Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Специальность 08.00.05 ─ Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промы...полностью>>
'Документ'
Открытие палеолитического искусства, представленного главным образом наскальными рисунками в Западной Европе, в своё время явилось настоящей сенсацие...полностью>>
'Документ'
Красота…Какая она бывает? Внешняя и внутренняя. Внешняя красота это привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры. Внутренняя красота- это д...полностью>>
'Документ'
Vibrio cholerae O1 токсигенный -холеры 7. Vibrio cholerae non O1 (O139) -холеры токсигенный III группа 1. Bordetella pertussis -коклюша ....полностью>>

История города Павлодара: социально-экономическое, культурное и политическое развитие (1720 октябрь 1917 гг.) 07. 00. 02 Отечественная история (История Республики Казахстан)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Возникновение Коряковского форпоста, ставшего со временем г. Павлодаром, как военного поселения на Иртыше в первой четверти XVIII в., связано с колониальной политикой Российской империи на Востоке, основы которой заложил Петр І.

2. Иртышская укрепленная военная линия была оплотом колониального продвижения России на территорию Казахстана и Средней Азии.

3. Реализуя свои колониальные замыслы, Россия укрепляла свои позиции в Казахстане посредством политико-административным реформ во второй половине ХІХ в., в результате чего г. Павлодар стал уездным центром одноименного уезда.

4. Анализ социально-демографических процессов в г. Павлодаре в заданных хронологических рамках показывает, что в результате колониального освоения Прииртышья основное население Павлодара было представлено русскими казаками, крестьянами и мещанами из Центральной России, Украины и Белоруссии. Купечество Павлодара, бывшее основой хозяйственно-экономической сферы города, играло важную роль в управлении городом совместно с русской военно-полицейской администрацией под эгидой православного духовенства. В такой ситуации коренное население, казахи, в русском по духу Павлодаре оставалось бесправной частью городского населения.

5. Начав торговые отношения с продажи Коряковской соли, Павлодар со временем стал крупным торгово-экономическим центром северо-восточного региона колониального Казахстана. Экономический потенциал города рос по мере проникновения и развития капиталистических отношений в край. Павлодар стал вторым по значимости городом Семипалатинской области. Торговая значимость Павлодара возросла с появлением водного сообщения по реке Иртыш.

6. Несмотря на свой колониальный статус, провинциальный Павлодар достиг определенных успехов в культурном развитии: если в форпосте Коряковском была одна казачья школа, то к октябрю 1917 г. в городе насчитывалось порядка 12 учебных заведений, в том числе учительская семинария. В городе функционировали культурно-просветительные учреждения, как библиотека, Общественное собрание, Общество любителей драматического искусства. Город постоянно рос в культурном плане.

7. Российское правительство, превратив Казахстан в край, куда ссылали политически неблагонадежных людей, превратило Павлодар в один из политически активных городов Прииртышья. Павлодар участвовал в событиях, связанных с первой русской революцией 1905-1907 гг., в восстании 1916 г., в Февральской и Октябрьской революциях 1917 г. Благодаря ссыльным революционерам г. Павлодар приобрел политический опыт и определенный уровень политической культуры.

Апробация исследования. Работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры «История Казахстана» им. академика Садыкова Т.С. КазНПУ им. Абая.

По материалам исследования опубликованы статьи в журналах рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки.

Кроме того, автор выступила в ряде международных, республиканских и университетских конференциях. Тезисы докладов опубликованы в сборниках этих конференций. Всего опубликовано 9 работ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

Основная часть

Во введении обоснована актуальность темы исследования, выявлена степень ее изученности, определены цели и задачи, а также изложена теоретико-методологическая основа работы, дается характеристика источниковедческой базы, отмечается научная новизна и практическая значимость диссертации.

В первом разделе – «Основание города. Развитие г. Павлодара до 1868 г.» дается исторический обзор региона, показана заинтересованность Российской империи Казахстаном в целом и северо-восточными территориями края, в частности. В разделе также рассмотрены вопросы хозяйственного и социального становления Коряковского поселения на месте современного Павлодара, как военного укрепления на реке Иртыш.

Здесь кратко рассмотрена история Павлодарского Прииртышья, на территорию которого, как впрочем, на все обширные казахские степи, свои взоры Российская империя остановила еще во времена Петра І. Русский царь, определяя место этой земли для России, сказал, что оная Киргиз-кайсацкая орда … «токмо-де есмь Азиатским странам и землям … ключ и врата». Реализуя восточную колониальную политику, Россия в первой четверти ХVIII века построила в Прииртышье ряд крепостей, форпостов, редутов и маяков с целью укрепления влияния России в Западной Сибири. Они должны были служить, как уже было отмечено, мостом между Западом и Востоком, а также стать надежным щитом от воинствующих джунгар и коварных китайцев. В дальнейшем русское правительство планировало колонизировать казахские степи и превратить их в рынок сбыта и сырья. Таков был смысл «киргизской» политики царизма.

В 1714 г. Петр І послал первую военно-разведывательную экспедицию по Иртышу, которую возглавил И.Д. Бухгольц. Экспедиция в 1715 г. заложила на Ямыш-озере крепость, затем в 1716 г. была возведена Омская крепость. В 1717 г. экспедиция П. Ступина заложила Железинскую, в 1718 г. Семипалатинскую, в 1719 г. Убинскую крепости. В 1720 г. экспедиция И.М. Лихарева заложила на Иртыше Усть-Каменогорскую крепость и Коряковский форпост, который впоследствии стал Павлодаром.

Таким образом, как следствие российской политики на Востоке, в Прииртышье к 1720 г. было воздвигнуто 5 крепостей и несколько промежуточных форпостов, чтобы связать между собой крепости. К числу связующих форпостов относился и форпост Коряковский, который возник в

1720 г. на реке Иртыш там, где ее приток Усолка впадает в основное русло [7].

В 1744 г. он был укомплектован гарнизоном в 48 казаков при двух орудиях и для них были построены дома [22]. Кроме военного, форпост имел и хозяйственное значение для всей Сибири, особенно Западной. Близ форпоста были соляные озера с пищевой солью, которые привлекали, как русских, так и джунгар. Уже в первой четверти ХVIII века русские купцы солью с Коряковского озера снабжали всю Западную Сибирь и это приносило им огромные прибыли. Добыча соли на озере привела к притеснению местного населения, у них стали в округе отбирать пастбищные угодья. Так начала проявляться колониальная политика царизма.

Описание Коряковского форпоста и озера даны в работах А.С. Палласа, который проезжал по Прииртышью в 1770 г.

С присоединением Среднего жуза к России хозяйственная жизнь в Прииртышье активизируется. В 1828 г. в Коряковку из-за удобного расположения форпоста переносится почтовая контора из Семиярки и почтовый тракт стал пролегать через Коряковку. Здесь шла бойкая торговля с местным населением, и государство поощряло это, отменив некоторые пошлины для степняков и русских купцов (на кожу, сало, хлеб). Купцам разрешили меновую торговлю.

Коряковский форпост после разгрома Джунгарии, в 1838 г. стал обычной станицей и в нее перевели из упраздненной Ямышевской крепости 7-й казачий полк и его штаб, расположили таможенную и соляную службы, провиантские склады, госпиталь и полковую школу.

Если первоначально разрешали селиться только лицам казачьего сословия, то по Указу царя от 12 апреля 1859 г. было дано разрешение на проживание и гражданским лицам. Так в 1859 г. Коряковская станица стала гражданским поселением [23]. Теперь здесь стали селиться купцы, мещане и прочие разночинцы. Население станицы в 1859 г. составило 554 человек при 103 дворах. В станице уже функционировали казначейство, сотенная школа, таможенная и почтовая заставы, хлебный магазин, действовали два мыловаренных и два салотопенных заводика, была построена церковь.

Станичные купцы еще в 1859 г. просили перевести станицу в ранг города, однако получили отказ. Второй раз они приурочили свою просьбу к рождению престолонаследника Павла и 4 апреля 1861 г. Высочайшим Указом станица Коряковская была переименована в Павлодар и возведена в ранг заштатного города [24].

Второй раздел исследования – «Социально-экономическое развитие г. Павлодара с 60-х гг. ХІХ в. по октябрь 1917 г.» раскрывает процессы, связанные с административным становлением и развитием города, как уездного центра, в котором с началом проникновения капиталистических отношений в Степь были сформированы соответствующая экономическая инфраструктура, социально-демографический состав и свой ритм хозяйственной жизни уже тесно связанный с интересами метрополии.

Для приведения в соответствие со статусом административного управления в июле 1863 г. создаются органы управления городом – Полицейское и Хозяйственное управления, Словесный суд, избирается городской староста, формируется казна.

Реформы 60-90 гг. ХІХ в. изменили административно-политический облик Казахстана. Согласно «Временному положению об управлении Степными областями» от 21 октября 1868 г. Павлодарское Прииртышье в составе Семипалатинской области вошло в Западно-Сибирское генерал-губернаторство. В развитие этого указа было принято «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях». Таким образом, в результате введения новой административно- политической системы на территории Казахстана, г. Павлодар в 1868 стал административным центром одноименного уезда [25].

Дальнейшее административно-хозяйственное развитие города начинается с 1870 г. Оно связано с вступлением России на путь капитализма и распространением на Павлодар Городового положения от 16 июня 1870 г. В связи с этим в городе были избраны городская дума и городской голова. С этого времени городом стали управлять купцы и мещане, о чем свидетельствует персональный состав думы [26].

В конце ХІХ в. Павлодар, согласно экономическому обзору Сибири (1882 г.), «молодой, но довольно быстро растущий город». В путеводителе по Сибири В.А. Долгорукова указано, что в городе были магазины разного рода торговли, например, торговые заведения Словцова, Дерова, Тумашева, Рамазанова и других. В начале ХХ века открываются книжные магазины, торгующие художественной, религиозной и учебной литературой на русском, татарском и арабском языках, действовали ресторанно-питейные заведения, бильярдная.

В городе шла активная торговля со степняками. Казахи поставляли продукцию животноводства, взамен покупали колониальный товар. Торговля была меновая, критерием стоимости товара был годовалый баран – тохты.

По мере вхождения края в общероссийский рынок увеличивается число небольших предприятий по первичной обработке продукции животноводства и земледелия: салотопенные, мыловаренные, по сушке кожи, маслобойные, а также мукомольные (мельницы), пивоваренный и спиртовые заводы.

После пожара 1901 г., который спалил, практически, весь деревянной постройки город, повысился спрос на кирпич, и в Павлодаре стали строиться кирпичные заводы. В городе также было развито шорное и кузнечное дело, изготовление сбруи и т.п.

По-прежнему добыча и продажа соли оставалась важнейшей статьей в хозяйственной деятельности города.

С конца ХІХ века по Иртышу стали курсировать пароходы и баржи, что повысило статус Павлодара, как одного из экономических центров Прииртышья. Теперь павлодарские предпринематели могли по водному пути продавать свой товар в Сибирь и далее.

В 70-80 гг. ХІХ века в Казахстане стала развиваться ярмарочная торговля, в которой павлодарские купцы принимали активное участие. Они участвовали во всех ярмарках Казахстана, Сибири и Урала, а также торговали с Китаем. Они продавали невыделанную кожу, волос, шерсть, сало, масло, рыбу, семена подсолнечника, бахчевые, мед, хлеб, соль, каменный уголь и другие товары. Имена павлодарских купцов были известны далеко за пределами не только города и края, но и по всей Сибири, Приуралью и даже в соседних государствах. К числу известных павлодарских купцов относятся Деров, Осипов, Зайцев, Суриковы, Баландины, Сорокин, Вахитов, Охапкин и другие.

Особо следует отметить, что Павлодар, наряду с Семипалатинском, был одним из главных пунктов торговли хлебом. Также павлодарские предприниматели наладили откорм и торговлю крупным рогатым скотом.

В 1875 г. в городе открыли ярмарку, получившую название Никольской, однако, она не получила развития.

В начале ХХ века в Павлодаре появился новый вид производства – типографии. Такие производства открыли Сунгуровы, Рутенберг, Палкин и другие. Это можно рассматривать, как рост города и его цивилизованных потребностей в активно развивающейся капиталистической экономике края.

Развитие рыночных отношений в экономике порождает спрос на кредитно-финансовые учреждения и в городе открываются городской Общественный банк, отделения Государственного, Русского внешнеторгового и Сибирского торгового банков, Павлодарское казначейство, Кредитное товарищество.

Капитализм дал толчок развитию потребительских обществ. К 1916 г. по Павлодарскому уезду их было 11, а в Павлодаре – одно.

Население города по социальному, национальному и религиозному составу становится более пестрым. Перепись 1897 г. показала, что в Павлодаре проживало 7738 человек, из них преобладали мещане – 2840, затем шли крестьяне – 2190, инородцы – 1527, казаков – 781, дворяне и чиновники – 180, купцы - 105, духовного сословия – 22, иностранцев – 7 [27].

По вероисповеданию больше всего было православных христиан – 5260 человек, мусульман – 1940, были представители и других религий.

Город по демографическим показателям был молодой. Почти 80 % населения были граждане до 40 лет.

Из общего числа граждан города 2052 человека были грамотными, что составило 26,5 %.

Перепись зафиксировала 52 вида деятельности среди населения города. Анализ показал, что преобладали различные виды земледелия, ремесла, бытовое обслуживание и торговля.

В целом, Павлодар относился к активно развивающимся колониальным городам Российской империи.

Третий раздел – «Социально-культурные и общественно-политические процессы» посвящен проблемам образования, культуры, здравоохранения, религиозным и благотворительным учреждениям, а также общественно-политическим процессам в Павлодаре.

С момента своего образования, вначале, как форпост Коряковский, затем Коряковская станица, позже город Павлодар, поселение росло в культурном плане. Первые школы в Коряковском форпосте были открыты еще в ХVШ веке для казачества, однако уровень их был довольно низким. В 70 годы ХІХ века образованию в крае стало уделяться больше внимания. В 1872 г. было открыто 3-х классное городское училище, в 1883 г.- мужской и женский интернаты, в 1898 г. – еще одно приходское мужское училище, в том же году – сельскохозяйственная школа, в 1901 г. – 4-х классная женская прогимназия. По данным Коншина Н.Я. в начале ХХ века в Павлодаре было уже 5 учебных заведений, в том числе и для мусульманского населения.

Надо отметить, что в школах для коренного населения вопросы обрусения «составляли предмет главной заботы местной администрации» и в документах прямо указывается, что туземцы нас должны интересовать, как материал, из коего в ближайшем будущем должны выработаться обычные русские крестьяне, хотя и мусульманского вероисповедания».

К 1914 г. в Павлодаре было уже 9 учебных заведений: это – Казачье начальное училище, Павлодарская сельскохозяйственная школа, городское Алексеевское училище, мужское приходское училище, женская прогимназия, церковно-приходское училище, городское женское приходское училище, 3-х классное городское училище (с 1910 г. Владимирское училище), 2-х годичные педагогические курсы с образцовой школой и Павлодарское 2-х классное русско-киргизское училище [28].

Таким образом, с 1901 по 1914 гг. количество учебных заведений, практически, удвоилось. Это можно рассматривать, как повышение культурно-образовательного уровня города.

В отчете военного губернатора Семипалатинской области за 1897 г. говорится, что городские школы вполне удовлетворительны, а войсковые училища стоят гораздо ниже. Однако, ни одна школа города не располагалась в специально построенном здании, санитарные нормы не выдерживались, не хватало грамотных учителей, учебников и других учебных пособий.

Тем не менее, павлодарские власти проблемам образования старались уделять больше внимания и в бюджете города расходы на образование занимали достойное место. К примеру, на 1895 г. из бюджета города было выделено 15 % на нужды образования, в начале ХХ века - 23 %, в 1917 г. -48,7 %. Из земских фондов назначались стипендии наиболее нуждающимся и хорошо успевающим ученикам при примерном поведении по 180 руб. в год. Например, на 1915-1916 учебный год такие стипендии были учреждены ученикам 2-х годичного педагогического училища Третьяковой Л., Звонцовой Т., Колесникову, на 1916-1818 учебные годы - Звонцовой Т. и Бобыкину П. Педагогический совет Павлодарских 2-х годичных педагогических курсов ходатайствовал 20 декабря 1916 г. перед Семипалатинским губернатором о зачислении на земские стипендии Гуськова А., Лысникова М., Секербаева А., Дьячкова С., Балькебаева С., как наиболее нуждающихся из числа слушателей и показавших в течение истекшего полугодия при отличном поведении хорошие успехи.

После февральской революции 1917 г. в городе были открыты для мусульман реальное училище, учительская семинария, высшая начальная школа и возобновлена работа сельскохозяйственной школы, причем, в начальных классах преподавание должно было быть на родном языке, в высших школах история, литература - также на родном, а остальные предметы на русском языках.

Таким образом, дореволюционные школы Павлодара были ориентированы на преподавание самых элементарных знаний.

В Павлодаре с 90-х г. ХІХ в. действовала небольшая публичная библиотека, открытая с помощью павлодарского мецената, купца 1-й гильдии Дерова А.И. и названная его именем. Он внес большой вклад в дело образования города, был попечителем в ряде школ, жертвовал средства на нужды образования. После отъезда из Павлодара он завещал свой двухэтажный дом под школу.

К числу социокультурных объектов относятся религиозные учреждения. Церковь и мечеть играли очень важную роль в жизни дореволюционного общества. Первая мусульманская деревянная мечеть сгорела во время пожара 1901 г. Вторую, каменную, выстроили на средства мусульман города по инициативе татарского купца Ф.К. Рамазанова. Мечеть стала действовать в 1907 г. [29]. Она стоит до сих, в годы перестройки ее вернули верующим, т.к., практически, все годы Советской власти здание использовалось не по назначению. В городе было несколько православных церквей (Флоро-Лаврская, Воскресенская, Владимирская), сначала деревянных, затем были выстроены каменные. На пожертвования купца Дерова А.И. был построен Свято-Троицкий собор. Священнослужители храмов были в числе городской элиты, в их задачу входило воспитывать паству в духе веры в Бога, Царя и Отечество.

С началом ХХ века в Павлодаре наблюдается всплеск такого новомодного явления, как фотография. В Павлодаре фотосалоны, с разрешения властей, открыли в 1901 г. - Ф.А. Сорокина, в 1904 г. - Д.П. Багаев, которого можно назвать фотолетописцем Павлодара, в 1905 г. – М. Макарова, в 1906 г. А.А. Антонов.

Чтобы разнообразить скучную провинциальную жизнь павлодарская общественность добилась в 1895 г. открытия Общественного Собрания «с целью доставить своим членам и их семьям возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятно и пользою». Собрание устраивало досуг горожан, проводило маскарады, танцевальные, музыкальные, литературные вечера, устраивало драматические представления, выписывало книги и прессу, приглашало лектором и т.п.

В городе любители драматического искусства и музыки создали свое общество и в 1897 г. утвердили свой Устав. Общество внесло свою лепту в культурно-просветительскую жизнь города.

Интеллигенция по мере сил и возможностей пыталась разнообразить культурную жизнь города, устраивая разные мероприятия, как, например, празднование 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина, лектории, маевки.

В начале ХХ века в Павлодаре открылись первые кинотеатры, что стало важнейшим событием в городе. Первый кинотеатр «Заря», был построен купцом Дудоладовым и открыт в 1909 г. В годы первой мировой войны был открыт второй кинотеатр – «Фурор».

Еще одной важной стороной жизни дореволюционного Павлодара является творчество представителей казахской литературы и искусства. В Павлодаре родилась и творила известная певица Майра (Магира Шамсудинова), не раз бывали знаменитый певец Естай, Жаяу Муса (Байжанов). Уроженец Баян-Аула С. Торайгыров много раз выступал на митингах в Павлодаре в 1917 г. Будущий академик К.И. Сатпаев закончил Павлодарское 2-х классное русско-киризское училище, в 1914 г. он закончил педагогическое училище. В годы первой мировой войны в педагогическом училище Павлодара учился Ж.Аймаутов, будущий поэт, писатель драматург. Среди русских писателей и поэтов Павлодара можно назвать имена В. Иванова, А.В. Некрасова, А.С. Сорокина. Павлодарцем является академик А.Л. Цефт.

Таким образом, Павлодар при всей скромности своего провинциального статуса жил интересами большого города и пытался реализовать их по мере своих возможностей.

Медицинское обслуживание края находилось на крайне низком уровне. В регионе часто бывали эпидемии холеры, оспы, цинги и т.п. Власти пытались принимать меры по борьбе с ними.

В форпосте Коряковском был гарнизонный госпиталь, который долгое время обслуживал население и уже после того, как Коряковка стала станицей. С получением статуса города встал вопрос об открытии больницы. Город обслуживал уездный врач, а с 1892 г. в городе появился свой врач. В 1892 г., кроме уже существовавшего госпиталя, в Павлодаре открылся киргизский приемный покой на 8 коек. На начало ХХ века в Павлодаре действовал еще городской приемный покой на 6 коек. Павлодарский комитет Российского общества Красного креста пытался по мере возможностей помочь медицинскому обслуживанию населения.

Власти совместно с санитарными врачами большое внимание уделяли санитарному состоянию города, т.к. здесь были большие проблемы. Например, нарушались гигиенические нормы забоя и продажи мяса, вызывала нарекания чистота городских улиц. Решение городской думы от 13 ноября 1875 г., обязывающее всех жителей города содержать в чистоте дворы и прилегающие участки улиц, свидетельство действий городских властей в этом направлении. За нарушения решения городской думы налагался штраф.

Такие меры власти принимали регулярно, к примеру, газета «Семипалатинский листок» № 15 за 1915 г. опубликовала «Обязательное постановление Степного генерал-губернатора» от 13 марта 1915 г. о сохранении санитарно-гигиенических норм по месту жительства.

В Российской империи одним из важных общественных вопросов был вопрос об организации Попечительских обществ. Таковые в городе были созданы в конце ХІХ в. (1893 г.) Исходя из своего назначения они занимались оказанием помощи бедным, инвалидам, сиротам, пострадавшим от разных стихий. Особенно активно действовали они во время первой мировой войны.

В ХІХ в. Павлодар стал местом ссылки революционно настроенных лиц. Среди них были участники польского восстания 1863 г. Барташевич, Бурачевский, Геде, Турчинович и другие, позже стали прибывать народники, например, Ромась, социалисты, члены группы Благоева - Харитонов и Теселкин и другие. Ссыльные продолжали заниматься политической деятельностью, читали и распространяли революционную литературу, печатали листовки, организовывали митинги, занимались просветительской деятельностью [13].

С середины ХІХ века в Казахстане стали распространяться идеи марксизма. Близость Омска оказывала революционизирующее влияние на Павлодар. В городе стали появляться большевисткие газеты («Пролетарий», «Эхо», «Вперед» и другие), труды Маркса, Энгельса, Ленина, Бебеля, Плеханова и других деятелей социал-демократического движения. Власти проявляли беспокойство, но остановить ход истории уже было невозможно. Под влиянием первой русской революции 18 декабря 1905 г. речники Павлодара провели митинг с политическими требованиями. К 1906 г. в Павлодаре сложился социал-демократический кружок, который стал курировать всю революционную работу в городе. С этого времени в городе часто стали распространяться листовки и прокламации, призывающие к борьбе с властью [13].

С началом первой мировой войны власти ужесточили контроль над настроением и поведением горожан, повсюду были наклеены Постановления генерал-губернаторства о запрете митингов, сборов, запрещалось распространять ложные слухи, были введены строгие правила по продаже и покупке спиртных напитков и т.д. Расклеенные по всему городу объявления, постановления и другие указания губернских и местных властей внушали населению тревогу. Жизнь в городе стала напряженной.

С началом восстания 1916 г. полицейские власти еще более усилили контроль, особенно за казахами. Из Омска была вызвана казачья сотня, которая выехала на усмирения восставших в уезде. Даже Павлодарский уездный начальник Чернцов был вынужден писать генерал-губернатору Сухомлинову о чрезмерном самоуправстве сотника Шестакова. Дух восстания тревожил и горожан.

Павлодарский уезд и город Павлодар принимали активное участие в снабжении армии. С сентября 1915 г. началась кампания по поставке юрт в Тифлиский военный округ. Собранные по уезду юрты свозили в Павлодар. Всего было собрано 300 юрт, при плане 200.

Февральская революция 1917 г. взбудоражила Павлодар. Город кипел, Повсюду проходили митинги, собрания, население активно обсуждало события в стране. В Павлодаре, как и по всей стране, стали возникать общественные организации и Советы разных слоев населения - казаков, мещан, офицерства, мусульман, казахов, торгово-промышленных служащих, женщин и т.п.

В апреле 1917 г. в Павлодаре был создан Совет рабочих и солдатских депутатов [30]. Отдельно от Совдепа - Совет крестьянских депутатов, поддерживающий Временное правительство, а также Совет казачьих депутатов, в составе которого были меньшевики и эсеры. Советская власть в городе была установлена 31 января 1918 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении сформулированы основные положения и выводы по диссертации. Павлодар за время с 1720 г. по октябрь 1917 г. прошел путь от небольшого форпоста до уездного города. Появление на Иртыше Коряковского форпоста - следствие имперской политики России.

С присоединением Казахстана к России империя стала активно осваивать полученную территорию в экономическом, политическом и социальном аспектах.

Так, Коряковка, в последствии город Павлодар, стала не только военным укреплением, защищающим рубежи и интересы России, но и важной хозяйственной единицей региона, которая с развитием капиталистических отношений в России, стала бурно развиваться, поставляя дешевое сырье в метрополию, одновременно став рынком сбыта для российских товаров. Будучи на Иртыше, город стал узловым транспортным пунктом, через который шли разные колониальные товары.

Павлодар был русским городом по духу, т.к. здесь правили русские чиновники, купцы и мещане, а славянское население было привилегированным по отношению к казахам. Экономическое и политическое положение казахского населения в городе по своему уровню было гораздо ниже. Имперская политика царизма отчетливо проявлялась во всех сферах жизнедеятельности города (например, в управлении города не было представителей коренного населения, среди купечества они тоже не были замечены).

Социальная сфера развивалась соответственно статусу и росту города. Начав с чисто казачьего поселения, Коряковка, а потом Павлодар, стали социально разноплановыми. Здесь стали проживать представители разных этносов, конфессий, классов и слоев общества. О чем свидетельствует хотя бы перепись 1897 г.

В культурном развитии от основания до 1917 г. Павлодар прошел огромный путь и достиг для уездного города достаточно высокого уровня. К примеру, имеющееся количество разных школ в городе, для такого городка вполне высокий показатель. Вместе с тем общественно-культурный уровень Павлодара соответствовал провинциальному статусу города, в котором школьное образование имело также много изъянов, а культурно-просветительские учреждения обслуживали, в основном, обывательскую жизнь богатых и зажиточных слоев населения.

Одинаково для всех были открыты двери только церкви и мечети, где на равных правах молились богу все жители города, не зависимо от социального статуса и имущественного положения.

Несмотря на указанные проблемы, общественная жизнь Павлодара была по-своему разнообразной и интересной.

Система здравоохранения и санитарно-гигиеническая служба города, хотя не соответствовали насущным потребностям горожан, нельзя сказать, что в этой сфере ничего не делалось. В городе, конечно, не хватало квалифицированных медицинских работников, и медицинские учреждения не были оснащены необходимыми лекарствами и инструментарием. Горожане зачастую обращались к народным лекарям и целителям, особенно это касается простых людей.

Казахстан, став одним из регионов ссылки политически неблагонадежных граждан империи, активно приобщился к революционной деятельности. В Павлодаре проживали и действовали, народники, социал-демократы, позже большевики и их деятельность отражалась на общественно-политической жизни города. В Павлодаре под их влиянием были созданы кружки революционного характера. Они поднимали политическое сознание горожан, также на это повлияла и близость Омска. Город принял участие в событиях первой русской революции 1905-1907 гг.

Павлодарцы проявили достаточный уровень политической активности и в годы первой мировой войны, и потому к февральской революции 1917 г. Павлодар подошел уже со сложившимся, зрелым, насколько это было возможным в тех условиях для провинциального города, политическим менталитетом.

Февральская революция и падение царского режима в России оказали огромное революционизирующее воздействие на казахстанское общество. Накал политических страстей в Павлодаре является отражением происходивших в крае изменений. Никогда в этом провинциальном городе не было столько митингов, собраний и съездов, где свободно обсуждались бы самые насущные проблемы и принимались бы решения в пользу народа. Народ напрямую обращался к Правительству, высказывал свою точку зрения и вносил предложения. Революционная эйфория витала в атмосфере города.

Однако, Временное правительство не оправдало надежд народа и за это поплатилось властью. 26 октября 1917 г. в Петрограде к власти пришли большевики. Близость Омска оказала огромное революционно-мобилизующее действие на большевиков Павлодара. Они стали готовиться к захвату власти в городе. Советская власть в Павлодаре была установлена 31 января 1918 г.

Так, под началом Советской власти, начался новый этап в истории города Павлодара.

Таким образом, Павлодар в своем становлении и развитии до октября 1917 г. прошел типичный для колониальных поселений Казахстана путь в военно-стратегическом, экономическом, социально-культурном и общественно-политическом смысле.

В настоящее время Павлодар - город областного значения, крупный индустриальный и культурный центр Республики Казахстан. Город за время своего существования внес и вносит огромный вклад в экономику и культуру нашего края. В рамках Программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014 гг. в городе и области реализуется 42 инвестиционных проекта, направленные на создание новых производств, модернизацию и техническое перевооружение предприятий. Все проекты высокотехнологичны и ориентированы на повышение казахстанского содержания. В Павлодаре досрочно, почти на год, запустили АО «Казахстанский электролизный завод» и вывели его на проектную мощность – 250 00 тонн чистого алюминия в год. Торжественное открытие объекта состоялось 24 июня 2010 г. во время рабочей поездки Президента РК Н.А. Назарбаева в г. Павлодар [31].

Так нынешний Павлодар способствует решению поставленных перед казахстанским обществом задач, выдвинутых в послании Главы государства Н.А. Назарбаева «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана», как стратегия развития Казахстана до 2020 г.

По итогам исследования выносится ряд предложений, которые, на наш взгляд, важны для дальнейшего всестороннего развития города.

Город Павлодар имеет, как показали исследования, достаточно интересную историю.

- Павлодарские ученые рассматривают историю региона сквозь призму кимакско-кипчакского периода истории Казахстана. В том числе, в плане дискуссии обсуждается вопрос о происхождении топонима «Коряковка» и неслучайность выбора места форпоста. В свете этого, нами предлагается павлодарской общественности рассмотреть вопрос о переименовании города, учитывая древние корни поселения.

- В истории города еще много неизученного, считаем, что исследовательские работы по проблеме должны быть продолжены совместными усилиями археологов и историков.

- Павлодар, находящийся на прекрасной реке Иртыш, имеющий выгодное географическое положение, и экономический потенциал, который накапливался не один век, особенно, со второй половины ХІХ века по 1917 г., а затем с середины 50-х гг. по конец 90-х ХХ в. мог бы полностью реализовать себя в экономическом плане, при использовании реки, как судоходного русла, что соответственно привело бы к дальнейшему социальному и культурному росту города.

- Иртыш - сегодня очень грязная река и он катастрофически мелеет, в настоящее время он, практически, несудоходен. На реке множество островов, число которых увеличивается. Если государство не возьмется за решение проблемы Иртыша, то будущие поколения не увидят реки вообще. С исчезновением реки, экономическое развитие всего Прииртышья будет под угрозой.

- Город должен еще старательней сохранять исторические памятники, к таковым можно отнести застройки дореволюционного периода, которые в сочетании с современной архитектурой придали бы Павлодару неповторимый облик.

- В Павлодаре есть уникальный природный памятник – «Гусиный перелет», равного которому в Казахстане нет. Там в разных культурных слоях, начиная от эпохи динозавров, находятся останки флоры и фауны, которые по мере вымывания водой Иртыша выходят наружу. Сегодня ученые бьют тревогу. Памятник не охраняется, разрушается, более того, там копаются все кому это мало-мальски интересно. Необходимы меры по его сохранению.

- И, наконец, экология города из-за промышленных выбросов становится угрожающей для населения, поэтому решение этой проблемы для города является очень актуальной.

Положительное решение указанных проблем сделало бы город краше, экономически динамичней и здоровее в экологическим плане.

Список использованных источников

1. Герасимова Э.И., Бекмаханова Н.Е. Проблемы политической и социально-экономической истории Казахстана ХVШ-ХIХ вв. (70-80 гг.) // Вопросы историографии и источниковедения Казахстана.- Алма-Ата, 1988. - С. 25-49.

2. Ленин В.И. Полн. собр. соч.- Т. 23.- С. 341.

3. Миллер Г.Ф. История Сибири. 2-е изд. доп. - М., 1999.- 430 с.

4. Паллас П.С. Путешествия по разным провинциям Российской империи. - СПб., 1773.- Кн. 2.- Ч.2.- 571 с.

5. Гавердовский Т.П. Обозрение Киргиз-кайсацкой степи (часть 2-я) или Описание страны и народа киргиз-кайсацкого. // В кн: История Казахстана в русских источниках ХVI – ХХ веков.- Составители И.В. Ерофеева, Б.Т. Жанаев. - Алматы, 2007.- Том V. - 620 с.

6. Бабков И. Воспоминания о моей службе в Западной Сибири. 1859-1875. - СПб., 1912.- 75 с.

7. Усов Ф.И. Статистическое описание Сибирского казачьего войска. -

СПб., 1879.- 284 с.

8. Потанин Г.Н. Заметки о Сибирском казачьем войске. // Избранные произведения в 3 томах. - Павлодар.- 2005.- Т. 2.- 500 с.

9. Катанаев Г.Е. Краткий исторический обзор службы Сибирского казачьего войска с 1582 по 1908 гг. - СПб., 1908.- 67 с.

10. Коншин Н.Я. От Павлодара до Каркаралинска. // «Памятная книжка Семипалатинской области на 1901 год».- Семипалатинск, 1900.- Выпуск 5.- С.14-43.

11. Бекмаханов Е.Б. Присоединение Казахстана к России.- Москва, 1957.- 340 с.

12. Касымбаев Ж.К. Города Восточного Казахстана в 1861-1917 гг. - Алма-Ата, 1990.- 184 с.

13. Абдиров М.Ж. Завоевание Казахстана царской Россией. - Астана, 2000.- 304 с.

14. Ерманов А.Ж. Социально-экономическое развитие Павлодарского уезда во второй половине XIX - начале XX вв. – Каоаганда, 1999.- 143 с.

15. Нурбаев К.Ж. История города Павлодара (1917-1940 гг.)- Автореферат кандидатской диссертации.- Алматы, 1998. - 26 с.

16. Қосаяқов Б.К. Павлодар қаласының тарихы (1941-1991 жж.).- Автореферат кандидатской диссертации. - Алматы, 2001.- 29 с.

17. Тереник М. Павлодар: это нашей истории строки (1720-1945). Павлодар, 2000.- 195 с.

18. Тереник М., Чмых Н. Павлодар: ступени роста.- Павлодар.- 2004.- 205 с.

19. Нурбаев К.Ж., Кадысова РЖ.. История Ертыс-Баянаульского края.-Павлодар, 2008.- 304 с.

20. Наш Павлодар.- Алма-Ата, 1970.- 70 с.

21. Соколкин Э.Д. Павлодар. Алма-Ата, 1982.- 96 с.

22. ГАОО. Ф. 366, Оп.1. Д. 55. Рапорт генерал-майора Фризендорфа генерал-майору Шпрингеру о распределении прибывших казаков. Л.3.

23. Городские поселения в Российской империи.- СПб., 1864.- Т.2.-

С. 491.

24. Завалишин И. Описание Западной Сибири. - М., 1867.- Т.3. - С. 372.

25. «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях», 21 октября 1868 г. // В кн: Материалы по истории политического строя Казахстана.- Алма-Ата, 1960. Т.1.- С. 323-326.

26. ЦГА РК. Ф. 15. Оп. 1. Д. 594. Список лиц избранных в гласные Павлодарской думы. Л. 4, 5-6, 926.

27. ЦГА РК. Ф. 460. Оп. 1. Д. 55. Материалы по переписи населения 1897 г. по Семипалатинской области. Л. 10, 22-23, 5, 24-25, 36-38, 36-37, 12-13, 16-17, 31-34, 11-12, 15-16.

28. ЦГА РК. Ф. 15. Оп. 1. Д. 474. Сведения о состоянии Павлодарского уезда за 1914 г. Л. 4, 2-3.

29. ЦГА РК Ф. 64. Оп. 1. Д. 3595. Переписка с Акмолинским губернатором о разрешении павлодарскому купцу Ф.К. Рамазанову на постройку каменной мечети. Л. 2-3, 24-25, 14, 17, 20.

30. ЦГА РК. Ф. 15. Оп. 2. Д. 423. Протоколы заседаний областного продовольственного комитета, гарнизонного совета Павлодарского уездного исполнительного комитета и др. Л. 146.

31. Прорывная стратегия «крылатого металла» // «Казахстанская правда». - 2010.- 25 июня.

Список опубликованных работ по теме диссертации

1. Основание г. Павлодара // Методологические и конкретно-исторические проблемы изучения Отечественной истории. Материалы международной научно-практической конференции. Касымбаевские чтения. КазНПУ имени Абая. - Алматы, 2005.- С.75-77.

2. Социально- экономические предпосылки основания города Павлодара // Вестник КазНПУ имени Абая. Серия «Исторические и социально-политические науки». – 2008.- № 3 (18).- С. 66-70.

3. О некоторых сторонах культурной жизни дореволюционного Павлодара // Поиск. Серия гуманитарных наук.- 2009.- № 2.- С. 185-189.

4. Общественно-политические процессы в дореволюционном Павлодаре // Вестник КазНУ имени Аль-Фараби Серия историческая. - 2009. - № 4(55) - С. 93-98.

5. К вопросу о развитии школьного образования в дореволюционном Павлодаре // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исторической науки Казахстана».- Алматы, 2009.- С. 449-455.

6. О развитии солепромышленности в Павлодарском регионе в досоветский период // Материалы международной теоретической конференции «Историческая наука Казахстана: актуальные проблемы, достижения и перспективы». Бекмахановские чтения. – Алматы, 2009.- С. 93-97.

7. Социальная структура дореволюционного Павлодара // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки конкурентоспособных кадров: опыт, современное состояние и перспективы развития». - Семей, 2009. – С. 215-221.

8. Павлодар в годы первой мировой войны // Садыковские чтения. Алматы, 2009.- С.85- 90.

9. О состоянии здравоохранения и санитарно-гигиенической службы в дореволюционном Павлодаре // Касымбаевские чтения. Круглый стол КазНПУ имени Абая.- Алматы, 2010.- С. 148-153.

ДЮСЕБАЕВА ГУЛЬНАР КАРАТАЕВНА

Павлодар қаласының тарихы: әлеуметтік-экономикалық, мәдени және саяси дамуы (1720 - қазан 1917 жж.)

07.00.02 – Отан тарихы (Қазақстан Республикасының тарихы) мамандығы бойынша тарих ғылымының кандидаты ғылыми дәрежесін алу үшін ұсынған диссертация авторефератының

ТҮЙІНІ

Жұмыстың жалпы сипаттамасы. Диссертациялық зерттеу 1720 ж. Павлодар қаласының негізі қаланғаннан 1917 ж. қазан айына дейінгі тарихына арналған жұмыста Қазақстанның отарлық жағдайындағы қаланың әлеуметтік-экономикалық, мәдени және коғамдық-саяси дамуы қарастырылады.

Зерттеу тақырыбының өзектілігі. Диссертация аймақтық әрі өлкетанулық зерттеу жұмысы болғасын, Павлодар қаласының тарихын отарлық Ресей патшалығының бұйрығымен 1720 ж. әскери бекініс ретінде қаланып, 1917 ж. Қазан революциясына дейнгі кезеңді зерттеп көрсетуге арналған.

Қалалар мемлекеттің экономикалық, саяси және рухани орталықтары болғандықтан, олар прогрестің басты қозғаушы күштері болып табылады. Сондықтан қала тарихын зерттеу мемлекеттің барлық салаларын айқын бейнелуге мүмкіндік береді. Сол себепті жалпы қалалар тарихын, соның ішінде Павлодар қаласының тарихының зерттеудің манызы зор.

Зерттеу нысаны - Ресей империясының отарлық саясаты жағдайындағы Павлодар қаласы.

Зерттеудің хронологиялық шеңбері: 1720 ж. - 1917 ж. қазан айына дейінгі аралықты қамтыды.

Зерттеу мақсаты: революцияға дейінгі Павлодар қаласың жан-жақты зерттеп-зерделеу.

Зерттеу міндеттері: кейін Павлодар қаласы болған Ертіс жағалауындағы Коряков форпостының пайда болу себептерін анықтау; Ресей патшалығының шығыс саясатындағы маңызды стратегиялық мекен ретінде Павлодар қаласының рөлін көрсету; форпостан қалаға дейін өсіп, уезд әкімшілік орталығына айналған Павлодардың әкімшілік-саяси тұрғыда қалыптасуын қарастыру; көрсетілген хронологиялық шеңберде Павлодар қаласының әлеуметтік-демографиялық қалыптасуын талдау; Ресей империясының отарлық саясаты жағдайындағы мәдени дамуын сипаттау; Ресей империясының жалпы жағдайына байланысты Павлодар қаласының қоғамдық-саяси дамуының ерекшеліктерін ашып көрсету.

Зерттеудің әдіснамалар негізі. Зерттеу бойынша жұмыста пайдаланған ұстаным ретінде тарихи, ғылыми талдау және жинақылық, ғылыми шынайлық және логикалық жүйелік, Қазақстан тарихындағы қарастырылған кезеңді бағалап, Павлодар қаласының тарихы негізінде оның экономикалық дамуының бағыт-бағдарын уақыт шеңберінде әлеуметтік интерпретация және детермендік ұстанымдарға негізделді.

Жұмыстың ғылыми жаңалығы: Павлодар қаласының тарихы көрсетілген уақыт шеңберінде (1720 - 1917 жж. қазан) Қазақстан және Ресей мұрағаттық негізінде бірінші рет жан-жақты зерттеліп отыр. Біраз мұрағаттық құжаттар ғылыми айналымға алғашқы рет енгізілген. Диссертацияда Павлодар қаласының аймақ дамуына қосқан әлеуметтік-экономикалық, мәдени және саяси ұлесі мен рөлі қарастырылады. Қала тарихында нақты із қалтырған адамдар көрсетілген. Біздің пікіріміз бойынша, зерттеу, жоғары айтылған жұмыстарға қосыла, Павлодар тарихын негізін (1720ж.) қалағаннан ХХ ғ. 90-шы жылдарға дейін сипаттайды. Демек, Павлодар тарихының революциядан бұрынғы және Кенес заманындағы даму негізі айқындалады.

Жұмыстың практикалық маңызы. Зерттеу материалдыры мемлекетіміздің тарихына елеулі үлес қосып, Қазақстан тарихы курсын оқытуда, сондай-ақ, мемлекетіміз туралы ғылыми еңбектерді қамтуды және өлкелік білімдерді толықтыруға пайдалануға болады.

Диссертация кіріспеден, үш бөлімінен, корытындыдан, пайдаланған дерек көздер тізімінен, қысқартылған түрде жазылған ұғымдар анықтамасы және косымша берілген кестелер мен фотосуреттерден түрады.

Негізгі бөлігі: Диссертацияның бірінші бөлімінде «Қала негізінің қалануы. Павлодар қаласының 1868 ж. дейнгі дамуы» аймаққа тарихи шолу беріліп, Ресейдің қазақ даласына қызығышулық себептері көрсетілген. Онымен қатар, 1720 ж. әскери форпост ретінде құрылып, Павлодар деп аталған қала денгейіне көтерілген мекеннің шаруашылық және әлеуметтік дамуы талдау арқылы көрсетілген.

«Павлодар қаласының ХІХ ғ. 60-шы жж. - 1917 ж. қазан айына дейінгі әлеуметтік-экономикалык дамуы» деген бөлімінде Ресей патшалығының саяси-әкімшілік реформаларының нәтижесінде 1868 ж. уезд орталығы болған Павлодардың, капиталистік қатынастардың өлкеге енуінің барысында қалыптасқан экономикалык, мәдени, әлеуметтік – демографиялық құрылымы және жалпы өмірінің ықпалы туралы сараптама әдісімен баяндалған. 1870 ж. 16 маусымында қабылданған Қалалық ереже Павлодарға да таралып жаңа қала әкімшілігін сайлауға жол ашты. Содан бастап Павлодарды шенеуніктермен қатар көпестер және мещандар басқарған. Олар іскер әлеуметтік топтар ретінде қалада өнеркәсіп және нарық саудасы қалыптасып дамуына зор үлес қосқан. Казактар мен шіркеу қызметкерлері де қоғамдық белсенділікке ие болған.

«Әлеуметтік-мәдени және қоғамдық-саяси процестері» деген үшінші бөлімінде білім беру, мәдени-ағарту, діни және қайырымдылық мекемелер мен қоғам ұйымдары, онымен бірге денсаулық сақтау саласы, қоғамдық-саяси процестер туралы айтылған. Автор, қаладағы қоғамдық-саяси процестерге саяси тұрғыда жер аударылып келгендер мен Ресейдегі жалпы саяси жағдай себеп болған деп көрсетеді.

DUYSEBAYEVA GULNAR KARATAYEVNA

History of Pavlodar city: its socio-economic, cultural and political

Development (the years 1720 through 1917)

Thesis for the scientific degree of the candidate of historical sciences, on speciality 07. 00. 02- National History (History of the Republic Kazakhstan)


SUMMARY

General characteristics of the work. The dissertational research of the history of Pavlodar city is devoted to the period from the moment of the city establishment in 1720 through to October 1917. The paper analyzes the social and economic, cultural and political aspects of the city development taking into account the colonial status of Kazakhstan.

Theme relevance. The given work, being the area study, attempts to present the history of Pavlodar city, starting from a colonial military fortification built in 1720 by will of Russian czarism before the October revolution of 1917, that ultimately changed the political system in Russia and its Kazakh outskirt within the structure of a new soviet state.

      As cities represent centers of economic, political and spiritual life of the country and work as the main stimuli to progress, scientific studies give an opportunity to show the socio-economic, cultural and political picture of the state, and being a historically developed settlement form, they show the level of development in a given society, its productive forces and industrial relations. Therefore, investigation of a city history on the whole, and of Pavlodar city in

particular, is a currently significant theme.

The object of investigation is Pavlodar city as a colonial settlement of the

Russian empire.

       Subject of investigation – the socio-economic, cultural and political

development of Pavlodar in the historical context.

  The chronological framework of the paper covers the period from the year

1720 to October 1917.

Target and objectives of the dissertational research:
- to find out the reasons for construction of Koryak outpost at Irtysh, that in the course of time became Pavlodar city;

- to describe the role of Pavlodar as a strategically important settlement in the east

policy of Russian tzarism;
- to consider the administrative-political establishment of Pavlodar from the outpost to the city, that subsequently became the administrative centre of the

similarly named district;

- to analyze the socio-demographic establishment and development of Pavlodar in the indicated chronological framework;
- to give the analysis of socio-economic processes in Pavlodar related to the colonial policy of the metropolitan country;
- to show the socio-cultural development of Pavlodar in the context of the Russian empire colonial policy;
- generalization of scientific objectivity and logical sequence, allowing to show and estimate the investigated period in the history of Kazakhstan on the example of Pavlodar city, as well as to reveal the tendencies in its development in the context of that time with the social interpretation, and to determine the past into the present.
     Scientific novelty of the research. For the first time, the history of Pavlodar city is considered in historical sequence and as comprehensively as possible, within the mentioned chronological framework (the year 1720 to October 1917) on the basis of archive sources, some of which are for the first time introduced in scientific use.
   Scientific-practical significance of the work. Investigation materials are a kind of the contribution in our state history records, and they can be used by students in their study of the course of Kazakhstan history. They can be also used in summurizing scientific works about our country, as well as for updating the area researches.
    Dissertation structure. Dissertation consists of introduction, three sections, conclusion and a list of used sources.

Main part. The first thesis section "Establishment of the city. Development of Pavlodar up to the year 1868" provides a historical overview of the region, the reasons for the interest of Russia to Kazakh lands in general and the north-eastern territories of the Steppe in particular. The section also addresses the issues of Koryak settlement economic and social formation, which started in 1720, in the area of today's Pavlodar as a military fortification at the Irtysh River, under the influence of the Russian Empire colonial policy, and received the rank of a

provincial town in 1861.
       The second section "Socio-economic development of Pavlodar starting from the 60s of the XIX-th century until October 1917th", shows the city development caused by the tsarist administrative and political reforms. The city became the district center in 1868, with the appropriate economic and cultural infrastructure, socio-demographic composition and the rhythm of life under the influence of capitalist relations having penetrated in the region. Expansion of Pavlodar Municipal Statute dated June 16, 1870, provided an opportunity to elect the town council, mayor, and since then the city was ruled by merchants and tradesmen. They, representing the enterpreneurial class, contributed to development of industry and commerce. Socio-ethnic structure of the population in Pavlodar was quite varied, which is associated with the tsarist resettlement policy. In addition to merchants and artisans, Cossacks in Pavlodar also had a significant weight.
The third section of the work "Socio-cultural and socio-political processes" is devoted to the issues of education, activities of cultural, educational, religion and charity institutions and unions, as well as the state of healthcare. In addition, the socio-political processes in the city are shown, greatly influenced by political exiles and the entire socio-political situation in the metropolitan country.

ДЮСЕБАЕВА ГУЛЬНАР КАРАТАЕВНА

История города Павлодара: социально-экономическое,

культурное и политическое развитие (1720-октябрь 1917 гг.)

07.00.02 – Отечественная история

(история Республики Казахстан)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Подписано в печать 21.08.2010 г. Формат бумаги 60х84 1/16.

Бумага «Multilaser». Печать – RISO.

Гарнитура «Таймс». 1,5 п.л. Тираж 100 экз.

Заказ № ___. Обложка – Colorit.

Отпечатано в типографии «Әрекет-Принт»

050036, Алматы, 12 мкр., д.16, кв.69

Тел 221-84-55



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Врамках программы «Прометей» Павлодар удк 94(574. 25)(075. 8) Ббк 63. 3(5Каз)я73

    Учебно-методическое пособие
    Очерки колонизации Павлодарского Прииртышья царской Россией. Учебно-методическое пособие. – Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, издательство «КЕРЕКУ», 2008.
  2. Врамках программы «Прометей» Павлодар 2007 удк ббк 63. 3(5Каз) и 69

    Книга
    Книга содержит исторические сведения по области в целом. Предметом исследования является история развития области за 70 лет, административно-территориальные реформы, изменение национального состава населения, сведения об экономике,
  3. Врамках программы «Прометей» Павлодар удк 94(574. 25) Ббк 63. 3(5Каз)

    Книга
    Книга содержит историко-краеведческие сведения по 12 ныне существующим сельским районам Павлодарской области. Предметом исследования является история развития районов за 70 лет, административно-территориальные реформы, изменение национального
  4. Л. Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті (1)

    Документ
    Саяси институттар жүйесіндегі БАҚ: теория және практика: Халықаралық ғылыми-теориялық конференция материалдары. – Астана: Л.Н.Гумилев атындағы ЕҰУ, 2010.
  5. Библиографический указатель книг, поступивших в библиотеку artistas Espanoles

    Библиографический указатель
    Провал операции "Шаровая молния". Татары в партизанских отрядах Белоруссии в годы Великой Отечественной войны: сборник статей/ Мустафин Р.А.

Другие похожие документы..