Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Памятка'
Вводные сведения. Требования, предъявляемые к вентиляции. Воздушный режим здания. Расчетные параметры наружного и внутреннего воздуха. Классификация ...полностью>>
'Документ'
В основу книги Майкла Талбота положены гипотезы двух выдающихся современных ученых – пионера квантовой физики Дэвида Бома, ученика и последователя Эй...полностью>>
'Доклад'
Права и свободы человека - одна из вечных проблем развития человечества, прошедшая через тысячи лет, но неизменно находящаяся в центре внимания право...полностью>>
'Литература'
В третьем тысячелетии биологические науки станут ведущими в мире. Более вероятны открытия в области иммунологии и онкологии: идентификация генов, кот...полностью>>

Главная > Курс лекций

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 7. Дифференциация обучения физике

I. Необходимость индивидуализации обучения признана с давних пор. Причина очевидна: знания, уровень развития, способности, интересы и цели школьников неодинаковы. Индивидуализация - это учет в процессе обучения особенностей учащихся. На практике индивидуализация обучения всегда относительна, т.е.: а) невозможно узнать и учесть особенности каждого ученика, б) учитываются не все особенности, а лишь те, которые связаны или проявляются в учебной работе, в) ограничены возможности средств и условий обучения.

Дифференциация - это обучение, при котором учет индивидуальных особенностей группы школьников обеспечивается специальными планами, программами, формами занятий и др. Дифференциации, как форма организации обучения, реализует возрастные, половые, национальные, регионально-экономические, культурные, профессиональные интересы в процессе «передачи опыта рода». Возможности индивидуализации обучения показаны в таблице 26. Особо отметим так называемое открытое обучение. Это такая организация обучения, при которой предусматривается большая свобода выбора содержания, форм и методов обучения. Предполагается, что управление учебным процессом сочетается с саморегулированием учения.

II. В настоящее время для дифференциации обучении создана система факультативных занятий. Перечень основных факультативных курсов приведен в таблице 27. Принципы организации факультативных занятий:

- систематические занятия по программе,

- выбор факультатива по желанию,

- официальность организации: уроки по расписанию, оценка в диплом и др.,

- связь содержания факультатива с основным курсов физики, большая связь с другими предметами, техникой, временное и тематическое согласование программ, усиление дедуктивных выводов и др.,

- организация факультатива с любого класса.

Факультативные занятия отличаются большей свободой в выборе содержания и форм проведения занятий, большее значение по сравнению с основным курсом придается практической работе. В старших классах можно рекомендовать следующее распределение времени на разные формы занятий и виды деятельности: лекции - 20-25% времени, семинары - 10-15%, решение задач - 25-30%, лабораторные работы и практикум - 35-40%, экскурсии - 3-9%, зачеты - 3-6%.

III. В классах с углубленным изучением физики обучение организуется по специальным программам. Дадим их краткую характеристику.

Механика - 9 кл. Изучаются все темы школьного курса, но специально выделены элементы статики (8 час.) и твердое тело (6 час.). Всего на курс отводится 170 час, поэтому каждая тема изучается более обстоятельно. Например, на кинематику отведено 30 час, на динамику - 48 час.

Физика 10 класса. Всего - 204 час. Вначале следует повторение механики - 18 час. Все остальные темы традиционны.

Физика 11 класса. Всего - 204 час. Перечислим темы: электромагнитные колебания - 28 час., физические основы электротехники - 10 час, электромагнитные волны и физические основы радиотехники - 14 час, световые волны и оптические приборы - 38 час, СТО - 7 час, кванты - 18 час, физика атома - 11 час, физика ядра -13 час, элементарные частицы - 6 час, практикум - 24 час, повторение - 26 час.

Таблица 26






  • Классы выравнивания

  • Школы (классы) углубленного изучения

  • Система факультативных занятий

  • Выбор альтернативных предметов

  • Внеурочная работа: кружки, клубы, общества

  • Самостоятельная работа: решение задач, проведение опытов, работа с учебником и др.

  • Групповая работа

  • Программируемое обучение

  • Раннее обучение

  • Ускоренное обучение

  • Повторение курсов

  • Экстернат

  • Подготовка к зачетам и экзаменам

  • Внеурочная работа: вечера, олимпиады и др.


IV. Громадные резервы индивидуализации обучения заключены во внеклассной работе.

Задачи внеклассной работы по физике:

- Данные занятия расширяют и углубляют знания школьников, развивают их физическое мышление.

- Одним из важнейших факторов является формирование интереса к физике. Без интереса нет хорошего знания.

- Внеклассные занятия формируют у учащихся умения самостоятельно планировать свою работу, вносят элементы исследования и творчества в их деятельность, позволяют получить практически значимые результаты и др.

- Внеклассные занятия имеют громадный воспитательный эффект, здесь в значительной степени снимается психологическая напряженность урока (особенно для детей с неуравновешенной психикой), школьники приобретают трудовые умения, формируются эстетическое и этическое удовлетворение результатами своего труда и др.

- Учитель при проведении внеклассных мероприятий изучает своих учеников, помогает им выбрать нужную специальность, готовит себе помощников и др.

Общие требования к организации внеклассной работы: - Содержание и формы внеклассных мероприятий должны быть интересны.

- Внеклассные занятия должны быть связаны с основным курсом, не должны противоречить ему или отвлекать от него.

- Внеклассная работа не должна быть продолжением уроков ни по содержанию, ни по форме.

- Большая самостоятельность, добровольность, требовательность, своевременная оценка, учет запросов, учет индивидуальных и группо­вых интересов - необходимые условия успешной работы.

- Необходимо при проведении мероприятий общение школьников с учителем или старшим товарищем. Это способствует передаче опыта деятельности.

Таблица 27




I. Курсы физики повышенного уровня

  • Тепловые, электрические и оптические явления – 8 кл.

  • Механика – 9 кл.

  • Молекулярная физика и электродинамика – 10 кл.

  • Колебания. Волны. Кванты – 11 кл.


II. Курсы прикладной физики

  • Физические величины и их измерение – 7, 8 кл.

  • Физика в сельском хозяйстве – 8, 9 кл.

  • Основы механизации – 9 кл.

  • Основы автоматики – 10 кл.

  • Методы физико-технических исследований и измерений – 9, 10 кл.

  • Физико-техническое моделирование – 7,8 кл, 9-11 кл.

  • Основы электроники – 10-11 кл.


III. Факультативные спецкурсы

  • Звуковые явления – 7 кл.

  • Оптические явления – 8 кл.

  • Статистические закономерности в физике – 11 кл.

  • Методы решения физических задач – 11 кл.


IV. Межпредметные факультативы

  • Основы мироведения – 7, 8, 9 кл.

  • Основы космонавтики – 10 кл.

  • Физика космоса – 11 кл.

  • Физика и компьютер – 11 кл.

  • Строение и свойства вещества – 10 кл.

  • Эволюция естественно - научной картины мира – 11 кл.

  • Элементы кибернетики – 8 кл.

Формы внеклассной работы по физике.

Физический кружок. Школьный физический или физико-технический кружок очень старая и эффективная форма внеклассной работы. Многообразно поле деятельности школьного кружка. При его организации необходимо учитывать ряд положений:

- Интерес к занятиям кружка - залог успеха. Для этого необходимо увлечь школьников при изучении какой-либо темы или вопроса на уроке, а потом, например, посоветовать для более глубокого изучения прийти на заседание кружка. Очень важно при этом сразу же предусмотреть работу с приборами, постановку эксперимента, занимательных опытов.

- Учителю совершенно необходимо спланировать сферу будущей деятельности кружка. Эта сфера должна быть определенной и ясной: решение задач повышенной трудности, постановка экспериментальных задач, ремонт приборов школьного кабинета физики и их конструирование, создание автоматических устройств, конструирование автоматически закрывающихся штор, включение света и т.п.

- Одну-две недели должно быть объявление о приеме в кружок, на первом занятии составляется план работы кружка. В зависимости от характера кружка планируется и его работа: раз в неделю, раз в две недели, от часа до двух часов (большее количество времени тратить нецелесообразно, так как школьники (особенно 7-8 кл. могут уставать и др.)

- План работы кружка (как ориентир) для 7 класса по теме "Звуковые явления":
1. Звук. Получение звука. Громкие, тихие, высокие звуки. 2. Распространение звука. Проводники и непроводники звука. 3. Изготовление телефона из коробки и спичек. Объяснение его работы. 4. Отражение звука. Эхо. Изготовление рупора. 5. Измерение скорости распространения звука. 6. Тон. Высота тона. Частота. 7. Как слышишь ухо? Влияние шумов. 8. Неслышимые звуки. 9. История развития записи звука. Запись и воспроизведение звука. 10. Магнитофон. 11. Резонанс. Его использование. 12. Экскурсия.

Работа фотокружка. Некоторые советы по организации работы: а) кружок не может быть многочленным, в противном случае его следует разделить; б) кружок должен давать выход в практику - это фотовитрины, фотогазеты, дидактический материал для работы на уроках физики и т.п.; в) важнейшим результатом работы является выставка фотографий за год, можно некоторые фотографии предлагать местной газете, кинотеатру и др.; г) кружок, кроме практической работы, должен быть посвящен изучению теории фотографирования и др.

Вечер занимательной физики - внеклассное мероприятие большой популярности; однако, они трудоемки, требуют долгой подготовки. Главное - привлечь школьников к подготовке вечера, сделать его не только развлекательным, но и познавательным. Выделяют вечера со специальным сценарием (часто стихотворным, театрализованным) и сборные.

Занимательный вечер по какой-либо теме. Например, для 7 класса может быть проведен вечер "Занимательная механика". Содержание такого вечера может быть построено так: а) занимательные игрушки, б) действие фонтанов, в) движение по инерции, г) занимательные истории, д) фокусы (например, налить воды в бутылку и др.), ребусы, аттракционы, викторины и др.

Вечера занимательной физики должны проходить живо, не затягиваться (НА 1 ЧАС!); необходимо хорошо их оформлять, учащиеся должны знать, что им делать на вечере. Обязательно предусмотреть награждение активных школьников.

Комплексные вечера. Основные элементы (этапы) такого вечера: а) занимательные опыты (см. ранее) и другие элементы, б) сообщения из жизни выдающихся ученых, в) выступления по применению изучаемого явления в практике (например, радиолокации), в) использование межпредметного материала - "Физика и биология", г) использование фрагментов кино- и диафильмов.

Главное при подготовке вечера: тщательно подобрать содержание, хорошо оформить кабинет, использовать разнообразные формы и приемы, можно пригласить родителей учащихся, неплохо музыкальное оформление.

КВН. Общая схема проведения КВН: разминка, приветствие, 2-3 задания, конкурс более трудный, проверка домашнего задания, конкурс болельщиков, конкурс капитанов.

Формы и примеры конкурсов: определение имени физика по портрету, определение имени физика по букве или физического явления по букве, рассказ о применении и принципе работы прибора, рассказы о применении физики в химии, биологии, географии и т.п., написание рассказа с определенными словами, физика в космосе, литературные герои - физики и др., определение на глаз или с помощью необычных приборов размера класса, длины предмета и др.

Лекция 8. Изучение физики в школах зарубежных стран

I. Во всех странах при изучении физики ставятся примерно одинаковые цели: дать основы научной и технической подготовки по предмету; способствовать развитию творческих способностей, формированию научного мышления; развить умения самостоятельно приобретать знания с помощью различных источников (литература, эксперимент и др.). Практически во всех странах отчетливо проявляется изменение характера деятельности учителя: от просто передачи знаний к управлению познавательным процессом. Ключевое внимание познавательной деятельности школьников способствует изменению содержания учебников (больше эксперимента, различных заданий и др.), форм организации учебного процесса, приемов и методов обучения. Немаловажное значение приобретают методологические знания: широкое и сознательное применение моделей, усвоение методов научного исследования, историзм и др.

Повышение научного уровня курса физики педагоги видят в усилении следующих видов деятельности школьников: анализ экспериментальных фактов, изучение фундаментальных законов, предсказание характера протекания явлений, расчет характеристик явлений и процессов. Важно подчеркнуть, что в содержании изучаемого материала четко выделяются онтологические и гносеологические аспекты, отсюда, в частности, более последовательно отношение к роли моделей. Изучение явления проходит три этапа: действительность — физическая модель — математическая модель. Такое отношение к содержанию изучаемого материала взаимосвязано с задачами активизации познавательной деятельности школьников.

II. О структуре курсов физики. Достаточно типичной для многих стран является следующая система обучения: начальная школа, I ступень средней школы, II ступень средней школы, высшая ступень средней школы; неполная средняя школа (первая, вторая и третья ступени обучения ; каждая ступень - три класса), гимназия (гуманитарное, естественно - научное отделения и др.; обычно 2-3 года обучения). До 50% времени отводится на изучение базовых дисциплин (язык, литература, математика, и др.). Распространено использование интегрированных курсов, а в старших классах - специальных курсов.

В неполной средней школе чаще всего физика изучается в рамках курса естествознания. Например, в Швеции на первой ступени элементы физики рассматриваются в рамках краеведения, ручного труда; на второй ступени - в рамках естествознания; на третьей ступени - в рамках отдельного курса или в рамках естествознания. В гимназии на естественно - научном отделении физика изучается три года на достаточно высоком уровне: соответственно 65, 110, 124 часа. Рассматриваются вопросы механики, электричества, атомной физики и др.

Естествознание как обязательный курс в разных странах изучается существенно по-разному: от 2 до 8-9 лет. Во выбору же число школьников изучающих физику невелико: примерно десятая часть школьников. В США в рамках неполной средней школы существует вводный курс физики: один или два года, 8-9 классы, 140 часов; около 50 лабораторных работ; разделы: количество материи, характерные свойства вещества, растворимость и растворители, разделение ве­ществ, радиоактивность, атомная модель материи, размеры и масса атомов и молекул, молекулярное движение, теплота.

Своеобразным ориентиром для нас может быть система обучения физике в такой развитой стране как Япония. (См. подробнее: Физика в школе, 1987. - № 3. - С. 80-84.)

Начальное обучение: 6 лет, курс естествознания, по годам 2, 2, 3, 3, 3, 3 уроков длительностью 50 минут при 40 учебных неделях; изучаются вопросы: магниты, свойства воздуха, простейшие электрические цепи, элементы геометрической оптики, агрегатные состояния вещества, звук и др.

Младшая средняя школа: 3 года, курс естествознания, по годам 3, 3, 4 уроков в неделю; изучаются вопросы: силы в природе, атомно-молекулярное строение вещества, закономерности электрических цепей, механическое движение и др.

Старшая средняя школа: 3 года, обязательный курс естествознания (140 часов), дополнительный курс естествознания по выбору (70 часов), курс физики по выбору (140 часов). В курсе физики изучаются темы: сила и энергия, волны, электричество и магнетизм, атом и ядро.

Особенности методики обучения физике в школах Японии:

- большое внимание самостоятельному эксперименту; в начальной школе весь материал связан с обсуждением опытов; в старших классах эксперимент приобретает характер исследования; достаточно широко используется моделирование и конструирование;

- основными формами работы являются лекция и индивидуальные занятия; в старшей средней школе велик объем домашнего задания; устный опрос перед классом - лишь сильных школьников;

- наглядность как основной принцип обучения; поэтому широко используются различные ТСО;

- распространенность дополнительной работы по предмету с целью подготовки к экзаменационным испытаниям; требуется как знать теорию, так и уметь решать задачи.

III. Во всех зарубежных странах широко используют задачи в процессе обучения физике. Во Франции уделяют внимание классификации задач после изучения соответствующего материала, в США, Швеции (и в других странах) широко используют тесты для контроля знаний, в Англии, США, Франции много внимания уделяют задачам на основе разнообразных экспериментальных ситуаций. В целом используются самые различные задачи. Приведем примеры.

- 1. Шарик привязан к нити, другой конец которой закреплен в точке О (лае рисунок). Шарик держат на одном уровне с точкой О так, чтобы нить была чуть-чуть натянута, а затем опускают (без начальной скорости). В момент, когда он находится прямо под О, нить рвется. На рисунке показаны пять положений шарика после начала его движения. Укажите стрелкой направления ускорений во всех положениях. 2. Нарисуйте схему, состоящую из компонентов, приведенных на рисунке (даны три резистора по 1 Ому, источник тока с ЭДС 1,5 В), причем такую, чтобы амперметр показывал 1,0 А. Внутренним сопротивлением источника тока и амперметра пренебречь. (Швеция.)

- Линейная скорость зубьев пилы станка Ц-5 равна 15 м/с. Диаметр шкива пилы 120 мм, а шкива мотора 300 мм. Найти частоту вращения шкива мотора. (Польша.)

- Две одинаковые собирающие линзы Л1 и Л2, имеющие оптическую силу по 5 дп каждая, находятся на одной оси и отстоят одна от другой на расстоянии 60 см.

1. Точечный источник света помещают на оптической оси на расстоянии 1 м от линзы Л1. Каково его изображение, даваемое системой?

2. Сосуд длиной 40 см наполняют жидкостью с показателем преломления 4/3 и помещают посередине между линзами Л1 и Л2. Стенки сосуда плоские, тонкие и перпендикулярны оптической оси системы.

а) Где нужно поместить экран, чтобы получить четкое изображение источника света?

б) Каков тип изображения, даваемого новой оптической системой?

3. Указать, что будет наблюдаться, если сосуд перемещать вдоль оптической оси (стенки остаются все время перпендикулярными к ней).

4. Сосуд, расположенный посередине между линзами, повернули на 8° вокруг вертикальной оси. Найти положение нового изображения источника.

5. Начертить ход пучков света для объяснения образования изображений во всех этих случаях. (Франция, лицей.)

В большинстве случаев при обучении физике эксперименту уделяется существенное внимание. Так, в Англии в рамках Нафилдовского курса физики за пять лет школьники должны выполнить около 260 лабораторных работ (всего 390 часов), кроме того ставится около 300 демонстрационных опытов, даются домашние экспериментальные задания. Около половины текста учебника "Вводный курс физики" в США отведено на описание лабораторных работ. На самостоятельный эксперимент при изучении физики во многих странах Восточной Европы отводится 15-18% учебного времени. Во Французском лицее на физический эксперимент также отводится около 50% учебного времени. Французские учителя проповедуют: «Наш предмет также изучается руками, как и головой».

В разных странах содержание работ самое различное. Но много работ примерно одинакового уровня. Приведем примеры лабораторных работ: «Получение изображения с помощью линзы», «Измерение силы тока и напряжения» (Венгрия); «Поиск закона рычагов» (Англия); «Несколько электрических измерений» (Франция). Выбор лабораторных работ зависит от возможностей кабинета, целей обучения.

В методике физического эксперимента заметное место занимают оригинальные простые и занимательные опыты. Приведем примеры:

- Железная скрепка или иголка на нити притягивается к магниту. Это равнозначно тому, что силовые линии магнитного поля расположены между магнитом и скрепкой. Можно ли ножницами «перестричь» силовые линии?

- Две катушки, с небольшим количеством витков, замкнуты между собой, подвешены за проводники на штативы и свободно надеты на полюса достаточно сильных подковообразных магнитов. Описать явление, которое будет наблюдаться при выведении одной из катушек из положения равновесия?

Оглавление

Предисловие 3

Часть 1. Теоретические основы методики обучения физике 4

Лекция 1. Методика обучения физике как педагогическая наука 4

Метасистема методики обучения физике 5

Структура деятельности учения и предметной деятельности 6

Лекция 2. Задачи обучения физике. Построение школьного курса 15

Формулировки задач (общая модель) образования, воспитания и развития школьников средствами предмета на уроке физики 17

Образовательные: 17

Воспитательные: 17

Развития: 17

Лекция 3. Методы обучения физике: значение, классификация, содержание 22

Лекция 4. Методы обучения физике: физический эксперимент и решение задач 25

Основы методики использования экспериментальных задач 31

Лекция 5. Организация познавательной деятельности школьников при изучении физики 32

Лекция 6. Организационные формы учебных занятий по физике 36

Лекция 7. Дифференциация обучения физике 42

Лекция 8. Изучение физики в школах зарубежных стран 46

Оглавление 49


Учебное издание

Сауров Юрий Аркадьевич

Методика обучения физике. Курс лекций. Часть I.

Редактор Т.Н. Котельникова

Компьютерный набор Д.А. Чеканова

Лицензия ЛР №020507 от 04.08.97

Подписано в печать 20.05.1998. Формат 60х80 1/16. Бумага офсетная. Ус.п.л. 4. Тираж 100.

Вятский государственный педагогический университет

610002, Киров, Ленина, 111


Курс лекций

Часть I

Киров - 1998

7




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Кировской области Осостоянии окружающей среды Кировской области в 2009 году Региональный доклад Киров 2010 ббк 28. 081. 4(2Рос-4Кир)

    Доклад
    Г.В. Акпарисова, Т.Я. Ашихмина, Н.И. Бояршина, В.И. Бузмаков, А.Л. Бурков, Е.С. Вылегжанина, Л.Н. Гонцова, П.А. Горченко, Г.Н. Грухина, Т.А. Дёмшина, Е.
  2. Редактор Художник Корректоры Верстка Е. Строганова > Е. Журавлева Ю. Климов > Е. Халипина В. Мазо > С. Маликова В. Смирнова, Н. Гайдукова О. Сергеева ббк 88. 491 (1)

    Книга
    Данная книга является первым в России фундаментальным трудом, в котором изложены основы психологии рекламы как отрасли психологической науки. В ней наиболее полно представлены основные теоретические направления, история развития психологии
  3. Редактор Художник Корректоры Верстка Е. Строганова > Е. Журавлева Ю. Климов > Е. Халипина В. Мазо > С. Маликова В. Смирнова, Н. Гайдукова О. Сергеева ббк 88. 491 (2)

    Книга
    Данная книга является первым в России фундаментальным трудом, в котором изложены основы психологии рекламы как отрасли психологической науки. В ней наиболее полно представлены основные теоретические направления, история развития психологии
  4. Курс экономической теории учебник Издание 4-е, дополненное и переработанное Под общей редакцией проф. Чепурина М. Н

    Учебник
    Гл. 1. - проф. Чепурин М.Н. Гл. 2 - § 1,2- проф. Чепурин М.Н., § 3 - проф. Ивашковский С.Н. Гл. 3 - § 1-3,5 - проф. Киселева Е.А., § 4 - доц. Голиков А.
  5. 60 лет. По дороге в будущее

    Документ
    МГИМО – Университет: Традиции и современность. 1944 – 2004 / Под общ. ред. А.В. Торкунова. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2004. – 336 с.

Другие похожие документы..