Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Регламент'
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Основами...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится « » 2007 г. в час. На заседании диссертационного совета К.212. 298.01 при Южно-Уральском государственном университете по адресу: 453...полностью>>
'Документ'
В целях создания условий, обеспечивающих устойчивое развитие организованного детского общественного движения в городе Москве, участие детей в решении...полностью>>
'Документ'
МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ТЕХНИЧЕСКИЕ МУЗЕИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ И ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ Ц...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Развитие речи детей дома

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. Речь ребенка развивается прежде всего в процессе общения с окружающими, поэтому очень важно, чтобы речь близких была чистой, правильной и грамотной.

Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются не только на качестве разных форм его деятельности, но и на его поведении. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

Опыт работы позволил определить разнообразные формы совместной работы родителей и детей по развитию речи в домашних условиях. Ясно, что участие родителей в речевом развитии ребенка не должно быть эпизодическим. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает ребенок.

Обследование состояния речи ребенка происходит по следующим разделам: произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух), словарь, грамматический строй речи, связная речь. Обследуется также развитие мелкой моторики рук, с которой, как известно, теснейшим образом связано состояние речевого развития ребенка.

Во время занятий с детьми в домашних условиях родители имеют более широкие возможности использования наглядных средств и манипуляций с предметами. Например, дети могут на ощупь определить форму, размер, цвет, твердость овощей и фруктов, попробовать на вкус, убедиться в их сочности, ощутить разницу в затрате мышечных усилий при пережёвывании различных видов пищи. Родители, воспитывающие детей дома, также имеют преимущества в использовании натуральных наглядных средств при изучении времен года и при наблюдениях за явлениями природы (роса, туман, метель, снежная крупа, иней, наст), которые трудно или невозможно продемонстрировать в детском саду с большой группой детей.

Отбирая и разрабатывая материал для нашей встречи, я постаралась учесть вашу загруженность работой, ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость.

Тем не менее, старайтесь больше разговаривать с ребенком, называйте все предметы, с которыми вы действуете или вместе играете, свои действия, действия других людей и самого ребенка, комментируйте происходящее. Побуждайте его к речи обращениями: «Скажи...», «Назови...»; вопросами: «А как ты думаешь?», «А что ты думаешь по этому поводу?», «Как ты думаешь, что это?», «По-твоему, где это?». Создавайте в семье богатую речевую среду. Пусть ребенок слышит, как вы общаетесь со своими близкими. Вовлекайте его в общий разговор. Большую часть времени вы проводите на кухне и заняты приготовлением обеда. Используйте это время для следующих ниже игр и упражнений.

Обогащение словаря

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга»

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку (или на тарелку, если руки заняты), затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые, «соленые», «горькие» слова.

«Давай искать слова на кухне»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?

Развитие грамматического строя речи

«Приготовим сок»

Из яблок - яблочный, из груш - грушевый, из слив - сливовый, из вишни - вишневый, из моркови - морковный, из лимона - лимонный, апельсина - апельсиновый и т.д. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? Из апельсина. И т.д.

При знакомстве с посудой

Словарь

а) Рассмотреть посуду, имеющуюся в доме, и классифицировать ее в соответствии с назначением: чайная, столовая, кухонная, столовые приборы.

б) Объяснить назначение каждого предмета: чашка нужна для того, чтобы пить чай (Я пью чай из чашки) и т.д.

в) Назвать части посуды (стенки, дно, крышка, ручки, носик).

г) Постучать по краю посуды деревянной или металлической ложкой, по звуку определить, из какого материала сделана посуда (стекло, глина, металл, дерево, фарфор, пластмасса), назвать относительные прилагательные: стеклянный, металлический, фарфоровый, пластиковый и т.д.

Грамматический строй

Образовывать:

а) множественное число имён существительных: кастрюля - кастрюли, чашка - чашки;

б) существительные с уменьшительными суффиксами: стакан - стаканчик, тарелка - тарелочка, вилка - вилочка;

в) числительные с существительными: нарисуй (слепи, сосчитай, поставь) 1 чашку, 2 чашки, 5 чашек;

г) прилагательные с существительными: красная чашка, фарфоровое блюдце, пластмассовый стаканчик;

д) местоимения с существительными: моя чашка, мой стакан, моё блюдце, мои тарелки

е) родительный падеж имён существительных: стакан без донышка, чайник без носика.

Связная речь

а) Описательный рассказ по плану (Что это? Какой? Из чего сделан? Что у него есть? Для чего он нужен?).

б) Сравнительно-описательный рассказ о двух предметах (Чем похожи? Чем отличаются?).

в) Рассказ по серии картинок. Установить правильную последовательность событий. Составить 1-2 предложения по каждой картинке (Где происходит событие? Кто что делает?).

г) Пересказ прочитанного текста «Федорино горе» К.Чуковского.

Сюжетно-ролевая игра «День рождения» или «Магазин посуды»

Предложить ребенку поучаствовать в сервировке стола, понаблюдать в магазине за продажей и упаковкой посуды.

«Доскажи словечко»

Обогащение словаря

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей( чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок) и т. д.

«Упрямые слова»

Грамматический строй речи

Расскажите ребенку, что есть на свете упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, пальто, метро). «Я надеваю пальто. У Маши под пальто тёплая одежда. Я гуляю в пальто».

«Гуляем вместе с ребенком»

«Я заметил» «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая».

«Волшебные очки» «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

Подвижные игры

«Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, э, ы (кроме йотированных). «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», ну а на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

Игры с мячом

«Звуки спрятались в словах» «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в названии предмета услышишь звук (например «ж»). Если в слове нет этого звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, книга и т.д.»

«Назови предметы...(одежды, обуви, посуды, мебели и т.д.)»

Ребёнку бросают мяч, называя родовое понятие (например, головные уборы). Он возвращает мяч обратно, называя видовые понятия (шляпа, кепка, платок, берет, шапка и т.д.). Так можно классифицировать диких и домашних животных, насекомых, рыб, птиц, виды транспорта и т.д



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

    Литература
    Беляковой Ирины Ивановны, воспитателя МДОУ детский сад №4 «Ласточка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического и социально-личностного направлений развития воспитанников
  2. Особенности развития речи детей дошкольного возраста

    Документ
    Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
  3. «Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

    Документ
    Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим
  4. Использование мини-музеев в детском саду в развитии речи детей

    Документ
    Обращение к истокам , декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования.
  5. Развитие речи младших школьников

    Документ
    Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского языка ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, эмоционально-нравственное

Другие похожие документы..