Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Модульная контрольная работа № 1 по дисциплине «Финансы» состоит из четырех составляющих: 1 – теоретический вопрос, 2 – контрольный вопрос, 3 – тест, ...полностью>>
'Документ'
В эпоху становления и образования классической драматургической и актерской традиции русского театра Н.В. Гоголь писал: «Театр ничуть не безделица и ...полностью>>
'Доклад'
Областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 14 (г. Курск)» находится по...полностью>>
'Методические указания'
История экономических учений: Методические указания для студентов экономических специальностей /Белорусская государственная сельскохозяйственная акад...полностью>>

М. В. Григорьева руководство по преддиплом

Главная > Руководство
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Томский межвузовский центр

дистанционного образования

А.И. Исакова, М.В. Григорьева

РУКОВОДСТВО

ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

И ДИПЛОМИРОВАНИЮ

по специальности 080801

«Прикладная информатика в экономике»

Учебное методическое пособие

Томск – 2010

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ)

А.И. Исакова, М.В. Григорьева

РУКОВОДСТВО

ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

И ДИПЛОМИРОВАНИЮ

по специальности 080801

«Прикладная информатика в экономике»

Учебное методическое пособие

2010

Исакова А.И., Григорьева М.В. Руководство по преддипломной практике и дипломированию по специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике»: Учебное методическое пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2010. – 70 с.

 А.И. Исакова, М.В. Григорьева 2010

 Томский межвузовский центр

дистанционного образования 2010

СОДЕРЖАНИЕ

1 ПОРЯДОК И СРОКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭТАПОВ 8

ДИПЛОМИРОВАНИЯ 8

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ 11

3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ 25

ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 25

3.1 Задачи дипломного проектирования 25

3.2 Тематика ВКР 26

3.3 Примеры тем ВКР прошлых лет 28

3.4 Основные этапы работы над ВКР и процедура ее защиты 30

4 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СТРУКТУРЕ И 33

СОДЕРЖАНИЮ ВКР 33

4.1 Общие положения по оформлению ВКР 33

4.2 Содержание ВКР по автоматизации решения экономических задач 33

4.3 Примерная структура ВКР 36

4.4 Содержание отдельных разделов основной 38

части ВКР 38

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ 47

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ВКР 47

5.1 Требования и правила изложения текстового 47

5.1.1 Общие требования 47

5.1.2 Требования к тексту 48

5.1.3 Формулы 49

5.1.4 Иллюстрации 50

5.1.5 Таблицы 52

5.2 Правила составления списка 53

использованных источников 53

5.3 Правила оформления приложений 55

5.4 Рекомендации по подготовке презентации 55

5.5 Рекомендации по описанию интерфейса ИС 56

Приложение А 58

Памятка дипломнику 58

Приложение Б 59

Пример выполнения письма-заявки от предприятия 59

Пример выполнения задания 61

Приложение Г 62

Памятка рецензенту ВКР 62

Приложение Д 63

научного руководителя на выпускная квалификационная работа 63

ПРИЛОЖЕНИЕ Е 64

Пример оформления титульного листа 64

Приложение Ж 65

Пример оформления реферата 65

Приложение И 66

Пример оформления содержания 66

Примеры библиографического описания книг и 67

других изданий 67

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения, выполняющих выпускную квалификационную работу (ВКР) по специальности «Прикладная информатика в экономике» всех форм обучения.

Дипломное проектирование является заключительным этапом обучения студентов в вузе и имеет своей целью:

  1. систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по проектированию экономических информационных систем (ЭИС) с использованием современных информационных технологий на основе анализа экономико-информационной среды предметной области;

  2. развитие навыков ведения самостоятельной работы и разработки проектных решений по информационному, технологическому и программному обеспечению ЭИС.

На основе выпускной квалификационной работы государственная аттестационная комиссия (ГАК) выносит решение о присвоении студенту–дипломнику квалификации «информатик-экономист».

В учебном пособии предложена ориентировочная структура пояснительной записки к ВКР, которая снабжена расшифровкой отдельных пунктов работы. Значительное внимание уделено вопросам документирования технологических процессов, которые вызывают значительные затруднения. Сформулированы основные требования, предъявляемые к оформлению пояснительной записки к ВКР. В учебном пособии нашли отражение вопросы оформления некоторых частей ВКР. Приведены примеры.

В приложениях даны образцы заполнения некоторых документов дипломного проектирования. Например, «Памятка дипломнику» приведена в Приложении А, в которой содержится перечень основных документов, представляемых на кафедру АСУ для защиты ВКР.

1 ПОРЯДОК И СРОКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭТАПОВ

ДИПЛОМИРОВАНИЯ

Процесс дипломирования разбивается на следующие этапы:

  1. прохождение преддипломной практики (длительность – 4 недели для студентов заочной формы обучения, 7 недель для студентов очной формы обучения);

  2. определение темы ВКР, утверждение научного руководителя, оформление задания на дипломирование (сроки дипломирования – 16 недель);

  3. работа над ВКР в соответствии с заданием и оформление пояснительной записки;

  4. подготовка и представление к защите ВКР;

  5. защита ВКР на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Порядок и сроки прохождения этапов дипломирования для студентов дистанционной формы обучения следующий:

1. К преддипломной практике и дипломированию допускаются студенты, полностью выполнившие теоретический курс обучения и сдавшие государственный экзамен по специальности. Студенты, обучающиеся на платной основе, должны ликвидировать все задолженности по оплате.

2. Определяется направление дипломной работы согласно руководству по дипломному проектированию, разработанному профилирующей кафедрой АСУ.

3. Профилирующая кафедра назначает куратора по преддипломной практике и дипломированию из числа преподавателей.

4. Куратор по преддипломной практике и дипломированию должен (далее Куратор):

  • Согласовать кандидатуру научного руководителя на период преддипломной практики и дипломирования (далее Руководитель). Руководителями ВКР назначаются лица из профессорско-преподавательского состава кафедры АСУ, а также научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты данного вуза и других учреждений и предприятий. Студент может самостоятельно найти Руководителя на предприятиях и организациях своего города и согласовать эту кандидатуру с Куратором.

  • Согласовать со студентом место прохождения преддипломной практики. На период преддипломной практики и дипломирования заключается договор между предприятием и ТУСУРом (бланк договора приведен в приложении А).

  • Утвердить тему ВКР. Тему ВКР может предложить студент, исходя из примерного перечня тем ВКР, представленных в данном учебном пособии, а также исходя из направления и предметной области по месту своей работы. Для утверждения темы студент должен выслать Куратору заполненный Руководителем бланк задания на ВКР. Если Руководитель назначен преподаватель ТУСУР, бланк заполняется профилирующей кафедрой АСУ и высылается студенту.

  • Подготовить проект приказа о направлении на преддипломную практику.

  • Подготовить приказ приказа об утверждении тем ВКР, назначении рецензентов (к окончанию срока дипломирования). Оба приказа утверждаются ректором ТУСУРа.

  • Контролировать ход выполнения всех этапов дипломирования. Иметь оперативную информацию по каждому студенту.

5. Научный руководитель преддипломной практики и дипломирования должен:

  • Составить и выдать задание на ВКР (см. Приложение В).

  • Консультировать студента во время преддипломной практики и дипломирования, оперативно отвечать на вопросы, задаваемые студентом.

  • Оценить отчет по преддипломной практике по четырехбальной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Ведомость с оценкой за преддипломную практику передается в учебный отдел ТМЦ ДО (деканат факультета систем управления) не позднее дня начала дипломирования.

  • Подготовить отзыв руководителя с оценкой ВКР (Приложние Д) и передать его на кафедру за пять дней до срока защиты работы в ГАК.

6. За 15 – 20 дней до даты заседания ГАК студент проходит нормоконтроль на кафедре АСУ, получает консультацию по дополнительным разделам ВКР (экономическая часть), вносит необходимые изменения в оформление работы, совместно с руководителем готовит доклад и обсуждает презентацию.

7. Выпускающая кафедра АСУ организует заседание ГАК.

8. Контакт дипломника с Руководителем от кафедры АСУ для студентов, обучающихся по дистанционной форме, осуществляется через Куратора.

Примечание.

Руководитель-консультант практики от предприятия – квалифицированный специалист, прикрепляемый к студенту для консультаций и оказания помощи в освоении предметной области на предприятии, где студент проходит преддипломную практику и дипломирование.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Преддипломная практика является подготовительной стадией к разработке ВКР и проводится по той же теме.

Куратор по дипломированию на кафедре АСУ, осуществляет организационное и методическое руководство преддипломной практикой студентов, а также контроль над ее проведением.

Научный руководитель преддипломной практики и дипломирования:

  • выдает индивидуальное задание на практику и дневник-студента по преддипломной практике, которое в нем отражается (Раздел 3, стр. 9);

  • рекомендует основную и дополнительную литературу;

  • проводит индивидуальные консультации;

  • ведет контроль за процессом прохождения практики;

  • принимает отчет по практике и оценивает работу студента в целом, проставляя оценку в дневнике студента по преддипломной практике (Раздел 7, стр. 12).

Основным заданием во время прохождения преддипломной практики является выявление проблем автоматизации конкретного объекта управления, которым может быть любое промышленное предприятие, бюджетная организация или коммерческая фирма. В большей степени проблемы автоматизации касаются основных управленческих функций (планирование, учет, анализ, контроль). Для решения данной проблемы необходимо решение следующих задач.

Задачи преддипломной практики:

  1. изучение предметной области, в том числе: структуры предприятия (организации, фирмы) и технологии производства

выпускаемой продукции или оказания услуг;

  1. анализ номенклатуры и качества выпускаемой продукции/услуг;

  2. исследование конкретной функции управления (в теоретическом и практическом аспектах, т.е. особенности ее на данном предприятии), которую в дальнейшем надо автоматизировать (например, бизнес-планирование производства, складской учет произведенной продукции, расчет себестоимости продукции/услуг, анализ реализации продукции);

  3. изучение материально-технического и кадрового обеспечения производства/услуг;

  4. анализ технического, программного, информационного обеспечения управления предприятием (входные и выходные документы);

  5. изучение аналогов автоматизированных систем (5 – 8 наименований), используемых в данной предметной области: фирма изготовитель, цена, анализ возможностей, требований к платформе и выявление их недостатков по отношению к решаемой задаче (например, высокая цена, избыточность функций и т.д.);

  6. описание возможных программных средств реализации информационной системы и обоснование выбранной Вами программной среды (например, СУБД Oracle, SQL Server, MS Access; Visual C++,VBA, Borland Delphi, Borland C++, 1C Предприятие и т.д.);

  7. построение концептуальной модели БД (ER-, KB-, FA- уровни).

Студент в период прохождения преддипломной практики должен сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме ВКР, подготовить отчет.

Дипломнику необходимо ознакомиться с литературой (20 – 25 наименований включить в отчет), в которой освещается отечественный и зарубежный опыт деятельности фирм, организаций и предприятий в рассматриваемой предметной области.

Необходимо изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу фирм, организаций и предприятий и касающиеся темы исследований.

На заключительном этапе преддипломной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, и оформить отчет по практике (25 – 30 страниц).

Рассмотрим примерный порядок подготовки разделов тематического плана преддипломной практики. Первые два раздела (общая характеристика предприятия, организационная структура управления) обязательны для всех. Следующие разделы привязаны к конкретным объектам исследований и соответственно темам ВКР.

1) Общая характеристика предприятия. По данному разделу студент должен получить информацию и выяснить:

  • цели и задачи производства продукции, оказания услуг на предприятии;

  • номенклатуру выпускаемой продукции, особенности ее производства (используемые технологии, проектные решения);

  • масштаб деятельности предприятия и его место на рынке;

  • миссию и имидж предприятия в (регионе, стране, за рубежом);

  • характер производственной деятельности, систему снабжения и сбыта;

  • географическое положение, климатические и природные условия местоположения предприятия;

  • степень механизации и автоматизации производства и процессов управления, проблемы и задачи дальнейшей автоматизации;

  • уровень специализации, кооперирования и концентрации производства; организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними);

  • производственную структуру предприятия;

  • стратегию и тактику управления предприятием;

  • уровень организационной культуры.

2) Организационная структура управления. По данному разделу студент должен изучить:

  • организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;

  • характер организационных отношений между структурными подразделениями;

  • компоненты организационной структуры; линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;

  • методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне;

  • структуру и функции аппарата управления предприятия;

  • регламентацию деятельности структурных подразделений; их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;

  • эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.

Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.), на базе которых выполняется выпускная квалификационная работа. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры базового предприятия.

3) Управление производством. Если тема ВКР касается автоматизации функции планирования, то данный раздел предполагает изучение:

  • производственной функции планирования на предприятии;

  • структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля;

  • оперативного планирования выпуска продукции, нормирования труда и управления запасами;

  • календарного планирования и диспетчеризации производства;

  • мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора;

  • управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена.

Для выполнения вышеперечисленных задач студенту необходимо:

  • ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию и по базовому производственному подразделению, в котором решаются задачи автоматизации;

  • изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии;

  • проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

  • изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений;

  • проанализировать систему организации производственных связей между звеньями, подразделениями предприятия, ее эффективность;

  • ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организации торговли);

  • дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия;

  • изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку,

если выпускная квалификационная работа касается задач по маркетингу.

4) Управление персоналом. Если тема ВКР связана с автоматизацией работ структурных подразделений, отвечающих за работу с кадрами (например, отдел кадров), необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе:

  • профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);

  • планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала);

  • процесс подбора кадров руководителей и специалистов;

  • систему материального и морального стимулирования;

  • функции управленческого персонала;

  • требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки;

  • систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);

  • методы повышения эффективности управленческого труда.

5) Информационная система управления. Если тема ВКР касается автоматизации коммуникационных процессов на предприятии, то по данному разделу студенты должны изучить:

  • коммуникационные процессы, используемые на данном предприятии;

  • особенности коммуникаций между уровнями управления и подразделениями;

  • особенности коммуникаций между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного управления и регулирования, потребители, поставщики, конкуренты и др.);

  • характеристику общей схемы информационных потоков в организации;

  • информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);

  • массивы информации, их средства передачи и алгоритмы преобразования;

  • документооборот предприятия и его характеристику;

  • организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия;

  • пути устранения недостатков коммуникационного процесса;

  • методы и пути совершенствования коммуникаций в организации.

6) Экономические службы и финансовый менеджмент. Если тема ВКР касается автоматизации задач финансовых структур на предприятии, то по этому разделу студенту необходимо:

  • изучить структуру и содержание деятельности экономических служб;

  • ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования;

  • приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия;

  • на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия;

  • изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности;

  • осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы;

  • внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов, по их реализации и контролю за выполнением принятых решений.

7) Управление маркетингом. Если тема ВКР касается автоматизации задач службы маркетинга, то студент должен отразить в отчете:

  • задачи службы маркетинга;

  • систему, организации службы маркетинга;

  • планирование продукции и товарную политику;

  • задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей фирмы;

  • структуру и функции маркетинговой информационной системы (МИС);

  • управление качеством товара;

  • стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб;

  • инновационную политику;

  • ассортиментную политику предприятия и направления его ассортиментной стратегии;

  • роль посредников в товародвижении;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ф. А. Лобанцева Компьютерная верстка

    Биография
    У 68 Уральский государственный экономический университет в биографиях / Под ред. В.М. Камышова, В.М. Куликова; Авт. и сост. В.М. Куликов, А.П. Воропай.
  2. Методические указания по прохождению студентами специальности «финансы и кредит»

    Методические указания
    Методические указания по прохождению преддипломной практики и итоговой государственной аттестации студентами специальности «Финансы и кредит»/ сост. Е.

Другие похожие документы..