Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Производственная практика студентов V курса проводится после Х семестра в течение 4 рабочих недель в качестве помощника участко­вого врача в городски...полностью>>
'Документ'
Состояние проблемы и ее актуальность. Исследования показывают, что в последнее десятилетие информатика как фундаментальная наука становится  ключевой...полностью>>
'Документ'
Перед вами обновленная версия учебного пособия, подготовленного группой специалистов проекта «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности...полностью>>
'Документ'
Ртуть - самый важный компонент энергосберегающих компактных люминесцентных ламп (КЛ ламп), который позволяет им быть эффективными источниками света. ...полностью>>

Главная > Закон

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.Определение педагогики как науки. Понятие объекта и предмета педагогики.

Задачи профессиональной педагогики.

Педагогика - наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы. Объект — это область действительности, которую исследует данная наука. (человек, развивающийся в результате воспитательных отношений). Объектом педагогики выступает сфера подготовки, которая обусловливает развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. (воспитание и образование, как подготовка человека к жизни и жизнедеятельности). Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Слишком блять умно. Более простые определения: Объект педагогики-человек, развивающийся в результате воспитательных отношений (Воспитательные отношения-разновидность отношенийц между людьми,напревленные на развитие человека посредством образования,это обмен опытом, процесс его передачи,усвоения и использования). Предмет-воспитание или образование как подготовка человека к жизни и жизнедеятельности (Воспитание-процесс передачи опыта одним поколением и освоению его другим,направленный на развитие человека и формирование его готовности к жизни в обществе. Образование-это специально организованный, и управляемый процесс процесс передачи общественного опыта от одного поколения другому с целью развития личности и формирования ее готовности к жизнедеятельности в обществе).Функция – обязанность, круг деятельности, назначение, роль; совокупность действий (операций).

Функции педагогики – назначение, роль которую выполняет педагогическая наука

Различают следующие функции педагогической науки:

I. Теоретическая функция:

- изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);

- выявление состояние состояния педагогических явлений (диагностический уровень);

- проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).

II. Технологическая функция:

- разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень)

- внедрения достижений науки в педагогическую практику ( преобразовательный уровень);

- анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень)

III. Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

IV. Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.

V. Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

Задачи педагогики

Исходя из представленных функций, основными задачами педагогики являются:

--Изучение истории развития образования и педагогической мысли;

--Анализ современного состояния и прогнозирования развития образования в будущем;

--Разработка теоретико-методологических основ образования;

--Выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;

--Определение содержания образования в конкретных условиях;

--Разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

--Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;

--Внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику.

Профессиональная педагогика – область теоретического и практически-ориентированного научного знания, которое распространяется на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности.

Определение статуса профессиональной педагогики как полноценной науки предполагает четкое формулирование ее объекта и предмета.

Объектом профессиональной педагогики выступает не только относительно узкая сфера специальной (профессиональной) подготовки человека к труду, но и вся целостная система образования.

Предмет профессиональной педагогики – педагогический процесс формирования требуемых профессионально значимых качеств личности и педагогическая система, задающая этот процесс формирования.

Профессиональная педагогика, как отрасль научных знаний и ветвь общей педагогики

решает следующие задачи.

- Разработка теоретико-методологических основ профессионального образования и методики

проведения исследований в профессиональной педагогике.

- Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образования.

- Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли.

- Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального

образования в нашей стране и за рубежом.

- Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития личности.

- Обоснование образовательных стандартов и содержания профессионального образования.

- Разработка новых методов, средств, форм, систем и технологий профессионального

образования.

- Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образовательного процесса и профессионального развития обучающихся.

2. Связь педагогики с другими науками.Отрасли педагогики.

Социальные функции образования и воспитания в современном обществе.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Система – множество элементов находящихся в отношениях и связях друг с другом образующих определенную целостность и единство.

Для развития педагогики большое значение имеют связи с другими науками, с которыми ее объединяет объект исследования — человек. Педагогика развивает, укрепляет и совершенствует свои связи с философией, психологией, физиологией, этикой, социологией и другими науками, что помогает ей глубже проникать в сущность воспитания и обучения и разрабатывать свои теоретические основы.

Связь педагогики с другими науками.

Философия – идеи о роли деятельности как факторе развития личности, о влиянии бытия и социальных условий на формирование ее сознания. Является теоретической основой для создания педагогических концепций, от системы философских взглядов исследователей зависит направление педагогического поиска и его результата.

Психология – законы развития психики человека, диагностические методики (тестирование, анкетирование). В педагогической деятельности необходимо учитывать психические свойства, интересы, потребности и возможности личности. А педагогика исследует закономерности управления развитием личности. Воспитание, обучение, образование человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Психологические методики (тесты, анкеты и т.д.) используются в педагогике для выявления, описания, объяснения и систематизации педагогических фактов.

Физиология (биология, медицина) – механизмы управления физическим и психическим развитием, закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Анатомия – представление о строении человеческого организма. Выбирается оптимальный подход.

Экономика методика определение затрат на обучение в связи с удорожанием жизни; стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений; затрат на педагогические кадры, на строительство, оборудование… Появилась новая отрасль – экономика образования, занимающей специфику действия экономических факторов в сфере образования.

Социология - состав общества, сущность общественных отношений, структура рынка труда, характер влияния социальной среды на человека, закономерности взаимодействия человека, семьи, коллектива и общества. Результаты социологических исследований служат основой для оценки и решения различных педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и др., раскрывают сущность социализации личности.

Политология и педагогика с разных сторон касаются механизмов формирования политики и политической культуры личности.

Информатика и связь с педагогикой укрепляет взаимодействие с информационными технологиями в образовании.

Культурология. Образование является частью культуры, поэтому педагогика рассматривается как элемент культуры.

Этика – понятие морали и ее место в системе общественных отношений.

Эстетика – ценностное отношение человека к миру.

Демография – сведения о народонаселении (рождаемость, смертность, миграция).

Менеджмент – методологические основы для обеспеченья руководства и координации деятельности участников педагогического процесса по достижению социально и личностно значимых результатов в обучении, воспитании, развитии обучающихся, то есть обеспечении условий для успешной деятельности педагогического коллектива по реализации стоящих перед ними задач.

Маркетинг –исследование, планирование, осуществление и контроль за тщательно сформулированными программами, задумками, чтобы вызвать добровольный обмен ценностями с целевыми рынками с целью достижения стремлений учебных заведений.

Развитие связи педагогики с другими науками приводит к выделению ее новых отраслей, пограничных научных дисциплин. Современная педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук.

Отрасли педагогики и их основные задачи.

Общая педагогика - основные закономерности воспитания.

История педагогики - развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.

Сравнительная педагогика - закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах. Исследует закономерности функционирования развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

Возрастная педагогика - особенности воспитания человека на различных возрастных этапах (дошкольную педагогику, школьную педагогику, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрогогику)).

Специальная педагогика (кондуктивная, коррекционная) - теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия).

Теория и методика воспитания - формирования личности учащихся и ученического коллектива.

Теория обучения (дидактика) – устанавливает факты и закономерные связи между различными сторонами процесса обучения.

Частные методики (предметная дидактика) - специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.

Профессиональная педагогика - закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу действительности (военная, инженерная, производственная, медицинская)

Производственная педагогика - закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышение их квалификации, переучивание новым профессиям.

Социальная педагогика - теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения {клубы, спортивные секции» студии музыкального и театрального искусства) являются средством повышения культуры общества, воспитания и развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.

Теория управления образовательными системами исследует основные процедуры обеспечения функционирования и развития системы образования – от прогнозирования до ликвидации недостатков.

Исправительно-трудовая педагогика: теоретическое обоснование и разработка методики перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

Социальные функции образования и воспитания в современном обществе

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.

Образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Социальная значимость образования – формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства; содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества.

Профессиональная значимость образования – развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства; подготовка человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности в современном социуме.

3. Основные педагогические категории и понятия. Специфические категории профессиональной педагогики.

Изучение любой науки начинается с усвоения ее основных категорий, т.е. наиболее общих понятий, отражающих сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства.

Определение основных педагогических категорий и понятий имеет большое значение, оттого, что включено в их содержание, зависит наше восприятие многих педагогических явлений.

Раз мы будем говорить о педагогических категориях, прежде всего определим, что это такое.

Категория (от греч. categoria— высказывание, суждение) — предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания.

Педагогические категории — представляют собой систему понятий, характеризующих педагогическую науку.

Основные педагогические категории

. Воспитательные отношения-разновидность отношений между людьми,направленные на развитие человека посредством образования (разновидность отношений между людьми,направленные на развитие человека посредством взаимосвязи образования,обучения с самообразованием и самообучением направленная на развитие личности и формировании ее готовности к жизнедеятельности),это обмен опытом, процесс его передачи,усвоения и использования. Они всегда направлены на развитие человека как личности, т.е. на его самовоспитание, самообразование и самообучение. Воспитательные отношения организует и осуществляет педагог, основываясь на определенных закономерностях воспитания. Проектируя воспитательные отношения, он должен использовать все многообразие педагогических методов, средств и форм для достижения поставленных целей. Структура воспитательных отношений включает педагога, воспитанника, средства их взаимодействия, окружающую среду.

Все вышеприведенные педагогические категории лежат в основе развития личности, благодаря чему формируется такое личностное качество, как готовность к жизнедеятельности.

Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Образование – специально организованная в обществе система, представляющая собой совокупность образовательных учреждений и органов управления ими, в рамках которых осуществляется процесс воспитания и обучения человека.(Специально организованная образовательная система по передаче и приему опыта поколений,предназначенная для развития человека и формирования его готовности к жизнедеятельности в обществе. А также-Специально организованный и управляемый процесс передачи общественного опыта от одного поколения к другому с целью развития личности,формирование готовности к жизнедеятельности в обществе.)

Обучение — это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработка и закрепление навыков самообразования в соответствии с потенциальными целями.(процесс непосредственного взаимодействия педагога и ученика по передаче и освоению знаний,умений и способов творческой деятельности.) В Законе РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Воспитание (в социальном смысле) сложны и противоречивый процесс передачи новым поколениям общественного исторического опыта,осуществляемое всеми социальными институтами (средства массовой информации, искусство,культура, политику, идеологию, церковь, семья,общественные организации,систему образования.) образовательными учреждениями разного уровня и направленности

Воспитание (в узком педагогическом смысле) — это специально организованная деятельность педагов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Воспитание (в широком педагогическом смысле) целостный, сознательно организованный педагогический процесс, процесс формирования и образования личности в системе учебно-воспитательных учреждений.

Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Самообучение – процесс непосредственного получения опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Самообразование – это система внутренний организации по усвоения опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов.

Формирование личности – процесс ее развития и становления под влиянием внешних воздействий (социальной среды, специально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.

Становление личности – это приобретение человеком в процессе развития новых свойств и качеств личности, приближение к определенному состоянию или уровню развития, а также результат развитияю.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в её развитии и саморазвитии.

Педагогическое взаимодействие – активность 2 важнейших участников педагогического процесса – педагога и воспитанника, что позволяет считать их субъектами этого процесса, влияющими на его ход и результаты.

Педагогическая технология – это последовательная система взаимодействия педагога и воспитанников, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения педагогических задач.

Педагогическая задача – материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, спонтанно возникающих в педагогическом процессе или специально создаваемых педагогом с целью формирования и развития личности обучающегося.

Педагогический закон – это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы.

Педагогическая деятельность-вид профессиональной деятельности содержанием которой является обучение,образование,воспитание и развитие личности.

Профессионально-педагогическая деятельность-включающая в себя 2 компонента: психолого-педагогический и производственно-технологический.

Закономерность – проявление закона в конкретных условиях, выражающие его сущность.

Закономерности педагогики - устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса образования.

Педагогический принцип – это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и храктерезует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач, служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения её эффективности.

Правила педагогики – это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования про реализации того или иного принципа обучения и воспитания.

Специфические категории профессиональной педагогики.

В профессиональной педагогике также имеются свои категории: профессиональное образование, профессиональное воспитание, профессиональное обучение.

Производительный труд — труд, в результате которого создается какой-либо продукт, как материальный (стол, телевизор, компьютер), так и информационный (книга, картина, музыка). Поэтому к работникам производительного труда относятся и те, кто трудится и материальной сфере, и те, кто трудится в сфере информационной. Работники же управленческого труда (управленцы) осуществляют координацию деятельности множества людей, работающих в производительной сфере.

Работник — человек, нанявшийся на производство, осуществляющий производительный или управленческий труд и живущий за счет своего труда.

Рабочий — работник, выполняющий труд, требующий начального профессионального образования, в основном исполнительского характера.

Специалист — человек с средним или высшим профессиональным образованием, выполняющий функции по планированию, организации и руководству, т.е. осуществляющий управленческий и производственный труд.

Профессия — это относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и используемый как источник существования.

Специальность — конкретизированный вид трудовой деятельности в рамках данной профессии.

Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. (Профессиональное обучение)

Педагогическая специализация – определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.

Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса педагогических задач. Уровень квалификации – это степень профессиональной готовности работника к выполнению того или иного вида труда.

(педагог профессионального обучения)

Профессиональное воспитание – специально организованный и управляемый процесс включения учащихся в различные социально-профессиональные отношения педагогом с целью развития у них профессионально важных личностных качеств и формирования готовности к профессиональной деятельности.

Профессиональное обучение – специально организованный и управляемый процесс передачи профессиональных знаний и умений, способов творческой деятельности педагогом и освоение их учащимися в их непосредственном взаимодействии с целью развития личности и формирования готовности к профессиональной деятельности.

Профессиональное образование – социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение специальностью и уровнем квалификации



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..