Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Правовое регулирование лизинга: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / а...полностью>>
'Публичный отчет'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумага...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа по спецкурсу «Этнодемографические процессы в современном мире» составлена на основе требований Государственного образовательного ст...полностью>>
'Статья'
1. Настоящее Соглашение распространяется на налоги на доходы и имущество, взимаемые от имени каждого Договаривающегося государства, независимо от спо...полностью>>

Главная > Решение

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Организация системы сопровождения детей
с проблемами в развитии в Новосибирской области

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-медико-педагогической помощи детям с проблемами в развитии и дальнейшее их психолого-педагогическое сопровождение.

Как известно, приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся. Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может ограничиваться рамками задач преодоления трудностей в обучении, но предусматривает включение задач обеспечения успешной социализации. В соответствии с методическими рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003 г. 3 28-51-513/16) основной задачей сопровождения является создание психолого-педагогических условий для полноценного становления, развития личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик, а также защита прав ребенка на получение образования и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования. Следовательно, технология «Сопровождение в образовании» должна развиваться как особая научно-практическая область на основе мультидисциплинарного подхода (Л.М. Шипицына Комплексное сопровождение детей. С-П.,2003). Мультидисциплинарный подход требует согласованной работы «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

Поэтому, первостепенной задачей для Новосибирской области в настоящий момент является, прежде всего, повсеместное создание служб сопровождения и организация единого нормативно-правового пространства. На первый план выходит требование оптимизации взаимодействия педагога-психолога с социальным педагогом, учителем-логопедом, медицинским работником, классным руководителем с целью обеспечения максимальной эффективности сопровождения участников образовательного процесса. Такое взаимодействие может быть построено в рамках Службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования (далее – Службы).

Единая организационно-управленческая модель Службы предусматривает:

  • во-первых, межведомственное взаимодействие органов управления образования, здравоохранения, соцзащиты, внутренних дел, иных ведомств в интересах защиты детства, сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения;

  • во-вторых, общую стратегию работы с детьми всех специалистов службы сопровождения образовательного учреждения;

  • в-третьих, единую вертикаль управления структурными подразделениями системы ППМСиП обеспечения от уровня образовательного учреждения до соответствующих подразделений региональных органов.

Основой для осуществления межведомственного взаимодействия и преемственности в деятельности органов управления образованием на всех управленческих уровнях является единая государственная политика в сфере защиты детства, зафиксированная в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г., Федеральной целевой программе развития образования (2006-2010 годы), Концепции инновационного развития образования Новосибирской области.

Построение эффективной системы психолого-педагогической, медико-социальной и правовой помощи в образовательном учреждении позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, повысить адаптационные возможности участников образовательного процесса.

Известно, что в теории сопровождения важным положением выступает и сам ребенок, и его родители (законные представители), и педагоги, и ближайшее окружение. Именно согласованное действие «команды» является одним из гарантов успешной социализации личности ребенка. Поэтому в практике наряду с независимыми центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи необходимо создавать службы или группы сопровождения непосредственно в учреждениях (психолого-медико-педагогические консилиумы).

Деятельность центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи и служб сопровождения образовательных учреждений (ПМПк) направляется на обеспечение согласованных процессов:

  • Индивидуальное сопровождение детей в образовательных учреждениях;

  • «Заявительное» сопровождение в районных ППМС-центрах;

  • Системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Индивидуальное сопровождение детей в образовательном учреждении предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» и гарантированное оказание помощи детям потенциальной «группы риска» (профилактика). Индивидуальное сопровождение, в основном, осуществляется созданными в ОУ психолого-медико-педагогическими консилиумами, в состав которых могут входить педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог и медицинские специалисты данного учреждения.

Основные задачи ПМПк в ОУ:

  • Защита прав и интересов ребенка;

  • Диагностика обучающихся и воспитанников по проблемам развития;

  • Выявление групп детей, требующих внимания специалистов;

  • Консультирование всех участников образовательного процесса по возможным путям решения проблем;

  • Групповые занятия, тренинги с учителями, воспитателями, учащимися по изменению стереотипов поведения, развитию коммуникативных навыков.

  • Профилактические мероприятия.

Дети реальной «группы риска» (т.е. дети с проблемами в развитии, находящиеся под воздействием нескольких факторов риска) направляются в специально организованные для этих целей центры, службы сопровождения, которые, по возможности, выявляют проблемы развития, т.е. осуществляют «заявительное» сопровождение или сопровождение по «заявке» родителей (законных представителей), педагогов. В основном это – ППМС-центры, призванные оказывать психологическую и медико-социальную помощь всем участникам образовательного процесса в решении проблем развития ребенка, ведут психологическое просвещение всех участников образовательного процесса и внедряют уже разработанные и апробированные программы (психологические, логопедические, социальные и др.). При этих центрах должны функционировать психолого-медико-педагогические комиссии. Психолого-медико-педагогические комиссии обеспечивают взаимодействие ПМП-консилиумов образовательных учреждений

К системному сопровождению относится ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - «Областной центр диагностики и консультирования», который представляет интересы всех районных служб сопровождения в системе образования, союз науки, практики и управления и способствует развитию данных служб в целом. В состав Центра входит главная областная психолого-медико-педагогическая консультация (ГОПМПК).

Таким образом, для успешной реализации Концепции модернизации образования в Новосибирской области необходимо создать поуровневую организацию служб сопровождения:

  1. Первичный уровень

Образовательные учреждения и созданные при них группы сопровождения, психолого-медико-педагогические консилиумы (медико-педагогические, педагогические консилиумы).

  1. Муниципальный уровень

Районные службы сопровождения, ППМС-центры, при которых функционируют психолого-медико-педагогические комиссии.

  1. Областной уровень

ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - «Областной центр диагностики и консультирования», Главная областная психолого-медико-педагогическая консультация.

Положение о порядке открытия и организации деятельности
психолого-медико-педагогически комиссий
на территории Новосибирской области


  1. Общие положения

    1. Настоящее положение регулирует организационно-методическую основу деятельности психолого-медико-педагогических комиссий на территории Новосибирской области.

    2. Психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) создаются в рамках приоритетных целей и задач модернизации российского образования, решение которых требует построения адекватной системы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения детей с проблемами в развитии и обучении. В настоящее время оптимальным является организация ПМПК как структурного подразделения ППМС-центра.

    3. Под системой ПМПК понимается трёхуровневая организационная структура, в состав которой входят:

  • на областном уровне – Государственная областная психолого-медико-педагогическая консультация при Государственном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - «Областной центр диагностики и консультирования», которая является головной по отношению к муниципальным ПМПК;

  • на муниципальном (районном) уровне – муниципальные психолого-медико-педагогические комиссии, которые являются головными по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам образовательных учреждений.

  • на первичном уровне (уровне образовательного учреждения)- психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк).

    1. Для получения права определения образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья ПМПК проходит обязательную экспертизу в порядке, установленным Департаментом образования Новосибирской области, по результатам которой получает соответствующее разрешение.

    2. В своей деятельности ПМПК руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, решениями Департамента образования Новосибирской области, настоящим Положением.

    3. Деятельность системы ПМПК и отдельных ее подразделений финансируется за счет бюджета системы образования Новосибирской области, муниципальных (районных) образований области, а также за счет целевых выплат на создание и деятельность ПМПК.

    4. ПМПК работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, социальной защиты, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.

  1. Цели и задачи

    1. Целью ПМПК является организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.

    2. Деятельность ПМПК направлена на решение следующих задач:

      1. Своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии от 0 до 18 лет:

  • комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика резервных возможностей ребенка и нарушений его развития; определение специальных условий для получения образования несовершеннолетними;

  • подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также – лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

  • разработка и апробация индивидуально ориентированных методов диагностико-коррекционной работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных из этих методов с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия;

      1. Консультирование детей и подростков, обратившихся в ПМПК; родителей (законных представителей), педагогических, медицинских и социальных работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении по вопросам, находящимся в компетенции ПМПК.

      2. Методическое сопровождение на муниципальном уровне – ПМП консилиумов образовательных учреждений, на областном уровне – муниципальных ПМПК, в т.ч.:

  • Программно-методическое обеспечение дальнейшего сопровождения детей с проблемами в развитии через внедрение уже разработанных и апробированных программ (психологических, логопедических, социальных и др.).

  • Организация семинаров, конференций по актуальной тематике для практических работников системы образования, здравоохранения, социальной защиты по вопросам организации сопровождения детей с проблемами в развитии и обучении.

      1. Координация взаимодействия специалистов ПМПК со специалистами служб сопровождения образовательных учреждений, родителями (законными представителями) для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий.

      2. Осуществление контроля исполнения рекомендаций ПМПК и мониторинг динамики развития детей, прошедших обследования в условиях ПМПК.

      3. Анализ собственной деятельности ПМПК и деятельности ПМПк образовательных учреждений на муниципальном уровне, и деятельности муниципальных ПМПК на областном уровне (по заказу/запросу Управления /Департамента образования района/области).

      4. Формирование банка данных о детях и подростках с нарушениями в развитии.

      5. Создание информационной базы данных об учреждениях, в которые могут обратиться родители (законные представители) за помощью при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи.

      6. Участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной и правовой культуры населения.

  1. Организационные основы системы ПМПК в Новосибирской области

Структура ПМПК в системе образования Новосибирской области обеспечивает ее функционирование на трех уровнях:

3.1. Первичный уровень

3.1.1. Психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений всех видов и типов (за исключением ППМС-центров) - являются одной из форм работы Службы ППМСиП сопровождения в рамках ОУ по оказанию первичной ППМСиП помощи детям с проблемами в развитии и обучении с первых дней пребывания ребенка в учреждении.

3.1.2. ПМПконсилиумы образовательных учреждений любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы:

  • создаются приказом руководителя образовательного учреждения; общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения

  • являются одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

  • обеспечивают диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

  • проводятся с периодичностью не реже одного раза в квартал.

3.1.3. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

3.1.4. Состав психолого-медико-педагогических консилиумов на уровне образовательного учреждения зависит от кадровой обеспеченности:

Вариант 1

Организация ПМПк непосредственно на базе образовательного учреждения (осуществляется при наличии всех специалистов ПМПк: психолог, учитель-дефектолог/логопед, социальный педагог, медицинский работник).

Вариант 2

При недостаточной кадровой обеспеченности специалистами ППМСиП сопровождения в образовательном учреждении создаётся педагогический (Пк) или медико-педагогический (МПк) консилиум, деятельность которых сопровождается:

а) муниципальной ППМК или ППМС центром различной направленности;

б) ПМП консилиумом образовательного учреждения, имеющего специалистов необходимой квалификации и расположенного на территории, приближенной к данному образовательному учреждению (сетевой принцип организации), на договорной основе.

Данные специалисты на основании договора с образовательным учреждением принимают участие в разработке программ сопровождения детей с проблемами в развитии и обучении на основе комплексной психолого-медико-педагогической диагностики. В этом случае в образовательном учреждении действуют группы сопровождения, направляемые в своей деятельности Службами курирующих учреждений, и педагогические (медико-педагогические) консилиумы.

3.2. Муниципальный (районный) уровень

      1. Органам управления образованием рекомендуется создание ПМПК на муниципальном уровне как структурного подразделения образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центра) или как ППМС-центра (диагностики и консультирования), профилированного на выполнение функций ПМПК.

      2. ПМПК - обеспечивает выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработку рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания данного конкретного ребенка, формирует банк данных о детях с проблемами в развитии.

      3. ПМПК является головной по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам (ПМПк) образовательных учреждений, организует и проводит социопсихологический мониторинг системы ПМПк на уровне муниципалитета, организует взаимодействие ПМПк образовательных учреждений на территории района (города) и координируют их деятельность.

      4. ПМПК муниципального уровня открывается на десять тысяч несовершеннолетних.

      5. С целью оказания ППМСиП помощи детям с проблемами в развитии ПМПК взаимодействуют с:

  • специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, которые создаются для лиц с ограниченными возможностями здоровья, организуют специальные условия для получения образования, предупреждение вторичных отклонений в развитии, их коррекцию, компенсацию средствами образования, в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среды жизнедеятельности, а также психолого-педагогические, медицинские и другие услуги.

  • образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), которые осуществляют первичную и специализированную комплексную помощь всем субъектам образовательного процесса; реализуют специализированные образовательные, исследовательские и научно-практические проекты и программы, осуществляют социально-психологическую экспертизу и мониторинг образовательной среды в образовательных учреждениях своего района, предоставляют необходимую информацию территориальному (муниципальному) управлению образования для принятия управленческих решений; осуществляют информационное и организационное обеспечение деятельности специалистов сопровождения общеобразовательных учреждений на территории своего района.

Состав специалистов ППМС центра

ППМС-центр открывается на 5 тысяч детей, проживающих в городе (районе). Минимальный состав специалистов ППМС центра, профилированного на выполнение функций ПМПК: директор, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, методист (ставки от системы образования), невролог, психиатр (сохранение за данными работниками постоянного места работы в системе здравоохранения, закрепив за ними функциональные обязанности работников ПМПК и приравняв по условиям оплаты труда и продолжительности отпуска ко всем остальным работникам ПМПК соответственно должностям и квалификации).

      1. Координацию деятельности ПМПК по административной линии осуществляет специалист в отделе муниципальных органов управления образованием, который организует и контролирует деятельность по комплексному ППМСиП обеспечению образования на уровне муниципального образования, обеспечивают информационное и организационное единство служб сопровождения в образовательных учреждениях на территории муниципального образования; координирует и осуществляет контроль за воспитанием, обучением, правовой и социальной защитой детей с ограниченными возможностями здоровья и специальными образовательными потребностями; координирует взаимодействие со специалистами здравоохранения, социальной защиты населения, пенсионного фонда, учреждений образования, общественных организаций и других структур по вопросам организации комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования, а также по вопросам организации обучения и воспитания, специального образования и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья; организуют выполнение федеральных, региональных и иных нормативных документов по вопросам комплексного ППМСиП обеспечения образования на муниципальном уровне; регулярно проводит совещания, конференции, семинары по актуальным вопросам психолого-медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса;

3.3. Областной уровень

3.3.1. Государственная областная психолого-медико-педагогическая консультация (ГОПМПК) входит в состав ГОУ «Областной центр диагностики и консультирования» в качестве структурного подразделения.

3.3.2. ГОПМПК в особо трудных и конфликтных случаях проводит комплексное диагностическое обследование несовершеннолетних и разрабатывает рекомендации, направленные на определение специальных условий для получения образования и сопутствующего медицинского обслуживания данного конкретного ребенка.

3.3.3. ГОПМПК является головной по отношению к муниципальным ПМПК; обеспечивает организацию системы ПМПК в области, научно-методическое, информационно-аналитическое и экспертное сопровождение их деятельности. Специалисты ГОПМПК организуют и контролируют деятельность по комплексному ППМСиП сопровождению детей с проблемами в развитии и обучении, обеспечивают информационное и организационное единство системы ПМПК на территории области; организуют выполнение федеральных и иных нормативных документов, регламентирующих эту деятельность; организуют разработку и реализацию региональных нормативных правовых актов в пределах своей компетенции, подготавливает предложения по исследовательским, образовательным и научно-практическим проектам в области комплексного сопровождения детей с проблемами в развитии и обучении, организуют и проводят социопсихологический мониторинг региональной системы ПМПК; проводят совещания, семинары, научно-практические конференции и другие мероприятия по вопросам комплексного сопровождения детей с проблемами в развитии и обучении. В диагностически сложных случаях специалисты ГОПМПК направляют ребенка в диагностические группы круглосуточного пребывания Школы-центра ГОУ «Областной центр диагностики и консультирования», где на основе углубленной комплексной диагностики разрабатывает различные модели сопровождения детей с проблемами в развитии и обучении на уровне образовательного учреждения.

3.3.4. Координацию деятельности ПМПК по административной линии осуществляет специалист в отделе департамента образования, который организует и контролирует деятельность по комплексному ППМСиП обеспечению образования на уровне области, внедряет систему государственно-общественного контроля за соблюдением прав детей в образовательных учреждениях на территории области; осуществляет контроль за воспитанием, обучением, правовой и социальной защитой детей с ограниченными возможностями здоровья и специальными образовательными потребностями; координирует взаимодействие со специалистами здравоохранения, социальной защиты населения, пенсионного фонда, учреждений образования, НИПКиПРО, общественных организаций и других структур по вопросам организации комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования, а также по вопросам организации обучения и воспитания, специального образования и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья; контролирует выполнение федеральных, региональных и иных нормативных документов, издает приказы, распоряжения и другие документы по вопросам комплексного ППМСиП обеспечения образования на областном уровне; организует регулярное проведение совещаний, конференций, семинаров по актуальным вопросам психолого-медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г определяет приоритетные цели и задачи, решение (2)

    Решение
    В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение.
  2. 1 Нормативы используются субъектами градостроительной деятельности, осуществляющими свою деятельность на территории Нижегородской области, независимо от их организационно-правовой формы. 58

    Документ
    1.1.1. Нормативы используются субъектами градостроительной деятельности, осуществляющими свою деятельность на территории Нижегородской области, независимо от их организационно-правовой формы.
  3. Проект основы концепции реформирования дорожного хозяйства Российской Федерации

    Документ
    Дорожное хозяйство Российской Федерации является одним из элементов транспортной инфраструктуры, который обеспечивает конституционные гарантии граждан на свободу передвижения и делает возможным свободное перемещение товаров и услуг.
  4. Региональные нормативы градостроительного проектирования

    Документ
    Требования к согласованию размещения объектов в районах аэродромов и на других территориях с учетом обеспечения безопасности полетов воздушных судов 378
  5. 1. Развитие механизмов участия некоммерческих организаций на рынке государственных (муниципальных) услуг (работ) 12

    Документ
    Совершенствование институциональных условий функционирования некоммерческих организаций, привлечение некоммерческих организаций к предоставлению государственных (муниципальных) услуг (работ),

Другие похожие документы..