Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Метою реформи системи освіти є підвищення конкурентоспроможності української освіти, інтеграція системи української освіти в єдиний європейський осві...полностью>>
'Документ'
2. Внесенню до Реєстру підлягають судові рішення Верховного Суду України, вищих спеціалізованих, апеляційних та місцевих судів (далі - суди), крім су...полностью>>
'Документ'
Знаете, что меня удивило? Заголовок к этому материалу я придумала сразу же после встречи с Адольфом Иосифовичем Лисом, который около 30 лет коллекцио...полностью>>
'Урок'
Многие методисты и исследователи справедливо считают вершиной читательского восприятия и литературного развития школьников и их эмоциональной сферы по...полностью>>

Главная > Программа дисциплины

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Утверждаю:

Директор ИПП

«____» ____________ 200_ г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.04
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

1. Цель и задачи преподавания дисциплины

Цель курса «Теория и методика обучения изобразительному искусству»: подготовка студента в сфере профессиональной деятельности, направленная на развитие, обучение и воспитание учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В соответствии с Государственным Образовательным Стандартом для педагогических университетов на курс изучения рисунка отводится 392 часа, из них лекций –108 часов, практических занятий — 92, самостоятельная - 192 часов и выполнения курсовой работы в 8 семестре.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студент, завершивший изучение данной дисциплины (в соответствии с требованиями ГОС):

-владеет системой знаний об истории и закономерностях развития методов преподавания изобразительного искусства;

-знает методы, приемы, формы и средства обучения изобразительному искусству в историческом аспекте, умеет использовать их и передовой методический опыт в своей профессиональной деятельности.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

392

5

6

7

8

Аудиторные занятия

200

36

48

72

44

Лекции

108

18

32

36

22

Практические занятия

92

18

16

36

22

Семинары

Лабораторный практикум

Другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа

192

24

44

48

76

Курсовая работа

Расчетно-графические работы

Реферат

Другие виды самостоятельной работы

Вид итогового контроля

Зачет, экзамен

З

З

З

Э

4. Содержание дисциплины

Содержание дисциплины по ГОС

Социальная природа развития художественного образования; общечеловеческое, национальное и индивидуальное в художественном образовании. Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе.

Методы обучения рисования в Древнем Египте. Методы преподавания в Древней Греции и Древнем Риме. Рисование в средние века. Рисование в эпоху Возрождения. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования.

Академическая система художественного образования в 16-19 веках. Рисование в России 18 века. Художественное образование в 19 веке. Рисование как общеобразовательный предмет в общеобразовательных учебных заведениях в 17-19 веках.

Рисование в общеобразовательных учебных заведениях России 18 -19 веков. рисование как общеобразовательный предмет на рубеже 19-20 веков. исследования ученых конца 19 – начала 20 века изобразительного творчества детей.

Преподавание рисования в общеобразовательных учебных заведениях России с конца 19 века до революции 1917 года.

Советский период художественного образования. Художественное образование в первое десятилетие советской власти. Состояние преподавания рисования - изобразительного искусства в советской школе 20-30-х годов. Становление системы высшего художестенно-графического образования. Состояние преподавания рисования – изобразительного искусства в советской школе с 40-х годов до настоящего времени. Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации. перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей. Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах 20 века.

4.1. Тематический план дисциплины:

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

5 СЕМЕСТР

1

Введение

1

1

2

Первобытное искусство

2

2

3

Методы обучения рисованию в Древнем Египте

3

3

4

Методы преподавания в Древней Греции

3

3

5

Методы преподавания в Древнем Риме

3

3

6

Рисование в средние века.

3

3

7

Эпоха Возрождения и методы преподавания изобразительного искусства

3

3

6 СЕМЕСТР

8

Академическая система художественного образования в 16-19 веках.

4

1

9

Художественное образование в 19 веке

4

1

10

Рисование в общеобразовательных учебных заведениях России 17-19 века.

3

1

11

Исследования ученых конца 19 начала 20 века

3

1

12

Художественное образование в первое десятилетие советской власти

3

2

13

Художественное образование в первое десятилетие советской власти

3

2

14

Состояние преподавания рисования – изобразительного искусства в советской школе с 40-х годов до настоящего времен

3

2

15

Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах 20 века

3

2

16

Содержание занятий по изобразительному искусству в школе

3

2

17

Учебно-воспитательные задачи урока.

3

2

7 СЕМЕСТР

18

Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе

9

9

19

Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках

9

9

20

Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству

9

9

21

Методика проведения занятий по изобразительному искусству

9

9

8 СЕМЕСТР

22

Наглядность как средство активизации ИЗО деятельности школьников

6

6

23

Кабинет ИЗО искусства, его оборудование, оформление и материально-учебная база

5

5

24

Специфические формы организации занятий изобразительным искусством

6

6

25

Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей

5

5

4.2 Содержание разделов дисциплины:

1. Введение

Цели и задачи курса. Социальная природа развития художественного образования; общечеловеческое, национальное и индивидуальное в художественном образовании.

Связь теории и методики обучения изобразительному искусству и курсами специальных дисциплин: рисунком, живописью, композицией. Социальная природа развития художественного образования

2. Первобытное искусство

Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе: магический, ритуальный характер искусства

Магический, ритуальный характер искусства; тенденции перехода от реализма к схематизму и условности; возникновение пиктограмм – первой ступени развития письма.

3.Методы обучения рисованию в Древнем Египте

Возникновение письменности. Канонический характер искусства Древнего Египта. Рисование как общеобразовательный предмет в древнеегипетской школе.

Канонический характер искусства Древнего Египта. Рисование как общеобразовательный предмет в древнеегипетской школе.

4. Методы преподавания в Древней Греции

Сикионская, Эфесская и Фиванская школы рисунка – их отличительные стороны. Представители Сикионской школы - Эвкомп, Памфмл, Апеллес. Научные основы преподавания рисунка в Древней Греции. рисование с натуры – основа преподавания в Древней Греции.

Реалистический характер греческого искусства. Развитие греческого искусства от архаики до античности – основные тенденции в скульптуре и живописи (Поликлет, Полигнот, Апполодор Афинский, Зевскис, Парсий, Павзий).

  1. Методы преподавания в Древнем Риме

Портретное искусство Древнего Рима. Тенденции развития фаюмского портрета – от реализма к условности. Портретное искусство Древнего Рима. Тенденции развития фаюмского портрета – от реализма к условности.

Портретное искусство Древнего Рима. Тенденции развития фаюмского портрета – от реализма к условности

6. Рисование в средние века.

Идеологические основы средневекового изобразительного искусства. условный характер средневекового искусства. Виллар де Оннекур – художник-теоретик средневековья. Рисование в Древней Руси.

Виллар де Оннекур – художник-теоретик средневековья. Рисование в Древней Руси.

  1. Эпоха Возрождения и методы преподавания изобразительного искусства

Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования. Ченнино Ченнини и его труд «Трактат о живописи». Альберти и его труд «Три книги о живописи». теоретическое наследие Ленардо да Винчи

Дюрер и его труды «Книга о живописи» и «учение о пропорциях человека». научные основы преподавания рисования. Метод обрубовки. Метод завесы.

8. Академическая система художественного образования в 16-19 веках.

Становление академической системы художественного образования. «Академия вступивших на верный путь» братьев Каррачи. Фанцузская академия художеств

Английская академия художеств (Джошуа Рейнольдс и его «Речи»). полемика Гете и Дидро об академической системе образования. Рисование в России 18 века. Пособие И.Д. Прейслера. императорская академия художеств в России 18 – первой половины 19 века и Воспитательное училище (А.П. Лосенко, А.Е. Егоров, В.К. Шебуев).

«Курс рисования» и наглядные пособия А.П. Сапожникова. педагогические взгляды П.П. Чистякова. Школы А. Ашбе и Холоши. Геометральный и натуральный методы рисования.

9. Художественное образование в 19 веке

Возникновение рисовальных школ (школа А.Г. Венецианова и др.). Училище технического рисования графа С.Г. Строганова. Школа рисования братьев Дюпюи в Париже и их наглядные пособия. Возникновение рисовальных школ (школа А.Г. Венецианова и др.). Училище технического рисования графа С.Г. Строганова. Школа рисования братьев Дюпюи в Париже и их наглядные пособия.

Идеи Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо о преподавании рисования в общеобразовательных учебных заведениях Роль Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного предмета Ученики и последователи И.Г. Песталоцци – И. Шмидт, Рамзауаэр, П. Шмид

  1. Рисование в общеобразовательных учебных заведениях России 17-19 века.

Рисование в общеобразовательных учебных заведениях России 17-19 века. «Очерки теории рисования как общего учебного предмета Г.А. Гиппиуса.

Рисование в общеобразовательных учебных заведениях России 17-19 века. «Очерки теории рисования как общего учебного предмета Г.А. Гиппиуса. Роль императорской академии художеств в становлении рисования как общеобразовательного предмета – конкурсы работ по рисованию при академии, педагогические курсы

11. Исследования ученых конца 19 начала 20 века

Биогенетическая концепция изобразительного творчества детей и теория свободного воспитания. американская система преподавания изобразительного искусства на рубеже 19-20 вв. (Пранг, Тедд, Ж. Аугсбург). преподавание рисования в общеобразовательных учебных заведениях России с конца 19 века до революции 1917 г. пособие «рисование на начальной ступени обучения в связи с лепкою и черчением» 1912 г.

12. Художественное образование в первое десятилетие советской власти

Академия художеств – метод коллективного преподавания, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. Формалистические и реалистические направления художественной жизни 20-х годов. Российская академия наук Бакушинский о развитии художественного творчества ребенка, его роль в художественно-педагогической науке. Состояние преподавания рисования – изобразительного искусства в советской школе 20-30-х годов.

Формалистические и реалистические направления художественной жизни 20-х годов. Российская академия наук. . Ленинградская школа учителей рисования и ее роль в утверждении реалистических основ в методике преподавания рисования. Постановление партии и правительства по вопросам школьного образования

13. Художественное образование в первое десятилетие советской власти

14. Состояние преподавания рисования – изобразительного искусства в советской школе с 40-х годов до настоящего времен

Состояние преподавания рисования – изобразительного искусства в советской школе с 40-х годов до настоящего времени (научно-исследовательские работы в области изобразительной деятельности детей – Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Саккулина, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, В.С. Щербаков и др.) Педагогические направления в преподавании изобразительного искусства В.С. Кузина и Б.М. Неменского.

Становление системы высшего художественно-графического образования. Роль Кардовского Д.Н. в становлении художественно-педагогического образования (педагогическая система Кардовского Д.Н.). Создание художественно-графического факультета МГПИ им. В.П. Потемкина. Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации.

  1. Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах 20 века

Современные тенденции развития художественно-педагогического образования, основные идеи в методах преподавания художественных дисциплин

Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей.

  1. Содержание занятий по изобразительному искусству в школе

Программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Принципы построения программ, их отличительные стороны. Виды занятий по изобразительному искусству, их сущность

Анализ программ по изобразительному искусству под ред. В.С.Кузина; Б.М.Неменского.

17. Учебно-воспитательные задачи урока.

Общие требования к уроку изобразительного искусства (образовательные, воспитывающие, развивающие). Конспект урока (структура)

Общие требования к уроку изобразительного искусства (образовательные, воспитывающие, развивающие). Конспект урока (структура)

18. Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе

Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству. Принцип научности, системности, последовательности, активности, сознательности, доступности, прочности и наглядности в обучении ИЗО искусству.

Законы композиции, теория перспективы, теория цветоведения на уроках ИЗО искусства. Роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей.

19. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках

Композиционно-пространственное решение изображения. Внеклассная работа по ИЗО искусству в школе – задачи и содержание.

Объемно-пространственное решение изображения. Линия в рисунке. Цвет в рисунке. Художественно-образное решение изображения.

20. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству

Контроль со стороны учителя за учебным процессом. Подготовка учителя к уроку. Планирование учебной работы по ИЗО искусству на учебный год и на каждую четверть. Учет успеваемости учащихся.

Составление календарно-тематического плана. Оценивание работ учащихся

  1. Методика проведения занятий по изобразительному искусству

Рисование с натуры, по представлению и воображению. Методика организации уроков по рисованию на темы, декоративному рисованию и уроков-бесед

Составление планов-конспектов на различные виды уроков по ИЗО искусству. Подготовка к репетиции проведения фрагментов уроков.

22. Наглядность как средство активизации ИЗО деятельности школьников

Виды и типы наглядных пособий. Педагогический рисунок как особый тип наглядности. Разработка наглядных пособий по ИЗО искусству.

Составление альбома педагогического рисунка. Разработка наглядных пособий к урокам ИЗО.

23. Кабинет ИЗО искусства, его оборудование, оформление и материально-учебная база

Рисовальные столы и их размещение. Требования к освещенности кабинета. Организация натуральных постановок. Оборудование кабинета ТСО и методика их использование на уроках.

Методическое оснащение урока ИЗО искусства

24. Специфические формы организации занятий изобразительным искусством

Особенности организации занятий ИЗО в классах (школах) с углубленным изучением ИЗО.

Разработка и выполнение творческих заданий по методике преподавания ИЗО.

25.Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей

Критерии оценки изобразительной деятельности детей. Экспериментальные методы исследования изобразительной деятельности детей.

Составление карты критериев оценки детских рисунков по определенной теме. Анализ и оценка детских рисунков

5. Лабораторный практикум - не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Аранова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического/С.В.аранова. - СПб.: Каро, 2004. - 173с.

б) дополнительная литература:

  1. Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие. - М.: ФОРУМ, 2007. - 272с.

  2. Чарнецкий, Ян Янович. Изобразительное искусство в школе продленного дня [Текст]/Я. Я. Чарнецкий.-М.:Просвещение,1991.-157.

  3. Шашков, Юрий Петрович. Живопись и ее средства [Текст]:учебное пособие для вузов/Ю. П. Шашков.-М.: Трикста, 2006. - 126с.

  4. Шембель, Анатолий Феоктистович. Основы рисунка:Учебник для профессиональных учебных заведений/А.Ф.Шембель.-М.:Высшая школа,1994.-158с.

  5. Энциклопедия живописи. - М.: АСТ, 1997. - 799с.

  6. Яковлева, Н.А. Практикум по истории изобразительного искусства: учебно-методическое пособие/Н.А.Яковлева. - М.: Высш.шк., 2004. - 319с.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Средства обеспечения освоения дисциплины предусматривает наличие:

  • Компонентов учебно-методического комплекса (литературы, посвященной методике выполнения рисунка, учебников) как основных средств обучения;

  • Нетехнических вспомогательных средств: таблиц, наглядных пособий, альбомов, рисунков.

7. Средства обеспечения освоения дисциплины:

Компоненты учебно-методического комплекса (литература, посвященная теории и методике обучения изобразительному искусству, учебники) как основное средство обучения;

Нетехнические вспомогательные средства: таблицы, репродукции, наглядные пособия, модели.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

8.1 Методические рекомендации преподавателю

Курс «Теория и методика обучения изобразительному искусству» предусматривает подготовку студента в сфере профессиональной деятельности, которая направлена на развитие, обучение и воспитание учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сферами деятельности специалиста являются: преподавательская, научно-методическая, культурно-просветительская.

Данный курс направлен на подготовку преподавателей изобразительного искусства. Для этого необходимо использовать все лучшее, что было в системе и методах преподавания в предыдущие эпохи. Изучая методику преподавания в прошлом как с практической, так и с теоретической стороны, необходимо выяснить положительные и отрицательные моменты обучения. использование всего прогрессивного, что было в прошлом, помогает правильно разрабатывать теорию художественно-педагогического образования и воспитания на основе современных наук.

В основе всякого изображения лежит рисунок. Научная теория учебного рисунка и методика его преподавания являются фундаментом реалистической школы изобразительного искусства. Без знания рисунка не может обойтись ни один художник, будь он живописцем, скульптором или дизайнером. Всестороннее изучение учебного рисунка является важной задачей в системе художественного образования как школьников, так и профессионалов. Знание истории и теории развития художественного образования направлено на получение более целостного представления о своем предмете и выработку определенной педагогической системы, помогает правильно решать современные задачи.

8.2 Методические указания для студентов

В процессе изучения курса «Теории и методики обучения изобразительному искусству» студенты закрепляют свои знания на педагогической практике на четвертом и пятом курсах.

Контроль знаний студентов

Текущий контроль осуществляется в течении изучения курса в виде контрольных работ, тестовых и устных опросов пройденных тем.

Виды итогового контроля:

  • зачеты (5,6,7 семестры);

  • экзамен (8 семестр);

  • курсовой работы (8 семестр).

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на основе сборника программ дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 (050602) – Изобразительное искусство.

Программу составила: ________________ Двизова О.В.

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования

протокол № __ от ______________ 2008г.

Зав. кафедрой ХО _______________ П.Л. Волк

Программа дисциплины одобрена метол. комиссией ИПП ТГПУ (протокол № 1 от 01.09.2008 г.)

Председатель метод. комиссии ИПП __________________ О.А. Батурина

Согласовано:

Директор института профессиональной подготовки ТГПУ _____________ Е.А. Каюмова



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины опд. Ф. 04. Теория и методика обучения иностранному языку цели и задачи дисциплины Цель

    Программа дисциплины
    Цель дисциплины «Теория и методика обучения иностранному языку» профессионально сориентировать все приобретенные студентами знания и специальные умения на процесс обучения иностранному языку.
  2. Программа дисциплины опд. Ф. 04 Теория и методика обучения химии

    Программа дисциплины
    Целью данного курса является формирование педагога-профессионала, способного спланировать, организовать и практически осуществить учебно-воспитательный процесс по химии в основной и профильной школе, направленный на достижение требований
  3. Программа дисциплины опд. Ф. 04. Теория и методика обучения технологии и предпринимательству цели и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
    - изучение совокупности педагогических технологий и адаптация их к ОО «Технология» для активизации познавательной и преобразовательной деятельности учащихся;
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения истории основная образовательная программа подготовки специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Методика обучения истории как педагогическая наука. Предмет и задачи, основные факторы обучения истории. Связь методики с другими науками. Современные методы педагогического исследования.

Другие похожие документы..