Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
«Прогресс науки обратно пропорционален числу выходящих журналов» – этот шестой закон Паркинсона мог бы стать эпиграфом к июльской редакции списка нау...полностью>>
'Закон'
Согласно живностенскому закону разрешается заниматься одним или несколькими видами предпринимательской деятельности, на каждый из которых необходима л...полностью>>
'Документ'
основные концепции и направления; общая характеристика патристики. Аврелий Августин; религиозно-философская доктрина Фомы Аквинского; философия эпохи...полностью>>
'Конкурс'
Кулинария глазами химика (химические рекомендации приготовления полезной и здоровой пищи, экспертиза качества продуктов питания: меда, хлебобулочных и...полностью>>

Главная > Материалы для подготовки

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Отечественная история

Справочные материалы для подготовки к тестированию

СОдержание

1. История как наука ………………………………………………………....

…….1

2. Примеры решения тестовых заданий …………………………………….

…….2

3. Персоналии…………………………………………………………………

.……7

4. Даты …………………………………………………………………………

…...11

1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА

Понятие и предмет истории

Существует множество определений понятия «история». Прежде всего, история (1) – это наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Однако часто встречается более простое определение: история (2) – это наука, изучающая процесс развития человеческого общества.

Предмет истории тоже трактуется неоднозначно. В западной исторической науке предметом истории принято считать человека. В отечественной исторической науке традиционно предметом истории считаются закономерности общественного развития.

Методы исторического исследования

Обобщить исторические источники и сложить из них целостную картину прошлого позволяет методология исторической науки. Методология – это учение о способах исследования исторических фактов, научного познания.

Методологию составляет совокупность методов. Метод – способ изучения закономерностей через их конкретные проявления – факты. Выделяют такие методы:

1. Историко-генетический метод – раскрытие изменения явления в процессе его исторического движения.

2. Идеографический метод – описание событий и явлений.

3. Типологический (историко-типологический) метод – классификация исторических явлений и событий.

4. Сравнительный метод – сопоставление исторических объектов в пространстве и времени.

5. Системный метод – раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития, анализ системы и структуры того или иного явления.

6. Ретроспективный метод – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события.

7. Синхронный метод – изучение различных исторических событий, происходящих в одно и то же время.

8. Хронологический метод (проблемно-хронологический) – изучение последовательности исторических событий в пространстве, времени и выявление сходств и различий между ними.

Функции истории

Предназначение истории очень велико и неординарно, она выполняет в обществе самые разнообразные функции.

Познавательная функция состоит в выявлении закономерностей исторического развития.

Воспитательная функция состоит в формировании гражданских, нравственных качеств.

Интеллектуально-развивающая функция состоит в развитии логического мышления.

Практически-рекомендательная функция состоит в выработке научно-обоснованного политического курса.

Мировоззренческая функция – позволяет сформировать свое отношение к событиям текущего периода, формирует мировоззрение .

Прогностическая функция – предвидение будущего.

Функция социальной памяти заключается в том, что изучение истории – способ идентификации общества, личности.

Подходы к изучению истории

Подход – это точка зрения на проблему. Некоторые из них:

Теологический подход – рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа.

Формационный (марксистский) подход – исторический процесс рассматривается как последовательная смена 5 общественно-экономических формаций в истории всего человечества. Разработчики подхода – К.Маркс, Ф. Энгельс.

Цивилизационный подход – история рассматривается как процесс «круговорота локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения». Разработчики подхода – Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер.

Мирсистемный подход – ориентирует исследование на раскрытие целостности исторических закономерностей в рамках определенного региона или всего мира, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Разработчик – Ф. Бродель, И. Валлерстайн.

Эволюционный подход – история рассматривается как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития.

2. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

  1. Установите соответствие между методом и его определением:

идеографический – описание событий и явлений

типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов

историко-генетический – раскрытие изменения явления в процессе его развития

сравнительный – сопоставление исторических объектов в пространстве и времени

ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события

системный – раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития, анализ системы и структуры того или иного явления

  1. Установите соответствие между функцией исторического знания и ее определением:

прогностическая – предвидение будущего

практически-рекомендательная – выработка научно-обоснованного политического курса

социальной памяти – способ идентификации общества, личности

воспитательная – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств

  1. Установите соответствие между подходом и его определением

теологический – рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа

марксистский (формационный) – история рассматривается как последовательная смена 5 общественно-экономических формаций в истории всего человечества

цивилизационный – история рассматривается как процесс «круговорота локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения

эволюционизм – процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития

  1. Установите соответствие между подходами и их авторами (разработчиками):

марксистский (формационный) – К. Маркс, Ф. Энгельс

цивилизационный – Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер

  1. В послепетровский период немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером на основе изучения русских летописей было создана теория:

1) антинорманнская 2) «официальной народности»

3) норманнская 4) «русского социализма»

  1. Укажите правильную хронологическую последовательность событий:

1) поход князя Олега на Киев

2) введение «уроков» и погостов княгиней Ольгой

3) крещение Руси

4) разгром половцев Владимиром Мономахом

  1. С возвышением и укреплением Московского княжества связаны даты:

1) 980 г., 1237 г.; 2) 1015 г., 1480 г.;

3) 1147 г., 1327 г.; 4) 1223 г., 1380 г.

  1. Двумя причинами перехода к политической раздробленности являлись…

1) складывание племенных союзов

2) принятие православия

3) рост экономического могущества и самостоятельности князей

4) развитие производительных сил и отдельных земель

  1. Двумя положительными последствиями политической раздробленности являлись:

1) развитие ремесла и строительного дела

2) развитие экономики и торговли

3) принятие Русью православия

4) господство натурального хозяйства

  1. Форма землевладения, возникшая в период складывания централизованного Российского государства:

1) поместье 2) надельная

3) арендная 4) отруб

  1. Двумя причинами, способствовавшими консолидации Руси во главе с Москвой:

1) компромиссная политика московских князей по отношению к Орде

2) переезд в Москву митрополита и превращение Москвы в религиозный центр Руси

3) компромиссная политика московских князей по отношению к Литве

4) Союз Москвы и Новгорода

  1. Земский Собор являлся:

1) сословно-представительным органом 2) парламентом

3) судебным учреждением 4) исполнительным органом

  1. Двумя терминами, не относящимися к периоду Смуты, являются:

1) ярлык 2) самозванство

3) империя 4) ополчение

  1. Двумя положениями Жалованной грамоты дворянству были …

1) отмена телесных наказаний 2) освобождение от обязательной службы

3) обязательное обучение грамоте 4) введение суда присяжных заседателей

  1. Одним из результатов либеральных реформ 1860-1879-х гг. стало:

1) отмена мирового суда 2) зависимость суда от администрации

3) закрытый характер суд.заседаний 4) введение всесословного суда

  1. Одним из программных требований организации «Освобождение труда», созданной в Женеве в 1883 г., было:

1) распространение марксистских взглядов в России

2) подготовка социалистической революции

3) организация еврейских погромов

4) установление более тесных связей с либералами

  1. Двумя источниками средств для осуществления индустриализации рубежа XIX-ХХ вв. С.Ю. Витте считал:

1) введение золотого рубля 2) переселение крестьян за Урал

3) винную монополию 4) передачу производства водки в частные руки

  1. Начало первой русской революции связывается с:

1) декабрьским вооруженным восстанием в Москве

2) Всеобщей Октябрьской политической стачкой

3) Манифестом 17 октября 1905 г.

4) расстрел мирного шествия к Зимнему дворцу 9 января

  1. Двумя проявлениями нарастания социально-экономического кризиса в России в годы Первой мировой войны были…

1) введение золотого рубля 2) кризис железнодорожного транспорта

3) продовольственные трудности 4) создание монополистических объединений

  1. Укажите правильную хронологическую последовательность событий 1917 г.:

1) забастовка на Путиловском заводе

2) отречение Николая II от престола

2) создание Временного правительства

3) ликвидация двоевластия в июле 1917 года

4) большевизация Советов после подавления «корниловщины»

  1. Укажите правильное соответствие между датой и событием первых лет Советской власти:

1) запрет партии кадетов после прихода большевиков к власти октябрь 1917 г.

2) созыв Учредительного собрания январь 1918 г. .

3) перенос столицы в Москву март 1918 г.

4) создание комбедов июнь 1918 г.

  1. Двумя основными чертами «военного коммунизма» являлись…

1) национализация

2) запрещение свободной торговли

3) разгосударствление промышленности

4) разрушение государственной монополии в распределении сельхозпродукции

  1. Одной из причин начала широкомасштабной гражданской войны в России было:

1) введение продовольственной диктатуры

2) переход к НЭП

3) расстрел на Ленских золотых приисках

4) начало коллективизации сельского хозяйства

  1. Укажите правильную хронологическую последовательность внешнеполитических событий 1920 – 1930-х годов.

1) Генуэзская конференция

2) начало «полосы дипломатического признания» СССР

3) приход к власти в Германии А.Гитлера

4) признание СССР со стороны США

5) начало Второй мировой войны

6) начало советско-финлянской войны

  1. Коллективизация сельского хозяйства в СССР происходила в условиях:

1) плановой системы хозяйства 2) господства рыночной экономики

3) стихийного развития частного сектора 4) бурного развития внешних связей

  1. Для послевоенного развития было характерно:

1) отказ от развития военно-промышленного комплекса

2) начало «оттепели»

3) разоблачение культа личности Сталина

4) апогей сталинского режима

  1. Двумя основными чертами, характерными для процесса реконверсии промышленности в послевоенные годы в СССР, являлись…

1) восстановление разрушенных предприятий

2) перестройка промышленного производства на выпуск мирной продукции

3) сужение производства и уменьшение ассортимента продукции

4) запрет соцсоревнования на повышение производительности труда

  1. Установите соответствие между термином и его определением

1) геноцид – уничтожение групп населения по расовым и иным мотивам

2) депортация – насильственное переселение народа

3) холокост – систематическое уничтожение нацистами значительной части еврейского населения Европы

  1. В своем внешнеполитическом курсе Н.С. Хрущев руководствовался принципом…

1) разоружения всех социалистических стран

2) мирного сосуществования капиталистической и социалистической систем

3) отказа от соперничества со странами капиталистического лагеря

4) активизации военно-стратегического партнерства со странами блока НАТО

  1. Во время Карибского кризиса в 1962 г. предотвратить международный конфликт помогли прямые переговоры Н.С. Хрущева с президентом:

1) США Дж. Кеннеди 2) США Д. Эйзенхауэром

3) Франции Ж. де Голлем 4) Египта А. Насером

  1. Для периода «холодной войны» по окончании Второй мировой войны характерно:

1) ослабление гонки ядерных вооружений

2) раздел мира на 2 противоборствующие системы: капитал-ю и социалист-ю

3) смягчение конфронтации между капиталистич-ми и социалистичес-ми странами

4) решение спорных вопросов на международных конференциях

  1. Двумя основными политическими противоречиями общественного развития и причинами «застоя» 1970-х гг. являлись…

1) демократические выборы 2) наличие гласности и плюрализма

3) бюрократизация партийного аппарата 4) ограничение демократии

33. Культурная революция 1920-1930-х гг. способствовала:

  1. формированию в СССР демократического режима

  2. отказу от новой экономической политики (НЭП)

  3. утверждению социалистического реализма в литературе и искусстве

  4. резкому подъему жизненного уровня населения

34. «Новое политическое мышление» – это:

1) реализация «Программы 500 дней» Г. Явлинского и С. Шаталина

2) реформа политической системы;

3) программа перехода к рыночным отношениям;

4) внешнеполитический курс М.С. Горбачева.

3. ПЕРСОНАЛИИ

АЛЕКСАНДР I Павлович (1777-1825), российский император с 1801. В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М.М. Сперанским: организованы министерства (1802), принят указ о «вольных хлебопашцах» и (1803) и др. В конце своего правления перешел на консервативные позиции (вольные поселения, аракчеевщина и др.). В 1805-07 участвовал в антифранцузских коалициях. Вел успешные войны с Турцией (1806-12), Швецией (1808-09), Францией (1812 – Отечественная война). При Александре I к России присоединены территории Вост. Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), герцогства Варшавского (1815). Был одним из руководителей Венского конгресса 1814-15 и организаторов Священного союза. В 1815 г. даровал Конституцию Польше.

АЛЕКСАНДР II Николаевич (1818-1881), российский император с 1855. Осуществил отмену крепостного права и провел затем ряд реформ (земская, судебная, военная, образования и печати). В царствование Александра II завершилось присоединение к России территорий Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Ср. Азии (1865-81), Россия участвовала в русско-турецкой войне 1877-78. Убит народовольцами.

АЛЕКСАНДР III Александрович (1845-1894), император с 1881. В 1-й пол. 80-х гг. отменил подушную подать, снизил выкупные платежи. Со 2-й пол. 80-х гг. провел «контрреформы». Усилил роль полиции, местной и центральной администрации.

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (1221-1263), князь новгородский в 1236-51, великий князь владимирский с 1252. Победа над шведами (Невская битва, 1240) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище, 1242). Проводил политику союза с Ордой для борьбы с крестоносцами и Литвой. Канонизирован Русской православной церковью.

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1629-1676), царь с 1645. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение, 1649); воссоединена с Русским государством Украина (1654), возвращены Смоленск, Северская земля и др.; подавлены восстания (соляные и медные бунты) в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и Крестьянская война 1670-71; произошел раскол русской церкви.

БРЕЖНЕВ Леонид Ильич (1906-1982), первый (1964-1966), генеральный (1966-1982) секретарь ЦК КПСС. Один из организаторов смещения Н.С. Хрущева (1964). В период пребывания Брежнева на посту генерального секретаря в стране возобладали консервативные тенденции («застой», «неосталинизм»), произошла бюрократизация (всевластие номенклатуры), нарастали негативные процессы в экономике, социальной и духовной сферах жизни общества, предпринята интервенция в Чехословакию (1968), введены советские войска в Афганистан (1979).

ВИТТЕ Сергей Юльевич (1849-1915), граф (1905), почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892, финансов с 1892, председатель Кабинета министров с 1903, Совета Министров в 1905-06. Инициатор введения винной монополии (1894), денежной реформы (1897), строительства Сибирской ж.д. (Транссиба). Подписал Портсмутский мир с Японией (1905). Автор Манифеста 17 октября 1905. Разработал положения столыпинской аграрной реформы. Стремился привлечь предпринимателей к сотрудничеству с правительством. Итогами правления С.Ю. Витте стал железнодорожный бум и ускорение развития промышленности.

ГАЙДАР Егор Тимурович (1956-2009), с ноября 1991 г. - министр экономики и финансов; В 1991 г. предложил план первоочередных действий по стабилизации экономического положения. В 1992 г. реализовал этот план, войдя в состав «правительства реформ». Правительство Е. Гайдара сделало акцент на ускоренное формирование собственников. Либерализация цен, т.е. освобождение цен из-под контроля государства, переход на рыночные цены, привела к ухудшению материального положения населения. В экономике страны проявились кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, снижение налоговых поступлений в бюджет.

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-85), русский публицист и социолог, идеолог панславизма. В сочинении «Россия и Европа» (1869) выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам; качественно новым считал «славянский» тип. Основоположник цивилизационного подхода.

ЕКАТЕРИНА II Великая (1729-1796), российская императрица (с 1762). Провела секуляризацию церковных земель (1763-64), упразднила гетманство на Украине (1764). Издала Учреждение для управления губернией 1775, Жалованную грамоту дворянству 1785 и Жалованную грамоту городам 1785. Созвала Уложенную комиссию для составления нового свода законов, но ее деятельность закончилась безрезультатно. При Екатерине II в результате русско-турецких войн 1768-74, 1787-91 Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Сев. Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Вост. Грузию (1783). В правление Е. II осуществлены разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795). Современниками являлись Г. Потемкин и А. Радищев.

ИВАН III (1440-1505), великий князь московский (с 1462). В правление Ивана III сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось складывание центрального государственного аппарата. Присоединил Ярославль (1463), Новгород (1478), Тверь (1485), Вятку, Пермь и др. При нем свергнуто монголо-татарское иго («стояние на Угре» 1480), составлен первый Судебник 1497, вырос международный авторитет России, произошло оформление титула - великий князь «всея Руси», появилось название страны – Россия, принят герб государства в виде двуглавого орла.

ИВАН IV Грозный (1530-1584), первый русский царь (с 1547). С кон. 40-х гг. правил с участием Избранной рады. При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550. Проведены реформы управления и суда (Губная, Земская и другие реформы). Появилось стрелецкое войско. В 1565 была введена опричнина. При Иване IV установились торговые связи с Англией (1553), создана первая типография в Москве. Покорены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. В 1558-83 велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю, началось присоединение Сибири (1581).

ИВАН I Калита (?-1340), князь московский (с 1325), великий князь владимирский (с 1328). Подавив восстание в Твери (1327), добился у Золотой Орды права сбора монголо-татарской дани на Руси. При Иване I резиденция русского митрополита перенесена из Владимира в Москву.

КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826), писатель, поэт, первый официальный историограф. Автор «Записки о древней и новой России» (1811), «Истории государства Российского» (тт. 1-12, 1803-1826). Сторонник дворянско-монархического подхода в отечественной историографии.

КЕРЕНСКИЙ Александр Федорович (1881-1970). Участник событий Февральской революции 1917 г., товарищ (зам) председателя Петросовета (Петроградского совета депутатов). Министр юстиции во Временном правительстве (инициатор амнистии политических заключенных, провозглашения свободы слова, собраний, печати, деятельности политических партий, отмены национальных и религиозных ограничений, признания независимости Польши и др.). С марта 1917 г. - член партии эсеров, видный ее деятель. В июле 1917 возглавил Временное правительство, чем было положено прекращение двоевластию. Осенью 1917 - глава Директории, провозгласившего республику и распустившего ВРК. После свержения Временного правительства был вынужден скрыться.

ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924). На 2-м съезде РСДРП (1903) возглавил партию большевиков. В апреле 1917, приехав в Петроград, Ленин выдвинул курс на победу социалистической революции. Возглавил руководство Октябрьским восстанием в Петрограде. На 2-м Всероссийском съезде Советов избран Председателем Совета народных комиссаров (СНК). С Лениным связываются первые преобразования советской власти, политика «военного коммунизма», начало НЭП, образование СССР. В 1922 Ленин тяжело заболел и с декабря не участвовал в политической деятельности.

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765), первый русский ученый-энциклопедист мирового значения. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755). Стоял у истоков исторической науки в России. Автор трудов по русской истории, критиковал норманнскую теорию. Основоположник антинорманнской теории образования восточнославянского государства.

НИКОЛАЙ I Павлович (1796-1855), император с 1825. Подавил восстание декабристов 14.12.1825, провел следствие и суд над ними. При Николае I была усилена централизация бюрократического аппарата, создано Третье отделение, составлен свод законов Российской империи, введены новые цензурные уставы. Получила распространение теория официальной народности: самодержавие, православие, народность. Начато железнодорожное строительство. В 1837 открыто движение на 1-й в России Царскосельской ж.д. При Николае начался промышленный переворот. Были подавлены Польское восстание 1830-1831, революция в Венгрии 1848-49. В царствование Николая I Россия участвовала в Кавказской войне 1817-64, русско-персидской войне 1826-28, русско-турецкой войне 1828-29, Крымской войне 1853-56.

НИКОЛАЙ II Александрович (1868-1918), последний российский император (1894-1917). При Николае II Россия потерпела поражение в русско-японской войне 1904-05, что явилось одной из причин Революции 1905-1907, в ходе которой был принят Манифест 17 октября 1905, разрешавший создание политических партий и учреждавший Гос. думу; начала осуществляться Столыпинская аграрная реформа. В 1907 Россия стала членом Антанты, в составе которой вступила в 1-ю мировую войну. С августа 1915 года верховный главнокомандующий. В ходе Февральской революции 1917 2(15) марта отрекся от престола. Расстрелян вместе с семьей.

ПЕСТЕЛЬ Павел (1793-1826), декабрист. Организатор «Южного общества», автор программного документа «Русская Правда», предусматривавшего отмену крепостного права, введение республиканского строя в России. Повешен.

ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (1672-1725), царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), Провел реформы государственного управления: созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; деление страны на губернии, перенес столицу в Санкт-Петербург. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, заводов, верфей, каналов). Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696, Северной войне 1700-1721, Прутском походе 1711, Персидском походе 1722-1723; командовал войсками в сражениях при деревне Лесной (1708) и под Полтавой (1709). По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука. Реформы Петра I проводились путем крайнего напряжения материальных и людских сил (подушная подать), что повлекло восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705-1706, Булавинское 1707-1709).

ПОКРОВСКИЙ Михаил Николаевич (1868-1932), Популяризовал свою историческую концепцию в произведении «Русская история в самом сжатом очерке» (ч. 1-2, 1920), которая стала распространенным в послеоктябрьский период учебным пособием. Краеугольным камнем исторических воззрений Покровского стала теория «торгового капитала». Развитие «торгового капитала», колебания цен на хлеб, перемещение торговых путей, борьба за внутренние и внешние рынки определяли, по Покровскому, все перипетии и коллизии русской истории. Сторонник марксистского подхода.

ПУТИН Владимир Владимирович (р. 7 октября 1952, Ленинград), президент Российской Федерации с 2000. С 2008-премьер министр. Провел вторую чеченскую компанию (с 1999), восстановил российское государство. В 2005 г. провел монетизацию льгот, когда натуральные льготы заменялись денежной компенсацией.

СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич (1918 2008), писатель, диссидент. Участвовал в Великой Отечественной войне, арестован, прошел через лагеря (1945-1953), ссылку (1953-1956).Одним из первых стал описывать и критиковать тоталитарный режим в СССР («Архипелаг ГУЛАГ»). Вместе с А.Д. Сахаровым был наиболее известным диссидентом.

СТОЛЫПИН Петр Аркадьевич (1862-1911), министр внутренних дел и председатель Совета министров Российской империи (с 1906). В 1906 начал проведение Столыпинской аграрной реформы, составными частями которой стало выселение крестьян из общин на хутора и отруба, поощрение переселения крестьян на свободные земли Сибири, продажа крестьянам казенных земель при участии Крестьянского банка. Инициатор создания военно-полевых судов. В 1907 добился роспуска 2-й Государственной думы и провел новый избирательный закон, усиливший позиции правых партий в Думе. Смертельно ранен эсером Д.Г. Богровым.

ТАТИЩЕВ Василий Никитич (1686-1750). Труды по этнографии, истории, географии. Попытался первым создать обобщающий труд по истории – «История Российская с самых древнейших времен» (кн. 1-5, 1768-1848). Современник Петра I. Совместно с Ломоносовым стоял у истоков исторической науки в России.

ТОЙНБИ Арнолд (1889-1975), английский историк и социолог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Основной труд –«Постижение истории» (т. 1-12, 1934-61).

ХРУЩЕВ Никита Сергеевич (1894-1971). С 1953 первый секретарь ЦК КПСС. На 20-м (1956) и 22-м (1961) съездах КПСС выступил с резкой критикой т.н. культа личности и деятельности И. В. Сталина, смягчил режим («оттепель»). Проводил реформы в экономике, повысил уровень жизни населения, ввел пенсии колхозникам. Спровоцировал Карибский ракетный кризис. Недовольство государственного и партийного аппарата привело к смещению Хрущева со всех занимаемых постов в октябре 1964.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отечественная история (12)

    Программа курса
    В предлагаемом пособии рассматриваются основные этапы российской истории с древнейших времен до наших дней. Освещаются проблемы российских реформ в разные исторические периоды, раскрывается внешняя политика России.
  2. Отечественная история (9)

    Документ
    Внешняя политика СССР в 1930-е годы. Нападение фашистской Германии на СССР. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны. Создание антигитлеровской коалиции.
  3. Отечественная история учебное пособие

    Учебное пособие
    На нынешнем переломном этапе развития российского общества, закономерно возрастает интерес к историческому прошлому. Чем обусловлены современные грандиозные перемены и где их истоки? Что отжило свое и что еще сохраняет свою значимость?
  4. Отечественная история (5)

    Учебно-методическое пособие
    Л.Н. Бродовская, В.В. Буравлева, В.М. Бухараев, М.А. Галеева, А.А. Гафаров, Д.И. Люкшин, А.М. Миндрахманов Р.А. Набиев, А.А. Садыков, Р.А. Циунчук, А.М.
  5. Отечественная история (10)

    Учебно-методическое пособие
    Л.Н. Бродовская, В.В. Буравлева, В.М. Бухараев, М.А. Галеева, Л.Р. Галимзянова, А.А. Гафаров, Д.И. Люкшин, Р.А. Набиев, А.А. Садыков, А.Г. Циунчук, Р.

Другие похожие документы..