Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Основной экологической проблемой 2006 года можно назвать проблему захламления городских территорий бытовыми и коммунальными отходами. Общее количеств...полностью>>
'Документ'
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУ...полностью>>
'Лекция'
Внеклассная работа по физическому воспитанию представ­ляет собой систему организованных занятий физическими уп­ражнениями, проводимых школой во внеур...полностью>>
'Календарно-тематическое планирование'
Знать основные нормы русского литературного языка(грамматические и орфографические);уметь распознавать языковые единицы, проводить различные виды их а...полностью>>

Программа дисциплины " Демография" для направления 521600 экономика

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство

экономического развития

и торговли

Российской Федерации

Министерство науки и

образования

Российской Федерации

Государственный университет-

Высшая школа экономики

Факультет экономики

Программа дисциплины

Демография”

для направления 521600 - экономика

(версия авторов)

Степень (квалификация) - бакалавр экономики

Авторы программы - В.А. Козлов, О.В. Кучмаева

Рекомендовано секцией УМС кафедры “ ”

Председатель

____________________

"___"_______________2011 г.

Утверждено УС факультета

Ученый секретарь

______________________

___”_______________2011 г.

Одобрена на заседании

кафедры “демографии”

Зав. кафедрой М.Б. Денисенко

__________________

"____"_____________2011 г.

Москва, 2011 г.

I. Пояснительная записка

Авторы программы: профессор Кучмаева Оксана Викторовна, преподаватель Козлов Владимир Александрович.

Требования к студентам: Курс «Демография» предназначен для студентов 3 курса отделения статистики, анализа данных и демографии факультета экономики и предполагает знание студентами основ теории вероятности и математической статистики, экономической теории. Студенты, приступающие к изучению курса, должны прослушать курс «Теория вероятности и математическая статистика».

Аннотация:

Настоящий курс предлагается студентам, обучающимся по направлению 080100.62 «Экономика». Курс рассчитан на 40 часов лекций и 20 часов семинаров.

Данный курс представляет собой изложение фундаментальных основ демографической науки. В рамках курса рассматривается место демографии, как специальной науки, изучающей население, в системе социальных наук, взаимосвязь демографических и социально-экономических процессов и структур. В курсе анализируются закономерности демографических изменений в России и за рубежом, а также представлены основные теории, объясняющие эти закономерности. Ядром курса являются классические методы и модели демографической динамики и процессов рождаемости, брачности, смертности, и миграции. Также рассматриваются методы демографического прогнозирования, обсуждается необходимость и вероятные результаты проведения демографической политики.

Программа дисциплины «Демография» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Задачи курса:

  • Изучить базовые инструменты демографического анализа

  • Проанализировать закономерности и перспективы развития демографических процессов в России и в мире

  • Изучить основные теории демографического развития

  • Изучить взаимосвязи демографических и социально-экономических процессов и структур

  • Изучить основные методы демографического прогнозирования и компьютерные программы для реализации прогнозов

  • Рассмотреть необходимость проведения, основные цели и меры демографической политики

  • Познакомиться с системой сбора данных о населении.

Учебная задача курса:

Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам представление об основных демографических закономерностях, методах сбора и анализа статистической информации о населении, демографических прогнозах и демографической политике. В рамках курса рассматриваются место демографии в системе наук, а также взаимосвязях между демографическими и социально-экономическими процессами. Задачей курса является также изучение опыта применения демографических знаний и методов в анализе и прогнозе экономических и социальных тенденций (прикладная демография).

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать природу и уметь правильно интерпретировать демографические показатели;

  • уметь оценивать демографическую ситуацию в стране и регионе;

  • знать основные закономерности развития и количественные характеристики демографических процессов и структур в России и странах мира,

  • уметь реализовывать прогноз численности и половозрастного состава населения и интерпретировать его результаты;

  • получить навыки сбора и анализа необходимой демографической информации;

  • знать основы проведения специальных выборочных обследований демографических процессов;

  • принимать решение о необходимости введения тех или иных мер демографической политики.

Самостоятельная работа студентов:

В ходе изучения настоящего курса значительное место отводится самостоятельной работе студентов. По каждой теме лекционного и семинарского занятия предложена основная литература и дополнительная литература.

Программа курса предполагает решение аудиторных и домашних задач, написание эссе, в ходе которых студенты должны показать умения и навыки самостоятельной работы со статистическими данными, законодательными актами и решениями Правительства РФ, документами международных организаций, научной литературой в области развития народонаселения.

Формы контроля:

Итоговая оценка складывается с учетом нижеследующих весов:

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,6* Отекущий + 0,2* Оауд + 0,2*Осам.работа

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = 0,4эссе + 0,6к/р

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.

Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,6* Онакопл + 0,4*·Оэкз

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический.

Требования к докладам

Доклад по теме семинарского занятия студент делает на основе литературы, предложенной преподавателем. В течение каждого семинара делается 1-2 докладов по теме семинара. Студент, делающий доклад, должен представить к началу семинарского занятия тезисы доклада (1-2 стр.), а затем кратко и внятно (10-12 минут) изложить материал, желательно с использованием презентации PowerPoint, ответить на вопросы.

Письменный экзамен проходит в конце лекционного курса и предполагает краткий и правильный ответ на вопросы экзаменационных вариантов, составленных преподавателем, а также решение задач. Вопросы и задачи составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях.

Полученныe студентами баллы суммируются и переводятся в 10-балльную шкалу, итоговая оценка выставляется по 10-балльной шкале исходя из полученной суммы баллов:

От 0 до 3 баллов – «неудовлетворительно»,

от 4 до 5 баллов - «удовлетворительно»,

от 6 до 7 баллов - «хорошо»,

от 8 до 10 баллов – «отлично».

II. Тематический план учебной дисциплины

№ п/п

Наименование тем

Итого

часов

Аудиторные часы

Самост.

работа

Лекции

Семинары

1

Предмет, содержание и структура курса.

2

2

-

3

2

Источники данных о населении.

2

2

-

3

3

Базовые инструменты демографического анализа. Система демографических показателей. Анализ демографических структур населения.

8

4

4

14

4

Демографический анализ смертности. Демографические таблицы

8

4

4

14

5

Демографический анализ брачности и рождаемости

4

2

2

6

6

Семья и домохозяйство.

4

2

2

6

7

Роль выборочных обследований в оценке демографических явлений и процессов. Исследования матримониального поведения, брачности и разводимости.

4

2

2

6

8

Выборочные исследования рождаемости и формирования семей.

4

2

-

4

9

Выборочные обследования домохозяйств.

4

2

2

6

10

Базовые принципы демографического анализа миграции

6

4

2

10

11

Демографическое воспроизводство. Теории демографического перехода

2

2

2

3

12

Демографическое прогнозирование

4

2

2

6

13

Демографическая и миграционная политика

4

2

-

6

14

Семейная политика

6

4

2

5

Итоговый экзамен

10

Итого

60

40

20

102

III. ЛИТЕРАТУРА

Базовая:

  1. Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. М., NOTA BENE, 2003. – имеется онлайн на /books/demografiya

  2. Медков В.М. Демография. - М.: Инфра-М, 2005. – издание 2002 года имеется онлайн на /node/405

  3. Денисенко М.Б., Калмыкова Н.М. Демография: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2007.

  4. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 1994.

  5. Российский демографический интернет-еженедельник «Демоскоп»: http://demoscope.ru

  6. Демографическая модернизация России. 1900-2000 / Под ред. А. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. – имеется онлайн на http://demoscope.ru

  7. Демографический ежегодник. Стат. сб. М.: Росстат, 2008

Основная и дополнительная литература даны по каждой теме.

IV. Содержание программы

Тема 1. Предмет, содержание и структура курса.

Предмет демографии. Понятие населения. Демографические процессы, демографические структуры, демографическое поведение. Демографические методы. Подходы к определению демографии. Краткая история демографии. Структура демографической науки. Население как объект изучения различных наук. Демография как наука. Связь с другими науками.

Основная литература.

  1. Введение в демографию / Под ред. Ионцева В.А и Саградова А.А. , М.: Теис, 2002. – доступна он-лайн /2010/03/26/vvedenie-v-demografiju.html

  2. Волков А.Г. Демография // Народонаселение. Энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 1994.

  3. Курс демографии. Под ред. А.Я. Боярского (любое издание).

  4. Народонаселение. Энциклопедический словарь. Приложение 1-6. М.: БРЭ, 1994. с. 580-602.

Дополнительная литература.

  1. Демографическая модернизация России. 1900-2000 / Под ред. А. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. С.448-471. Глава 20.

  2. Институт истории АН СССР, Всесоюзная перепись населения 1937 г. Краткие итоги. М, 1991.

  3. Система знаний о народонаселении / Под ред. Д.И. Валентея. М.: Высшая школа , 1991. С. 68-90. Гл. 8, 9 .

Тема 2. Источники данных о населении.

Система данных о населении. Переписи населения. Принципы проведения и содержание программ переписей населения. Текущий учет демографических событий. Текущий учет миграции. Административные источники данных о населении. Понятие о регистрах населения. Выборочные социально-демографические обследования (микроперепись 1994 г., DHS, GGS, CAP, WFS).

Основная литература.

  1. Введение в демографию / Под ред. Ионцева В.А и Саградова А.А. , М.: Теис, 2002. С – доступна он-лайн /2010/03/26/vvedenie-v-demografiju.html

  2. Волков А.Г. Демография // Народонаселение. Энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 1994.

  3. Курс демографии. Под ред. А.Я. Боярского (любое издание).

  4. Народонаселение. Энциклопедический словарь. Приложение 1-6. М.: БРЭ, 1994. с. 580-602.

  5. Федеральная служба государственной статистики. Итоги всероссийской переписи населения 2002 года. http://www.perepis2002.ru

Дополнительная литература.

  1. Демографическая модернизация России. 1900-2000 / Под ред. А. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. С.448-471. Глава 20.

  2. Дмитриева Р.М., Андреев Е.М., Статистическое наблюдение в демографии: этапы развития и перспективы. В кн.: Методы исследования. М., 1986.

  3. Институт истории АН СССР, Всесоюзная перепись населения 1937 г. Краткие итоги. М, 1991.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Статистические и демографические методы анализа для направления 521600 «Экономика» подготовка бакалавра

    Программа дисциплины
    Требования к базисной подготовке студентов. Курс «Статистические и демографические методы анализа» рассчитан на студентов 1-го курса отделения статистики, анализа данных и демографии со знанием математики, обществознания и экономики
  2. Демографии Института Демографии Зав кафедрой к э. н. М. Б. Денисенко " " 2007 г. Москва, 2007 г программа курса

    Программа курса
    Предполагается, что студенты знакомы с общими основами демографии и имеют устойчивые представления о том, что такое миграция населения, её видах, измерениях, методах исследования миграционного движения населения, типах миграционных
  3. Открытый конкурс. Предмет конкурса: Размещение заказа на приобретение книг и электронных изданий для библиотек муниципальных образований Ростовской области в 2007 г. 5

    Конкурс
    1.4. Предмет конкурса: Размещение заказа на приобретение книг и электронных изданий для библиотек муниципальных образований Ростовской области в 2007 г.
  4. Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт- петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг

    Библиографический указатель
    Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) / С.-Петерб. акад. упр. и экон.; сост. В. А. Светлова; предисл.
  5. Психолого-педагогические науки и спортивные дисциплины (3)

    Документ
    Аверьянова Г. И. ЕГЭ 2010. Обществознание [Текст] / Г. И. Аверьянова. - М. : Эксмо, 2010. - 284, [2] с.: табл. - (Интенсивная подготовка. Единый государственный экзамен).

Другие похожие документы..