Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
! "Не старайтесь сделать левшу, таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство.&quo...полностью>>
'Программа'
*Пожалуйста, обратите внимание, что заселение в отелях начинается в 14:00 или 15:00. Туристам, прилетающим на утренних рейсах, рекомендуется брониров...полностью>>
'Документ'
а) в строке 1 - порядковый номер и дата составления счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - счет-фактура...полностью>>
'Документ'
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости прикатился герой из сказки. Помогите мне отгадать, как его зовут, из какой он сказки? (По столу катится ко...полностью>>

1. организация управления финансами

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

110

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Кафедра «Экономика, учет и анализ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

для студентов, обучающихся по специальности

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Кемерово 2009

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Конспект лекций

  2. Варианты заданий для выполнения контрольной работы

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. организация управления финансами

1. Сущность и организация финансового менеджмента предприятия

2. Основные принципы финансового управления
3. Цели и функции финансового управления
4. Организационная схема управления финансами
5. Основные модели финансового механизма предприятия
6. Основные виды налогов с юридических лиц и принципы их взимания.

1.Сущность и организация финансового менеджмента предприятия

Финансовая деятельность предприятия — это организация финансовых отношений, возникающих в процессе работы у предприятия с другими юридическими и физическими лицами. Финансовые отношения — это часть денежных отношений, порождаемая движением денежных средств и сопровождающаяся формированием и использованием фондов денежных средств.

Финансовая деятельность предприятия имеет целью формирование первоначального капитала и последующее обеспечение обоснованных пропорций при формировании и использовании доходов и финансовых ресурсов, а также создание условий для выполнения обязательств перед государством, покупателями и поставщиками. Частью финансовой деятельности является экономическое воздействие на партнеров, гарантирующее выполнение ими договорных обязательств перед предприятием.

Принятие обоснованных финансовых решений возможно только при условии полноты и точности учета и отчетности по финансовым показателям.

Основной целью финансовой деятельности является обеспечение нормального кругооборота средств как условия бесперебойной деятельности, осуществления всех необходимых расходов и платежей, и получения прибыли, а затем и денежных средств. Выявление причин нарушения нормального кругооборота позволяет принимать решения по методам их устранения.

Формальная финансовая работа обеспечивает превышение денежных доходов над денежными расходами, осуществление необходимых инвестиций, возможность формирования резервов на компенсацию ущерба или убытка при возникновении рисковых ситуаций. Практически риски возникают при осуществлении предприятием всех видов деятельности.

При нормальной финансовой деятельности выручка от продаж - основной источник возмещения затрат на производство продукции и формирования фондов денежных средств. Своевременное и полное поступление выручки от продаж обеспечивает бесперебойность процесса деятельности предприятия, непрерывность кругооборота средств. Поступление выручки от продаж свидетельствует о завершении кругооборота средств. До ее поступления издержки производства и обращения финансируются за счет источников формирования оборотных активов. Результат кругооборота вложенных в деятельность средств — возмещение затрат и создание собственных источников финансирования в форме амортизации и прибыли.

Финансовый менеджмент — один из элементов экономического управления деятельностью предприятия. В процессе деятельности возникают финансовые и денежные потоки, взаимосвязанные между собой: любое движение финансовых потоков приводит к увеличению или уменьшению денежного потока. Целенаправленное регулирование финансовых потоков обеспечивает наличие у предприятия необходимых сумм денежных средств.

Финансовый менеджмент предполагает принятие финансовых решений в рамках конкретной ситуации, выбор наилучшего варианта решения с учетом всех последствий выбора. Такой выбор производится во всех видах деятельности предприятия: основной, инвестиционной и финансовой.

В процессе выбора наилучшего варианта решения определяются:

а) реальность осуществления того или иного варианта;

б) сопутствующие ему затраты и доходы;

в) изменение основных показателей, оценивающих финансовое состояние предприятия на ближайший период и на более длительную перспективу;

г) другие последствия, связанные с принятием решения;

д) условия, необходимые для реализации принятого решения.

Таким образом, финансовый менеджмент — это процесс активного управления финансовым состоянием предприятия с использованием всех факторов, влияющих на финансовое состояние, в качестве инструмента финансового управления.

2. основные принципы финансового управления

Финансовое управление — это совокупность концепций, правил и методов выработки и принятия финансовых и инвестиционных решений. О каких же решениях идет речь? Принято делить управленческие решения в финансовой сфере на инвестиционные и финансовые.

Инвестиционные решения отвечают на вопрос, куда и сколько нам нужно вложить денег? Принимая инвестиционные решения, мы имеем дело с реальными активами.

Финансовые решения возникают тогда, когда нам нужно найти финансовые ресурсы, т.е. ответить на вопрос, где взять деньги?

Принимая решение о финансировании, мы имеем дело с финансовыми активами.

Реальные активы — это все то, что принадлежит предприятию и является обязательным условием его производственной дея­тельности.

Финансовые активы — это совокупные обязательства предприятия.

Рассмотрим ряд правил, касающихся этих понятий.

Правило 1. Финансовые активы имеют стоимость лишь тогда, когда они соответствуют реальным активам.

Правило 2. Финансы предприятия и его производственная деятельность тесно связаны между собой.

Правило 3. Финансовую структуру предприятия формирует его основная деятельность.

Правило 4. Прибыль не равна денежному потоку.

Прибыль — это некоторая сумма в рублях, которую рассчитывает бухгалтер на конец отчетного периода (конец квартала или года). Денежный поток (cash flow) — это движение средств в реальном режиме времени. Почему же они не равны между собой? В итоге, безусловно, равны. Но прибыль – учетная величина, она фиксируется на момент отгрузки продукции. Вероятна ситуация, когда прибыль на бумаге есть, а денег у предприятия нет.

Правило 5. Если возникает аритмия в цикле движения денежных средств, предприятию грозит финансовая неустойчивость.

Правило 6. Современное финансовое управление базируется на концепции экономической (рыночной) стоимости.

В финансовом управлении мы все время оперируем понятием стоимости: стоимость активов, стоимость долгов, стоимость акций, стоимость предприятия и т.д.

Но сегодня менеджеры все больше обращают внимание на то, во сколько оценивают их предприятие инвесторы (потенциальные акционеры), кредиторы, фондовые брокеры, финансовые аналитики.

Они прекрасно знают, что их предприятие (его капитал, акции, активы, займы) имеет иную, экономическую стоимость, которую присваивает предприятию рынок.

Экономическая стоимость – это текущая (приведенная) стоимость будущих доходов предприятия.

Чем оптимистичней прогноз этих доходов; тем выше экономическая, реальная стоимость предприятия.

3. Цели и функции финансового управления

Каковы же цели финансового управления? «Получение прибыли», — ответит большинство. Но тот, кто уже внимательно ознакомился с принципами финансового управления, задумается и не сможет дать столь категоричного ответа.

Безусловно, в своей деятельности необходимо стремиться к увеличению прибыли, но не стремитесь к легким деньгам: они быстротечны.

Однако этого мало. Предприятие может быть доходным, но финансово неустойчивым. Менеджеры всемерно должны поддерживать платежеспособность предприятия, что нелегко. Ведь речь идет о том, чтобы поддерживать способность платить по всем обязательствам, А у предприятия их много: обязательства перед своими работниками, перед кредиторами и, наконец, перед собственниками.

Последний вид обязательств самый сложный. Ведь собственники — это акционеры, которые вложили свои деньги в акции предприятия, сформировав тем самым его капитал.

По существу, квалификация, знания, опыт, профессионализм менеджеров подчиняются главной цели — росту благосостояния акционеров, которое определяется неуклонным приращени­ем стоимости капитала предприятия, ростом цены его акций.

Функции финансового управления

Нам предстоит разобраться в том, кто, на каком уровне и, главное, чем должен заниматься, пытаясь управлять финансами предприятия.

Однако прежде чем приступить к этой непростой работе, постараемся понять:

  • каковы функции управления финансами на современном предприятии;

  • в каком состоянии его финансы сегодня и что будет с ними завтра?

От того, сможем ли мы грамотно и более или менее объективно зафиксировать функции финансового управления, зависит ответ на более существенный вопрос: кто должен заниматься их реализацией, точнее, кто сегодня должен управлять финансами на предприятии?

Для того чтобы охватить более широкий перечень функций и не пропустить главные, сгруппируем функции финансового уп­равления, разделив их на три крупные категории:

  • традиционные функции:

  • нетрадиционные функции;

  • специальные функции.

Традиционные функции. К ним принято относить как минимум три основополагающие функции:

  • финансовое планирование;

  • учет и контроль;

  • ценообразование.

Финансовое планирование. Одна из главных функций финансовой деятельности, если принять во внимание, что хороший финансист все время стремится оценить будущее, и в этом его главное предназначение.

Наиболее популярными и широко распространенными в современной плановой деятельности являются: разработка бюджетов или бюджетирование; составление инвестиционных проектов; бизнес-планирование.

Разработка бюджетов постепенно приобретает самостоятельное значение, отличается от традиционного планирования и называется сегодня «процессом бюджетирования».

Бюджетов на предприятиях составляется много как краткосрочных, так и долгосрочных. Важнейшие среди них – бюджет капитала, бюджет движения денежных средств и сводный бюджет предприятия, который для простоты понимания можно сравнить с общепринятым толкованием сводного финансового плана предприятия.

Инвестиционные проекты как конкретная форма финансового планирования стали сегодня чуть ли не единственными в обосновании инвестиционных решений и привлечении финансовых ресурсов.

Разработка инвестиционных проектов требует знания стандартов, по которым они должны составляться, а также умения оперировать общепринятыми критериями оценки их качества.

Что касается бизнес-планирования, то финансовое управление – это в первую очередь умелая разработка финансового раздела бизнес-плана. При его составлении целесообразно помнить о том, что у бизнес-плана в финансовом управлении две роли. Прежде всего, он служит комплексным технико-экономическим обоснованием инвестиционного проекта. Кроме того, бизнес-план предназначается для обоснования потребности предприятия в кредитных ресурсах.

Если в первом случае финансовый раздел бизнес-плана разрабатывается в соответствии с общепринятой методикой составления инвестиционного проекта, то во втором случае свои требования к финансовой части бизнес-плана выдвигает банк.

Учет и контроль. В рамках этой функции речь идет об организации комплексного учета денежных средств предприятия, составлении финансовой отчетности, организации контроля за исполне­нием финансовых решений. Реализация этой функции требует сегодня развития управленческого учета.

Его суть в организации управления знаменитой триадой «цена – затраты – прибыль».

Ценообразование. В ответ на вопрос, о какой цене в рамках данной функции идет речь, наверняка, последует ответ: о цене на продукцию.

В финансовом управлении все несколько иначе. Речь идет, в первую очередь, о цене на производимую продукцию. Но этим функция ценообразования в финансовом управлении не ограничивается.

Оказывается, существует три вида цен: цена продукции, цена капитала, цена затрат.

Сегодня необходимо уметь определять цену капитала и фактическую доходность предприятия, а также управлять этой ценой, регулировать доходность предприятия в соответствии с альтернативной доходностью, сложившейся на финансовых рынках.

Третий вид цены, которой призван заниматься финансист на предприятии, это цена затрат. Каждый элемент затрат имеет свою цену, воздействуя на которую, финансист может управлять структурой затрат. Эта цена определяется долей каждого элемента затрат в объеме продаж и измеряется в процентах.

Нетрадиционные функции. Эти функции широко известны в мировой практике финансового управления, но лишь недавно появились в практике российских предприятий.

Управление ликвидностью. Это наиболее знакомая функция: каждый менеджер знает, что предприятие ликвидно, если может платить по текущим обязательствам. Однако сегодня управление ликвидностью нуждается в более глубоком толковании и всестороннем изучении.

Каждый менеджер должен для себя связать управление ликвидностью с навыками управления рабочим капиталом и денежными потоками предприятия.

Управление финансовой устойчивостью. Считается, что предприятие финансово устойчиво, если у него оптимальная структура капитала. Управлять финансовой устойчивостью – это управлять структурой капитала предприятия, определять оптимальные размеры собственного капитала, искать пути его увеличения, грамотно пользоваться финансовым рычагом, достигая наибольшего эффекта от привлечения займов и не подвергая при этом предприятие риску банкротства.

Инвестиционная деятельность. Данный сложный вид управленческой деятельности складывается сегодня из следующих обязательных элементов:

  • инвестиционный анализ;

  • управление инвестиционным портфелем с учетом финансовых рисков;

  • разработка системы хеджирования против финансовых рисков.

Результатом инвестиционной деятельности может стать либо оптимальная структура активов, либо инвестиционный проект, а чаще и то и другое. Что касается инвестиционного проекта, то речь идет о его разработке, оценке, управлении и финансировании.

Специальные функции. Напомним, что речь идет о функциях финансового управления применительно к корпоративным структурам.

Управление акционерным капиталом. Всем менеджерам полезно знать, что акционерный капитал существует в нескольких формах (объявленный, обращающийся, уставный, оплаченный, выкупной и т.п.), а также имеет сложную структуру, которая охватывает нераспределенную прибыль, эмиссионный доход, уставный капитал и другие элементы.

Подобные знания рождают более грамотную финансовую политику и обоснованный выбор среди множества финансовых стратегий.

Управление корпоративными ценными бумагами, что означает:

  • принципиальное решение руководства предприятия об эмиссии;

  • выбор акций или облигаций в качестве объекта эмиссии; разработку эмиссионного проспекта для акций и облигацион­ного соглашения для облигаций;

  • организацию первичного размещения ценных бумаг, т.е. андеррайтинг;

  • проведение операций с ценными бумагами на вторичном фондовом рынке.

Дивидендная политика. Речь идет в данном случае о выработке позиции руководства корпорации по вопросу о дивидендах (решение о выплате дивидендов, определение уровня дивидендов и форм их выплаты). Но не только.

Вопрос о дивидендах в финансовом управлении тесно связан с проблемой распределения чистой прибыли предприятия на нераспределенную прибыль, т.е. ту, которая идет на развитие предприятия, и дивидендную прибыль, т.е. ту, которая распределяется между акционерами в виде дивидендов.

4. Организационная схема управления финансами

Рассмотрим типовую организационную схему финансового управления, а затем сделаем некоторые важные выводы, которые почти наверняка заставят Вас задуматься над предстоящими изменениями у себя на предприятии. Постараемся создать общую картину организации финансов на современном предприятии, а за основу возьмем опыт организации финансов в зарубежных компаниях.

Отметим, что занимаются на предприятии финансовым управлением финансовые менеджеры. Они разделяются по функциям и уровням финансового управления. Возглавляет управление финансами главный финансовый менеджер. На фирме или предприятии это финансовый директор, а в крупной промышленной компании – вице-президент по финансам.

Главный финансовый менеджер несет полную ответственность за всю финансовую деятельность предприятия. Перечень его функций достаточно многообразен, но все они носят, безусловно, стратегический характер и нацелены на формирование финансовой устойчивости и стабильности предприятия,

Часть своих функций главный финансовый менеджер делегирует на функциональные уровни финансового управления.

Ему подчиняются, если следовать типовой схеме организации финансов, два функциональных менеджера: главный бухгалтер, а точнее - управляющий финансами.

Однако именно казначею принадлежит прерогатива решения вопросов, связанных с организацией инвестиционной деятельности и финансированием предприятия, созданием эффективных отношений с банком и другими финансовыми институтами, работа на фондовых и иных финансовых рынках.

Функции финансового директора и казначея тесно связаны между собой, они стратегические по своему характеру; финансовый директор в большей степени занят политикой в области финансов, а казначей – подготовкой и обоснованием аналитических и управленческих решений.

Финансовый директор. Руководство предприятия полностью полагается на финансового директора в вопросах политики диви­дендов, привлечения новых финансовых ресурсов, проведения политики крупных инвестиционных затрат, радикальных преобразований типа слияний и присоединений.

Сферы ответственности финансового директора предопределяют и его основные функции. Он должен заниматься долгосрочным (финансовым планированием, участвовать в подготовке долгосрочных бюджетов, контролируя тесную увязку капитальных затрат, долговременной стратегии развития и финансовых ресурсов.

В акционерной компании ему принадлежат функции подготовки решений по политике дивидендов, эмиссии дивидендов, выпуску облигационных займов, он формирует финансовые стратегии для предприятия.

Напомним, что финансовый директор крупной промышленной корпорации называется «вице-президентом по финансам». Это главный финансовый менеджер.

Постараемся суммировать его основные функции, очертив тем самым круг вопросов, за которые он обязан нести ответственность:

  • участие в формировании стратегии, определение финансовых потребностей для избранной стратегии;

  • долгосрочное планирование и подготовка (оценка) перспективных бюджетов;

  • распределение чистого дохода, определение нормы капитализации прибыли и выработка политики дивидендных выплат; оценка инвестиционных проектов, распределение инвестиций и формирование инвестиционного портфеля;

  • определение структуры капитала, формирование политики привлечения займов, эмиссионной политики и выбор эффективных финансовых инструментов;

  • участие в реструктуризации деятельности предприятия, разработка мер по слияниям, присоединениям и поглощениям, реорганизации акционерных обществ.

Казначей (финансовый управляющий). Его основная задача сводится к поддержанию финансовой устойчивости, он обязан обеспечивать свое предприятие финансовыми ресурсами при любых, даже весьма сложных, обстоятельствах.

Казначей и отделы, которые находятся под его началом занимаются прогнозированием финансовых нужд и потребностей компании, в их компетенции управление оборотными средствами, контроль за движением денежных потоков. Казначей призван поддерживать деловые отношения с банками, поскольку именно он отвечает за финансирование и кредитование экономического развития предприятия.

Он несет полную ответственность за организацию эмиссии, проведение операций с корпоративными ценными бумагами и управление корпоративными долгами, важнейшей частью которых являются облигационные займы.

Казначей – хранитель капитала предприятия, который постоянно наблюдает за его устойчивостью. Поэтому он в ответе за инвестиционные вложения предприятия в ценные бумаги других компаний, государственные ценные бумаги и любые другие инструменты денежных рынков.

Казначей занимается трастовыми операциями по управлению пенсионными фондами работников своей компании. Он управляет валютными активами и пассивами, осуществляя целый ряд мер по хеджированию валютных рисков, тем самым защищая компанию от потерь, связанных с изменениями валютных курсов.

Департамент казначея может также управлять недвижимостью, находящейся в собственности компании, проводить операции на рынках недвижимости, в его функции включена и страховая деятельность. Сотрудники этого департамента оказывают консультационные услуги по вопросам торговых кредитов и взаимоотношений с поставщиками, преследуя политику сбалансированности между кредиторами и дебиторами.

Наконец, департамент казначея часто возглавляет экспертизу по финансовому анализу, выдвигая на его основе предложения по инвестиционным затратам, лизинговому финансированию.

Приведем ниже более подробный, хотя и далеко не полный, перечень функций и полномочий казначея:

  • прогноз финансовых потребностей;

  • управление денежными средствами;

  • взаимоотношения с банками (кратко- и долгосрочные займы);

  • управление ценными бумагами;

  • управление заемным капиталом;

  • управление инвестициями в ценные бумаги и другие денеж­ные инструменты;

  • управление валютными активами;

  • хеджирование потерь от изменения валютных курсов;

  • управление реальными активами;

  • управление страхованием;

  • управление потребительским кредитом с помощью банков и

  • инвестиционных компаний;

  • экспертиза результатов финансового анализа;

  • выбор инвестиционных проектов;

  • поглощения и слияния;

  • арендное финансирование (лизинг).

Контролер (главный бухгалтер). Как и казначей, контролер подотчетен финансовому директору.

Он устанавливает, поддерживает в рабочем состоянии всю информационную систему предприятия, проводит аудиторскую проверку его структурных подразделений. Вместе со своими сотрудниками он готовит сообщения и отчеты менеджерам, руководству предприятия (совету директоров, акционерам и налоговой инспекции).

Его департамент осуществляет сбор и обработку первичной информации, занимается учетом затрат, рассчитывает плановые цены на производимую продукцию, принимает решения относительно торговых кредитов, контролирует задолженность перед поставщиками.

Вместе со своими сотрудниками он занят краткосрочными прогнозами, разрабатывает сметы затрат, принимает участие в проведении финансового анализа.

Функции контролера-бухгалтера:

  • организация бухгалтерского учета;

  • анализ прибыли;

  • финансовый анализ;

  • анализ цен;

  • анализ и учет затрат;

  • составление финансовой отчетности и краткосрочных бюджетов;

  • организация контроля;

  • налоговые платежи;

  • внутренний аудит.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тест №1. Финансовый менеджмент это: организация управления финансами на предприятии) выбор единственно правильного ответа.)

    Документ
    №32. Проекты А и В по внутренней норме доходности (IRR), если значение этого показателя для проекта А равно 17%, для проекта В - 19%, а возможный допустимый диапазон изменения цены капитала инвестора составляет 10-15%.
  2. Управление финансами предприятия

    Курсовая
    Система управления финансами в современной экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени Российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических
  3. Концепция государственного регулирования финансов 13 Система управления финансами

    Реферат
    В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялись путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов.
  4. Управление финансов Липецкой области

    Доклад
    Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления финансов области на 2010-2012 годы (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с постановлением администрации области от 19 декабря 2005 года № 184 «О мерах по повышению
  5. Программа дисциплины Управление финансами проекта и бюджетирование для направления 080500. 68 «Менеджмент» Магистерская программа «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации»

    Программа дисциплины
    Основная цель курса сфокусирована на формировании у студентов системного видения, а также методологического аппарата анализа финансовой составляющей проектной деятельности, управления финансами, а также планирования финансов проектов.

Другие похожие документы..