Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Работа выполнена в Петрозаводском государственном университете и обсуждена в Отделе русской классической литературы Института мировой литературы им. ...полностью>>
'Документ'
В статье раскрываются психолого-педагогические условия формирования поведения будущего государственного служащего побуждаемого его высокими этическим...полностью>>
'Документ'
Французский профцентр «Форс увриер» утвердил на эту дату лозунг «Для нас кризис не прошёл», имея в виду продолжение борьбы за равноправие трудящихся ...полностью>>
'Урок'
В «Концепции модернизации российского образования» подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация «предполагает ориентацию образования ...полностью>>

Халықаралық ғылыми конференцияның материалдары 27-28 қазан 2011 жыл

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ

БІЛІМ БЕРУ ЖҮЙЕСІНІҢ БАСШЫ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМИ-ПЕДАГОГИКАЛЫҚ КАДРЛАРЫ БІЛІКТІЛІГІН АРТТЫРАТЫН РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

«ТМД МҮШЕЛІГІНДЕГІ ЕЛДЕРДІҢ БІЛІМ БЕРУ ҚЫЗМЕТКЕРЛЕРІНІҢ БІЛІКТІЛІКТІ АРТТЫРУ ЖҮЙЕСІНДЕГІ ИНТЕГРАЦИЯСЫ»

Халықаралық ғылыми конференцияның материалдары

27-28 қазан 2011 жыл

Материалы Международной научной конференции

«ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН-УЧАСТНИКОВ СНГ»

27-28 октября 2011 года

Алматы, 2011

УДК 337.0

ББК 74.04

Т29

Под общей редакцией директора Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования, доктора педагогических наук, профессора Ахметовой Г.К.

Составители: ППС кафедры «Менеджмент в образовании»

ТМД МҮШЕЛІГІНДЕГІ ЕЛДЕРДІҢ БІЛІМ БЕРУ ҚЫЗМЕТКЕРЛЕРІНІҢ

БІЛІКТІЛІКТІ АРТТЫРУ ЖҮЙЕСІНДЕГІ ИНТЕГРАЦИЯСЫ.

алықаралық ғылыми конференцияның материалдары )

ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН-УЧАСТНИКОВ СНГ.

(Материалы Международной научной конференции )

ISBN 978 – 601 – 275 – 076 – 8

Жинаққа «ТМД МҮШЕЛІГІНДЕГІ ЕЛДЕРДІҢ БІЛІМ БЕРУ

ҚЫЗМЕТКЕРЛЕРІНІҢ БІЛІКТІЛІКТІ АРТТЫРУ ЖҮЙЕСІНДЕГІ

ИНТЕГРАЦИЯСЫ» тақырыбындағы Халықаралық ғылыми

конференцияның материалдары енгізілген.

Жинақ жоғары оқу орындарының оқытушыларына, БАИ қызметкерлеріне, білім беру ұйымдарының басшылары мен мамандарына арналған.

В сборник включены материалы Международной научной конференции на тему«ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН-УЧАСТНИКОВ СНГ».

Сборник адресован преподавателям вузов, работникам ИПК, руководителям и специалистам системы образования.

УДК 337.0

ББК 74.04

ISBN 978 – 601 – 275 – 076 – 8 © ББЖ КБАРИ,2011

© РИПК СО, 2011

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Г.К. Ахметова, д.п.н, профессор,

директор РИПКСО

Уважаемые участники и гости конференции!

Стержень системы повышения квалификации в Казахстане сложился в результате длительного процесса сотрудничества накопления коллективного опыта подготовки и повышения квалификации в системе образования стран участников СНГ. В период значительных преобразований в сфере экономики и политической жизни общества произошло ослабление прежнего вида связи и поиск новых путей сотрудничества адекватных требованиям сложившийся образовательной среды, в том числе и в подготовке и повышении квалификации педагогических кадров. Надеемся, что международная научно-практическая конференция «ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН- УЧАСТНИКОВ СНГ» послужит своеобразным этапом в осмыслении и осознании новых механизмов взаимосвязи, взаимосотрудничества, взаимосотворчества.

Многогранные задачи, стоящие сегодня перед системой повышения квалификации республики, предполагают комплексность подходов к их решению. Во-первых, это дальнейшие меры по созданию эффективной модели непрерывного повышения квалификации в соответствии с современными требованиями к уровню профессиональных компетенций работников образования Республики Казахстан. Во-вторых, обеспечение качества повышения квалификации педагогических кадров с учетом лучших мировых практик. В-третьих, повышение статуса педагога, обеспечиваемого его интеллектуальным, профессиональным уровнями, личностными качествами и способностью внести вклад в развитие образования Республики Казахстан.

В Казахстане сложилась благоприятная ситуация, когда приоритеты международной политики по образованию (Стратегии Европейской Комиссии ООН) и приоритеты национальной политики полностью совпадают. Подтверждением являются ежегодные Послания Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева к народу, Государственные программы развития образования РК на 2005-2010, 2011-2020гг., а также множество Концепции, Положении и нормативных документов способствующих продвижению Казахстана в сообщество 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. За малый исторический срок, благодаря титаническим усилиям президента Н.Назарбаева, на мировой арене истории прочно закрепилось самостоятельное и самобытное поликультурное и полиэтническое государство, которое на протяжении 20 лет независимости живет в мире и согласии. И, это непременно заставляет работников системы повышения квалификации по новому осмыслить стратегии системы образования т.к. речь идет о создании новой психологии и менталитета, которые необходимо привить подрастающему поколению в условиях глобализации. И не просто затрагивает, а требует глубокого переосмысления базовых ценностей в содержании, формах и методах (технологиях) повышения квалификации педагогов. Данные перемены должны повлиять на профессиональную позицию работников образования и способствовать новому определению роли и места организации повышения квалификации.

Сегодня система повышения квалификации реализует образовательную политику государства, создает условия для вхождения в глобальное образовательное пространство, обеспечивает методическое сопровождение современного учебно-воспитательного процесса, готовность педагогов к внедрению инновационных проектов, информационно-коммуникационных технологий, компетентностной педагогике. Об этом шла речь и на Первом съезде учителей, работников образования стран участников СНГ который прошел в мае 2010 года в г.Астане. На секциях форума была предоставлена возможность обмена опытом работы национальных систем общего среднего образования стран СНГ, ориентированных на дальнейшее развитие общего образовательного пространства и повышение качества школьного образования, качество педагогических кадров и явился своебразной точкой отчета интеграции систем повышения квалификации стран СНГ. Продолжением процесса внутри страны был республиканский семинар-совещание «Обеспечение качества повышения квалификации педагогических кадров в условиях реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы» с участием министра образования и науки Республики Казахстан Жумагулова Б.Т. (12 февраля 2011года в г. Алматы).

Целью, которого явилось обсуждение проблем повышения квалификации, педагогических кадров и определение путей их решения. В целом, проблема модернизации системы повышения квалификации в Казахстане является актуальной и не сходит с повестки дня министерства, а это еще больше воодушевляет работников системы повышения квалификации к творческой деятельности в рамках новых требований.

Повышение квалификации и переподготовка работников образования является непрерывным процессом. Непрерывность повышения квалификации в республике обеспечивается органической взаимосвязью двух процессов: специально организованного краткосрочного обучения, которое проводится периодически под руководством преподавателей и самообразования, осуществляемого как во время курсового обучения, так и в межкурсовой период. Их взаимосвязь придает системе повышения квалификации специфические черты, отличные от всех остальных ступеней непрерывного образования.

Курсовое обучение с учетом его кратковременности и периодичности служит стимулом для самообразования и в значительной мере ориентирует его в содержательном плане.

Система повышения квалификации педагогических кадров Казахстана представлена 14 областными, 2-мя городскими (гг. Астана, Алматы) институтами повышения квалификации педагогических кадров, 7 центрами повышения квалификации при педагогических институтах.

Структура системы повышения квалификации, работников образования республики выглядит следующим образом:

уровень республики - Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования (РИПК СО);

областной уровень - областные и г.г. Астана и Алматы институты и центры повышения квалификации при региональных педагогических институтах, методические кабинеты гг.Астана и Алматы;

районный /городской/уровень - методические кабинеты, центры развития;

уровень организации образования - методические объединения, кафедры, лаборатории.

РИПКСО, координируя деятельность областных ИПК, в качестве основных направлений деятельности выделяет следующие:

  1. обновление содержания профессиональных образовательных программ и форм повышения квалификации педагогов;

  2. технологизация процесса обучения, актуализация деятельности по использованию личностно-ориентированных технологий, интерактивных методов обучения, обеспечивающих реализацию деятельностного и компетентностного подходов;

  3. оказание адресной научно-методической помощи отделам образования и педагогам областей, на основе изучения и анализа их положительного опыта, профессиональных затруднений и потребностей, диагностики и мониторинга уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов;

  4. создание развивающей информационно-методической среды путем внедрения и использования современных информационных компьютерных технологий, дистанционных форм обучения, разнообразия форм методической работы в межкурсовой период;

  5. актуализация умений педагога работать в программно-методической сфере, разрабатывать образовательные программы, авторские курсы, УМК по предмету;

  6. научно-методическое сопровождение и поддержка опытно-экспериментальной деятельности организаций образования и отдельных педагогов, направленной на обновление содержания, форм обучения и воспитания школьников.

Анализ состояния системы повышения квалификации в республике и изучение опыта зарубежных стран в сфере повышения квалификации педагогов и перспективы интеграции в международное образовательное пространство показал, что действующая система повышения квалификации Казахстана испытывает необходимость модернизации, так как система не оказывает ожидаемого влияния на качество образования. Необходимы меры по изменению ее форм, содержания, организации деятельности. В мире различают шесть основных причин, обусловливающих необходимость проведения модернизации в системе повышения квалификации, которые могут носить как индивидуальный характер (воздействовать на отдельного человека), так и массовый (оказывать влияние на всю систему повышения квалификации, работников образования). Это: финансирование, совершенствование маркетинга, качество, глобализация и интернационализм, новые технологии, политизация. Если остановится поподробнее, то перед нами вырисовывается следующая картина.

Финансирование

Недостаток в средствах стимулирует поиск альтернативных источников дохода, чтобы не зависеть только от одного-единственного источника, поощряется риск и управление им.

Маркетинг

Главным в этом процессе является то, что слушатель повышающий квалификацию из партнера в процессе обучения и члена обучающегося сообщества превращается в потребителя образования, чьи потребности должны быть удовлетворены. Данный процесс пока не завершен, но тенденция уже четко проявляется в разных странах. Характерной чертой этой тенденции является особое отношение к качеству повышения квалификации руководящих кадров, его выбору, новым формам подачи информации, рейтингу учебных заведений (для их сравнения и выбора).

Создаются новые формы управления, для которых свойственны большая институциональная автономия и более формальная отчетность. Часто эти идеи связывают с понятием «новое государственное управление» (new public management), которое в системе повышения квалификации может выражаться в создании внутреннего рынка и создании управления, отвечающего целям повышения квалификации.

Качество

Сейчас во многих странах вплотную занимаются проблемой, как измерять качество преподавания, исследовательской работы, организационной деятельности.

Деятельность преподавателей, научных работников, всего института стало зависеть от решения этих проблем. Иллюстрацией такой тенденции являются показатели работы и сравнительные уровни (рейтинги) ИПК,

государственные квалификационные схемы (требования, установки), виды

практики, необходимой для данного курса, технические средства –

все это помогает сформировать курс обучения, предлагаемый слушателям, повышающим квалификацию.

Глобализация и интернационализм

Знания всегда пересекали границы государств, но сейчас это происходит мгновенно. Создаются новые возможности для исследовательской и преподавательской работы объединяющей народы и государства. Средством коммуникации стал английский язык. На нем публикуются научные работы, ведется преподавание в странах, где он не является первым, национальным языком. Институты должны поддерживать и правильно реагировать на эти факты, иначе они рискуют сильно отстать от своих конкурентов, стремиться к получению международного статуса. Соответственно, с расчетом на качество и взаимное признание квалификационных оценок и сертификатов должны меняться и программы, особенно подбор литературы, case-studies.

Новые технологии

Разнообразие новых технологий вынуждает ИПК пересматривать методы преподавания, больше читать лекции on-line, вести преподавание в виртуальном режиме, пересматривать свои возможности для проведения научных исследований, структурные системы, а также методы управления.

Информационный взрыв в вопросах управления заставляет уметь мгновенно обрабатывать информацию, где бы ты ни находился, заставляет руководителей и менеджеров искать новые средства для обеспечения критического и сравнительного анализа деятельности института, составления проектов и принятия решений. Часто недостаточную информацию заменяют избыточной, при этом особое внимание уделяется отбору информации, ее интерпретации и пониманию. Новые технологии предъявляют дополнительные требования к системе повышения квалификации для того, чтобы оно поспевало за процессом необходимых перемен, растущих расходов на его улучшение и повышение квалификации сотрудников, преподавателей, научных работников.

Политизация

Последней, причиной проведения модернизации в системе повышения квалификации является его политизация.

Сейчас во всем мире политики и правительства стали интенсивно заниматься проблемами образования. Причины этого очевидны: повышается уровень образования - растет экономика и, как следствие, усиливается интерес общества к повышению квалификации. Мартин Троу назвал этот процесс движением от «элиты» к «массам» и далее ко всеобщей системе.

Причины, вызвавшие изменения в системе повышения квалификации, изменения неизбежные и повсеместные, можно представить в виде таблицы (см. табл. 1)

маркетизация

Институт

повышения

квалификации

Качество

Глобализация и интернационализация

Новые технологии

Политизация

Выявление перечисленных причин модернизации способствовали нам более четко определить стратегические ориентиры модернизации системы повышения квалификации в Республике Казахстан.

Во-первых, согласно стратегическим направлениям ГПРО на 2011-2020годы, где указана модернизация системы повышения квалификации через введение ваучерно-модульной системы. Сегодня разрабатывается механизм размещения государством заказа в рамках данной системы.

Педагоги, получая ваучер, смогут выбирать лучшие варианты для повышения квалификации вплоть до зарубежных центров. Разрабатывается методика, которая будет апробироваться в соответствующих структурах 4 регионов. Говоря строго научным языком, образовательный ваучер – это определенное в денежном выражении обязательство государства оплатить определенный объем образовательных услуг, что материализуется в виде сертификатов.

По сути ваучер представляет собой своеобразный контракт педагога с государством, которое гарантирует таким способом своему гражданину право покупки курса обучения, не перечисляя этому частному лицу реальных денежных средств.

Ваучер – грант, который получит каждый педагог. В течение пяти лет, по закону об образовании, учитель повысит свою квалификацию с предоставленным ему правом выбора организации обучения.

Лучше всего понимание ваучера отражает девиз «средства следуют за слушателем». Стоимость ваучера в таком случае тесно связана со средней ценой обучения. Как правило, слушатели могут оплачивать свое обучение посредством ваучера как в государственных, так и в негосударственных ИПК, отвечающих строго определенным образовательным программам, чем гарантируются и качество предоставляемого обучения и свобода выбора.

Ваучеры позволят обеспечить прозрачность и открытость финансовых потоков в образовательной сфере, что приведет к увеличению «кпд» вкладываемых в нее средств и одновременно сделает почти недоступными разнообразные махинации.

В соответствии с характером спроса и предложения ваучеры будут стимулировать приток инвестиций в перспективные направления в СПК . При этом определять, какие специальности являются перспективными, будут непосредственные потребители услуг, а не орган власти и управления.

Вводя образовательные ваучеры, государство инициирует постепенный переход от административной к финансово-экономической автономности организации образования.

Создание ваучерно-модульной системы повышения квалификации ориентировано на:

- создание конкурентной среды на рынке дополнительного образования педагогических работников, способствующей повышению качества этих услуг;

- организацию сетевого взаимодействия субъектов, реализующих программы повышения квалификации педагогических работников;

- выбора потребителем услуг повышения квалификации и индивидуальной траектории обучения с любого уровня подготовленности в контексте собственной профессиональной деятельности.

В целевых индикаторах ГПРО на 2011-2020 годы указывается на внедрение в систему образования республики системы электронного обучения (E-learning) отсюда вытекает следующее направление модернизации системы повышения квалификации. По оценке Министра образования и науки РК Бакытжана Турсуновича Жумагулова –это принципиально новый общественный подход, охватывающий все уровни образования. К 2015 году планируется охватить электронным обучением 50% организаций образования, а к 2020 году довести этот показатель до 90%. В 2011 году начат пилотный проект на базе 44 организаций образования (школы, профлицеи, колледжи) г. Астаны, г. Алматы и Карагандинской области.

Введение электронного обучения в систему образования предполагает решение комплекса нормативно-правовых, инфраструктурных, программно-контентных и кадрово-методических задач.

С мая по декабрь 2011 года Республиканским институтом проводятся курсы повышения квалификации администраторов и пользователей электронного обучения (общий контингент слушателей составит 8000 человек).

Основной целью курсовых мероприятий является повышение квалификации работников образования в рамках реализации приоритетных направлений Государственной Программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы по внедрению системы электронного обучения.

Для проведения курсовых мероприятий институтом разработаны:

  • пошаговый план-мероприятий по повышению квалификации администраторов и пользователей системы электронного обучения;

  • многовекторные модульные программы повышения квалификации администраторов и пользователей системы электронного обучения;

  • техническая спецификация по повышению квалификации администраторов и пользователей системы электронного обучения;

  • план-график проведения курсов повышения квалификации администратров и пользователей системы электронного обучения:

  • сетевой график по проведению курсов повышения квалификации администраторов и пользователей системы электронного обучения;

  • маршрутный лист по проведению курсовых мероприятий для администраторов и пользователей системы электронного обучения (e-learning):

  • единая информационно-аналитическая система по проведению курсовых мероприятий для администраторов и пользователей системы электронного обучения (он-лайн статистика, электронный мониторинг, материалы для слушателей размещены на сайте www.ripkso.kz в разделе Системы электронного обучения);

  • индикаторы определения формирования информационно-коммуникационной и технологической компетентности слушателей;

  • раздаточные материалы для слушателей по каждым модулям организации системы электронного обучения в соответствии техническим заданием.

С февраля по май проведен вебинар для методистов областных, г.г.Астана, Алматы ИПК по теме: «Методика организации системы электронного обучения в организациях образования» на сайте www.1.sabak.kz в комнате RIPKSO.

В лекторском составе представлены ученые, методисты и творчески работающие учителя информатики школ республики. В проект привлечено около 60 лекторов по республике.

Из диаграммы видно, что из числа лекторов доктора наук составляют – 8%, кандидаты наук – 12%, старшие преподаватели РИПКСО – 40%, методисты областных, г.г. Астана и Алматы ИПК – 30%, творчески работающие учителя информатики школ республики – 10%.

В целях реформирования системы повышения квалификации работников образования Казахстана путем объединения РИПК СО и 14 ИПК областей, городов Астана, Алматы будет создан АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу».

Разработан проект стратегии развития АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»» миссией которого, является системное повышение квалификации педагогических кадров в течение всей жизни – (Lifelong Learning) на новой единой базе корпоративного управления, методологии, трансляции мирового и казахстанского опыта, обеспечивающего высокое качество образования.

Предполагается, что повышение квалификации учителей в «НЦПК «Өрлеу» будет организовано по новой программе с сертификацией и присвоением 2-го и 3-го квалификационного уровня. В настоящее время квалификации учителей подразделяются на три категории, каждая из которых дополнятся еще тремя уровнями. Таким образом, Казахстан перейдет к 6-ти квалификационным градациям, что принято во многих странах. По результатам квалификационного экзамена в АО «НЦПК «Өрлеу» педагогам будут присваиваться новые квалификационные уровни – 2-ой или 3-й, которые предоставляют право на увеличение заработной платы. Планируется, что сертификат 3-го уровня даст возможность учителю получать надбавку к заработной плате в размере 30%, а сертификат 2-го уровня на 70 %, 1-го уровня на 100%. Это станет действенным стимулом для педагогов к повышению своей квалификации.

Модернизированная система повышения квалификации, работников образования по своей организационной структуре, содержанию и методологии будет соответствовать мировой практике. АО «НЦПК «Өрлеу» за 5 лет планирует повысить квалификацию по новым программам и сертифицировать свыше 83 тысяч педагогов. Как отметил министр образования и науки Жумагулов Б.Т. созданная «критическая масса» учителей станет главной точкой опоры, которая позволит перевести всю систему среднего образования Казахстана на новый качественный уровень.

Подводя итоги, следует отметить, что в докладе более подробно рассмотрены некоторые глобальные стратегические направления модернизации системы повышения квалификации Республики Казахстан, требующие осмысления на уровне взаимосвязи, взаимодействия, взаимосотрудничества в образовательном пространстве повышения квалификации стран участников СНГ. Мир очень сложен и мы сегодня очень хорошо ощушаем важность взаимодействия и творческого сотрудничества ведь только сообща осмысливая общее и особенное для каждой страны, организации, системы мы можем решить преблемы развития образования наших стран.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Абай атындағЫ Қазақ Ұлттық педагогикалық университеті филология факультеті

    Документ
    1.1 Қазақ тілі теориясы мен әдістемесі кафедрасы бойынша ПОҚ-тың соңғы үш жылдағы ғылыми жұмыстары (басылымның толық атауы, номері, беті толық көрсетілуі тиіс).
  2. Биыл біз ел тәуелсіздігінің 20 жылдығын мерекелейміз. Елбасы Жарлығымен 2011 жыл Қазақстан Республикасы Тәуелсіздігінің 20 жылдығы деп жарияланды

    Документ
    Биыл біз ел тәуелсіздігінің 20 жылдығын мерекелейміз. Елбасы Жарлығымен 2011 жыл Қазақстан Республикасы Тәуелсіздігінің 20 жылдығы деп жарияланды. «Бейбітшілік пен жасампаздықтың 20 жылы» биылғы ел мерейтойының ұраны болмақ.
  3. "Бюллетень новых поступлений" содержит информацию о новой литературе поступившей в фонды библиотеки (1)

    Бюллетень
    «Жаңа басылымдар бюллетенінде» әдебиеттер білім саласы бойынша топтастырылады. Әрбір бөлімнің арасында материалдар қай жерде сақталатыны туралы, толық шифры және данасы көрсетіліп, автордың немесе тақырыптың әліпбилік ретімен орналастырылады.
  4. Нистрлігі семей мемлекеттік педагогикалық институты султанова Нургуль Камильевна музыкалық білім берудің тарихы мен теориясы оқу- құралы Семей-2011

    Документ
    Сұлтанова Н.К. – Семей мемлекеттік педагогикалық институтының психология-педагогика факультетінің «Музыкалық білім» кафедрасының педагогика ғылымдарының кандидаты, доцент міндетін атқарушы.
  5. Е. А. Бөкетов атындағы Қарағанды мемлекеттік университетті

    Библиографический указатель
    Көрсеткіш Е.А.Бөкетов атындағы ҚарМУ ғылыми кітапханасының қорында бар және 2001-ші жылдан бастап 2011-ші жыл аралығында жарық көрген кітаптар мен журналдық жарияланымдар туралы мәліметтерден тұрады.

Другие похожие документы..