Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методичні рекомендації'
Територіальна організація влади в Україні: Методичні рекомендації для слухачів до дистанційного курсу / Укладачі: Саханенко С.Е., Яроміч С.А. – К.: У...полностью>>
'Лекція'
За визначенням Вікіпедії: «Електронна бібліотека — упорядкована колекція різнорідних електронних документів, забезпечена засобами навігації та пошуку...полностью>>
'Книга'
Книга польского философа и писателя Владислава Татаркевича «О счастье и совершенстве человека» представляет широким калейдоскоп мнений, оценок, сужде...полностью>>
'Документ'
адрес: 150063. город. Ярославль, улица Труфанова, дом.17, корпус.2, тел. 56-44-60, Е-mail: cdb.yaroslavl.ru намерен осуществить поставку книжной прод...полностью>>

Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (6)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Соотношение данных направлений деятельности существенно отличается по федеральным округам, что наглядно видно из вышеприведенной таблицы. Так, если на долю мероприятий по адвокатированию конкуренции приходится в Южном федеральном округе лишь 6%, то в соседнем Северо-Кавказском округе – 27%, что почти на 10% выше среднего показателя.

Существенный объем работы, связанной с проведением анализа и мониторинга товарных рынков и выработкой мер, направленных на развитие конкуренции, отмечается по Дальневосточному федеральному округу, где на долю таких мероприятий приходится почти 60% от общего количества запланированных.. В определенной степени, это обусловлено исполнением с участием территориальных органов поручений Правительства Российской Федерации, данных по результатам проведенных в 2010 г. выездных совещаний в гг. Владивостоке, Хабаровске, Южно-Сахалинске, в том числе по вопросу развития конкуренции в целях создания благоприятной среды для малого и среднего предпринимательства. Преобладающим является данное направление и по Южному федеральному округу (56%).

Неотъемлемой частью региональной программы является план мероприятий по ее реализации (далее – План мероприятий).Недостатком ряда региональных программ является отсутствие адекватного отражения предлагаемых мер, направленных на развитие конкуренции, в Планах мероприятий. Не во всех региональных программах Планы мероприятий предусматривают применение такого важного инструмента конкурентной политики, как адвокатирование конкуренции, который широко используется антимонопольными органами на практике.

В ряде утвержденных региональных программ не предусмотрено участие УФАС России в их реализации ни по одному из пунктов Плана мероприятий.

В большинстве случаев, формально не являясь ответственными исполнителями (соисполнителями) соответствующих мероприятий, УФАС России фактически участвуют в выполнении региональных программ.

Так, большая работа проводится УФАС России по снятию и предупреждению административных барьеров для ведения бизнеса, адвокатированию конкуренции, проведению анализа и мониторинга товарных рынков.

Одним из таких примеров является деятельность Нижегородского УФАС России, направленная на развитие конкуренции в регионе.

Нижегородское УФАС России, формально не являясь исполнителем региональной программы, принимало активное участие в ее разработке. В настоящее время фактически осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение выполнение региональной прогрыммы в рамках заключенного 17.05.2010 между правительством Нижегородской области и Федеральной антимонопольной службой Соглашения о взаимодействии. Предмет Соглашения - организация взаимодействия Сторон путем осуществления мероприятий и согласованных действий, направленных на защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, реализацию программы развития конкуренции в Нижегородской области, а также на соблюдение антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства, регулирующего деятельность субъектов естественных монополий. Реализацию Соглашения со стороны Федеральной антимонопольной службы осуществляет Нижегородское УФАС России.

В рамках реализации Соглашения Нижегородским УФАС России подготовлен и направлен на согласование губернатору Нижегородской области - председателю Правительства Нижегородской области Шанцеву В.П. план мероприятий по выполнению Соглашения, который фактически представляет собой план действия Нижегородского УФАС России по реализации региональной программы. Так, с 15.09.2010 в рамках работы по адвокатированию конкуренции, а также в связи с ростом цен на социально-значимые товары первой необходимости в Управлении начала работу «горячая линия» по приему устных обращений граждан. Всего за период работы линии по настоящее время поступило более 800 обращений граждан.

Материалы «горячей линии» направляются в прокуратуру Нижегородской области для возможных мер прокурорского реагирования и сбора информации от хозяйствующих субъектов по согласованной форме (поставщики, отпускные цены, размер торговой наценки). По результатам совместной проверки Управлением возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства (установление монопольно высокой цены на гречневую крупу, муку и хлеб).

Данные мониторинга розничных цен на социально-значимые продовольственные товары и иная информация Управление оперативно представляет в правительство Нижегородской области, министерство сельского хозяйства Нижегородской области.

В целях профилактики нарушений антимонопольного законодательства Нижегородское УФАС России на регулярной основе в 2010 году принимало участие в семинарах по оказанию методической помощи главам местного самоуправления и администраций городских и сельских поселений области.

Согласно критериям Минрегиона России, города Павлово и Заволжье отнесены к моногородам с высокой степенью влияния ранее имевшего место финансового кризиса. В адрес министерства экономики Нижегородской области и глав местного самоуправления г. Павлово и г. Заволжье Нижегородским УФАС России инициативно направлены письма с предложением рассмотреть возможность интеграции в областную целевую программу «Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на 2010-2012г.г.» положений программы «Развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования г.Заволжья на 2010-2012г.г.» и целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования г.Павлово на 2010-2015г.г.», утвержденные Думой г. Заволжья и Городской думой г.Павлово. В рамках реализации данных программ совместно с администрациями г. Заволжья, г. Павлово и Нижегородским УФАС России проведена значительная консультативно-методическая работа по поддержанию и развитию конкурентной среды в процессе диверсификации экономики и снятия социальной напряженности в г. Заволжье и г. Павлово.

Помимо Соглашения о взаимодействии с Правительством Нижегородской области, ФАС России заключены аналогичные соглашения с Правительством Республики Дагестан, Правительством Республики Калмыкия, Администрацией Псковской области, Правительством Республики Алтай, Правительством Архангельской области, Администрацией Тверской области, Коллегией Администрации Кемеровской области, Правительством Вологодской области, Правительством Москвы, Правительством Республики Саха (Якутия) и Правительством Республики Северная Осетия-Алания.

В числе мероприятий региональных программ, предусматривающих участие УФАС России, следует отметить следующие.

Программа развития конкуренции Алтайского края. Мероприятие «Осуществление постоянного мониторинга состояния рынков сельскохозяйственной продукции с целью пресечения антиконкурентных действий со стороны их участников»

В целях повышения эффективности мониторинга цен 16.09.2010 с органами исполнительной власти Алтайского края (Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры; Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края; Управлением пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края), территориальным органом Росстата, УФАС России по Алтайскому краю подписано Соглашение о взаимодействии по обеспечению ценовой доступности социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Информация о результатах мониторинга и выявленных нарушениях регулярно направляется губернатору Алтайского края, главному федеральному инспектору в Алтайском крае, в Прокуратуру Алтайского края.

Программа развития конкуренции Республики Башкортостан. Раздел «Региональная конкурентная политика», пункт 7.2.16. «Реализация программы «Энергосбережение на 2008-2012 годы», повышение энергетической эффективности экономики Республики Башкортостан.

В рамках деятельности Экспертного совета по естественным монополиям при УФАС России по Республике Башкортостан, на котором обсуждались вопросы по реализации положений Федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 23.11.2009 № 261-ФЗ., принято решение о том, что для предупреждения возможных нарушений в части злоупотребления доминирующим положением участниками рынка систем и приборов учета ресурсов необходим мониторинг данного рынка и обеспечение информирования населения.

Программа развития конкуренции Воронежской области. Раздел «Разработка и внесение предложений по совершенствованию механизма предоставления государственной поддержки, стимулирующего предприятия потребительской кооперации к увеличению объемов заготовительной деятельности сельскохозяйственного сырья у граждан, ведущих личное подсобной хозяйство»

Воронежским УФАС России подготовлены рекомендации администрации области о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг.

Программа развития конкуренции Калининградской области. Раздел «Сокращение административных барьеров, которые препятствуют и усложняют начало и ведение предпринимательской деятельности»

УФАС по Калининградской области проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства государственными учреждениями ветеринарии, подведомственными органам власти Калининградской области. По результатам проверки возбуждено дело в отношении ГУ ветеринарии Калининградской области "Областная станция по борьбе с болезнями животных" по признакам нарушения п. 2 ч.1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

В настоящее время проводится анализ практики лицензирования медицинской деятельности с целью выявления признаков нарушения запрета на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Программа развития конкуренции Камчатской области. Раздел «Рыбохозяйственный комплекс», мероприятие «Устранение административных барьеров, связанных с дублированием полномочий органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере производства и оборота рыбной продукции, в том числе проведение проверок»

Проведена плановая проверка Северо-Восточного территориального агентства по рыболовству на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства при организации и проведении конкурсов на заключение договоров на право пользования рыбопромысловыми участками для промышленного рыболовства и рыболовства для нужд коренных малочисленных народов севера, Сибири и дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае. По результатам проверки возбуждено дело, выданы предписания, которые исполнены, в том числе при Северо-Восточном территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству создан ряд комиссий по проведению соответствующих конкурсов, в работе которых принимает участие представитель Камчатского УФАС России

Программа развития конкуренции Самарской области. Пункт 13 Плана мероприятий «Подготовка законодательных инициатив по внесению изменений в соответствующие нормативные правовые акты для установления предельных тарифов для сетевых организаций, у которых передача электрической энергии не является основным видом деятельности, с возможностью дифференциации в зависимости от объемов передаваемой электрической энергии»

Самарское УФАС России письмом от 01.10.2010 № 8964/ЛП представлены в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (далее – Министерство) предложения по вопросу подготовки законодательной инициативы, направленной на урегулирование на федеральном уровне вопросов, связанных с приемкой и эксплуатацией и опломбированием приборов учета энергоресурсов. Предложения Самарского УФАС России учтены Министерством в разработанном законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Программа развития конкуренции Ставропольского края. Раздел «Мероприятия, направленные на развитие конкуренции в сфере торговли в Ставропольском крае»

Между прокуратурой Ставропольского края и Ставропольским УФАС России ведётся обмен информацией с целью оперативного устранения факторов, негативно влияющих на цены на социально значимые продукты питания на территории края, в частности, краевая прокуратура проинформирована о выявленных Ставропольским УФАС России нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе по статьям 10 и 11 Федерального закона «О защите конкуренции» (в части осуществления согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции, приведших к повышению цен на молочную продукцию, а также муку).

Программа развития конкуренции Удмуртской республики. Раздел «Антимонопольное регулирование», пункт 6.1. «Анализ и оценка состояния конкурентной среды, условий предпринимательской деятельности на рынках»

Результаты анализов рынков направляются УФАС России в Правительство Удмуртской Республики, а также в отраслевые министерства для принятия мер, направленных на развитие конкуренции. Информация по мониторингу цен на продукты питания ежемесячно направляется в Правительство Удмуртской Республики.

В настоящее время органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии территориальных органов ФАС России проводится работа по внесению изменений в утвержденные региональные программы, в том числе с учетом заключений Минэкономразвития России.

ФАС России была проанализирована информация об участии УФАС России в доработке утвержденных региональных программ.

В качестве примера проведенной территориальным органом работы по внесению изменений в утвержденную региональную программу можно рассмотреть региональную программу развития конкуренции Калужской области.

По замечаниям Минэкономразвития России региональная программа была доработана в части уточнения ее целей, целевых индикаторов и показателей, перечня подпрограмм и основных мероприятий, объемов финансирования, ожидаемых результатов. В текст региональной программы были внесены изменения по ряду разделов.

Доработка региональной программы осуществлялась с участием Калужского УФАС России, которым разработчику были направлены материалы проведенных исследований рынков реализации нефтепродуктов, лекарственных средств, электрической энергии, похоронных услуг, рынков нерудных строительных материалов, управления многоквартирными домами, с учетом которых был сформирован ряд разделов региональной программы.

Изменения в региональную программу утверждены постановлением правительства Калужской области от 19.10.2010 № 412 «О внесении изменений в постановление правительства Калужской области от 03.11.2009 № 450 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие конкуренции в Калужской области на 2010-2012 годы».

Существенный вклад в доработку утвержденной региональной программы внесло Управление ФАС России по Республике Коми.

Имевшиеся замечания и предложения к разделам «Оценка состояния товарных рынков», «Направления развития конкуренции» и «План мероприятий по развитию конкуренции в Республике Коми в 2010-2012 годах» учтены разработчиком при подготовке распоряжения Правительства Республики Коми от 24.12.2010 № 590, которым внесены изменения в ранее утвержденную программу развития конкуренции в Республике Коми.

Большая работа в этом направлении проведена и Челябинским УФАС России, предложения которого нашли отражение в распоряжении правительства Челябинской области от 24.01.2011 № 5-рн об утверждении изменений и дополнений в утвержденную региональную программу.

Имеются и иные примеры конструктивного взаимодействия УФАС России в части доработки и реализации утвержденных программ.

По результатам анализа и обобщения работы субъектов Российской Федерации над региональными программами Минэкономразвития России подготовлен Кодекс по обзору лучших практик применения мер по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации, в котором проанализирован и систематизирован положительный опыт применения мер по формированию благоприятной конкурентной среды в российских регионах.

Работа по реализации региональных программ будет продолжена в 2011 году, конечной целью которой является выравнивание в среднесрочном периоде условий конкуренции в субъектах Российской Федерации.

1.3. Практика контроля за иностранными инвестициями в стратегические хозяйственные общества

Наряду с мерами по защите и развитию конкуренции в Российской Федерации реализуется и ряд ограничительных мер, связанных с регулированием иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства.

Важность стратегических отраслей экономики обуславливает необходимость особого контроля за сделками иностранных инвесторов в этой сфере в целях недопущения последствий ведущих к возникновению угрозы обороны страны и безопасности государства.

В 2010 году на рассмотрение в ФАС России поступило 104 ходатайства иностранных инвесторов, из них: 87 ходатайств поступило и рассмотрено в соответствии Федеральным законом от 29.04.2008 № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон № 57-ФЗ), 17 ходатайств – в соответствии с Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (Далее – Закон №160-ФЗ), при этом число ходатайств, поступивших на рассмотрение в 2010 году, по сравнению с 2009 годом, возросло на 25%.

Из числа рассмотренных ходатайств 64% были внесены на рассмотрение Правительственной комиссии, 26 % были рассмотрены непосредственно ФАС России в рамках установленных полномочий без внесения в Правительство Российской Федерации, 10 % были отозваны заявителями по причине отказа от намерения осуществить планируемую сделку либо в целях доработки материалов представленных ходатайств.

По результатам рассмотрения 57 ходатайств Правительственной комиссией были приняты следующие решения:

48 решений о предварительном согласовании сделок,

в т.ч. 4 решения о предварительном согласовании с выставлением иностранному инвестору обязательств в соответствии с ч.1 ст.12 Закона № 57-ФЗ;

3 решения об отказе в предварительном согласовании сделок;

6 решений о продлении сроков рассмотрения ходатайств.

При этом ходатайств иностранных инвесторов, касающихся сделок в отношении кредитных организаций, имеющих лицензии на осуществление деятельности по распространению, обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, было рассмотрено в упрощенном порядке на основании положительных заключений ФСБ России с последующим уведомлением Правительственной комиссии о принятых ФАС России решениях.

Средний срок рассмотрения таких ходатайств составил 1 месяц. Упрощенная схема рассмотрения подобных ходатайств позволила ускорить процесс их рассмотрения и способствовала скорейшему осуществлению планируемых сделок в банковской сфере.

Юрисдикция иностранных инвесторов, подавших в 2010 году ходатайства в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, была ограничена 23 иностранными государствами, наибольшая доля заявителей (29 %) приходилась на иностранные компании, зарегистрированные в Республике Кипр.

Анализ видов деятельности хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в отношении которых подавались ходатайства иностранных инвесторов, свидетельствует о том, что наибольшая доля поданных ходатайств (30 %) касалась сделок в сфере пользования участками недр федерального значения. 12 % ходатайств касалось сделок в сфере разработки, производства и распространения шифровальных (криптографических) средств в банковской сфере, 12 % ходатайств – сфера теле- и радиовещания, по 8 % - относились к сферам деятельности естественных монополий и деятельности, связанной с возбудителями инфекционных заболеваний.

Также за отчетный период ФАС России рассмотрено:

- 62 уведомления иностранных инвесторов, поданных в соответствии с требованиями ст.14 Закона № 57-ФЗ;

- 19 запросов иностранных инвесторов о необходимости согласования сделок в случае, если при совершении сделок факт установления контроля заявителя над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, не являлся очевидным, что по объему проделанной работы равнозначно рассмотрению ходатайств иностранных инвесторов;

98 обращений иностранных инвесторов, юридических и физических лиц по вопросам применения Закона № 57-ФЗ.

Для выявления сделок, подпадающих под предварительный или последующий контроль, в соответствии с нормами Закона № 57-ФЗ проведен анализ 235 ходатайств и уведомлений, поданных иностранными инвесторами в соответствии с требованиями Закона № 135-ФЗ. В результате проведенной аналитической работы был выявлен ряд сделок, требующих предварительного согласования или последующего уведомления в соответствии с Законом № 57-ФЗ, что позволило предупредить возможные нарушения данного Закона и обеспечить соблюдение требований Закона № 135-ФЗ.

Таким образом, формирующаяся практика применения Закона № 57-ФЗ свидетельствует о том, что все правовые средства контроля иностранных инвестиций в стратегические хозяйственные общества применяются в полном объеме, а ограничения, введенные данным законом, не препятствуют развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках в стратегических секторах российской экономики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (2)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  2. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (3)

    Доклад
    2.1.1. Результаты контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями, согласованными действиями хозяйствующих субъектов, а также органов власти и хозяйствующих субъектов 97
  3. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (4)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  4. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (5)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  5. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (1)

    Доклад
    В условиях замедления экономического роста и уменьшения спроса на товары и услуги все более активной становится конкурентная борьба на рынке. Укрепление игроков приводит к увеличению их возможностей для воздействия на рынок.

Другие похожие документы..