Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Эффективное управление запасами: знания, владение которыми обеспечивает удовлетворение логистических ожиданий потребителей, и оптимальное увеличение ...полностью>>
'Реферат'
Нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений и лекарственных растений...полностью>>
'Регламент'
Право – одно из самых сложных общественных явлений. Поиск правопонимания ведется многие века, и это вполне объяснимо. В правопонимании отражаются пре...полностью>>
'Закон'
1. Внести в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением сл...полностью>>

Главная > Урок

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Лютых Валентина Владимировна (lyu-valentina@)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» (МБОУ «СОШ№36»)

г. Норильск

Аннотация

Сегодня уроки русского языка, литературы становятся наиболее эффективными, если предполагают использование мультмедийной обучающей системы. Интерактивная доска выполняет роль обычной доски, экрана и монитора. Работа с мультимедийной обучающей системой позволяет повысить интерес к предмету, улучшает восприятие, запоминание учебного материала. Разнообразные виды учебной деятельности стимулируют активность и инициативу обучающихся

USE OF ICT TECHNOLOGIES IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE.

Lyutykh Valentina Vladimirovna (lyu-valentina@)

Municipal Budget Secondary School № 36, city Norilsk.

Introduction.

Today the Russian Language and Literature lessons are most effective with multimedia learning system. The interactive board acts as a conventional board, screen and monitor. Multimedia learning system makes it possible to increase interest in the subject, improves perception, memorizing of school material. Various learning activities stimulate the activity and initiation of students.

Информационные технологии – это реальность, с которой необходимо считаться. Преимущества их использования на уроке неоспоримы: это и новая информация, и дополнительный материал к учебникам, позволяющий расширить кругозор, и оперативный контроль знаний, что даёт значительную экономию учительского времени при проверке усвоения того или иного материала, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий,  как для индивидуальной работы, так и фронтальной и групповой. Применение информационных технологий направлено как на получение знаний, так и на формирование ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, социальной, проблемной. На уроках русского языка, литературы на первый план выходит эффективное применение мультмедийной обучающей системы, ведь интерактивная доска выполняет и роль обычной доски, и экрана, и монитора. Работа с мультимедийной обучающей системой позволяет повысить интерес к предмету, улучшает восприятие, запоминание учебного материала. Разнообразные виды учебной деятельности стимулируют активность и инициативу обучающихся. Изучаемый учебный материал легко классифицируется и систематизируется. Ученики не только принимают информацию, но и, что самое ценное, сами участвуют в ее создании. Благодаря системе мультимедиа успешно применяются проблемный, объяснительно-иллюстративный, схематичный, частично-поисковый, интерактивный методы обучения. С помощью иллюстративного метода реализуются возможности виртуальных выставок, демонстрируются творческие работы учащихся, видеофрагменты, презентации, созданные учителем и учениками (например: диски по литературе, презентации учащихся – научные работы). Ведется работа с иллюстрацией, с описанием картины на уроках развития речи (например: сочинение-описание картины). Эффективен этот метод также при объяснении новой темы, обобщении знаний по пройденному материалу. Схематичный метод позволяет учащимся самостоятельно конструировать опорные схемы, а также работать с уже подготовленными таблицами, схемами, опорными конспектами (опорный конспект «Стили речи», диски по Бабайцевой – теория: объяснение нового материала, например, 9 класс – построение схемы предложения). Интерактивный метод включает в себя использование материалов цифровых образовательных ресурсов («1С: Образование 4. Школа»), электронных учебников, ресурсов образовательных сайтов сети Интернет (например, www.gramota.ru - показать примеры поиска слов, , http://www.slovopedia.com. Исследовательско-поисковый метод направлен на активное применение ресурсов Интернет. Особенностью его является интеграционный характер, что позволяет усилить связи между разными предметами. При проведении научно-исследовательских работ ученик выступает в роли исследователя, экспериментатора, анализирует результаты своей работы и делает выводы. Образовательные сайты Интернет дают возможность не только найти нужную информацию, но и увидеть, как данная проблема решается другими авторами (например: www.rusedu. Поиск материала к научной работе, докладу: моя работа «Славянские божества» и сайт предлагает здесь другие работы по данной теме! Или Портфолио учащихся – http://festival.1september.ru). Таким образом, данный метод повышает самостоятельность школьников, развивает аналитические навыки, формирует информационную компетентность. Сегодня на всех этапах урока стало возможным применение мультимедийной системы. На этапе проверки домашнего задания наиболее часты такие формы работы, как самопроверка и взаимопроверка по предложенному на интерактивной доске материалу домашних упражнений (пример д/з: записан текст, дать задание по его разбору). При объяснении нового материала теоретический материал можно представит в виде схем, таблиц, опорных конспектов. Это и собственные презентации, и электронные учебники (интерактивные таблицы: объяснение нового материала, например, интерактивная таблица «Сочинительные союзы»), и ЦОРы сети Интернет. Процесс объяснения может также отображаться на доске: вопросы, выводы, иллюстрации. На этапе закрепления изученного можно демонстрировать вопросы с правильными ответами (интерактивный текст-задание «Отметьте сложное предложение»). Подготовленный дидактический материал для всех видов диктантов, грамматических разборов, для самостоятельной работы предлагается и в разноуровневом режиме. Контроль изученного материала в режиме интерактивной доски проводится как в традиционной форме, так и в форме интерактивных тестов, диктантов, индивидуальных заданий (Тест «Союзы и значения ССП: примеры с дисков Бабайцевой). Одним из эффективных приемов является опыт использования интерактивных тренажеров предлагаемых образовательным сайтом Грамота.ру (примеры интерактивных диктантов). Широкие возможности предоставляет мультимедиа для лексической работы. Для себя я определила разные формы словарной работы.

1.Дается задание самостоятельно найти слово, его лексическое значение, этимологию, подобрать синонимы, антонимы с помощью следующих ресурсов:

- Толковый словарь: Даль, Ожегов, Ушаков

- электронных словарей сайтов

, http://www.slovopedia.com

- другие сайты Интернет (www.gramota.ru. и др.).

2.Выполнить словарно-стилистическую работу: подобрать слова-синонимы в ходе подготовки к написанию сочинения-рассуждения (презентация «Мать Тереза»).

3.Создание учащимися собственных мини-словарей, например: «Словарь корней», «Словарь ударений», «Словарь грамматических трудностей русского языка».

Эффективность применения системы мультимедиа на уроках развития речи очевидна. На уроке развития речи «Сочинение по картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» взяты в работу все составляющие этой системы: интерактивная лоска, компьютер и Интернет.

Вполне эффективная и работа именно с интерактивной доской как составляющей мультимедийной обучающей. Следует также отметить положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала. С использованием интерактивной доски можно преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная доска становится незаменимой для учителей русского языка и литературы. Однако в процессе использования интерактивной доски и проекторов существует ряд проблем. Если интерактивную доску брать в работу каждый день, возникает необходимость самостоятельно готовить многие цифровые ресурсы, так как, хотя информационная база цифровых образовательных ресурсов достаточно обширна, предложенный материал требует дополнительной методической и технической доработки, а ко многим темам материал необходимо создавать собственный. Учащиеся получают дополнительную информационную нагрузку, что приводит подчас к повышенной утомляемости. Возможно, на уроках становится меньше таких традиционных «живых» форм работы, как дискуссия, обсуждение проблемы урока, диспута. И, тем не менее, в век компьютерных технологий применение интерактивной доски часто оправдано. Однако не стоит забывать, что мультимедийное оборудование – всего лишь один из инструментов в учебно-воспитательном процессе и использование интерактивной доски не обязательно на каждом этапе урока, так как каждый предмет имеет свою специфику. Таким образом, мультимедийная обучающая система открывает новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей. Система мультимедиа

  • делает занятия интересными и развивает мотивацию;

  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

  • учащиеся начинают работать более творчески.

Работа с применением интерактивных ресурсов дает возможность повысить информационную культуру учителей и учащихся, сделать учебно-воспитательный процесс эффективней, разнообразней для всех его участников.

Литература

Архипова Н.П. Уроки литературы с применением информационных технологий 6-10 классы. Москва «Глобус»2009г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Журналистика и медиаобразование-2010 Сборник трудов IV международной научно-практической конференции Белгород, 22-24 сентября 2010 года Белгород 2010

    Документ
    Журналистика и медиаобразование-2010: Сб. тр. IV Между-Ж92 нар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22–24 сент. 2010 г.) / под ред. проф. А.П. Короченского, проф.

Другие похожие документы..