Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Проект посвящен изучению строения и эволюции астрономических объектов и Вселенной в целом. Цель работы – получение новых наблюдательных данных о косм...полностью>>
'Документ'
На этой фотографии изображен необычный памятник маленькой рыбке. В годы Блокады она помогала тысячам людей преодолеть страшный голод. Когда запасы ед...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 26 ноября 2009 года в 11:00 часов на заседании диссертационного совета Д 521.067.01 по защите диссертаций на соискание ученой степен...полностью>>
'Программа дисциплины'
Курс «История социальной работы» направлен на знакомство с зарубежным опытом развития социальной работы и историческим прошлым этого явления в нашей ...полностью>>

Организационно-правовые основы деятельности участковых уполномоченных милиции в условиях сельской местности

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ

МВД РОССИИ

На правах рукописи

ЧЕПРАСОВ Михаил Николаевич

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ МИЛИЦИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Специальность: 12.00.14 – Административное право, финансовое право, информационное право

Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва-2007

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ

На правах рукописи

Чепрасов Михаил Николаевич

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ МИЛИЦИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Специальность: 12.00.14 – Административное право,

финансовое право,

информационное право

Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва-2007

Диссертация выполнена на кафедре управления деятельностью служб общественной безопасности Академии управления МВД России.

Научный руководитель - доктор юридических наук, доцент

Елагин Александр Георгиевич

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Киреев Михаил Павлович

кандидат юридических наук, доцент

Щукина Татьяна Владимировна

Ведущая организация – Орловский юридический институт

МВД России

Защита диссертации состоится «14» февраля 2008 г., в 14 час. 30 мин., на заседании диссертационного совета Д – 203.002.06 в Академии управления МВД России по адресу: 125171, Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, д. 8, в ауд. 404-406.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии управления МВД России.

Автореферат разослан «____»_______________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент К.Л. Яковлев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования.

Переход на новые принципы деятельности органов внутренних дел обусловлен происходящими в России правовыми, экономическими и социальными преобразованиями во всех сферах жизни общества, а также задачами по принятию мер, «…направленных на повышение эффективности деятельности органов внутренних дел, доверия граждан к деятельности милиции, повышения уровня социально-правового обслуживания населения, чтобы действия милиции были прозрачны, понятны людям, получали их поддержку и одобрение…», поставленными Президентом России В.В. Путиным1. Аналогичные требования прозвучали и в обращении Министра МВД России Р.Г. Нургалиева к сотрудникам органов внутренних дел.

В силу стоящих задач, а также выполняемых функций, используемых средств и процедур в процессе обеспечения прав и свобод личности деятельность органов внутренних дел касаются практически всех граждан России. Это свидетельство того, что органы внутренних дел (милиция) по объему, разнообразию регулирующих, контролирующих, разрешающих, упреждающих и ограничивающих функций является самым дифференцированным и действительно приближенным к народу инструментом государственной власти. Однако, негативный имидж милиции, сложившийся в обществе в последнее время, обязывает к принятию незамедлительных мер по повышению авторитета органов внутренних дел.

В этой связи представляется, что одним из ключевых моментов решения поставленных Президентом России В.В. Путиным задач является совершенствование правового обеспечения и организационной формы деятельности органов внутренних дел, в том числе службы участковых уполномоченных милиции.

Служба участковых уполномоченных милиции является одним из центральных подразделений органов внутренних дел, что обусловлено не только ее многочисленностью, но и повседневной приближенностью к жизненно важным интересам населения. Наиболее остро этот вопрос стоит в сельской местности, где работает около 40% участковых уполномоченных милиции (23 тыс. человек) и они зачастую являются единственными представителями органов внутренних дел.

Необходимо отметить, что организация деятельности службы участковых уполномоченных милиции по территориальному принципу ставит ее сотрудников в разные условия, без учета которых невозможно повысить эффективность деятельности данной службы в целом. В процессе руководства деятельностью участковых уполномоченных слабо учитывается ее специфика на селе, которая обусловлена удаленностью обслуживаемых административных участков от горрайоргана внутренних дел, их большой площадью, разбросанностью сельских поселений, неразвитостью средств коммуникации, особым укладом и образом жизни жителей села и рядом других факторов, которые оказывают большое влияние на содержание, формы и методы деятельности участковых уполномоченных милиции, обслуживающих сельские административные участки.

В настоящее время на государственном уровне предпринимаются определенные шаги, направленные на повышение имиджа, социально-экономического обеспечения и материально-технического оснащения участковых уполномоченных милиции. Так, введена прогрессивная шкала повышения заработной платы в зависимости от стажа работы в должности, выделяется автотранспорт для сельских участковых. Несомненно, данные меры способны повлиять на эффективность работы участковых уполномоченных милиции, обслуживающих сельские административные участки, однако как видится, этих мер недостаточно. Исследование показывает, что предпринимаемые на государственном уровне меры по совершенствованию работы участковых уполномоченных милиции ориентированы в основном на сотрудников, работающих в городских условиях. Действующая Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции 1, несмотря на объективно существующую специфику работы в сельской местности, не содержит раздела специальных норм для участковых уполномоченных милиции, обслуживающих сельские административные участки. Кроме того, о недостаточности принимаемых мер свидетельствуют и результаты, полученные в ходе анкетирования руководителей МОБ МВД, ГУВД, УВД и участковых уполномоченных милиции различных регионов России.

Настоящая работа направлена на комплексное изучение деятельности участковых уполномоченных милиции в условиях сельской местности и поиска путей повышения эффективности их деятельности с учетом современного развития российского общества, государства, законодательства в данной сфере. Изложенные аргументы свидетельствуют об актуальности выбранной темы, ее значимости для обеспечения законных прав граждан в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Степень разработанности темы исследования. Широкий круг обязанностей, возложенных на участковых уполномоченных милиции по различным направлениям деятельности, позволяет занять данной службе особое место в системе органов внутренних дел, что объясняет повышенный интерес к проблеме правового положения, организации и деятельности их сотрудников со стороны ученых юристов. Ряд работ содержат целый комплекс положений, прямо или косвенно относящихся к изучаемой проблеме. Определяющее влияние на формирование соискателем методологической основы диссертационного исследования, являются работы следующих авторов: А.М. Абдулаева, С.С Алексеева, Д.Н. Бахраха, В.Н. Бутылина, Ф.П. Васильева, С.А. Вахова, В.А. Демиденко, Л.М. Колодкина, Ф. Е. Колонтаевского, В.В. Лазарева, А.Г. Лекаря, В.М. Манохина, Н.П. Мышляева, Р.С. Мулукаева, Л.Л. Попова, И.П. Портнова, В.Д. Резвых, М.Я. Савина, М.Ф. Савелия, Ю.А. Тихомирова, Г.А. Туманова, В.Ф. Цепелева, А.П. Шергина и других.

Проблемами организации и деятельности участковых уполномоченных милиции посвящены труды таких авторов как: Ю.Д. Блувштейна, А.З. Гливинского, И.П. Данилова, М.И. Еропкина, А.В, Заварзина, А.Я. Зырянова, А.В. Мелехина, А.В. Мозжухина, А.Г. Мусеибова, Д.К. Нечевина, Н.Д. Нечевиной, В.И. Норова, В.Н. Прокопенко, М.П. Киреева, Л.В. Кондратюка, В.Н. Кононова, Л.М. Колодкина, В.Б. Коробова, А.В. Крючкова, В.П. Танайлова, А.В. Черепанова, А.Б. Южакова и других.

Влияние условий сельской местности на организацию деятельности органов внутренних дел рассматривали такие ученые как: А.О. Геворкян, Р.А. Журавлев, Г.И. Забрянский, Т.И. Заславская, В.В. Кузнецова, И.Б. Мучнин, Р.В. Рыкина, В.И. Староверов, С.В. Тишков, Е.Б. Урланис и другие.

Однако вопросы организации и деятельности участковых уполномоченных в условиях сельской местности учеными юристами фактически не рассматривались. Представляется, что отсутствие комплексных специальных исследований и основанных на них методических рекомендаций влияет на организацию деятельности участковых уполномоченных милиции, создает определенные трудности в их работе, обуславливает наличие серьезных упущений. Вместе с тем, необходимость повышения доверия перед населением приобретает наибольшую актуальность именно в сельской местности, где участковый является не только представителем органов внутренних дел, но и, в понимании населения, представителем государственной власти в целом.

Не умаляя значимости накопленного теоретического опыта, признавая огромный вклад ученых в исследование общей проблематики вопросов, лежащих в основе диссертационной работы, следует отметить необходимость дальнейшей разработки основных элементов организации и деятельности участковых уполномоченных милиции в условиях сельской местности.

Объект и предмет диссертационного исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

В качестве объекта диссертационного исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе осуществления участковыми уполномоченными милиции своих служебных обязанностей в условиях сельской местности.

Предмет диссертационного исследования составляют: правовые и организационные основы деятельности участковых уполномоченных милиции, обслуживающих сельские административные участки.

Основная цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель диссертационного исследования состоит в поиске путей повышения эффективности работы участковых уполномоченных милиции в условиях сельской местности на основе комплексного исследования организационных и правовых аспектов их деятельности.

Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:

— исследовать административно-правовой статус участковых уполномоченных милиции органов внутренних дел;

— проанализировать историю становления и развития службы участковых уполномоченных милиции в сельской местности;

— выявить факторы (условия) сельской местности, влияющие на организацию деятельности участковых уполномоченных милиции;

— рассмотреть организацию деятельности службы участковых уполномоченных милиции с учетом условий сельской местности и предложить рекомендации по ее совершенствованию;

— исследовать нормативную базу, регулирующую деятельность участковых уполномоченных милиции в сфере обеспечения охраны общественного порядка в сельской местности, и разработать рекомендации по ее совершенствованию;

— изучить административно-правовую деятельность участковых уполномоченных милиции на селе и предложить пути по повышению ее эффективности;

— раскрыть формы и содержание взаимодействия участкового уполномоченного с общественными формированиями и сельским населением.

Методологической основой данного исследования послужила совокупность общих, частно-научных и специальных методов познания общественных явлений. При подготовке работы использовался системный метод анализа правовых и организационных основ деятельности участковых уполномоченных милиции в современных условиях. В целях получения достоверных результатов автором использованы сравнительно-правовой, структурно-функциональный, исторический, социологический и статистические методы. Применение этих и других методов позволило диссертанту исследовать рассматриваемые проблемы во взаимосвязи и взаимозависимости, их целостности и всесторонности.

Эмпирическая база исследования. Автором было проведено анкетирование более 205 участковых уполномоченных милиции, обслуживающих сельские административные участки; интервьюировано 23 руководителя милиции общественной безопасности МВД, ГУВД, УВД различных регионов России по различным аспектам деятельности участковых уполномоченных в сельской местности. Проанализированы статистические материалы о преступлениях и административных правонарушениях, совершаемых в сельской местности и относящихся к компетенции участковых уполномоченных в Российской Федерации. В процессе исследования автор опирался также на личный опыт работы в службе участковых уполномоченных милиции.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на монографическом уровне, с позиций комплексного подхода, с учетом правовых, социальных и экономических преобразований, произошедших в постсоветский период, предпринята попытка исследования организации и административно-правовой деятельности участковых уполномоченных милиции в условиях сельской местности.

Автором обоснована необходимость в разработке и принятии новых нормативных актов, а также внесении изменений в действующую нормативную базу, регулирующую деятельность участковых уполномоченных милиции.

Диссертантом разработан Проект главы «Организация деятельности участковых уполномоченных милиции в условиях сельской местности» Инструкции по организации деятельности участковых уполномоченных милиции.

В работе рассмотрена деятельность участковых уполномоченных милиции по охране общественного порядка, профилактике преступлений и административных правонарушений, организации взаимодействия с населением на обслуживаемых сельских административных участках и предложен комплекс организационных мер повышения ее эффективности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Автором дано определение участкового уполномоченного милиции как представителя государственной власти, обладающего исполнительно-распорядительными функциями, направленными на решение комплексной задачи по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности на обслуживаемом административном участке.

2. Статус участкового уполномоченного милиции, обслуживающего сельский административный участок, в сфере обеспечения охраны общественного порядка отличен от статуса участкового, обслуживающего городской административный участок. В сельских населенных пунктах участковый уполномоченный милиции является основным звеном органов внутренних дел, в котором наиболее полно реализуются функции органов государственной власти в целом и органов внутренних дел в частности, а также органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка, что определяет его роль как основного субъекта системы предупреждения преступности и обеспечения охраны общественного порядка. При этом участковый уполномоченный милиции выступает как организатор и непосредственный исполнитель мероприятий по реализации государственной политики в правоохранительной сфере.

3. В связи с объективно существующей необходимостью в постоянном проживании участкового уполномоченного милиции на обслуживаемом им административном участке в условиях сельской местности, необходимо:

— внести изменения в п.4 ст. 30 Закона РСФСР «О милиции», изложив его в следующей редакции: «Участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа, и члены их семей, проживающие с ними, бесплатно обеспечиваются органами местного самоуправления жильем с отоплением и освещением в соответствии с установленными номами, в границах закрепленного административного участка», предусмотрев финансирование данного положения при принятии федеральных и региональных программ, направленных на усиление противодействия преступности.

— раздел IV Инструкции об организации деятельности участковых уполномоченных милиции дополнить п. 47.1, изложив его в следующей редакции: «В сельской местности участковый уполномоченный милиции должен постоянно проживать на закрепленном за ним административном участке».

4. В связи с удаленностью сельских населенных пунктов от органов внутренних дел, слабым развитием инфраструктуры, а в ряде случаев отсутствием служебного автотранспорта и средств связи, повышение эффективности деятельности участковых уполномоченных милиции в сельской местности может быть достигнуто путем делегирования им части полномочий начальника органа внутренних дел в области административно-юрисдикционной деятельности, для чего необходимо внести изменения в п. 9 ч.2, 3 ст. 23.3 «Органы внутренних дел (милиция)» Кодекса об административных правонарушениях РФ, изложив их в следующей редакции:

— п.9 ч.2: старшие участковые уполномоченные милиции, участковые уполномоченные милиции — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.1, ч. 1 и 2 ст. 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ст. 12.22, 12.23, 12.28, ч. 1, 2 ст. 12.29, ч. 1 ст. 12.30, ст. 19.2, 19.15, 19.24, 20.1, ч. 2, 3 ст. 20.8, ч. 1 ст. 20.11, ст. 20.13, ч. 1 ст. 20.20, ст. 20.21 настоящего Кодекса;

— ч.3: должностные лица, указанные в п. 3 ч. 2 настоящей статьи, вправе назначать административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа в размере до трехсот рублей, должностные лица, указанные в п.9 ч.2 настоящей статьи вправе назначать административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа в размере до пятисот рублей.

5. С целью привлечения граждан к правоохранительной деятельности, в том числе и на конфиденциальной основе, необходимо принятие ведомственного нормативного акта, предусматривающего следующие положения: категория лиц, с которыми могут быть установлены доверительные отношения; задачи, решаемые с помощью доверительных отношений; организация работы с гражданами; порядок использования сведений, полученных от граждан на основе доверительных отношений; порядок и формы поощрения граждан.

6. Необходимым условием повышения ответственности, стимулирования работы участкового уполномоченного милиции с населением является участие граждан в оценке его деятельности. В связи с чем целесообразно дополнить главу V Инструкции об организации деятельности участковых уполномоченных милиции пунктом 68.4.1. и изложить его в следующей редакции: «мнение граждан, проживающих на территории административного участка».

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что автором с позиции совершенствования правовых, организационных аспектов, а также во взаимосвязи с социально-экономическими и правовыми преобразованиями, происходящими в Российской Федерации, рассмотрено функционирование одного из основных субъектов правоохранительной деятельности в сельской местности – участковых уполномоченных милиции.

Представляет теоретическую значимость сформулированные диссертантом дефиниции: «участковый уполномоченный милиции»; «сельская местность»; «взаимодействие участкового уполномоченного милиции с населением». Выявлены и проанализированы основные проблемы в деятельности участковых уполномоченных милиции в условиях сельской местности, на основе которых разработаны рекомендации по совершенствованию их функционирования.

Практическая значимость заключается в разработке предложений по совершенствованию законодательства, а также ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу.

Теоретические выводы и практические рекомендации по результатам исследования могут использоваться при совершенствовании законодательства, а также сотрудниками правоохранительных органов в практической деятельности. Изложенные в настоящем исследовании положения, выводы и рекомендации могут найти применение при проведении занятий по следующим дисциплинам: «Административное право», «Административная деятельность органов внутренних дел», «Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел», «Организация деятельности участковых уполномоченных милиции», а также при подготовке научных работ и учебно-методических материалов по данной проблематике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация подготовлена и прошла обсуждение на заседании кафедры управления деятельностью служб общественной безопасности Академии управления МВД России.

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, нашли свое отражение в публикациях автора; научных сообщениях на кафедре управления деятельностью служб общественной безопасности Академии управления МВД России; а также докладывались автором на межкафедральной научно-практической конференции «Совершенствование управления в системе горрайорганов внутренних дел на современном этапе», состоявшейся в Академии управления МВД России.

Результаты научных разработок внедрены в учебный процесс Академии управления МВД России на кафедре управления деятельностью служб милиции общественной безопасности (г. Москва) и используются для проведения занятий по учебной дисциплине «Организация деятельности служб общественной безопасности», Липецкого филиала Воронежского института МВД РФ (г. Липецк) по учебной дисциплине «Административная деятельность органов внутренних дел», а также внедрены в практическую деятельность милиции общественной безопасности УВД Липецкой области.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются объект, предмет, цель, задачи, методы диссертационного исследования, характеризуется научная новизна работы, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения о теоретической и практической значимости полученных результатов, их апробации и внедрении в практику.

Глава первая – «Правовые основы организации деятельности участкового уполномоченного милиции в условиях сельской местности» содержит три параграфа и посвящена вопросам становления и развития службы участковых уполномоченных милиции в советской и современной России, определению правового положения участковых уполномоченных милиции в условиях сельской местности, выявлению факторов и особенностей, обуславливающих особенности их деятельности и организации службы.

В начале исследования диссертант анализирует правовое положение участковых уполномоченных милиции и отмечает, что основополагающее значение для уяснения задач, функций, основных обязанностей и прав участкового уполномоченного милиции имеет Закон РСФСР «О милиции», в котором определено, что милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий (ст.4). Данный закон, устанавливая правовой статус сотрудников милиции, тем не менее не учитывает особенностей правового статуса участковых уполномоченных милиции в сельской местности, за исключением положения об обеспечении их жильем органами местного самоуправления. Таких особенностей не учитывают и Кодекс об административных правонарушениях РФ, регулирующий компетенцию участкового уполномоченного милиции в административно-юрисдикционной деятельности, и Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, 1 определяющее роль, место и задачи участковых уполномоченных милиции.

Более того, основной ведомственный нормативный правовой акт, определяющий задачи, функции, служебные обязанности и права участковых уполномоченных милиции – Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, также не учитывает особенностей деятельности участкового уполномоченного милиции в сельской местности, за исключением определения размера административного участка.

Таким образом, автором делается вывод, что основные нормативно-правовые акты, регулирующие правовой статус участкового уполномоченного милиции, не учитывают особенностей их работы в условиях сельской местности.

Диссертантом исследовано правовое положение участковых уполномоченных милиции в сельской местности с учетом исторических аспектов становления и развития службы участковых уполномоченных милиции и отмечено, что наиболее сложным и длительным, чем в городских населенных пунктах, был этап становления и развития службы участковых уполномоченных милиции в сельской местности. Так в 20-х годах прошлого века, в связи с отсутствием четкого административно-территориального деления страны, организация стабильной системы службы участковых уполномоченных милиции была невозможна и только к 1929 г. большинство сельских районов было разделено на участки. Протяженность территории обслуживаемых участков составляла от 25 до 50 км. с населением от 7000 до 14000 человек.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Документация об аукционе г. Санкт-Петербург 2008 г (2)

    Документация об аукционе
    Участник размещения заказа – юридическое лицо, физическое лицо или индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение государственного контракта.
  2. План. Понятие организации деятельности участкового уполномоченного милиции. Основные элементы организации деятельности участкового уполномоченного милиции

    Документ
    Прошедшие изменения в системе и деятельности правоохранительных органов еще не изменили к лучшему криминальную ситуацию в Российской Федерации, что подтверждает рост тяжких и насильственных преступлений, неудовлетворительность работой
  3. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции

    Документ
    В целях совершенствования деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике преступлений и иных правонарушений, повышения их роли в защите прав и законных интересов граждан,
  4. Организационно-правовые основы взаимодействия пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы безопасности Российской Федерации с органами внутренних дел в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации в повседневных условиях

    Диссертация
    Организационно-правовые основы взаимодействия пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы безопасности Российской Федерации с органами внутренних дел в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации в повседневных условиях.
  5. Лекция Организация работы с лицами, состоящими на профилактическом учете § Понятие и содержание профилактической работы, осуществляемой участковым уполномоченным милиции

    Лекция
    На рубеже ХХI века новые, негативные тенденции изменения преступности стали серьезным препятствием на пути становления демократических институтов и экономических основ российской государственности.

Другие похожие документы..