Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
реконструктивной и эстетической хирургии Анналы хирургии Анналы хирургической гепатологии АНРИ (аппаратура и новости радиационных измерений) Антенны ...полностью>>
'Учебное пособие'
У посібнику розглядаються методологія державного регулювання зайнятості, його інформаційно-наукове і фінансове забезпечення, міжнародний досвід регул...полностью>>
'Документ'
Не так давно с высокой трибуны перед россиянами была обозначена цель на ближайшие годы - создание гражданского общества, обеспечивающего свободную жи...полностью>>
'Документ'
Одна из важных, сквозных тенденций в творчестве Александра Сергеевича Пушкина (1799 – 1837) – это стремление драматически обрисовывать и по возможнос...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Ленинградский областной институт развития образования»

О преподавании предметов естественно-математического цикла в общеобразовательных учреждениях
Ленинградской области
в 2011-2012 учебном году

математика, физика, химия, география, биология, информатика и ИКТ

Санкт-Петербург

2011

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Ленинградского областного института развития образования.

Авторский коллектив:

п. I-VII: А.Г. Введенская, С.В. Голубева, Е.Ю. Лукичёва,

З.А. Томанова, М.А. Шаталов, И.А. Яковлева.

п. VIII: С.В. Голубева, Е.Ю. Лукичёва.

п. IX: И.А. Яковлева.

п. X: А.Г. Введенская.

п. XI: А.Н. Любарский.

п. XII: З.А. Томанова.

п. XIII: М.А. Горюнова.

О преподавании предметов естественно-математического цикла в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-2012 учебном году: Математика. Физика. Химия. География. Биология. Информатика и ИКТ. Сборник инструктивно-методических материалов / Под общ. ред. М.А. Шаталова. – СПб.: ЛОИРО, 2011. – __ с.

ISBN

СОДЕРЖАНИЕ

I. Нормативное поле современного естественно-математического образования . . . . .

1.1. Нормативно-правовые акты Федерального уровня . . . . . .

1.2. Информационно-методические материалы Федерального уровня . . . . .

1.3. Нормативно-правовые акты регионального уровня . . . . .

1.4. Информационно-методические материалы регионального уровня . . . . .

II. Стратегические задачи деятельности общеобразовательных учреждений в 2011-2012 учебном году . . . . .

III. Календарный график работы общеобразовательного учреждения . . . . . . . .

IV. Разработка образовательных программ и учебных планов . . . .

4.1. Реализация Федерального компонента базисного учебного плана . . . .

4.2. Реализация регионального компонента базисного учебного плана . . . . .

4.3. Элективные курсы . . . . . .

4.4. Рабочая программа по предмету . . . . .

V. Оценивание достижений учащихся . . . . .

VI. Организация работы по подготовке к ГИА (9 класс) и ЕГЭ (11 класс) . . . .

VII. Паспорт учебного кабинета . . . . .

VIII. Предметная область «МАТЕМАТИКА» . . . . .

8.1. Введение . . . .

8.2. Основные нормативные документы . . . .

8.3. Методические особенности обучения математике в 2011-2012 учебном году . . . .

8.4. Методические рекомендации руководителям общеобразовательных учреждений . . .

8.5. Методические рекомендации учителям математики . . . .

8.6. Электронные и цифровые ресурсы в помощь учителю математики . . . .

8.7. Математика в профильных классах и классах с углубленным изучением предмета . . . .

8.8. Оценивание знаний и умений учащихся по математике . . . .

8.9. Характер и объем домашних заданий по математике . . . .

IX. Предметная область «ФИЗИКА» . . . .

9.1. Подходы к выбору учебника . . . .

9.2. Особенности обучения физике по программам разного уровня . . . .

9.3. Рекомендации по выполнению практической части программ . . . . .

9.4. Рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА . . . .

9.5. Цифровые образовательные ресурсы . . . . .

X. Предметная область «ХИМИЯ» . . . .

10.1. Курс химии в базисном учебном плане . . . . .

    1. Выбор УМК по химии . . . .

    2. Рекомендации по выполнению практической части учебной программы по химии . . .

10.4. Подготовка к ГИА и ЕГЭ по химии . . . .

10.5. Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по химии . . . . . .

10.6. Элективные курсы по химии . . . . .

10.7. Пропедевтические курсы . . . . .

10.8. Цифровые образовательные ресурсы . . . . . .

XI. Предметная область «ГЕОГРАФИЯ» . . . .

11.1. Концепция ФГОС и примерная программа по географии . . .

11.2. Рекомендации по оснащению кабинета географии в основной школе . . . .

XII. Предметная область «БИОЛОГИЯ» . . . .

12.1. Роль и место учебного предмета «Биология» в федеральном базисном учебном плане . . . . .

12.2. Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК . . . .

12.3. Учебно-методический комплекс учебного предмета «Биология» . . . .

12.4. Цифровые образовательные ресурсы . . . .

12.5. Подготовка к экзаменам. ЕГЭ. ГИА . . . . .

12.6. Материально-техническое обеспечение преподавания биологии . . . . . .

12.7. Рекомендации по выполнению практической части программ по биологии . . . . .

12.8. Мониторинг учебной дисциплины . . . . .

XIII. Предметная область «ИНФОРМАТИКА и ИКТ» . . . .

13.1. Особенности курса «Информатика и ИКТ» . . . .

13.2. Подготовка к ЕГЭ и ГИА по информатике и ИКТ

13.3. Анализ заданий ЕГЭ 2011 года и выводы методического характера . . . .

13.4. Региональные ресурсы сетевого сопровождения учителей информатики и ИКТ …

13.5. Интернет-ресурсы . . . . .

ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . .

Приложение 1. Федеральный перечень учебников, РЕКОМЕНДОВАННЫХ Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год (утверждён приказом Минобрнауки Российской Федерации №2080 от 24 декабря 2010 г.) . . . . .

Приложение 2. Федеральный перечень учебников, ДОПУЩЕННЫХ Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год (утверждён приказом Минобрнауки Российской Федерации №2080 от 24 декабря 2010 г.) . . . . . .

Приложение 3. Федеральный перечень учебников, РЕКОМЕНДОВАННЫХ Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2011-2012 учебный год (утверждён приказом Минобрнауки Российской Федерации №2080 от 24 декабря 2010 г.) . . . . . .

Приложение 4. Федеральный перечень учебников, ДОПУЩЕННЫХ Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2011-2012 учебный год

(утверждён приказом Минобрнауки Российской Федерации №2080 от 24 декабря 2010 г.) . . . . .

Приложение 5. Экзаменационные билеты по химии. 9 класс. . . . . . . .

I. Нормативное поле современного

естественно-математического образования.

Составлено по материалам приложения к письму

Комитета общего и профессионального образования

Ленинградской области №19-3236/11 от 07.06.2011 г.

2011-2012 учебный год сопряжён с поэтапным переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения (далее – ФГОС). В этих условиях общеобразовательные учреждения должны строить свою деятельность на следующей нормативной основе:

1.1. Нормативно-правовые акты Федерального уровня.

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (№3266-1 от 10 июня 1992 г.; ред. №2-ФЗ 02 февраля 2011 г.).

  • Закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (№83-ФЗ от 08 мая 2010 г.).

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. Приказ №Пр-271 от 04 февраля 2010 г.).

  • Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений» (№1238 от 31 декабря 2010 г.).

  • Приказ Минобразования Российской Федерации «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (№1312 от 09 марта 2004 г.; последующие изменения применяются только для 2-11 классов).

  • Приказ Минобразования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (№1089 от 05 марта 2004 г.; с изм. №164 от 03 августа 2008 г., №427 от 19 октября 2009 г. – применяются только для 2-11 классов).

  • Приказ Минобрнауки Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена» (№57 от 24 февраля 2009 г.; с изм. №170 от 09 марта 2010 г. и №1370 от 17 марта 2011 г.).

  • Приказ Минобрнауки Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения государственного выпускного экзамена» (№70 от 03 марта 2009 г.; с изм. №265 от 05 апреля 2010 г.).

  • Приказ Минобрнауки Российской Федерации «Об утверждении Порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов» (№224 от 28 февраля 2011 г.).

  • Приказ Минобрнауки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (№2106от 28 декабря 2010 г.).

  • Приказ Минобрнауки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (№1897 от 17 декабря 2010 г.).

  • Приказ Минобрнауки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (№986 от 04 октября 2010 г.).

  • Приказ Минобороны России и Минобрнауки России «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российский Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (№96/134 от 24 февраля 2010 г.).

  • Постановление «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (№189 от 29 декабря 2010 г.; зарегистрированно в Минюсте России 03 марта 2011 г.; регистрационный номер 19993).

1.2. Информационно-методические материалы Федерального уровня.

  • Контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам (2011, 2012 гг.).

  • Письмо Минобрнауки Российской Федерации «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения» (№03-412 от 04 марта 2010 г.).

  • Письмо Минобрнауки Российской Федерации «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» (№03-413 от 04 марта 2010 г.).

  • Письмо Минобрнауки России «О введении третьего часа физической культуры» (№ИК-1494/19 от 08 октября 2010 г.).

  • Письмо Минобрнауки Российской Федерации «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе». Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год (№03-105 от 10 февраля 2011 г.; перечни учебников утверждены приказом Минобрнауки России №2080 от 24 декабря 2010г., зарегистрированном Минюстом России 10 февраля 2011г., регистрационный номер 19776).

  • Письмо Минобрнауки Российской Федерации «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (№03-225 от 19 апреля 2011 г.).

  • Письмо Минобрнауки Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (№03-296 от 12 мая 2011 г.).

  • Инструктивно-методических писем «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области в 2011-2012 учебном году».

  • О проведении единого государственного экзамена в текущем учебном году (письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки).

1.3. Нормативно-правовые акты регионального уровня.

  • Областной закон Ленинградской области «Об утверждении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений Ленинградской области на 2011 год и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Ленинградской области» (№20-оз от 12 мая 2011 г.).

  • Постановление Правительства Ленинградской области «Об утверждении Порядка расходования и учета средств, предоставляемых в виду субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований» (№89 от 15 апреля 2011 г.).

  • Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «Об утверждении новой редакции концепции воспитания в Ленинградской области» (№35 от 25 января 2010 г.).

  • Распоряжение Комитета общего и профессионального образования «Об организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в системе образования Ленинградской области» (№297-р от 15 марта 2010 г.).

  • Распоряжение Комитета общего и профессионального образования «О перечне общеобразовательных учреждений Ленинградской области, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с 01 сентября 2010 года» (№1298-р от 15 июля 2010 г.).

  • План мероприятий по подготовке к введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в системе образования Ленинградской области на 2011 год (утвержден председателем Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области 01 февраля 2011 г.).

1.4. Информационно-методические материалы регионального уровня.

  • Информационно-методическое письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «О финансовом обеспечении внеурочной деятельности» (№19-3294/10 от 22 июня 2010 г.).

  • Инструктивно-методическое письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «Рекомендации по составлению основной образовательной программы, реализуемой образовательным учреждением» (№19-3652/10 от 09 июля 2010 г.).

  • Информационное письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «О формировании перечней учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе» (№19-841/11 25февраля 2011 г.).

  • Информационное письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «О подходах к разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (№19-1060/11 от 09 марта 2011 г.).

II. Стратегические задачи деятельности

общеобразовательных учреждений в 2011-2012 учебном году.

При формировании стратегии своего развития общеобразовательным учреждениям следует исходить из идеологии ФГОС второго поколения [государственный стандарт основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки Российской Федерации №1897 от 17 декабря 2010 г. (вводится с 01 сентября 2012 года); государственный стандарт среднего (полного) общего образования представлен в виде проекта (предполагаемый срок внедрения – сентябрь 2015 года].

Для подготовки к переходу на новые ФГОС общеобразовательным учреждениям целесообразно приступить к разработке образовательных программ, рабочих программ по учебным предметам (курсам), а также иных документов перспективного планирования с учетом современных требований к содержанию, условиям и результатам обучения.

В этих условиях стратегическими задачами деятельности общеобразовательных учреждений становятся:

  • соблюдение прав и охрана здоровья обучающихся и педагогов;

  • соблюдение требований к структуре учебного плана учреждения и выполнение норм учебного времени, отводимого на изучение предметов (курсов) основной образовательной программы;

  • обеспечение введения ФГОС начального общего образования в первых классах общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования;

  • создание условий для введения ФГОС основного и полного (среднего) общего образования в преемственности с ФГОС начального общего образования;

  • обеспечение условий для введения третьего урока в неделю по предмету «физическая культура»;

  • обеспечение выполнения в полном объеме учебных программ по предметам (курсам), включенным в образовательную программу общеобразовательного учреждения;

  • оснащение образовательного процесса современным учебным и компьютерным оборудованием;

  • содействие повышению профессионализма педагогического коллектива.

III. Календарный график

работы общеобразовательного учреждения.

Календарный график работы на учебный год разрабатывается и утверждается общеобразовательным учреждением по согласованию с учредителем.

Календарный график работы общеобразовательного учреждения строится с учетом общего срока освоения образовательных программ по ступеням общего образования и продолжительности учебного года:

Начальная школа: 4-летний срок освоения образовательной программы; 33 учебных недели для 1 класса; не менее 34 учебных недель для 2-4 классов.

Основная школа: 5-летний срок освоения образовательной программы; не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период).

Старшая школа: 2-летний срок освоения образовательной программы; не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период и проведение учебных сборов по основам военной службы).

Рекомендуемый календарный график работы в 2011-2012 учебном году:

Начало учебного года: 1 сентября.

1 сентября в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области проводится праздник «День знаний».

Окончание учебного года:

для 1, 9, 11 классов: 25 мая 2012 года.

для 2-8, 10 классов: 31 мая 2012 года.

Осенние каникулы: с 30 октября по 7 ноября 2011 года (8 календарных дней).

Зимние каникулы: с 28 декабря 2011 г. по 9 января 2012 года (12 календарных дней).

Весенние каникулы: с 23 марта по 01 апреля 2012 года (10 календарных дней).

Дополнительные каникулы для первоклассников: с 6 по 12 февраля 2012 года (7 календарных дней).

Итоговая аттестация учащихся переводных классов: с 15 по 25 мая 2012 года. Формы проведения аттестации определяются Уставом общеобразовательного учреждения.

Сроки проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся выпускных классов устанавливаются в соответствии с приказами и инструктивно-методическими письмами Минобрнауки Российской Федерации и Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области.

IV. Разработка образовательных программ и учебных планов.

Содержание предметных областей, реализуемое в образовательном учреждении, определяется образовательной программой, которая разрабатывается, принимается и реализуется данным учреждением самостоятельно на основе примерных основных образовательных программ общего образования.

Вид реализуемой образовательной программы определяется Уставом образовательного учреждения. Законность ведения образовательной деятельности подтверждается действующей лицензией.

Обращаем ВНИМАНИЕ!

Содержание обучения по предметам естественно-математического цикла в 2011-2012 учебном году определяется ФГОС 2004 года и примерными программами, разработанными на его основе.

Наряду с разработкой и утверждением собственно образовательной программы, должен быть составлен и утверждён список учебников и учебных пособий, предполагаемых к использованию в образовательном процессе (пп. 23 п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Подобный список составляется на основе утвержденных Минобрнауки Российской Федерации перечней учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях (см. письмо Минобрнауки России №03-105 от 10 февраля 2011 г. и письмо комитета от 25.02.2011 г. №19-841/11).

Образовательная программа должна учитывать различные виды обязательных (входящих в учебный план школы) и дополнительных (реализующих дополнительные образовательные программы) учебных занятий.

К обязательным относятся:

  • учебные занятия по предметам Федерального компонента базисного учебного плана (БУП);

  • учебные занятия по предметам регионального компонента БУП;

  • учебные занятия по элективным курсам (реализуются в 8-11 классах за счет часов школьного компонента).

К дополнительным относятся:

  • занятия по факультативам;

  • занятия по кружкам

  • занятия в объединениях по интересам (творческой, спортивной, социализирующей и др. направленности);

  • занятия, связанные с разработкой проектов и т.д.

Для дополнительных учебных занятий должно быть составлено отдельное расписание. Изучение дополнительных образовательных программ, работу объединений по интересам, выполнение образовательных проектов следует отмечать в журналах факультативных занятий, либо в аналогичных документах, использующихся в системе дополнительного образования детей.

Каждый из компонентов формируемого учебного плана школы – федеральный, региональный, компонент образовательного учреждения – должен содержать полные названия реализуемых учебных предметов (курсов) с указанием объема недельных часов по каждому из них. При этом максимальная нагрузка учащихся не должна превышать предельно допустимую нагрузку, предусмотренную федеральным БУП в соответствии с избранным учреждением режимом пятидневной или шестидневной учебной недели:

  • для учащихся 5-6 классов: не более 6 уроков в день;

  • для учащихся 7-11 классов: не более 7 уроков в день.

Обращаем ВНИМАНИЕ!

Сокращение установленного объема времени на учебные предметы федерального компонента БУП является недопустимым.

Увеличение объема времени (расширение) на отдельные учебные предметы за счет часов регионального компонента и/или компонента образовательного учреждения должно быть отражено в пояснительной записке к учебному плану школы, а также зафиксировано в рабочей учебной программе по данному предмету, разработанной и утвержденной в установленном порядке. При этом в разделе «федеральный компонент» учебного плана образовательного учреждения количество недельных часов по предметам указывается с учетом добавленного времени.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Управление алтайского края по образованию и делам молодёжи краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «алтайский

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации для работников образовательных учреждений по реализации юбилейных краевых программ и мероприятий, посвященных 80-летию со дня рождения
  2. Итоги работы республиканских учреждений культуры, искусства, образования и предприятий отрасли печати республики марий эл в 2009 году 22

    Документ
    В качестве приоритетных направлений деятельности Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл (далее – Министерство) в 2009 году были определены следующие:
  3. Топузов Марлен Эскендерович Ведущее учреждение : Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская медицинская академия последиплом

    Диплом
    Работа выполнена на кафедре урологии Государственного образовательного учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им.
  4. Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "уральская государственная юридическая академия" цивилистическая теория корпоративных отношений монография

    Монография
    Феномен корпоративности не случайно привлекает пристальное внимание представителей различных научных дисциплин и бизнес-сообщества. О его практической значимости свидетельствует учреждение несколько лет тому назад в Уральском федеральном
  5. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (5)

    Документ
    Словарь (первое, втрое меньшее по объёму и микроскопическое по тиражу изд. — 1997 г.) содержит основные факты биографий, перечни основных научных трудов, итоговые оценки творчества более чем 230 учёных и краеведов гуманитарного профиля

Другие похожие документы..