Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Приглашают руководителей учебных заведений и предприятий, их заместителей, методистов, научных и практических работников профессионального образовани...полностью>>
'Документ'
Мышкинского муниципального района полномочий учредителя по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной...полностью>>
'Лекция'
В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными рево...полностью>>
'Программа'
Методы исследования в экономической теории. Формальная логика. Научные абстракции и модели. Функциональный анализ. Математические и графические спосо...полностью>>

Главная > Доклад

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Организация Объединенных Наций

CERD/C/MDA/8-9

Международная конвенция
о ликвидации всех форм
расовой дискриминации

Distr.: 

7 July 2010

Original: Russian

Комитет по ликвидации расовой
дискриминации

Доклады, представляемые государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции

Восьмой и девятый периодические доклады государств-участников, подлежащие представлению
в 2010 году

Молдова* **

[2 марта 2010 года]

Восьмой и девятый периодические доклады Республики Молдова о выполнении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации

Содержание

Пункты Стр.

I. Введение 1−12 3

II. Общие сведения 13−38 5

А. Обзор государственной политики в области предупреждения
и борьбы с расовой дискриминацией 13−38 5

1. Национальный состав и лингвистическая структура
населения 13−19 5

2. Развитие национальной законодательной базы 20−38 7

III. Информация относительно исполнения заключительных замечаний
Комитета по ликвидации расовой дискриминации по пятому-седьмому
периодическим докладам Республики Молдова 39−149 14

IV. Заключение 150−151 43

I. Введение

1. Республика Молдова ратифицировала Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (далее − Конвенция) Постановлением № 707-XII Правительства от 10 сентября 1991 года. Для Молдовы Конвенция вступила в силу 25 февраля 1993 года.

2. Конвенция является одним из важнейших документов, принятых Организацией Объединенных Наций, который закрепляет принципы равенства людей, всеобщее соблюдение фундаментальных прав и основных свобод человека независимо от расы, этнического происхождения, языка или религии.

3. Бюро межэтнических отношений на национальном уровне координирует деятельность по продвижению Конвенции и разработке периодических докладов о ходе применения этого документа в условиях Республики Молдова.

4. В процессе исполнения Конвенции и подготовки настоящего доклада Бюро межэтнических отношений взаимодействовало с Министерством юстиции, Министерством информационных технологий и связи, Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством труда, социальной защиты и семьи, Министерством внутренних дел, Министерством финансов, Министерством экономики, Министерством культуры, Генеральной прокуратурой, Центром по правам человека в Молдове, другими органами центрального и местного публичного управления, а также с представителями гражданского общества.

5. 6 марта 2008 года на 72-й сессии Комитета по ликвидации расовой дискриминации были приняты заключительные замечания относительно пятого-седьмого периодических докладов Республики Молдова о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (CERD/C/MDA/CO/7).

6. Бюро межэтнических отношений осуществило перевод этого документа на государственный язык и направило его в отраслевые министерства и другие институции в целях информирования, изучения и реализации. Для более широкого информирования гражданского общества, этнокультурных неправительственных организаций и членов Координационного совета этнокультурных организаций эти заключительные замечания были также переведены на русский язык как один из официальных языков Организации Объединенных Наций и, согласно действующему законодательству Республики Молдова, язык межэтнического общения.

7. В целях имплементации заключительных замечаний Комитета и мониторинга выполнения Конвенции при Бюро межэтнических отношений была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители отраслевых министерств и других органов центрального публичного управления. Для Парламента и Правительства Республики Молдова Бюро составило информационную справку относительно процесса исполнения Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в условиях Республики Молдова.

8. Необходимо отметить, что существование сепаратистского режима, установленного неконституционными методами в восточном регионе Республики Молдова в начале 1990-х годов прошлого века, − приднестровский регион, площадь которого составляет 4 163 км2 , с населением около 550 тыс. человек – значительно затрудняет применение на всей территории страны положений всех международных конвенций, одной из сторон которых является Республика Молдова, включая Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации. При этих обстоятельствах молдавские власти в тесном сотрудничестве с международными партнерами, а именно Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Российской Федерацией, Украиной, Европейским союзом (ЕС) и Соединенными Штатами Америки (США), предприняли ряд положительных мер в целях урегулирования приднестровского конфликта и реинтеграции страны, что является обязательным условием для обеспечения применения положений международных конвенций на всей территории страны, в том числе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Несмотря на отсутствие видимых результатов в процессе урегулирования приднестровского конфликта, за последние годы все-таки произошел ряд качественных изменений. В этом контексте особо следует отметить создание в 2005 году формата переговоров "5+2" посредством прямого вовлечения в этот процесс Европейского союза и США в качестве наблюдателей, назначения Специального представителя ЕС в Республике Молдова, а также осуществление Миссии ЕС по приграничной помощи Молдове и Украине (EUBAM). Кроме того, 10 июня 2005 года Парламент Республики Молдова единогласно принял два обращения о критериях демократизации и условиях демилитаризации приднестровского региона, а также Закон № 173-XVI об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья) от 22 июля 2005 года. В конце 2006 года – начале 2007 года молдавские власти выдвинули инициативы, открывшие новые перспективы для урегулирования приднестровского конфликта на основе комплексного подхода к разрешению конфликтных вопросов в рамках формата "5+2", в том числе связанных с особым правовым статусом приднестровского региона. С 2008 года молдавские власти последовательно осуществляют меры по установлению отношений доверия в целях сближения населения левого и правого берегов Днестра и создания необходимых условий для политического урегулирования конфликта и реинтеграции страны.

9. К сожалению, несмотря на приложенные усилия, включая расширение формата переговоров, и обнадеживающие инициативы, до сих пор прогресса
в процессе урегулирования приднестровского конфликта не наблюдается. Основная проблема − разработка и утверждение специального правового статуса приднестровского региона (Приднестровья) при сохранении суверенитета и обеспечении территориальной целостности Республики Молдова − остаётся нерешённой. Основной причиной отсутствия результатов в процессе урегулирования приднестровского конфликта является обструкционистская и бескомпромиссная позиция сепаратистских лидеров из Тирасполя, административного центра приднестровского региона, получающего постоянную (политическую, экономическую, финансовую и другую) поддержку со стороны Российской Федерации. Пребывание российских военных в приднестровском регионе и заинтересованность Российской Федерации, выступающей в качестве посредника, негативно отражаются на переговорном процессе по урегулированию приднестровского конфликта и тем самым на восстановлении суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова.

10. В отсутствие эффективных рычагов и реальных возможностей для исполнения суверенных прерогатив в приднестровском регионе, молдавские власти наблюдают за развитием ситуации на данной территории страны, в том числе в области соблюдения прав человека, стремясь, по мере возможностей, позитивно влиять на положение дел. Международные организации систематически информировались о случаях нарушения прав и основных свобод человека со стороны приднестровского режима для того, чтобы побудить его к соблюдению международных принципов и стандартов.

11. При существующих обстоятельствах молдавские власти совместно с международными партнёрами, гражданским обществом и уполномоченными международными организациями, а именно ООН, ОБСЕ и Советом Европы, продолжают прилагать усилия в целях принятия комплексного и долговременного решения по урегулированию приднестровского конфликта и реинтеграции Республики Молдова. Таким образом, будут созданы необходимые условия для развития демократических институтов на всей территории страны и соблюдения прав и основных свобод человека, закрепленных международными договорами, к которым присоединилась Республика Молдова.

12. Настоящий доклад составлен Бюро межэтнических отношений в соответствии с пунктом 1 b статьи 9 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации на основе заключительных замечаний Комитета по ликвидации расовой дискриминации (CERD/C/MDA/CO/7).

II. Общие сведения

A. Обзор государственной политики в области предупреждения и борьбы с расовой дискриминацией

1. Национальный состав и лингвистическая структура населения

13. Республика Молдова – это государство с полиэтническим и полиязычным населением. Молдаване − государствообразующая национальность вместе с представителями других этносов – украинцами, русскими, гагаузами, болгарами, евреями, румынами, белорусами, цыганами (рома), поляками и другими − составляют единый народ Молдовы, для которых Республика Молдова является общей родиной.

14. Перепись населения (октябрь 2004 года) способствовала упрощению процедуры мониторинга национально-культурного положения лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и проведению более эффективной политики в данной области. Население Республики Молдова составляет 3 383 332 (100 процентов)1 человек, в том числе:

молдаване – 2 564 849 человек (75,8%)

украинцы – 282 406 человек (8,4%)

русские – 201 218 человек (5,9%)

гагаузы – 147 500 человек (4,4%)

румыны – 73 276 человек (2,2%)

болгары – 65 662 человек (1,9%)

другие национальности – (1,0%)

не указали национальность – (0,4%)

15. Число представителей отдельных малочисленных национальных меньшинств, дисперсно проживающих на всей территории Республики Молдова, составляет:

армяне – 1829 человек

азербайджанцы – 891 человек

белорусы – 5059 человек

немцы – 1616 человек

греки – 482 человек

грузины– 501 человек

эстонцы – 77 человек

евреи – 3608 человек

латыши – 185 человек

литовцы – 259 человек

поляки – 2383 человек

татары – 974 человек

16. Среди национальных меньшинств численность украинцев и русских сократилась на 2,9 % и 3,9 % соответственно. Несмотря на это, украинское и русское национальное меньшинство по численности занимают второе и третье место среди общего населения Молдовы. Число гагаузского населения увеличилось на 0,3 %. В то же время, на 0,1% сократилось болгарское меньшинство и на 1,7 % − другие национальности. Молдаване представляют собой самую многочисленную этническую группу − 75,8 % населения.

17. 78,8 % населения страны своим родным языком назвали язык национальности, к которой они принадлежат. В качестве своего родного языка 20,8 % указали язык другой национальности. Среди молдаван 78,4 % в качестве родного языка назвали молдавский. В среде национальных меньшинств положение следующее: 64,1 % украинцев указали украинский язык в качестве родного языка, для 31,8 % украинцев родным языком является русский; 97,2 % русских считают русский своим родным языком; для 92,3 % гагаузов родным языком является гагаузский, а для 5,8 % − русский язык; 81,0 % болгар объявили болгарский своим родным языком, а 13,9 % болгар − русский язык.

18. 58,8 % населения, как правило, говорят на молдавском языке, 16,4 % − на румынском языке, 16,0 % − на русском языке, 3,8% − на украинском языке,
3,1 % − на гагаузском языке, 1,1 % − на болгарском языке. 0,4 % населения говорит на других языках, за исключением вышеперечисленных языков, в этот процент входят и лица, не указавшие язык общения.

19. Таким образом, большинство украинцев, гагаузов, болгар указали в качестве своего родного языка язык национальности, к которой они принадлежат, каждый второй украинец, каждый третий болгарин и каждый четвертый гагауз, как правило, говорит на русском языке. Процент молдаван, говорящих обычно на русском языке, составляет 5,0 % от общего числа населения. Среди национальных меньшинств 6,2 % украинцев, 4,4 % русских, 1,9 % гагаузов, 7,1 % болгар говорят на молдавском языке.

2. Развитие национальной законодательной базы

20. Республика Молдова достигла значительных результатов в области защиты прав человека в процессе исполнения Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, уделяя большое внимание законодательному закреплению этих прав. В настоящее время национальное законодательство в целом соответствует международным стандартам в данной сфере. Однако в целях выполнения международных обязательств в республике продолжается процесс развития и совершенствования действующего законодательства, регламентирующего сферу прав человека. Так, в период 2007−2009 годов была принята серия новых законодательных актов и разработан ряд новых законопроектов.

21. Поправки к Закону об образовании № 547 от 1 июля 1995 года закрепляют новые образовательные принципы, которые являются основополагающими в процессе проведения демократических реформ системы образования в целях формирования современной и демократической образовательной системы, базирующейся на национальных и общемировых ценностях. Статья 6 Закона гласит:

"Право на образование гарантируется независимо от национальности, пола, расы, возраста, религии, социального происхождения и положения, политической принадлежности, наличия или отсутствия судимости. Государственное лицейское, профессиональное, среднее специальное и высшее образование в равной степени доступно всем в зависимости от способностей и наклонностей".

22. Статья 4 Закона о кодексе поведения государственного
служащего № 25−XVI от 22 февраля 2008 года обязывает государственного служащего в процессе выполнения служебных обязанностей принимать решения, осуществлять деятельность, основываясь на принципах беспристрастности, недискриминации и справедливости, не оказывая предпочтения отдельному лицу или группе лиц в зависимости от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения. Закон также предусматривает, что государственный служащий, занимающий руководящую должность, обязан изучать критерии оценки профессиональной компетентности подчиненных и объективно применять их в случае, когда предлагает или утверждает повышение, перевод, назначение или освобождение от должности либо меры материального или морального поощрения, исключая любые формы фаворитизма или дискриминации, а также обязан обеспечить равенство возможностей при поступлении или продвижении по службе.

23. Статья 22 Закона о государственной должности и статусе государственного служащего № 158-XVI от 4 июля 2008 года предполагает строгое соблюдение государственным служащим Конституции, действующего законодательства, международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова, а также прав и свобод граждан.

24. Постановлением № 1459 Правительства от 24 декабря 2007 года был принят проект Закона о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Молдова (в том числе − статьи 176, 346), который в настоящие время находится на рассмотрении в Парламенте. Согласно статье 176 Уголовного кодекса (Закон № 985-XV от 18 апреля 2002 года) нарушение прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции и других законодательных актах в зависимости от пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного, сословного или иного положения, является преступлением и предусматривает уголовную ответственность. Статья 346 Уголовного кодекса предусматривает наказание за совершение умышленных действий, направленных на разжигание национальной вражды или розни. В соответствии с данной статьей умышленные действия, публичные призывы, в том числе через печатные и электронные средства массовой информации, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды или розни, на унижение национальной чести и достоинства, а равно прямое или косвенное ограничение прав либо установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от национальной, расовой или религиозной принадлежности наказываются штрафом, общественными работами или лишением свободы.

25. Ввиду того, что статья 176 Уголовного кодекса Республики Молдова не содержит точного указания видов запрещаемой деятельности, появилась необходимость внести в нее изменения. В настоящее время в указанной статье устанавливается ответственность за нарушение равноправия граждан, что может рассматриваться как действие дискриминационного характера по отношению к лицам, не являющимися гражданами Республики Молдова, а также по отношению к апатридам. В целях расширения круга ситуаций, требующих соблюдения принципа недискриминации, был разработан настоящий законопроект. Таким образом, согласно законопроекту статья 176 Уголовного кодекса на основе критериев, установленных международными соглашениями, предполагает ответственность за любое проявление различия, исключения, ограничения или предпочтения, без разумного и объективного оправдания, по отношению к лицу, группе лиц или сообществу. Новая редакция статьи 176 предусматривает привлечение к уголовной ответственности за нарушение равноправия в зависимости от пола, расы, цвета кожи, языка, религии, убеждений, национального, социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного положения, а также инкриминирует проявление дискриминации по признаку сексуальной ориентации. Кроме того, в соответствии с новой редакцией этой статьи любое действие, связанное с различием, исключением, ограничением или предпочтением по отношению к лицу, группе лиц или сообществу на основе указанных критериев должно инкриминироваться в том случае, если оно нацелено на ограничение или недопущение признания, пользования или реализации на равных условиях прав и основных свобод, признанных Конституцией, действующим законодательством или международными договорами, к которым присоединилась Республика Молдова. Субъектом вышеназванного преступления может стать как физическое, так и юридическое лицо. В то же время, была предложена новая редакция статьи 346, устанавливающая наказания за публичные призывы, в том числе через печатные и электронные средства массовой информации, направленные на унижение, подстрекательство к дискриминации или ненависти по отношению к группе лиц или лицу по причине предполагаемой или реальной принадлежности к данной группе в зависимости от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, цвета кожи, пола, возраста, состояния здоровья, сексуальной ориентации, политических убеждений, социального положения, принадлежности к категории малоимущих лиц и на основе любого другого критерия, а также - наказание за публичные призывы к насильственным действиям по отношению к группе лиц или отдельному лицу по мотивам, указанным выше.

26. В связи с тем, что в Республике Молдова не существует специального законодательного акта о ликвидации дискриминации, в целях консолидации действующего законодательства и приведения его в соответствие с международными нормами разрабатывается проект закона о предупреждении и борьбе с дискриминацией (согласно поручению № 2503-10 Правительства Республики Молдова от 21 января 2008 года). В этом законопроекте дается определение таким понятиям, как дискриминация (прямая или косвенная), угнетение, подстрекательство к дискриминации, положительные меры, которые не уточняются действующим национальным законодательством. Законопроект содержит положения, регламентирующие меры по предотвращению и борьбе с феноменом дискриминации в важнейших сферах, а именно в сфере труда, образования, здравоохранения, предоставления услуг. Таким образом, положения относительно запрета на любые действия, связанные с различием или предпочтением по отношению к отдельному лицу или группе лиц, результатом которых становится ограничение доступа к рынку труда, дополнят и уточнят нормы, уже закрепленные Трудовым кодексом. Указанный законопроект также предполагает запрет на любую форму дискриминации в образовательной сфере, в сфере предоставления услуг (услуг медицинской помощи, социальной защиты, банковских, транспортных и других услуг). Проект закона содержит положения относительно институционной базы. Основываясь на специфике деятельности Парламентских адвокатов по обеспечению прав и свобод человека, было принято решение наделить их полномочиями в области защиты от дискриминации и обеспечения равноправия. Проект предусматривает учреждение правительственной комиссии, выполняющей следующие функции: обеспечение разработки и продвижение политики защиты от дискриминации, инициирование предложений по продвижению и внесению изменений в законодательную базу в целях осуществления и усиления защиты от дискриминации; предоставление органам центрального и местного публичного управления общих замечаний и предложений относительно предупреждения и борьбы с дискриминацией. Проект устанавливает также право общественных организаций на осуществление мероприятий в области предупреждения и борьбы с дискриминацией, что позволяет вовлечь гражданское общество в процесс ликвидации этого негативного явления. Существенными являются и положения законопроекта относительно защиты жертв дискриминации. Проект закона о предотвращении и борьбе с дискриминацией был согласован на основе заключений заинтересованных органов власти и представлен на рассмотрение Правительству официальным
письмом № 03/8089 от 30 сентября 2008 года.

27. Национальная законодательная база в области социальной защиты гарантирует равные права всем гражданам Республики Молдова на получение социальной помощи независимо от этнического происхождения, религии, принадлежности к национальному меньшинству. В Республике Молдова существует серия законов и нормативных актов, регламентирующих предоставление различных видов социальной помощи: Закон о республиканском и местных фондах социальной поддержки населения (№ 827 от 18 февраля 2000 года); Закон о государственных социальных пособиях некоторым категориям граждан (№ 499 от  14 июля 1999 года); Закон об особой социальной защите некоторых категорий населения (№ 933 от 14 апреля 2000 года); Постановление Правительства о пособиях семьям с детьми (№ 1478 от 15 ноября 2002 года). В целях оказания социальной помощи малоимущим семьям был принят Закон о социальной помощи № 133-XVI от 13 июня 2008 года. Действие настоящего Закона распространяется на семьи, члены которых являются гражданами Республики Молдова, гражданами других государств, лицами без гражданства или беженцами, проживающими в Республике Молдова в соответствии с действующим законодательством.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклады, представляемые государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции

    Доклад
    Четырнадцатый, пятнадцатый, шестнадцатый, семнадцатый и восемнадцатый периодические доклады, которые государства-участники должны были представить в 2007 году*
  2. Доклады, представляемые государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции (2)

    Доклад
    1. Правительство Соединенного Королевства и автономные органы управления в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии твердо привержены делу ликвидации всех форм расизма и связанной с ними нетерпимости и разработке политики, направленной
  3. Доклады, представляемые государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции (3)

    Доклад
    III. Меры по осуществлению сформулированных Комитетом рекомендаций по первоначальному − четвертому периодическому докладам в соответствии с Конвенцией 290–446 56
  4. Доклады, представляемые государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции (4)

    Доклад
    Республика Сербия является правопреемником Союзного государства Сербии и Черногории и Союзной Республики Югославия и соответственно членом всех международных договоров, ратифицированных государствами-предшественниками.
  5. Доклады, представляемые государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции (5)

    Доклад
    1. Для борьбы с расизмом и ксенофобией, а также для предоставления всем равных возможностей мальтийские власти предприняли ряд инициатив. Указанные меры, включая, в частности, реформы законодательства, предусматривают более надежную

Другие похожие документы..