Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Тематическое планирование'
Das Reifezeugniss (se),die Leistungen, befreidigend, mangelhaft, ausreichend, die Fachoberschule, das Fachgymnasium, erwarten, die Zensuren, Stress, ...полностью>>
'Документ'
(нар. 22.03.1936, с. Курмани, Недригайлівського р-ну, Сумської обл. — п. 05.07.1994, м. Львів)Публіцист, поет, прозаїк, автор широко відомої повісті „...полностью>>
'Документ'
REPORT OF THE INTERNATIONAL WORSHOP ON THE USE OF AGRICULTURAL QUALITY STANDARDS IN TECHNICAL REGULATIONS AND THE APPLICATION OF STANDARDS IN INTERNA...полностью>>
'Документ'
Книга, которую Вы сейчас держите в руках, уникальна. Она посвящена самой страшной тайне ХХ-го века — причине войн и революций, пожравших десятки милли...полностью>>

Матвеева Елена Анатольевна учитель информатики моу сош №24 конкурс

Главная > Конкурс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.3. Создание и использование программных средств учебного назначения

Программные средства учебного назначения обычно определяются термином «педагогическое программное средство». При разработке педагогического программного средства должны учитываться основные положения. Во-первых, должна быть обеспечена педагогическая целесообразность применения программного средства в учебном процессе. Во-вторых, должны быть определены функциональные назначения отдельных типов программных средств, используемые в обучении. В-третьих, должна быть разработана топология программных средств, по методическому назначению.

Программным средством учебного назначения называется такое программное средство, в котором отражается определённая предметная область, реализующую технологию её изучения и обеспечение условия для осуществления различных видов учебной деятельности[6].

Использование программных средств ориентировано на решение определённой учебной проблемы, её изучения. Такие программные средства называются проблемно-ориентированными. Проблемно-ориентированные программные средства осуществляют деятельность с некоторой средой объектов (базы данных, системы таблиц и т.д.). Предметно-ориентированные программные средства имеют дело с предметной средой (с элементами технологии обучения).

С помощью программных средств на экране можно представить информацию в различной форме. Программные средства способствуют стимулированию процессов усвоения знаний, а также приобретению навыков учебной и практической деятельности. Эффективность осуществления контроля усвоения результатов обучения, повторения пройденных тем, активизации познавательной деятельности, формирования у учащихся характерные им виды мышления.

При создании педагогических программных средств возникает необходимость созданий учебно-методических и инструментальных материалов, обеспечивающих процесс разработки и внедрения программных средств. Это означает, что должно быть сформировано программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, который представляет собой сложный комплекс, включающий в себя отдельные программы или целые программные пакеты учебного назначения; инструкцию по использованию учебной программы; методические рекомендации для учителя и учащегося по применению и использованию в учебном процессе учебных программных средств.

Программные средства учебного назначения в комплексе с учебно-методическими разработками рассматривается как качественно новое средство обучения, обладающее уникальной возможностью, отличающий его от всех ранее известных в педагогике средств. К этим возможностям относятся: анимационные иллюстрации изучаемого процесса; возможность немедленного перехода в учебном программном средстве между различными частями предлагаемого материала; интерактивность педагогических программных средств, обеспечивающих двунаправленный поток информации между обучаемым и педагогическим средством.

Педагогическая целесообразность использования программно-методического обеспечения определяется целями развития личности обучаемого и основывается на определённом методическом назначении программного средства. Методические средства реализуются с помощью программных средств, которые интенсифицируют процесс обучения и переводит его на более высокий качественный уровень. Это создаёт основу для применения программно-методического обеспечения в качестве педагогического эксперимента с оценкой качества программных средств учебного назначения.

Рассмотрим наиболее значимые методические средства, которые эффективно реализуются с помощью программных средств[6].

  1. Индивидуализация и дифференциация процесса обучения. Например, за счёт поэтапного продвижения по уровням продвижения, используя линии различной сложности.

  2. Осуществления контроля с обратной связью и диагностика ошибок. Это достигается с помощью выявления причин появления ошибок и вывода на экран соответствующих пояснений и комментариев.

  3. Оценка результатов учебной деятельности с помощью применения как тестовых, так и контрольных методик.

  4. Осуществление самоконтроля и самокоррекции процесса усвоения учебного материала.

  5. Высвобождение учебного времени за счёт автоматического выполнения компьютером трудоёмких вычислений, а также задач, связанных с числовым анализом.

  6. Компьютерная визуализация учебной информации. Она может проводиться как для изучаемого объекта (наглядное представление его составных частей, моделей с возможной демонстрацией объекта в различных ракурсах, а также наглядное отображение взаимодействующих его частей). Во-вторых, можно визуализировать процесс в его временном или пространственном развитии с отображением, возникающих при этом закономерностей.

  7. Осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала.

  8. Моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов, явлений.

  9. Проведение лабораторных работ по естественным наукам в условиях имитации реальных опытов или экспериментов.

  10. Создание и использование информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности с обеспечением доступа к информации посредством сетевых технологий.

  11. Усиление мотивации обучения за счёт изобразительных программных средств и применения элементов игровых ситуаций.

  12. Развитие характерных для обучаемого способов мышления (наглядно-образного или теоретического).

  13. Формирование умений принимать оптимальное решение в учебных условиях, а также выбирать варианты разрешения сложных ситуаций.

  14. Формирование информационной культуры учащегося.

Таким образом, целесообразность использования новых информационных технологий в виде программных средств эффективна при их применении в качестве средств визуализированной учебной информации, средства формализации знаний о предметном мире, инструмента познания, отображения и воздействия на предметный мир.

1.3.1. Основные требования к педагогическим программным средствам

Новые информационные технологии основаны на активных самостоятельных формах приобретения знаний учащихся, которые вытесняют демонстрационные, иллюстрирующие объяснительные методы, широко используемые при традиционных подходах. Кроме того, применяются программные средства и системы обучения, поддерживающие традиционные методы. В результате каждая обучающая программа должна строиться, удовлетворяя дидактическим принципам, определяющие требования к педагогическим программным средствам. Кроме того, разработка обучающих программных средств должна вестись с учётом своеобразия и особенности той области науки, к которой относится изучаемый материал. В связи с этим должны учитываться методические требования к педагогическим программным средствам, учитывая своеобразие конкретной науки.

Педагогические требования к разработанным педагогическим программным средствам должны учитывать обоснованность выбора темы, аргументированной определёнными методическими целями и обеспечивающие педагогическую проверку эффективности использования педагогических средств.

Разработка программных средств для учебных целей требует интегрированного подхода, которая использует не только труд учителей, методистов и программистов, но и психологов, гигиенистов и дизайнеров. К педагогическим программным средствам применяется комплекс требований, чтобы их использование не вызвало отрицательных последствий как в психолого-педагогическом так и физиолого-гигиеническом средствах. Перечислим основные требования к педагогическим программным средствам[6]:

  1. Педагогические требования: дидактическое, методическое обоснование выбора тематики учебного курса, проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения;

  2. Технические требования;

  3. Эргономические требования (удобство использования);

  4. Эстетические требования;

  5. Требования к оформлению.

1.3.2. Дидактические требования к педагогическим программным средствам

Научность. Она предполагает, что педагогические программные средства предоставляют научно-достоверные сведения в области изучаемой науки. При этом использование возможности моделирования или имитации изучаемых объектов, явлений или процессов. При этом обучаемый привыкает к экспериментально-исследовательской деятельности, способствующей развитию его творческого потенциала в определении закономерностей изучаемых явлений, и позволяет приблизить учебный эксперимент к научным методам исследования.

Доступность. Это требование означает, что предъявляемый материал формы и методы учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки обучаемых и их возрастным особенностям. Для установления доступности понимания учебного материала используют тестирование, от результатов которого зависит ход дальнейшего обучения с помощью педагогических программных средств.

Адаптивность. Это требование означает реализации индивидуального подхода к каждому обучаемому и состоит в использовании различных средств наглядности и уровней дифференциации учебного материала по сложности, объёму и содержанию.

Систематичности и последовательности обучения. Это требование предполагает последовательность и преемственность во владении знаниями, умениями, навыками.

Компьютерная визуализация учебной информации. Предполагает применение современных средств визуализации с помощью статической и динамической компьютерной графики и применение средств мультимедиа, а также широкое использование моделей, которые позволяют представить динамику развития процессов и явлений во времени и пространстве с сохранением возможности диалогового общения пользователя с программой.

Обеспечение сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого. Это требование обеспечивается предоставлением средств для самостоятельных действий обучаемого по извлечению учебной информации при чётком понимании целей и задач обучения. Активизация самостоятельной деятельности обучаемого обеспечивается возможностью управления обучаемой программой, выбора режима обучения, наличия вариантов при принятии самостоятельного решения и создания позитивных стимулов, побуждающих к учебной деятельности. Это могут быть игровые ситуации, различные средства визуализации, юмор, обучающие программы.

Обеспечение интерактивного диалога. Это требование предполагает необходимые организации возможности выбора вариантов содержания обучения и режимов учебной деятельности, осуществляемой с помощью педагогических программных средств.

Развитие интеллектуального потенциала предполагает обеспечение развития различных типов мышления алгоритмического, наглядно-образного или теоретического. Кроме того, формирование умения выбрать вариант в сложной ситуации и умении обработать информацию на основе систем обработки данных информационно-поисковых систем или базы данных.

Суггестивная обратная связь. Она предполагает обеспечение реакции программы на действие пользователя с возможностью получить совет или рекомендацию о дальнейших действиях. При этом необходимо обеспечить возможность приёма и выдачи вариантов совета, анализа ошибок и их коррекции.

Методические требования к педагогическим программным средствам

Они предполагают учитывать своеобразие и особенность конкретного учебного материала, специфику изучаемой науки, его понятийного аппарата, методов исследования и реализации обработки информации. Необходимо, чтобы был обоснован выбор темы учебного предмета при разработке педагогических программных средств с помощью аргументации педагогической целесообразности определения методических целей, достижение которых возможно только при создании данного педагогического средства.

1.3.3. Эргономические требования

Они обуславливают необходимость учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Различные типы организуют их мышление, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности.

Важнейшей характеристикой любого продукта является его психологическое восприятие. Учет особенностей восприятия человека не только желателен, но и необходим. Он позволит[28]:

· улучшить наглядность учебного пособия;

· повысить запоминаемость материала;

· ускорить адаптацию пользователя к новой программе, дисциплине;

· снизить утомляемость при работе за экраном;

· акцентировать внимание на важных деталях, улучшить их восприятие.

Можно отметить, что по способу мышления выделяют три типа людей [28]:

а) мыслящих преимущественно зрительными образами (визуалы);

б) мыслящих проговариванием мыслей внутри (аудиалы и дигиталы);

в) мыслящих преимущественно ощущениями (кинестетики).

Исследования показывают, что на земле большая часть людей -визуалы и кинестетики, аудиалов на порядок меньше.

Умело использовав особенности человеческого мышления, можно значительно интенсифицировать процесс восприятия учебного материала.

Из сказанного можно сделать вывод, что восприятие учащимся излагаемого в электронном учебнике материала зависит не только от того, как подобран и в какой последовательности подается материал, каким стилем и в какой манере написан учебник, но и как он оформлен.

Подбор материала, последовательность его подачи, стиль и манера изложения полностью определяются авторами учебника в соответствии со стоящей перед ними методической задачей. Таким образом, при создании электронного учебного средства на равных правах с содержанием выступают внешний вид и структура построения учебника, причем оформление это не дань моде и не способ создания имиджа образовательного центра, а один из путей повышения качества усвоения материала.

1.3.4. Способы представления текста

На процесс восприятия (а значит, и понимания) текста, расположенного на экране, влияет набор факторов:

  • ширина текстовой зоны;

  • способ выравнивания текста;

  • его расположение на экранной странице;

  • начертание, стиль и размер шрифта.

Восприятие текста становится значительно эффективнее, если глаз может сразу охватить не отдельные слова или обрывки фразы, а целую строку, законченный фрагмент, в идеале — абзац. Этот факт известен полиграфистам и является одним из определяющих при выборе длины строки. Недаром при больших размерах страниц текст в печатных изданиях делится на колонки, а страницы альбомного формата никогда не заполняются целиком от края до края. Применительно к тексту на экране дисплея и с учетом технических ограничений, рассмотренных выше, это обстоятельство приводит к тому, что текстовая зона не должна занимать всю ширину экрана. Желательно, чтобы текстовая зона центрировалась по горизонтали, размер шрифта должен быть не менее 12 пунктов (лучше 14), а для больших мониторов и 16 пунктов.

При невыполнении этих требований, особенно на мониторах с диагональю более 15 дюймов, длинная строка заставляет глаз перемещаться в пределах большого угла — иногда даже приходится поворачивать голову от начала к концу строки. В результате повышается утомляемость, следствием чего является резкое снижение уровня понимания материала учебника[3].

1.3.5. Выравнивание текста

Несмотря на кажущуюся простоту, это очень эффективный прием оформления. Применение того или иного способа выравнивания позволяет не только привлечь внимание к определенным фрагментам текста, но и задать ритм чтения, замедляя или ускоряя его в нужных местах.

В большинстве языков, использующих алфавит (кроме арабского, иврита и некоторых других), текст читается слева направо. Поэтому способ выравнивания текста влево (или по ширине) — наиболее естественный и легко воспринимается человеком при чтении. В этом случае все строки начинаются от одной вертикальной линии с левой части страницы.

Текст выравнивается по правой стороне текстовой зоны. Такой способ выравнивания целесообразно использовать для некоторых заголовков, названий таблиц или небольших фрагментов, которые надо выделить в отдельную смысловую группу.

Выравнивание по центру хорошо подходит для заголовков, а также в случае, если надо придать дополнительную выразительность некоторым текстовым фрагментам[1].

1.3.6. Выбор шрифта

Все многообразие имеющихся шрифтов можно разделить на две группы: шрифты с засечками (Serif) и гладкие шрифты (San Serif — без засечек). К первым (Serif) относятся шрифты типа Times New Roman, ко вторым (San Serif) — Arial.

По мнению психологов, шрифт с засечками читается легче, поскольку глазу есть за что «зацепиться» при чтении текста — засечки служат направляющими для перемещения глаза по буквам, и он меньше устает.

Гладкие шрифты требуют больше внимания и усилий при чтении, но в результате прочитанное лучше запоминается. Значит, в тех небольших фрагментах текста учебника, на которые надо обратить внимание обучаемого (формулировки, определения и так далее), следует использовать преимущественно гладкие шрифты[1].

Не надо забывать, что электронный учебник должен нормально воспроизводиться на компьютере пользователя, на котором ассортимент шрифтов может быть ограничен. Учитывая это, следует тщательно подойти к выбору нужного комплекта шрифтов, продумав возможные варианты замены или поставки шрифтов вместе с ЭУИ.

Отдельного решения требует вопрос о вставке в текст учебника формульных выражений.

1.3.7. Приемы акцентирования внимания

Визуально на экране текстовую информацию можно выделить несколькими способами:

  • местом расположения;

  • фоном;

  • шрифтом;

  • начертанием и цветом шрифта.

В отличие от печатных изданий, учебники в электронном виде имеют возможность влиять на процесс восприятия с помощью цвета. Однако здесь нельзя допускать крайностей. Задача учебника — научить, то есть донести до сознания человека нужную информацию наиболее эффективным способом.

Чрезмерное увлечение цветовыми эффектами может сместить акценты и свести на нет всю проделанную работу по созданию учебника.

Опыт создания web-страниц для Internet показал, что оптимальным является использование на одной web-странице не более четырех основных цветов.

Цвет фона и основного текста

Черный текст на контрастном белом фоне — это стандартный, но далеко не лучший вариант для учебника. Кроме дополнительной утомляемости обучаемого, такая ситуация ничего не принесет.

Для снижения нагрузки на глаза человек вынужден уменьшать яркость изображения на дисплее, что приводит к потере контрастности, которую приходится увеличивать. В конечном итоге комфортность работы за компьютером падает, утомляемость повышается и, следовательно, способность к восприятию информации идет на убыль. Избежать возникновения такой ситуации можно простым подбором цветовой пары текст фон.

Для цвета основного текста все же лучше подходит универсальный черный, хотя возможны и варианты (темно-коричневый, темно-синий и так далее). А вот цвет фона зависит от выбранной общей цветовой гаммы, но в любом случае для фона следует использовать только мягкие пастельные тона.

Лучший визуальный эффект дает не сплошная заливка фона выбранным цветом, а мягкий расфокусированный текстурный фон. В пределах одного раздела учебника цвет и текстура фона должны оставаться постоянными для всех страниц.

Для акцентирования цветом - смыслового акцентирования фрагментов текста не стоит применять резко контрастирующие с основным текстом цвета. Вполне достаточно использовать разные по насыщенности оттенки цветов. Визуальное выделение нужного фрагмента может быть достигнуто не только с помощью шрифта или цвета, но и изменением положения текста на экранной странице и (или) способа его выравнивания.

Наилучший эффект достигается при одновременном использовании нескольких видов акцентирования[3].

1.3.8. Требования поддержки и развития и содержания и структуры.

Данные требования рассматриваются вместе, поскольку именно хорошо продуманная структура издания позволяет заниматься его сопровождением, изменением, а также дополнением и переизданием. Можно выделить следующие наиболее важные требования[1]:

  • модульность (наличие обособленных единиц учебника, построенных на общих принципах, оформленных в виде отдельных программ, комплексов, файлов и т.п., легко подключаемых к основной программной оболочке);

  • четкая, логичная система навигации, полностью соответствующая структуре учебного пособия;

  • иерархическая структура, объединенная с системой навигации;

  • гибкость (структура должна быть легко переналаживаемой). Следование этим принципам, а также подбор соответствующих технологий позволят значительно упростить сопровождение ЭУИ.

Под термином сопровождение здесь понимается жизненный цикл учебного издания, кроме непосредственно процессов его создания и внедрения, включающий его модернизацию, переналадку, переиздание и ряд других сопутствующих процессов.

Если же говорить о структурных требованиях, то можно порекомендовать обязательное включение в электронное учебное издание следующих связанных навигационно-структурных единиц:

  • оглавление;

  • введение в дисциплину;

  • учебную программу;

  • цель и задачи изучения дисциплины;

  • основное содержание, структурированное по разделам (модулям);

  • контрольные упражнения (тестирование, задания);

  • список основной и дополнительной литературы;

  • сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, звание, название организации, рабочий телефон, адрес электронной почты). Далее, исходя из обобщенных требований, необходимо произвести выбор технологий, применяемых при построении электронного учебного издания.

1.3.9 Программно-технические требования

Они определяют устойчивость педагогических программных средств к ошибочным, не коррекционным действиям пользователя. Должно быть обеспечено восстановление системной области перед завершением работы программы, защита от несанкционированного действия пользователя и соответствия функционирования педагогических программных средств методической и технической рекомендации.

В группе технических требований можно выделить:

Требования к определенным характеристикам компьютера. Требования к периферийным компонентам и устройства ввода-вывода. У пользователя, например, должен быть цветной монитор, поддерживающий разрешение не менее 800x600 точек.

Условно к этой же группе можно отнести и требования к программному обеспечению, установленному на машине конечного пользователя, ведь аппаратная и программная части ЭВМ являются двумя сторонами одной медали.

В группе технологических требований учитываются ограничения, возникающие в результате применения той или иной технологии создания программного продукта. При выборе той или иной технологии имеет смысл учитывать многие характеристики и моменты, связанные с ее применением: насколько хорошо при помощи данной технологии можно реализовать задуманное, не придется ли пользователю приобретать дорогостоящее программное обеспечение, чтобы иметь возможность работать с предложенным учебным пособием, можно ли охватить наибольший круг потенциальных пользователей, то есть не внесет ли применение той или иной технологии завышенные технические требования, насколько перспективна та или иная технология (имеет ли смысл применять то, что может устареть в ближайшее время и не будет востребовано), насколько легко можно будет поддерживать данный программный продукт, модифицировать его и ряд других факторов.

Таким образом, вопрос о требованиях, предъявляемых к электронным учебным изданиям, весьма сложен, от его решения зависит вся судьба продукта, удобство его использования, модернизации и т.д.

Наиболее существенными причинами низкого качества программных средств обучения являются: не использование дидактических принципов обучения при их разработке; неграмотный или буквальный перенос традиционных форм и методов обучения в программные средства, нарушение технологий визуализации учебного материала[1].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Муниципальное бюджетное учреждение города Костромы

    Документ
    В сборнике представлен статистический отчёт муниципального бюджетного учреждения города Костромы «Городской центр обеспечения качества образования» по вопросу об основных итогах и приоритетных направлениях совместной деятельности
  2. Email: gmc-matematika@mail

    Документ
    В сборнике представлен статистический отчёт городского методического центра по вопросу об основных итогах и приоритетных направлениях совместной деятельности Городского методического центра Управления образования Администрации города
  3. Протокол заседания экспертной комиссии регионального методического конкурса педагогов образовательных учреждений Костромской области от 25 апреля 2011 года. Председатель экспертной комиссии

    Конкурс
    Для участия в методическом конкурсе представлено 375 работ от 391 педагогов из 29 муниципальных образований Костромской области: Антроповского, Буйского, Галичского, Вохомского, Кадыйского, Кологривского, Костромского, Красносельского,
  4. Аннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей победителей конкурса пнпо 2007 года

    Конкурс
    Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ СОШ п. Ярославский Хорольского района Приморского края Бережной Ольги Викторовны 15
  5. Программа V международной научно-практической конференции «информационные и коммуникационные технологии в образовании» («ито-екатеринбург-2011»)

    Программа
    Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»

Другие похожие документы..