения физике

Лекция 1. Методика обучения физике как педагогическая наука

В первой части лекционного курса рассматриваются наиболее принципиальные теоретический вопросы методики обучения физике как науки. С одной стороны, раскрывается её связь с дидактикой, с другой стороны, расшифровываются её особенности. При обилии качественных и разнородных представлений (зачастую эмпирических, классификационных) главное внимание при отработке должно обращаться на понимание существа дела, на четкость суждений.

I. Объект и предмет. Под объектом той или иной области человеческого знания (науки) понимают часть объективной действительности. Процесс обучения, как специфический вид общественной деятельности, является объектом изучения методики физики. Но процесс обучения является также объектом изучения дидактики. Других частных методик, кибернетики, психологии и других наук. Поэтому рассматривается часть единого процесса обучения – процесс обучения физике.

Предметом той или иной науки считают зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности стороны свойства и отношения изучаемой действительности. Например, предметом дидактики является связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство. В предмете науки находит отражение та специфическая точка зрения, которая характерна для данной отрасли знания. Итак, предмет методики физики - это закономерности и средства организации учебного процесса по физике.

Методика физики - это педагогическая наука, исследующая закономерности, пути и средства обучения, воспитания и развития учащихся в процессе изучения физики. Исторически методика обучения физике возникла (XIX век) как ответ на возрастающее влияние физики в развитии общества. Поэтому встала задача – как эффективно «передать» школьникам наиболее существенные знания, полученные физикой. Определяя предмет методики физики, один из её основателей П.А. Знаменский писал: «Предмет методики физики - теория и практика обучения основам физики.» Прикладной характер методики физики сохранился до сих пор.

II. Общая структура методики обучения физике как метасистемы показана в таблице 1; в таблице 2 названы разделы (части) методики физики как формирующиеся системы знаний в виде теории. В настоящее время в самом названии дисциплины подчеркивается внимание к процессу учения, на организацию которого и направлено преподавание. Таблицы 3 - 6 дают представления об учении – фундаментальном понятии методики физики.

Таблица 1

Метасистема методики обучения физике

Элементы теории учения, преподавания и воспитания. Экспериментальные данные о состоянии преподавания. Факты истории развития методики физики. Требования общества к знаниям (социальный заказ)

Парадигма построения школьного физического образования. Цели и задачи обучения. Принципы. Закономерности: цикличности учебного познания, последовательности усвоения теоретических обобщений и др. Методы: экспериментальный и теоретический. Фундаментальные понятия: методическая система, состояние системы, учение, преподавание, учебная деятельность, метод обучения, учебная задача, методический прием и др.

Методические системы и проекты. Программы, инструкции, методические разработки. Системы обучения. Методика и техника физического эксперимента. Учебно-методический комплекс. Методика решения задач (и другое)

Таблица 2



Таблица 4


Структура деятельности учения и предметной деятельности




Знания

Новые качества субъекта (знания) и др.

Передаваемые в обучении знания (в том числе управляющие действия учителя)

Ориентировочные

Исполнительные

Контрольные

Объекты науки и

действительности

Усвоение знаний, умений, навыков

Действия с объектами (материальными и др.)

Ориентировочные

Исполнительные

Контрольные

Таблица 5




  • Усвоение чувственного материала

  • Усвоение рационального (эмпирического и теоретического материала)

  • Опыт практической деятельности

  • Опыт исследовательской деятельности

  • Опыт репродуктивной деятельности

  • Опыт творческой деятельности

  • Организованное

  • Стихийное

  • При наличии прямой помощи и управления

  • Самостоятельно и при косвенном решении

  • Целенаправленное на усвоение и нецеленаправленное (продукт другой деятельности)

  • Постепенно или скачкообразно

  • Пассивно или активно. С подкреплением или без него

  • Продуктивное

  • Репродуктивное

  • Догматическое

  • Неудачное и др.

Таблица 6





Получение знаний

Понимание

Восприятие

Выбор способа действия

Осмысление

Уяснение

Ориентировка

Нахождение знаний

Заучивание

Закрепление

Применение

Проверка в деятельности

Отработка

Упражнения

Речевое проговаривание вслух

Смысловая группировка

Кодирование содержания


Чувственное отражение объектов

Образование понятий
и действия с ними (установление родов и видов, классификация и др.)

Объяснение явлений на основе разных оснований (состав, структура, причина, взаимодействие и др.)

Произвольное освоение: закрепление и овладение

Произвольное непосредственное освоение: повторение с установкой на запоминание

Произвольное опосредовательное освоение: приемы и средства запоминания

Непроизвольное освоение: в деятельности с другой целью

Освоение действий через освоение знаний о действиях

Освоение действий через выполнение действий

Принципиальным для любой науки является формулировка общих идей, принципов, закономерностей. Именно они «управляют» построением системы знаний данной области. Исходная идея (парадигма) школьного физического образования может быть представлена в виде следующей схемы (таблица 7). В методике физике сохраняется значение и принципов обучения как формы выражения закономерностей для практического применения.

Таблица 7




  • Фундаментальность

  • Системность и целостность

  • Включение методологических знаний

  • Иерархичность моделей (понятий, законов, теорий)

  • Культурологический подход в выборе содержания

  • Управляемость

  • Индивидуализация

  • Деятельностный характер

  • Непрерывность

  • Самостоятельность учения и самообразования

  • Коллективных характер учебного познания

  • Воспитывающий характер





  • Демократичность

  • Вариативность (доступность)

  • Технологичность

  • Профессионализация


Принцип обучения физике -понятие историческое; в разное время обучение физике строилось согласно разным принципам. Принципы обучения - не только категории исторические, но и социально-исторические, тесно связанные с идеологией общества. Кроме того, в принципах обучения находит отражение опыт преподавания, опыт и закономерности познавательной деятельности. В целом, принципы обучения физике направлены на такую организацию учебного процесса, чтобы выполнить в максимальной степени социальный заказ общества.

Принципы обучения физике (каждый из них) регулируют содержание, методы, организационные формы обучения. Практически при любом содержании, при любой деятельности на уроке должна происходить реализация принципов обучения. Всеобъемлющий характер принципов отличает их от целей и задач обучения. При выделении и формулировке принципов важно учесть: цели обучения, обусловленные социальным заказом общества (общество должно воспроизводить само себя); закономерности обучения как вида деятельности; способы реализации закономерностей обучения в реальном процессе (и другое). Принципы обучения физике тесно связаны и в значительной степени определяются принципами дидактики, теории воспитания и др.

Существуют две группы принципов: а) принципы, связанные с идеологией, с социальным заказом общества по формированию личности молодого человека; б) принципы, связанные с технологией обучения физике, с закономерностями усвоения.

Первая группа принципов:

- единства обучения воспитания и развития в процессе изучения физики;

- связи обучения с жизнью (теории с практикой) (принцип политехнизма);

- коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей;

- историзма.

Вторая группа принципов:

- научности, систематичности и последовательности;

- наглядности и доступности;

- связи физики с другими учебными предметами;

- поэтапности и вариативности изучения (базовое, профильное, углубленное изучение предмета);

- сознательности и творческой активности учащихся, перехода от обучения к самообразованию.

По мере развития методики физики содержание принципов обогащается. Например, ранее принцип наглядности понимался так: формирование понятий всегда начинается с чувственного восприятия реальных объектов и явлений. Наглядность в таком смысле становится беспомощной, когда речь встает об усвоении наиболее общих способов действий, общих методов познания, теоретических понятий. В этих случаях (а в физике это типично) для создания чувственных опор при усвоении обращаются к моделям - графикам, схемам, рисункам, уравнениям и т.п. Здесь немаловажное значение имеют гипотезы, идеи, принципы. Просто в созерцании или наблюдении невозможно выделить и усвоить существенные стороны объектов и явлений (см. таблицы 8, 9).

В конечном итоге реализации всех принципов в обучении позволяет обеспечить на практике передачу всех компонентов социального опыта: знаний о природе и технике, знаний о способах деятельности; опыт деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Одним из центральных понятий педагогики вообще и методики физики в частности является понятие деятельности. Именно в разнообразной познавательной деятельности происходит усвоение содержания обучения в широком смысле слова. Организация такой деятельности школьников - ключевой воп­рос методики.

III. Как наука методика обучения физике несет все основные функции научного знания: объясняет факты и явления учебного процесса, предсказывает результаты обучения, разрабатывает методические проекты для управления процессом обучения, систематизирует знания о различных сторонах процесса изучения физики и др. Основными задачами методики физики являются:

- обоснование целей изучения физики в школе, разработка задач воспитания и развития школьников при изучении предмета;

- определение и систематическое совершенствование структуры и содержания школьного курса физики;

- разработка и экспериментальная проверка наиболее эффективных методов и приемов обучения, воспитания и развития учащихся; разработка комплекта школьного учебного оборудования; разработка эффективных технологий изучения тем и разделов курса физики;

- изучение опыта преподавания физики в зарубежных странах.

IV. Методика физики может быть определена как экспериментально-теоретическая нормативно-прикладная наука. Для нее характерны две группы методов исследования.

Теоретические методы:

- теоретический анализ педагогических фактов и явлений на основе современной методологии;

- восхождение от общих положений (принципов) к конкретному, рассмотрение явлений (проблем) в единстве, всестороннее изучение причинно-следственных, генетических, функциональных и иных связей, выделение существенных черт и др.;

- моделирование педагогических явлений, их изучение на основе моделей; выдвижение гипотез;

- теоретический анализ тенденций развития методики физики (в единстве исторического и логического);

- системный анализ педагогических явлений.

Экспериментальные методы:

- изучение и обобщение передового педагогического опыта;

- наблюдение за педагогическим процессом, беседа, анкетирование;

- педагогический эксперимент (констатирующий, лабораторный, обучающий).

Особенности методов исследования: качественный анализ и оценка многих явлений, отсутствие "банка" унифицированных методик измерений тех или иных качеств, проблемы однозначной интерпретаций результатов исследования и др. Комплексный подход, использование нескольких методик - характерные черты методического исследования.

V. Пути дальнейшего развития теории и методики обучения физике: совершенствование понятийного аппарата науки, поиск закономерностей и создание теорий; разработка новых (альтернативных) курсов физики ближайшего будущего; создание эффективных технологий обучения разделов школьного курса; создание единого банка данных экспериментального изучения практики преподавания; разработка новых средств обучения физике (печатные, приборы и др.); создание и совершенствования системы подготовки учительских кадров.

Таблица 8





Абстрактно-логическая (формулы, уравнения и т.п.)

Реальные объекты и явления


Материальные модели
объектов и явлений


Наглядно-образная (изображение объектов и явлений)


Таблица 9


Как вид знаково-символической

наглядности





Как источник информации




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Кировской области Осостоянии окружающей среды Кировской области в 2009 году Региональный доклад Киров 2010 ббк 28. 081. 4(2Рос-4Кир)

    Доклад
    Г.В. Акпарисова, Т.Я. Ашихмина, Н.И. Бояршина, В.И. Бузмаков, А.Л. Бурков, Е.С. Вылегжанина, Л.Н. Гонцова, П.А. Горченко, Г.Н. Грухина, Т.А. Дёмшина, Е.
  2. Редактор Художник Корректоры Верстка Е. Строганова > Е. Журавлева Ю. Климов > Е. Халипина В. Мазо > С. Маликова В. Смирнова, Н. Гайдукова О. Сергеева ббк 88. 491 (1)

    Книга
    Данная книга является первым в России фундаментальным трудом, в котором изложены основы психологии рекламы как отрасли психологической науки. В ней наиболее полно представлены основные теоретические направления, история развития психологии
  3. Редактор Художник Корректоры Верстка Е. Строганова > Е. Журавлева Ю. Климов > Е. Халипина В. Мазо > С. Маликова В. Смирнова, Н. Гайдукова О. Сергеева ббк 88. 491 (2)

    Книга
    Данная книга является первым в России фундаментальным трудом, в котором изложены основы психологии рекламы как отрасли психологической науки. В ней наиболее полно представлены основные теоретические направления, история развития психологии
  4. Курс экономической теории учебник Издание 4-е, дополненное и переработанное Под общей редакцией проф. Чепурина М. Н

    Учебник
    Гл. 1. - проф. Чепурин М.Н. Гл. 2 - § 1,2- проф. Чепурин М.Н., § 3 - проф. Ивашковский С.Н. Гл. 3 - § 1-3,5 - проф. Киселева Е.А., § 4 - доц. Голиков А.
  5. 60 лет. По дороге в будущее

    Документ
    МГИМО – Университет: Традиции и современность. 1944 – 2004 / Под общ. ред. А.В. Торкунова. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2004. – 336 с.

Другие похожие документы..