Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Живопись - одна из важнейших дисциплин в подготовке педагога-художника. Назначение этого курса - получение профессиональных знаний и навыков, развити...полностью>>
'Документ'
Позняков Олексій Павлович. Українська військова преса як складова інформаційного простору в реалізації ідеї державності (1917-1921 рр.): дис. канд. ф...полностью>>
'Документ'
Ареф'єва О. В., Сахаєв В. Г., Ареф'єв О. В., Махсма М. Б., Попрозман О. І. Економіка підприємства: Навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. / Європейс...полностью>>
'Документ'
Земли и племена Древней Руси. Призвание Рюрика. Вещий Олег. Игорь Старый. Ольга Мудрая. Святослав Храбрый. Владимир Красно Солнышко. На заре русского...полностью>>

Роль международных трудящихся-мигрантов в развитии предпринимательства и повышении места республики беларусь в рейтинге

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПОВЫШЕНИИ МЕСТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В РЕЙТИНГЕ DOING BUSINESS


Как известно, привоз трудящимися-мигрантами заработанных и накопленных за границей средств часто ведет к открытию собственного дела. Преимуществами малого предпринимательства для трудящихся-мигрантов являются быстрая окупаемость капитальных вложений, вовлечение капитала и собственности в производство и повышение его эффективности. В настоящее время на самом высоком уровне осознан тот факт, что выход на рыночные формы хозяйствования – в предпринимательстве.

Предпринимательство является чрезвычайно важным направлением развития экономики Республики Беларусь, так как позволяет постепенно вовлекать трудовые ресурсы, высвобождающиеся с крупных нерентабельных предприятий в новые производства, генерирует создание новых достойно оплачиваемых рабочих мест, открывает возможность привлечения дополнительных инвестиций, в том числе за счет накопленных за границей средств трудящихся-мигрантов.

Какие возможности по открытию малого бизнеса существуют в Республике Беларусь? Что порекомендовать органам власти для вовлечения наибольшего количества трудящихся-мигрантов в предпринимательскую деятельность ?

За ответами и разъяснениями мы обратились к авторам только что появившейся монографии «Модернизация рынка труда в условиях глобализации мировой экономики» (2010 г.) – к.э.н. Виталине Витальевне Почекиной и Рите Михайловне Супрунович, сотрудницам отдела мировой экономики Института экономики Национальной академии наук Беларуси.


Виталина Витальевна, расскажите пожалуйста, что нужно знать трудящемуся-мигранту перед тем как открыть малое предприятие ? Благоприятная ли у нас для этого сегодня нормативно-правовая среда ? Ведь создание условий для вкладов средств трудящихся-мигрантов в частный бизнес является одним из направлений улучшения экономического положения страны.

Для трудящихся-мигрантов, граждан Республики Беларусь, накопивших стартовый капитал, перед тем как начать свой бизнес полезно ознакомиться с рядом основополагающих документов и норм по развитию и поддержке предпринимательства. В стране давно и активно ведется работа, направленная на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, упрощению бюрократических процедур.

Нормативно-правовая среда развития предпринимательства непрерывно совершенствуется. Отмечу лишь наиболее значимые правительственные меры по поддержке малого и среднего бизнеса:

• усовершенствованы условия аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, находящихся как в государственной, так и в частной собственности, упрощены процедуры и сокращены сроки предоставления земельных участков;

• отменена регистрация цен (тарифов) на новые товары (работы, услуги), уменьшен перечень товаров и услуг, в отношении которых осуществляется ценовое регулирование;

• созданы более привлекательные условия применения упрощенной системы налогообложения;

• введен полноценный механизм заявительного принципа государственной регистрации субъектов хозяйствования с сокращением ее сроков;

• приостановлено осуществление контроля (надзора) за деятельностью субъектов хозяйствования в форме проверок (ревизий) до дня вступления в силу решения Главы государства, регламентирующего единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь;

• на 40 % сокращены номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, и перечень продукции, подлежащей государственной гигиенической регистрации;

• разработаны проекты нормативных правовых актов по вопросам распоряжения государственным имуществом, лицензирования отдельных видов деятельности, стимулирования инновационной деятельности и внедрения новой высокотехнологичной продукции, привлечения инвестиций, страхования.

Для реализации названных и других мер по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства ежегодно утверждаются Программы государственной поддержки малого предпринимательства, которые предусматривают меры поддержки субъектов малого предпринимательства по следующим направлениям: совершенствование законодательства, финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства, инфраструктура развития малого предпринимательства, информационное обеспечение и международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

Интересно отметить, что вернувшийся в страну трудящийся-мигрант с солидной суммой денег может обратиться за консультацией по открытию собственного дела в центр поддержки предпринимательства. В Республике Беларусь действует сеть инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, включающая 43 центра поддержки предпринимательства и 7 инкубаторов малого предпринимательства.1 Их деятельность направлена на формирование благоприятных условий для создания и функционирования субъектов малого предпринимательства, активизацию предпринимательской деятельности.

Ценные ориентиры и комплексную информационную поддержку в вопросах организации и осуществления предпринимательской деятельности возвратившиеся из-за рубежа трудящиеся-мигранты могут получить на веб-сайте специализированной информационной системы инфраструктуры поддержки предпринимательства (www.svoedelo.by). В целях развития кооперационных связей между малыми и крупными предприятиями функционирует центр субконтрактации (bcontract.by).

Рита Михайловна, Вы опытный специалист в сфере международной миграционной политики. Что по Вашему мнению нужно сделать, чтобы повысить заинтересованность состоятельных международных трудящихся-мигрантов в инвестировании средств в частный бизнес ?

В первую очередь целесообразно проводить информационно-разъяснительную работу через средства массовой информации. Не только трудящимся-мигрантам, но всем гражданам Республики Беларусь важно знать, что они социально защищены, что правительством проводится колоссальная работа по либерализации экономики страны, в том числе по направлению предпринимательства. Сегодня снят ряд ограничений бюрократического порядка, радует упрощение механизма ведения предпринимательской деятельности, и об этом нужно рассказывать по телевидению, в газетах.

Стоит отметить, что в настоящее время в Беларуси выполняется План первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009-2010 гг., согласно которому усовершенствованы имущественные и земельные отношения, ценовое регулирование, налоговое законодательство в части упрощения порядка исчисления и уплаты налогов, увеличения периодов уплаты налогов и сборов, отмены ряда налогов и сборов.2 Эти изменения имеют чрезвычайно важное значение для стимулирования активности открытий частного бизнеса, в том числе с привлечением средств трудящихся-мигрантов.

21 мая 2009 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», в котором отнесение к субъектам малого предпринимательства предусмотрено вне зависимости от осуществляемых видов экономической деятельности.

Во II квартале 2010 г. в Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, направленных на развитие предпринимательства.

Среди них особое место занимает принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 №148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Поскольку этот закон станет определяющим документом, оказывающим влияние на развитие предпринимательства в Республике Беларусь в ближайшей пятилетке, его необходимо тщательно изучить каждому потенциальному предпринимателю.

Интерес для состоятельных трудящихся-мигрантов представляет разбивка по группам субъектов малого предпринимательства, согласно которой определяется и налоговая нагрузка. По новому закону это:

    • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

    • микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 чел. включительно;

    • малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 чел. включительно.

    • субъекты среднего предпринимательства – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 чел.

Трудящимся-мигрантам, впервые открывающим свое дело чрезвычайно важно знать условия оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства. Согласно нового закона (от 01.07.2010 №148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства») ими являются:

непревышение предельных значений объема выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год, установленных Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

• непревышение 25 % участия в уставном фонде субъектов малого предпринимательства Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, иностранных юридических лиц и иностранных граждан, религиозных организаций, общественных объединений, союзов (ассоциаций), фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства.

Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает:

• передачу в безвозмездное пользование находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, в том числе с правом приобретения в собственность после окончания срока безвозмездного пользования;

• применение понижающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы при аренде находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружении), изолированных помещений, их частей;

• отчуждение находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей субъектам малого или среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) и арендующим данное имущество не менее пяти лет.

Помимо названных, для индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций могут предусматриваться меры имущественной поддержки в виде «продажи имущества, находящеюся в государственной собственности, с оплатой в рассрочку со сроком действия рассрочки не более трех лет».

Повышению заинтересованности трудящихся-мигрантов в открытии бизнеса и в целом активизации малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь станет предусмотренное законом участие субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг). Законодательством Республики Беларусь могут предусматриваться: резервирование для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 10 % от общего объема государственных закупок товаров (работ, услуг) и проведение отдельных конкурсов по этой части государственных закупок товаров (работ, услуг) среди таких субъектов.

Виталина Витальевна, что бы Вы порекомендовали органам власти для увеличения доли предпринимательства в ВВП ?

В качестве целевых индикаторов развития малого и среднего предпринимательства в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. определены: увеличение его доли в ВВП и повышение места страны в рейтинге Doing Business. Полагаю, что для достижения увеличения доли предпринимательства в ВВП, следует активизировать усилия по следующим направлениям:

  • совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, снижение административных барьеров;

  • создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости;

  • активизация производственной, инновационной и внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • стимулирование взаимодействия малых и средних предприятий с крупными;

  • упрощение бухгалтерского учета.

Главный рекомендуемый инструментарий, способствующий реализации указанных направлений, следующий:

1. необходимо упростить процедуры лицензирования, гигиенической регистрации и сертификации товаров, работ и услуг (пересмотр и сокращение соответствующих перечней, снизить стоимость процедур, осуществляемых госорганами, и сократить их сроки, упростить требования, предъявляемые к лицензиатам);

2. следует усовершенствовать механизм оказания государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства, а также процедуры резервирования и проведения конкурсов для малых и средних предприятий по государственным закупкам товаров (работ, услуг);

3. целесообразно активизировать вовлечение в хозяйственный оборот неэффективно используемое имущество, находящееся в государственной собственности;

4. необходимо ввести налоговые льготы для малых и средних предприятий, занятых в производственной, инновационной и внешнеэкономической деятельности, посредством внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь, а также ввести налоговые льготы для малых и средних предприятий, занимающихся совместно с крупными предприятиями субконтрактной деятельностью, посредством внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь;

5. надлежит усовершенствовать законодательство, регулирующее вопросы электронного документооборота, предоставления налоговой и статистической отчетности.

Рита Михайловна, как Вы считаете, будет ли повышаться рейтинг Республики Беларусь Doing Business в мировом бизнес-сообществе при максимизации участия трудящихся-мигрантов в предпринимательской деятельности ?

Повышение осведомленности максимального количества возвращающихся из-за границы трудящихся-мигрантов о тех предпринимательских возможностях, которые существуют в Республике Беларусь, несомненно, окажет влияние на количество малых и средних частных предприятий, которые могут расти повсеместно как грибы.

Деловой климат в Беларуси значительно улучшился. Мы поднялись более чем на 50 позиций с 115 места в 2008 году на 64 место в 2010 году по рейтингу «Ведение бизнеса».3 Дело в том, что в нашей стране с июня 2007 года по июнь 2008 года были проведены реформы в шести из десяти исследуемых областях, что сказалось и на росте количества малых предприятий. Беларусь заняла четвертое место в первой десятке стран-реформаторов в нормативно-правовой сфере в 2009 г.

Высокое место Беларуси по рейтингу «Ведение бизнеса -2010; Ведение бизнеса-2011» обусловлено такими важными преимуществами бизнес-среды как небольшая конкуренция, сравнительно легкие условия регистрации бизнеса по заявительному принципу, простые процедуры регистрации собственности, найма работников, получения разрешений на строительство. Мы с легкостью обогнали Россию, Украину, Польшу, Чехию и даже Китай (см. рис. 1):

Для дальнейшего стремительного подъема Беларуси необходимо справиться с такими «узкими местами» как налогообложение и защита прав инвестора. Как видим из таблицы 1, Беларусь относят к странам с самой сложной системой налогообложения в мире. Меры по упрощению налогообложения уже начинают вводиться и потихоньку начнут оказывать положительное влияние на восприятие бизнес-среды нашей страны в будущем.4

Таблица 1. Место Республики Беларусь в 2009-2010-м годах

по 10 показателям рейтинга «Doing Business»

Простота

ведения бизнеса

по следующим

позициям

Ведение бизнеса-

2010

рейтинг страны

Ведение бизнеса-

2009

рейтинг страны

Изменение

рейтинга

за

2009-2010 гг.

Ведение бизнеса-

2008

рейтинг страны

Изменение

рейтинга

за

2008-2009 гг.

Общее место бизнес-среды

64

82

+ 18

115

+ 33

Регистрация предприятий

7

98

+ 91

121

+ 24

Получение разрешений на строительство

44

62

+ 18

93

+ 28

Наем рабочей силы

32

40

+ 8

48

 1

Регистрация собственности

10

13

+ 3

95

+ 81

Кредитование

113

109

 4

126

+ 17

Защита инвесторов

109

105

 4

101

 3

Налогообложение

183

183

0

183

0

Международная торговля

129

134

+ 5

142

+ 8

Обеспечение исполнения контрактов

12

14

+ 2

15

+ 1

Закрытие предприятий

74

74

0

72

+ 1

Именно на упрощение системы налогообложения нужно сделать упор для улучшения рейтинга Республики Беларусь в будущем. Помимо того, значимое место должно быть отведено усовершенствованию процедур получения кредитов и защите прав инвесторов. По выделенным позициям предстоит провести еще немало работы. Однако повышение рейтинга Doing Business стоит того, поскольку к нам активнее потекут капиталы из-за рубежа, в том числе капиталы трудящихся-мигрантов, улучшится мировой инвестиционный имидж страны.

Сведения об авторах:

СУПРУНОВИЧ

Рита Михайловна

e-mail: suprunovich@economics.basnet.by

prunovich@

: (375) 29 56 123 80;

: (375) 17 28 402 68

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ

Адрес: Республика Беларусь,

г. Минск, ул. Сурганова ½ 220072


Супрунович Рита Михайловна, белорусский ученый-экономист, научный сотрудник отдела мировой экономики Института экономики Национальной академии наук Беларуси. Получила блестящее образование (Минский государственный лингвистический университет, аспирантура Института экономики Национальной академии наук Беларуси, обучение в Парижской Высшей школе социальных наук – научном центре CEMI), в совершенстве владеет английским и французским языками.

Сфера научных интересов: международный рынок труда, регулирование международной трудовой миграции, международные экономические отношения в сфере рынка труда, трудовой миграции и ее эффективности и др. По этим направлениям Ритой Михайловной опубликовано свыше 20 научных работ, в том числе 3 монографии.

Получила опыт и практику работы экономистом, менеджером-консультантом, научным сотрудником, участвовала в разработке Национальной программы развития экспорта Республики Беларусь на 2006-2010 гг., Национальной программы развития туризма Республики Беларусь на 2001-2005 гг. В 2007-2009 гг. являлась руководителем собственного научно-исследовательского проекта при финансировании Белорусского фонда фундаментальных исследований.

В настоящее время участвует в разработке научных основ реализации национального суверенитета в системе международных экономических отношений Республики Беларусь.

ПОЧЕКИНА

Виталина Витальевна

: (375) 29 19 704 66;

: (375) 17 28 402 75

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ

Адрес: Республика Беларусь,

г. Минск, ул. Сурганова ½ 220072

Дом. адрес: Республика Беларусь,

г. Минск, ул. Шугаева д. 9 кв. 15


Почекина Виталина Витальевна – известный белорусский ученый в области мировой экономики и международных отношений, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела мировой экономики Института экономики Национальной академии наук Беларуси.

Имеет более 100 опубликованных научных работ, в том числе 8 монографий по проблемам глобализации, интеграции и модернизации мировой экономики, международной торговли, экспорта труда, капитала, товаров и услуг, международных финансов и валютного регулирования, стратегии экспортно-импортных регионально-страновых отношений, эффективности международной экономики. Принимала непосредственное участие в разработке важнейших концептуальных и методологических положений ряда Национальных прогнозов и государственных программ: Программ развития экспорта Республики Беларусь на 2000-2005 годы, на 2006-2015 годы и на 2011-2015 годы, обеспечения безопасности ВЭД, КП НТП Республики Беларусь на 2020 годы и других.

В настоящее время принимает участие в разработке научных основ реализации национального суверенитета в системе экономических отношений Республики Беларусь с мировым сообществом.

2 Территориально центры расположены во всех областях республики и г. Минске. В 2008 г. услугами центров было охвачено более 48,4 тыс. человек. По актуальным вопросам осуществления предпринимательской деятельности проведено 789 курсов и семинаров, в которых приняли участие более 21,5 тыс. человек.

3 Отчет «Doing Business» оценивает 183 страны мира по простоте ведения бизнеса по 10 показателям государственного регулирования предпринимательской деятельности. Учитываются время и стоимость выполнения правительственных требований для открытия и ведения бизнеса, международной торговли, уплаты налогов и закрытия бизнеса.

4 Дополнительные данные о рейтинге «Doing Business» можно получить на сайте .

11



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Национальная стратегия устойчивого  социально-экономического развития  республики беларусь  на период до 2020 г

    Реферат
    1.1. Новые тенденции мирового развития и положение Республики Беларусь в мире1.2. Общесистемные условия и принципы устойчивого развития1.3. Основные компоненты устойчивого развития1.
  2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития республики беларусь на период до 2020 г

    Реферат
    1.1. Новые тенденции мирового развития и положение Республики Беларусь в мире1.2. Общесистемные условия и принципы устойчивого развития1.3. Основные компоненты устойчивого развития1.
  3. Академия управления при президенте республики беларусь (2)

    Документ
    Сущность демократического социального правового государ­ства обусловливает необходимость проведения сильной социаль­ной политики и использования действенного механизма ее реа­лизации в целях более полного удовлетворения жизненных
  4. Отчет о проведении второй международной научной конференции «инновационное развитие экономики россии: ресурсное обеспечение» введение

    Публичный отчет
    22-24 апреля 2009 года на Экономическом факультете МГУ прошла Вторая международная научная конференция «Инновационное развитие экономики России: ресурсное обеспечение».
  5. Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований модели системной трансформации и социальная цена реформ (опыт России, СНГ и стран цве)

    Документ
    Данный сборник представляет материалы конференции, проведенной ИМЭПИ РАН в 2004 г. в г. Москве и посвященной проблемам системной трансформации в России, странах СНГ и ЦВЕ и социальной цене, которую данные страны заплатили за переход

Другие похожие документы..