Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Специальность 010701 – физика) к обязательному минимуму...полностью>>
'Документ'
1. Затвердити Типову інструкцію з діловодства у центральних органах виконавчої влади, Раді міністрів Автономної Республіки Крим, місцевих органах вик...полностью>>
'Документ'
Данная работа посвящена разработке новых автоматных моделей. Их прообразом служит стохастический автомат. Что же такое стохастический автомат? Можно ...полностью>>
'Задача'
1. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права, их правоспособность и дееспособность (содержание, моменты возникновения и прекращения)...полностью>>

Главная > Программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Põhikooli kirjanduse ainekava (vene õppekeelega koolile)

õppeprotsessi kirjeldus klassiti

5. класс

1. Результаты обучения

Ученик 5 класса:

  • бегло, осознанно читает незнакомый текст доступной степени сложности;

  • выразительно читает знакомый текст; читает наизусть 3-4 стихотворения;

  • пользуется справочным материалом учебника, ресурсами школьной библиотеки, Интернета.

  • формулирует вопросы к тексту художественного произведения, отвечает на эти вопросы; составляет план текста;

  • пересказывает прочитанный текст (с различной степенью развёрнутости), соблюдая нормы литературного языка;

  • определяет тему и основную мысль произведения;

  • характеризует литературного героя на основе его поступков;

  • работает в группе с одноклассниками, представляет перед аудиторией выработанный группой ответ.

  • использует литературоведческие понятия: проза, поэзия, пьеса, литературный герой, портрет, пейзаж, интерьер;

  • различает фольклорные и литературные жанры (сказку, загадку, пословицу, поговорку, басню, рассказ, стихотворение);

  • находит в тексте изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты,

сравнения, олицетворения), объясняет смысл пословиц, поговорок,

аллегорий.

2. Учебная деятельность и содержание обучения

Программа 5. класса осуществляет постепенный переход от литературного чтения к изучению литературы как искусству слова. В центре внимания находится понимание учащимися текста художественного произведения. В круг чтения попадают произведения более сложные по содержанию и более крупные по объёму, чем изучавшиеся ранее, разнообразные по тематике, с динамичным сюжетом, представляющие лучшие образцы русской, эстонской, мировой литературы. Изучение литературы на примерах лучших её образцов развивает художественный вкус, кругозор ребёнка, формирует активное отношение к окружающей действительности.

Чтение

Вдумчивое чтение текстов литературных произведений; комментированное и аналитическое чтение отрывков художественных произведений; чтение текстов учебных историко-литературных статей, дающих элементарные сведения об авторах, эпохе создания произведения и времени, изображённого в нём; чтение статей литературоведческого характера, дающих представление о понятиях, связанных с содержанием и структурой произведения.

Работа над правильным интонированием, расстановкой пауз, выбором темпа чтения; подготовленное выразительное чтение художественного текста, чтение по ролям; выразительное чтение с целевой установкой (цитирование и пр.).

Пересказ прочитанного

Пересказ с различной степенью развёрнутости (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, от лица разных персонажей ит.д.); пересказ на основе иллюстраций, созданных как художниками, так и учащимися.

Осмысление и анализ текста

Формулирование вопросов, раскрывающих знание и понимание текста, и ответов на них своими словами и с опорой на текст (цитирование);

членение текста на смысловые части; составление плана текста; озаглавливание пунктов плана в виде отдельных слов, утверждений, вопросов, цитат;

определение темы и основной мысли произведения; цитирование наиболее значимых отрывков произведения; обсуждение данной темы, отражённой в других изученных ранее произведениях; формулирование собственного мнения, выражающего отношение к теме и идее произведения; привлечение в качестве доказательств примеров из текста и собственного жизненного опыта;

формулирование собственного мнения, выражающего отношение к герою;

комментированное и аналитическое чтение отрывков художественных произведений, помогающих охарактеризовать героя; определение отношения автора к своему герою, роли художественной детали;

определение жанровой принадлежности изученных произведений.

Развитие образного мышления и работа над выразительностью языка

Нахождение изобразительно-выразительных средств языка и объяснение их роли в тексте; использование в собственной речи эпитетов, сравнений, олицетворений;

осмысление пословиц, поговорок, аллегорий;

творческое фантазирование (написание собственных загадок, сказок, небольших рассказов на основе изученных пословиц и поговорок с использованием изобразительно-выразительных средств языка).

Творческая деятельность и выступление перед аудиторией

Написание собственных произведений в прозе (сказок, небольших рассказов повествовательного характера, рассказов на основе изученных пословиц и поговорок); создание собственных стихотворений на основе предложенных рифм; составления диалогов действующих лиц; написания собственных вариантов окончания произведения и пр.

Чтение наизусть перед аудиторией стихотворений, отрывков из прозаических и драматических произведений; представление собственных текстов.

Развитие умения работать в группе и представление выработанных группой ответов всей аудитории. В процессе этой деятельности прививаются навыки культуры ведения диалога с оппонентом и аудиторией.

Работа с научно-информационными источниками

Использование справочного материала учебника, других справочников, учебных интернет-порталов;

работа по обогащению словарного запаса;

формирование привычки пользоваться услугами школьной библиотеки, умения заказывать нужную литературу, корректно объяснять библиотекарю своё пожелание.

Историко-литературные знания и понятия

Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. Роль книги в жизни человека. Устное народное творчество, фольклорные жанры: сказка, пословица и поговорка, загадка, легенда (предание). Виды сказок: волшебные, бытовые, о животных. Литературная сказка. Новый жанр — фэнтэзи. Пьеса, действующие лица, реплика. Литературные жанры: рассказ, повесть. Пейзаж, интерьер, портрет. Художественная деталь. Прозаическая и стихотворная речь. Особенности поэтического языка. Изобразительно-выразительные средства: эпитеты, сравнения, олицетворения. Юмор.

Рекомендуемая для изучения литература

Проблема добра и зла в фольклоре. Выражение нравственного идеала в устном народном творчестве. Верность, смелость, трудолюбие, справедливость, сообразительность в представлении народа. Отражение жизненного уклада, народного опыта, житейской мудрости в фольклорных произведениях. Различия и сходства в обычаях, традициях.

Русские народные сказки: "Финист - ясный сокол", "Догадливый мужик".

Эстонская народная сказка "Каждый своё получил" (и другие по выбору).

Загадки. Пословицы и поговорки.

Легенды о Таллинне.

О. Лутс. Старец из Юлемисте.

Нравственная сила в столкновении с человеческими пороками. Вера в справедливое возмездие. Красота внешняя и внутренняя. Выбор жизненной позиции: жить для себя или дарить радость другим. Преодоление жизненных испытаний — обязательное условие торжества добра и справедливости?

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях;

Г. Х. Андерсен. Улитка и розовый куст;

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе;

Л. Кэрролл. Алиса в стране чудес (отрывки);

Дж. Р. Толкиен. Хоббит, или Туда и обратно (глава "Загадки в темноте").

Отражение особенностей исторических эпох. Историческое событие как предмет национальной гордости. Прошлое, настоящее, будущее. Светлые и мрачные стороны жизни. Проблема осознания человеком собственного достоинства. Ответственность человека за судьбу родины, свои поступки и принятие решений. Трусость и угодничество как вневременные качества.

Н. В. Гоголь. Майская ночь, или Утопленница;

М. Ю. Лермонтов. Бородино;

И. С. Тургенев. Муму;

А. П. Чехов. Хамелеон.

Разнообразие тем поэтических произведений. Поэтические уроки нравственности. Человеческая благодарность и неблагодарность. Невежды и невежи среди нас. Дела как мерило ценности человека.

Проблема одиночества. Поэтический образ родины.

И. А. Крылов. Свинья под дубом, Две бочки;

А. С. Пушкин. Няне;

М. Ю. Лермонтов. На севере диком;

Ю. Лийв. Сосна;

С. А. Есенин. Бабушкины сказки, Цветы, V (Я не люблю цветы с кустов);

К. Мерилаас. Василёк.

Красота родной природы. Гармония человека и природы. Отношение к животным как мерило нравственности. Идея единства человека и природы. Ответственность человека за сохранение природы.

А. С. Пушкин. Зимнее утро;

Ф. И. Тютчев. Есть в осени первоначальной", "Неохотно и несмело;

И. С. Никитин. В синем небе плывут над полями, Ярко звёзд мерцанье;

С. А. Есенин. Пороша;

Л. Андреев. Кусака;

М. М. Пришвин. Кладовая солнца.

Дружба и участие. Сочувствие и сопереживание читателя как самопознание и самовоспитание. Своеобразие характеров и их столкновение. Проявление самоотверженности, взаимопомощи в минуту опасности как признак взросления. Радость от совершенного дела. Семья, отношения между членами семьи. Идея преемственности поколений.

А. Линдгрен.Рони, дочь разбойника (отдельные главы);

Ю. П. Казаков. Тихое утро;

В. Солоухин. Мститель;

Я. Раннап. Муха Рамзес.

Дополнительная литература

Аверченко А.Т. Берегов – воспитатель Киси

Андерсен Г.Х. Снежная королева. Соловей

Астафьев В.П. Васюткино озеро

Булычев К. Заповедник сказок

Гоголь Н.В. Ночь перед Рождеством

Йыгисалу Х. Горностай (главы по выбору)

Кросс Я. Мартов хлеб

Парийыги Ю. Мы занимаемся домашними делами

Первик А. Арабелла, дочь пирата

Пушкин А.С. Руслан и Людмила.

Раннап Я. Агу Сихвка говорит правду. Последний орлан — Белое перо.

Распутин В.И. Красный день

Рохт Р. Рассказы о животных

Твен М. Приключения Тома Сойера (главы по выбору)

Толстой Л.Н. Кавказский пленник

6. класс

1. Результаты обучения

Ученик 6 класса:

  • усвоил технику выразительного чтения, бегло, осознанно читает текст доступной степени сложности;

  • составляет план прочитанного и пересказывает по нему содержание, высказывает мнение о прочитанном;

  • определяет тему, идею и композицию художественного произведения,

  • видит позицию автора по отношению к изображаемым героям и событиям;

  • характеризует героев, сравнивает их;

  • определяет жанры и роды изученных произведений, а также роль языковых средств в художественном тексте;

  • может осознанно и эмоционально построить устное и письменное высказывания о пережитом и увиденном

  • использует словари, библиотечный каталог и Интернет для получения необходимой информации

2. Содержание обучения и учебная деятельность

Чтение

Постепенный переход от литературного чтения к изучению литературы как искусству слова не означает отказа от такого вида работы, как подготовленное вдумчивое, сосредоточенное чтение художественного текста, направленное на развитие техники чтения, выделение опорных слов, содержащих самое существенное в повествовании или описании. Таким образом вырабатываются и навыки функционального чтения, имеющего большое практическое значени в современном мире, перенасыщенном информацией.

Чтение вслух для выработки правильного произношения звуков, логического ударения. Чтение про себя, перечитывание текста с целевой установкой позволяют учащемуся оценить свои успехи, видеть задачи в дальнейшем продвижении.Учитель дает советы и направляет домашнее чтение, котрое развивает читательские навыки учащегося.у ченик может вести (по желанию) читательский дневник.Чтение помогает ему расширить представление о мире и жизненно важных ценностях.

Осмысление и анализ текста

Устная форма общения, которая является ведущим средством для учащихся в данном возрасте, предполагает предварительную работу над комментированием, анализом и осмыслением текста (составление вопросов и нахождение ответов на них в тексте, дополнение их своими выводами). Школьник учится высказывать и обосновывать свою точку зрения, осмыслять обсуждаемые проблемы. Условием для успешного осуществления общения является доброжелательная атмосфера, проявление уважение к мнению школьника как субъекта деятельности.

Важное место занимает и пересказывание с предварительной установкой на выделение темы и идеи текста, использование художественных приемов автора произведения.

В процессе деятельности происходит осмысление целостности художественного текста, а также выявление главного конфликта между действующими лицами (героями или группами героев) с объяснением причин его возникновения и способов разрешения. Учащийся находит главных и второстепенных героев, выделяет группы героев, сравнивает их. Он учится обнаруживать причинно-следственные связи.

Развитие образного мышления и работа над выразительностью языка

Учебная деятельность нацелена на обогащение речи учащегося. Деятельность предполагает широкое использование межпредметных связей, прежде всего с родным языком, а также с историей, музыкой, изобразительным искусством. Художественная литература воспринимается как один из видов искусства, обладающего своими особенностями. Работа с текстом предполагает нахождение и объяснение роли изобразительно-выразительных языковых средств (эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений), используемых автором, а также объяснение символики и осмысление подтекста. Школьники учатся понимать образность поэтических произведений, находить элементы смешного, сопереживать неудачи, горести и драматические ситуации в жизни героев – так реализуется одна из важнейших задач художественной литературы: быть источником эстетических переживаний человека, развивать эмоциональную сферу учащегося.

Творческая деятельность и выступление перед аудиторией

Развитие личности осуществляется только в деятельности и общении. В процессе учебной деятельности для развития навыков творческого общения происходит ознакомление с техникой и практикой интервьюирования.

Учебная деятельность предполагает приобщение учащихся к творческой работе: написанию собственных произведений в прозе, стихах, в виде диалогов действующих лиц, описаний природы и т.п., а также к созданию отзывов о прочитанных произведениях. Учащиеся создают, конечно, произведения в силу собственных способностей. Поэтому им необходимы поддержка и доброжелательное отношение. В результате такой деятельности вырабатываются такие качества личности, как уважение к мнению других и способность вести диалог с окружающими.

Работа с научно-информационными источниками

Использование учебных интернет-порталов, справочного материала учебника, других справочных материалов.

Умение пользоваться каталогом школьной библиотеки, читальным залом, оформлять заказ нужных справочников и художественной литературы.

Физическая среда обучения

Для реализации программы обучения на современном содержательно-методическом уровне необходимы:

- учебники, соответствующие программе, рабочие тетради.

-библиотека , в которая укомплектована изданиями художественных текстов, хрестоматиями, справочными изданиями;

- читальный зал;

-фоно- и видеотека, ДВД-диски и т.п.в соответствии с изучаемыми произведениями;

- наличие кружков для внеклассных занятий по предмету, необходимых помещений для этого;

- регулярное посещение музеев;

В центре внимания находятся отдельные произведения. Все произведения обращены к вечным человеческим ценностям. Вместе с литературными героями ребёнок постигает категории добра, справедливости, чести, совести, патриотизма, любви к человеку, к природе. Для изучения предлагаются произведения русской, эстонской и зарубежной литературы. Они составляют обязательный минимум. Произведения для дополнительного (необязательного) чтения могут выбираться учителем с ориентацией на предлагаемый список.

Историко-литературные знания и понятия

Историко-литературные знания представляют собой элементарные сведения об авторах, знания об эпохе создания данного произведения и времени, изображенного в нем.

Литература как искусство слова и одна из форм отражения многообразия мира, жизненного опыта человечества. Устное народное творчество, фольклорные жанры: сказка, пословица и поговорка, загадка, легенда (предание). Мифы. Виды сказок: волшебные, бытовые, о животных. Литературная сказка. Новый жанр — фэнтэзи. Тема и идея художественного произведения. Сюжет и фабула. Композиция. Эпос, лирика, драма. Литературные жанры: рассказ, повесть, басня, поэма. Пьеса, действующие лица, реплика. Пейзаж, интерьер, портрет. Художественная деталь. Особенности поэтического языка. Двусложные размеры стиха. Изобразительно-выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения. Юмор и сатира. Отзыв о прочитанном произведении.

Рекомендуемая для изучения литература

Роль книги в жизни человека. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства.

М. Цветаева. «Книга в красном переплете»

К. Паустовский. «Старый повар». «Корзина с еловыми шишками»

Проблема добра и зла в фольклоре. Выражение нравственного идеала в устном народном творчестве. Верность, смелость, трудолюбие, справедливость, сообразительность в представлении народа. Отражение жизненного уклада, народного опыта, житейской мудрости в бытовой сказке.

Русские народные сказки: «Два Ивана – солдатских сына», «Жена-доказчица»

Эстонская народная сказка (по выбору учащихся»)

«Снегурочка» - немецкая народная сказка

Загадки, небылицы, пословицы, поговорки

Нравственная сила в столкновении с человеческими пороками. Вера в справедливое возмездие. Красота внешняя и внутренняя. Выбор жизненной позиции: жить для себя или дарить радость другим? Преодоление жизненных испытаний – обязательное условие торжества добра и справедливости?

В. А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее»

В. И. Даль. «У тебя у самого свой ум»аль

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Р. Киплинг. «Кошка, которая бродила, где вздумается, и гуляла сама по себе»

Отражение особенностей исторических эпох. Историческое событие как предмет национальной гордости. Ответственность человека за судьбу своей родины. Светлые и мрачные стороны жизни. Сила и красота любви. Проблема осознания человеком собственного достоинства. Ответственность человека за свои поступки. Трусость и угодничество как вневременные качества.

А. С. Пушкин. «Дубровский»

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»

Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Н. А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...»

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»

А. И. Куприн. «Белый пудель»

Уроки нравственности. Человеческая благодарность и неблагодарность. Невежды и невежи среди нас. Дела как мерило ценности человека. Проблема одиночества. Поэтический образ родины. Разнообразие тем поэтических произведений.

И. А. Крылов. «Две собаки»

А, С. Пушкин. «Простите, верные дубравы...»

М. Ю. Лермонтов. «Парус»

И. С. Тургенев. «Враг и друг», «Русский язык»

О. Уайльд. «Мальчик-звезда»

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед»

С. А. Есенин. «Разбуди меня завтра рано...»

Красота родной природы. Гармония человека и природы. Отношение к животным как мерило нравственности. Душевная черствость и равнодушие людей. Идея единства человека и природы. Необходимость бережного отношения к природе. Идея преемственности поколений.

А. С. Пушкин. "Бесы»

И. С. Тургенев. « Б ежин луг»

С. А. Есенин. «Над рекой гонят огни...», «Нивы сжаты...»

И. А. Бунин. «Первый гром»

К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга», «Старик в станционном буфете»

Х. Йыгисалу. «Гадюка»

Ю. П. Казаков. «Тедди»

Д. Кайгородов. «Убитая птичка»

Э. Сетон-Томпсон. «Снап».

Тема дружбы и рыцарства. Познание справедливого и несправедливого мира. Сочувствие и сопереживание читателя как познание и воспитание себя. Индивидуальность характеров и их столкновение. Проявление самоотверженности, взаимопомощи в минуту опасности как признак взросления. Радость от совершенного дела. Школьная жизнь сквозь призму юмора. Ответственность человека за принятие решений

Л. Н. Толстой. «Сила детства

А. П. Чехов. «Мальчики»

В. В. Набоков. «Лебеда»

А. Т. Аверченко. « Индейская хитрость»

Ф. Туглас. «Весна»

Литература, рекомендуемая для самостоятельного чтения

А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила», «Барышня-крестьянка»

Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос»

А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия»

В. И. Даль.«Счастье»

Сказки братьев Гримм, Ш. Перро (1-2 по выбору)

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

Ю. Олеша. «Три Толстяка»

А. Аверченко. «Берегов - воспитатель Киси»

В. Луйк. «Осень»

Э. Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Перевод выполнен по изданию: Louis Althusser. Lénine et la philosophie suivi de Marx et Lénine devant Hegel. Ed. François Maspero, Paris, 1972

    Документ
    Прежде всего хочу поблагодарить Общество за оказанную мне честь — приглашение выступить с тем, что здесь изначально называлось и еще долго будет называться трогательно несовременным словом «сообщение»1.
  2. AZƏrbaycanşÜnasliğIN (1)

    Документ
    filologiya elmləri doktoru, professor Naxçıvan Dövlət Universitetinin rektoru Əməkdar elm xadimi, AMEA-nın həqiqi üzvü, filologiya elmləri doktoru, professor Gəncə Dövlət Universitetinin rektoru kimya elmləri doktoru, professor Bakı
  3. AZƏrbaycanşÜnasliğIN (2)

    Документ
    Qloballaşma cəmiyyət həyatının bütün sahələrini, o cümlədən sosial-siyasi aspektini əhatə edən çoxsəpkili prosesdir. O milli sosial-iqtisadi qurumları vahid dünya iqtisadi və ictimai sistemi ilə qarşılıqlı surətdə bağlayan ümumdünya hadisəsidir.
  4. КонсультантПлюс: примечание (4)

    Решение
    В соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 15 данный документ вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования (13.
  5. Фредерик Чарлз Коплстон (1907-1994) приобрел популярность на Западе прежде всего благодаря своему фундаментальному труду 9-томной "Истории философии". Настоящая книга

    Книга
    Видный английский философ Фредерик Чарлз Коплстон (1907-1994) приобрел популярность на Западе прежде всего благодаря своему фундаментальному труду - 9-томной "Истории философии".

Другие похожие документы..