Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
. Визнати таким, що втратив чинність, наказ Міністерства зовнішніх економічних зв'язків і торгівлі України від 7.05.199 N 94 ( ) "Про затверджен...полностью>>
'Решение'
Лицензионная карточка на грузоперевозки Ксерокопии: паспорт ф/л, ПТС а/м 3 дня Энергонадзор Учредительные документы, договор аренды -4 нед....полностью>>
'Урок'
Цели урока Образовательная: сформировать понятие синтез искусств, ознакомление со значением музыки в художественной культуре и ее роли в синтетически...полностью>>
'Реферат'
Религия, так же как и философия, является мировоззрением правда, специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, котор...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ ВОЛОСНИКОВА Л.М.

__________ _____________ 2011 г.

ИННОВАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов магистерской программы «Инновационный менеджмент»,

направление 080200.68 «Менеджмент», очно-заочная форма обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы:

___________________ ЛИМАН И.А.

___________________ ШАРАПОВА Т.В.

20 мая 2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры экономики, финансов и учета 23 мая 2011 г., протокол № 9. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 17 стр.

Зав. кафедрой ______________ ЛИМАН И.А.

23 мая 2011 г.

Рассмотрено на заседании Ученого Совета Института дополнительного профессионального образования 25 мая 2011 г., протокол № 2.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель Ученого Совета Института __________________ МАРОЧКИН С.Ю.

30 мая 2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________ ФЕДОРОВА С.А.

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт дополнительного профессионального образования

Кафедра экономики, финансов и учета

ЛИМАН И.А.

ШАРАПОВА Т.В.

ИННОВАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов магистерской программы «Инновационный менеджмент», направление 080200.68 «Менеджмент», очно-заочная форма обучения

Тюменский государственный университет

2011

Лиман И.А., Шарапова Т.В. Инновации в рыночной экономике. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской программы «Инновационный менеджмент», направление 080200.68 «Менеджмент», очно-заочная форма обучения. Тюмень, 2011, 17 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и программе подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Инновации в рыночной экономике [электронный ресурс] / Режим доступа: ., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой экономики, финансов и учета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Лиман И.А., заведующий кафедрой экономики, финансов и учета, д-р экон. наук, профессор

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Лиман Ирина Александровна, 2011.

© Шарапова Татьяна Валентиновна, 2011.

  1. Пояснительная записка.

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины «Инновации в рыночной экономике» - формирование системы знаний о теории инноватики, умений и навыков практической реализации полученных знаний.

Задачи дисциплины «Инновации в рыночной экономике»:

  1. Раскрытие сущности базовых аспектов инноватики.

  2. Характеристика типов и видов инноваций, предпосылок и особенностей их разработки и реализации.

  3. Развитие и закрепление навыков прогнозирования, оценки и выбора успешных инноваций в рыночной экономике.

1.2. Место дисциплины в структуре магистерской программы

Дисциплина «Инновации в рыночной экономике» относится к профессиональному циклу ООП, вариативная часть. Ее теоретической и методологической основой являются положения таких дисциплин как «Современные проблемы науки и практики управления», «Современные и фундаментальные концепции менеджмента», «Менеджмент знаний», «Экологическая экономика». В свою очередь она рассматривается как база для лучшего освоения дисциплин «Менеджмент инноваций», «Маркетинг инноваций», «Управление интеллектуальной собственностью», «Оценка стоимости инновационного бизнеса», а также обучает использованию соответствующего инструментария для успешного прохождения научно-исследовательской практики и написания магистерской диссертации.

Требования к «входным» знаниям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины:

  1. умение логически верно и аргументировано строить устную и письменную речь, способность проводить презентации выполненных учебных, научных и проектных работ;

  2. знание основных функций менеджмента и умение их использовать для достижения целей организации;

  3. понимание особенностей конкурентного поведения современных организаций в глобальной среде и владение соответствующими методами сравнительного анализа эффективности наиболее успешных компаний на рынке.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной дисциплины

В результате освоения дисциплины «Инновации в рыночной экономике» выпускник должен обладать следующими компетенциями (ФГОС ВПО по данному направлению подготовки):

  1. способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1)

  2. способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3)

  3. способность готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности (ПК-8).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • знать: предпосылки возникновения и особенности развития теории инноватики, ее ключевые положения; содержание и характеристики процесса выбора и коммерциализации успешных инноваций; структуру и элементы системы управления инновациями на макро и микроуровнях;

  • уметь: реализовать полученные знания при осуществлении научно-исследовательской и педагогической деятельности, управлении организациями различных форм собственности, размеров и масштабов бизнеса, для оказания консультационных услуг;

  • владеть: перспективными технологиями и современным инструментарием выбора эффективных инноваций в условиях рыночной экономике.

    2. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр - 1. Форма промежуточной аттестации – зачет, контрольная работа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часов.

    3. Тематический план.

    Таблица

    Тематический план

Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

В том числе в интерактивной форме

Формы текущего контроля успеваемости, виды самостоятельной работы

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Инновации и общество

1

2

2

4

8

2

участие в дискуссии, тестирование, реферат/эссе, презентация, работа с интернет-ресурсами, структурно-логическая схема «карта памяти по теме»

2.

Концептуальные аспекты инновационного развития экономики

2

2

2

4

8

2

участие в дискуссии, тестирование, реферат/эссе, контрольная работа, презентация, работа с интернет-ресурсами, структурно-логическая схема «карта памяти по теме»

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3.

Инновация как интеллектуальный товар

3-4

4

4

8

16

2

участие в дискуссии, решение ситуационных заданий, тестирование, реферат/эссе, контрольная работа, презентация, работа с видеоматериалами и интернет-ресурсами, структурно-логическая схема «карта памяти по теме»

4.

Классификация инноваций

5-6

4

4

8

16

2

участие в дискуссии, решение ситуационных заданий, тестирование, реферат, контрольная работа, презентация, работа с видеоматериалами и интернет-ресурсами, структурно-логическая схема «карта памяти по теме»

5.

Управление инновациями как объектами интеллектуальной собственности

7-8

4

4

8

16

4

участие в дискуссии, решение ситуационных заданий, тестирование, реферат/эссе, контрольная работа, презентация, работа с видеоматериалами и интернет-ресурсами, структурно-логическая схема «карта памяти по теме»

6.

Международное сообщество и инновации

9

2

2

4

8

2

участие в дискуссии, тестирование, реферат/эссе, презентация, работа с видеоматериалами и интернет-ресурсами, структурно-логическая схема «карта памяти по теме»

Итого часов:

18

18

36

72

В том числе в интерактивной форме

6

8

14

    4. Содержание тематического плана.

ТЕМА 1. ИННОВАЦИИ И ОБЩЕСТВО

Роль инноваций в жизни общества. Методология творчества и изобретательства: особенности протекания изобретательского цикла. Статистика инноваций в России и за рубежом: показатели уровня инновационной активности, показатели затрат на инновации, показатели механизмов инновационной деятельности, показатели результатов инновационной деятельности.

ТЕМА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Социально-экономические основы развития инноваций. Источники инновационного развития экономики и ее потенциал. Концепция технологических укладов. Инновационная система страны как фактор устойчивого развития экономики. Использование методологии Форсайта для определения приоритетов инновационного развития.

ТЕМА 3. ИННОВАЦИЯ КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТОВАР

Связь и соотношение предпринимательства и инновационной деятельности. Факторы, определяющие инновационную деятельность. Новшество, нововведение, инновация, их взаимосвязь. Основные свойства и функции инноваций. Особенности планирования инноваций. Интенсивность и скорость осуществления инноваций. Модели закрытых и открытых инноваций.

ТЕМА 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

Основные виды инноваций, критерии выделения, их характеристика и проблема динамической согласованности. Базисные и улучшающие инновации. Кластеры инноваций. Производственные и управленческие инновации. Понятие и сущность организационного лага. Продуктовые и процессные инновации. Модель продуктового цикла. Синхронный подход к осуществлению инноваций.

ТЕМА 5. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ КАК ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Организации, специализирующиеся на генерировании инноваций, их характеристика. Организации, специализирующиеся на коммерциализации инноваций, их характеристика. Понятие и сущность технологической ренты. Защита инноваций как объектов промышленной собственности. Защита инноваций на основе авторского права. Разработка стратегии инновационной организации на рынках лицензий. Методы оценки стоимости инноваций, их характеристика.

ТЕМА 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО И ИННОВАЦИИ

Международная организационная структура системы интеллектуальной собственности. Участие России в международных соглашениях по охране интеллектуальной собственности. Мировая торговля технологиями и высокотехнологичной продукцией, место и роль России в ней.

5. Планы семинарских занятий.

ТЕМА 1. ИННОВАЦИИ И ОБЩЕСТВО

а) Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Содержание и взаимосвязь понятий «инновация», «творчество», «изобретательство».

  2. Влияние инноваций на развитие общества и экономики.

  3. Основные положения методологии творчества, их характеристика.

  4. Основные положения методологии изобретательства, их характеристика.

  5. Статистика инноваций в России и за рубежом: сравнительная характеристика.

б) обсуждение рефератов/эссе и презентаций

в) тестирование

ТЕМА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

а) Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Предпосылки и условия эффективного инновационного развития экономики.

  2. Инновационный потенциал страны: основные элементы, их характеристика и взаимосвязь.

  3. Основные положения концепции технологических укладов, их характеристика.

  4. Инновационная система России: состояние, проблемы и перспективы их решения.

  5. Основные положения методологии Форсайта, их характеристика.

б) обсуждение рефератов/эссе и презентаций

в) тестирование

ТЕМА 3. ИННОВАЦИЯ КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТОВАР

а) Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Содержание понятия «инновационное предпринимательство».

  2. Процесс трансформации новшества в инновацию.

  3. Источники, свойства и функции успешных инноваций, их характеристика.

  4. Технология планирования инноваций.

  5. Модели закрытых и открытых инноваций, их характеристика.

б) решение ситуационных заданий

в) обсуждение рефератов/эссе и презентаций

г) тестирование

ТЕМА 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

а) Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Необходимость классификации инноваций.

  2. Основные подходы к классификации инноваций, критерии выделения.

  3. Инновации на макроуровне, их характеристика.

  4. Инновации на микроуровне, их характеристика.

  5. Синхронный подход к осуществлению инноваций: основные положения, их характеристика.

б) решение ситуационных заданий

в) обсуждение рефератов и презентаций

г) тестирование

ТЕМА 5. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ КАК ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

а) Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Необходимость управления инновациями как объектами интеллектуальной собственности: мировая и российская практика.

  2. Специфика деятельности организаций, генерирующих идеи.

  3. Специфика деятельности организаций, специализирующихся на коммерциализации инноваций.

  4. Проблемы защиты инноваций как объектов промышленной собственности и на основе авторского права.

  5. Лицензионная торговля в инновационном бизнесе: мировая и российская практика.

б) решение ситуационных заданий

в) обсуждение рефератов/эссе и презентаций

г) тестирование

ТЕМА 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО И ИННОВАЦИИ

а) Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Международная система интеллектуальной собственности: основные элементы, их характеристика и взаимосвязь.

  2. Роль и значение России на международном рынке интеллектуальной собственности.

  3. Специфика мировой торговли технологиями и высокотехнологичными товарами.

  4. Проблемы выхода российских инновационных компаний на международные рынки интеллектуальной собственности.

  5. Перспективы международного сотрудничества России в области защиты интеллектуальной собственности.

б) обсуждение рефератов/эссе и презентаций

в) тестирование

6. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Менеджмент инноваций

+

+

+

+

+

+

2.

Маркетинг инноваций

+

+

+

+

+

3.

Управление интеллектуальной собственностью

+

+

+

4.

Оценка стоимости инновационного бизнеса

+

+

+

7. Образовательные технологии.

Интерактивные лекции (презентации лекционного материала, дискуссионная структура занятий), выполнение заданий проектного типа (индивидуально и в группе), анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода (решение ситуационных заданий), работа с видеоматериалами и интернет-ресурсами.

8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Проблемы использования нового знания и перспективы их решения.

  2. Теории инновационного развития: характеристика и возможности применения в современных экономических условиях.

  3. «Креативное предпринимательство»: понятие, характеристика.

  4. Инновационная политика в системе государственного регулирования экономики.

  5. Формирование и развитие инновационного потенциала России.

  6. Специфика разработки радикальных инноваций в крупном и малом бизнесе.

  7. Проблемы разработки и реализации инноваций российскими компаниями.

  8. Проблемы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, вызванные контрафактными действиями.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Типовая структура контрольной работы включает: содержание работы, введение, 1 раздел (основная часть), разбитый на 3-4 подраздела, объемом не менее 5 и не более 10 стр. печатного текста каждый, заключение, список литературы, приложения (если есть необходимость).

Содержание должно включать порядковый перечень всех имеющихся в тексте контрольной работы наименований разделов и подразделов, справа от которых необходимо указать номера страниц, на которых они начинаются.

Во введении (1-2 стр. печатного текста) контрольной работы обосновывается актуальность исследуемой темы в теоретическом и практическом плане, определяются объект и предмет исследования, цель и задачи контрольной работы.

В основной части (15-20 стр. печатного текста) контрольной работы рассматривается научное содержание темы на основе обобщения литературных источников и дается анализ современного состояния исследуемого предмета. Студенту в контрольной работе необходимо представить собственную оценку знаний по выбранной теме, которыми располагает современная наука, и привести примеры из практической деятельности зарубежных и российских организаций, подтверждающие выводы исследования. Выполняя работу, необходимо продемонстрировать умение правильно, коротко и четко излагать усвоенный материал, выделяя основные положения. Не следует включать материалы, не имеющие прямого отношения к рассматриваемой теме, что снижает ценность контрольной работы.

В целом, между подразделами основной части контрольной работы необходимы смысловые связки, чтобы текст был логически выстроен и не содержал разрывов в изложении материала.

В заключении (1-2 стр. печатного текста) контрольной работы подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы.

Список литературы (не менее 5 источников) - приводятся только те источники, которые реально были использованы в процессе написания контрольной работы, с момента их издания должно пройти не более пяти лет, по тексту работы обязательны ссылки на источники информации согласно данному списку литературы. В случае использования Internet и/или мультимедийных источников список литературы должен включать адрес электронного сайта и/или название мультимедийного диска.

    Приложения позволяют облегчить восприятие работы и могут включать: дополнительные материалы, иллюстрации вспомогательного характера, анкеты, документы, содержащие первичную информацию и пр.

    Оформление контрольной работы должно соответствовать следующим основным требованиям.

    Объем контрольной работы - не менее 20 и не более 25 страниц печатного текста (кегль - 14, межстрочный интервал - 1,5, выравнивание по ширине, абзацный отступ - 1,25). Необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения текста по всей работе, не должно быть помарок, подчеркиваний, сокращений слов, за исключением общепринятых.

    Текст контрольной работы располагается на одной стороне каждого листа белой бумаги формата А4 с соблюдением следующих размеров полей: верхнее и нижнее - 20 мм; левое - 30 мм; правое - 1,5 мм.

    Каждая основная структурная часть контрольной работы начинается с нового листа. Названия всех структурных частей располагаются на отдельных строках, пишутся симметрично основному тексту, отделяются от него 1-2 межстрочными интервалами и имеют порядковую нумерацию, обозначенную арабскими цифрами. Заголовки основных структурных частей печатаются прописными буквами, прочие заголовки - строчными буквами. Заголовки всех структурных частей не подчеркиваются, точка в конце названия не ставится, переносы слов не допускаются.

    Страницы нумеруются арабскими цифрами внизу, по центру. На титульном листе и содержании номер страницы не ставится, но включается в общую нумерацию. Таким образом, впервые нумерация проставляется на листе введения как 3 страница работы.

    Таблицы, рисунки, диаграммы должны иметь название, ссылку на источник, из которого заимствовались и сквозную нумерацию.

    Ссылки на источники, используемые в тексте контрольной работы, следует приводить непосредственно по тексту в квадратных скобках с указанием порядкового номера источника по списку использованной литературы и номера страницы, на которой в данном источнике находится заимствованный материал. В случае отсутствия ссылок при фактическом использовании материалов из сторонних источников, контрольная работа к проверке приниматься не будет.

    При оформлении списка использованной литературы применяется алфавитный способ группировки, то есть все источники, включая нормативные, законодательные акты, учебники, сборники, статьи и пр., располагаются в алфавитном порядке с учетом требований ГОСТ.

    Приложения помещаются на страницах, следующих за списком использованной литературы, располагаются в порядке появления на них ссылок в тексте контрольной работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, иметь содержательный заголовок и порядковый номер.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. Процессы познания будущего и адаптации к нему.

  2. Основные идеи Й. Шумпетера в области инновационного предпринимательства: современная трактовка.

  3. Характеристика деятельности важнейших международных организаций, устанавливающих стандарты интеллектуальной собственности.

  4. Роль и место России в мировой торговле высокотехнологичными товарами.

  5. Лицензионная деятельность России в области инноваций на мировых рынках.

Реферат - это аналитический обзор или развернутая рецензия, в которой обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы.

Цель реферата состоит в развитии таких навыков как системный анализ и умение критически переосмысливать чужие идеи.

ТЕМАТИКА ЭССЕ

  1. Уровень ответственности инноватора в современном обществе.

  2. Вмешательство государства в инновационную деятельность: необходимость или ограничение инновационной активности.

  3. Возможности инновационного прорыва для России: оценка, проблемы и перспективы их решения.

  4. Перспективные сферы инновационной деятельности в России.

  5. Проблемы осуществления высокотехнологичного бизнеса в России и перспективы их решения.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

ТЕМАТИКА ПРЕЗЕНТАЦИЙ

  1. Практические примеры наиболее значимых для общества инноваций 20-начало 21 века.

  2. Практические примеры успешных/неудачных технологических инноваций, история их возникновения, разработки и реализации.

  3. Практические примеры успешных/неудачных маркетинговых инноваций, история их возникновения, разработки и реализации.

  4. Практические примеры успешных/неудачных организационных инноваций, история их возникновения, разработки и реализации.

  5. Практические примеры Форсайд-проектов, выполненных в отдельных странах.

Презентация - это определенное информационное послание свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу.

Цель подготовки и проведения презентаций состоит в развитии таких навыков как умение аудиовизуально кратко, ясно и логично сообщить основные результаты, полученные в ходе выполнения учебных, научных и проектных работ.

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА «КАРТА ПАМЯТИ ПО ТЕМЕ»1

«Карта памяти по теме» - это графическое представление теоретической части отдельной темы учебной дисциплины - используется, чтобы обучающийся имел возможность закрепить и вспомнить при необходимости структуру, содержание и логику построения данной темы.

Рекомендации по созданию «карты памяти по теме»:

  1. бегло просмотрите основные положения отдельной темы дисциплины;

  2. начните с главной идеи - предпочтительно, чтобы она была изображена в виде символа - в центре страницы, затем нарисуйте отходящие от нее ветви;

  3. старайтесь использовать для обозначения каждого пункта только одно слово и/или символ, - по одной важной идеи для каждой ветви;

  4. размещайте взаимосвязанные пункты на одной и той же основной ветви, чтобы каждый из них ответвлялся в сторону как отдельная веточка;

  5. применяйте различные цвета (карандаши, маркеры) для изображения отдельных идей;

  6. нарисуйте столько картинок и символов, сколько сможете, приветствуется использование свободных ассоциаций и не шаблонный подход;

  7. составляйте «карты памяти по теме», сидя в спокойном месте, не отвлекаясь не менее 30 мин.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТА

1. Необходимое, закономерное преобразование внутренних и внешних связей, количественное и/или качественное изменение чего-либо во времени - это:

  1. прогресс

  2. регресс

  3. развитие

  4. функционирование

2. Инновационное развитие организации предполагает изменение:

  1. структурных (внешних и внутренних) и системных характеристик организационной деятельности

  2. трансформационной (производственной) функции организации и ее результатов

  3. технологии управления процессами организационной адаптации к потребностям рынка

  4. объема выпуска традиционной продукции в зависимости от существующего уровня спроса

3. Коммерческое использование результатов творческой деятельности, основу которых составляют объекты интеллектуальной собственности, - это:

  1. инновационный процесс

  2. новшество

  3. нововведение

  4. инновация

4. По характеру потребности инновации подразделяются на:

  1. материально-технические и социальные

  2. радикальные и модифицированные

  3. замещающие и возвратные

  4. простые и сложные

5. Перенос новшества в сферу потребления является основой жизненного цикла:

  1. нового продукта

  2. организации

  3. нововведения

  4. инновации

6. Научно-техническая продукция - это:

  1. объекты интеллектуальной собственности, предлагаемые на продажу в материальной форме

  2. результаты интеллектуальной деятельности, обладающие коммерческим потенциалом

  3. технологический трансфер

  4. совокупность патентно-лицензионных услуг

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТ)

  1. Понятие и сущность инноваций, их роль в развитии общества и экономики.

  2. Инновации, творчество, изобретательство: характеристика и взаимосвязь.

  3. Статистика инноваций в России: основные положения.

  4. Статистика инноваций за рубежом: основные положения.

  5. Социально-экономические предпосылки разработки и развития инноваций.

  6. Теория и практика инновационного развития современной экономики.

  7. Источники инновационного развития экономики России, их характеристика.

  8. Понятие и сущность инновационной системы страны, ее роль в устойчивом экономическом развитии.

  9. Понятие и сущность инновационного предпринимательства.

  10. Новшество, нововведение, инновация: характеристика и взаимосвязь.

  11. Специфика планирования и реализации успешных инноваций.

  12. Основные виды инноваций, их характеристика и взаимосвязь.

  13. Классификация организаций, специализирующихся на генерировании инноваций, их характеристика.

  14. Классификация организаций, специализирующихся на коммерциализации инноваций, их характеристика.

  15. Специфика защиты инноваций как объектов промышленной собственности.

  16. Специфика защиты инноваций на основе авторского права.

  17. Стратегии управления инновациями на рынках лицензий, их характеристика.

  18. Методы оценки стоимости инноваций, их характеристика.

  19. Формы участия России в международных соглашениях по охране интеллектуальной собственности.

  20. Специфика мировой торговли технологиями и высокотехнологичной продукцией.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) Основная литература:

  1. Баранчеев В.П. и др. Управление инновациями. – М.: Юрайт, 2011.

  2. Бовин А.А. и др. Управление инновациями в организациях. – М.: Омега-Л, 2011.

  3. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н. Инновационный менеджмент. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

  4. Основы инновационного менеджмента. /Под ред. В.К. Коссова. – М.: Магистр, 2009.

  5. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2008.

б) Дополнительная литература:

  1. 7 нот менеджмента. Лучшая практика инноваций. – М.: Эксперт РА, 2009.

  2. Агабеков С.И. и др. Инновации в России. – М.: Транс Лит, 2010.

  3. Альтшуллер Г. Найти идею. Введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. - М.: Альпина Паблишерз, 2011.

  4. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2009.

  5. Афонин И.В. Инновационный менеджмент. – М.: Гардарики, 2007.

  6. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006.

  7. Валдайцев С.В. Малое инновационное предпринимательство. – М.: Проспект, 2009.

  8. Валдайцев С.В. Оценка интеллектуальной собственности. – М.: Экономика, 2009.

  9. Гершман М.А. Инновационный менеджмент. – М.: Маркет ДС, 2010.

  10. Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. Инновационная политика. – М.: КНОРУС, 2009.

  11. Грачева М.В., Ляпина С.Ю. Управление рисками в инновационной деятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

  12. Друкер П. Бизнес и инновации. Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2007.

  13. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Инновационный менеджмент. – М.: Высшее образование, 2007.

  14. Ивасенко А.Г. и др. Инновационный менеджмент. – М.: Кнорус, 2011.

  15. Инновационный менеджмент. /Коллектив авторов. – М.: Академия, 2010.

  16. Инновационный менеджмент. /Под ред. В.А. Швандара, В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2008.

  17. Инновационный менеджмент. /Под ред. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2009.

  18. Инновационный менеджмент. /Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  19. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы развития. /Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2007.

  20. Коновалов В.М. Инновационная сага. – М.: Вильямс, 2005.

  21. Креативное мышление в бизнесе. – М.: Юнайтед Пресс, 2011.

  22. Медведев В.П. Инновации как средство обеспечения конкурентоспособности организации. – М.: Магистр, 2009.

  23. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2008.

  24. Нонако И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. Пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2011.

  25. Олтман Э. и др. Руководство инноватора. Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2011.

  26. Основы инновационного менеджмента: теория и практика. /Под ред. П.Н. Завлина и др. – М.: Экономика. 2004.

  27. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, 2005.

  28. Питерс Т. WOW-идеи. 15 принципов инновационного менеджмента. Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010.

  29. Прахалад К.К., Кришнан М.С. Пространство бизнес-инноваций. Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2011.

  30. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2005.

  31. Управление знаниями в инновационной экономике. – М.: Экономика, 2009.

  32. Управление инновационными проектами. /Под ред. В.Л. Попова. – М.: ИНФРА-М, 2009.

  33. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2008.

  34. Харгадон Э. Управление инновациями. Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2007.

  35. Харниш В. Правила прибыльных стартапов. Пер. с англ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.

  36. Хотяшева О.М. Инновационный маркетинг в малых и средних фирмах. – М.: Проспект, 2010.

  37. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007.

  38. Шарапова Т.В. Инновационный менеджмент: учебное пособие. Тюмень: ТюмГУ, 2010.

  39. Янсен Ф. Эпоха инноваций. Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.

в) Программное обеспечение и интернет – ресурсы

Программное обеспечение:

Microsoft Office

Интернет-ресурсы, посвященные рассмотрению вопросов менеджмента инноваций:

  1. www.kommersant.ru/sf (журнал «Секрет фирмы»)

  2. www.mag.innov.ru (журнал «Инновации»)

  3. www.panor.ru/journals/innov (журнал «Инновационный менеджмент»)

10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

    Мультимедийный комплекс.

1 На основе источника: Практический менеджмент. /Под общей ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2010.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской программы «Инновационный менеджмент», направление 080200. 68 «Менеджмент», очно-заочная форма обучения «подготовлено к изданию» (4)

    Учебно-методический комплекс
    Рассмотрено на заседании кафедры экономики, финансов и учета 23 мая 2011 г., протокол № 9. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
  2. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской программы «Инновационный менеджмент», направление 080200. 68 «Менеджмент», очно-заочная форма обучения «подготовлено к изданию» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рассмотрено на заседании кафедры экономики, финансов и учета 23 мая 2011 г., протокол № 9. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
  3. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской программы «Инновационный менеджмент», направление 080200. 68 «Менеджмент», очно-заочная форма обучения «подготовлено к изданию» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Управление персоналом инновационной организации. [электронный ресурс] / Режим доступа: .
  4. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской программы «Инновационный менеджмент», направление 080200. 68 «Менеджмент», очно-заочная форма обучения «подготовлено к изданию» (5)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:. Теория организации и организационное поведение [электронный ресурс] / Режим доступа: .
  5. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской программы «Инновационный менеджмент»

    Учебно-методический комплекс
    Красовская Н. В. Маркетинг инноваций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской программы «Инновационный менеджмент» направления 080200.

Другие похожие документы..