Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Проблема взаимодействия верховной власти и политических группировок, борьба за влияние в высших правительственных сферах, выявление устойчивых лидеро...полностью>>
'Документ'
09.003 Пальпация при болезнях легких и бронхов 1 1 А01.09.004 Перкуссия при болезнях легких и бронхов 1 1 А01....полностью>>
'Документ'
Планирование персонала как исходный этап кадрового менеджмента. Цели, задачи и организация кадрового планирования. Стратегическое, тактическое и опер...полностью>>
'Реферат'
муниципальное общеобразовательное учреждение Богатовская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» муниципального района Богатовский ...полностью>>

Главная > Пояснительная записка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ

Учебные программы курсов по выбору по

биологии, географии, физике и химии

Томск 2003

Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов. Учебные программы курсов по выбору биологии, географии, физике и химии. – Томск, ТОИПКРО. - 2003.

Данные материалы предназначены для организации предпрофильного обучения в 9-м классе по биологии, географии, физике и химии.

Под редакцией: доцента, канд. физ.-мат. наук А.И. Купцова; доцента, канд. пед. наук Л.Н. Дударевой.

Рекомендовано к изданию:

Учебно-методическим советом Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования

(решение от «17» декабря 2003г.)

©ТОИПКРО,2003

Поиски и открытия физики

(Программа спецкурса по выбору

для предпрофильной подготовки)

Т.В. Суханова

Пояснительная записка

Наука захватывает нас только тогда,

Когда заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей развития их открытий.

Дж. К. Максвелл

Программа охватывает основные исторические периоды развития физического знания, с которыми учащиеся школ знакомятся на уроках. Богатый материал истории физики может быть использован преподавателями для углубленного понимания изучаемых вопросов, усиления интереса к предмету. Использование принципа историзма в преподавании физики имеет большое значение для формирования научного мировоззрения учащихся воспитания у них уважения к жизни и труду ученых, исследователей и изобретателей. В ряде случаев обращение к истории вопроса – единственной средство объяснить суть дела.

Данный курс позволит учителю довести до сведения учащихся то, что наши знания об окружающем мире непрерывно развиваются и совершенствуются, и что современная наука так же далека от завершения, как и много лет назад.

Содержание программы представлено в виде семи блоков, которые рассматриваются в историческом контексте. Первые два блока программы знакомят учеников с необходимыми сведениями о системе единиц измерения и оценкой погрешностей измерения при работе с измерительными приборами. Эти знания крайне необходимы человеку в практической деятельности, а школьнику пригодятся для более глубокого понимания собственной деятельности при выполнении лабораторных и практических работ по физике. У учителей найдется немало примеров из повседневной жизни, производства и науки, для подтверждения важности таких знаний. Другие пять блоков раскрывают историю открытий и судеб ученых, которые внесли большой вклад в развитие механики, молекулярной физики, электродинамики, оптики, квантовой физики и др.

Реализуя с учащимися содержание программы учитель может использовать различные ТСО, аудио- и видеоматериалы, несложные лабораторные или практические работы, а также интересные занимательные задачи.

Программа может быть использована учителями основной школы для проведения занятий по предпрофильной подготовке учащихся девятых классов.

Учебно-тематический план

Тема

Содержание

Ча-сы

Литература

1.

Единицы физических величин в науке и технике.

8 часов

1.Древние меры. Первые системы единиц и системы единиц прошлого

2

1. А.Д. Власов

Единицы физических величин в науке и технике. Справочник, Москва, «Энергоатом-издат», 1990.

2. А.Г. Чертов «Физические величины»,

Москва, «Высшая школа» 1990.

2. Междуна-родная система единиц (СИ). Основные и производные единицы измерения. Размерность

2

3. Единицы Международ-ной системы

2

4. Гауссова система

2

2.

Оценка точности измерений в физике.

8 часов

1. Простейшие методы учета погрешностей при измерениях

2

1.В.А. Фетисов

Оценка точности измерений в курсе физики средней школы. - Москва, «Просвещение»,

1991 .

2. В.П. Демкович, Н.Я. Прайман

Приближенные вычисления в школьном курсе физики. - Москва, «Просвещение» 1983.

2.Описание простейших мер, измерительных приборов и учета их погрешностей

2

3. Статис-

тический метод учета погрешностей. Основные понятия

2

4. Практи-ческое занятие. Решение задач

2

3.

Экскурс в историю механики.

7 часов

1. Развитие механики в древности и в средние века

1

1. В.М. Дуков

Исторические обзоры в курсе физики средней школы. Пособие для учителя. -

Москва: «Просве-щение», 1983 .

2. Развитие механики в XVI – XVII вв. в связи с борьбой за гелиоцен-трическое мировоззрение

1

3. Открытие законов свободного падения. Жизнь Галилео Галилея. И его исследования по механике

1

4. История открытия законов динамики. Важнейшие штрихи биографии Ньютона.

1

1. Б.И. Спасский

Физика в ее развитии.

Пособие для учащихся. -

Москва «Просве-щение», 1979.

Курс истории физики. Москва «Просвещение» 1974.

5. История открытия закона Всемирного тяготения.

1

6. К истории принципа относитель-ности

1

7. История открытия законов: сохранения количества движения и механической энергии

1

4.

Экскурсы в молекуляр-ную физику.

7 часов

1. К истории атомистики.

1

1. В.М. Дуков

Исторические обзоры в курсе физики средней школы. Пособие для учителя. -

Москва: «Прос-вещение», 1983.

2. Б.И. Спасский

Физика в ее раз-витии. Пособие для учащихся. -

Москва: «Просве-щение», 1979 .

2. История формирования понятия давления.

1

3. Развитие учения о теплоте. Первые исследования тепловых явлений. Развитие калориметрических исследований

1

4. Изобретение термометра. Развитие представлений о темпера-турной шкале

1

5. Становление уравнения состояния идеального газа и газовых законов.

Первые успехи в развитии кинетической теории теплоты

1

6. История законов термодинамики и применения их в жизни и технике.

2

5.

Экскурсы в историю электродинамики.

20 часов

1. Первые сведения об электричестве и магнетизме. Развитие учения об электричестве в 17-18 вв. до изобретения лейденской банки.

2

1. В.М. Дуков

Исторические обзоры в курсе физики средней школы. Пособие для учителя. -

Москва: «Просве-щение», 1983.

2. Б.И. Спасский

Физика в ее развитии.

Пособие для учащихся.

Москва, «Просве-щение», 1979 .

3. П.С. Кудрявцев

Курс истории физики. Москва, «Просвещение» 1974.

2. Изобретение лейденской банки и первые электрические приборы. Первые теории электричества

2

3. История открытия закона Кулона.

2

4. К истории изучения постоянного тока. История изобретения гальваническо-го элемента

2

5. История закона Ома

1

6. К истории исследования электрической проводимости веществ

2

7. Открытие электромагне-тизма

2

8. К истории открытия явления электромагнитной индукции. Начало развития электротех-ники.

2

9. Развития теории электромаг-нитного поля. Развитие Максвеллом теории электромагнитного поля

1

10. Открытие электромаг-нитных волн. История открытия радио.

2

11. Возникно-вение пред-ставлений об атомистичес-ком строении электрического заряда. Открытие электрона.

2

6.

Экскурс в историю развития оптики.

4 часа

1. Первые шаги развития геометри-ческой оптики.

1

1. В.М. Дуков

Исторические обзоры в курсе физики средней школы. Пособие для учителя. -

Москва:«Просве-щение», 1983.

2. П.С. Кудрявцев

Курс истории физики. – Москва: «Просвещение», 1974.

2. Развитие взглядов на природу света и первые открытия в области физической оптики. Оптика Ньютона.

1

3. Развитие волновой теории света. Открытие принципа спектрального анализа

2

7.

Поиски и экспери-менты современ-ной физики.

8 часов

1. Начало развития оптики движущихся сред. История возникновения специальной теории относи-тельности.

2

1. В.М. Дуков

Исторические обзоры в курсе физики средней школы. Пособие для учителя. -

Москва: «Просве-щение», 1983.

2. Б.И. Спасский

Физика в ее развитии.

Пособие для учащихся. Москва «Просвещение», 1979.

3. П.С. Кудрявцев

Курс истории физики. Москва, «Просвещение»

1974.

2. Развитие физики атома. Открытие радиоактив-ности.

2

3. Возникно-вение теории квантов. Открытие фотоэффекта.

2

4. Основные, перспективные направления развития современной физики:

-создание новых мате-риалов;

- ядерная физика;

- средства связи и др.

2

Методические рекомендации

к курсу «Поиски и открытия физики»

Общие положения

В основе организации профильного обучения лежат два фактора:

1) умение учащихся разработать собственную образовательную программу. Осуществить собственный выбор направления обучения и предварительно сориентироваться в предполагаемой сфере своей будущей профессиональной деятельности.

2) наличие механизма учета выбора учащихся при организации учебного процесса.

Таким образом, возникает потребность в создании новой технологии профилизации образовательного пространства. Данная технология предполагает наличие гибкого пакета элективных курсов, изменяющегося в зависимости от запросов учащихся и коньюктуры рынка труда. Чтобы учащиеся максимально осознанно подходили к выбору профиля обучения их надо этому научить. Целесообразно использовать для этого организацию модульных курсов по выбору. Количество таких курсов нужно увеличивать от седьмого к девятому классу.

В представленной программе «Поиски и открытия физики», реализован модульный подход. Каждый модуль или блок программы имеет относительно завершенный и самостоятельный материал. Он знакомит ученика с некоторыми особенно важными сторонами физики. Хотя каждый модуль – блок программы занимает небольшое количество часов, но этого достаточно, чтобы ученик мог вникнуть в наиболее существенные особенности физической науки: важными историческими фактами и открытиями физики, проблемой унификации физических мер и единиц, способами определения точности результатов научных экспериментов.

Уровень сложности материала учебного курса предполагает возможность создания групп учащихся не только одной параллели, но и разновозрастных. Для обеспечения комплексного характера предпрофильной подготовки учащихся, необходимо при организации занятий на курсах по выбору использовать технологии направленные на самопознание, развитие умений вырабатывать и аргументировать собственное мнение, принимать решения, планировать деятельность ориентироваться в окружающей и трудовой инфраструктуре. Решать на занятиях по выбору профориентационные задачи учитель может с применением современных методов диагностики способностей учащихся, вовлечением родительских ресурсов и учетом особенностей образовательных услуг региона.

Знание физики необходимо при выборе интеллектуальных профессий: научного работника, инженера, специалиста по информационным технологиям и др. Спрос на специалистов энергетиков, авиаконструкторов, радиоэлектронщиков и другие специальности, связанные с физикой, всегда высок.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анализ работы муниципального учреждения «Информационный методический центр» 2009-2010 учебный год

    Анализ
    Августовская педагогическая конференция работников образования города Усолье – Сибирское, «Развитие потенциала учителя как условие нового качества образования», 28.
  2. Учебные программы курсов по выбору по биологии, географии, физике и химии Томск 2003 (1)

    Пояснительная записка
    Программа охватывает основные исторические периоды развития физического знания, с которыми учащиеся школ знакомятся на уроках. Богатый материал истории физики может быть использован преподавателями для углубленного понимания изучаемых
  3. Профессионально-образовательная программа высшего профессионального образования по направлению 020200 биология

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению 020200 -БИОЛОГИЯ разработана на биологическом факультете КемГУ в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального
  4. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (4)

    Программа
    Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей всех научных специальностей.
  5. В. М. Юрьев программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» Тамбов 2011 Программа

    Программа-минимум
    Программа разработана кафедрой философии ТГУ имени Г.Р.Державина на основе Программы кандидатского минимума по Истории и философии науки, одобренной экспертным советом ВАК Минобразования России по философии, социологии и культурологи.

Другие похожие документы..