Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Системные изменения, произошедшие в стране за последние годы, привели к изменениям политического режима и экономических отношений, вызвали существенн...полностью>>
'Рабочая программа'
Целями освоения дисциплины являются владение технологией аналитического контроля, стандартизации и сертификации, и формирование способности анализиро...полностью>>
'Литература'
1 Образовательная: Обосновать появление различных стилей в литературе и искусстве, способствовать умению учащихся соотносить их с образом мыслей в жиз...полностью>>
'Учебник'
д-р экон. наук, проф. О.Д. Кузнецова; канд. экон. наук, доц. Л.И. Пермякова; канд. экон. наук, доц. Е.Г. Лисовская; д-р экон. наук, проф. И.Н. Шапкин...полностью>>

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием)

Главная > Образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

376

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Ручеёк» муниципального образования город Ноябрьск

Согласовано:

Утверждаю:

Начальник Департамента образования

Заведующая МДОУ «Ручеёк»

________________________Гудкова Н.Н.

_______________Галкина Н.В.

Приказ от 18.01.2011 г. №45-од

Приказ от 20.12.2010 г. №282-од

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием)

муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида «Ручеёк» муниципального образования город Ноябрьск

на 2010-2011 – 2014-2015 г.

Рассмотрено

на заседании Управляющего Совета МДОУ протокол от 23.12.2010г. № 16

на заседании Педагогического совета МДОУ

от 24 августа 2010г. протокол № 26


г.Ноябрьск, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………..3

Приоритетные направления, цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением зрения, принципы и подходы к формированию Программы,

Особенности осуществления образовательного процесса (национально- культурные, демографические, климатические)……………………………………………… ..………………………………………………….8

Возрастные особенности развития детей с нарушением зрения с 2 до 7 лет……………………………8

Часть 1. Обязательная

1.1. Организация режима дня детей в ДОУ…………………………………………………………….16

      1. Физкультурно-оздоровительная работа в МДОУ…………………………………………………………21

      2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников с нарушением зрения ……………………………………………………….....................33

1.1.3. Циклограмма образовательной деятельности ………………………………………………………….38

1.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей:

«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»…………………………………………………………………………………………………..66

1.3. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием……..211

1.4. Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением зрения………………………………………………………………………………………………………202

Часть 2. Вариативная

2.1. Региональный компонент ДОУ…………………………………………………………………281

2.2. Особенности организации образовательного процесса в группе детей 3-го г.жизни………287

2.3. Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста (группа предшкольного образования)………………………………………………………291

2.4. Особенности организации образовательного процесса в лекотеке……………………………293

2.5. Особенности организации образовательного процесса с детьми с нарушением речи……………………………………………………………………………….………………………321

2.6. Условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2.6.1. Управление реализацией Программы (органиграмма)……………………………………….342

2.6.2. Создание и обновление предметно-развивающей среды…………………………………….342

2.6.3. Инновационная деятельность в ДОУ………………………………………………………….349

2.6.4. Сотрудничество с семьей……………………………………………………………………….354

2.6.5. Преемственность в работе ДОУ и школы …………………………………………………….364

2.6.6. Взаимодействие с социальными партнёрами…………………………………………………366

Приложение 1-антропометрические показатели физического развития и здоровья детей,

Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей, возрастные нормативы двигательной активности детей, критерии частой (острой) заболеваемости, оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов

Пояснительная записка

1.1. Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида «Ручеёк» для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием) муниципального образования город Ноябрьск (далее Программа) является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с детьми с нарушением зрения. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде и обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе. Основное предназначение дошкольного учреждения – обеспечение помощи семье в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья, сохранение и укрепление здоровья детей, развитие их индивидуальных особенностей и осуществление необходимой коррекции нарушений развития.

Нормативно-правовой базой для разработки основной общеобразовательной программы МДОУ «Ручеёк» является;

- Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года ).

- Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, научный руководитель Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; руководитель авторского коллектива Н. В. Федина;

- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666).

- Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида «Ручеёк» муниципального образования город Ноябрьск (утвержден Постановлением администрации муниципального образования г.Ноябрьск от 23.09.2010 г.).

- Постановление Главного врача Российской Федерации «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» №91 от 22 июля 2010года . Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.4.1.2660 – 10

Принципы общеобразовательной программы:

  • научной обоснованности и практической применяемости;

  • развивающего обучения;

  • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования;

  • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

  • комплексно-тематического построения образовательного процесса;

  • природосообразности;

  • динамичности;

  • комплексности при взаимодействии медико-психолого-педагогических подходов к воспитанию и развитию;

  • дифференциации в выборе программ и технологий для каждого ребенка.

Приоритетным направлением деятельности является:

- обеспечение общедоступного бесплатного дошкольного образования, подготовка детей к обучению в школе;

- обеспечение обучения, воспитания и коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушением зрения, развитие сохранных анализаторов.

(п.2.1 Устава МДОУ «Ручеек»)

Показателями Программы являются:

  • построение целостного педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей;

  • разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

  • гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка, раскрытие творческих способностей детей, выявление одаренности;

  • развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей;

  • организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, построенных на содержательном общении, диалоге;

  • право выбора самим ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности.

Цель деятельности:

- всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешная подготовка к обучению в школе

Задачи:

  • усвоение детьми родного языка, формирование речи, развитие умения строить фразы, последовательно излагать мысли, правильно по смыслу употреблять слова;

  • формирование взаимосвязанных элементарных математических представлений и количестве и числе, о величине и форме предметов, о положении предметов в пространстве, о времени, а также усвоение способов количественного сопоставления -установление взаимно однозначного соответствия, сравнение результатов счета и измерения;

  • формирование у детей реальных представлений об окружающем мире и жизни человека

  • формирование у детей реальных образов предметов окружающего мира

  • достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия), ориентировки в пространстве, координации движений и др; преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, неуверенности, боязни пространства и др.); активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой; развитие зрительно-двигательных навыков в коррекционных условиях и с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление (т.е.компенсаторных путей развития детей с нарушением зрения).

  • Формирование положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь, уважение и интерес к результатам труда

  • Формирование действий с предметами и игрушками, специальные наблюдения за деятельностью взрослых, преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры

Задачи обновления содержания образования в соответствии с программой развития образования города:

  • Создание условий для совершенствования содержания и технологий образования, включая развитие новых информационно-педагогических технологий и методов обучения.

  • Усиление в содержании образования деятельностного компонента.

  • Оптимизация объема учебной нагрузки за счет психолого-педагогически обоснованного отбора содержания образования, соответствие изучаемых вопросов и проблем возрастным особенностям учащихся, воспитанников.

Принципы работы:

  1. Превентивная (предупреждающая направленность), позволяющая решать задачи опережающего характера по предотвращению отклонений в психофизическом развитии детей с нарушением зрения.

  2. Принцип пропедевтической направленности. Он позволяет подготовить ребенка с нарушением зрения к освоению того или иного движения, пошагово, поступенчато освоить навык.

  3. Принцип преобразующей, трансформирующей направленности. Сущность его состоит в формировании новых обходных способов ориентации в окружающей действительности.

  4. Принцип дифференцированного подхода, который организуется с каждой подгруппой детей в зависимости от степени выраженности зрительного дефекта, характера зрения и уровня развития познавательных возможностей.

  5. Принцип оптимальной информационной наполненности.

Представление информации в форме, доступной для ребенка, является важным условием успешности его социальной адаптации.

Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции

Направленное обучение и воспитание строится из пропедевтических курсов, предусматривающих формирование навыков и умений пользоваться неполноценным зрением и формирование компенсаторных форм ориентации за счет развития сохранных анализаторов, речи и мышления.

Обучение и воспитание в МДОУ направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к школе.

    1. Коррекционные задачи, решаемые педагогом в организованной деятельности с детьми с нарушением зрения:

  1. Развитие зрительно-моторной координации

1.1. развитие точных соотносящих внешних практических действий

1.2. привитие навыков прослеживания глазами за действиями рук

1.3. развитие мелкой моторики рук

1.4. развитие умения проведения прямой, кривой и изогнутой под разными углами линии от заданного начала к заданному концу между границами или по заданному образцу

1.5. совершенствовать умение соединять точки вертикальными и горизонтальными линиями

1.6. учить выполнять различные виды штриховок

1.7. развитие умения рисовать фигуры и писать цифры по образцу

  1. Удерживание в поле зрения зрительного стимула

    1. обучение умению удерживать в поле зрения стимул (знак, фигура)

    2. развитие зрительной памяти

    3. развитие глазомера и глазодвигательных функций

    4. развитие умения ориентироваться в малом пространстве

  2. Активизация зрительных образов и сенсорных эталонов

    1. научение узнавать предметы, предложенные для восприятия в различных модальностях (натуральные предметы, объемная модель, силуэтное, контурное изображение); научение видеть признаки опознания предметов в различных модальностях

    2. совершенствование и уточнение предметных представлений

    3. совершенствование навыков обследования предмета

    4. формирование представлений о сенсорных эталонах

    5. научение пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств предмета

    6. развитие сенсорных операций как части обследовательских перцептивных действий

В МДОУ функционирует 11 групп для детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет (177 детей). Воспитанники посещают МДОУ 5 раз в неделю с 7.00 до 19.00. Из 11 групп для детей с нарушением зрения:

две 1 мл.группы (для детей с 2 до 3 лет);

две 2 мл.группы (для детей с 3 до 4 лет);

две средние группы (для детей с 4 до 5 лет);

две старшие группы (для детей с 5 до 6 лет);

две подготовительные к школе группы (с 6 до 7 лет)

одна разновозрастная (с 5 до 7 лет).

Длительность организованной деятельности:

для детей с 2-3 лет- до10 мин

для детей с 3 до 4 лет- до15 мин

детей с 4 до 5 лет- до15-20мин

для детей с 5 до 6 лет- до20-25 мин

для детей с 6 до 7 лет- до 25-30 мин

Контингент родителей (законных представителей) представлен следующим образом:

- Социальный статус: рабочие – 39%, служащие -37%, интеллигенция- 13,7%, неработающие – 5,7%, предприниматели – 13%;

- Образовательный статус: высшее – 37%, среднее – специальное – 40%, неполное высшее- 4%, среднее – 19%.

- Материальное состояние: высокое – 5(1,5%), среднее – 311 (93,3%), ниже прожиточного минимума – 16 94,8%).

- Жилищные условия: капитальное – 67%, деревянное – 26 %, с подселением -0,7%, общежитие –6,1%, снимают – 0,3%.

МДОУ «Ручеёк» обладает квалифицированными кадрами, в том числе имеющими дефектологическое образование. В МДОУ имеется - 22 воспитателя, 4 учителя-дефектолога (тифлопедагога), учитель-логопед, воспитатель ИЗО деятельности, 2 музыкальных руководителя, инструктор ФИЗО, педагог-психолог. 72% педагогов имеют высшее образование, 28% - среднее специальное. 37,5% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории, 34,4%-вторую квалификационную категорию.

Для реализации целей Программы в ДОУ созданы оптимальные материально- технические условия: во всех возрастных группах организованы специальные уголки для разнообразной детской деятельности: игровой, театрализованной, изобразительной, конструктивной, опытнической, двигательной. Все уголки оснащены необходимыми материально-техническими ресурсами.

В МДОУ имеются оборудованные: медицинский, офтальмологический, физиотерапевтический кабинет, физкультурный зал, 2 музыкальных зала, кабинет ИЗОдеятельности, кабинет психолога, логопеда, сенсорная комната, кабинет тифлопедагога, комната природы, компьютерный класс, комната по изучению правил дорожного движения, уголок ГО и ЧС, коррекционный зал.

В ДОУ созданы условия для безопасного пребывания участников воспитательно - образовательного процесса: детский сад оборудован охранной и пожарной сигнализацией, дистанционными кнопками тревожной сигнализации.

Для осуществления целей Программы в ДОУ создана образовательно-развивающая среда, которая способствуют развитию дополнительного образования воспитанников, являющегося важнейшей составляющей духовного и интеллектуального развития личности ребенка. Целью дополнительного образования является гармоничное развитие способностей, склонностей и интересов каждого воспитанника, формирование творчески активной личности. Эта цель реализуется на основе интеграции основного и дополнительного образования, введение в процесс дополнительного образования программ, имеющих физкультурно-спортивную, художественно-эстетическую направленность.

Для более полного удовлетворения индивидуальных интересов и склонностей воспитанников МДОУ действуют кружки:

  • «Топ-топ»-(физкультурно-спортивная-профилактика плоскостопия),

  • «Навстречу друг другу» (художественно-эстетическая направленность)

  • «Шахматы» (спортивно-техническая направленность),

  • «Информатика» (социально-педагогическая направленность)

Время, необходимое для реализации Программы, составляет 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а в вариативной части 20% общего объема Программы.

Основным аспектом является интегрирование образовательных областей Программы: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка «Художественное творчество».

Содержание образовательного процесса построено на основе реализации комплексной образовательной программы

- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)/ под ред.Л.И.Плаксиной -М.:Изд. «Экзамен», 2003 Рекомендовано Мин. образования РФ

- парциальных программ и технологий различной направленности

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»), которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Содержание Программы сформировано с учетом культурно-исторических особенностей и ценностей Ямало – Ненецкого автономного округа.

При построении Программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка») решаются и в ходе реализации других областей Программы.

Содержание Программы в полном объеме реализуется в совместной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве (2)

    Статья
    Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование любого уровня и направленности в соответствии с их способностями и возможностями, в целях социальной интеграции
  2. Программы дошкольного образования «Мозаика»

    Документ
    Гребёнкина Наталья Валентиновна, кандидат педагогических наук, начальник отдела дошкольного образования департамента образования и науки Тюменской области
  3. Задачи коррекционной работы. Коррекционно развивающая работа проходит по специальным программам обучения и воспитания. Целью специальных программ является: Цель программы

    Программа
    Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
  4. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Методические рекомендации
    В Алтайском крае имеется достаточно широкая, дифференцированная сеть детских садов компенсирующего вида. В основе работы данной сети дошкольных учреждений лежат следующие организационные принципы комплектования и деятельности специального
  5. Основная образовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Сарова

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ средней общеобразовательной школы №1 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Другие похожие документы..