Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Дипломная работа (далее просто работа) выполняется на листах формата А4 с размерами полей: сверху – 20 мм, снизу –20мм, справа- 15мм, слева –30-35 мм...полностью>>
'Документ'
Общее руководство организацией и проведением соревнований осуществляет комитет по спорту Правительства Хабаровского края, КГУ «Центр спортивной подго...полностью>>
'Документ'
Использования огня еще на заре цивилизации предоставило человеку большое подспорье в освоении природы. Однако помимо неоспоримых преимуществ огонь тр...полностью>>
'Документ'
Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах. - Взамен ГОСТ 1 ....полностью>>

Главная > Курс лекций

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 5. Организация познавательной деятельности школьников при изучении физики

1. Дидакты выделяют четыре компоненты содержания образования: знания о природе, технике, человеке и опыте деятельности; опыт репродуктивной деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Эти компоненты выражают социальный заказ общества, т.е. "опыт рода". Передача "опыта рода" целенаправленно возможна при определенных условиях, в частности, научные знания прямо и эффективно "передаются" лишь при организации учебной деятельности школьников.

Подчеркнем, что усвоение знаний происходит при организации игровой, трудовой, общественно-полезной и иной деятельности. Если при этом преследуют именно цели познания, то обобщенно эту дея­тельность можно называть познавательной. Естественно, что к ней прежде всего относится учебная деятельность. Характеристики познавательной деятельности применительно к изучению физики приведены в таблице 19.

П

Таблица 19

роцесс усвоения начинается с восприятия и осознавания факта; идет через понимание и осознавание путем сравнения, сопоставления аналогии, объяснения; заканчивается систематизацией зна­ний путем обобщения изученного. На каждом этапе усвоения важно найти (для контроля и оценки) «внешние» проявления процесса усвоении. Восприятие фиксируется через слушание объяснений, внимание, через чтение текста и наблюдение явлений. Понимание проявляется в правильном ответе, постановке вопроса, решении задачи, анализе текста и иллюстраций, речевых суждения и умозаключениях, в правильном применении знаний. Обобщение проявляется в умениях правильно связать части знания, определить место нового знания среди изученного, определить границы применимости и др.



Экспериментальный

Математический

Логический



Вид – внутреннее слагаемое типа деятельности. Например, в случае экспериментального типа имеем: наблюдение, сравнение и измерение, подготовка объекта эксперимента и др.


Исследовательский

Частично-поисковый

Репродуктивный


Характеризуется «внутренним механизмом» деятельности: проговаривание и речь, деление задачи на подзадачи и т.д.



По характеру связи субъекта и объекта: первичное знакомство, повторение, упражнения, контроль



2. Организация учебной деятельности происходит в рамках единого процесса учения. Организация учения - цель преподавания. В таблице 6 дано современное представление о структуре и содержании учения. Освоение научных знаний при изучении физики связано с освоением теорий, с формированием теоретического мышления. В этой связи учебная деятельность не любая деятельность в процессе учения. Сам процесс учения многоаспектен, он не может быть сведен лишь к организации учебной деятельности.

Учебная деятельность прежде всего адекватно мотивирована, т.е. получение знаний становится личной целью ученика. Это условие трудно обеспечить. Необходимо создать на уроке атмосферу поиска, сотрудничества, сотворчества, эмоционального комфорта; вскрыть необходимость формирования того или иного понятия - сформулировать учебную проблему, определяя границы в знаниях школьников при объяснении конкретного явления действительности; создать условия для уверенности в решении задачи.

Учебная деятельность направлена на усвоение наиболее общих способов действий. Это действия и «заключены» в научных знаниях и закономерностях усвоения. Для овладения обобщенным способом действия необходимо его выделить, определить этапы формирования, обеспечить организацию действия с учебным материалом. Важно учесть, что существенной является как коллективная, так и индивидуальная деятельность. Первая обеспечивает «обмен деятельностью», «разделение труда» при решении сложных задач. Вторая способствует развитию индивидуальных качеств личности.

Стратегией при усвоении знаний науки является изучение материала от общего к частному, от всеобще абстрактного к конкретному. Именно в этом основа формирования теоретического отношения к действительности. В результате учебной деятельности формируются такие психологические качества личности как рефлексия на свою деятельность и ее результат, внутренний план действий при решении задач и др. На этой основе параллельно формируются важнейшие предметные знания и учения (см. таблицу 20).

На практике учебная деятельность существует в виде выполняемых действий (таблица 21). Их характеристика показана в таблице 22.

3. В последнее время широко распространено использование игровой деятельности при организации учения. Это вызвано снижением интереса к изучению физики в школе, низким уровнем общего развития групп школьников.

Таблица 20





Ставить задачу деятельности

Планировать работу

Создавать условия работы: время, гигиена и др.

Решение задач: соблюдение этапов решения, объяснение физического смысла и др.

Объяснение социальной роли физики и др.

(Конкретизация познавательных общеучебных умений)


Работать с литературой

Проводить наблюдения и делать выводы

Моделировать объекты и явления, строить гипотезы

Описывать объекты и явления различными средствами, получать следствия



Конструирование

(Конкретизация соответствующих общеучебных умений)



Измерения

Вычисления

Работа с графиками

Работа с приборами

Сборка установок и чтение схем

Решение задач



Оценка погрешностей, оценка знания и т.п.

Контроль за своими действиями




Таблица 21



  • Постановка и восприятие задачи

  • Решение

  • Осознавание, обощение процесса и итогов деятельности

Целенаправленность на процесс усвоения научных знаний



Таблица 22




Лекция 6. Организационные формы учебных занятий по физике

I. Классификация форм учебных занятий приведена в таблице 23. Можно различать занятия по следующим параметрам: число учащихся (класс, 1/2 класса, несколько человек по желанию); место проведения (класс-аудитория, кабинет, учебные мастерские, предприятие и т.д.); время проведения (по обычному расписанию, по специальному и т.п.); основная дидактическая цель (сообщение новых знаний, выработка умения самостоятельно работать с учебной или дополнительной литературой, формирование практических умений и др.); методы и приемы (объяснение учителя, беседа, выступления учащихся и пр.); способы управления познавательной деятельностью учащихся (постановка вопросов, инструктирование, создание проблемных ситуаций и др.); виды учебной деятельности (слушание объяснения учителя, участие в беседе, в поиске способов решения выдвинутых проблем, самостоятельная работа с учебником, выполнение упражнений, работа с приборами, выполнение наблюдений и опытов и т.д.); способ контроля за деятельностью и ее результатом (фронтальный опрос, письменная контрольная работа, программированный контроль и др.).

Таблица 23


  • Лекции

  • Конференции

  • Внутрипредметные семинары

  • Факультативные курсы

  • Урок

  • Экскурсии:

а) в природу

б) на предприятия

в) в научные лаборатории

  • Фронтальные лабораторные занятия

  • Практикумы

  • Факультативные практикумы

  • Занятия в учебных мастерских

  • Работа на пришкольном опытном участке

  • Занятия в УПК

  • Производственная практика на предприятии


II. Урок - это форма организации деятельности учителей и учащихся, направленная на решение задач образования, воспитания, развития. Компонентный состав урока: содержание учебного материала, методы обучения, средства и формы обучения. Урок - это динамическая, развивающаяся система. Движущей силой развития этой системы является взаимодействие учителя и учащихся по разрешению противоречия между целью урока, способами деятельности учащихся, условиями усвоения. Урок - основная форма организации учебных занятий по физике. (Помимо его можно говорить об экскурсиях, домашней работе, самоподготовке.) Дидактическая структура урока приведена в таблице 24, классификация уроков - в таблице 25.

Одной из эффективных форм организации обучения физике - особенно в старшей школе - являются конференции и семинары. Рассмотрим основы методики проведения этих занятий.

Классификация

Конференции

Семинары
  1. Тематические конференции.

  2. Конференция с целью профориентации.

  3. Конференция изучения нового материала.

  4. Конференции межпредметного содержания, обобщения знаний по курсу.

  1. Межпредметного характера.

  2. Решения задач.

  3. Обсуждения рефератов и докладов.

  4. Смешанного типа.

Отличие: конференции являются в определенном смысле промежуточной формой между уроком и семинаром, семинар - более активная форма занятия, разное число участников и др.

Общее: проводятся обычно в старших классах, большая самостоятельность при подготовке к конференции или семинару, богатое оформление, выступление учащихся с докладами, активизация деятельности и интерес и др.

Таблица 24









Таблица 25





Комбинированный урок:

а) проверка ДЗ, б) изучение нового, в) упражнения и проверка усвоения нового, г) ДЗ.

Урок – лекция

Урок – беседа

Киноурок


Изучение нового материала:

а) вступительная часть – беседа, упражнения, б) исследование проблемы с помощью эксперимента и др., в) анализ и выводы, г) упражнения, применение знаний, д) ДЗ.

Урок самостоятельной работы (исследовательской)

Урок смешанных видов

Урок самостоятельной работы (репродуктивного плана)


Формирование практических умений:

а) выяснение цели работы, б) теоретическое обоснование правил работы, в) образец выполнения, г) упражнения, д) подведение итогов, е) ДЗ.

Урок – лабораторная работа

Урок – экскурсия

Урок – обзорная лекция

Урок - конференция


Урок повторения и обобщения:

а) беседа с целью анализа изученного, б) упражнения, в) выступления школьников, г) кино и диафильмы, д) подведение итогов, е) ДЗ.

Обобщающая самостоятельная работа

Урок анализа контрольных работ


Контроля знаний:

а) вступительный инструктаж,

б) выполнение задания,

в) подведение итогов.

Письменного опроса

Зачет

Контрольная (самостоятельная) работа

Смешанный урок

Образовательные цели: сообщение новых фактов, систематизация и обобщение знаний; формирование умений: самостоятельно изучить литературу, составить доклад, конспектировать выступление и др.

Воспитательные задачи или цели: совместная работа, деловое общение, новые мотивы деятельности, чувство ответственности; твор­ческие способности и др.; формирование мировоззренческих обобщений (активность, действенность знаний, исторический материал, рассмотрение явлений в единстве и др.); знакомство с практикой научно-технического прогресса; формирование эмоционально-ценностного отношения к предмету.

Задачи развития: формирование интеллектуальных умений: сравнение, анализ, обобщение, умозаключение и др.; знакомство (по форме и содержанию) с научной конференцией: умение слушать, выделять главное, задавать вопросы, выступать перед большой аудиторией и др.

Примерные темы

Конференций

Семинаров

  1. Шкала электромагнитных волн (10 кл.)

  2. Рентгеновы лучи (11 кл.)

  3. В мире тепла и холода (10 кл.)

  4. Значение статического электричества в науке и технике (10 кл.)

  5. Статика на службе строительной промышленности нашего города (9 кл.)

  6. Законы механики и живая природа (8 кл.)

  7. Борьба за скорость в природе и технике (8 кл.)

  8. Развитие средств связи (10 кл.)

  9. Успехи и перспективы электрофикации (11 кл.)

  10. Современная физическая картина мира (11 кл.)

  1. Виды материи и формы ее движения (11 кл.)

  2. Полупроводники и их применение в технике.

  3. Ядерная энергия, ее получение и использование (11 кл.).

  4. Тепловые машины и двигатели в народном хозяйстве (10 кл.)

  5. Основные законы электродинамики и их использование в технике (11 кл.)

Элементы организации: 1. Планирование заранее. Распределение докладов и т.п. 2. Организация оформления. 3. Консультации в период подготовки. 4. Вступительное слово и заключение. 5. Приглашение ученых, передовиков производства, призы и т.п.
6. Определение структуры, содержания и порядка проведения конференции или семинара. Подбор приемов для активизации деятельности всего класса.

Возможные приемы (методические решения): 1. Доклад ученика: информационный, с демонстрациями и т.п. 2. Показ кинофильма: фрагмент, главное, задачи и т.п. 3. Оформление: газета и ее использование, таблицы, план семинара, портреты ученых, наши планы и др. 4. Награждение книгой. 5. Выставка книг. 6. Экскурсия до проведения конференции.

Приемы активизации деятельности школьников: составление тезисов, обобщающей таблицы, плана; дополнение, вопросы докладчику (заранее, на листочке, потом ему предложить); эксперимент и его объяснение, задачи; ДЗ по составлению задач на основе известных; элементы соревнования; наглядность, обобщение и выводы о главном; докладчик может предложить интересный вопрос, проблему для домашнего задания, порекомендовать книгу и т.п.

III. Система подготовки урока включает: а) подсистему планирования занятий (годовое, тематическое, поурочное), б) подсистему подготовки к занятиям.

При тематическом и поурочном планировании следует учитывать:

1. Понятийный анализ материала; объем материала и цель его изучения, основные понятия, структуру знаний, репродуктивное и творческое усвоение, связь понятий, актуализация, варианты формулировок и др.

2. Логический анализ: последовательность изучения материала, материал для коллективной и групповой деятельности, противоречия и проблемы развертывания материала и др.

3. Психологический анализ: приемы и способы создания проблемных ситуаций, возможность самостоятельного решения (изучения) того или иного вопроса, средства усиления новизны материала, приемы развития интереса, вопросы диагностики усвоения, предупреждение неуспеваемости, смена видов деятельности и др.

4. Анализ воспитательных сторон урока: как лучше организовать воспитательный вклад материала? Какие понятия и способы деятельности в наибольшей степени влияют на идейно-политическое и т.п. воспитание? Подбор фактов из истории физики, практики техники и др.

5. Дидактический анализ: какие понятия и способы деятельности должны быть усвоены, дидактические задачи и способы их решения, уточнение объема материала, структура урока, дополнительный материал, выбор методов и приемов, способы решения проблем, система самостоятельных работ, способы работы с учебником, дидактический материал, технические средства обучения, список учеников для проверки знаний, для индивидуальной работы, варианты «подсказок, межпредметные связи, связь с жизнью и опытом школьников, система упражнений для применения знаний и умений, материал для домашнего задания и др. Центральным в дидактической подготовке урока является выбор методов обучения. При этом следует учитывать правила:

- Метод выбирается в зависимости от характера материала, мастерства учителя, дидактических целей урока, уровня обученности учащихся.

- Если материал значим, уровень новых знаний высок, связь старого с новым хорошо выделяется, то можно использовать методы проблемного обучения.

- Если содержание имеет много вспомогательных элементов, множественность связей и существуют трудности актуализации знаний, велик объем материала, то применяются методы репродуктивного характера.

- Если материал требует отработки, упражнений, то в зависимости от дидактических задач применяют репродуктивные методы или методы проблемного обучения.

В целом при подготовке урока следует учитывать:

- Дидактические принципы (онтодидактические, методические) организации учебного процесса: научность, системность и др.

- Правила организации урока: определить цель, подготовить содержание и средства, задачи урока, сочетание методов и приемов, структура урока, все задачи должны решаться на уроке, на дом -лишь повторение и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Кировской области Осостоянии окружающей среды Кировской области в 2009 году Региональный доклад Киров 2010 ббк 28. 081. 4(2Рос-4Кир)

    Доклад
    Г.В. Акпарисова, Т.Я. Ашихмина, Н.И. Бояршина, В.И. Бузмаков, А.Л. Бурков, Е.С. Вылегжанина, Л.Н. Гонцова, П.А. Горченко, Г.Н. Грухина, Т.А. Дёмшина, Е.
  2. Редактор Художник Корректоры Верстка Е. Строганова > Е. Журавлева Ю. Климов > Е. Халипина В. Мазо > С. Маликова В. Смирнова, Н. Гайдукова О. Сергеева ббк 88. 491 (1)

    Книга
    Данная книга является первым в России фундаментальным трудом, в котором изложены основы психологии рекламы как отрасли психологической науки. В ней наиболее полно представлены основные теоретические направления, история развития психологии
  3. Редактор Художник Корректоры Верстка Е. Строганова > Е. Журавлева Ю. Климов > Е. Халипина В. Мазо > С. Маликова В. Смирнова, Н. Гайдукова О. Сергеева ббк 88. 491 (2)

    Книга
    Данная книга является первым в России фундаментальным трудом, в котором изложены основы психологии рекламы как отрасли психологической науки. В ней наиболее полно представлены основные теоретические направления, история развития психологии
  4. Курс экономической теории учебник Издание 4-е, дополненное и переработанное Под общей редакцией проф. Чепурина М. Н

    Учебник
    Гл. 1. - проф. Чепурин М.Н. Гл. 2 - § 1,2- проф. Чепурин М.Н., § 3 - проф. Ивашковский С.Н. Гл. 3 - § 1-3,5 - проф. Киселева Е.А., § 4 - доц. Голиков А.
  5. 60 лет. По дороге в будущее

    Документ
    МГИМО – Университет: Традиции и современность. 1944 – 2004 / Под общ. ред. А.В. Торкунова. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2004. – 336 с.

Другие похожие документы..