Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство'
Общее руководство Слетом осуществляет республиканский оргкомитет. Персональный состав оргкомитета утверждается (по согласованию) Министерством образов...полностью>>
'Документ'
заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в муниципальном образовании посёлок Панго...полностью>>
'Реферат'
Основные идеи современной информационной технологии базируются на концепции, согласно которой данные должны быть организованы в базы данных с целью а...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс дисциплины «Экономика и социология труда» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стан...полностью>>

Вера Израилевна Стратиевская Как сделать, чтобы мы не расставались руководство (1)

Главная > Руководство
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Нормативная функция

Как уже говорилось, информация по аспекту, воспринимаемому этой функцией, накапливается настолько медленно и усваивается с таким трудом, что полученных знаний едва хватает на удовлетворение самых минимальных потребностей. Понятно, что такое положение дел никого не устраивает. Поэтому мы всячески стараемся эту функцию у себя развивать.

Конечно, возможностей программной функции ей не превзойти (силы не равны), но нам это и не нужно: ведь мы развиваем этот аспект только в силу необходимости, только для того, чтобы быть "не хуже других". А следовательно, и доводим его только до нормативного (оптимального) уровня.

А почему мы ее так стараемся развивать, если она даже по смыслу противоречит нашей программе и не входит в систему основных наших ценностей?

— Какую-то ценность, дорогой Читатель, аспект нормативной функции все-таки имеет. Хотя бы уже тем, что по своей "вертности" (экстра- или интровертности) он совпадает с аспектом нашей "программы", представляет собой либо качественные ценности объектов, либо ценность определенной системы взаимоотношений. Поэтому этот аспект мы все-таки уважаем и быть к нему равнодушны никак не можем. Кроме того, мы иногда и выше нормативного уровня стараемся его развивать.

А это еще зачем?

— Затем, что иногда нормативный аспект дает вспомогательную информацию нашему программному аспекту. Допустим, что, как на указанной выше схеме, наша "программа" -"этика отношений", следовательно нормативная функция -"логика соотношений".

И что из этого следует? Что программного этика очень заинтересует соотношение сторон треугольников? — иронизирует Читатель.

— Это его вряд ли заинтересует, а вот соотношения темпераментов, характеров, возрастные соотношения людей, вступающих в брак, ему интересны. И изучая соционику, программный этик будет развивать именно нормативную функцию. Причем делать будет это очень охотно, потому что все это - вспомогательный материал для его "программной функции".

Кстати, о ценностях.

В рамках нашей модели ценности аспектов уровня СУПЕРЭГО называются "вытесненными" (или "подчиненными") ценностями. По отношению к аспектам уровня ЭГО они являются как бы "оппозиционными".

Итак, что же происходит, если мы начинаем усердно развивать наш нормативный аспект? Понятно, что уделяя ему много сил и внимания, мы стремимся также продемонстрировать результаты наших усилий, что особенно часто происходит, когда мы попадаем в новый круг общения. Именно здесь нам важнее всего произвести благоприятное впечатление (пока нас еще мало знают), поэтому мы и преподносим себя именно с позиций нормативного аспекта, т. е. показываем, что здесь мы тоже "не лыком шиты". Иными словами, общаясь, "разыгрываем" некую "роль". Отсюда нормативная функция получает еще два названия: "контактная функция", или "ролевая".

Увлекаясь развитием нормативного аспекта, мы так радуемся нашим успехам, что иногда ошибочно считаем себя в этой области высокими профессионалами, хотя на самом-то деле мы здесь не более, чем "подтянувшиеся отстающие". По этой же причине часто происходят ошибки в тестировании: человек настолько завышенно оценивает свои слабые аспекты, что в результате причисляет себя к совершенно противоположному типу личности. Кроме того, чрезмерно развивая нормативную функцию, мы рискуем ослабить нашу "программную", хотя бы уже потому, что оба аспекта этих функций находятся на одной шкале и, следовательно, взаимоисключают друг друга.

Поскольку наша деятельность на уровне СУПЕРЭГО сопряжена с дополнительными усилиями, мы здесь особенно остро чувствуем ограниченность наших возможностей и зависимость их от каких-то внешних обстоятельств.

Как же мы справляемся с этой проблемой на уровне СУПЕРЭГО?

— Здесь нас опять же выручает наша нормативная функция, обладающая такими "личными" качествами, как аналитичность и маневренность. Поэтому с ее помощью мы можем попытаться проанализировать неудобные для нас обстоятельства и приспособиться к ним.

Ну а поскольку усилий одной нормативной функции бывает недостаточно (тем более, что ее основная задача не столько действовать, сколько "рассуждать"), в работу включается функция, расположенная на 4-й позиции нашего "департамента", которая имеет много названий и заслуживает, чтобы о ней рассказали особо.

Чем же она это заслуживает?

Тем, что в простонародье она называется "комплексом". А также тем, что интенсивное развитие современной психологии, по сути, началось именно с изучения этой функции Зигмундом Фрейдом - этой болезненной точки нашей психики, впоследствии получившей название "комплекса неполноценности", комплекса, который в той или иной мере присутствует в каждом из нас.

Мобилизационная функция ("зона страха")

Так, какое же "ведомство" занимает четвертый кабинет нашего "департамента"? По большому счету, туда даже страшно заглядывать: все наши химеры, все наши страхи, сомнения, подозрения сосредотачиваются именно в этой области. Потому-то еще иногда 4-я функциональная позиция нашей психики называется "зоной страха".

Есть и другое название - "мобилизационная функция". И оно тоже понятно: когда человеку страшно, когда он чувствует себя слабым и беспомощным, он мобилизует все свои силы для того, чтобы сопротивляться обстоятельствам и защитить себя. Но в том-то и проблема, что сил у него на этой позиции накапливается очень немного, а следовательно, и сопротивление здесь создается очень небольшое - отсюда и название: "точка наименьшего сопротивления" (или сокращенно "т.н.с.").

(В наших психологических описаниях она называется "напряженной функцией", поскольку это название, по мнению автора, полностью соответствует всем ее предыдущим характеристикам.)

На долю мобилизационной функции выпала самая незавидная роль - она обязана творчески работать в самых неудобных условиях (на уровне СУПЕРЭГО) и самыми запрещенными методами. Поскольку ее собственный аспект противоречит аспекту творческой функции, следовательно, противоречит средствам реализации программы, т. е. в чем-то она против самой верховной власти идет, причем идет осознанно! И действительно, иногда по отношению к программной функции мобилизационная выглядит чуть ли не диссидентом - настолько она противоречит ее качественной сущности! И разумеется, чем активнее противоречит, тем большими неприятностями это для нее оборачивается, как же тут не быть страхам?!

Теперь посмотрим, с каким материалом работает эта функция: она реализует аналитическую информацию, полученную ею от нормативной функции. /5/

Нормативная же функция, как уже говорилось, воспринимает информацию медленно и затрудненно. Да еще будучи функцией гибкой и маневренной, она к тому же эту информацию частенько искажает.

Вот и получается, что в четвертый кабинет попадают крохи информации, да еще и искаженной.

Теперь понятно, почему четвертая функция со своим аспектом не справляется. Из двух зол ей приходится выбирать меньшее: либо работать своими "авантюрными методами" с искаженной информацией, "набивать шишки", но зато и приобретать опыт; либо вообще минимально работать по своему аспекту, что в свою очередь приводит нас к страхам и "комплексам", в результате чего человек для себя решает, что с определенной сферой деятельности он вообще больше никогда не связывается ("и не просите, и не уговаривайте"...)

"Авантюрная деятельность" нашей и без того "напряженной" функции редко заслуживает похвалу окружающих - чаще наоборот. Но если это все-таки происходит, мы ее воспринимаем не как комплимент, а как иронию: мы-то знаем, с информацией какого качества имели дело!

С другой стороны, если в нашем присутствии обсуждаются методы или средства, которые мы лично для себя уже раз и навсегда исключили, это у нас вызывает тем большее раздражение, чем активнее нам эти методы навязываются. Поскольку мы слишком хорошо понимаем следующее: то, что легко получается у других, у нас не пройдет. (Как в анекдоте: "Либо свисток не просвистит, либо акула попадется глухая".)

Именно поэтому мы недолюбливаем тех, кто легко и свободно пользуется теми методами, которые мы считаем для себя запрещенными: наша программа их нам запрещает. Потому-то мы и удивляемся, как другие могут этим пользоваться, как же им их совесть позволяет?! (Все эти размышления у нас возникают опять же на уровне СУПЕРЭГО, и не случайно поэтому этот уровень еще называют уровнем "социальной совести или социального контроля").

Каким же образом можно избежать неприятностей по четвертой функции? - спрашивает слегка напуганный Читатель.

Иногда можно справиться и собственными усилиями: чем тщательнее обрабатывается информация нормативной функцией, тем увереннее действует (тем меньше "напрягается") мобилизационная.

Но ведь вы сами не рекомендовали застревать на нормативной позиции? - напоминает Читатель. - Как же быть?

— Можно воспользоваться помощью партнера - при условии, что это будет психологически совместимый партнер, "дуал".

А как нам определить, дуал он или нет? — забегает вперед Читатель.

— Вот именно этому мы сейчас и учимся. Помощь дуала обязательно подается нам в легкой, ненавязчивой и даже не всегда заметной для нас форме. Первый признак того, что дуал нам помогает, проявляется в том, что мы начинаем испытывать ощущение покоя, легкости, уверенности в том, что все у нас теперь будет хорошо, а иногда еще к этому добавляется ощущение легкого, приятного возбуждения, приятного теплового поля вокруг лица, ощущение легкой беззаботной радости...

И откуда же берутся все эти ощущения?

— Они появляются тогда, когда "успокаивается" и расслабляется наша многострадальная четвертая функция. И происходит это от того, что она начинает получать по своему аспекту огромное количество информации, причем именно в той форме, в которой ей всего удобнее эту информацию воспринимать. А именно: информация партнером должна подаваться с определенного уровня его психики, с определенных позиций, определенной функцией, которая на своем уровне (так же, как и четвертая функция) работает "творческим реализатором" (а иначе, какой же получится "обмен опытом"?)

Понятно, что эта функция у партнера должна быть достаточно сильной, а иначе, как она нам поможет?! - Но не настолько, чтобы нас комплексовать, а, значит, ее методы не должны расходиться с нашей программой.

Какой же выход?

— Выход один: наш партнер должен быть самым естественным образом сориентирован на наши программные ценности - в противном случае его методы нашей "мобилизационной" ("напряженной") функции не подойдут, и она предложенную помощь "отвергнет" - не расслабится.

Надо же, какая капризная! - вставляет реплику Читатель.

— Именно! Поэтому и получается, что в таком важном деле, как поиск психологически совместимого партнера, наша "проблемная" четвертая функция играет роль "Принцессы Турандот" - являясь своего рода индикатором, проверяющим, подходит нам этот партнер или нет.

Что же это? - возмущается Читатель. - Все функции работают - и ничего, одна она такая...

— Она не одна такая. Есть в нашей психике еще один похожий индикатор, который располагается уже на следующем ее уровне. Но прежде, чем мы туда перейдем, нам необходимо еще раз оглянуться на уровни ЭГО и СУПЕРЭГО и сделать некоторые обобщения.

Ментальный и витальный уровни

Итак, ЭГО и СУПЕРЭГО являются осознанными уровнями нашей психики. Причем ЭГО является в большей степени осознанным уровнем, чем СУПЕРЭГО. Поэтому (для большей определенности) выведено еще и такое различие:

Уровень ЭГО - полностью соответствует уровню нашего сознания.

Уровень СУПЕРЭГО - представляет собой предсознание - "предсознательное". Это та область нашей психики, которая хотя и может осознаваться, но в настоящий момент еще осознана не вполне.

ЭГО - сильный уровень

СУПЕРЭГО - слабый уровень

ЭГО и СУПЕРЭГО обобщенно образуют ментальный уровень - уровень сознания, осознанный уровень, который еще называется ментальным блоком, или ментальным кольцом.

Почему кольцом?

— Потому, что оно замыкается четырьмя функциями ментального уровня: информация переходит от слабого уровня к сильному. Как писал Фрейд: "Каждый психический акт начинается как бессознательный" и, добавляем мы, опять возвращается на слабый:

В "департаменте" нашей психики мы можем рассматривать ментальный уровень как "два этажа над землей", потому что наряду с этим у нас будут еще и два "подземных этажа", которыми мы обозначим "витальный уровень" нашей психики, или уровень подсознания.

Уровень подсознания, или витальный - тоже представляет собой блок из двух уровней ("витальный блок"), на котором располагаются остальные четыре функции, образующие витальное кольцо:

Собственно подсознанием в витальном блоке иногда называют опять же только его верхний уровень - СУПЕРИД.

Нижний уровень витального блока - уровень ИД, иначе еще называемый архаикой, - это та область нашего подсознания, которая может изучаться как "коллективное бессознательное".

ИД - сильный уровень подсознания. На нем расположены преобладающие аспекты нашей психики того же значения, что и аспекты уровня ЭГО, но противоположной "вертности" ("сменили окраску" на противоположную - на уровне ЭГО обозначались белым символом, на уровне ИД - черным, и наоборот)

СУПЕРИД - слабый уровень подсознания (по аналогии с уровнем СУПЕРЭГО). Здесь размещаются два остальных подчиненных аспекта нашей психики, по значению такие же, что и на уровне СУПЕРЭГО, но опять же противоположной "вертности".

Уровень СУПЕРИД

Как Читатель уже заметил, между уровнями СУПЕРЭГО и СУПЕРИД есть определенное сходство. Есть и определенный смысл в том, что оба эти слабых уровня находятся рядом - оба нуждаются в поддержке и оба активно ищут эту поддержку. Опять же они и поддерживают друг друга: их "пограничные функции" - четвертая и пятая - обмениваются информацией.

Какое же различие между этими уровнями, если они оба проблемные? - спрашивает Читатель.

Различие в том, как мы к этим проблемам относимся. Если на уровне СУПЕРЭГО проблемы осознаются, а потому их стыдятся и пытаются скрыть, то на уровне СУПЕРИД проблемы не осознаются, поэтому их не стыдятся и не скрывают, а даже наоборот, самым бессовестным образом навешивают на других. Поэтому этот блок иногда еще называется "антисовесть", блок "абсолютной слабости", или "инфантильный блок".

Однако это вовсе не означает, что функции, расположенные на этом уровне, бездельничают и никакой пользы не приносят. Приносят, и огромную! Хотя бы уже тем, что создают некую "зону отдыха" в нашем подсознании, область функционирования в "облегченном режиме". (Не хватало еще нам напряжения на уровне СУПЕРИД!) И именно потому, что обе эти "неженки" постоянно требуют для себя облегченных условий, они очень чутко реагируют на любое проявление психологического дискомфорта, поскольку тоже достаточно болезненны и уязвимы. На недополучение нужной информации по своим аспектам эти функции моментально реагируют ощущением "беспричинного" страха и напряжением, переходящим в раздражение. Понятно также, что при такой чуткости и восприимчивости они оказывают нам неоценимую услугу в поисках психологически совместимого партнера.

Каким образом это происходит?

— На стыке ментального и витального кольца, на границе уровней СУПЕРЭГО и СУПЕРИД находится "область осознанных и неосознанных" запретов - "цензура". Частично она попадает на четвертую и пятую функции как область "критической оценки", или "критического отбора".

Если область критической оценки четвертой функции сводится к поиску (отбору) подходящего способа реализации ("наш метод" - "не наш метод"), то "критический отбор" пятой функции сводится к поиску "дополняющих ценностей", т. е. тех ценностей, которые не противоречат программе нашего типа и даже дополняют ее.

Что собой представляют эти дополняющие ценности? Их нужно как-то подбирать или их можно вычислить?

(Вспомним, что похожий вопрос был задан еще в самом начале нашего объяснения.)

"Дополняющие ценности" можно подобрать "наощупь", как бы сверяясь со своим мироощущением, и именно этим, по существу, занимается наша пятая функция, "работающая "аналитиком" на уровне СУПЕРИД.

Кроме того, "дополняющие ценности" можно и вычислить, поскольку они представляют собой некий аспект нашего мироощущения и этот аспект не должен противоречить аспекту нашей программы, и даже более того, ее дополнять.

И как же он ее дополняет?

— Очень просто! Он должен соответствовать всем четырем признакам ее дополнения.

1. Если программный аспект этический, то дополняющий аспект должен быть каким?

Логическим! - подсказывает Читатель.

2. Если программный аспект - сенсорный, то дополняющий...

Интуитивный!

3. Если программный аспект экстравертный, дополняющий аспект должен иметь противоположную "вертность" -значит, у нас он будет...

Интровертный!

4. Если программный аспект рациональный, значит, и дополняющий аспект должен быть рациональным (!) Если программный аспект иррациональный, значит, и дополняющий аспект иррационален.

Таким образом, мы начинаем расставлять аспекты подсознательного уровня (витального) относительно сознательного (ментального).

Так же как пятый аспект дополняет первый, шестой аспект по тем же признакам будет дополнять второй, седьмой дополнит третий, восьмой дополнит четвертый аспект.

В результате такой расстановки все восемь аспектов нашего мировосприятия займут восемь позиций нашей модели, а значит, и каждая из ее восьми функций получит свое "ведомство".

Кроме того, витальное и ментальное кольца "Модели "А" внешне являются как бы зеркальным отражением друг друга с той лишь разницей, что их аспекты противоположны друг другу по "вертности". Те, что в ментальном кольце обозначались черными символами (экстравертными), в витальном кольце получили противоположную вертность и обозначились белыми символами (интровертными).

И еще одна интересная и, пожалуй, самая главная особенность модели нашей психики - ментальное и витальное кольцо взаимодополняют друг друга по всем четырем признакам.

Ну и что же тут такого особенного? - спрашивает Читатель. - Что из этого следует?

Из этого следует, что тот, кто дополняет нас по всем четырем признакам совместимости, будет иметь в своем ментальном кольце расположение аспектов, соответствующее нашему витальному кольцу.

И, следовательно, наше витальное кольцо будет соответствовать ментальному кольцу нашего дуала. А что еще из этого следует?

Что? - не сразу догадывается Читатель.

— Из этого следует, что психологические параметры нашего идеального партнера заложены в нашем подсознании, что мы самой природой на него сориентированы. Что мы в себе несем его "отпечаток" с самого момента нашего рождения. Что мы всю жизнь осознанно и неосознанно его ищем.

Почему же мы его не находим?

— Потому, что мы сориентированы на него одного, но общаемся-то мы и со всеми остальными типами личности, а среди них есть и психологически с нами несовместимые. Общение с ними на нас влияет и искажает нашу подсознательную ориентацию. (А иногда даже и осознанную.)

И в этой связи особого внимания заслуживает деятельность первой функции нашего подсознания (она же пятая функция нашей структурной модели). Поскольку именно эта функция, отсортировывая чуждые нашей дуальной паре ценности, осуществляет, с одной стороны, "цензуру", защищающую и восстанавливающую нашу природную ориентацию, а с другой стороны - подбор дуального партнера.

Суггестивная (внушаемая) функция

Так, что же собой представляет функция, занимающая 5-ю позицию нашего "департамента"? Мы знаем, что она "слабая", "аналитическая" /5/, находится на слабом "инфантильном" уровне, значит, и информацию она усваивает "лениво", с большими потерями. А следовательно, нуждается в постоянном притоке информации по своему аспекту. И вот тут-то начинают происходить странные вещи: несмотря на свой "ленивый и привередливый характер", эта функция склонна проявлять совершенно противоположные свойства, а именно: чрезмерную инициативу и "всеядность". Это выражается в том, что она начинает жадно впитывать любую информацию по своему аспекту, радуясь, что такая информация хоть кем-нибудь предоставляется.

Благодаря этому свойству пятая функция заслужила себе название "внушаемой функции". Она внушается любой информацией, которая имеет хоть какое-то отношение к ее аспекту, часто проявляя при этом совершенно детскую наивность и неразборчивость. Понятно, что в систему знаний такая информация не складывается и практические навыки здесь не нарабатываются. Но поскольку система ценностей, соответствующая этому аспекту, имеет весьма отдаленное отношение к ценностям нашей программы, мы не видим большого греха в том, что не владеем этими знаниями и навыками - это не наша сфера. Другое дело, что мы хотели бы родиться с этими знаниями, мы хотели бы их получить целым блоком: легко и не напрягаясь. Но уж если этого не произошло, то пусть этим занимается кто-то другой, для нас это "область лишней головной боли".

И вот тут возникает один "коварный" момент, который осознанно мешает нам в поиске дуального партнера. Дело в том, что в соответствии с "признаками психологической совместимости программный аспект нашего дуала должен соответствовать нашему внушаемому аспекту, т. е. это должен быть один и тот же аспект информации. Но поскольку относительно нашей "программы" наш внушаемый аспект является малозначимым и малопочтенным, то и люди, для которых этот аспект является программным, нашими симпатиями не пользуются и особого уважения не вызывают. Нам и в голову не приходит искать себе спутника жизни из их числа!

Но, к счастью, наша психика устроена так, что то, что не всегда "приходит "в голову", часто "приходит" на подсознание. Причем особой сообразительностью тут отличается именно наша внушаемая функция.

Каким образом?

— А вот каким: всю приобретенную информацию она критически отсортировывает, сверяясь с определенным "тестом", которым располагает только она одна. Этот "тест" является для нее как бы инструкцией, в которой указывается, каким ценностям должна соответствовать получаемая информация и какими методами она может реализовываться. (Ведь пятая функция - тоже "аналитическая", и поэтому должна передать информацию на следующую реализационную функцию - шестую. Поэтому, если это окажутся "не наши ценности" или опять "не наши методы", шестая, "оценочная" функция тут же должным образом на это отреагирует.)

Вот и получается, что наша пятая функция тоже работает "Принцессой Турандот", сверяясь с "ответами", соответствующими определенной структуре подсознания, она определяет: "тот" это партнер или "не тот".

Таким образом, в этой "оценочно-ориентационной" деятельности участвуют обе функции блока СУПЕРИД (или как его еще называют "блока "слепой ориентации".)

Если пятую функцию рассматривать как "ориентационно-аналитическую", то шестая будет соответственно "ориентационно-реализационной". Чаще всего она называется "функцией активации".



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вера Израилевна Стратиевская Как сделать, чтобы мы не расставались руководство (2)

    Руководство
    Эта книга — руководство по поиску спутника жизни не по рекомендациям в популярных журналах, не по многочисленным гороскопам, а с позиций соционной природы человека.

Другие похожие документы..