Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита диссертации состоится «10» июня 2010 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.212.306.05 при ГОУ ВПО «Якутский государственный уни...полностью>>
'Урок'
— совершенствование у учеников мыслительных умений (операций анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения и др.) через филологический анал...полностью>>
'Документ'
приобретение будущими магистрами техники и технологии навыков и знаний современных проблем в области технологии машиностроения, которые необходимы в ...полностью>>
'Книга'
Смерть пересекает наш мир подобно тому, как дружба пересекает моря, — друзья всегда живут один в другом. Ибо их потребность друг в друге, любовь и жи...полностью>>

Главная > Решение

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Обучение младших школьников

безопасному поведению на улице

Е.А. Козловская,

канд. пед. наук, главный научный сотрудник

Научно-исследовательского центра

проблем безопасности дорожного движения

ГИБДД МВД России

Обучение младших школьников безопасному поведению на улице может быть эффективным, если педагог начальной школы целенаправ­ленно проводит занятия с учениками по основам безопасности дорож­ного движения в рамках предмета "Окружающий мир" или во внеуроч­ное время.

Решение этой задачи возможно при построении образовательного про­цесса по трем основным видам деятельности:

  • обучению детей на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения (далее - ПДД) и безопасного поведения на улице;

  • самостоятельной творческой работе учащихся (изучение тематиче­ских иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных зада­ний, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);

  • практической отработке координации движений, двигательных уме­ний и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транс­порте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, роле­вые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Обучение основам безопасности дорожного движения имеет целью не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познаватель­ной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопас­ности.

Чтобы осознать логику безопасных действий, необходимы, с одной сто­роны, знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в ПДД, а с другой - творческий поиск педагога вместе с учащимися выходов из сложных дорожных ситуаций.

Образовательный процесс должен быть непрерывным, систематиче­ским (по тематическим планам), регулярным (без пропусков или замен), построенным на учете уровня психического и физического развития уча­щихся. В приложении 1 дан образец примерного тематического плана за­нятий по основам безопасности дорожного движения (на 10 ч, включая ознакомительную экскурсию по городу).

Дидактические занятия должны быть направлены на развитие у детей целостности восприятия дорожной среды, внимания, воображения, памя­ти, логического мышления, связной образной речи.

Развитие познавательных процессов необходимо младшим школьникам для того, чтобы они могли ориентироваться в дорожной среде: вовремя за­мечали опасные места, приближающийся транспорт, умели различать его величину (большой - маленький), расстояние до приближающегося транс­порта (далеко - близко), могли зрительно (визуально) запомнить образы светофоров, различать символы на дорожных знаках.

Дети должны понять и осознать, что означают сигналы светофора и до­рожные знаки. Им следует объяснить, что, управляя движущимся транспор­том, водитель не может мгновенно остановить его, увидев на своем пути пешехода (ребенка). Ученики должны знать, что транспорт опасен, а на до­рогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей.

При обучении основам безопасности дорожного движения важно не только акцентировать внимание детей на том, что нельзя делать на доро­гах, но и объяснять им, как можно и должно поступить в той или иной си­туации. Если педагог говорит, например, что играть на проезжей части до­роги нельзя, то нужно показать и рассказать детям, где можно играть: во дворе, на детской площадке, в парке и т. д.

Образовательный процесс должен быть направлен на формирование у детей умений, навыков и положительных привычек безопасного поведе­ния на улице.

Организуя обучение детей безопасному поведению на улице, педагог должен постоянно взаимодействовать с их родителями. В этом плане важ­но проведение работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для под­ражания. Поэтому, находясь с ребенком на улице, они должны сами соблю­дать ПДД.

На родительских собраниях или в часы, когда родители (взрослые) приходят за детьми, учителю необходимо рассказывать им о проводимых в шко­ле занятиях по обучению безопасному поведению на улице, выяснить, по­казывают ли они ребятам опасные места по дороге в школу, держат ли их за руку, находясь на улице, и т. д.

Специально организованные лекции (с приглашением специалистов) и беседы с родителями, в т.ч. индивидуальные должны быть направлены на активизацию их заинтересованности в получении детьми знаний, уме­ний и навыков безопасного поведения на улице.

В рамках изучения предмета "Окружающий мир" разработаны темы, ре­комендуемые для занятий и бесед с родителями:

  • Причины и условия, способствующие возникновению дорожно-транс­портных происшествий с участием школьников;

  • Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на улице;

  • Как научить ребенка наблюдательности на улице;

  • Где можно кататься на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах;

  • Как переходить с ребенком проезжую часть дороги;

  • Какие могут быть опасности на улицах (закрытый обзор проезжей час­ти из-за домов, деревьев, киосков, стоящих автомобилей; недостаточ­ная видимость при плохой погоде; особенности движения по улицам в разное время года; возможное появление автомобилей во дворах, на тротуаре, выездах из арок домов; неожиданное появление велосипе­дистов, мотоциклистов; ходьба вдоль проезжей части, игра на ней или вблизи дорог с интенсивным движением транспорта и др.);

  • Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров;

  • Виды и сигналы светофоров;

  • Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный -"зебра");

  • Дорожные знаки для пешеходов;

  • Развитие глазомера по определению расстояния до приближающих­ся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей.

В одних случаях это могут быть:

  • ознакомление с материалами, представленными на стендах "уголков безопасности", публикациями в прессе по проблемам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

  • проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшест­вия с участием младших школьников в качестве пешеходов и пасса­жиров;

  • организация выставок детских рисунков, поделок, макетов, плакатов, дидактического материала по тематике дорожной безопасности.

В других случаях возможно:

  • приглашение родителей на дискуссионную встречу за круглым столом;

  • предложение выступить перед другими родителями, если они явля­ются автомобилистами, врачами-травматологами или специалистами по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Информируя родителей о причинах, влекущих за собой дорожно-транс­портное происшествие с участием школьников, необходимо приводить конкретные примеры с указанием названий улиц, где оно случилось, рас­крывать причины, делая акцент на опасное или неосторожное поведение родителей или взрослых, по вине которых погибли или пострадали дети.

Возможен также показ фотографий, где зафиксированы несчастные случаи с детьми, которые произошли по вине взрослых. Элемент экстре­мальности, вызывающий сильные эмоциональные переживания у родителей, в данном случае может способствовать повышению у них бдительно­сти, осторожности, восприимчивости к предостережениям, касающимся безопасности на дорогах.

В беседах следует рассматривать вопросы об опасностях по дороге в шко­лу, особенно при плохой погоде, недостаточном освещении, а также о не­удобной одежде детей (капюшон, зимняя шапка-ушанка, туго завязанный шарф и др.), которая может мешать их движению, ухудшать слух, затруд­нять повороты головы при осмотре проезжей части дороги.

С родителями важно проводить беседы о психофизиологии восприятия детьми дорожной среды. Необходимо объяснять, что дети погибают, полу­чают травмы и увечья чаще всего из-за их возрастных и психофизиологи­ческих особенностей поведения на улице.

При проведении занятий с родителями стоит обращать их внимание на типичные ошибки в поведении учеников на улице:

  • самостоятельный переход проезжей части дороги в неположенном месте;

  • самостоятельный переход проезжей части дороги на красный или желтый сигналы светофора;

  • неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транс­порта, сооружений, зеленых насаждений, других препятствий, закры­вающих обзор;

  • ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара;

  • самостоятельное движение вдоль проезжей части загородной доро­ги по направлению движения транспорта;

  • игра на проезжей части и вблизи нее;

  • неосторожность на тротуаре или во дворе дома, куда автомобили мо­гут въезжать и выезжать из гаражей, подвозить грузы к магазинам, заезжая на тротуар и др.

Статистика показывает, что значительное число дорожно-транспорт­ных происшествий (далее - ДТП) с участием школьников происходит также в ситуациях, когда они правильно ведут себя на улице, но из-за маленького роста бывают не видны водителям. Поэтому родители должны научить де­тей быть максимально внимательными на улице.

Большое число ДТП с участием детей-пассажиров происходит по вине родителей, которые перевозят их в автомобилях на переднем сиденье, не пристегивая ремнями безопасности.

В силу своего возраста младшие школьники, находясь на улице, не всег­да осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей час­ти. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель тоже их видит и объедет. Они не способны замечать приближающиеся издалека транспортные средства и правильно оценивать дорожную ситуацию.

Им сложно определить, откуда доносится шум. Они реагируют только на те звуки, которые им интересны. Не могут перевести взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот. Услышав сигнал автомобиля, школьники могут сделать роковой шаг навстречу опасности. Они боятся больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легко­вых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.

У детей младшего школьного возраста не сформирована координация движений, они не могут одновременно выполнять сразу несколько дейст­вий. В экстремальной ситуации, когда нужно решить, как поступить, дети впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуа­ция, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе.

Малыш медленнее и чаще неправильно принимает решение, так как те­ряется, не зная, что делать. Именно поэтому при переходе через дорогу взрослые всегда должны держать ребенка за руку. Особенно это касается детей, которые входят в группу риска (слишком подвижные, излишне эмо­ционально-возбудимые или, напротив, заторможенные).

В результате проведения занятий по основам безопасности дорожного движения младшие школьники должны знать:

  • правила перехода проезжей части дороги;

  • опасные места вблизи школы, дома, в микрорайоне;

  • безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;

  • типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и авариям;

  • опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;

  • места, где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде, ролико­вых коньках, скейтбордах, санках и т. п.;

  • название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.

Учащиеся начальной школы должны уметь:

  • переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и пеше­ходным переходам;

  • переходить проезжую часть дороги с односторонним движением вне зоны видимости пешеходных переходов и светофоров;

  • переходить проезжую часть с двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при груп­повом движении, при езде на велосипеде и роликовых коньках;

  • обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;

  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препят­ствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

  • не создавать помех движению транспорта;

  • правильно вести себя на посадочных площадках, при посадке на мар­шрутный транспорт и высадке из него.

Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо фор­мировать и развивать у младших школьников:

• устойчивые привычки осматриваться вокруг, наблюдать, видеть, слы­шать движение транспорта, находясь на улице;

  • переходить дорогу только по пешеходным переходам, осматриваясь по сторонам отработанными на занятиях поворотами головы;

  • переходить проезжую часть только прямо, а не наискосок, не перебегать дорогу, обращать внимание на возможные опасности, не оглядываться на оклик знакомых, не выбегать на дорогу за мячом, собакой и т. д.;

  • кататься на велосипеде, роликах, коньках, санках во дворах и в специ­ально отведенных для этого местах;

  • сидеть в легковом автомобиле в детском удерживающем кресле, при­стегнутым ремнем безопасности.

Узнать, как научить ребенка наблюдательности на улице, (кроме бесед) родителям помогут памятки в виде раздаточного материала. Примерные образцы таких памяток приведены в приложениях 2-5.

Приложение 1

Примерный тематический план занятий

по основам дорожного движения

для 1 -го класса

Тема

Рассказ, рассказ-объяснение, беседа, мин

Работа с учебной книжкой-тетрадью, мин

Игра, мин

Экскурсия

Повторение и закрепление материала, мин

Всего,

ч

Дорога в школу и домой

15

25

-

-

5

1

Кого называют пешеходом, водите­лем, пассажиром. Что такое транспорт

10

30

-

-

5

1

Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах

20

15

-

-

10

1

Светофор

10

10

20

-

5

1

Правила поведения на тротуаре, пеше­ходной дорожке, обочине

10

10

20

-

5

1

Что такое проезжая часть дороги

10

30

-

-

5

1

Пешеходный переход

15

10

15

-

5

1

Что означают дорожные знаки

10

30

-

-

5

1

"Я - пешеход". Экскурсия

-

-

-

1 ч 15 мин

15

2

Приложение 2

Памятка для родителей "Обучение детей наблюдательности на улице"

  • Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку.

  • Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспор­та, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт.

  • При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрос­лый должен находиться со стороны проезжей части.

  • Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.

  • При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывай­те ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть - оста­новитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.

  • Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.

  • Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность - движущий­ся на большой скорости легковой автомобиль или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, ког­да большая машина проедет, и убедиться в отсутствии скрытой опасности.

  • Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомо­билей, кустов, закрывающих обзор проезжей части.

■ Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок дол­жен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.

• Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что
переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно
попасть в ДТП.

Помните, что ребенок обучается движению по улице прежде всего на вашем примере, приобретая собственный опыт!

Приложение 3

Памятка для родителей-водителей "Правила перевозки детей в автомобиле"

  • Всегда пристегивайтесь ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем это нужно де­лать. Если это правило автоматически выполняется вами, то оно будет способствовать фор­мированию у ребенка привычки пристегиваться ремнем безопасности. Ремень безопасно­сти для ребенка должен иметь адаптер по его росту (чтобы ремень не был на уровне шеи).

  • Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую часть заднего сиденья.

  • Учите ребенка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.

Приложение 4

Памятка для родителей "Причины детского дорожно-транспортного травматизма"

  • Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом.

  • Игры на проезжей части и возле нее.

  • Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.

  • Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или желтый сигна­лы светофора.

  • Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятствий.

  • Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Об­ход транспорта спереди или сзади.

  • Незнание правил перехода перекрестка.

  • Хождение по проезжей части при наличии тротуара.

  • Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.

  • Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта.

Соблюдайте правила дорожного движения! Берегите своих детей!

Приложение 5

Памятка для родителей "Правила поведения на остановке маршрутного транспорта"

Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспор­та. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующий автобус (троллейбус) и т. д. На остановках маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть.

Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматри­вается в обе стороны.

При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном слу­чае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков без­опасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений.
  2. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков без­опасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. 48 с

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков без­опасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений.
  3. Задачи: Освоение знаний о здоровом образе жизни; Правила безопасного поведения на улицах и дорогах, правила дорожного движения

    Пояснительная записка
    Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций.
  4. Школьная программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога»

    Программа
    3. Отслеживать результативность работы всех участников обра­зовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности администрации школы и общественного инструктора.
  5. Методические рекомендации по обучению школьников (1)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по обучению школьников Правилам дорожного движения / под общ. ред. А.В. Рубина. – Красноярск, СибЮИ МВД России, 2006. – 192 с.

Другие похожие документы..