Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа курса'
Актуальность. Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государстве...полностью>>
'Документ'
готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям...полностью>>
'Изложение'
Курс представляет собой систематизированное изложение эволюции западной экономической науки в XX веке. В нем рассматриваются основные тенденции разви...полностью>>
'Документ'
…Чехия - Здесь горные массивы сменяются дремучими лесами и живописными равнинами Здесь зовут окунуться в историческое прошлое замки и грады… Здесь р...полностью>>

Главная > Курс лекций

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 2. Задачи обучения физике. Построение школьного курса

I. Социальный заказ общества через систему принципов, а затем и задач обучения, приводит к выбору структуры и содержания физического образования. Общими задачами изучения физики в школе являются задачи воспитания и развития школьников, усвоения специальных знаний и умений (см. таблицы 10-11).

Конкретизируем задачи развития школьников при обучении физике.

Полноценное развитие школьников происходит тогда, когда присвоение конкретных знаний приводит к формированию познавательных операций (таблица 12), способов поведения, убеждений и личностных оценок и др. Этот процесс невозможен без организации учебной деятельности школьников. Причем в наиболее развитой форме она представляет собой самодеятельность. Передача «опыта рода» осуществляется активно, происходит в коллективной деятельности групп учащихся, всего классного коллектива, учителя и учащихся и т.п. При такой организации учения обеспечивается индивидуальное развитие школьников, создаются условия для развития творческих способностей.

Движущей силой психического развития являются противоречия. При изучении физических явлений противоречия возникают и разрешаются при решении задач, при смене форм и видов деятельности, при смене форм знаний и умений и др. При осуществлении учебной деятельности сталкиваются различные мотивы, коллективные и индивидуальные интересы, различные эмоциональные состояния. Для формирования рефлексии (осознавания своих собственных действий и их результата) существенное значение имеют методологические знания. Они усваиваются и как знания, и как действия. Последние в своей системе обеспечивают стиль мышления.

Структура и содержание изучаемого материала влияют на успешность работы по развитию школьников на уроках физики. В начале изучения темы или вопроса должна быть информация для создания познавательной или социальной мотивации. Логика изложения материала строится с учетом принципа цикличности: факты — гипотеза (модель) — следствия — эксперимент. Используются также все другие возможности для генерализации знаний и умений школьников: обобщенные планы изучения явлений, опорные сигналы, этапы решения задач, алгоритмы выполнения действий и т.п.

Содержание курса физики старших классов представлено в виде четырех фундаментальных теорий: механики, молекулярной физики, электродинамики, квантовой физики. При изучении теорий должна быть обеспечена целостность усвоения этих систем знаний. В них зафиксирован "опыт рода" изучаемой предметной области. Для развития школьников средствами предмета это имеет первостепенное значение.

Основными средствами развития школьников на уроках физики являются стиль работы учителя по организации учебной деятельности школьников, атмосфера демократичности и соревновательности, ролевое участие в совместной деятельности, самодеятельность. То есть главным оказываются собственно методические средства, которые использует учитель на уроке. Отсюда необходимость в их тщательной подготовке. В чем и состоит искусство учителя.

Воспитание и развитие связаны между собой. При обучении физике эта связь особенно отчетливо при формировании мировоззрения школьников. «Присвоение» основных компонентов мировоззрения, в том числе знания о методах познания (таблица 13), непосредственно связано с развитием ученика. Такое отношение важно потому, что основные компоненты мировоззрения можно связать с содержанием изучаемого материала. Это позволяет конкретнее решать вопросы воспитания и развития.

Таблица 10


Учебная деятельность

Мышление

  • Теоретическое

  • Эмпирическое

Индивидуальные



Формирование общечеловеческих черт личности

  • Идейно-политическое: знакомство с историческим наследием, изучение документов о развитии науки и техники, политическая культура

  • Трудовое воспитание и профориентация

  • Экономическое и экологическое воспитание

  • Нравственное и эстетическое воспитание

Мировоззрение

  • Знание фундаментальных идей, понятий, законов и теорий современной физической картины мира (свойства пространства времени, фундаментальные идеи, основные понятия, законы и др.)

  • Диалектико-материалистическое понимание физических явлений, законов и теорий (формы движения материи и их черты, связь материи и движения, неисчерпаемость свойств объектов и др.)

  • Умения конкретизировать основные положения теории познания (познаваемость, историзм, объективность и относительность знания и др.)

  • Умения, обеспечивающие формирование диалектического мышления (рассмотрение явлений в единстве, владение методами познания и др.)


Ф

Таблица 11

ормулировки задач (общая модель) образования, воспитания и развития школьников средствами предмета на уроке физики

Образовательные:

- изучение (усвоение, повторение, закрепление) программных физических знаний: научных фактов, идей, принципов, гипотез, моделей, понятий, законов, теорий;

- формирование общеучебных умений: читать научный текст, писать физические термины и формулы, работать с книгой (выделять главное, готовить конспект), планировать ответ, осуществлять самоконтроль деятельности и др.;

- формирование специальных (предметных) умений: наблюдать физические явления, измерять физические величины, вычислять физические величины, строить и анализировать графики, собирать установки для проведения опытов, решать задачи, рассчитывать погрешности измерений, объяснять природу или причину явлений и др.

Воспитательные:

- формирование мировоззрения: материальность мира, познаваемость мира и его закономерностей, взаимосвязь материи и движения, причинно-следственные связи, развитие физики (вклад отечественных ученых, значение для практики), взаимосвязь физики и других наук, отношение явления и сущности, абсолютность и относительность физического знания и др.;

- содействовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников: интернационализм науки, борьба ученых-физиков за мир, коллективный характер научных достижений, гуманизм науки, чувство красоты при изучении явлений природы, гармония научных знаний, критичность мышления ученых и др.;

- содействовать профориентации: знакомство с применением физических знаний в народном хозяйстве, знакомство с принципами работы технических устройств, решение задач соответствующего содержания, формирование умений практического характера (собирать электрические цепи, измерять физические величины современными приборами и др.) и др.;

Развития:

-- формирование мотивационной сферы школьников (потребностей, мотивов, целей, интересов): широкие познавательные мотивы овладения новыми знаниями, теоретико-познавательные мотивы усвоения способов добывания знаний, мотивы самообразования (самостоятельность в добывании знаний); социальные мотивы (быть полезным, занять определенное место и т.п.); эмоции (положительные и отрицательные; сопереживания, удивления, занимательности, восхищения); интересы и др.;

- формирование мышления школьников: освоение общих познавательных операций (анализ, синтез или обобщение, понимание речевых сообщений, логические операции, рефлексия, актуализация опыта), освоение особенных познавательных операций, связанных с эмпирическим (восприятие, отвлечение, классификация...) и теоретическим (моделирование, объяснение явлений на разном уровне...) познанием;

- формирование интеллекта: широта знаний, кругозор, творческие способности, перенос знаний и др.

Таблица 12












Р
асшифруем воспитательные возможности физики на примере экологического и военно-патриотического воспитания.

Военно-патриотическое воспитание (направления работы):

- Знакомство школьников с физическими основами военной техники. Примеры задач: 1. Советские атомные подводные лодки в 1966 году впервые осуществили кругосветное плавание под водой. За полтора месяца они прошли около 40 000 км. С какой средней скоростью они двигались? 2. Ствол модернизированного автомата Калашникова имеет длину 41,5 см. Скорость вылета пули из дула 715 м/с, масса ее 7,9 г, а калибр 7,62 мм. Определите среднее давление пороховых газов в стволе во время выстрела.

- Знакомство с биографиями известных физиков, внесших большой вклад в развитие обороны страны (Курчатов, Королев и др.). Использование хрестоматийного материала, выступления и доклады школьников.

- Моделирование военной техники. Примеры приемов работы: Моделирование индукционного взрывателя; Определение скорости, высоты полета (и т.п.) снаряда; Модель по подъему затонувших кораблей; Радиотелеграфная связь.

- Знакомство школьников с историей Великой Отечественной войны: решение задач, моделирование и др.

- Методы освоения и использования чистых источников энергии, организация безотходных производств. Примеры задач: 1. Солнечные электростанции не дают вредных выбросов, кроме тепловых. Первая солнечная электростанция в Крыму нагревает воду в парогенераторе до 200°. Оцените, каков максимальный КПД этой станции. 2. Весь первичный контур АЭС заключен в объем, эквивалентный кубу с ребром 40 м, который в состоянии выдержать давление в 5105 Па. В случае аварии, когда вся вода превращается в пар с температурой в 2000°, куб должен не допустить выхода пара в атмосферу. Оцените какая максимальная масса воды может находиться в первичном контуре?

- Рациональное использование природных ресурсов: о повышении КПД машин, безотходные технологии, уменьшение потерь энергии и пара. Приемы: 1. Задача на сюжет о невыключенной лампочке. 2. Рассказ (доклад) о борьбе за повышение КПД машин, механизмов. 3. Компьютеризация и экономия ресурсов (и др.).

- Принципы действия защитных сооружений: электрофильтр, отстойник и др. Приемы работы: рассказ, кино-, телеурок, информация из популярной литературы и др.


  • Физика и астрономия (7-9 классы)

  • Физика (7-9 классы)

  • Углубленное изучение физики

  • Физика (гуманитарный курс)

  • Физика: технический курс

  • Физика: физико-математичес-кий курс

  • Углубленное изучение физики (10-11 классы)

  • Углубленное изучение физики (7-11 класс)

  • Факультативы

  • Внеурочная работа

II. Система школьного физического образования (таблица 14) постоянно совершенствуется: изменяются структура и содержание, появляются новые факультативные курсы, изменяется методика изучения тем и разделов. Наиболее существенными тенденциями являются следующие: гуманизация и гуманитаризация, интеграция с другими предметами, усиление практической направленности, усиление внимания к организации учения, выбор курсов, учебников и др. Урок как основная форма учебных занятий сохраняет свое значение. Пути его совершенствования: рациональная организация учебной деятельности (главное); формирование рациональных умений учения, общеучебных умений; расширение тематического диапазона урока, творческий подход к выбору форм и методов; единство текущего, тематического и итогового контроля; рационализация домашних заданий: уменьшение, творчество, индивидуализация и др.; раскрытие задач и путей ускорения научно-технического прогресса.

Уровень изучения предмета задается программой и учебником. Дальнейшая конкретизация требований осуществляется через комплекс учебной литературы (книги для учащихся, методические пособия), инструктивные письма. Учебник выступает как носитель содержания обучения, как средство обучения. Его основные функции: информационная, систематизирующая, закрепления и контроля, самообразование, интегрирующая, координирующая использование всех средств обучения, трансформационная, развивающе-воспитывающая. Структура учебника показана в таблице 15, в таблице 16 дана характеристика иллюстраций. Видно, что возможности учебника как средства обучения трудно переоценить.

Построение учебных систем знания - вечная проблема методики обучения физике. На разных этапах развития образования она по-разному осознавалась, и решения принимали разные формы. В настоящее время доминирует конструирование систем знаний на основе выделения теоретических обобщений - понятий, законов, теорий. При этом обычно подчеркивают общность их гносеологической природы, стратегии развертывания в процессе функционирования (от абстрактного к конкретному), методических приемов по организации усвоения. С точки зрения и теории, и практики обучения особенно важно то, что теоретические обобщение как объект усвоения, как дидактический объект - это процесс. Эффективность этого процесса зависит от многих факторов: содержания и формы выражения первоначальной абстракции, последовательности и подробности этапов функционирования, удобной систематизации знаний и др. Вот почему не падет интерес учителей к использованию обобщающих таблиц, блок-схем, опорных сигналов.

Прежде всего такие структуры учебного знания обеспечивают логическую наглядность при усвоении материала. Одновременно они выполняют роль ориентировочной основы действия (по П.Я. Гальперину). А в целом структурное представление учебного знания формирует новый объект усвоения, в котором помимо содержания на первый план выдвигаются логические (методологические) отношения между элементами знания, целостность предлагаемой системы, организационно - управляющие аспекты обобщения. Учебное знание в такой форме становится функциональнее (по В.А. Кондакову), лучше «подготовлено» к движению, к усвоению. Обозначенный объект усвоения по своей гносеологической природе - тоже теоретическое знание, своеобразная модель. При его усвоении формируется теоретического отношение к действительности.

Таблица 15





  • Аппарат организации усвоения: вопросы, задания, таблицы и т.п.

  • Иллюстративный материал

  • Аппарат ориентировки: рубрики, оглавление, указатели, выводы и др.

  • Основной

  • Дополнительный

  • Пояснительный


Таблица 16



  • Технические устройства

  • Изображения объектов и явлений

  • Изображение внешнего облика объекта или явления: объем, цвет, положение и др.

  • Документальные

  • Технические

  • Научно-познавательные

  • Комбинированные

  • Художественные

  • Инструментально-методические

  • Понятийные: графики и т.п.

  • Предметно-образные: схемы, фотографии и т.п.

  • Реально-предметные: явления природы, фотографии и др.

  • Образно-понятийные: изображения установок и др.


Лекция 3. Методы обучения физике: значение, классификация, содержание

I. Дидакты определяют метод как «способ достижения цели, который представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующих с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта...» (И.Я. Лернер). Методисты соглашаются с этим, считая методом «упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования» (А.И. Бугаев).

Значение метода обучения в его сути: от выбора метода зависит эффективность передачи знаний, усвоение опыта рода; через него во многом реализуются принципы и задачи обучения физике. Так, например, принцип наглядности может быть реализован при изучении нового материала через использование демонстраций, ТСО, при решении задач с помощью постановки эксперимента, при проведении конферен­ции через использование планов выступления, схем или таблиц. Одна из центральных проблем теории и практики обучения: как адекватно задачам обучения выбрать методы и приемы?

II. Дидакты выделяют пять методов обучения (репродуктивный и др.), в методике физики традиционно рассматривают три группы методов (таблица 17). Деление методов на словесные, наглядные и практические выполнено по достаточно внешнему признаку. Без углубления, без расшифровки каждого конкретного метода обучения физике (а, может быть приема?) обойтись нельзя. Например, эксперимент можно использовать в рамках репродуктивного метода - фронтальный опыт, в рамках проблемного изложения - для постановки учебной проблемы, в рамках исследовательского - выполнение соответствующей лабораторной работы или конструирование...

Микроструктура метода обучения физике, если об этом говорить, в познавательных операциях (см.ранее). Поэтому к методам обучения физике нельзя относить дедукцию и индукцию, абстракцию и обобщение, анализ и синтез, хотя это и делается. Учет микроструктуры метода имеет важное значение для организации учебной деятельности.

Таблица 16











В педагогической психологии одной из наиболее практически законченных концепций является теория поэтапного формирования ум­ственных действий и понятий. При формировании любого действия или понятия ученик проходит шесть этапов: 1. Мотивация. 2. Ориентировочная основа действия (ориентиры и указания для выполнения действия и др.). 3. Формирование действия в материальной (материализованной) форме. 4. Формирование действия в громкой речи (проговаривание). 5. Речь про себя. 6. Мысль.

В зависимости от метода обучения мотивация, ООД, действия в материальной форме (и др.) могут иметь разное содержание и форму. При отсутствии ориентировки необходимо варьирование объектов, описываемых формируемым понятием. При этом необходимо варьировать и наглядность: если такой внешний вид, то это фотоэлемент... Наиболее эффективный путь формирования понятий и умственных действий связан с вооружением учащихся ООД. Следует учесть, что каждое действие состоит из ориентировочной, исполнительной, контрольно-корректировочной частей. Обобщение, в частности, формирование понятий всегда идет по тем предметам и условиям, которые входят в ориентировочную основу действия. 1 тип ООД - образец действия, обычно это неполная система ориентиров. II тип ООД - полная система ори­ентиров, но в конкретной форме и для конкретного случая. III тип ООД - это метод анализа объектов, явлений для самостоятельного со­ставления полной ООД.

Для успешного и сознательного выбора методов следует опираться на современные теории усвоения, которые в свою очередь связаны с теорией деятельности.

III. Иногда к методам относят технические средства обучения (экранные пособия, кинофильмы, звуковые системы и др.). Однако все средства обучения (книги, модели и др.) являются лишь составной частью того или иного метода обучения. Метод «подчиняет» средства. Целостные системы обучения, такие как проблемное или программированное обучение, используют разные методы обучения в дидактическом или методическом смысле при ведущей роли одного метода, приема или средства обучения.

IV. Приведем пример выбора методов обучения на уроке «Сила трения» (IX кл.).

Этапы урока

Виды деятельности учителя, учащихся

Методы обучения

Актуализация: повторение материала 7 класса о силах

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают. Примеры, иллюстрации.

Какая из сил важнее, распространеннее?

Показ проявлений явления трения

Эвристическая беседа (словесные и наглядные методы)

Информационно-рецептивный (рассказ)

Формирование понятий и умений

Демонстрация явлений трения, работа с таблицей.

Ответы на вопросы. Школьники слушают, смотрят, пишут.

Фронтальные опыты по изучению зависимости силы трения от вида поверхностей, от смазки, от груза

Информационно-рецептивный (рассказ, опыты и др.)

Эвристическая беседа.

Репродуктивный (наглядные и практические методы)

Применение знаний

Экспериментальные задачи:

1. Изменятся ли показания динамометра, если брусок поставить другой стороной?

2. Задача со скользящей по рукам палкой.

3. Может ли сила трения быть причиной равноускоренного движения тела?

4. Действует ли на покоящийся брусок сила трения?

Доклады школьников.

Работа с учебником. Самостоятельное решение задач

Проблемное обучение (словесные наглядные, практические методы в сочетании друг с другом)

Информационно-рецептивный.

Репродуктивный (практические, словесные при кон­троле работы)

Практически на любом занятии при организации любого вида работы можно активизировать деятельность школьников различными методами и приемами. Приведем примеры:

1. Создание проблемной ситуации перед изучением нового материала с помощью решения задачи; при этом осуществляется и актуализация знаний. Задача: «Определить сечение провода для передачи электроэнергии от ГЭС, мощность которой 106 кВт, напряжение на генераторе 16 кВ, если потребитель находится на расстоянии 300 км.» (Результат вычисления - около 100 см2.) Проблема: как быть?

2. Использование экспериментальных задач с разными целями. Примеры: Одинаковы ли будут результаты измерения сопротивления лампочки накаливания с помощью омметра, на основе закона Ома? (Создание проблемной ситуации перед изучением вопроса о зависимости сопротивления от температуры.) Как и почему будут изменяться показания приборов при передвижении ползуна реостата? (Применение знаний в несколько измененной ситуации.)

3. Связь изучаемого материала с жизнью, с практикой школьников. Примеры методических приемов: Почему зубные врачи не рекомендуют после горячего есть сразу холодное? Рассказ об «использовании» физики в живой природе: принцип ракетного движения кальмаров... Экскурсии на производство перед изучением темы.

4. Самостоятельная работа школьников разного содержания и разных видов: работа с книгой, работа с иллюстрациями, раздаточным материалом, решение задач, лабораторные работы...

5. Средства эмоционального и эстетического воздействия: шутливые рисунки, окраска голоса, занимательные демонстрации и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Кировской области Осостоянии окружающей среды Кировской области в 2009 году Региональный доклад Киров 2010 ббк 28. 081. 4(2Рос-4Кир)

    Доклад
    Г.В. Акпарисова, Т.Я. Ашихмина, Н.И. Бояршина, В.И. Бузмаков, А.Л. Бурков, Е.С. Вылегжанина, Л.Н. Гонцова, П.А. Горченко, Г.Н. Грухина, Т.А. Дёмшина, Е.
  2. Редактор Художник Корректоры Верстка Е. Строганова > Е. Журавлева Ю. Климов > Е. Халипина В. Мазо > С. Маликова В. Смирнова, Н. Гайдукова О. Сергеева ббк 88. 491 (1)

    Книга
    Данная книга является первым в России фундаментальным трудом, в котором изложены основы психологии рекламы как отрасли психологической науки. В ней наиболее полно представлены основные теоретические направления, история развития психологии
  3. Редактор Художник Корректоры Верстка Е. Строганова > Е. Журавлева Ю. Климов > Е. Халипина В. Мазо > С. Маликова В. Смирнова, Н. Гайдукова О. Сергеева ббк 88. 491 (2)

    Книга
    Данная книга является первым в России фундаментальным трудом, в котором изложены основы психологии рекламы как отрасли психологической науки. В ней наиболее полно представлены основные теоретические направления, история развития психологии
  4. Курс экономической теории учебник Издание 4-е, дополненное и переработанное Под общей редакцией проф. Чепурина М. Н

    Учебник
    Гл. 1. - проф. Чепурин М.Н. Гл. 2 - § 1,2- проф. Чепурин М.Н., § 3 - проф. Ивашковский С.Н. Гл. 3 - § 1-3,5 - проф. Киселева Е.А., § 4 - доц. Голиков А.
  5. 60 лет. По дороге в будущее

    Документ
    МГИМО – Университет: Традиции и современность. 1944 – 2004 / Под общ. ред. А.В. Торкунова. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2004. – 336 с.

Другие похожие документы..