Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Без веры в чудо не может существовать ни одна религия, и христианство не является исключением. И даже более того, христианство основано на вере в чудо...полностью>>
'Информационный бюллетень'
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин направил поздравительную телеграмму Ёсихико Нода по случаю его избрания на пост Премьер-мини...полностью>>
'Закон'
- «Закона об образовании» от 13 января 1996 года № 12-ФЗ (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2 г., 30 декабря 2001 г....полностью>>
'Примерная программа'
Цель – формирование представлений, знаний и профессиональных на­выков о метеорологических факторах и физиче­ских процессах происходящих в атмосфере, ...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Кафедра оркестрового дирижирования и народных инструментов

Учебно-методический комплекс

История исполнительства (на народных инструментах)

Специальности 071301

Народное художественное творчество

Тюмень - 2011

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Кафедра оркестрового дирижирования и народных инструментов

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «История исполнительства (на народных инструментах)»

Цикла СД.Ф

Специальности 070101.65 «Народное художественное творчество»

Квалификация «Художественный руководитель музыкально - инструментального коллектива, преподаватель»

Составитель: Т.А.Жданова – профессор кафедры,

заслуженный работник высшей школы РФ

Учебно-методический комплекс обсужден

и утвержден на заседании кафедры

____ _______________2011 года

Протокол № ____

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка……………………………………………….….4

2. Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования……………………………………………..5

3. Тематический план

  • Тематический план (ОДО) ………………………….....………..6

  • Тематический план (ОЗО) ………………….………………...…8

4.Форма отчетности студентов…………………………………..……….10

5. Содержание курса …………………………………………………..….10

6. Вопросы к экзамену………………………………………………...….27

7. Руководство для самостоятельной работы студентов..………….…...31

8. Литература………………………………………………………………32

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «История исполнительства на народных инструментах» является составной частью подготовки руководителей оркестров и инструментальных ансамблей. Русское народное инструментальное искусство – это многовековая практика бытования музыкального инструментария. Оно прослеживается из глубокой древности до наших дней и органично связано с нотной инструментальной культурой. Становится ясным, насколько широкий круг вопросов включает в себя изучение истории исполнительства.

Цель данного курса - показать историческую обусловленность и последовательность развития искусства исполнительства на русских народных инструментах; осмыслить процесс многовекового развития русского народного инструментализма и его становления в двадцатом столетии; изучить исторические закономерности формирования и развития инструментов; изучить основные особенности становления репертуара, особенности исполнительского искусства в области баяна, аккордеона, домры, балалайки, гитары, гуслей.

Задачи курса:

- основной задачей курса является расширение кругозора студентов на основе изучения материалов, в которых раскрывается историческая последовательность совершенствования выразительных возможностей игры на русских народных инструментах;

- одной из главных задач изучения данного курса является побуждение обучающихся к уяснению вопросов истории и теории развития инструментов, игре на которых они обучаются;

- формирование музыканта-профессионала, в полной мере владеющего методологией научного подхода к оценке явлений современного исполнительского искусства и репертуара для баяна, аккордеона, домры, балалайки, гитары, гуслей.

Проблемы, освещаемые в данном курсе, рассмотрены в контексте развития музыкального искусства с учетом принципа историзма и хронологической периодизации.

Курс включает в себя четыре основных раздела.

В первом разделе рассматриваются вопросы из истории исполнительства на русских народных инструментах; прослеживаются истоки развития игры на русских музыкальных инструментах, формирование оркестрового и ансамблевого исполнительства, а также особенности становления репертуара оркестра русских народных инструментов.

Второй раздел посвящен анализу исполнительской деятельности ведущих оркестров и ансамблей нашей страны.

Третий раздел дает информацию о ведущих оркестрах и ансамблях г. Тюмени и Тюменской области.

Четвертый раздел освещает конкурсы исполнителей на народных инструментах.

В конце лекционного курса студенты сдают устный экзамен.

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Исторические закономерности возникновения и развития инструментального исполнительства. Творческие биографии оркестровых коллективов, ансамблей и выдающихся солистов-исполнителей, их места в истории жанра. Педагогические исполнительские школы и их роль в воспитании новых поколений исполнителей. Критерии оценки творчества современных исполнителей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(для студентов отделения дневного обучения)

На отделении дневного обучения всего 68 часов, из них аудиторных – 34 часа, самостоятельная работа студента – 34 часа, занятии проходят в 7 семестре, по окончанию изучения курса студенты сдают экзамен.

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Раздел 1. Из истории исполнительства на русских народных

инструментах

1.

Сущность понятия «русский народный инструмент». Этнический и социальный компоненты этого понятия. Народное инструментальное творчество Древней Руси (9-18 вв.)

2

2.

Русские народные инструменты в отечественной музыкальной культуре VI-ХIХ веков.

2

3.

Особенности эволюции русских гуслей и гитары.

  • Русские гусли в ХI-ХIХ столетиях.

  • Развитие сольного исполнительства на шестиструнной и семиструнной гитаре в России в XVIII-XIX веках.

2

4.

Развитие домрово-балалаечного искусства в ХVI–ХIХ вв.

  • Исполнительство на русской домре.

  • Балалайка в ХVIII–ХIХ веках.

  • Исполнительство на струнных инструментах.

2

5.

Закономерности развития русской гармоники во второй половине ХIХ – начале ХХ столетия.

  • Возрождение народно-инструментального исполнительства в России.

  • Исторический путь гармоники в России.

2

6.

Создание академического направления в балалаечно-домровом и гармонико-баянном искусстве (1880–1917 гг.).

  • Предпосылки идей В.В.Андреева и его сподвижников в русской музыкальной культуре конца ХIХ века.

  • Появление баяна в России. Зарождение в России кон- струкции выборных баянов и развитие концертного баянного исполнительства.

  • Искусство игры на балалайке в ХХ веке.

  • Искусство игры на домре в ХХ веке.

2

2

7.

Формирование оркестрового домрово-балалаечного и гармонико-баянного исполнительства.

  • Создание новых оркестров хроматических гармоник.

  • Великорусский оркестр В.В.Андреева.

2

2

8

Исполнительство на русских народных инструментах в 1917-1941 годы.

  • Зарождение профессионального образования на народных инструментах.

  • Становление профессионального сольного и ансамблево-оркестрового исполнительства.

  • Репертуар для русских народных инструментов 1920-30-х годов.

2

2

9.

Исполнительство на русских народных инструментах в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) и в первое послевоенное десятилетие (1945–1955 гг.).

2

10

Развитие исполнительства на русских народных инструментах на современном этапе.

  • Развитие профессионального исполнительского искусства.
  • Общая характеристика репертуара для народных инструментов в 1960-90-е годы (музыка для оркестра русских народных инструментов, сольных щипковых народных инструментов и для баяна и аккордеона

2

2

РАЗДЕЛ 2. Ведущие оркестры русских народных инструментов

в России.

1.

Ведущие оркестры русских народных инструментов в России.

  • Государственный академический оркестр русских народных инструментов имени В.Андреева.

  • Национальный академический оркестр русских народных инструментов имени Н.Осипова.

2

2.

Ансамблевое исполнительство на русских народных инструментах.

  • Известные ансамбли русских народных инструментов.

2

Раздел 3. Народно-оркестровое и ансамблевое исполнительство

в Тюменской области.

1.

Ведущие оркестры Тюменской области.

1

2.

Инструментальные ансамбли Тюменской области.

1

Раздел 4. Исполнительские конкурсы.

2

Всего:

28

6

Итого:

34 часа

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(для студентов отделения заочного обучения)

На отделении заочного обучения всего 68 часов, из них аудиторных – 10 часов, самостоятельная работа студента составляет 58 часов, занятия проходят в 7 семестре, по окончанию изучения курса студенты сдают экзамен.

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Раздел 1. Из истории исполнительства на русских народных инструментах

1.

Особенности эволюции русских гуслей и гитары.

  • Русские гусли в ХI-ХIХ столетиях.

  • Семиструнная гитара в ХVIII-ХIХ веках.

  • Шестиструнная гитара в России в ХIХ веке

0,5

0,5

2.

Развитие домрово-балалаечного искусства в ХVI–ХIХ вв.

  • Исполнительство на русской домре.

  • Балалайка в ХVIII–ХIХ веках.

0,5

0,5

3.

Формирование оркестрового домрово-балалаечного и гармонико-баянного исполнительства.

  • Создание новых оркестров хроматических гармоник.

  • Великорусский оркестр В.В.Андреева.

  • Особенности становления репертуара оркестра русских народных инструментов (обработки В.В.Андреева, Н.П.Фомина, Ф.А.Нимана).

0,5

0,5

4.

Исполнительство на русских народных инструментах в 1917-1941 годы.

  • Зарождение профессионального образования на народных инструментах.

  • Становление профессионального сольного и ансамблево-оркестрового исполнительства.

  • Репертуар для русских народных инструментов 1920-30-х годов.

0,5

0,5

5.

Исполнительство на русских народных инструментах в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) и в первое послевоенное десятилетие (1945–1955 гг.).

1

РАЗДЕЛ 2. Ведущие оркестры русских народных инструментов в нашей стране.

1.

  • Российский государственный академический оркестр русских народных инструментов имени Н.Осипова.

  • Государственный академический оркестр русских народных инструментов имени В.Андреева.

1

1

2.

Известные ансамбли русских народных инструментов.

  • Уральское трио баянистов.

  • Квартет баянистов Н. Ризоля.

  • «Терем-квартет».

  • Унисон балалаек П.Нечепоренко.

1

1

Раздел 3. Народно-оркестровое и ансамблевое исполнительство в Тюменской области.

1.

Ведущие оркестры и ансамбли Тюменской области.

  • Муниципальный оркестр русских народных инструментов г. Тюмени.

  • Муниципальный оркестр русских народных инструментов г. Ноябрьска.

  • Оркестр русских народных инструментов «Былина» г. Сургут.

  • «Сибирская забава» г. Тюмень

1

Всего:

6

4

Итого:

10 часов

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ СТУДЕНТОВ

По окончании изучения курса студенты дневной и заочной формы обучения сдают экзамен, где они должны продемонстрировать знание исторических вех в развитии русских народных инструментов, умение ориентироваться в основных направлениях развития репертуара. Необходимо знать творческие характеристики оркестров, ансамблей и ведущих исполнителей на русских народных инструментах, уметь проанализировать их творчество, выявить наиболее характерные элементы исполнительской техники.

В учебно-методический комплекс включены вопросы для подготовки к экзамену.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1.
Из истории исполнительства на русских народных инструментах



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс По дисциплине «Методика работы с оркестром» Цикла сд. Ф. 02. 15

    Учебно-методический комплекс
    Основные этапы репетиционной работы над музыкальным произведением. Педагогические принципы руководства коллективом исполнителей. Формы и методы репетиционной работы 48
  2. Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование»

    Учебно-методический комплекс
    История современной отечественной музыки: Уч.-метод. комплекс для студентов факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 (051100) «Дирижирование»; 071301 (053 ) "Народное художественное творчество" направлению
  3. Методические материалы к государственной аттестации для студентов специальности 071301 «Народное художественное творчество» по предмету «Теория и история народной художественной культуры»

    Документ
    В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности № 071301 «Народное художественное творчество» итоговая государственная аттестация специалиста включает защиту выпускной
  4. Лилия Шайхулловна Таштамирова   Настоящий учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс не может быть использован другими подразделениями академии и другими вузами без разрешения кафедры и автора-разработчика.
  5. Методические материалы для студентов специальности 071301 по предмету «история и теория народной художественной культуры»

    Документ
    В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности № 053 «Народное художественное творчество» итоговая государственная аттестация специалиста включает защиту выпускной

Другие похожие документы..