Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сфера образования по праву может считаться одной из стратегически важных сфер жизнедеятельности государства. Не влияя прямо на глобальные процессы в ...полностью>>
'Документ'
Республиканская учебно-исследовательская конференция среди студентов медицинских колледжей в режиме on-line «Здоровье народа – неотъемлемая составляющ...полностью>>
'Диплом'
доктор наук з фізичного виховання і спорту, професор Соколова Наталя Іванівна, Національний університет фізичного виховання і спорту України, професо...полностью>>
'Документ'
(чат. positivus - положительный) - направление немарксистской философии, объявляющее единственным источником истинного, Осыствительного знания конкре...полностью>>

Методичка №46 : Физиология «жкт» Система пищеварения и обмена веществ

Главная > Методичка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИМСР

Методичка №46 : Физиология «ЖКТ»

Система пищеварения и обмена веществ.

Функции ферментов в организме

Болезни и лечение ЖКТ.

БАПД. Биоэлементы.

Диетология.

Физиология питания.

Ожирение.

Лечебное питание

Система пищеварения и обмена веществ
Система пищеварения расположена главным образом в брюшной полости. Печень,
желудок и поджелудочная железа находятся в верхней части полости, которая еще
защищена прикрывающей ее грудной клеткой. Желудок через привратниковую часть
(Pylorus) выходит в U-образную двенадцатиперстную кишку (Duodenum), которая
зафиксирована возле стенки брюшной полости. Сюда впадают два протока: от
поджелудочной железы и общий желчный Ductus choledo- chus). Остальные отделы
тонкой кишки (Jejunum и lleum) сдвинуты внутрь брюшной полости и зафиксированы узадней стенки брюшной полости только с помощью брыжейки (Mesenterium). Толстая кишка образует вокруг петель тонких кишок своего рода гирлянду и только в области поперечной ободочной части подвижно подвешена к брыжейке. В малом тазу толстая кишка переходит в прямую кишку и заканчивается заднепроходным каналоми отверстием (Anus).

Анатомия человека – наука.

  • Изучающая форму и строение человеческого организма в связи с его функциями, развитием и влиянием условий существования.

  • Свое название она получила от метода исследования – рассечение, или препарирования (греч. anatemno – рассекаю), который был сначала единственным, а затем главным в изучении строения тела.

  • На современном этапе развития науки различают анатомию:

    • систематическую , изучающую организм по системам (костная, мышечная, сердечнососудистая и т.п.);

    • топографическую , рассматривающую на основе уже известных фактов систематической анатомии пространственные взаимоотношения структур в отдельных областях тела;

    • пластическую , которая объясняет внешние формы и пропорции тела;

    • возрастную , исследующую изменения в строении тела и его частей в процессе индивидуального развития организма;

    • сравнительную , изучающую структурные преобразования сходных органов у разных животных;

    • функциональную, рассматривающую структуры отдельных частей организма под углом зрения выполняемых ими функций.

  • В настоящее время в связи с развитием и успехами экспериментальной физиологии и патологии появилось экспериментальное направление и в анатомии – экспериментальная морфология, изучающая структурные основы адаптации ( adaptatia - приспособление) человеческого организма к изменяющимся условиям внешней среды (температурные колебания, гипокинезия, гиподинамия, вибрация, невесомость и т.д.). В зависимости от метода исследования и уровня познания составляющих структур морфология подразделяется на анатомия, гистологию, цитологию и эмбриологию. Анатомия, как и другие морфологические науки, относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строения живой материи на различных уровнях ее организации. Она вооружает учащихся знаниями о строении человека – объекта их будущей практической деятельности. Раскрывая своеобразие структур человеческого тела, анатомия разъясняет значение специфической приспособляемости к общественному труду, которая характеризует человека и, следовательно, способствует формированию материалистического мировоззрения.

  • Вместе с тем анатомия закладывает фундамент для изучения других медико-биологических и клинических дисциплин: нормальной и патологической физиологии, патологической анатомии, хирургии, лечебной физической культуры, спортивной медицины и т.д. Знание нормального строения и функций органов и систем необходимо для глубокого понимания изменений, происходящих в организме больного человека, что в свою очередь является основой для успешной борьбы за здоровье человека.

Пищеварение

Пищеварение — сложный физиологический процесс, обеспечивающий переваривание пищи и её усвоение клетками. В ходе пищеварения происходит превращение макромолекул пищи в более мелкие молекулы, в частности, расщепление биополимеров пищи на мономеры. Этот процесс осуществляется с помощью пищеварительных (гидролитических) ферментов.

Смысл пищеварения

  • Расщепление крупных молекул на более мелкие необходимо для всасывания пищи — ее транспорт внутрь цитоплазмы клеток через клеточную мембрану, а у животных с внутрикишечным пищеварением — всасывание сквозь стенки желудочно-кишечного тракта в транспортную систему (кровь, лимфу и др.).

  • Расщепление на мономеры белков, ДНК (отчасти и других полимеров пищи) необходимо для последующего синтеза из мономеров "своих", специфических для данного вида организмов, биомолекул.

Основные типы пищеварения и их распространение среди групп живых организмов

  • Внеклеточное пищеварение характерно для всех гетеротрофных организмов, клетки которых имеют клеточную стенку — бактерий, архей, грибов, хищных растений и др. При этом способе пищеварения пищеварительные ферменты секретируются во внешнюю среду или закрепляются на наружной мембране (у грамотрицательных бактерий) либо на клеточной стенке. Переваривание пищи происходит вне клетки, образовавшиеся мономеры всасываются с помощью белков-транспортеров клеточной мембраны.

  • Внутриклеточное пищеварение — процесс, тесно связанный с эндоцитозом и характерный только для тех групп эукариот, у которых отсутствует клеточная стенка (части протистов и животных). При этом способе пищеварительные ферменты поступают в лизосомы, а процесс пищеварения происходит во вторичных эндосомах, через мембрану которых и происходит всасывание пищи внутрь цитоплазмы клетки.

  • Полостное (внутрикишечное) пищеварение — характерно для многоклеточных животных, имеющих желудочно-кишечный тракт, и происходит в полости последнего.

  • Внекишечное пищеварение — характерно для некоторых животных, которые обладают кишечником, но вводят пищеварительные ферменты в тело добычи, всасывая затем полупереваренную пищу (наиболее известные из таких животных — пауки и личинки жуков-плавунцов).

  • Пристеночное пищеварение — происходит в слое слизи между микроворсинками тонкого кишечника и непосредственно на их поверхности (в гликокаликсе) у позвоночных и некоторых других животных.

Пищеварение у позвоночных животных

Пищеварение у позвоночных представляет собой совокупность следующих взаимосвязанных процессов: механическая и физическая обработка пищи, химическое разрушение (гидролиз) компонентов пищи, что реализуется секреторной функцией желудочно-кишечного тракта; процесс всасывания органических и неорганических соединений, в том числе микроэлементов и воды, в кровь и лимфу; экскреция в просвет желудочно-кишечного тракта продуктов жизнедеятельности организма, подлежащих удалению; их удаление из организма вместе с непереваренными остатками пищи.

Для позвоночных характерно отсутствие или слабая выраженность внутриклеточного пищеварения и преобладание внутрикишечного и пристеночного пищеварения.

Пищеварительный процесс у человека

Пищеварительный тракт

Желудочно-кишечный тракт

Ротовая полость

Рот

У человека пищеварение начинается в ротовой полости, где пища пережёвывается. Этот процесс стимулирует экзокринные железы, выделяющие фермент амилазу языка. На этом этапе происходит расщепление полисахаридов. Происходит выделение слюны, помогающей формированию болюса — пищевого комка, что облегчает прохождение пищи по пищеводуГлотательный рефлекс координируется в глотательном центре в продолговатом мозге и мосту, его вызывает раздражение рецепторов вслизистой оболочке глотки. В координированном акте глотания участвуют мягкое нёбо и язычок (uvula), которые предотвращают попадание пищи в носовую полость, инадгортанник, который не дает пище попадать в трахею.

Желудок

 Желудок человека

Желудок расположен под диафрагмой в левом подреберье и надчревной области. Мышечная оболочка образует 3 слоя:

  • наружный слой (продольный);

  • средний слой (циркулярный);

  • внутренний слой (косой).

Пища попадает в желудок, проходя через кардиальный сфинктер. Там она смешивается с желудочным соком, активными компонентами которого является соляная кислотаи пищеварительные ферменты:

  • Липаза — (неактивная, активизируется желчью в двенадцатиперстной кишке) расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот.

  • Пепсин — расщепляет белки до аминокислот.

  • Химозин — (у детей до 1 года) помогает переварить молочные продукты. После одного года химозин пропадает, его функции будет выполнять соляная кислота.

Париетальные клетки желудка также секретируют внутренний фактор, необходимый для всасывания витамина B12.

Тонкая кишка

Тонкая кишка человека

Через пилорический сфинктер пища попадает в тонкую кишку. Первый отдел тонкой кишки — двенадцатиперстная кишка, где происходит смешивание пищи сжелчью, которая обеспечивает эмульгирование жиров, ферментами поджелудочной железы и тонкой кишки, расщепляющими углеводы (мальтозалактоза,сахароза), белки (трипсин и химотрипсин). В тонкой кишке происходит основной объём всасывания питательных веществ через кишечную стенку.

Толстая кишка

Толстая кишка человека

После прохождения тонкого кишечника пища попадает в толстую кишку, состоящую из слепойободочнойсигмовидной и прямой кишок. Здесь происходит всасывание воды и некоторых питательных веществ, таких как витамины, здесь же происходит и формирование каловых масс.

Регуляция пищеварения

Пищеварение у человека является психофизиологическим процессом. Это означает, что на последовательность и скорость реакций влияют гуморальные способности желудочно-кишечного тракта, качество пищи и состояния вегетативной нервной системы.

Гуморальные способности, влияющие на пищеварение, обуславливаются гормонами, которые вырабатываются клетками слизистой оболочки желудка и тонкого кишечника. Основными пищеварительными гормонами являются гастринсекретин и холецистокинин, они выделяются в кровеносную систему желудочно-кишечного тракта и способствуют выработке пищеварительных соков и продвижению пищи.

Усвояемость зависит от качества пищи[1]:

  • значительное содержание клетчатки (в т.ч. растворимой) способно существенно уменьшить всасывание;

  • некоторые микроэлементы, содержащиеся в пище, влияют на процессы всасывания веществ в тонком кишечнике[2];

  • жиры различной природы всасывают по-разному. Насыщенные животные жиры всасываются и преобразуются в человеческий жир гораздо легче, чем полиненасыщенные растительные жиры, которые практически не участвуют в образовании человеческого жира;

  • всасывание кишечником углеводов, жиров и белков несколько меняется в зависимости от времени суток и времени года;

  • всасывание меняется также в зависимости от химического состава продуктов, которые поступили в кишечник раньше.

Регуляция пищеварения обеспечивается также вегетативной нервной системойПарасимпатическая часть стимулирует секрецию и перистальтику, в то время как симпатическая часть подавляет.

Биологически значимые элементы

Биологически значимые элементы (в противоположность биологически инертным элементам) — химические элементы, необходимые организму человека или животного для обеспечения нормальнойжизнедеятельности. Делятся на макроэлементы (содержание которых в живых организмах составляет больше 0,001 %) и микроэлементы (содержание менее 0,001 %).

Использование термина «минерал» по отношению к биологически значимым элементам

Микро- и макроэлементы (кроме кислородаводородауглерода и азота), попадают в организм, как правило, при приёме пищи. Для их обозначения в английском языке существует термин Dietary mineral.

В конце XX века российские производители некоторых лекарственных препаратов и биологически активных добавок стали использовать для обозначения макро- и микроэлементов термин минерал, калькируя англоязычное Dietary mineral. С научной точки зрения такое употребление термина «минерал» является неправильным, в русском языке слово минерал следует использовать только для обозначения геологического природного тела с кристаллической структурой. Тем не менее, производители т. н. «биологических добавок», возможно, в рекламных целях, стали называть свою продукциювитамино-минеральными комплексами.

Макроэлементы

Эти элементы слагают плоть живых организмов. К макроэлементам относят те элементы, рекомендуемая суточная доза потребления которых составляет более 200 мг. Макроэлементы, как правило, поступают в организм человека вместе с пищей.

Биогенные элементы

  • Углерод

  • Водород

  • Азот

  • Кислород

  • Фосфор

  • Сера

Эти макроэлемнты называют биогенными (органогенными) элементами или макронутриентами (англ. macronutrient). Из макронутриентов преимущественно построены такие органические вещества, какбелкижирыуглеводы и нуклеиновые кислоты. Для обозначения макронутриентов иногда используют акроним CHNOPS, состоящий из обозначений соответствующих химических элементов в таблице Менделеева.

Другие макроэлементы

Рекомендуемая суточная доза > 200 мг:

  • Калий

  • Кальций

  • Магний

  • Натрий

  • Хлор

Микроэлементы

Термин «микроэлементы» получил особое распространение в медицинской, биологической и сельскохозяйственной научной литературе в середине XX века. В частности, для агрономов стало очевидным, что даже достаточное количество «макроэлементов» в удобрениях (троица NPK — азотфосфоркалий) не обеспечивает нормального развития растений.

Микроэлементами называются элементы, содержание которых в организме мало, но они участвуют в биохимических процессах и необходимы живым организмам. Рекомендуемая суточная доза потребления микроэлементов для человека составляет менее 200 мг. В последнее время производители биологически активных добавок стали использовать заимствованный из европейских языков терминмикронутриент (англ. micronutrient), под которым объединяют микроэлементывитамины и некоторые макроэлементы (калийкальциймагнийнатрий).

Поддержание постоянства внутренней среды (гомеостаза) организма предусматривает в первую очередь поддержание качественного и количественного содержания минеральных веществ в тканях органах на физиологическом уровне.

Основные ультрамикроэлементы

По современным данным более 30 микроэлементов считаются необходимыми для жизнедеятельности растенийживотных и человека. Среди них (в алфавитном порядке):

  • Бром

  • Железо

  • Йод

  • Кобальт

  • Марганец

  • Медь

  • Молибден

  • Селен

  • Фтор

  • Хром

  • Цинк

Чем меньше концентрация соединений в организме, тем труднее установить биологическую роль элемента, идентифицировать соединения, в образовании которых он принимает участие. К числу несомненно важных относят ванадий, кремний и др.

Совместимость

Совместимость микронутриентов

В процессе усвоения организмом витаминов, микроэлементов и макроэлементов возможен антагонизм (отрицательное взаимодействие) или синергизм (положительное взаимодействие) между разными компонентами.

Недостаток микроэлементов в организме

Основные причины, вызывающие недостаток минеральных веществ:

  • Неправильное питание или однообразное питание, некачественная питьевая вода.

  • Геологические особенности различных регионов земли — эндемические (неблагоприятные) районы.

  • Большая потеря минеральных веществ по причине кровотечений, болезнь Кронаязвенный колит.

  • Употребление некоторых лекарственных средств, связывающих или вызывающих потерю микроэлементов.

Макромоле́кула — молекула с высокой молекулярной массой, структура которой представляет собой многократные повторения звеньев, образованных (в действительности или мысленно) из молекул малой молекулярной массы. Число атомов, входящих в состав макромолекул, может быть очень большим (сотни тысяч и миллионы). Высокомолекулярными обычно считаются вещества, обладающие молекулярной массой более 103 Да. Достаточно ли велика молекулярная масса, часто можно определить по следующему критерию: если добавление или удаление одного или нескольких звеньев не влияет на молекулярные свойства, молекула может считаться макромолекулой (такой критерий оказывается неудачным, например, в случае биополимеров). Термины "макромолекула" и "полимерная молекула" являются синонимами.

Под полимерным клубком понимается не то же, что под смотанным клубком ниток. Полимерный клубок (англ. coil) больше напоминает спутанную нить, образованную случайными пинками разматывающейся катушки по комнате. Полимерный клубок непрерывно меняет свою конформацию (пространственную конфигурацию). Типичная форма клубка на вид похожа на траекторию броуновского движения (частный случай, так называемый идеальный клубок, описывается теми же уравнениями). Образование клубков происходит в силу того, что полимерная цепь на некотором расстоянии (статистический сегмент) "теряет" информацию о своем направлении. Соответственно, о клубке можно говорить тогда, когда контурная длина цепи значительно превышает длину статистического сегмента.

Глобулярная конформация полимерной цепи представляет собой плотную конформацию, при которой объемная доля полимера сравнима с единицей (если доля полимера близка к единице, глобула называется плотной; если же объемная доля полимера хоть и сравнима, но заметно меньше единицы, то говорят, что глобула рыхлая). Глобулярное состояние реализуется, когда взаимодействие звеньев полимера друг с другом и с окружающей средой (например, раствором) приводит к взаимному притяжению звеньев.

Ферменты пищеварения

Ферме́нты пищеваре́ния включают в себя ферменты пищеварительного тракта, расщепляющие сложные компоненты пищи до более простых веществ, которые затем всасываются в организм. Основные места действия пищеварительных ферментов — это ротовая полостьжелудоктонкая кишка. Эти ферменты вырабатываются такими железами, как слюнные железы, железы желудка, поджелудочная железа и железы тонкой кишки.

Ротовая полость

Слюнные железы секретируют в полость рта альфа-амилазу (птиалин), которая расщепляет высокомолекулярный крахмал до более коротких фрагментов и до отдельных растворимых сахаров (дектрины,мальтозамальтриоза).

Желудок

Ферменты, секретирующиеся желудком называются желудочными ферментами.

  • Пепсин — основной желудочный фермент. Расщепляет белки до пептидов.

  • Желатиназа расщепляет желатин и коллаген, основные протеогликаны мяса.

  • Амилаза желудка расщепляет крахмал, но имеет второстепенное значение по отношению к амилазам слюнных желез и поджелудочной железы.

  • Липаза желудка расщепляет трибутирины масла, играет второстепенную роль.

Тонкий кишечник

Ферменты поджелудочной железы

Поджелудочная железа является основной железой в системе пищеварения. Она секретирует ферменты в просвет двенадцатиперстной кишки.

  • Протеазы:

    • Трипсин является протеазой, аналогичной пепсину желудка.

    • Химотрипсин — также протеаза, расщепляющая белки пищи.

    • Карбоксипептидаза

    • Несколько различных эластаз, расщепляющих эластин и некоторые другие белки.

  • Нуклеазы, расщепляющие нуклеиновые кислоты ДНК и РНК.

  • Стеапсин, расщепляющий углеводы.

  • Амилазу, расщепляющую крахмал и гликоген, а также другие углеводы.

  • Липаза поджелудочной железы является важнейшим ферментом в переваривании жиров. Она действует на жиры (триглицериды), предварительно эмульгированные желчью, секретируемой в просвет кишечника печенью.

Ферменты тонкой кишки

  • Несколько пептидаз, в том числе:

    • энтеропептидаза — превращает трипсиноген в трипсин.

  • Ферменты, расщепляющие дисахариды до моносахаридов:

    • сахараза расщепляет сахарозу до глюкозы и фруктозы;

    • мальтаза расщепляет мальтозу до глюкозы;

    • изомальтаза расщепляет мальтозу и изомальтозу до глюкозы;

    • лактаза расщепляет лактозу до глюкозы и галактозы.

  • Липаза кишечника расщепляет жирные кислоты.

  • Эрепсин, фермент, расщепляющий белки.

Эндоцитоз

Эндоцито́з (англ. endocytosis) — процесс захвата (интернализации) внешнего материала клеткой, осуществляемый путём образования мембранных везикул. В результате эндоцитоза клетка получает для своей жизнедеятельности гидрофильный материал, который иначе не проникает через липидный бислой клеточной мембраны. Различают фагоцитозпиноцитоз и рецептор-опосредованный эндоцитоз. Термин был предложен в 1963 году бельгийским цитологом Кристианом де Дювом для описания множества процессов интернализации, развившихся в клетке млекопитающих.

Типы

Различные типы эндоцитозафагоцитозпиноцитоз и рецептор-опосредованный эндоцитоз.

  • Фагоцитоз (поедание клеткой) — процесс поглощения клеткой твёрдых объектов, таких как клетки эукариот, бактериивирусы, остатки мёртвых клеток и т. п. Вокруг поглощаемого объекта образуется большая внутриклеточная вакуоль (фагосома). Размер фагосом — от 250 нм и больше. Путем слияния фагосомы с первичной лизосомой образуется вторичная лизосома. В кислой среде гидролитические ферментырасщепляют макромолекулы, оказавшиеся во вторичной лизосоме. Продукты расщепления (аминокислоты, моносахариды и прочие полезные вещества) транспортируются затем через лизосомную мембрану в цитоплазму клетки. Фагоцитоз распространен очень широко. У высокоорганизованных животных и человека процесс фагоцитоза играет защитную роль. Фагоцитарная деятельность лейкоцитов имакрофагов имеет огромное значение в защите организма от попадающих в него патогенных микробов и других нежелательных частиц. Фагоцитоз впервые описал русский ученый И.И. Мечников.

  • Пиноцитоз (питьё клеткой) — процесс поглощения клеткой жидкой фазы из окружающей среды, содержащей растворимые вещества, включая крупные молекулы (белкиполисахариды и др.). При пиноцитозе от мембраны отшнуровываются внутрь клетки небольшие пузырьки — эндосомы. Они меньше фагосом (их размер до 150 нм) и обычно не содержат крупных частиц. После образования эндосомы к ней подходит первичная лизосома, и эти два мембранных пузырька сливаются. Образовавшаяся органелла носит название вторичной лизосомы. Процесс пиноцитоза постоянно осуществляют все эукариотическме клетки.

  • Рецептор-опосредованный эндоцитоз — активный специфический процесс, при котором клеточная мембрана выпучивается внутрь клетки, формируя окаймлённые ямки. Внутриклеточная сторона окаймлённой ямки содержит набор адаптивных белков (адаптинклатрин, обуславливающий необходимую кривизну выпучивания и др. белки). Макромолекулы, связывающиеся со специфическими рецепторами на поверхности клетки, проходят внутрь со значительно большей скоростью, чем вещества, поступающие в клетки за счет пиноцитоза. Внешняя сторона мембраны при этом включает специфические рецепторы (например, ЛПНП-рецептор). При связывании лиганда из окружающей клетку среды окаймлённые ямки формируют внутриклеточные везикулы (окаймлённые пузырьки). Рецептор-опосредованный эндоцитоз включается для быстрого и контролируемого поглощения клеткой соответствующего лиганда (например, ЛПНП). Эти пузырьки быстро теряют свою кайму и сливаются между собой, образуя более крупные пузырьки — эндосомы. После чего эндосомы сливаются с первичными лизосомами, в результате чего формируются вторичные лизосомы. Например, когда животной клетке необходим холестерин для синтеза мембраны, она экспрессирует ЛПНП-рецепторы на плазматической мембране. Богатые холестерином и эфирами холестерина ЛПНП, связавшиеся с ЛПНП-рецепторами, быстро доставляют холестерин в клетку.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Физиология и биофизика возбудимых клеток

    Документ
    Раздражимость - это способность клеток, тканей, организма в целом переходить под воздействием факторов внешней или внутренней среды из состояния физиологического покоя в состояние активности.
  2. Молодежь и медицинская наука в XXI веке 30 марта 1 апреля 2011 года г. Киров

    Документ
    Молодежь и медицинская наука в xxi веке: материалы XII-ой открытой итоговой научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием 30 марта – 1 апреля 2011г.
  3. Лаш вазирлиги ўзбекистон педиатрларининг ассоциацияси тошкент педиатрия тиббиёт институти

    Документ
    ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНДУКТОРА ИНТЕРФЕРОНОГЕНЕЗА РОГОСИНА В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ САЛЬМОНЕЛЛЕЗОМ, АССОЦИРОВАННЫМ ЦИТОМЕГАЛОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ
  4. Ю. М. Степанов физиология в тестах учебное пособие

    Учебное пособие
    Физиология в тестах: учебное пособие для студентов вузов /Ю.М. Степанов; Красноярский государственный аграрный университет. – Красноярск, 2008. – 540с.
  5. И физиология. Лекции. Оглавление

    Лекции
    Лекция №1. «Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека. Человек как биосоциальное существо.

Другие похожие документы..