Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Павел Александрович Флоренский создал свой неповторимый образ Вселенной. Будучи священником, он своей душой постигал мироздание. Неотъемлемой частью ...полностью>>
'Программа дисциплины'
Дисциплина "История и теория литературы" относится к блоку профессиональных дисциплин. Она адресована студентам, обучающимся на Отделении д...полностью>>
'Документ'
ЗАО "Агентство недвижимости" настоящим публикует новую редакцию Проектной декларации на строительство 9-ти этажного жилого дома по улице Гва...полностью>>
'Пояснительная записка'
Цель: Способствовать формированию представлений городских школьников о территориальном разнообразии мира в природном, хозяйственном, социальном и ины...полностью>>

Главная > Реферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им М. В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ I КУРСА ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

I СЕМЕСТР

Москва – 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Выписка из рабочего плана……………………………………………………………………………………………3

Основы экономической теории……………………………………………………………………………………….4

Введение в мировую журналистику……………………………………………………………………………….....7

Введение в теорию журналистики…………………………………………………………………………………. 15

История зарубежной литературы……………………………………………………………………………………51

Основы теории литературы………………………………………………………………………………………….59

История русской литературы………………………………………………………………………………………..64

Современный русский язык………………………………………………………………………………………….70

Иностранный язык

Английский………………………………………………………………………………………………….74

Немецкий…………………………………………………………………………………………………….76

Испанский……………………………………………………………………………………………………78

Техника средств массовой информации…………………………………………………………………………….90

ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО ПЛАНА

№№

пп

Наименование дисциплин

Всего по плану,

часы

Всего в неделю, часов

В том числе

Форма

отчетности

лекции

сем. зан.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Основы экономической теории

Введение в мировую журналистику

Введение в теорию журналистики

История зарубежной литературы

Основы теории литературы

История русской литературы

Современный русский язык

Иностранный язык

Техника средств массовой информа- ции

Компьютерный практикум

Физическая культура

Профессиональные студии

54

54

36

36

54

36

108

144

36

18

72

36

3

3

2

2

3

2

6

8

2

1

4

2

2

2

1

2

2

2

2

1

1

1

1

1

4

8

1

1

4

2

экзамен

экзамен

зачет

экзамен

экзамен

зачет

зачет

зачет

экзамен

письменное задание

зачет

письменное задание

ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Сроки

занятий

Темы

Литература

Лекции, часы

Самост. работа,

часы

Вид

контроля

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Основные этапы развития экономической теории и ее виднейшие представители. Структура современной мировой экономической науки

Предмет, методология и функции экономической теории

Общественное разделение труда как основа развития экономических отношений

Отношения собственности и их формы

Основы товарного хозяйства. Товар как основная категория экономики

Стоимость, полезность, ценность

Деньги, их сущность, функции, обращение

Рынок: сущность, структура, механизм функционирования

Теория спроса и предложения. Эластичность

Издержки производства. Ценообразование. Законы рыночной экономики

Конкуренция и монополия. Пределы государственного вмешательства в экономику

Рынки ресурсов и механизм их функционирования. Формы доходов: прибыль, процент и капитал

Рынок труда: заработная плата и трудовые отношения

Основы предпринимательства. Сущность, формы и современные особенности предпринимательской деятельности. Управление фирмой

Процесс накопления капитала. Кругооборот капитала. Промышленная, торговая и банковская прибыль

Кредит и его формы. Кредитная система и функции государственного и коммерческого банков

Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. В.И. Видяпина. М.: Инфра-М, 1997

Политическая экономия / Под ред. А.В. Сидоровича и Ф.М. Волкова. М.: Изд-во МГУ, 1993

Экономика / Под ред. А.С. Булатова. М.: Бек, 1994

Экономика. Справочник студента / Под ред. С.С. Ильина, Т.И. Васильевой. М.: Слово, 2003

Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 2000

Макконнелл К.Р. и Брю С. Экономикс. М., 1993. Т. I

Маркс К. Капитал. Т. I. Гл. 1, § 1 – 4

Долан Дж. Микроэкономика. СПб., 1994

Робинсон Дж. Экномическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986

Алимарина Е.А. Экономика персонала. М., 2001

36

(всего)

Контрольная работа

Контрольная работа

Зачет

ВВЕДЕНИЕ В МИРОВУЮ ЖУРНАЛИСТИКУ

Сроки

занятий

Темы

Литература

Лекции, часы

Самост. работа,

часы

Вид

контроля

Сентябрь – декабрь

I. Основные понятия и категории массовой информации в их историческом становлении

«Информация», «коммуникация»: функция управления в содержании этих понятий

«Публицистика», «журналистика»: возникновение понятий и эволюция их содержания

«Пропаганда»: истоки термина и его современное значение

II. Устная публицистика

Элементы публицистики в риторике. «Риторика – искусство убеждать». Злободневность и политический аспект ораторской речи. Оратор и аудитория

«Панегирик» Исократа как образец ораторского искусства

Элементы публицистики в речах Демосфена и Цицерона

III. Предыстория журналистики

Письменные памятники культуры (исторические сочинения, историография – Тацит, Цезарь)

Прообразы газеты в Древнем Риме

Риторика раннехристианских проповедей (по Новозаветному канону)

Рукописные и печатные издания Средневековья

Появление и развитие цензуры в Западной Европе

Развитие печатного дела после Гуттенберга и возникновение первых периодических изданий

Роль техники, культуры, экономики и политики в развитии первых периодических изданий

IV. Становление политической журналистики во Франции

Печать и власть во Франции XVII века. «Ля Газет» – первая еженедельная газета, ее роль в развитии французской журналистики. Жанры, методы распространения. Авторитарная теория журналистики

Публицистика Франции. Вольтер. Руссо. Дидро

V. Публицистика реформации в Германии

Т. Мюнцер, М. Лютер, У. фон Гуттен – проповедники и публицисты

VI. Политическая журналистика в Англии XVIIXVIII вв.

1. Памфлетная публицистика английской буржуазной революции XVII в.

Зарождение лозунга «свободы печати»

«Ареопагитика» Д. Мильтона

Трактаты и памфлеты Дж. Уинстенли

Билль о правах и журналистика

Английская концепция свободы печати

2. Английская журналистика и публицистика начала XVIII в.

Возникновение политических партий и их журналистика

Типология газет и журналов

Д. Дефо – журналист и писатель

Д. Свифт – памфлетист

VII. Публицистика североамериканской войны за независимость XVIII в.

Первая поправка к Конституции США

Американская концепция свободы печати

Томас Пейн – публицист

Публицистика основателей Соединенных Штатов Америки (политические статьи Б. Франклина, Т. Джефферсона)

VIII. Печать и публицистика Великой Французской революции

Политическая борьба и пресса во Франции в 1789 – 1794 гг.

Декларация прав человечества и гражданина. Французская концепция свободы печати

Жан-Поль Марат о свободе печати

Максимилиан Робеспьер – журналист

Публицистика Г. Бабефа на исходе революции

Владимиров Л.М. Всеобщая история книги. М., 1988

Ученова В.В. У истоков публицистики. М., 1989

Словари: энциклопедический, иностранных слов, философский, толковый, этимологический и др.

Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 1998

Ученова В.В. У истоков публицистики. М., 1989

Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976

Античные риторики. М., 1978

Ораторы Греции. М., 1985

Демосфен. Речи. М., 1954

Цицерон. Речи. Т. I, II. М., 1963, 1993. Избранные сочинения. М, 1975. 3 трактата об ораторском искусстве. М., 1972

Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1987. Сравнительные жизнеописания (Демосфен и Цицерон). М., 1961 – 1964. Т. 1 – 3

Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1986

Гримайль П. Цицерон. М., 1991 («ЖЗЛ»)

Библия. Книги Нового Завета: от Матфея святое благовествование (глава 5. Нагорная проповедь); Первое послание к Коринфянам; Второе послание к Коринфянам; Откровение Иоанна Богослова

Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. М., 1980

Саламон Л. Всеобщая история прессы / Пер. с немецкого // История печати: Антология. Т. I. М.: Аспект-Пресс, 2001

Ученова В.В. У истоков публицистики. М., 1989

Новомбергский Н. Освобождение печати во Франции, Германии, Англии и России. // История печати: Антология. Т. I. М.: Аспект-Пресс, 2001

Львов-Рогаческий В. Печать и цензура. // История печати: Антология. Т. II. М.: Аспект-Пресс, 2001. С. 435 – 456

Бюхер К. Происхождение газеты. Там же. С. 9 – 27

Саламон Л. Указ. соч.

Попов Ю.В. Теофраст Ренодо – основатель французской журналистики, // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1978. № 4

Вольтер Ф. Боги и люди. Статьи, памфлеты, письма: В 2 т. М., 1961

Дидро Д. Сочинения: В 2 т. М., 1986

Гуттен. Ульрих фон. Диалоги, публицистика, письма. М., 1959

Лютер М. Время молчания прошло: Избр. Произв. 1520 – 1526 гг. Харьков, 1994

Роттердамский Э. Жалоба мира // Трактаты о вечном мире. М., 1963. С. 39 – 65

История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 2001. С. 114 – 158

Новомбергский Н. Указ. соч.

Саламон Л. Указ. соч.

Новомбергский Н. Указ. соч.

Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991

Лавровский В.М., Барг М.А. Английская буржуазная революция. М., 1958

Трубицына И.В. Зарождение и развитие английский периодических изданий в XVII в. М., 1999

Мильтон Д. Ареопагитика // История печати: Антология. Т. I. М.: Аспект-Пресс, 2001

Пименова Э. Очерк истории развития английской журналистики // История печати: Антология. Т. II. М.: Аспект-Пресс, 2001

Лильберн Д. Памфлеты. М., 1937

Уинстенли Д. Избранные памфлеты. М. – Л., 1950

Дефо Д. избранное. М., 1971, (журн. «Огонек»)

Свифт Д. Памфлеты. М., 1955; Избранное. М., 1987

Аникст А. Даниэль Дефо. М., 1957

Урнов М. Дефо. М., 1990

Муравьев В. Джонатан Свифт. М., 1968

Англия в памфлете. Английская публицистическая проза начала XVIII века (Алдисон, Стил, … Дефо, Свифт). М., 1987

Матвеев В.А. Империя Флит-стрип. М., 1968

Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640 – 1870 гг.). М.: Высшая школа, 1990. Гл. II

Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959

Франклин Б. Автобиография. Памфлеты. М., 1987

История литературы США. М., 1997. Т. I. Разд. Литература XVIII в.

Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640 – 1870 гг.). М.: Высшая школа, 1990. Гл. III

Гусейнов Э.Е., Кожокин Е.М., Ревякин А.В. Буржуазная и великая французская революция. М., 1989

Манфред А. Три портрета (Руссо, Мирабо, Робеспьер). М., 1989

Попов Ю.В. Публицисты Великой французской революции. М., 1989

Марат Ж.-П. Избранные произведения. М., 1956. Т. 1 – 3. Памфлеты. М.-Л., Академия, 1934. Памфлеты. М.: Соцэкгиз, 1937

Робеспьер М. Избранные произведения. М., 1965. Т. 1 – 3

Бабеф Г. Соч. М., 1976. Т. 1

54

(всего)

Экзамен

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЖУРНАЛИСТИКИ

Сроки

занятий

Темы

Литература

Лекции, часы

Самостоят. работа, часы

Практические занятия, часы

Вид

контроля

Сентябрь – декабрь

Темы для обсуждения, контрольные вопросы

Предмет, структура, задачи курса

1. Предмет науки: журналистика как функционирующая система (структура, связи, взаимодействие). Эмпирические референты теоретических категорий в конкретном номере газеты. Какова роль знания о теории для понимания реалий функционирования СМИ разных ориентаций и направлений? Общее и особенное в функционировании СМИ, действующих в рамках разных юридически норм. Как можно судить, все ли в номере газеты соответствует требованиям закона?

2. Понятие «журналистика». Истоки. Разные варианты (СМИ, СМК, СМИП, mass media и др.). Какова структура науки о СМИ? Насколько достаточна и необходима данная система понятий (категорий)? Полно ли описывается в понятиях реалии журналистики? Можно ли добавить в это описание структуры дополнительные элементы? Или убрать ненужные? Или по-другому провести связи? Как посмотреть с этой точки зрения на номер газеты?

3. Задачи курса. Многообразие и единство задач. Как их решать в процессе занятий, в том числе при анализе номера газеты? В чем опасность потери внимания к тем или иным задачам в ходе занятий (в теоретическом анализе и обращении к номеру газеты)?

4. Что означает утверждение: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория»? Как интерпретировать это положение применительно к курсу? Нет ли в нем преувеличения или однобокости?

5. Организация изучения курса. Какими формами работы надо воспользоваться? В чем значение и каков характер самостоятельной работы студента (над положениями теории, в анализе номера газеты, при подготовке письменной работы)? Значение активных дискуссионных форм. Всегда ли надо соглашаться с положениями пособий и суждениями преподавателя? Как вести спор и вырабатывать собственную позицию?

Журналистика как сфера

массово-информационной

деятельности

  1. Почему журналистику чаще всего называют «средствами массовой информации» (СМИ)? Множественность значений термина «информация» при его использовании в разных ситуациях журналистской практики. Что назовете «информацией» в номере газеты? А какова строго научная характеристика понятия «информация»? И почему она так важна для понимания журналистской деятельности?

  2. Специфика «массовой» информации. Ее связь со специальной и личностной. Какую информацию по преимуществу несет номер газеты? Возможна ли в СМИ только массовая информация?

  3. Право на информацию (журналистов и аудитории). Информационная транспарентность и ее рамки. Требования гласности деятельности социальных институтов и доступа журналистов к источникам информации. Правила работы с ними

  4. Семантическая, синтаксическая, прагматическая стороны «сообщения». Сходство и различия в терминах «произведение», «текст», «информация». Структурные компоненты текста (дескриптивные, валюативные, нормативные, прескриптивные). Как обнаружить их в газетных текстах? Необходимы ли все компоненты в каждом тексте? Какие имеются в каждом? Почему те или иные тексты не содержат всех компонентов? Каковы варианты построения текста на основе этих компонентов (d,v,n,p)? Почему это возможно и необходимо?

  5. Проблема информационной насыщенности и, в зависимости от нее, информативности. Каковы условия и факторы информативности? Как их применить к материалам номера газеты? Требуется ли учитывать аудиторные факторы? И как оценить информативность различных текстов номера газеты? Проблема прагматической адекватности как центральная при анализе на «информативность»

  6. Журналистика – массовая информация – управление. Проблема дезинформации. Работа с непроверенными сведениями. Принципиальное значение заботы об «информированности» аудитории. Важность подхода к деятельности СМИ с точки зрения «информационной безопасности». Проблема «информационного порядка» в обществе

Функции журналистики

1. Понятие «функция», ее общенаучное и специальное журналистское наполнение. Место и роль категории в системе научного знания о журналистике. Функции как сущностные характеристики СМИ. А в чем практическое значение знания функций? Журналистика как особая сфера деятельности, целеполагающий и целенаправленный характер журналистского труда. Цели – средства – результаты: проблема адекватности в журналистской деятельности

2. Система функций. Различные подходы и характеристики. Возможности и пути обобщения и систематизации подходов. Как показать на номере газеты различное словоупотребление применительно к одним и тем же функциям?

3. Коммуникативные основы журналистской деятельности. Понятие коммуникации. Межличностные, специальные, массовые коммуникации. Коммуникация как основа выполнения функций. Идеологические, непосредственно организаторские, культурно-образовательные, рекламно-справочные, рекреативные функции как система. Реализуются ли в номере газеты все функции СМИ?

4. Идеологические функции. Понятие «идеология» и его разные характеристики в разных концепциях. Понимание идеологии как системы ориентаций в жизни общества различных его групп. Идеологическая деятельность журналистики и массовое сознание. СМИ и мировоззрение. СМИ и миросозерцание. СМИ и историческое сознание. СМИ и общественное мнение. Ведущая роль СМИ во взаимодействии с общественным мнением. Идеологическая деятельность – главное направление общественно-политической журналистики

5. Возрастание роли непосредственно организаторских функций в условиях переходного периода. Внутренняя связь с идеологическими. Значение культуроформирующих функций в ходе становления информационного общества и формирования новой цивилизации. Культура информационного общества в связи с информацией как производительной силой. Расширение рекламно-справочных функций в СМИ; причины роста числа изданий, преимущественно реализующих рекламно-справочные функции

6. Функции журналистики как система и их «представленность» в разных СМИ. Взаимодействие функций. Журналист и его функциональные предпочтения. Функциональные особенности отдельных произведений номера газеты. Можно ли говорить о полифункциональности произведения при ведущей роли одной функции? Представляет ли собой полифункциональность только возможность или необходимость?

Социальная позиция журналиста

1. Связано ли выполнение функций СМИ со взглядами журналиста на общество? Социальная позиция как методологическая основа выполнения функций. Если плюралистическая демократическая система допускает «свободу выбора» журналистской позиции, существуют ли какие-либо «регуляторы» и «ограничители» в этой сфере? Социальная структура общества и проблема представительства в СМИ потребностей и интересов разных социальных страт. Какие группы находятся в поле зрения номера газеты?

2. Факторы формирования позиции. Означает ли выбор позиции на стороне одной группы «конфронтацию» с другими? Можно ли говорить в наше время о ведущей роли какой-то одной группы? Как определить отношение к «средним слоям» и их социальной роли? А к другим слоям («высшему классу», маргиналам и др.), если есть понимание их места и роли в общественных отношениях? Проследить по материалам номера газеты особенности и пути согласования группового и общечеловеческого. Возможна ли и в чем обнаруживается независимость позиции журналиста?

3. Критерии отношения журналиста к политическим партиям и их программным заявлениям. «Партийное строительство» в современных условиях. Неустойчивость положения и неопределенность программ большинства партий. Можно ли это обнаружить по номеру газеты? Основания для деления на «правых», «центристов», «левых»? Отношение к экстремизму. Можно ли говорить, что программные цели всех сил (в связи с необходимостью согласования группового и общечеловеческого) должны иметь ясные гуманистические ориентиры? Сущность гуманистических ориентиров в современных условиях. Как можно обнаружить их в номере газеты?

4. Система принципов журналистской деятельности как выявление позиции. Проблема верности принципов. Различное наполнение содержания принципов (народность, патриотизм, объективность и др.) в зависимости от социальной позиции. Механизм формирования принципов. Система принципов. Основная «связка»: партийность – гуманизм

5. Принципы как база социально-политического анализа явлений жизни. Выборочность и системность применения: как обнаружить в материалах номера? Принципиальность как ясность и последовательность в принятой позиции. Верность принципам в связи с верностью принципов. Недостаток принципиальности, отступления от принципиальной позиции, догматическое следование принципам, беспринципность. Творческий характер истинной принципиальности. Свидетельства этого в материалах номера

Свобода печати и журналистской деятельности

1. Можно ли исходить при выполнении функций из любой социальной позиции и при этом считать свою деятельность свободной? Понятие «свобода» в ряду смежных («независимость», «самостоятельность», «своеволие», «произвол» и др.) в обыденном и журналистском словоупотреблении. В чем причина разнородности мнений, остроты дискуссий и непримиримости позиций? Следует ли связывать трактовку «проблемы свободы» с социальной позицией или (и) личностным взглядом? Что означает термин «несвобода»?

2. Объективный подход к проблеме свободы. Свобода как возможность выбора. Свобода и «познанная необходимость». Зависит ли «свободный выбор» от знаний, позиции, способностей, мужества журналиста? Сущность социально-творческого понимания свободы как «принятия решения со знанием дела». Творческий характер действительно свободного решения. Можно ли оценить меру свободы принятия решения по материалам номера газеты? Недостаток знаний и способностей как ограничитель свободы деятельности

3. Экономические, материальные, технические условия и ограничители свободы деятельности в журналистике. Как и в чем зависит возможность их преодоления от государственных органов, экономических структур, рекламы, спонсорства. Экономическое положение разных СМИ и уровень их свободы. Проблема диверсификации источников средств. Как проявляются экономические проблемы в номере газеты?

4. Юридическое «пространство» свободы журналистики. Система законодательства и подзаконных актов как регуляторов меры свободы деятельности СМИ. Свобода журналистики в разных социальных системах. Какие запреты следует считать нарушением свободы СМИ, а какие пресечением злоупотреблений свободой в журналистской деятельности? Как международные нормы и внутренние законодательные акты характеризуют непозволительное злоупотребление свободой в СМИ? Нет ли в номере газеты материалов, в которых можно обнаружить злоупотребление свободой? Знакомы ли вам судебные или иные разбирательства по поводу злоупотребления свободой СМИ? А случаи неправового преследования журналистов?

5. Может ли быть свобода журналистской деятельности абсолютной (с социально-творческой, или экономической, или юридической точек зрения)? Ответственность журналиста за меру свободы своей деятельности и повышение ее уровня в социальном и личностном планах

Журналистика как социальный

институт

1. Институциональная организованность деятельности СМИ. Что такое «социальный институт»? В чем особенности СМИ как социального института демократического, правового, гражданского общества? Как это можно обнаружить по номеру газеты, учитывая знание Закона о СМИ? А почему складываются три социальных типа журналистики – СМИ гражданского общества, государственные СМИ, государственно-общественные СМИ?

2. Можно ли сказать, что сущность СМИ как социального института – информационное обеспечение нормального функционирования демократического, правового, гражданского общества? А основа этого – достижение максимального уровня информированности всех? Информационный порядок функционирования СМИ – основа решения этой задачи. Каковы нормы достижения информационного порядка? Необходимость плюрализма; проблемы оптимальной реализации его требований. Сущность толерантности как условия признания равенства социальных партнеров. Необходимость социального диалога в СМИ как пути к достижению согласия («моноплюрализма»). Как показать на номере газеты наличие (или отсутствие) настроенности на социальное партнерство разных сил?

3. Государственная политика в области СМИ – юридическое обеспечение информационного порядка. Совокупность действующего законодательства. Конституционно-юридическое положение СМИ. Нормирование учреждения и получения лицензии. Порядок отношений «учредитель – главный редактор – журналистский коллектив». Регулирование отношений между СМИ и источниками информации. Гласность (транспарентность), ее требования и границы. Регулирование распространения информации. Отношения между СМИ, аудиторией и социальными институтами. Нет ли противоречия между провозглашением свободы и организацией контроля за соблюдением законодательства. Проблема цензуры

4. СМИ как «четвертая власть». «Властные полномочия» различных социальных типов СМИ в демократическом обществе. Необоснованность претензий на «сверхвласть» «Mediakratia» contra «mediademokratia». Можно ли показать на номере газеты разные формы проявления «СМИ власти»? Сущность массово-информационной безопасности в связи с требованиями информационного порядка. «Внутренние» и «внешние» проблемы. Государственное обеспечение информационной безопасности. Судебная палата по информационным спорам. Вопрос о создании, статусе и функциях Национального совета по СМИ

5. Политическая культура журналиста в условиях плюрализма. Политические отношения – политическая идеология – политические организации – политическая деятельность. Как по номеру газеты определить политическую линию газеты? Журналистика как инструмент политики. Политический анализ и его правила и процесс. Зависимость характера политических суждений от особенностей объекта анализа

6. Исторические типы журналистики. Формирование, развитие, современные проявления. «Мирный период» развития человечества. Формирование единого мирового информационного пространства. Международные обмены информацией и проблема источников информации в целях достижения информированности. Можно ли по номеру газеты определить источники информации?

Журналистика в информационном пространстве

1. В чем причина наличия на «информационном рынке» огромного множества СМИ? Технико-коммуникационные причины. Социально-политические причины. Нужды разнообразных слоев аудитории и социальных институтов

2. Проблема «информационного пространства» и его составляющих («информационных полей» разных СМИ и «информационной среды» конкретного слоя аудитории). Условия и факторы формирования единого информационного пространства региона, страны, мира

3. Специфика коммуникационных возможностей разных каналов СМИ. «Достоинства» и «недостатки» различных каналов СМИ (прессы, радиовещания и телевидения). Общее, особенное и единичное у них при передаче массовой информации. Необходимость учета в творческой деятельности. Как это видно в номере газеты? Перспективы технического развития и появления нового типа каналов СМИ. СМИ и глобальные информационные сети типа Интернета

4. Инфраструктура СМИ как совокупность обеспечивающих нормальное функционирование СМИ систем. Информационная инфраструктура и ее динамическое развитие. Роль и характер деятельности других инфраструктур (технических, управленческих, учебно-научных и т.д.). Что в номере газеты является продуктом функционирования инфраструктур?

5. Представляет ли совокупность разнородных изданий и программ ТВ и РВ систему? Критерии оптимальности системы: возможности обеспечения информированности. Характеристики макросистемы СМИ. Микросистема СМИ как непосредственный источник информации для конкретного «потребителя» (человека, семьи, малой группы и т.д.) в связи с его потребностями, интересами, запросами, мотивами обращения к СМИ. Проблема обеспечения свободы выбора источников информации в соответствии с особенностями аудитории. Оцените собственный выбор газеты, программ ТВ и РВ

6. Вопросы взаимодействия СМИ. Макровзаимодействие как поиск своей информационной «ниши» в макросистеме. Микровзаимодействие – взаимоотношения со СМИ, действующими в одной аудитории (микросистеме). Виды взаимодействия: борьба, конкуренция, кооперация, взаимодополнение, диалог на фоне развертывания своего специфического типологического облика. Можно ли по номеру газеты определить, каков уровень взаимодействия (сознательного или невольного) с другими СМИ. Как оценить ситуацию, когда конкретное СМИ «игнорирует» наличие других СМИ в микросистеме? Мнения о перспективах взаимодействия

Журналистика как область творческой деятельности

1. Творческая деятельность в СМИ: сущность, разнообразие характера и «продуктов». Чем отличаются и как связаны редакторская, авторская, организаторская деятельность? Можно ли это показать на номере газеты?

2. Ядро творческой деятельности – определение и реализация информационной политики каждого СМИ. Составляющие информационной политики. Формирование направления. Определение характера отношений с аудиторией. Политика по отношению к другим СМИ. Творческие формы реализации информационной политики. Проблемно-тематические линии, постоянные рубрики, кампании, материалы обозревателей (колумнистов). Диапазон отношения к действительности (поддерживающее, критическое, полемическое и др.). Все ли составляющие информационной политики можно проследить по номеру газеты?

3. Типы творчества. Предполагает ли информационная политика (как специфическое отражение функций журналистики в данном СМИ) отбор и специфическое сочетание разных типов творчества? Место научного, художественного, публицистического типов творчества в журналистике вообще, в определенном СМИ конкретно. Каковы свидетельства анализа номера газеты? Можно ли говорить о «публицистичности» как обязательном качестве любого материала номера газеты, программ ТВ и РВ

4. Методологическая культура журналиста. Взаимодействие в журналистской эвристике общенаучной, специально-журна-листской (теоретической и эмпирической) методологии и методов интерпретации полученных данных. Процесс творческой работы над замыслом, фактами, гипотезами, выводами. Содержание и форма произведения. «Высота» творчества: на уровне технологии, искусства, мастерства.

5. Творческие особенности наиболее ярких произведений в номере газеты. Анализ с точки зрения единства «тема – проблема – идея». В чем своеобразие формы (композиции, образно-понятийной системы, «образа» автора и т.д.)? В чем и как проявляется индивидуальность автора?

Действенность и эффективность журналистской деятельности

1. Проблема прагматики журналистской деятельности: характер и результаты отношений с «потребителями» массовой информации. Каких результатов следует добиваться СМИ в связи с их ролью в достижении информированности аудитории? Как соотносятся объективно необходимые результаты, позиции СМИ и личные мотивы журналистов?

2. Результативность как мера функционального достижения цели по критерию «информированность». «Формула» результативности. Следует ли различать действенность и эффективность как различные типы результативности? Имеется ли прямая связь между функциями и характером результативности (например, взаимодействия с общественным мнением и эффективности; а реализации непосредственно-организаторских функций и действенности)? Как проследить на номере газеты?

3. Проблема действенности как реакция социальных институтов на выступления СМИ. Формы реакции. Вопрос о юридической регламентации: Закон о СМИ, Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы», другие документы. Достаточно ли «права на ответ»? Проблема гражданской и этической ответственности за ответ. Есть ли в номере газеты материалы, требующие принятия «мер»?

4. Эффективность как мера достижения цели в массовой аудитории. Проблема «знакомства» журналиста с аудиторией. Реальная, потенциальная, расчетная аудитория. Система необходимых знаний об аудитории и способы их использования для создания информативных текстов.

5. Проблема эффективности – проблема популярности при определении релевантных форм деятельности в конкретной аудитории. Характер отношений с аудиторией: «хвостистский», «манипуляторский», «лобовой», «гуманистический». Можно ли показать на номере газеты? «Гуманистический» характер отношений – единственно плодотворный для достижения информированности. Удовлетворение потребностей при учете интересов, запросов, мотивов. Творческие факторы популярности. Учет требований оптимального восприятия и освоения информации. О чем свидетельствуют материалы номера газеты?

6. «Замер эффективности» и «анализ на эффективность» отдельных материалов

Журналисты как субъекты деятельности СМИ

1. Делает ли владение теорией профессионалом? Вопрос о структуре личности профессионала. Место и значение в ней различных компонентов, наряду и в дополнение к знаниям. Проблема достижения гармонии компонентов: развитие достоинств и купирование недостатков. Личные решения проблемы и требования профессии

2. Журналист как личность и член творческого коллектива (или персонала фирмы?). Потребности конкретного СМИ и личностные особенности журналиста. Общее и особенное. Место журналиста в коллективе. Специализация (тематическая, проблемная, жанровая, стилевая и т.д.). Взаимодействие с коллегами и взаимозаменяемость. Показать на материалах номера личностное своеобразие и взаимодополнение работников СМИ

3. Ответственность журналиста. Права и обязанности по Закону о СМИ. Свобода творчества и его юридические рамки по закону. Гражданская и этическая ответственность журналиста. Нормы отношений с аудиторией, источниками информации, персонажами своих произведений, социальными институтами как объектами произведений журналиста, коллегами по редакции, журналистами других СМИ и другими лицами и институтами, с которыми журналист вступает в отношения в связи со своей деятельностью. Нет ли в номере газеты свидетельств о нарушении норм или их ярком проявлении? Разрешение правовых и этических конфликтов

4. Журналист «в своем кругу»: состояние журналистского корпуса и отношений в нем. Журналистские объединения: творческие, профсоюзные, «клубные» и др. Корпоративные связи: действие центростремительных и центробежных сил. Отражение отношений в журналистской корпорации на страницах номера газеты. Возможности развития корпоративной солидарности в условиях политического плюрализма

Закон Российской Федерации о средствах массовой информации (по любому источнику)

Правовые и этические нормы в журналистике. М., 2004.

Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. М., 2001.

Основные понятия теории журналистики. М., 1993.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2003.

Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналистское образование. Взгляд социолога. М., 1997.

Таловов В.П. Журналистское образование в СССР. М., 1990.

Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.

Деннис Э., Меррилл Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.

Антонов А.В. Информация: восприятие и понимание. Киев, 1988

Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994

Голицын Г.А. Петров В.М. Информация – поведение – творчество. М., 1991

Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности. Краснодар, 1996

Информация как социальный и экономический ресурс. М., 1997

Кедровский О.В. Информация и власть // Информационные ресурсы России. 1996. №2

Коган В.З. Теория информационного взаимодействия. Новосибирск, 1991

Копыленко А.Л. Власть информации. Киев, 1991

Коренной А.Л. Информация и коммуникация. Киев, 1986

Костюк В.Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе // ОНС, 1996

Мучник Б.С. Человек и текст. М., 1986

Текст: структура и функционирование. Барнаул, 1994

Гитис А.Х. Толковый словарь информационных терминов. М., 1995

Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. Львов, 1986

Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев, 1991

Герасимов В.М. Общественное мнение в зеркале политической психологии. М., 1994

Горелова В.Н. Обыденное сознание как философская проблема. Пермь, 1993

Горшков М.К. Общественное мнение. М., 1988

Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. М., 1968

Дар или проклятие? Мозаика массовой культуры. М., 1994

Журавлев В.В. Мир художественного сознания. М., 1987

Закс Л.А. Художественное сознание. Свердловск, 1991

Историческое сознание: сущность, функции, формы // Вестн. Ставроп. ун-та. 1996. Вып. 4

Кириллов Н.П. Массовое сознание. В 2 кн. Томск, 1995

Кирьякова А.В. Теория ориентаций личности в мире ценностей. Оренбург, 1996

Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997

Кузьмен О.В. Социология общественного мнения. Новосибирск, 1996

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. М., 1996

Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1982

Сознание и история. Барнаул, 1993

Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания. СПб., 1996

Судас Л.Г. Массовое сознание: в поисках новой парадигмы. М., 1996

Фомичева И.Д. Печать, радио и телевидение в жизни советского человека. М., 1987

Абрамов В.Н. Многопартийность в постсоветской России. М., 1997

Александрова О.В. Средний класс в современном обществе // Общество и экономика. 1996. № 6

Беляева Л.А. Средний класс: проблемы формирования и развития в России // Мир России, 1996. т. 5. № 2

Волков Ю.Г. Homo humanus. Личность и гуманизм. М., 1995

Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М., 1997

Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // ОНС. 1997. № 2

Григоров С.Г. Третье дыхание либерализма // Открытая политика. 1996. № 11/12

Ильин В. «Белые воротнички» в современной России // Рубеж. 1996. № 8/9

Ильин В.И. Основные принципы методологии анализа классовой структуры постсоветского общества // Вестн. Рос. гуманит. науч. Фонда. 1996. № 3

Кисловская Н.К. Предприниматели и основные политические партии России / МЭИМО. 1997. № 3

Конова И.П. Маргинальность. Социологический анализ. М., 1996

Консерватизм. История и современность. Ижевск, 1997

Кудинов А.Н. О диалектике общечеловеческих и классовых интересов // Человек и политика. 1991. № 12

Лапаев В.В. Становление российской многопартийности // Социологические исследования. 1996. № 8

Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1997

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная идентификация. М., 1996

Российское движение за новый социализм. М., 1997

Согрин В.В. Либерализм в России: перипетии и перспективы. М., 1997

Трухин А.Н., Алексеев А.С. Проблема общечеловеческого в политике. Иркутск, 1991

Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского общества в России: Сб. в 2 кн. М., 1995

Цыганков А.П. Социально-классовые основания стабильных политических режимов // США. Экономика, политика, идеология. 1992. № 4

Конституция РФ.

Закон РФ о средствах массовой информации

Афанасьев О.В. Творчество: свобода и необходимость. М., 1995

Баглай М.В. Дорога к свободе. Идея свободы в истории политической мысли. М., 1994

Давидович В.Е. Грани свободы. М., 1969

Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналисты о правах и свободах личности и средств массовой информации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1997. № 3

Ореховский А.И. Свобода, ответственность, регуляция. Новосибирск, 1995

Теплюк В.М. Социальная ответственность журналиста. М., 1984

Тульчинский Г.Л. Российский потенциал свободы // ВФ. 1997. № 3

Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Масс-медиа в России. Законы. Конфликты. Правонарушения. 1996 – 1997. М., 1998

Судебная палата по информационным спорам. Вып.1 – 3. М., 1995; 1997

Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М., 1995

Баринова В.И. Консенсус как одно из главных условий разрешения политических конфликтов // Соц.-полит. ж-л. 1995. № 5

Бернацкий Г.Г. Культура политической дискуссии. М., 1991

Бикметов Р.М. Открытое общество и свобода политических дискуссий. М., 1997

Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель // Вестн. Моск. ун-та, Сер. Философия. 1996. № 1

Василик М.А., Косоев А.В. Политический плюрализм. СПб., 1992

Гончаров Ю.В. Теория политического участия. М., 1997

Каменец А.В. и др. Политическая культура России. М., 1997

Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. М., 1993

Левченко И.Е. Проблема цензуры в истории зарубежной общественно-политической мысли // Соц.-полит. ж-л. 1996. № 6

Левченко И.Е. Цензура как социокультурный феномен // Социс. 1996. № 8

Ледяев В.В. Современные концепции власти // Соц.-полит. ж-л. 1996. № 3/4

Миллер Э.Д. Шарлоттский проект. Как помочь гражданам взять демократию в свои руки. М., 1998

Основы политической науки. М., 199З. Ч.1 – 2

Панарин А.С. Понимание и консенсус: от формационного монолога к цивилизованному диалогу // История как объект философского знания. М., 1991

Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. М., 1996

Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2004

Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М., 1993

Романов В.В. Идеология демократии. СПб., 1995

Формирование гражданского общества в современной России. М., 1996

Хомелева Р.А. Природа политической власти. СПб., 1996

Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978

Взаимодействие СМИ, народа и институтов власти в процессе демократизации. Минск, 1991

Любосветов Д.И. По законам эфира. М., 1979

Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М., 1999

Типология периодической печати. М., 1996

Хелемендик В.М. Союз пера, микрофона и телекамеры. М., 1985

Шостак М.И. Еженедельник как тип издания. М., 1985

Система средств массовой информации России. М., 2001

Юровский А.Я. Телевидение: поиски и решения. М., 1983

Аграновский В.А. Ради единого слова. М., 1978

Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. М., 1994

Вайнцванг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990

Горохов В.М. Слагаемые мастерства. М., 1982

Жарков Е.С., Золотов А.Б. Как приблизить час открытий. Кишинев, 1990

Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983

Методы журналистского творчества. М., 1982

Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., 1986

Николко В.Н. Творчество как новационный процесс. Симферополь, 1990

Практическое мышление: функционирование и развитие. М., 1990

Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. М., 1998.

Уроки Аграновского. М., 1986

Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1991

Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблема измерения. М., 1979

Лубкович И.М. Местная печать: проблема повышения эффективности. Львов, 1989

Проблемы эффективности журналистики. М., 1990

Прохоров Е.П. Проблема эффективности журналистской деятельности. М., 1987

Рощин С.К. Психология и журналистика. М., 1989

США глазами американских социологов. М., 1988. Кн. 2, разд. 2, гл. 2

Фомичева И.Д. Провинциальный читатель в России. М., 1992

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991

Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984

Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналист. Российско-американские социологические исследования. М., 1998.

Давидович В.Е. Грани свободы. М., 1969

Ламбет Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе к журналистской профессии. М., 1998

Маркелов К. Карьера журналиста. К вершинам профессии. М., 1999

Никулина Г.Ю. Экзамен перед зеркалом. Познер отвечает на вопросы журналиста. М., 1994

Оуэн Л. Приобретение и продажа авторских прав на литературное произведение. М., 1997

Право и этика в работе журналистов. Екатеринбург, 1993

Симонов К.М. Разные дни войны. Дневник писателя. М., 1977

Социальный статус журналиста в России. М., 1995

Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов. М., 1995

Татевосян В.П. Авторское право в вопросах и ответах. Самара, 1997

Уроки Аграновского. М., 1986

2

4

4

4

4

4

2

2

4

4

2

4

4

4

4

4

2

2

4

4

2

4

4

4

4

4

2

2

4

4

Зачет



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности

    Учебно-методический комплекс
    « Учебно - практические занятия по освоению специфических особенностей режиссуры театрализованных представлений и праздников»: учебно-методический комплекс для студ.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Экономика 4 3 Концепции современного естествознания 1 0 8 4 Зачет 4 Методология и методы психолого-педагогических исследований 1 0 К/р Экз.
  3. Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров Iкурса дневного отделения и студентов-специалистов II курса заочного отделения историко-политологического факультета (специальность «История») Пермь 2010

    Учебно-методическое пособие
    1.Цель изучения курса – сформировать у будущих специалистов целостное представление об исторических источниках, методах изучения и использования документов в исторических исследованиях.
  4. Учебно-методический план занятий I курса дневного отделения II семестр

    Документ
    «Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 г.», «Утреннее размышление…», «Вечернее размышление…», «Письмо о пользе стекла»,
  5. Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений Для специальности 080504 государственное и муниципальное управление

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Демография» предназначен для преподавателей и студентов очной и заочной формы обучения Филиала Российского государственного гуманитарного университета в г.

Другие похожие документы..