Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Актуальность темы исследования тесно связана с резким распространением ипотечных операций на российском финансовом рынке. В настоящее время ипотечное...полностью>>
'Урок'
Мета уроку: поглибити знання учнів про Україну; розвивати пізнавальну активність до своєї держави; формувати усвідомлення учнями себе як частки суспі...полностью>>
'Документ'
Постановка проблеми. Стан здоров’я українського народу, тим більше дітей та молоді, привертає до себе пильну увагу спеціалістів різних областей науки...полностью>>
'Лекция'
В математической статистике генеральная совокупность час­то понимается как совокупность всех мыслимых наблюдений, которые могли быть произведены при ...полностью>>

Главная > Книга

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ф. Р. СУНДУРОВ

ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ

И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

1980

Печатается по постановлению

Редакционно-издательского совета Казанского университета

Научный редактор — проф. Б. С. Волков

В монографии на основе изучения практики исправительно-трудовых учреждений и современных достижений правовой нау­ки, философии и социальной психологии анализируются актуаль­ные теоретические и практические проблемы лишения свободы, раскрывается сущность лишения свободы, его предупредительное и воспитательное значение, рассматриваются методологические вопросы эффективности лишения свободы. Основной акцент дела­ется на исследовании социально-психологических факторов обес­печения эффективности исполнения лишения свободы в отношении рецидивистов.

Книга рассчитана на практических работников, ученых, студен­тов юридических вузов. Она будет представлять интерес и для широкого круга читателей.

С ———————24—80 1203100000 075(02)—80

Издательство Казанского университета, 1980.

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ КАК ВИД 7

УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ И ВОПРОСЫ 7

ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕГО 7

ИСПОЛНЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ПРЕСТУПНИКОВ-РЕЦИДИВИСТОВ 7

1. Понятие свободы как объекта наказания в виде лишения свободы 7

2. Правовое регулирование и индивидуализация 28

исполнения лишения свободы в отношении 28

преступников-рецидивистов 28

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И ЕЕ УСТАНОВЛЕНИЕ 51

1. Понятие эффективности исполнения лишения свободы 51

2. Установление эффективности исполнения лишения свободы 66

3. Предпосылки эффективности исполнения лишения свободы и их классификация 75

ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ 88

ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ 88

ИСПОЛНЕНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 88

В ОТНОШЕНИИ РЕЦИДИВИСТОВ 88

ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ 115

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 115

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕСТУПНИКОВ-РЕЦИДИВИСТОВ 115

1. Обеспечение эффективности трудового перевоспитания рецидивистов 115

2. Обеспечение эффективности 140

политико-воспитательной работы 140

среди осужденных-рецидивистов 140

в колониях строгого режима 140

ЛИЧНОСТНО-СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ 165

ЭФФЕКТИВНОСТИ КАРАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕСТУПНИКОВ-РЕЦИДИВИСТОВ 165

1. Психолого-педагогические предпосылки обеспечения 165

эффективности исполнения лишения свободы и 165

осуществления мер исправительно-трудового 165

воздействия на рецидивистов 165

2. Мотивационная система личности и вопросы 190

совершенствования средств и методов перевоспитания 190

преступников-рецидивистов 190

ПРЕДИСЛОВИЕ

Возрастание роли1 идейно-воспитательной работы— одна из характерных особенностей зрелого социалистического общества. Как отмечалось на XXV съезде КПСС, «партия считает своей постоянной заботой воспитание коммунистической сознательности, готовности, воли и умения строить коммунизм». Основное направление совершенствования и усиления идеологической работы — это «комплексный подход к постановке все­го дела воспитания, то есть обеспечение тесного един­ства идейно-политического, трудового и нравственно­го воспитания с учетам особенностей различных групп трудящихся» 2. Закрепляя широкий круг прав и свобод советских граждан, Конституция СССР провозглаша­ет, что государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности (ст. 20).

Необходимость в комплексном подходе к пробле­мам воспитания особенно очевидна в деятельности по преодолению встречающихся нарушений нравственно­сти и права. Закрепив принцип единства прав и обязан­ностей граждан, Конституция СССР создала правовую основу для устранения нарушений норм права и мора­ли. Основной закон нашего государства исходит из не­совместимости аморальных и противоправных актов поведения с социалистическим правопорядком (ст. 4).

Особенно в глубоком противоречии с социалисти­ческой действительностью находится поведение лиц, которые несмотря та принимаемые меры воспитания,

1 Материалы XXV съезда КПСС. М, Госполитиздат, 1977, с. 71.

2 Там же, с. 74.

а в отдельных случаях наказания, совершают опасные для общества деяния. Устранение или недопущение рецидивных преступлений является важным званом исторической задачи — ликвидации преступности в на­шем обществе.

Проблематика, касающаяся борьбы с рецидивом преступлений, исследовалась советскими учеными-юрис­тами главным образом в уголовно-правовом, кримино­логическом и традиционно пенитенциарном аспектах. Между тем необходимость изыскания наиболее эффективных мер по недопущению рецидива и перевоспита­нию неоднократно судимых к лишению свободы пред­полагает комплексный подход к рассмотрению указан­ного круга вопросов с позиций права, социальной психологии и социалистической теории воспитания. В предлагаемой читателю монографии автор про­должает исследование правовых и социально-психоло­гических проблем эффективности перевоспитания осужденных к лишению свободы преступников-рециди­вистов. В ранее вышедшей в издательстве Казанского университета книге «Правовые и социально-психологи­ческие аспекты исправления и перевоспитания право­нарушителей» основной акцент был сделан на теорети­ческих вопросах изучения личности осужденного, вы­явлении типического и особенного в личности преступ­ника-рецидивиста. Кроме того в одном из разделов коллективной монографии «Личность преступника и применение наказания» были рассмотрены философ­ские аспекты теории перевоспитания осужденных к лишению свободы.

Поэтому в настоящей работе, наряду с теоретиче­скими проблемами правового регулирования исполне­ния лишения свободы и его эффективности, основное внимание уделено выявлению социально-психологи­ческих факторов4 обеспечения результативности испол­нения этого вида наказания и осуществления мер ис­правительно-трудового воздействия на редицивистов. Причем оно заостряется в основном на тех проблемах, которые не получили всестороннего развития в совет­ской литературе. Положения же, которые были пред­метом изучения, затрагиваются лишь в плане обосно­вания позиции автора по наиболее важным аспектам настоящего исследования.

Экспериментальной основой исследования явились
у комплексное изучение практики исправительно-трудовых колоний строгого режима и результаты выбороч­ного социологического изучения достаточно представительной группы осужденных-рецидивистов; в качестве же контрольной группы были взяты осужденные, от­бывающие наказание в колониях усиленного режима.
Автор выражает искреннюю благодарность науч­ному редактору проф. Волкову Б. С. проф. Малкову
В. П. другим ученым юридического факультета Казанского университета, прокурору г. Казани К Ш Садрееву, доценту Валееву Р. М. за ту помощь, которая
была оказана при подготовке настоящей работы к пе­чати, а также признательность С. П. Хабибуллиной,
Г. М. Сафихановой и другим сотрудникам криминоло­гической лаборатории университета, принявшим учас­тие в конкретно-социологических исследованиях затрагиваемых в монографии проблем.

ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ КАК ВИД

УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ И ВОПРОСЫ

ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕГО

ИСПОЛНЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ПРЕСТУПНИКОВ-РЕЦИДИВИСТОВ

1. Понятие свободы как объекта наказания в виде лишения свободы

Исследование объекта лишения свободы как вида уголовного наказания имеет важное теоретическое и практическое значение как в смысле разработки его. оптимальной «модели», так и в плане совершенствова­ния закрепленной в законодательстве всей системы наказаний К сожалению, в литературе по уголовному и исправительно-трудовому праву этот вопрос не по­лучил исчерпывающего освещения. В отдельных рабо­тах при характеристике лишения свободы авторы обыч­но указывают на ограничение правоспособности осуж­денных к лишению свободы, а также на то, что при­менение данного вида наказания влечет ограничение возможности осужденного в передвижении и распоря­жении самим собой.

Одним из первых среди советских ученых на объ­ект лишения свободы обратил внимание И. С. Ной, раздел одной из работ которого называется: «Поня­тие свободы как объекта карательного воздействия». Он правильно исходит из того, что свобода может по­ниматься как в философском, так и в политическом смысле. Уголовно-правовое же содержание свободы, в свою очередь, он связывает с понятием политической свободы личности, хотя при этом и оговаривается, что

1 См. Теоретические вопросы лишения свободы Саратов, 1965, с. 25 и след.

одно другому не тождественно. В последующем на ос­нове анализа лишения свободы как вида уголовного наказания И. С. Ной делает по существу традиционный вывод: лишение свободы заключается в первую очередь в лишении осужденного права свободного пе­редвижения и распоряжения собой.

В настоящее время, на наш взгляд, назрела необходимость в более углубленном, (комплексном исследо­вании объекта наказания в виде лишения свободы. В объекте наказания в виде лишения свободы как в свое­образном узле Связаны многие важные проблемы: сво­бода и ответственность, содержание индивидуальной (личной) свободы и гарантии ее обеспечения, право и воспитание и т. д.

Свобода личности — понятие исключительно слож­ное и многогранное. Юристов оно интересует прежде всего как один из моментов взаимодействия права и лич­ности. Однако вскрыть механизм этого взаимодействия было бы затруднительным без анализа философского, политического, социально-психологического и индивидуально-психологического аспектов понятия свободы, без анализа ее социального и личностного содержания.

Философское определение понятия свободы лич­ности является наиболее общим и выполняет методо­логическую функцию при исследовании его отдельных сторон. Свобода с позиций материалистической диа­лектики характеризует уровень и структуру взаимо­действия человека с природной и общественной сре­дой, взаимодействие сознания и бытия! Хорошо известно классическое определение свободы как познанной не­обходимости. «Не в воображаемой независимости от законов природы,— писал Ф. Энгельс,— заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей... Свобода, следовательно, состоит в основанном на позна­нии необходимостей природы [Naturnotwendigkeiten] господстве над нами самими и над внешней природой; она поэтому является необходимым продуктом историче­ского развития» 2. Свобода имеет место там и тогда, где и когда человек, наделенный сознанием, способен

2Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с 116.

познавать существующие закономерности и действовать, сооб­разовываясь с ними. Основоположники теории научного коммунизма показали диалектический характер взаимо­действия общества и личности, свободы и ответственно­сти, демократии и дисциплины, убеждения и принужде­ния. Идея детерминизма — вот что лежит в основе важнейших теоретических положений о свободе личности. Однако В. И. Ленин писал: «Идея детерминизма, уста­навливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не унич­тожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на свободную во­лю»3. Нет поэтому ни абсолютной свободы, ни абсо­лютной зависимости от окружающего мира, в частно­сти, от общества. В марксистской литературе стало уже хрестоматийной истиной положение, согласно ко­торому жить в обществе и одновременно быть незави­симым от него нельзя.

Свобода, писал Гегель, есть «бытие у себя» в том смысле, что законы государства являются для челове­ка своими законами, что человек воспринимает законы государства как свои собственные моральные установления, как органические принципы своего личного по­ведения 4. Хотя, как это известно, пониманию Гегелем свободы и свойственен внеисторический подход, продиктованный его классовыми интересами, здесь проводится глубокая мысль о том, что человек становятся свободным, когда он воспринимает требования об­щества в качестве внутренних нравственных установ­лений. «Разве общественные и жизненные обязанности и требования, — подчеркивал И. П. Павлов,— не ус­ловия, которые предъявляются к моей системе и дол­жны в ней производить соответствующие реакции в интересах цельности и усовершенствования системы»5.

3 Ленин В И Поли собр. Соч., т 1, с. 159

4 Подробнее об этом см. Ситковский Е П. Диалектика демократии и дисциплины в философии Гегеля — «Философия Ге­геля и современность». М., «Мысль», 1973, с. 246—247.

5 Павлов И. П Поли. собр. соч., т 3. М., 1949, с. 455.

Но социальная необходимость, «сфера обязанностей и социального долга» в социалистическом обществе не отрицают, а, наоборот, предполагают свободу личности, субъективную детерминированность поступков и пове­дения человека в целом6. Более того, наивысшая сте­пень свободы за всю историю человечества достигнута в условиях развитого социализма7. Советское социалистическое государство как подлинно народная орга­низация устанавливает такие нормы, полная реализация которых сделала бы действительно свободным каждого человека. Именно поэтому свобода человека здесь находится в самой непосредственной зависимо­сти от того, насколько его поведение является компе­тентным и ответственным. И при социализме, заметил В. Ф. Паркин, личность не получает от общества сво­боду в виде особого дара, а обеспечивая возможность свободного действия каждому члену общества, социа­лизм предполагает, что личность умело будет пользо­ваться средствами свободного развития8. Степень лич­ной свободы каждого отдельного индивида зависит не только от социальных возможностей, но и от миропо­нимания и сознания субъекта, его личных интересов и воли, соответствующей оценки им своих прав и обя­занностей, поскольку объективные условия жизни обя­зательно опосредствуются отношением к ним лич­ности 9. Поэтому даже в условиях социализма человек, обремененный индивидуализмом и другими предрассуд­ками прошлого, нарушающий требования норм права и морали, в философском смысле не может расцени­ваться в качестве свободного существа.

Познавательно-деятельный аспект свободы в социалистическом обществе характеризуется:

а) познанием личностью закономерностей общест­венного прогресса, б) осознанием своей причастности к строительству нового общества, в) готовностью и

6 См. ПановА Т, Шаба л ин В А Социальная ответ­ственность личности в развитом социалистическом обществе Изд-во Саратовского ун-та, 1976, с 41—43.

7 Кучи некий В А. Личность, свобода, право. М, «Юри­дическая литератора», 1978, с 58

8 Диалектика свободы и необходимости при социализме М, «Высшая школа», 1973, с 126—127

9Кучинский В. А.. Указ. соч., с. 48—49.

уметем сознательно решать социально полезные за­дачи, г) способностью личности предвидеть социальные последствия своих действий 10. Как видим, катего­рия свободы имеет сложную структуру. Венгерский ученый Э. Фаркаш говорит о двух уровнях этой струк­туры свободе общественной, которая проявляется в отношении и взаимодействии личности и общества, я свободе индивидуальной, которая сводится к проблеме свободы выбора и.

Свобода личности — классовое явление, поэтому она всегда конкретна и обусловлена различными социаль­ными факторами и особенностями индивида. Среди со­циальных условий свободы В. А. Кучинский называет экономические, политические, идеологические и юридические гарантии12. Субъективная же сторона свободы определяется уровнем сознания человека, нравственной направленностью его личности, особенностями воли и т. д.

Юридической гарантией свободы личности в определенной мере является и наказание. Последнее выполняет двоякую функцию. Будучи закрепленным в законе, а тем более назначенным виновному в преступлении, оно способствует общему предупреждению прес­туплений, предотвращает «произвол воли» со стороны отдельных граждан, направляет их на совершение разумных поступков, реализующих свободу в действительности 13. С другой стороны, наказание восстанавли­вает нарушенную свободу. Осознав его необходимость, преступник становится подлинно свободным. Гегель считал, что наказание порождается из понятия свободы и одновременно само является «принуждением к сво­боде» 14. Приведенные положения о соотношении сво­боды и ответственности имеют важное значение для теории и практики применения наказания в социалистическом

10 Панов А. Т, ШабалинВ А. Указ, соч., с 23.

11 Цит. по Ефимову В. Т. Социальный детерминизм и мораль. М., «Высшая школа», 1974, с. 35—36 v

12 Личность, свобода, право, с. 36—50

13 См. об этом Ефимов В. Т. Социальный детерминизм и мораль, с. 33.

14 Подробный анализ гегелевского учения о государстве и пра­ве дан А. А. Пионтковским. См. «Учение Гегеля о праве и госу­дарстве». М., «Юридическая литература», 1963, с, 198—228.

обществе, ибо они позволяют не только тео­ретически обосновывать правовой аспект свободы, но и практически рассматривать наказание качестве од­ного из средств ресоциализации преступника.

«Ответственность теснейшим образом связана с по­нятием свободы, поскольку последняя не может быть безграничной. В последнее время некоторые правоведы и социологи стали разграничивать активный и рет­роспективный аспекты ответственности15. Хотя вопрос о применении этих аспектов в праве остается спорным, подобный подход, как нам представляется, заслужи­вает внимания в том смысле, что через реализацию ее ретроспективного аспекта у человека должно формироваться сознательное, ответственное отношение к своим обязанностям и правам, правильное понимание им своей свободы. Тем самым, наказание, в частности, ли­шение свободы, как выражение уголовной ответствен­ности выступает в качестве важного средства формиро­вания позитивной ответственности преступника. Перед лишением свободы, равно как и другими наказаниями, законодателем, главным образом, поставлена конструк­тивная, созидательная цель — способствовать воспита­нию у осужденных нового типа личности, формирова­нию такого уровня сознания, на котором бы личная свобода не понималась вне ответственности перед об­ществом, а личные интересы не использовались вопре­ки интересам общественным. Следовательно, через ис­правление и перевоспитание преступника должно дос­тигаться такое состояние его свободы, которое необхо­димо для жизни в условиях свободного общежития. Нельзя, разумеется, говорить о свободе человека, который отбыл наказание как акт возмездия со сторо­ны господствующего класса, то есть тогда, когда при­менение наказания продиктовано узкокорыстными классовыми интересами, что характерно для буржуаз­ного государства. Поэтому только в условиях социа­лизма практика ресоциализации правонарушителей приобретает за всю историю человечества самый гу­манный и прогрессивный характер, а вынужденное

15 См, например, Самощенко И. С., ФарукшинМ. X. Ответственность по советскому законодательству. М, «Юридическая литература», 1971, с. 6 и след.

применение наказания действительно становится «принуждением к свободе» лиц, ведущих антиобщественный образ жизни

Понимание свободы применительно к сущности лишения свободы как вида уголовного наказания имеет, скорее всего, прикладной характер. Его исполнение, как правило, не связано с ограничением познавательных возможностей осужденного, с «отлучением» его от позитивных аспектов жизни общества. Напротив, в процессе исполнения этого вида наказания работники ИТУ стремятся расширить у осужденного познаватель­но-деятельные возможности, дать ему знания, вовлечь в социально полезную деятельность и сформировать правильное отношение к действующим в обществе правилам поведения

В то же время нельзя не видеть, что применение лишения свободы влечет известное ограничение в сво­боде действия, которую следует понимать как в физи­ческом, так и социальном, социально-психологическом смысле Поскольку исполнение наказания не может осуществляться вне общественных отношений, поэтому главенствующее значение здесь приобретают социаль­ный и социально-психологический аспекты свободы

Однако, если же человек лишается свободы вне этих отношений, если он в связи с этим не может сво­бодно развернуться в пространстве и времени, и здесь может идти речь о физической стороне свободы Если бы блуждающий в.. одиночестве человек, заметил Ш. Н Чхартишвили, попал в яму или в другую какую-нибудь обстановку, где обеспечены все условия для жизни, кроме свободною движения, им овладела бы тоска по свободной активности 16. Лишение физической свободы представляет собой наибольшее ограничение свободы. Поскольку оно осуществляется в обществе, нельзя поэтому совершенно разрывать физический и иные аспекты свободы

В практике исполнения уголовного наказания близ­кая к этому форма ограничения свободы имеет место,

16 См Потребности престижа, потребности быть свободным и самостоятельным и пути их воспитания в переходном возрасте — «Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей». Тбилиси, 1974, с 57

например, тогда, когда к осужденному в порядке исключения применяют одиночное заключение в ка­мере. По общему правилу, чем строже режим в ИТУ, тем больше физических ограничений предусматривается законодателем. Однако введение физических ограниче­ний, безотносительно от их воспитательного значения, никогда не было самоцелью советского законодателя, ибо другою рода практика, кстати широко распростра­ненная в эксплуататорских государствах (кандалы, на­ручники, приковывание к стене, помещение в щели-каме­ры, лишение пищи и т. п., противоречит принципу со­циалистического гуманизма, целям наказания в социа­листическом обществе. Н. А. Стручков и И. В. Шмаров обоснованно подчеркивают, что физическая изоляция осужденных к лишению свободы носит относительный характер 17.

Физическая изоляция осужденного тесно взаимо­связана с социологическим аспектом свободы. Последний может быть представлен как определенное ограниче­ние его независимости. Свобода в социологическом плане может удовлетворяться только в отношении между людьми и их объединениями. Ограничение не­зависимости проявляется в сужении возможности общения осужденного с определенным кругом лиц, а так­же в необходимости сообразовывать свои акты пове­дения с требованиями режима, подчиняться работникам ИТУ. Правда, как это отмечалось, жизнь в обществе всегда предполагает необходимость соблюдения установ­ленных в нем правил поведения. Однако в местах ли­шения свободы имеет место большая зависимость осужденных по сравнению с жизнью в условиях сво­бодного общежития. Правила режима лишения свобо­ды, пожалуй, весь уклад жизни осужденного построе­ны в расчете на то, чтобы поставить его в определенные рамки поведения, через реализацию которых он должны достигаться цели наказания. Здесь можно выделить обязанность осужденного соблюдать распорядок дня, правила передвижения строем, отношения к работникам ИТУ, обязанность работать по назначению администрации, участвовать именно в тех идейно-воспитательных

17 См Советское исправительно-трудовое право. М, «Юридиче­ская литература», 1977, с. 132.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Е. Л. Кирюхина кирюхина Е. Л., Увд тульской обл., соискатель внии мвд россии. Пожизненное лишение свободы как вид уголовного наказания в закон

    Закон
    Пожизненное лишение свободы как вид уголовного наказания в законодательстве Российской Федерации было введено Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1992 г.
  2. Пожизненное лишение свободы как вид уголовного наказания

    Документ
    Пожизненное заключение в России не применялось более 70 лет, хотя и законодательство, и судебная практика многих стран мира знают эту меру наказания. Оно было известно и дореволюционному российскому уголовному праву.
  3. Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты применения наказания в виде пожизненного лишения свободы

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «10» февраля 2008 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 203.005.02 при Государственном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России» по адресу: 123995, г.
  4. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных

    Диссертация
    Защита состоится «11» ноября 2010 г. в 14 час. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 203.002.01 при Академии управления МВД России по адресу: 125130, г.
  5. Вопросы к государственным экзаменам по направлению: «Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право»

    Документ
    Наука российского уголовного права, ее предмет и методы. Роль науки уголовного права в разработке уголовного законодательства. Научные основы организации борьбы с преступностью.

Другие похожие документы..