Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Задачи: в ходе изучения дисциплины решаются задачи сбора кадастровой информации, кадастрового зонирования территории, проведения инвентаризации земел...полностью>>
'Изложение'
Новый вектор движения В.Путина после 2008 года – высокий международный пост, возможно, главы стратегического энергетического альянса «Россия-Казахста...полностью>>
'Документ'
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что в соответствии с  Международными медико-санит...полностью>>
'Методические рекомендации'
знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей...полностью>>

Главная > Лекции

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Адаптивные возможности человека

План лекции

  1. Понятие, значение адаптации

  2. Стадии формирования адаптации и системы их обеспечивающие

  3. Цена адаптации, срочная и долговременная адаптация

  4. Методы определения показателей адаптации по функциональным показателям организма

Основные понятия: адаптация, физиологическая, генотипическая, сенсорная, фенотипическая, социальная, психическая адаптации, цена адаптации, долговременная и срочная адаптация.

Понятие адаптации

  • Адаптация – особая форма отражения системами внешней и внутренней среды, заключающейся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия (философский словарь, 1999г.)

  • Физиологическая адаптация (Большая Советская энциклопедия) – совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направления к сохранению относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза.

  • Адаптация – одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гентальтксикологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пеаже, трактует, что адаптация – это взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания.

Значение адаптации

  • оздоровительное;

  • социально-бытовое;

  • поддержание гомеостаза;

  • саморегуляция организма;

  • повышение активности симпатической системы и увеличение концентрации кортикоидов;

  • средство разрешения внутренних и внешних противоречий жизни.

Виды адаптации



Биологическая
  1. Генотипическая

  2. Сенсорная

  3. Физиологическая

Социально-психологическая

1.Фенотипическая

2.Социальная

3.Психическая

4.Адаптация человека к деятельности


Адаптация и ее виды

  • Генотипическая (биологическая) – является наиболее общим видом приспособления, в результате которого на основе наследственной изменчивости, мутаций и естественного отбора сформировались современные виды животных и растений. Ее достижения закрепляются генетически и передаются по наследству.

  • Сенсорная – процесс приспособления анализаторов к силе и длительности действия раздражителя, способный проявляться как в повышении, так и в понижении чувствительности анализаторов. Так, например, повышение чувствительности зрительного анализатора помогает человеку видеть предметы через несколько минут пребывания в затемненном помещении.

  • Физиологическая - приспособление к условиям внешней среды путем формирования функционального состояния, адекватного условиям обитания и осуществлению необходимой деятельности, которое обеспечивается изменением структуры гомеостатического регулирования.

  • Фенотипическая (индивидуальная) – формируется в процессе взаимодействия особи с окружающей средой и нередко обеспечивается глубокими структурными изменениями организма. Такие приобретенные в ходе жизни изменения не передаются по наследству. Они наслаиваются на наследственные признаки организма и в совокупности с ними формируют его индивидуальный облик. В результате этого организм обретает ранее ему не свойственную устойчивость к определенному фактору внешней среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью и выполнять нагрузки, ранее ему непосильные.

  • Социальная – частный аспект адаптации, приспособление индивида или группы людей к условиям социальной среды.

  • Психическая – термин, подразумевающий способность к постоянному развитию и обогащению личности. В широком понимании сюда можно отнести следующие «аксиомы» совершенствования человека:

  • самопознание и самовоспитание;

  • саморегуляция (аутокоррекция);

  • духовное обогащение (развитие духовных, высоких нравственных качеств);

  • самореализация

  • Адаптация человека к деятельности - изменение системы гомеостатического регулирования, которое обеспечивает при заданном характере и уровне деятельности ее минимальную физиологическую и психологическую стоимость. Основной критерий адаптации к деятельности – обеспечение выполнения цели деятельности при минимизации затрат.

Системы, обеспечивающие адаптацию

Звенья системы

Содержание

1. Афферентное звено

Афферентное звено функциональной системы адаптации состоит из рецепторов, а также чувствительных нейронов и совокупностей афферентных нервных клеток в ЦНС. Все эти элементы нервной системы воспринимают раздражения из внешней среды и от самого организма и участвуют в осуществлении так называемого афферентного синтеза, необходимого для адаптации. Афферентный синтез возникает по П.К. Анохину, при взаимодействии мотивации, памяти, обстановочной и пусковой информации. В спорте, в одних случаях (например, у бегунов, лыжников, гимнастов), афферентный синтез для принятия решения о начале своих движений относительно прост и это облегчает формирование адаптивной системы, в других же (единоборство, спортивные игры), весьма сложен и это затрудняет образование такой системы.

Звенья системы

Содержание

2. Центральное регуляторное звено

Центральное регуляторное звено функциональной системы представлено нейрогенными и гуморальными процессами управления адаптивными реакциями. В ответ на афферентные сигналы нейрогенная часть звена включает двигательную реакцию и мобилизует вегетативные системы на основе рефлекторного принципа регуляции функций. Афферентная импульсация от рецепторов к коре головного мозга вызывает возникновение положительных (возбудительных) и отрицательных (тормозных) процессов, которые и формируют функциональную адаптивную систему. В адаптированном организме нейрогенная часть звена быстро и четко реагирует на афферентную импульсацию соответствующей мышечной активностью и мобилизацией вегетативных функций. В неадаптированном организме такого совершенства нет. Мышечное движение будет выполнено приблизительно, а вегетативное обеспечение окажется недостаточным. При поступлении сигнала о физической нагрузке одновременно с описанными выше изменениями происходит нейрогенная активация гуморальной части центрального регуляторного звена, ответственного за значение гуморальных реакций (повышенное высвобождение гормонов, ферментов и медиаторов) определяется тем, что они путем воздействия на метаболизм органов и тканей обеспечивают более полноценную мобилизацию функциональной адаптивной системы и ее способность к длительной работе на повышенном уровне.

Звенья системы

Содержание

3. Эффекторное звено

Эффекторное звено функциональной системы адаптации включает в себя скелетные мышцы, органы дыхания, кровообращения, кровь и другие вегетативные системы. Интенсивность и длительность физических нагрузок на уровне скелетных мышц определяется тремя основными факторами:

  1. числом и видом активируемых моторных единиц;

  2. уровнем и характером биохимических процессов в мышечных клетках;

  3. особенностями кровоснабжения мышц, от чего зависит приток кислорода, питательных веществ и удаление метаболитов.

Увеличение силы, скорости и точности движений в процессе долговременной адаптации достигается двумя основными процессами: формированием в ЦНС функциональной системы управления движениями и морфофункциональными изменениями в мышцах (гипертрофия мышц, увеличение мощности систем аэробного и анаэробного энергообразования, возрастание количества миоглобина и митохондрий, уменьшение образования и накопления аммиака, перераспределение кровотока и др.)

Стадии формирования адаптации

  1. Физиологического напряжения – преобладают процессы возбуждения в коре головного мозга и распространение на подкорки

  2. Стадия адаптации – установившийся уровень функционирования органов и систем

  3. Дезадаптация – в результате перенапряжения функций и включение компенсаторных механизмов

  4. Реадаптация – приобретение исходных свойств и качеств организма

Цена адаптации, срочная и долговременная адаптация

При адаптации организма к различным видам нагрузки реализуется общебиологическая закономерность, которая состоит в том, что все приспособительные реакции организма обладают лишь относительной целесообразностью, иными словами, любая адаптация имеет свою функциональную или структурную цену.

Цена адаптации может проявляться в двух различных формах:

  1. в прямом изнашивании функциональной системы, на которую падает основная нагрузка, при этом наблюдаются прямые повреждения структур сердца, нарушение ферментативной активности, торможение в Ц.Н.С. и т.д. Чаще всего это цена долговременной адаптации.

  1. В явлениях отрицательной перекрестной адаптации, т.е. в нарушении у адаптированных к определенным нагрузкам других функциональных систем и адаптационных реакций не связанных с данной деятельностью

При всем многообразии индивидуальной фенотипической адаптации развитие ее у человека характеризуется некоторыми общими чертами, на основании чего выделяют срочную и долговременную адаптацию.

Срочная адаптация - несовершенная, возникает непосредственно после начала действия раздражителя и может реализоваться на основе готовых ранее сформировавшихся физиологических механизмов и программ.

Отличительной чертой является, что деятельность организма протекает на пределе его возможностей, при почти полной мобилизации физиологических резервов, но далеко не всегда обеспечивает необходимый адаптационный эффект (увеличение Ч.С.С., частоты дыхания, развитие гипоксии)

Долговременная адаптациясовершенная, возникает постепенно, в результате длительного или многократного действия на организм факторов среды. Принципиальной особенностью является то, что она возникает не на основе готовых физиологических механизмов, а на базе вновь сформированных программ регулирования.

Данная адаптация развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в итоге постепенного количественного накопления каких-то изменений, организм приобретает новое качество в определенном виде деятельности – из неадаптированного превращается в адаптированный.

Долговременная адаптация характеризуется возникновением в Ц.Н.С. новых временных связей, а также перестройкой аппарата гуморальной регуляции – экономичностью функционирования (умеренная гипертрофия мышц и миокарда, нормализуется гомеостаз).

Определенные черты фенотипа, сформировавшиеся в результате долговременной адаптации становятся фактором профилактики болезней или патологических синдромов.

Методы определения показателей адаптации по функциональным показателям организма

3. Самооценка резервных возможностей

Задание № 1

Проба Штанге

Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание, измерьте время задержки дыхания

Оценка результата: менее 40 сек. – неудовлетворительно; 40-50 сек. – удовлетворительно; больше 50 сек. – хорошо.

Задание № 2

Проба Генче

Сделайте глубокий выдох и задержите дыхание, измерьте время задержки дыхания

Оценка результата: В норме задержка дыхания на выдохе взрослого человека составляет 25-30 сек.

Задание № 3

Проба Серкина

  1. в положении сидя задержите дыхание на вдохе (проба Штанге)

  2. сделайте 20 приседаний за 30 сек. и задержите дыхание на вдохе

  3. отдохните 1 минуту и повторите фазу 1)

Оценка результата

1 этап

2 этап

3 этап

Здоровый тренированный

50-70сек

> 50%

> 100%

Здоровый нетренированный

45-50 сек.

30-50% 1 этапа

70-100%

Скрытая недостаточность

30-45 сек

< 30%

< 70%

Задание № 4

Рассчитайте коэффициент здоровья

КЗ=0,01•ЧСС+0,01САД+0,008ДАД+0,014В+0,009МТ+0,004Пол(м-1,ж-2)-0,009Р-0,273

Чем выше балл, тем ниже уровень здоровья:

1 – оптимальный, 2 – удовлетворительный, 3 – умеренно пониженный, 4 – пониженный, 5 – резко пониженный, 6 – неудовлетворительный (гомеостаз нарушен, не действуют механизмы компенсации), 7 – неудовлетворительный (донозологическое состояние), 8 – препорбидное (предпатологическое) состояние.

ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ

  1. Самооценка физического развития

Задание № 1

Рассчитайте должный рост соответствующий вашему возрасту по формуле:

Должный рост = 6 • возраст + 77

Оценка результата:

Отклонения от нормы допустимы в пределах ± 2,5

Задание № 2

Определите свой рост, используя прибор ростомер.

Сравните показатели и проведите оценку.

Задание № 3

Рассчитайте по формуле соответствие роста и веса

Весо-ростовой индекс Кетле

p – вес

α – рост

Оценка результата:

средний индекс у мужчин 370-400 на 1 кг; женщин 325-375

  1. Самооценка функционального состояния

Задание № 1

Подсчитайте пульс в положении сидя.

Оценка результата: частота пульса в возрасте 17-20 лет в норме 70-80 ударов в минуту

Задание № 2

Подсчитайте пульс при изменении положения тела – сидя-стоя.

Оценка результата: частота пульса в положении сидя в норме ниже на 6-8 ударов, если больше нормы - преобладает симпатическая регуляция деятельности сердца, если меньше – парасимпатическая.

Задание № 3

Выполните 20 раз приседание

Подсчитайте пульс после нагрузки и запишите данные в таблицу:

Состояние организма

Показатели пульса

в покое

после нагрузки

через 1 минуту

через 3 минуты

через 5 минут

Оценка результата: если частота пульса увеличивается на 30% и меньше – хорошо; больше чем на 30% - плохо. Сказывается недостаточная тренированность. Если возвращается ЧСС к норме за 2 минуты и меньше – прекрасно; если время от 2 до 3 минут – удовлетворительно; если свыше 3 минут следует заняться своим здоровьем.

Задание № 4

Измерьте АД на правой руке.

Оценка результата: в норме АД в возрасте 17-20 лет составляет 116/62 – 125/70.

Задание № 5

Рассчитайте значение пульсового давления:

ПД = СД – ДД

СД – систолическое (верхнее) давление

ДД – диагностическое (нижнее) давление

Оценка результата: ПД в норме 30-60 мм.рт.ст.

Задание № 6

Определите по формуле коэффициент выносливости:

Оценка результата:

КВ составляет ± 16;

Если > ослабление деятельности сердца;

Если < на усиление деятельности сердца



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Адаптации животных к нормальным и экстремальным факторам среды

    Документ
    Курсы по выбору занимают важное место в системе подготовки учителя биологии. Курс «Адаптации позвоночных животных» является дополнением к курсу «Зоология», позволяющий глубже познакомиться с тонким механизмом адаптаций животных к
  2. Адаптация 5 классников Введение

    Документ
    Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
  3. Адаптация ребенка к детскому саду (2)

    Документ
    У специалистов нет единого мнения: отдавать ребенка в дошкольное учреждение или нет. С мамой, конечно, хорошо и безопасно, да и малыш всегда чувствует, что любим.
  4. Адаптация старшеклассников в образовательном пространстве школы (теоретический аспект)

    Диссертация
    Актуальность исследования. Успешное развитие системы отечественного образования неразрывно связано с учетом динамики социально-культурных перемен, происходящих как в России, так и за ее пределами.
  5. «Адаптация и самоадаптация в теории Эриксона»

    Реферат
    Психология – наука о душе. Прогрессивное развитие общества невозможно без решения психологических задач. Профессиональная деятельность любого специалиста так или иначе связана с людьми (подчиненными, коллегами, партнерами, пациентами).

Другие похожие документы..