Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
3-4 июня 2009 года в г. Екатеринбурге состоялась региональная научно-техническая конференция «Данные дистанционного зондирования Земли для решения пр...полностью>>
'Документ'
Организация и содержание отбора юных спортсменов в группы ДЮСШ по легкой атлетике Основные и подводящие упражнения в атлетизме и методика их использо...полностью>>
'Документ'
Рассматривание предметных и сюжетных картинок домашних животных: кошки, собаки и курицы; чтение стихов, потешек, песенок, сказок о домашних животных. ...полностью>>
'Документ'
(кількість створених робочих місць обраховується відповідно до Методики моніторингу створення робочих місць, затвердженої постановою Кабінету Міністрі...полностью>>

Главная > Анализ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

ОТЧЕТ

«Системы обеспечения качества

подготовки специалистов»

Москва 2005

Оглавление

Краткая характеристика 3

1. Политика и стратегия вуза в области обеспечения качества подготовки специалистов 7

Анализ требований к качеству подготовки 23

2. Использование потенциала преподавателей, сотрудников, обучаемых для обеспечения качества подготовки специалистов 25

3. Рациональное использование ресурсов (материальных, финансовых и людских) 32

4. Управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов 43

5. Удовлетворенность работодателей качеством подготовки специалистов 52

6. Удовлетворенность преподавателей и сотрудников работой в вузе 60

7. Удовлетворенность студентов уровнем качества и содержанием подготовки 66

8. Влияние вуза на общество 72

9. Результаты, которых добился вуз в отношении запланированных целей повышения качества подготовки специалистов 79

Краткая характеристика

Государственного университета – Высшая школа экономики.

Государственный университет - Высшая школа экономики создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 917 как Высшая школа экономики Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации со статусом государственного высшего учебного заведения.

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации определена цель создания Университета - подготовка кадров экономистов высшей квалификации для науки, системы высшего образования, государственной службы и предприятий на основе использования зарубежного опыта и результатов новейших исследований в области российской экономики, формирования современной учебно-методической базы экономического образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 917 предусмотрено, что Российская академия наук будет осуществлять научно-методическое руководство Высшей школы экономики, научным руководителем ВУЗа назначен Е.Г.Ясин, директором организатором - Я.И.Кузьминов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 1994 г. № 839 «О научно-исследовательских и учебных организациях, подведомственных Министерству экономики Российской Федерации» установлено, что Высшая школа экономики Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию находится также в ведении Министерства экономики Российской Федерации, а в задачи Школы входит подготовка экономистов высшей квалификации для системы органов исполнительной власти, предприятий и учебно-научных организаций, организация соответствующей научно-исследовательской и методической работы по заказам Министерства экономики Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 9 августа 1995 г. № 801 «О развитии Высшей школы экономики»: предусмотрено использование учебной базы Университета в качестве федерального центра проектного финансирования для подготовки и переподготовки кадров в рамках проектов, реализуемых в соответствии с соглашениями между Российской Федерацией и международными финансовыми организациями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентябре 1997 г. № 1162 Высшая школа экономики Министерства экономики Российской Федерации и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации преобразована в Государственный университет - Высшую школу экономики Министерства экономики Российской Федерации и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Этим же постановлением Правительства Российской Федерации на Университет возложено научно-аналитическое и информационное обеспечение Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по направлениям: экономика, менеджмент, статистика, социология, право, государственное управление, политология, культурология, информационные системы в экономике.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 января 2005 г. № 16-р Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет - Высшая школа экономики Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации включено в Перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минэкономразвития России.

Университет осуществлял свою деятельность в соответствии с Уставом, принятым конференцией научно-педагогических работников и обучающихся 30 сентября 2002 года и утвержденным Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации в 2003 году.

В связи с изменением ведомственной принадлежности ГУ-ВШЭ, а также внесением других изменений и дополнений в Устав Университетом была направлена (письмо от 19 мая 2005 г. № 31-17/03-1310) на утверждение Учредителю - в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации - новая редакция Устава Государственного университета - Высшей школы экономики, принятая 12 мая 2005 года на конференции научно-педагогических работников и представителей других категорий работников и обучающихся. Новый Устав ГУ-ВШЭ утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17 октября 2005 г. № 262.

Полное наименование Университета – государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет - Высшая школа экономики.

Сокращенное наименование – Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ).

Наименование Университета на английском, французском и немецком языках соответственно – Higher school of Economics (HSE); Haut College cTEconomie; Staatsuniversitat - Hochschule far Wirtschaft.

Почтовый адрес ГУ-ВШЭ: Российская Федерация, 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, дом 20.

Согласно Уставу Университет осуществляет образовательную, научную и иные виды деятельности, направленные на реализацию задач, ради которых он создан, а именно:

удовлетворение потребностей личности в социальном, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования, высшего и послевузовского профессионального образования;

  • удовлетворение потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации с высшим и средним профессиональным образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации на основе международных стандартов и с учетом актуальных потребностей практической деятельности;

  • организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических работ;

  • развитие наук посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе и содействие другому практическому использованию, этих результатов;

  • подготовка, переподготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации специалистов, руководящих работников и научно-педагогических кадров с высшим и средним профессиональным образованием;

  • формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

  • накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

  • распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Образовательная деятельность в вузе осуществляется на основании лицензии, выданной Минобразования России от 17 февраля 2004 г. со сроком действия до 17 мая 2009 г. В соответствии с лицензией университету дано право ведения образовательной деятельности в сфере высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, среднего профессионального образования, программы довузовской подготовки в том числе: в сфере среднего профессионального образования по 12 образовательным программам; в сфере высшего профессионального образования по 32 программам, в том числе 8 программам бакалаврской подготовки, 5 программам магистерской подготовки, 19 программам подготовки специалистов; в сфере послевузовского образования (аспирантура) по 20 программам; в сфере дополнительного образования по 8 направлениям подготовки.

На основании приказа Минобразования России ГУ-ВШЭ имеет право на реализацию еще одной программы дополнительного профессионального образования «Переводы и переводческая деятельность», «Иностранный язык».

Лицензией установлена предельная численность контингента обучающихся на очной форме обучения в количестве 7760 человек.

ГУ-ВШЭ прошел процедуру аккредитации и имеет свидетельство о государственной аккредитации от 23 апреля 2004 г. со сроком действия до 23 апреля 2009 года.

В соответствии с данным свидетельством ГУ-ВШЭ имеет право на выдачу документов об образовании государственного образца по 10 специальностям (направлениям) подготовки в сфере высшего профессионального образования, двум образовательным программам в сфере дополнительного образования, а также программам, аттестованным в филиалах ГУ-ВШЭ.

Филиалы ГУ-ВШЭ находятся в городах: Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Пермь, где функционирует 15 факультетов и 141 кафедра.

Преподавание в ГУ-ВШЭ ведется на факультетах: экономики, мировой экономики, бизнес-информатики, менеджмента, государственного и муниципального управления, прикладной политологии и отделении деловой и политической журналистики, факультете права, социологии, психологии, философии и в учебном институте – Международном институте экономики и финансов (МИЭФ). Образовательную деятельность ведут 91 кафедра (из них 76 выпускающих, 6 общеуниверситетских, 9 базовых). Обучение ведется по очной форме обучения, в филиалах ГУ-ВШЭ – по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения.

В ГУ-ВШЭ действует 13 подразделений послевузовского обучения; 2 подразделения довузовского обучения; учебно-вспомогательные подразделения: библиотека, издательский дом, Институт информационного развития, Лаборатория по редактированию учебных пособий, редакция журнала «Вопросы образования», дирекция информационных технологий; 16 научных подразделений (институты, центры, лаборатории); прочие подразделения (Научно-практический центр по работе с ценными бумагами, Управление по обеспечению деятельности Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, Центр корпоративного управления, Институт по подготовке и переподготовке специалистов для оборонного комплекса, Центр развития профессиональных квалификаций (схема №1).

В ГУ-ВШЭ реализуется послевузовское профессиональное образование в рамках аспирантуры по 20 научным специальностям. Подготовка ведется по 13-ти направлениям и 14-ти специальностям.

По итогам трех последних лет ГУ-ВШЭ при проведении рейтинга экономических вузов России, проводимого Министерством образования и науки РФ, университет постоянно входит в лидирующую тройку вузов вместе с Санкт-Петербургским государственным университетом экономики и финансов, финансовой академией при правительстве РФ и Государственным университетом управления.

1. Политика и стратегия вуза в области обеспечения качества подготовки специалистов

1а. С момента создания ГУ-ВШЭ взял курс на осуществление классической миссии ведущих университетов, включающей три компонента:

  • проведение исследований в интересах экономики, общества и науки;

  • подготовка профессионалов-аналитиков, способных идентифицировать проблемы и вызовы, находить алгоритм решения, участвовать в принятии решений, уметь генерировать новое знание, эффективно адаптировать имеющиеся знания к решению конкретной задачи;

  • в составе университетов России служить цивилизационным институтом нации и страны.

По мере развития ГУ-ВШЭ расширялось поле его специализаций, которое уже охватило почти все компоненты социально-экономического и социально-гуманитарного знания. Такое экстенсивное расширение определялось интересами инновационного поиска интенсивных интегрированных программ, межнаучного и междисциплинарного взаимодействия, имеющих огромное влияние на качество образовательных и научных программ университета, а также программ взаимодействия со сферой политики в экономической, социальной, административной и образовательной областях.

Академическая миссия – обеспечение уровня содержания, организационных и педагогических технологий, объема и качества информационных ресурсов образовательных программ, которые позволяют успешно реализовывать модель выпускника ГУ-ВШЭ, включающую следующие компоненты:

  • знание основ профессиональной информации, мест ее генерирования и накопления;

  • умение быстро найти необходимую информацию и эффективно применить ее для решения поставленной задачи;

  • умение генерировать новое знание, создавать новые конструкции и схемы из компонентов накопленного знания;

  • быть преданным интересам Отечества, alma mater, профессионального сообщества и группы, своей семьи; принимать и неуклонно следовать общечеловеческим ценностям, а также традиционным российским ценностным установкам.

Реализация миссии определяет структуру учебных планов, содержание предметных программ, организационные технологии и кадровую политику университета.

Структура учебных планов – целью является совместимость со структурами учебных планов ведущих университетов Европы и США, понимание особенностей деятельности в России и учет ГОС.

Содержание предметных программ – целью является достижение совместимости с программами ведущих университетов Европы и США, соответствие всех программ современному состоянию мировой науки.

Организационные технологии – целью является обеспечение постоянных улучшений, т.е. качества реализации образовательных программ, а также совместимость с технологиями образовательного процесса стран-членов ОЭСР. Такая совместимость создает необходимые технические условия для студенческой мобильности.

Все указанное выше работает на решение проблемы качества, ибо ГУ-ВШЭ позиционирует себя сегодня как элитный университет, ориентирующийся на лучшие университетские образцы стран «золотого миллиарда», тесно сотрудничающий с западными «центрами совершенства» и таким образом добивающийся конкурентоспособности на национальном рынке образовательных услуг. Так, ГУ-ВШЭ добилась в 2003 г. принятия в члены Европейской Ассоциации Университетов, а в 2004 г. успешно прошла через мониторинг экспертов ОЭСР. Мониторы считают верным понимание в ГУ-ВШЭ необходимости достигать интегральной «планки» качества, которая является суммой «планок» для отдельных параметров деятельности ГУ-ВШЭ. На сегодняшний день смысл интернационализации ГУ-ВШЭ состоит в достижении «планок», после чего смогут появиться устойчиво-элитарные традиции и состояние, то есть наличие устойчивого потенциала для достижения любых рациональных целей, для реализации наиболее амбициозных академических стратегий.

Основной набор «планок» в академической миссии ГУ-ВШЭ включает:

  • совместимость учебных планов по всем образовательным программам с ведущими университетами Запада;

  • совместимость предметных программ, учебных материалов, контрольных материалов с ведущими университетами Запада;

  • создание и расширение состава программ с двойными дипломами, а также совместных программ;

  • создание образовательных программ на английском языке;

  • создание и расширение состава образовательных модулей на английском языке;

  • внедрение и совершенствование организационных технологий, обеспечивающих организационное единство образовательного пространства Европы и стран ОЭСР;

  • обеспечение в ГУ-ВШЭ комплекса учебных, справочных, научных информационных ресурсов для учебного и учебно-научного процесса;

  • обеспечение образовательных условий для студенческой мобильности;

  • создание условий вовлеченности студентов в исследовательскую и проектную деятельность;

  • обеспечение условий для эффективной апробации полученных студентами профессиональных знаний на рабочих местах в практических организациях;

  • обеспечение возможностей для выбора студентами собственных вариантов учебных траекторий через расширение меню элективных курсов;

  • обеспечение студентов тьютерскими услугами.

Весь перечисленный набор «планок» отражает исключительно качественный характер академической стратегии, формулируемой и реализуемой руководством ГУ-ВШЭ.

Научная миссия. Объем ежегодных заказов на НИР колеблется все последние годы на уровне 300 млн.руб. В ГУ-ВШЭ действует 16 научных центров и институтов. На факультетах началось создание научных лабораторий, в том числе впервые функционирующих в России. 4 года назад ГУ-ВШЭ создал свой Издательский дом. Сегодня функционирует собственная сеть научной периодики: регулярно выходят журналы «Экономический журнал ВШЭ», «Мир России», «Вопросы образования», «Психология». Действует система грантов на научные исследования, ассигнования на них превышают 10 млн.руб. в год. С 2006г. ГУ-ВШЭ впервые получит бюджетные средства на фундаментальные научные исследования.

В целом в ГУ-ВШЭ идет быстрое наращивание научного потенциала и научной продукции. Ближайшей целью руководства является перевод всего ППС на режим «исследователь-преподаватель». Одним из примеров подобного решения является подготовка в МИЭФ к введению в ближайшей перспективе магистерской программы совместно с Лондонской школой экономики.

Социальная миссия. Руководство ГУ-ВШЭ исходит из того, что каждый работник и студент университета должен иметь адекватный уровень социальных услуг и защиты. В ГУ-ВШЭ уже несколько лет действует стипендиальная система, включающая социальные стипендии для нуждающихся студентов. На уровне реального прожиточного минимума обеспечиваются студенты-сироты. Создана эффективная система медицинского обслуживания, начиная от медицинских пунктов в учебных корпусах и кончая регулярными услугами различных поликлиник. Во всех форс-мажорных случаях сотрудникам и студентам оказывается внеочередная помощь (оплата дорогостоящих лекарств и услуг). Университет обеспечивает местами в общежитиях всех иногородних студентов либо из собственного фонда, либо арендуя для них места у других держателей на сумму около 20 млн.руб. в год. В течение последних 10 лет руководство ГУ-ВШЭ проводит политику регулярного повышения гарантированной оплаты труда сотрудников, которая в среднем составляет по категориям « преподаватель-доцент-профессор» соответственно «300-400-600 у.е.». Наличие в ГУ-ВШЭ более 30 центров и институтов дополнительного образования и научных исследований позволяет практически любому сотруднику из ППС увеличивать свой месячный доход, работая в них по совместительству.

Политическая миссия. В ряде решений Правительства РФ указывается на то, что ГУ-ВШЭ должен быть аналитическим и информационным центром руководящих органов и отдельных ведомств, принимать участие в проектировании политик по различным проблемам развития общества и экономики. Практически более 7 лет ГУ-ВШЭ реализует функции такого центра, взаимодействуя с Администрацией Президента, Правительством, Государственным Советом, многими ведомствами по вопросам реформирования общества, экономики, социальной сферы и т.д.

Вместе с тем, политическая миссия ГУ-ВШЭ с самого начала предполагала особое взаимодействие с разными частями российского образовательного сообщества. На вузовском уровне - это распространение программных продуктов мирового уровня и помощь в их освоении:

  • реализация наиболее крупного в программе ЕС ТАСИС проекта по развитию экономического образования в Перми, Новосибирске, Тамбове, Н.Новгороде и Красноярске, в рамках которого переподготовлены сотни преподавателей вузов, поставлены факультеты в четырех университетах;

  • проведение регулярных семинаров в рамках УМО на базе ВШЭ по наиболее актуальным разделам учебных планов высшего экономического образования;

  • деятельность Центра повышения квалификации и переподготовки преподавателей экономических дисциплин вузов России (переподготовлено 400 человек, создано 35 учебно-методических комплексов продвинутого и промежуточного уровней);

  • разработка ГОС по экономическому образованию;

  • создание Инновационного образовательного проекта в рамках НФПК, активное участие в его организации и распространении результатов;

  • создание и развитие Президентской программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства России;

  • создание института «прокьюрмента» в России как механизма рационализации и прозрачности госрасходов, подготовка специалистов для этой деятельности;

  • многое другое.

На уровне общего образования:

  • создание трех Университетских округов ГУ-ВШЭ, на деле реализующих идеи реформирования образовательной системы;

  • создание двух лицеев ГУ-ВШЭ, где отрабатываются модели профильной школы, новых технологий, иституциональных инноваций;

  • создание обширной системы базовых школ и региональных подготовительных центров, через которые реализуются программные продукты мирового уровня и внедряется эффективное школьное экономическое образование;

  • создание и постоянное содействие в развитии школьного экономического образования (охватило уже свыше 7000 городских школ) ;

  • создание олимпийского движения школьников, проведение 10 всеросийских олимпиад по экономике и трех по предпринимательству;

  • подготовка свыше 1500 учителей экономики для школ России;

  • переподготовка школьных администраторов (в рамках специального проекта программы ТЕМПУС, а также на базе созданных в ГУ-ВШЭ программных комплексов в Перми и Н.Новгороде) – всего свыше 400 чел.;

  • разработка концепций и программ развития образовательных систем Москвы, Перми, ЗАТО г. Саров;

  • создание, выпуск и распространение двух школьных журналов по экономике;

  • и многое другое.

ГУ-ВШЭ на федеральном уровне активно занимается реформированием образовательной системы: по предложению с его стороны в Минобразовании были созданы многочисленные Советы, комиссии, рабочие группы. ГУ-ВШЭ принял наиболее активное участие в создании образовательного компонента «Стратегии развития России». На базе ГУ-ВШЭ была создана РОСРО, куда вошли значительные силы выдающихся специалистов-практиков.

Стратегия развития. Сегодня ГУ-ВШЭ выделяет следующие принципы своего дальнейшего развития, от комплексной и последовательной реализации которых зависит настоящая и будущая деятельность данного вуза:

Тесное взаимодействие с ведущими зарубежными университетами с целью формирования новых стандартов образовательных услуг, сопоставимых с уровнем ведущих мировых университетов и соответствующих российским потребностям.

Интеграция научных исследований с практикой экономических преобразований в России, включая тесное взаимодействие с ключевыми экономическими ведомствами и активное участие в разработке идеологии реформ.

Регулярное проведение научных и научно-практических конференций, методических и исследовательских семинаров, подготовку и издание серий учебников и научных монографий, создание открытых порталов с качественными профессиональными электронными ресурсами.

Инвестиции в кадровое развитие путем систематического направления основной части средств на оплату труда ППС на конкурентоспособном по сравнению с другими вузами уровне и на повышение квалификации преподавателей с целью отбора, развития и закрепления лучших кадров.

Интенсивное развитие инфраструктуры университета, включая формирование современной библиотеки с бумажными и он-лайновыми ресурсами, широкое внедрение информационных технологий, развитие аудиторного фонда, обеспечение высоких стандартов качества содержания помещений.

Информационная открытость и прозрачность по отношению к внешней среде и к собственному коллективу, включая детальную регламентацию процедур организации учебного процесса, прозрачное финансовое планирование и управление ресурсами и размещением широкого спектра финансовой информации о ГУ–ВШЭ на корпоративном портале.

Тесное взаимодействие с довузовским образовательным сообществом, создание обучаемой сети школ-партнеров и диверсифицированной системы подготовительных программ;

Развитие разветвленной системы дополнительного образования с академическим уровнем качества программ; создание программ, конкурентоспособных на международном рынке (MBA, Executive MBA и др.).

Создание филиальной сети ГУ–ВШЭ в целях расширения доступа к элитному образованию студентам из регионов.

Ценности ГУ-ВШЭ. Руководство ГУ-ВШЭ считает, что университет должен реализовывать функцию цивилизационной институции России:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Качества подготовки выпускников общеобразовательных учебных заведений

    Документ
    2.10. Краткая характеристика средней педагогической нагрузки учителей по образовательным областям, наличие вакансий и причины их не заполнения средняя педагогическая нагрузка учителя – 18 часов, вакансий нет.
  2. Образовательный менеджмент и развитие человеческих ресурсов. Компетентность руководства Цыркун, И. И

    Документ
    Арсеньев, Ю. Н. Управление персоналом. Технологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 061100 "Менеджмент организации" и 061200 "Управление персоналом".
  3. Отчёт орезультатах самообследования Международного славянского института Москва 2009 г

    Документ
    Процедура самообследования Международного славянского института проведена в рамках подготовки к комплексной экспертной оценке деятельности института, включающей в себя:
  4. 1. роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки выпускников 3 1б

    Реферат
    1б. Вовлечение руководителей в деятельность, обеспечивающую разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента образовательного учреждения 9
  5. Уровень требований при конкурсном отборе 61 Внутривузовская система контроля качества подготовки специалистов 63 6 Анализ кадрового потенциала 71

    Конкурс
    На основании решения №24 Ученого совета ФГОБУ ВПО «Государственный университет Минфина России» от 30 мая 2011 г. протокол №5, приказа ректора от 06.06.

Другие похожие документы..